70 лет прорыва морской минной блокады ленинграда. Минная блокада прорвана! Корабельная и береговая артиллерия

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Наступление фашистских войск на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 г.

В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября фашистам удалось блокировать город с суши. По плану Гитлера, Ленинград должен был стерт с лица земли. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам немецкого командования, население Ленинграда должно было умереть от голода и холода.

8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.

Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады . В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества . Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре - весомая доля защитников Ленинграда.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза . Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дата публикации: 28.06.2017 14:17

Сегодня, 5 июня, без особой помпы Санкт-Петербург и Кронштадт отметят знаменательную дату - снятие морской или минной блокады Ленинграда.

Сразу после разгрома немецко-фашистских войск под стенами города на Неве, командование Балтийским флотом по указанию Правительства СССР принялось очищать акватории Финского залива от мин и других взрывоопасных предметов. Это была очень трудная и героическая работа. Фактически разминирование восточной части Балтийского моря началось осенью 1944 года и продолжалось до начала 60-х годов. Можем вспомнить, что еще в апреле 1943 года Военный Совет ВМФ принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах еще осажденного города десятков малых минных тральщиков - «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ». В этой напряженной и смертельно опасной работе были свои победы и жертвы. Наверное, самая значимая победа - прорыв минной блокады Ленинграда в 1946 году. По различным оценкам - более 80 тысяч мин было выставлено нами, немцами и финнами только в зоне залива. Не менее 100 тысяч мин - в различных прибрежных акваториях Балтики. Ситуация усугублялась еще и тем, что мины ставились порой хаотично, в том числе - авиацией, со льда залива, сотни и даже тысячи мин были сорваны с якорей и минрепов и свободно плавали в зоне судоходства. Была и еще одна проблема - в восточной части залива и Невской губе немцы выставили не одну сотню магнитных, антенных и акустических мин. Неконтактные тралы, а еще - на десять мин - приходилось по одному взрывоопасному устройству - минному защитнику. Специальному боеприпасу, предназначенному для уничтожения тралов и тралящих судов. Интересно, но в Архиве Военно-морского флота РФ хранится перевод обзорной статьи журнала «Navy», наших тогда еще союзников, в ней на расчистку фарватеров Финского залива давалось не менее пяти лет. Опасная и трудная работа выпала на долю бригад траления нашего Балтийского флота. Наши моряки справились с нею достойно. Едва ли не половина кораблей-тральщиков базировалась в Кронштадте. Наш город, безусловно, можно назвать участником прорыва минной блокады. Месяцами небольшие деревянные кораблики, часто с паровыми машинами утюжили фарватеры контактными и донными тралами, уничтожая «рогатую смерть». Увы, более трехсот моряков балтийцев погибли или получили ранения, только расчищая акватории восточной части залива… С окончанием войны морское сообщение Ленинграда с портами Балтики и могло поддерживаться только по шхерному фарватеру, предоставленному Финляндией. На заключительном этапе войны этим фарватером пользовались наши подводники для перехода в Балтийское море на боевые позиции в обход заминированного Финского залива. К сожалению, шхерный фарватер был предназначен только для судов малого водоизмещения, кроме того был исключительно сложен для судоходства. Ситуация осложнялась тем, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены. Важнейшее государственное значение приобрело восстановление глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу. Основным фарватером для такого морского сообщения являлся Большой корабельный фарватер, который за годы войны был многократно перегорожен минными заграждениями. Несколько месяцев героические моряки Балтийского флота «прорубали» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт. Со дня этой, к сожалению, малоизвестной, ленинградской победы прошел 71 год…

Музей истории Кронштадта

Во вторник, 5 июня, на пристани в ЦПКиО имени С.М. Кирова состоялся торжественный митинг и церемония возложения цветов к памятной стеле «Морякам тральщиков» и «Вахта памяти» – спуск на воду венка.

По традиции мероприятие началось с построения возле памятной стелы «Морякам тральщиков». Затем последовала торжественная часть. Перед собравшимися выступили представители исполнительной и законодательной власти Петербурга и общественных организаций.

В ходе церемонии к памятной стеле «Морякам тральщиков» возложили корзины цветов от: правительства Петербурга, Законодательного Собрания Северной столицы, от Главного командования ВМФ и общественных организаций. Затем на воду Средней Невки был торжественно спущен венок памяти погибшим морякам-тральщикам. Церемония продолжилась минутой молчания. Выстроился почетный караул.

Мероприятие в память о важном историческом событии проходит в Петербурге уже в 11 раз. Как отмечает заместитель председателя Комитета по социальной политике Галина Колосова, для Петербурга – это одна из самых ярких страниц в военной истории нашего города. Это было значимое событие для восстановления судоходства. Галина Колосова напомнила, что в годовщину 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны на Серафимовском кладбище была установлена стела в память о моряках, погибших при очистке Финского залива от немецких мин. В 2016 году в Петербурге принято решение об установке памятника «Подвигу моряков тральщиков Балтийского флота» в Кронштадте. Заказчиком выступил «Союз ветеранов судостроения». В настоящее время ведется работа по изысканию средств на проектирование, изготовление и установку памятника. В память о важном событии – открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки – дата 5 июня «День прорыва морской минной блокады Ленинграда» внесена в Закон Санкт-Петербурга «О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге».

– Петербург – это морской город, он был задуман Петром Великим в первую очередь для обеспечения выхода в море. Вся история нашего города неразрывно связана с судостроением и судоходством. Поэтому ситуация морской минной блокады – максимально неестественная для нас, даже в тот момент, когда блокада на суше уже была снята. Несмотря на все тяжелые последствия Великой Отечественной Войны, городу удалось за полтора года провести серьезные мероприятия по разминированию такого сложного фарватера, как Финский залив. Профессионализм людей, которые занимались этой кропотливой работой, заслуживает большого уважения, – говорит Надежда Тихонова, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Законодательном Собрании Петербурга.

Для моряков кораблей и бригад траления война не закончилась 9 мая 1945 года. Только 1963 год считают годом полной ликвидации минной опасности на Балтийском море. Когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов. Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, завершилась к началу июня 1946 года. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

– Во время любых потрясений главными стратегическими объектами становятся объекты связи и транспортная инфраструктура. В годы Великой Отечественной на Ленинград выпали едва ли не самые суровые испытания. И связующие нити с большой землей были почти все разрушены из-за блокады. Восстановление шло с одной стороны молниеносно (возьмем, к примеру, факт стремительного появления Дороги Жизни), с другой же – мы до сих пор не восстановили все утраченное в борьбе с фашизмом. На этом фоне подвиги важны абсолютно все. Только одни подвиги имеют всемирную известность, а другие –более локальны. И вот подвигу советских тральщиков немного не повезло. Город имеет дату прорыва блокады – 18 января, день полного освобождения – 27 января. У нас помнят и трагический день – 8 сентября. Спросите прохожих про 5 июня, про тральщики, про прорыв морской минной блокады. Я подозреваю, что процент знающих не будет большим. Но это не означает, что дата малозначительна. Ленинград всегда был морским портом. Он и возник с целью выхода России к морю. Заминированный фарватер лишал город одной из самых главных и исторических транспортных нитей, что ни много ни мало нарушало саму идею Петра I, – поделился мнением Александр Урядов, заместитель директора по дополнительному образованию и молодежной политике Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина.

Юрий Митрофанов, заместитель председателя Адмиралтейского Координационного Совета общественных ветеранских организаций ВМФ поведал, как проходило разминирование.

Тралили мину. Она всплывала. Два матроса на шлюпке подплывали к мине. Они должны были установить заряд. Одно неправильное движение – и все. Зарядное устройство срабатывало через пять минут. Матросы должны были успеть «убежать», чтобы не попасть под взрыв. Люди, которые этим занимались, конечно, герои, — рассказал Юрий Митрофанов.

Юрий Митрофанов сообщил, что в Петербурге появилась идея создать морскую альтернативу Юнармии под названием «Юнфлот». Ведь уже сейчас немало ребят носят морскую форму и учатся в морских классах. Идею поддержал Морской Совет при правительстве Санкт-Петербурга.

–Идея наша, петербургская. Она нашла отклик в Морском Совете при Правительстве Санкт-Петербурга, и они активно в этом участвуют. Почему у нас нет такого, ведь мы – морская столица. Полгода мы бьемся. Эта идея назрела давно. И все ее поддержали, - сказал в интервью «Сергиевским курантам» Юрий Митрофанов.

Михаил Петухов – участник боевого минного траления. В 1951 году он служил в 23- дивизии 94-й бригады на тральщике «704» на таллиннском направлении. Он проводит патриотическую работу среди школьников и курсантов.

О подвиге тральщиков знают гораздо меньше, чем о других военных событиях. В водах Финского залива было расставлено около 45 тысяч мин, пострадали 500 военных кораблей. Ценой жизни моряков, а погибло более 1300 человек, выполнена задача по разминированию. За время военного и послевоенного периода подорвались на минах 149 тральщиков и катеров-тральщиков. Необходимо, чтобы об этом знали как можно больше.

–Мы не должны черстветь. Это недопустимо. Если мы этого не сделаем, никто не сделает, – сказал Михаил Петухов.

В Петербурге создан и действует Объединенный Совет ветеранов охранно-водных районов и бригад траления Балтийского флота, ныне Совет ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море. Рабочих и инженеров, которые в тяжелые военные и первые послевоенные годы строили на ленинградских судостроительных предприятиях тральщики для разминирования Балтийского моря, объединяет общественная организация «Союз ветеранов судостроения».

Воспоминания ветеранов пытаются записать и сохранить. Сейчас, когда со времен их подвига утекло много воды, это непростая работа. Глава Совета ветеранов общественной организации соединений ОВР и бригад траления ВМФ в минной войне на море Николай Иванов написал книги: «Книга памяти героев минной войны на Балтике» и «Хроника минной войны на Балтике: день за днем».

10:30 — REGNUM

В Петербурге сегодня, 5 июня, вспоминают тех, кто помог победившему Ленинграду вырваться из минной блокады, в которую его «заковали» враги во время Великой Отечественной войны.

Commons.wikimedia.org

День прорыва морской минной блокады Ленинграда установлен городским законом в память о важном историческом событии — открытии прохода по Большому корабельному фарватеру от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки, состоявшемся 5 июня 1946 года.

В годы войны для блокирования Ленинграда с моря военно-морской флот нацистской Германии установил в Финском заливе множество многоярусных минно-заградительных рубежей, состоящих из десятков тысяч морских мин. В результате этого Финский залив стал непроходим для судов.

После полного освобождения Ленинграда от блокады в январе 1944 года и выхода Финляндии из войны на стороне Германии в сентябре того же года появилась возможность для начала очистки Финского залива от мин.

Но этих смертельных ловушек было так много, что даже к концу войны Финский залив по-прежнему оставался районом, закрытым для мореплавания. Расчистка судоходного фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944 года, была завершена только к началу июня 1946 года.

Перед открытием фарватера для судоходства по нему одновременно прошли четыре дивизиона тральщиков, сумевших обнаружить и ликвидировать еще несколько мин.

Наконец, 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота сообщил всем мореплавателям об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллин-Хельсинки. После этого вновь приступил к работе Ленинградский морской порт, отправляя и принимая гражданские суда.

Однако работы по разминированию всей акватории Финского залива продолжались до 1963 года.

«Благодаря самоотверженному, героическому труду советских моряков 72 года назад был очищен от мин Большой корабельный фарватер и обеспечен безопасный выход судов в открытое море. Этот подвиг балтийцев навсегда останется в летописи славных дел Санкт-Петербурга и всей нашей страны», — заявил в своем обращении по случаю памятной даты глава Заксобрания Петербурга Вячеслав Макаров .

Политик напомнил, что каждый боевой выход на траление требовал от советских моряков огромного мужества и профессионализма, а многие моряки не вернулись на базу.

«Невозможно переоценить доблесть и отвагу экипажей тральщиков Балтийского флота. В течение нескольких лет они ежедневно рисковали жизнью, расчищая морские подходы к Ленинграду. Вечная слава героям, продолжавшим сражаться за наш город и после того, как уже отгремели последние залпы войны» , — добавил спикер городского парламента.

В Петербурге в этот день проходит торжественно-траурная церемония возложения цветов к памятнику катерным тральщикам в ЦПКиО им. С.М. Кирова.

История вопроса

На смену политике 90-х, когда нападению подвергалось всё, что связано с Советским Союзом, в России пришла направленность на патриотическое воспитание и сохранение духовных скреп, объединяющих граждан России. Важнейшее место здесь заняла память о победе в Велико Отечественной войне, как проявления массового патриотизма и героизма советского народа.
Вместе с тем, попытки искажения военной истории продолжаются как со стороны иностранных журналистов, историков и деятелей искусства, так и внутри России. Так, опрос РАНХиГС в 2015 году показал, что 60% российских граждан замечают подобные искажения в отечественных СМИ, а 82,5% - в иностранной прессе.
Особо яростная борьба с наследием Великой Отечественной войны ведётся в странах, прямо или косвенно поддерживающих фашистские идеи: в первую очередь, на Украине и в Прибалтике.

Восьмого сентября отмечается скорбный юбилей - 75 лет со дня начала Блокады Ленинграда - одного из самых страшных преступлений Второй мировой войны, совершенных нацистской Германией и ее союзниками.

Считается, что Блокада Ленинграда длилась 900 дней . Однако на самом деле блокадных дней было 872 дня - с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Как утверждают сегодня историки на основании последних данных, Блокада Ленинграда унесла жизни около полутора миллионов человек, 97% жертв погибли от голода.

Основные даты, связанные с Блокадой Ленинграда

  • 8 сентября 1941 года - День начала блокады;
  • 18 января 1943 года - День прорыва блокады;
  • 27 января 1944 года - День полного снятия блокады;
  • 5 июня 1946 года - День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

Начало блокады

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда с остальной частью СССР. Однако фактически блокада началась двумя неделями раньше - 27 августа было прервано железнодорожное сообщение города с Большой землей, на вокзалах и в пригородах Ленинграда к этому времени скопились десятки тысяч людей, пытавшихся уйти на восток. Также в городе в это время уже находились более 300 тысяч беженцев из захваченных гитлеровцами западных областей СССР и республик Прибалтики.

Голод

Ленинград вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Продовольственные карточки были введены в городе еще 17 июля, но продукты особо не экономили, нормы были большие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было.

Однако уже к началу блокады оказалось, что в городе не было достаточных запасов продовольствия и топлива, а единственной ниточкой, связывающей Ленинград с Большой землей, была знаменитая Дорога жизни, проходившая по Ладожскому озеру и находившаяся в пределах досягаемости артиллерии и авиации противника.

Катастрофическая ситуация с продовольствием для осажденного города стала ясной 12 сентября, когда были закончены проверки продуктовых складов. Сказались не только потери из-за разбомбленных во время первых авианалетов знаменитых Бабаевских складов, где было сосредоточено значительное количество продовольствия, но и ошибки в распределении продуктов в первые два месяца войны. Первое резкое снижение норм выдачи продуктов произошло 15 сентября. После этого нормы снижались до декабря, замерев на минимальной отметке в знаменитые 125 блокадных грамм, которые полагались детям и иждивенцам.

Кроме того, с 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера действовала до середины 1944 года). Также была запрещена официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам. При этом на черном рынке, который действовал в Ленинграде всю войну и блокаду, за ценности можно было выменять продовольствие, топливо, медикаменты и т.д.

В октябре жители города уже почувствовали явную нехватку продовольствия, а в ноябре начался настоящий голод. Особенно страшно было, когда до установления льда на Ладоге продовольствие в город доставлялось только по воздуху. Только с началом зимы Дорога жизни заработала в полную мощь, но доставленных по ней продуктов, естественно, не хватало. При этом все транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника.

Суровая зима 1941-42 года усугубила ужасы массового голода, что привело к огромным жертвам именно в первую блокадную зиму.

Жертвы блокады

За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до полутора миллиона человек. На Нюрнбергском процессе речь шла о 632 тысячах погибших, однако позже это число неоднократно пересматривалось, увы, в сторону увеличения. Только 3% погибших стали жертвами бомбежек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!

В первые месяцы блокады, несмотря на мизерные нормы выдачи хлеба, смерть от голода еще не стала массовым явлением, и большую часть погибших составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Именно тогда на стенах некоторых домов появились знаменитые надписи: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна».

Надписи делались на домах на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как гитлеровцы вели обстрел города с юга и юго-запада - из дальнобойных орудий, установленных на Пулковских высотах и в Стрельне.

Это связано с тем, что обстрел Ленинграда велся только с территорий, оккупированных немецкими войсками, финские части, замыкавшие блокаду с севера, город почти не обстреливали. В Кронштадте такие надписи наносились на юго-западных сторонах улиц, поскольку немцы вели обстрел со стороны оккупированного Петергофа.

Самая знаменитая надпись на четной «солнечной» стороне Невского проспекта была сделана летом 1943 года двумя девушками - бойцами Местной противовоздушной обороны (МПВО) Татьяной Котовой и Любовью Герасимовой.

Увы, настоящие надписи на стенах не сохранились, однако в 1960-1970-е годы часть из них была воссоздана в знак памяти о героизме ленинградцев.

В настоящее время надписи «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» сохраняются по следующим адресам:

  • Невский проспект, дом 14;
  • Лесной проспект, дом 61;
  • 22 линия Васильевского острова, дом 7;
  • Посадская улица в Кронштадте, дом 17/14;
  • Улице Аммермана в Кронштадте, дом 25.

Все надписи сопровождаются мраморными мемориальными досками.

Подвиг Ленинграда был отмечен еще до окончания войны. Приказом верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. Вместе с Ленинградом этого звания были удостоены еще три города - Сталинград, Севастополь и Одесса.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!