А он мятежный ищет бури. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова

Лермонтов написал стихотворение «Парус» в 1832 г. Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни.

По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова. От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды.

Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва («в краю родном») и Петербург («в стране далекой»).

Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье.

В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка.

Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. «Парус» — прекрасный образец пейзажной лирики. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину («голубом», «золотой»).

Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя.

В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой – редкое поэтическое качество. Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Давайте послушаем, как читает стихотворение «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова Дмитрий Бурлаков.

Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова

Лирическое произведение написано в романтической традиции. В стихотворении прослеживается параллельное изображение объекта - паруса - и чувств лирического героя. Параллель, проводимая автором, запечатлела смену пейзажа и внутреннего состояния героя. В произведении отображены размышления о смысле жизни и будущем, которые были актуальны для молодого поэта в момент написания произведения. Ведь стих был написан Лермонтовым в 18 лет перед его поступлением в юнкерскую школу. Незадолго до этого автор расстался с мечтой получить филологическое образование, и его настроения отразились в данных строках.

Композиция и жанр

Произведение включает три строфы. В каждой из них за описанием паруса в море следует лирическое изложение внутренних мыслей и раздумий героя. Отделяют эти две линии многоточия, выражающие общее настроение задумчивости автора.

Поэт постепенно переходит от изображения тихого морского пейзажа до бури чувств лирического героя. Если первым строкам присущ созерцательный характер, то в середине начинается легкий шторм, начинают играть волны, а завершает стих желание бури, настоящей стихии. Причем это чувство присуще герою, в противовес безмятежной картине штиля, в которой центральной фигурой выступает парус.

Если в первой строфе прослеживается единение белоснежного паруса и героя в чувстве одиночества, то в завершении они противопоставляются. Штиль вокруг паруса противоположен внутренним метаниям героя, желанию окунуться в стихию, жить настоящей жизнью, полной чувств и авантюрных приключений.

Жанр произведения – пейзажно-символическая лирика, лирическая новелла. Потому что в произведении сквозь изображение пейзажа проступает глубокий философский смысл: в жизненной стихии каждый человек напоминает парус, который по сути своей одинок, и вся жизнь посвящена попыткам выплыть, выбраться из бури житейских перипетий.

Написан стих четырехстопным ямбом, рифма – перекрестная.

Образы и аллегории

Главный образ в произведении – сам автор, его экзистенциальная суть. Необычна его подача, он будто проступает из-за морского пейзажа. Читатель может его почувствовать в отстраненном рассказе автора о белоснежном парусе. Лирическое «Я» скрыто за образом паруса, качающегося на морских волнах. Поэт выразил таким образом неопределенность его молодой жизни, внутренние поиски своего призвания и неуверенность в будущем.

Парус аллегоричен, через него показана внутренняя жизнь героя. Точно так же через образ бушующего моря передается понимание жизни как переменчивой стихии, с которой необходимо бороться и преодолевать трудности. В образе паруса заключены две самые важные для Лермонтова аллегории – одиночество и свобода. Для автора эти понятия были синонимичны. Именно поэтому в завершение автор решает обрести внутреннюю гармонию в буре.

Выбор тропов подчиняется общему символизму произведения. Скрытым смыслом наполняют пейзаж олицетворения: волны играют, свищет ветер, просит бури.

Стих насыщен глаголами, что придает определенной динамичности в изображении героя наряду с тем, что пейзаж в основном статичен, и позиция героя якобы созерцательная.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..

Также символизма придает использование синтаксического параллелизма в сочетании с анафорой.

Произведение «Парус» – яркий пример романтической лирики.

В поэзии Лермонтова неизменно присутствуют "вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Никола́й Дми́триевич Мордви́нов (2 февраля 1901 - 26 января 1966, Москва) - советский российский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец), театральный режиссёр. Лауреат Ленинской (1965) и трёх Сталинских премий (1942, 1949, 1951). Народный артист СССР (1949).

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы, — он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в бурях есть покой!

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!

А он, мятежный, просит бури…

Небезызвестные строки М.Лермонтова из стихотворения «Парус». Как знаем, поиски той самой бури и привели к тому, что случилось вскоре в «тогдашней» России. То есть, политические процессы, ведущие к смене одной общественной формации другой, были всегда.

А то, что имеет место сегодня? - Надо сказать откровенно и конкретно - всё это, по большому счёту, есть ни что иное, как «чрезвычайные ситуации» социально - политического характера, вызывающие, в той или иной мере дестабилизацию этой самой социально-политических процессов в том регионе, где это происходит. Что, как сами понимаем, может вести к определённому ущербу в материальной области, в общественном сознании населения. Или - не к ущербу, а качественно новому изменению этого сознания. А это - очередной «виток» исторического развития самого общества, то есть - явление неотвратимое. Так, что, отнесёмся к этим самым чрезвычайным ситуациям - так обозначим возникшие коллизии, спокойно и посмотрим, что же проистекает на самом деле.

В общем-то, «чрезвычайные ситуации» распределяются на: чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера. Чем дальше мы уходим от того общества, которое называли тоталитарным, тем больше получаем такого рода ситуаций во многих республиках бывшего СССР - Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине... Всё, вроде-бы, свидетельствует в пользу того, что процессы под названием «чрезвычайные ситуации» - неотвратимы и поочерёдно «подбираются» ко всё новым и новым регионам «постсоветского пространства».

События, произошедшие в Киргизии, ставшие уже достоянием истории, можно охарактеризовать как «чрезвычайная ситуация социально-политического характера», связанная, в какой-то мере, и с противоправными действиями части населения, устремившейся в мародёрство и погромы. То есть, чрезвычайная ситуация социально-политического характера несёт в себе угрозу, для населения, прежде всего. Но такая угроза может возникать при определённых условиях, в частности - при отсутствии организующей роли какого-то головного органа этой «бури», слабости этого органа (возглавляемого спонтанно появившимся вожаками) или при несвоевременной реакции лидеров чрезвычайной ситуации - на агрессивные поползновения толпы. Таким образом, «вольно - невольно», мы приходим к тому, что толпа - серьёзный двигатель социальных катаклизмов, которая, во-многом, определяет исход чрезвычайной ситуации. Постараемся же проанализировать феномен толпы. Итак, толпа - это значительное скопление людей на улице, чьё внимание привлекло какое-либо событие.

Может быть случайная толпа - скопление людей, которое возникло при наблюдении: за дорожно-транспортным происшествием; за общественной акцией политической партии; за акцией предприятия, представляющего свою продукцию; на футбольном матче… С одной стороны, такая толпа - это совершенно неагрессивное скопление народа, и ожидать каких-либо неприятностей от этого, вроде бы, не приходится. С другой - при случайно возникших экстраординарных обстоятельствах, эта мирная толпа может стать источником повышенной опасности. К примеру, в Аргентине случилось возгорание магазина, торгующего пиротехническими изделиями, и получился красочный фейерверк. На это зрелище устремилась случайно возникшая толпа, которая затруднила доступ к очагу возгорания полиции и пожарных, вследствие чего пожар быстро распространился. От него пострадали очень многие в этой же толпе. Или, вот, футбольные фанаты ведут себя совершенно по-разному, в зависимости от успехов или неуспехов своей команды. То есть, неагрессивное, сначала, скопление народа под названием толпа становится причиной возникновения экстраординарных обстоятельств, определяемых как ситуация повышенной опасности. Можно сказать, что случайная толпа зачастую и есть тот самый двигатель социальных катаклизмов, которые потрясают общество.

Экспрессивная толпа - создаётся из людей, которые совместно выражают свои чувства (радость, горе, протест, солидарность). Такая толпа, в принципе, более опасна, чем случайная. Например, свадьба, где гуляют, часто, до тех пор, пока не разразится скандал и «мордобитие». Не случайно, поэтому, перед свадьбой часто спрашивают: «А драку заказывали?». Или, вот митинги в знак протеста или солидарности: противоположная сторона, спровоцированная агрессивными действиями экспрессивной толпы, может вступить в «рукоприкладство» с митингующими, или, хуже того, - применить оружие. В качестве «спускового крючка» при агрессивных действиях экспрессивной толпы может быть употребление спиртного отдельными индивидуумами в ней, «нарывающимися» на конфликты и неприятности со всеми вытекающими последствиями.

Конвенционная толпа - это участники массовых развлечений, которые могут также, в состоянии алкогольного опьянения перейти в состояние толпы экспрессивной и, как говорится, «натворить дел»! Футбольные фанаты, «разогретые» спиртным, часто так и делают, впоследствии сами не могут понять, как случилось всё то, что они натворили.

Действующая толпа - та, которая не ограничивается, как явствует из названия, одним созерцанием, она - в движении, в действии. И, в зависимости от видов действий, может быть агрессивной, панической, корыстной и повстанческой.

Всякая толпа, при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, может начать действовать, становясь либо агрессивной, либо панической, либо корыстной или повстанческой. К примеру, при дегустации продукции ликёро-водочного завода, когда собравшиеся (случайная толпа) несколько «подхмелели», вдруг ловят карманного вора. В парах спиртного, кто-то начинает самосуд, вся толпа поддерживает расправу, в итоге, уже действующая агрессивная толпа наносит увечья пострадавшему. Такая же агрессивность присуща толпе, возмущённой социальной несправедливостью, тогда-то, также при определённых условиях (призыв, провокация, алкоголизация, вызывающее поведение оппонентов и прочее), она и реализует свою агрессивность.

И, опять обратимся к свадьбам, где экспрессивная толпа часто переходит рамки, вступая в пределы агрессии, становясь толпой агрессивной. То же касается и конвенционной толпы - при массовых развлечениях. Опять о футболе: вероятен переход такой толпы в действующую агрессивную, в связи с событиями, происходящими на поле - необъективность судьи; замечания противоположной стороны, задевающие честь и достоинство нации; прочее… И, конечно, - толпа на массовых собраниях на улицах и майданах…

Не будем подробно останавливаться на остальных видах действующей толпы: паническая - массовый побег людей от неожиданных опасностей; корыстная - овладение какими-либо ценностями или благами; повстанческая - справедливое возмущение против власти, которая проводит антинародную политику, принимает необоснованные кадровые решения…

Обратимся, всё же, к тем общественно-политическим событиям, что наблюдаются в последнее время и у нас, и в других, можно сказать, «горячих точках» бывшего СССР.

Украина: роль толпы оказалась чрезвычайно важной, но, как показали события, толпа толпе - рознь! Достаточно большая группа людей, существующая на протяжении короткого времени - та самая толпа, которая известна во все времена и у всех народов. Этой толпе присущи все признаки, о которых было сказано. В течение короткого времени составляющие толпу люди не успевают определиться в симпатиях и интересах. Потому такая толпа может претерпевать изменения, которые случайную, экспрессивную или конвенционную толпу могут преобразовывать в действующую. Это случается необязательно, но, в принципе, может наблюдаться. Полагаем, именно такого рода события происходили в Киргизстане, когда повстанческая толпа, которой двигали благие намерения и которая справедливо «возбудилась» против власть имущих, в силу короткого периода её существования, принялась громить, грабить и совершать другие акты насилия. То есть, она превратилась в действующую, агрессивную и корыстную толпу. Надо сказать, что участники толпы размещаются в ней на небольшой площади, чаще всего, очень тесно, что и даёт им возможность поддерживать между собой определённый контакт. Они постоянно получают информацию от соседей о происходящем за пределами толпы, сами не обладая какими-либо возможностями «отслеживать» происходящие события. Потому-то, внешние стимулы, слова ораторов (которых они могут и не слышать), реплики неуравновешенных в психическом состоянии лиц, находящихся рядом, могут серьёзно воздействовать на эмоциональные проявления остальных, вовлекая их в свою напряжённость. В итоге появляются черты «коллективной души» толпы, присущие, в большей или меньшей степени, всем разновидностям толпы. Проникнувшись единым настроением и чувствуя свою монолитность, толпа очень быстро может стать гневной, агрессивной, склонной к действиям, стоящим на грани закона и правопорядка или явно их нарушающими.

Такой ход развития событий, имея место в Киргизии, предопределил сумбурность их исхода, сводя «на нет» завоевания, которые логически вытекали из действий и внутреннего содержания толпы повстанческой. Нельзя сказать, что, в итоге, не произошли качественные позитивные изменения в общественно-политическом устройстве. Однако эти события могут заметно отличаться от чрезвычайных ситуациях в других странах и регионах (догадаемся сами, в каких!). И, как было, замечено, из-за того, что «толпа - толпе - рознь!».

Поясним это более детально. Психика и проявление эмоций каждого, отдельно взятого индивидуума, в толпе неминуемо изменяются. Под влиянием атмосферы, царящей в таком скоплении людей, часто в возвышенном и приподнятом настроении, что можно расценить и как эйфорию, субманиакальное состояние, сама личность просто нивелируется, «растворяется». Нет уже особенного и неповторимого, что свойственно данной личности, всё «отходит на задний план». Эмоционально окрашенные действия происходят на подсознательном уровне. В едином, как говорят, - порыве!

И как много зависит, при этом, от лидеров, «трибунов», которые возглавляют толпу, что так склонна к преобразованиям в ней к а ч е с т в е н н о. Насколько важно сохранить в толпе черты, которые привели людей на улицу или майдан. Это, прежде всего, верность идее, которая формирует саму суть толпы повстанческой и нацеленность на конечный результат. Отсюда выскажем соображения в связи с имевшими место общественно- политическими катаклизмами в современном обществе. Полагаем, произошедшие события на Майдане Незалежности в Киеве несколько отличались от феномена толпы, который укладывался в рамки приведенной выше классификации. Существо повстанческой толпы претерпело качественные изменения, превратив её в орудие достижения совсем других целей (сугубо личных, корыстных и совсем не отвечающих чаяниям повстанческой толпы) - её лидерами. Эмоционально окрашенные действия с единой всепоглощающей идеей, с категоричной уверенностью в своих безграничных силах привели к тому, что многих и многих в этой толпе, и, прежде всего её руководителей, просто…понесло. Более того, исторические события часто демонстрируют тот факт, что чувство полной безопасности может трансформироваться в безответственность, безнаказанность и вседозволенность, что может привести к непоправимым последствиям.

Социальные опасности (исходящие от определённых групп людей и угрожающие жизни и здоровью граждан), практически, отсутствовали повсеместно, с самого начала и до окончания процессов при этих чрезвычайных событиях. Отсюда следует, что в самих группированиях людей, стоящих и на площади, и возглавлявших те или иные структуры с обеих противоборствующих сторон, просто не было носителей таких опасностей социального характера, которые, в иных условиях и ином государстве обуславливают возникновение экстремальных ситуаций, имеющих чрезвычайный разрушительный характер. Похоже, что лидеры толпы на Майдане и другой противоборствующей, имеют очень приличную подготовку в вопросах стратегии и тактики, а также прекрасно ориентировались в психологии толпы.

А, что есть «мятежный»? «Праведный» или нет? Покажет, как говорится, время! Но, факт, что он - «мятежный», ищет бури.... И «буря» должна была грянуть, ибо таким представлялось течение истории. Пусть это не та самая буря, а чрезвычайные события, но они уже состоялись, и других, судя по всему, не ожидается. «Проскочим» очередные выборы, и, согласно историческому ходу событий, должен настать покой. Чего и ждём со всей определённостью!

Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член Межрегионального союза писателей Украины, врач.

В работе использованы данные из книги « Безпека життєдіяльності”, Харків, 2000, автори: О.С.Бабьяк, О.М.Сітенко, Ф.В.Ківва, І.В.Капусник, Б.М.Заболотний,

В поэзии Лермонтова неизменно присутствуют "вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Дата написания: 1832 год

Читает Михаил Царев
Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, - 10 ноября 1987, Москва) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!