А. Пушкин "Пророк": анализ стихотворения

«Пророк» – одно из наиболее известных стихотворений Пушкина . Александр Сергеевич написал его осенью 1826 года во время ссылки в Михайловском. Для поэта это был очень сложный период. Пушкин глубоко переживал расправу над декабристами, со многими из которых дружил, и переосмысливал свое место в обществе.

Основой произведения стал библейский сюжет из VI главы книги пророка Исайи. Но автор наполнил его совершенно иным философским смыслом, превратив в манифест о предназначении писателя. Эту тему Пушкин поднимал в своих произведениях и раньше, используя традиционные образы античной мифологии: Парнас, Аполлон, муза, лира. Но до «Пророка» ничего подобного по силе эмоционального воздействия и глубине мысли в его творчестве еще не было.

Стихотворение «Пророк», написанное в жанре оды , поражает торжественностью стиля и яркостью художественных образов. Поскольку монолог представлен от первого лица, читатель невольно ассоциирует лирического героя с автором произведения. Некоторые современники Пушкина даже обвинили поэта в том, что он возгордился и возомнил себя «божьим избранником». Но анализ произведения показывает, что Александр Сергеевич лишь декларировал творческую программу каждого настоящего поэта.

«Пророк» состоит из трех частей, в которых последовательно прослеживается преображение героя. В первой части он «духовной жаждою томим» влачится в «пустыне мрачной» . Всего одно предложение, но какой емкий образ! Поэт находится в духовном и творческом поиске. И вдруг «на перепутье» он встречает шестикрылого серафима – вестника Бога. Нисколько не удивляет «перепутье» в пустыне, где нет дорог. Ясно, что это символ выбора , к которому подошел герой.

Встреча с серафимом, согласно библейским канонам, говорит о многом. Ведь это наиболее приближенные к Богу ангелы, которые являются только исключительным людям. Пушкин подчеркивает значимость поэта, его избранность для важной миссии.

Во второй части стихотворения мы видим поэтапное перерождение героя, которое происходит на глазах. Первая ступень – символическое открытие глаз и приобретение чуткого слуха. Это лишь результат простого прикосновения. Но следующие метаморфозы далеко не так безболезненны. Видеть и слышать более тонко и глубоко, чем обычный человек, для настоящего поэта – мало. Чтобы выражать открывшуюся мудрость, не годится «празднословный» , «лукавый» и «грешный» язык. Его следует вырвать и поменять на «жало мудрыя змеи» .

Но и острым «жалящим» словом, несущим истину, не создать образцы высокого искусства. Ясный разум, наблюдательность и талант будут холодны и мертвы без горячего сердца. Поэтому ангел вонзает в грудь героя «угль, пылающий огнем» . После такого преобразования поэт достоин нести людям свет истины. И «божий глас» воскрешает духовный «труп» , которым тот был до встречи с серафимом, чтобы новоявленный пророк напоминал людям о «божьей искре» в каждой душе.

В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк. Это:

  • многочисленные метафоры «неба содроганье» , «глаголом жги» ;
  • эпитеты «жало мудрыя змеи» , «язык празднословный» , «духовная жажда» ;
  • сравнения «как сон» , «как труп» , «как у испуганной орлицы» .

Для усиления божественности сюжета поэт использует много старославянских слов: персты, зеницы, глас, виждь, внемли, горний . Они наполняют текст библейской атмосферой. Это было необходимо Пушкину, чтобы подчеркнуть истинность своих суждений, опираясь на непререкаемый авторитет Святого Писания. Эмоциональной напряженности добавляют и строки, которые начинаются с союза «и». Такое стилистическое построение характерно для библейских текстов.

Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя. Пушкин использует различные виды рифмовки. Похоже, в этом произведении Александр Сергеевич не добивался совершенства формы, а полностью был сконцентрирован на содержании стиха.

Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей» . В этом его подлинное призвание.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение «Пророк» А.С. Пушкин написал осенью 1826 года. В это время он находился в ссылке в Михайловском за вольнодумство. Летом 1826 года поэту стало известно, что пятеро его друзей-декабристов были казнены. Он узнал тогда и о том, что многие его товарищи были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин потом жалел, что в это время он находился в Михайловском, иначе бы он, так же как и его друзья участвовал в восстании декабристов. Поэт сильно переживал расправу над своими товарищами. Стихотворение «Пророк» стало неким откликом на все эти события.

Изначально А. Пушкин написал четыре стихотворения, направленные против политической власти. Все они были объединены в цикле «Пророк». Однако из него до нас дошло только одно стихотворение. Остальные три были в то время уничтожены. В этих стихах писатель хотел доказать, что он пишет по велению своей души, а не по приказанию политической власти. Что он имеет право на самовыражение. Отвечать же за свои грехи он будет только перед Богом.

Жанр стихотворения

Жанр «Пророка» – духовная ода. Стихотворение поражает выразительностью художественных образов и торжественностью стиля. Произведение было не оценено многими его современниками. Оно вызвало резкую критику с их стороны. Так как монолог лирического героя ведется от первого лица, то его современникам стало казаться, что автор повествует о себе. Из-за этого многие стали считать, что А. Пушкин стал слишком много о себе воображать. Ведь он не «посланник Бога», а обычный человек. Они ошиблись. Поэт в своем стихотворение всего лишь хотел доказать важность предназначения поэта. Именно поэтому «Пророк» был написан в таком жанре, хотя раньше оды посвящались только грандиозным событиям в стране или создавались для восхваления царственных особ. Пушкин в своем стихотворение хотел показать, что искусство - это не просто попытка самовыражения. Оно создается не для получения прибыли или славы. Оно имеет благородную цель, исполнение которой можно посвятить всю жизнь.

Следует обратить внимание в стихотворение на то, что его персонаж в нем перерождается. Пушкин хотел сказать этим то, что он, как и любой другой человек несовершенен. Но все же он стремится стать лучше. Каждое свое произведение он старается наполнить великим смыслом. Он пытается через него донести ту правду людям, которую они сами не замечают. Человек, который не боится говорить о своих недостатках, не может быть излишне гордым. Через свое стихотворение он хотел объяснить другим автором, что искусство – это великая вещь. Стихи, написанные для утверждения собственных амбиций, ничтожны.

Интертекстуальность

Основой сюжета является библейское сказание пророка Исайя, находящееся в 6 главе его книги. В нем повествуется о видение пророка, в котором к нему является серафим. Он очищает пророка от грехов, после чего последний слышит глас Божий, который посылает Исайю нести духовную правду людям.

Тема и идея

К теме «поэта и поэзии» рано или поздно обращается любой писатель. Пушкин особенно ярко ее представил в своем стихотворение «Пророк». В нем он сравнивает поэта с библейским пророком. По его мнению, они оба должны «открывать глаза» людям на правду. Это очень тяжелая миссия, так как эта правда не всегда бывает «хорошей», все как раз наоборот. Чаще всего, она «горькая», поэтому люди категорически отказываются ее замечать. Предназначение поэта нести божественную истину людям и является идей произведения. Она постепенно раскрывается на протяжении всего стихотворения.

Композиция и сюжет

Стихотворение состоит из трех частей.

  1. Первая часть совсем маленькая. Она состоит всего из одного, но очень важного предложения. В нем описывается внутреннее состояние героя до его встречи с вестником бога шестикрылым серафимом. Герой в это время пребывает в творческом поиске. Ему не хватает духовных знаний. Он хочет понять свое предназначение в жизни.
    С серафимом лирический герой сталкивается на перепутье. Это очень символично. Перепутья нет, и не может быть в пустыне. Оно в данном случае выступает символом выбора, к которому пришел герой. Символично и появление вестника Бога. Согласно канонам Библии, его мало кто может увидеть, он является лишь к исключительным людям. Тем самым автором подчеркивается избранность поэта.
  2. Во второй части А. Пушкин показывает, как происходит перерождение лирического героя. Сначала серафим прикасается к глазам и ушам пророка, и тот начинает видеть и слышать то, что для других незримо и неслышно. На этом преображение героя не заканчивается. Недостаточно видеть и слышать больше чем простые люди. Поэтому серафим вырывает его язык и меняет на жало змеи. Рассекает ему грудь, вынимает сердце и вставляет на его место пылающий уголь. Это делается для того, чтобы герой мог правильно доносить до людей божественную мысль. Но и этих преобразований недостаточно. Для того чтобы творить, нужна цель. Без нее поэт остается «трупом». Эту цель ему дает Бог.
  3. В третьей части повествуется о том, как герой начинает слышать глас Божий, который требует от него «жечь» своей речью сердца людей.

Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»

Это стихотворение отличается от многих других его произведений тем, что в нем А. Пушкин обращается не к мифам Древней Греции, а к Библии. Если раньше его героями были Аполлон и Парнас, муза и лира, то теперь свои мысли он пытается передать через библейского пророка.

Предлагаем вам еще раз освежить в памяти известные

Стихотворение "Пророк" было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в тысяча восемьсот двадцать шестом году, то есть практически сразу после трагичных событий в истории России, происходивших при восшествии Николая Первого на престол в тысяча восемьсот двадцать пятом году на Сенатской площади в Санкт- Петербурге.

Темой данного произведения является назначение и судьба поэта и поэзии в обществе. Александр Сергеевич описывает полумертвого путника, одинокого, с трудом перемещающегося по пустыне. Но вдруг, к нему спускается шестикрылый серафим, нарушая предшествующее спокойствие. Он уничтожает в путнике все человеческое: грешный язык, зеницы, сердце, уши; после чего, герой, "как труп лежит в пустыне".

Основной мыслью в произведении стала горькая миссия, тяжелая судьба пророка.

Пушкин использует следующие сравнения: "отверзлись вещие зеницы. как у испуганной царицы", "как труп в пустыне я лежал". Эпитеты: грешный язык, перстами легкими, шестикрылый серафим. Так же, огромную роль в этом стихотворении играют глаголы, например, "жечь", "вырвал".

"Пророк написан четырехстопным ямбом, использованы перекрестная и кольцевая рифмовки.

Лирический герой в данном произведении страдает, испытывает мучения, при чем не столько физические, сколько моральные. Неспроста он так изображен Пушкиным.

Автор хотел продемонстрировать читателю, что судьба творца тяжела и стать им тоже очень непросто. Лирический герой осознает, что он теперь является пророком, что он должен достучаться до сердца и разума людей, что на него возложена ответственная миссия. Он изображен своеобразным изгоем, измученным и одиноким, как и поэт в обществе.

Я думаю, стихотворение "Пророк" является определенным посланием Александра Сергеевича Пушкина будущим поколениям литераторов, до которых он хочет донести, что искусство ничтожно, когда его лишь используют для удовлетворения собственных амбиций. Оно должно не просто нести свет людям, но и просвещать их умы и души.

История создания. Стихотворение «Пророк» завершает период Михайловской ссылки Пушкина: именно его он везет с собой в Москву в сентябре 1826 года. Поэт уже знал о казни пяти декабристов, о ссылке «друзей, товарищей, братьев» в Сибирь, но его участь оставалась пока неясной: Пушкину предстояла встреча с новым царем Николаем I. Имеются сведения о том, что «Пророк» входил в цикл политических стихов, которые не сохранились. Но главное то, что в нем опальный поэт, несмотря на грозящую ему опасность, осмелился возвести миссию поэта на уровень пророческого служения. Пушкин взял в основу этого стихотворения библейский текст, заявив тем самым о святости искусства, подчиненного не политической - «земной» - власти, а высшему суду.

Жанр и композиция. По жанру пушкинский «Пророк» близок духовной оде. Основой сюжета стихотворения послужила VI глава библейской книги пророка Исайи, где рассказывается о видении пророка, к которому является серафим - ангел, посланец Бога. Главное качество серафимов - пылкость и очищающая сила. Именно таково действие серафима в библейской книге. Там рассказ заканчивается тем, что Господь посылает пророка Исайю проповедовать людям правду Божию. Пушкин во многом сохраняет структуру и смысл библейского предания: герой стихотворения, находящийся в особом состоянии «духовной жажды», встречается с посланцем Бога - серафимом (первые четыре строки), который помогает ему совершить путь преобразований и через гибель в нем прежнего греховного человека возродиться для высокого духовного служения. Каждый из этапов духовного возрождения представлен как отдельный законченный фрагмент. Последние четыре строки -- прямое обращение гласа Божьего к готовому для своей миссии пророку, графически выделенное как прямая речь. Но эта сюжетная канва осмысливается через аллегорию поэт - пророк, а потому в стихотворении возникает иное по сравнению с библейским текстом идейно-тематическое наполнение.

Основные темы и идеи. «Пророк» - программное стихотворение, поэтическая декларация Пушкина, определяющая принципиальное для него положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую, Божественную истину. Главная тема стихотворения - особая роль поэта и назначение поэзии. Его основная идея - утверждение пророческой миссии поэта в мире и ответственности художника перед Богом. Она раскрывается постепенно, проходя через ряд последовательных этапов. Принципиальным отличием от библейской первоосновы является введение в сюжет духовного преобразования лирического начала. Не все исследователи поддерживают такую точку зрения: некоторые ученые доказывают, что в стихотворении речь идет именно о пророке, а значит - идея пророческого служения не соотносится с миссией поэта. Но более распространена другая трактовка: в состоянии духовного опустошения находится тот, кто воспринимается нами как лирический герой стихотворения, - то есть поэт. При таком подходе смысл всех происходящих с ним преобразований оказывается несколько иным. Именно поэт наделяется особыми чувствами - зрением «испуганной орлицы», слухом, проникающим в «горний ангелов полет», - поскольку он должен обладать особой восприимчивостью ко всему, что есть в окружающем мире, Особое значение приобретает образ «празднословного и лукавого языка»: ведь язык - это основное орудие поэта. И если он лукав или говорит не о том, ¦ что важно в высшем, духовном смысле («празднословен»), значит - его надо заменить. Поэту теперь дано «жало мудрые змеи». Но и этого еще мало: чтобы стать пророком, надо отрешиться от «трепетного» че-лоьеческого сердца, так как задача поэта-пророка - нести людям ту правду, которая может оказаться страшной и горькой. А потому поэту вместо сердца серафим дает «угль, пылающий огнем».

Таковы мучительные перемены, которые приходится претерпеть тому, кто решится выйти на тернистый путь поэта-пророка. Но свою миссию он может осуществить только тогда, когда сам Бог вдохнет в него силу служить истине:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Так из всей логики развития художественной идеи стихотворения выводится его главная мысль: искусство - не забава, не игрушка и даже не просто художественно совершенное творение. Это особая миссия, которая возложена на поэта и которую он обязан выполнять, как бы тяжело это ни было.

Но все-таки можно увидеть и определенную правомерность в аргументах тех, кто не согласен с указанной трактовкой стихотворения. Если рассматривать его в общем контексте творчества Пушкина, то оказывается, что у него пророк и поэт не всегда сливаются в одном существе - для этого нужны особые условия. Об этом убедительно свидетельствует стихотворение «Поэт», написанное в 1827 году вслед за «Пророком». Поэт живет среди людей, пока не захвачен вдохновением. Только для творчества он оставляет мир людей. Невозможно представить пророка «в заботах суетного света». Было бы кощунством считать пророка самым «ничтожным» среди «детей ничтожных мира». От поэта-пророка, посредника между Богом и людьми, исполнителя воли Бога, люди ждут огненных слов. Бог посылает пророка в мир, чтобы тот «глаголом» жег сердца людей, то есть в слове передавал жар своего сердца. А пророки, в свою очередь, ждут от людей внимания и понимания. И люди внемлют им «в священном ужасе», разгадывают смысл их слов. Но так ли они слушают поэта? Он «волнует, мучит, как своенравный чародей», сердца других людей, но «чернь тупая» не всегда его понимает, а может и оттолкнуть, как говорит об этом Пушкин в более позднем стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Бог, наделяя человека частицей своей творящей силы, избирает его для «подвига благородного» - творчества, но миссия поэта-пророка далеко не всегда принимается теми, кому он через свое искусство несет слово Божественной истины. Трудности этого пути ощутил уже и сам Пушкин, оставив проблему открытой. Над решением ее трудились многие последующие поколения русских писателей и поэтов.

Художественное своеобразие. Все средства художественной выразительности стихотворения подчинены его основном идее - создать высокий образ поэта-пророка. Этой задаче соответствует торжественный одический стиль, который создается лексическими и синтаксическими средствами, воспроизводящими особенности библейского стиля. Стихотворение написано четырехстопным ямбом без деления на строфы. Воспроизводя одну из особенностей синтаксиса Библии, Пушкин использует анафоры. 16 строк начинаются с союза «и». Широко используется библейская лексика (шестикрылый серафим, пророк, гады), славянизмы (персты, зеницы, уста, горний, виждь, внемли), эпитеты высокого стиля (празднословный, лукавый, грешный), а также метафоры (глаголом жги сердца людей) и сравнения (отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы). Все это создает торжественный, сдержанный, но внутренне напряженный стиль возвышенноораторской речи.

Значение произведения. «Пророк» стал программным произведением в творчестве Пушкина, итогом его размышлений о себе, своем творчестве, обозначившим переломный момент в его жизни и поэтической эволюции. Продолжая традиции гражданских и духовных од Ломоносова и Державина, Пушкин впервые в русской литературе возвел поэта на уровень пророка, определив тем самым одну из важнейших особенностей русской литературы в целом. Именно после Пушкина утвердилось представление об особой роли в обществе поэтов, призванных к служению, подобному пророческому. Вслед за Пушкиным эту тему продолжил Лермонтов в своем «Пророке», написанном незадолго до смерти в 1841 году. Затем ее подхватили писатели второй половины XIX века - Достоевский, Толстой и многие другие, ставшие для всего мира олицетворением той особой миссии писателя, которую русский поэт XX века Е. Евтушенко определил словами: «Поэт в России - больше чем поэт».

Анализ стихотворения Пушкина "Пророк" по плану

1. История создания . Стихотворение "Пророк" - одно из самых известных произведений А. С. Пушкина. Оно было написано поэтом в Михайловском практически сразу же после получения известия о приговоре декабристам (24 июля 1826 г.). В 1827 г. стихотворение было доработано, добавлено последнее четверостишие.

2. Жанр стихотворения - ода. Скрытый смысл произведения об истинном призвании поэта и писателя позволяют отнести его к гражданской лирике.

3. Основная идея произведения - сравнение поэта с пророком, на которого возложена священная миссия искоренения несправедливости. Для усиления эмоционального воздействия Пушкин использовал библейский сюжет (книга пророка Исайи). "Духовная жажда" главного героя - намек на растерянность и отчаяние поэта после вынесения приговора декабристам. Однако настоящий поэт не должен опускать руки.

Образ "шестикрылого серафима" символизирует вдохновение, которое придает сил для дальнейшей борьбы. Прикосновение божественного посланника многократно усиливает все чувства главного героя. Его способность почувствовать "ангелов полет", "лозы прозябанье" означает умение поэта четко разделить понятия добра и зла, справедливости и произвола, свободы и тирании. Центральное значение имеет замена "грешного языка" пророка на "жало мудрыя змеи".

После поражения декабристов истинный поэт не имеет никакого морального права заниматься легким безыдейным творчеством. Отныне его "язык" и перо становятся грозным оружием, направленным против несправедливости. Чтобы пророк избавился от человеческой слабости серафим заменяет его "трепетное сердце" "пылающим огнем углем".

Пушкина обвиняли в том, что в этом произведении он наделяет себя божественной волей ("Бога глас ко мне воззвал"). На самом деле поэт не имел в виду ни себя, ни какого-то отдельного "пророка". Его герой - собирательный образ человека, который не может смириться с несправедливостью. Благодаря своему таланту он способен повлиять на человеческие души. Он осознает свое предназначение и подчиняется высшей воле: "Глаголом жги сердца людей".

4. Композиция произведения последовательная.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с чередующейся рифмовкой.

6. Выразительные средства. Пушкин придал стихотворению характер библейского текста. Сразу же бросается в глаза обилие церковнославянских слов и выражений: "перстами", "гад морских", "десницею" и т. д. Отпечаток "ветхозаветности" лежит и на эпитетах ("мрачной", "вещие", "празднословный и лукавый"), метафорах ("неба содроганье", "глаголом жги"), сравнениях ("как у испуганной орлицы", "как труп").

7. Главная мысль произведения - поэт в современную эпоху становится древним пророком. На нем лежит огромная ответственность за духовное состояние общества. Даже под угрозой сурового наказания он обязан обличать пороки и рассказывать о них людям



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!