Репродукция картины утренний натюрморт петров водкин. Сочинение по картинам К.С. Петрова-Водкина­ "Утренний натюрморт" и "Селедка"

Updated on 05.11.2015 By Admin


Картина вся проникнута оптимизмом и радостью. Перед нами стакан с чаем и два яйца, скромный букет цветов и чайник. Полотно экспрессивно и внутренне драматично.

Создается впечатление, что все происходит на террасе одним очень солнечным утром.

Перед нами стол из светло-коричневого дерева, который художник изобразил наклонно. Зрителю кажется, что еще одно мгновение, и все стоящие на нем предметы обязательно скатятся вниз. В основном предметы выполнены из стекла или металла. Это нужно для того, чтобы они могли играть и переливаться в лучах солнца. Художник создает необычные пятна света на столешнице, блюдце, чайнике, вазе, стакане и даже ложке.

Каждый предмет обязательно отражен в другом. Так, например, в чайнике мы можем увидеть отражение яйца, которое волшебным образом наложено на отражение кота огненно-рыжего цвета. Можно увидеть также выглядывающую из-за стола собаку с приветливой умной мордой.

Художник мастерски прорисовывает каждый предмет. Так следы росы на столе создают ощущение свежести летнего утра.

Человека на картине нет. Но можно угадать во всем его обязательное присутствие. Кто мог собрать свежие полевые цветы? На кого смотрит собака? Чей еще кот может отражаться в чайнике? Кому еще может принадлежать спички, лежащие на краю стола. Конечно же, человеку.

Петров-Водкин специально нарисовал весь натюрморт так, чтобы мы находились как раз на том месте, где сидит человек – герой этого полотна.

Мы видим небольшую зарисовку жизни на даче.

Нас подкупает оптимизм художника и честность. Он смотрит на жизнь мудро и по-доброму. Это действительно подкупает.

Картина проста и незамысловата. Она создает невероятно приятное ощущение, которое возникает после прогулки на природе. Шедевр наполнен яркими красками, чистотой и покоем. Чувствуется максимальное единение со всей природой.


«Утренний натюрморт» написан в тот период, когда символизм и модерн еще не утратили влияния на творчество художников, но уже уступили место кубизму и вместе с ним экспрессионизму. Натюрморт Петрова-Водкина - яркое тому подтверждение, если говорить о принципах построения предметов картины, стремления живописца к ровным геометрическим формам и реальности изложения. Полотно имеет заурядный сюжет и легко читается зрителем. Кроме того, Кузьма Сергеевич уделил внимание колориту сюжета, отдал предпочтение свежим краскам, легким и теплым, тем самым наделив постановку приятным летним светом и радостью.

Разбирая компоновку и повествование картины на составляющие, можно отметить необычный ракурс композиции. Кажется, будто автор смотрит на обеденный стол сверху через призму. Поэтому перспектива так искажена и возникает ощущение, что «здесь что-то не так». Первый план, который стал чуть ли не единственным в работе, забрал все пространство холста. Это правильный ромб столешницы. На ней расположены предметы утренней трапезы вкупе с растительным декором - букетом полевых цветов. Завтрак еще не тронут и все застыло в ожидании, включая рыжего пса у стола и кота, такого же красного и холеного, который отражается в гранях чайника.

Все блестит свежестью и чистотой. Петров-Водкин акцентировал внимание на деталях, которые современному обывателю кажутся теперь раритетом и экспонатами антикварной лавки. Это спичечный коробок сиреневого цвета, граненый стакан, многогранный чайник на ножках с двумя крышками. Даже трогательные колокольчики и желтые цветки девясила кажутся чем-то далеким из детства.

Очень интересна техника письма художника. Она достаточна сухая, монотонная, при этом прозрачная. Петров-Водкин не играет с контрастом, его тени и свет практически не отличаются по характеру и насыщенности. Видимо, поэтому натюрморт выглядит таким декоративным и надуманным. Однако стремясь оживить предметы, автор применяет очевидные художественные приемы - рефлекс от коричневого дерева на яичной скорлупе, отражение и преломление изображения в поверхности чайника, блики на стеклянной банке и искажение стеблей цветов в воде. Правда, отсутствие видимых глубоких теней создало эффект дымной поволоки красок.

«Утренний натюрморт» отражает настроение автора и его мастерство отображать самые обыденные сцены из жизни. Кузьма Сергеевич вырвал утренний кусок пробуждения наступающего дня в контексте. Он уделил внимание тому моменту, который кажется для многих едва ли не самым важным перед началом трудовых будней. Видимо, букет собран еще вчера, а яйца еще горячи от недавней варки, чай не остыл и источает аромат, такой бодрящий и терпкий. Чья-то рука бережно накрыла стол, приготовила спички для того, кто чиркнет о бортик коробки и закурит свою папиросу. Эта же рука наказала рыжему псу ждать хозяина. Прекрасное утро и приятное предвкушение.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - мощный, самобытный, необычный живописец со своим оригинальным видением цвета, перспективы, формы, композиции. Его полотна выразительны до предела, в них всегда немного деталей, но много чувства и глубокого смысла. В творчестве Петрова-Водкина отразилась переломная эпоха, свидетелем которой он был: первая мировая война, революция, гражданская война. В трудный 1918 год он жил в Петербурге и работал преподавателем художественного училища. Именно тогда он создал несколько выдающихся натюрмортов и мы постараемся повнимательнее рассмотреть два из них - "Утренний натюрморт" и "Селедка". Всем известно, что время было довольно голодным, питание - скудным и однообразным и, видимо, неслучайно, на обеих картинах присутствует еда. Эта примитивная обычная пища тем не менее изображена с долей торжественности, радостным и светлым чувством.

Натюрморт "Селёдка".
Перед нами поверхность стола, застеленная мятой розовой бумагой. Под бумагой виднеется полотно, в котором узнается более ранняя картина художника и в перевернутом углу ее различается подпись самого Петрова-Водкина. Скорее всего, это даже не стол, а готовая картина, которую положили на пару табуреток - подобие стола. И, чтобы не испортить поверхность, - накрыли бумагой.

Перспектива нарочито-несуразная, как будто бы горизонтальная поверхность стола наклонена в сторону зрителя - того и гляди с нее скатятся предметы, которые на ней лежат. Предметов этих немного: две картофелины, краюха ржаного хлеба и немного порыжевшая селедка на темной бумаге. На блестящем боку селедки играют блики. Скорее всего, это какой-то паек, который автор получил как профессор и с радостью принес в свою мастерскую, где собирается разделить нехитрый обед с парой друзей.

Многие свидетели тех лет рассказывают, что селедка была тогда единственным доступным лакомством и очень всем надоела. А все же, когда подкатывало чувство голода, то люди радовались и селедке. Так с помощью всего лишь нескольких предметов художник изобразил то суровое время - правдиво, честно и оптимистично.

Натюрморт "Утренний натюрморт".
В "Утреннем натюрморте" радости и оптимизма еще больше, хотя по обилию пищи он уступает "Селедке" - из еды там два куриных яйца да неполный стакан чая. Зато не уступает по экспрессивности и внутреннему драматизму.

Скорее всего, дело происходит на террасе в светлое, но не слишком солнечное летнее утро. Деревянный стол изображен в той же "неправильной" наклонной перспективе. На нем всего лишь несколько предметов, из которых большая часть наделена стеклянным, металлическим или глянцевым блеском, что дает художнику по-разному "играть" со световыми бликами на всех поверхностях - рыжей столешнице, начищенном чайнике, блюдце, стакане с чаем, вазе, преломившейся чайной ложке. Предметы отражаются друг в друге: в маленьком чайнике яйцо отражается как в зеркале и накладывается на другое отражение - рыжего кота. Из-за стола выглядывает смышленая морда собаки.

Только человека не видно, но его присутствие угадывается во всем. Это он собрал на утренней прогулке сине-желтый букет полевых цветов. Это на него поглядывает коричневая собака. Это его кот отражается в чайнике. Это ему принадлежит коробок спичек и ему предназначен нехитрый завтрак. Маленькая зарисовка дачной жизни того времени. И опять, как и в "Селедке", мы видим в картине подкупающую честность, оптимизм, какой-то особенно умный, мудрый и добрый взгляд художника на жизнь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!