Может ли человек сознательно изменять язык в каких-либо целях? Младограмматики, например, отвечали на этот вопрос отрицательно. Они верили в то, что язык существует по своим законам и не зависит от воли людей. Фосслер, напротив, считал все языковые изменения созданием отдельных выдаю-
390__________________________________________ Тема 14
щихся творческих личностей. Народу он отводил пассивную роль: принимать созданные великими личностями инновации.
Многие политические деятели и деятели культуры предпринимали разнообразные попытки реформировать язык своей страны: либо архаизировать, либо демократизировать, либо обогатить заимствованиями, либо избавить, очистить от заимствований, либо форсировать развитие избранного языка, либо затормозить развитие нежелательного языка и т. д. Изучение этих попыток показывает, что среди них были как удачные, успешные, так и неудачные, приводившие к отрицательным результатам.
Административные запреты пользоваться родным языком и предписания пользоваться языком неродным, обычно языком господствующей нации, не имели и не могут иметь успеха. Сложнейшая система языка, заложенная в мозгу человека, не может мгновенно исчезнуть и замениться другой системой по приказу. Овладение неродным языком - процесс длительный и сложный, к тому же он идет успешно лишь при желании и наличии сильных мотивировок.
После Октябрьской революции на одной из конференций в Дагестане обсуждался, например, вопрос: до каких пор мы будем терпеть в лакском языке такое некультурное явление, когда слово девушка относится к классу животных и только «замужняя женщина» - к женскому классу? Но это обсуждение не привело к изменению склонения лакского языка. Попытки перестроить парадигматику языка по приказу бесперспективны. Народное словоупотребление и формообразование останутся неизменными.
Для успешного воздействия на язык необходимо понимание закономерностей и тенденций развития, а также потребностей развития языка на данном отрезке времени. Реформа письма и литературного языка, проведенная в Московской Руси в XIV-XV вв. и известная под названием «второе южнославянское влияние», была нацелена на отрыв письменного языка от устной речи. Несмотря на поддержку правительства и всей культурной общественности своего времени, эта реформа оказалась бесперспективной и спустя несколько десятилетий письменный язык вновь сблизился с устной формой русского
Язык и общество
Языка, а большую часть южнославянизмов утратил или переработал.
Обратным примером является глубокая перестройка, произведенная в русском литературном языке в XIX в. А. С. Пушкиным. Она оказалась успешной и перспективной для дальнейшего развития русского литературного языка, потому что Пушкин нашел место для всей книжно-славянской и народно-литературной лексики и фразеологии, использовал все синтаксические структуры разговорной речи, создал прекрасные образцы использования всех языковых средств разных стилей русского языка. Но изменения в русском языке к началу XIX уже назрели, и Пушкин лишь талантливо реализовал их в своем творчестве.
Возможности сознательного воздействия общества на язык изучаются социолингвистикой. На их основе разрабатываются основные направления языковой политики.
Языковая политика - совокупность политических и административных мер, принимаемых государством для регулирования развития языка.
Языковая политика начинает проводиться с момента образования многонациональных государств, особенно в период капитализма. В это время создаются литературные языки, выступающие как наддиалектная система, позволяющая общаться между собой носителям разных диалектов данного языка. В основу литературного языка ложится, как правило, диалект столицы или другого крупного культурного центра государства. В многонациональном государстве возникает необходимость в языке межнационального общения, в период империализма усиливаются международные контакты и возникает потребность в языках международного общения.
Языковая политика проявляется в ряде преобразований.
Реформы письменности. Государство проводит реформы орфографии и пунктуации, может изменять алфавит или вносить в него коррективы. В 1917 году революционное правительство большевиков третьим своим декретом - после декретов о мире и о земле - приняло декрет о реформе русской орфографии (были отменены буквы ять, фита, ижица, твердый знак в конце слова).
392__________________________________________ Тема 14
Создание письменности. Государство может принять решение и организовать работу по созданию и введению письменности для ранее бесписьменных народов. После революции в СССР около 50 ранее бесписьменных народов получили письменность; в их числе такие крупные народы как башкиры, киргизы, мордва.
Ликвидация неграмотности. Государство заинтересовано в повышении грамотности своего населения и осуществляет целенаправленную политику в сфере обучения граждан. Уникален опыт России, где в период 20-30-х гг. XX века была полностью ликвидирована неграмотность, которая на 1917 г. достигала 78 %.
Языковой пуризм - борьба за чистоту языка, очищение его от иноязычных слов и оборотов. Это тоже форма влияния общества на язык. Пуризм XIX века в России возглавлял министр просвещения, адмирал в отставке Шишков, с которым вел постоянную полемику А. С. Пушкин: Но панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет; Шишков, прости, не знаю, как перевести.
Пуристы предлагали заменить иностранные слова на русские - гимнастику на ловкосилие, пьедестал - на стояло, аллею - на ходырку, галоши - на мокроступы и т. д. Пуризм - это попытка внешнего вмешательства в язык, как правило, невежественная, связанная с игнорированием законов развития языка. Это движение может иметь кратковременный политический успех, но в конечном итоге народ сам отберет слова, которые ему нужны и избавится от тех, которые ему не подходят.
Языковое табу - это тоже влияние общества на язык. Табу - это запрет на употребление тех или иных слов и выражений. Это явление широко распространено в языках мира. Причинами табуирования тех или иных единиц выступают:
Страх - табуируются названия бога, мертвых, дьявола,
злых духов;
Деликатность - табуируется упоминание болезней,
смерти, убийства, физических и моральных недостаков;
Соблюдение приличий - не называются некоторые час
ти тела, понятия, связанные со сферой секса, физиологически
ми проявлениями организма.
Язык н общество
Иногда табуирование лексики вызывается политическими причинами. В конце XVIII века Павел 1 боролся с влиянием французской революции и запретил употребление слов общество, гражданин, революция - вместо них предписывалось говорить государство, обыватель, смута. Чилийский диктатор Пиночет, придя к власти, запретил употребление слова рабочий - предписывалось говорить работник физического труда.
Особенно сложными в языковой политике являются выбор и установление государственного языка, установление языка межнационального общения (последнее особенно важно для многонациональных государств), определение положения других языков по отношению к государственному. Для более глубокого понимания этой проблемы познакомимся с языковой ситуацией в разных странах мира.
Языковая ситуация
Языковая ситуация - это набор и взаимоотношение языков, используемых в определенной этнической общности или административно-территориальном объединении, в отношении которых население этих территорий придерживается определенных социальных установок.
Компонентами языковой ситуации могут быть как самостоятельные языки, так и их диалекты. Языковая ситуация бывает простой и сложной, а по числу участвующих в ней языков или диалектов - двух, трех- и более компонентной. Участниками языковой ситуации являются языки-макропосредники (английский в Индии, французский и английский в бывших африканских колониях), региональные языки, местные языки, ритуальные (культовые) языки.
Национальная языковая ситуация
В России по последним данным насчитывается 180 языков, из которых только 30 имеют устойчивую письменную традицию.
В России государственный язык и язык межнационального общения - русский. 25 октября 1991 г. был принят закон «О языках народов РСФСР», в котором русский язык объявлен государственным на всей террритории России. Этот статус русского языка подтвержден в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. В Конституции записано: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Десять национальных республик в составе России объявили свои языки государственными наряду с русским. Таким образом, население национальных республик России двуязычно.
20 мая 2005 г. Государственная Дума РФ приняла закон «О государственном языке Российской Федерации», в котором подтвержден статус русского языка как государственного и обязательность его для использования на всей территории страны, но подчеркнуто, что это не умаляет прав народов России использовать свои языки. В нем также установлено, что надписи на иностранных языках должны дублироваться надписями на русском языке, намечены некоторые меры по совершенствованию подготовки учителей русского языка.
Вопрос с многоязычием по-разному решается в разных странах.
В Финляндии два государственных языка - финский и шведский, хотя шведов в структуре населения всего 6 процентов (300 тыс.). Изучение обоих языков обязательно в школах. В системе высшего образования можно обучаться на любом из них по выбору, как и защищать диссертации. Из 100 газет 12 издаются на шведском языке. Двуязычны официальные документы, объявления. Все служащие обязаны владеть обоими государственными языками; при вступлении в должность президент принимает присягу на двух языках.
Язык и общество___________________________________ 395
В Индии говорят почти на 800 языках, 66 % населения говорит более чем tía одном языке. Английский язык остается государственным наряду с хинди, мусульманское население пользуется английским и урду, в отдельных штатах используется английский и местный язык. Это значит, что английский язык выполняет роль языка межнационального общения в стране. На нем ведется официальная деловая переписка и осуществляется высшее образование, которое можно получить также и на хинди и в некоторых штатах - на родном языке. Таким образом, в Индии складывается трехъязычие - английский, хинди, родной.
В странах северной Африки английский и французский языки также выступают в роли языков-макропосредников - там, к примеру, 90 % ученых публикуют свои работы на английском языке. В качестве регионального языка в Африке укрепляет свои позиции суахили, на котором говорит более 60 миллионов человек - он является государственным в Кении и Танзании, на нем говорят в Бурунди, Заире, Малави, Мозамбике, Сомали, Руанде, в Судане, на Мадагаскаре и Коморских островах.
На Ближнем Востоке и в Египте роль регионального языка выполняет арабский язык, имеющий богатую литературную историю и широкое распространение.
В Швейцарии три государственных языка - немецкий (родной для 65 % населения), французский (для 18 %), итальянский (для 12 %); один процент населения говорит на ретороманском языке, идущем от древних этрусков. Жители страны имеют право изъясняться на любом из этих языков. Все важнейшие государственные указы и документы печатаются на четырех языках. В школах кантонов, где господствует один из государственных языков, обязательно в качестве факультатива предлагается преподавание еще одного из государственных языков. Судопроизводство ведется на трех государственных языках.
В Бельгии нет единого общегосударственного языка. В официальной сфере используются фламандский (6,5 млн носителей) и французский (3,5 млн) языки. На севере страны, во Фландрии все делопроизводство на государственном и муни-
396__________________________________________ Тема 14
ципальном уровнях ведется по-фламандски, на юге, в Валло-нии - по-французски. В Брюсселе 80 % населения говорит по-французски, но права фламандского языка тщательно оберегаются - в официальных документах, в устных обращениях соблюдается обязательное двуязычие. На двух языках делаются объявления на вокзалах, печатаются справочники, на двух языках написаны дорожные указатели, названия улиц. Если франкоязычный бельгиец проживает во Фландрии, он может обращаться в официальные учреждения и вести переписку на французском языке, но, чтобы стать бургомистром или занять любую выборную должность во Фландрии, франкоязычный бельгиец должен сдать экзамен на знание фламандского языка.
В маленьком Люксембурге существует немецко-фран-цузско-люксембургское трехъязычие. В начальных классах преподавание ведется на люксембургском языке, в средних - на немецком, в старших - на французском. Радиовещание пользуется люксембургским языком, телевидение французским, этикетки и объявления печатаются на немецком, основная часть периодики - на немецком. Выбор языка преимущественно обусловлен социальными факторами - люксембургский язык выступает как средство обиходно-бытового общения, немецкий используется более образованными слоями общества, французский - высшими слоями общества.
В Пакистане 24 самостоятельных языка и много диалектов, официальным является урду. В Непале на 9,5 млн. чел. 60 языков и диалектов. В Индонезии, где 150 млн. чел. принадлежат более чем к 300 народностям, используется около 200 языков, государственным является малайский. Но существует и несколько других литературных языков - яванский, сундинский, мадурский и и др. В Афганистане 17 миллионов жителей используют 30 языков, но более половины населения говорит на пушту, который резко отличается от второго по распространенности - дари. На Филлипинах 74 самостоятельных языка, 90% населения говорит на 10 основных языках, поэтому объединяет всех английский и тагальский языки. Для основного населения страны характерно трехъязычие - родной - тагальский (общефилипинский) - английский.
Язык и обшество
В Сингапуре четыре официальных языка - китайский, малайский, тамильский и английский. Последний объявлен рабочим языком и обязательным для всех.
В Эфиопии функционируют 85 языков, не считая английского, арабского и итальянского. Обучение в школах ведется на 15 языках.
Теперь понятно, почему в многоязычных развивающихся странах выбор языка на роль государственного или языка национального общения наталкивается на большие трудности. Сравнительно легко на роль общенационального выходит такой язык, который политически нейтрален, родствен местным языкам, является родным для большого числа жителей страны, равномерно распределенных по ее территории. Таков, например, вьетнамский язык во Вьетнаме. Но во многих развивающихся странах такого языка нет.
В таких языковых ситуациях возможно несколько политических решений. На роль общего языка избирается один из местных языков, известный наибольшему числу жителей страны, Население сохраняет двуязычие. Так обстоит дело в Камеруне, Гамбии.
На роль общего языка выдвигается древний язык с большой культурной традицией. Этот язык постепенно модернизируется (амхарский в Эфиопии, древнееврейский язык иврит в Израиле).
На роль государственного языка выбирается внешний язык - например, английский в Либерии, Сьерра-Леоне и др.
На роль государственного языка выдвигается язык бывшей метрополии, но статус государственного присваивается и нескольким местным, наиболее распространенным языкам (например, Индия, Гана, Нигерия, Уганда и др.).
Малые народы в многонациональных государствах постепенно переходят на языки более крупных народов. Исследование коренных языков народов Севера и Дальнего Востока в России показало, что в чукотских семьях на родном языке говорят с детьми 46 % опрошенных, на родном и русском 32 %, только на русском - 22 %. У эскимосов, которые живут вперемешку с чукчами, картина иная: с детьми на родном языке говорят 19%, на родном и русском - 22%, только на рус-
398___________________________________________ Тема 14
ском - 59 %. Народности, живущие на Сахалине, используют в общении с детьми в основном (76 %) русский язык и лишь частично родные языки (24 %).
Аналогичные показатели получены и по многим другим малым языкам. Таким образом, в России налицо общая тенденция к укреплению позиций русского языка при сохранении роли родных языков в обиходно-бытовом, семейном общении.
Мировая языковая ситуация
Процессы глобализации остро ставят многие языковые проблемы. Так, в Европейском сообществе девять официальных языков. Расширяется практика использования языков международного общения, к которым относятся официальные языки Организации Объединенных Наций: английский, испанский, китайский, русский, французский. Английский язык является официальным международным морским языком и международным торговым языком.
Точное количество языков в.мире установить трудно, и данные, приводимые разными учеными, колеблются от 3 тыс. до" 10-12 тысяч. Считают, что на конец XX века на планете насчитывалось примерно около 7 тыс. живых языков, из которых в ближайшее десятилетия должны сохраниться не более 600. На каждом из остальных говорят по нескольку тысяч человек, у 46 языков осталось по 1 носителю. Из 187 языков индейцев Северной Америки на 149 языках говорят только люди старшего поколения, дети эти языки уже не знают.
Российский филолог Вячеслав Всеволодович Иванов в 1991 г. в доме престарелых на о. Хоккайдо (Япония) беседовал со старой женщиной из айнов. Она еще помнила мифы на языке айнов. Женщина так обрадовалась интересу собеседника к своему родному языку, что попросила его: «Приезжай еще! Я знаю, тебе ехать издалека. Но здесь мне не с кем поговорить, кругом одни японцы».
По мере вытеснения малых языков вырастает роль нескольких основных. По количеству говорящих к середине XXI века они распределятся в такой последовательности: ки-
Язык и общество
Тайский, хинди и урду, английский, испанский, арабский. Делается прогноз на уменьшение роли английского языка. Даже в США рост испаноязычного населения во всех крупных городах меняет языковую политику президента. И он, и другие политики в предвыборной кампании нередко выступали по-испански. Отмечается рост интереса к японскому языку. С 70-х до 80-х гг. прошлого века число изучающих его иностранцев увеличилось с 77 тысяч до 580 тысяч человек.
Следует заметить, что параллельно с сокращением живых языков, идет и процесс дифференциации китайского (кантонский и байхуа), английского (американский, австралийский варианты) и нек. др., отражающий процессы миграции, дезинтеграции и интеграции государств.
В свете языковой политики рассматривается и вопрос о будущем языке человечества. Необходимость иметь общий язык для всех стран мира в настоящее время очевидна - мир становится единым, растет мобильность населения, открываются границы, происходят процессы глобализации.
Обсуждаются два пути создания общемирового языка - естественный и искусственный.
Идея создания искусственного международного языка выдвигалась еще в семнадцатом веке. В конце XIX начале XX вв. было создано несколько искусственных языков: эсперанто, волапюк, идо, интерлингва и др. Наибольший успех выпал на долю эсперанто. Эсперанто изучают десятки тысяч людей в разных странах, они переписываются на эсперанто, издают журналы, переводят на эсперанто разную литературу с естественных языков и т. д.
Успех эсперанто объясняется тем, что этот язык соответствует требованиям к «правильному» языку. В эсперанто богатая лексика и фразеология, построенная на международных корнях. Его грамматический строй логичен и строен, не имеет исключений и неправильностей. Эсперанто социально нейтрален и не дает преимуществ ни одному народу.
Разработка искусственных языков продолжается. Например, создается линкос - язык для возможных контактов с инопланетянами. Этот язык специализирован на передаче математических знаний и основ механики.
400__________________________________________ Тема 14
Естественный путь формирования единого языка связан с основной тенденцией развития международной языковой ситуации: постепенно укрепляются позиции мировых языков, формируется массовое двуязычие и многоязычие образованных слоев населения ведущих развитых стран мира, в международных организациях укрепляется официальный статус ряда мировых языков, происходит постепенное сближение языков по интернациональному словарному фонду.
Какой из путей формирования общемирового языка будет осуществлен, зависит от того, как будут протекать социальные процессы развития человечества.
Теоретическое языкознание накопило Значительный фонд знаний о языковой деятельности человека и уже сейчас способно обеспечивать решение разнообразных практических задач, которые ставит перед наукой о языке жизнь в области изучения и преподавания иностранных языков, в области перевода, кодифицирования и нормирования литературного языка, языковой политики и т. д.
Но многие аспекты языковой деятельности человека еще ждут теоретического осмысления и разъяснения.
Литература
Алпатове. М. 150 языков и политика 1917-1997: социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства. М., 1997.
Алпатов В. М. Что такое языковая политика? // Мир русского слова, 2003, № 2, с.20-27.
Белл Роджер Т. Социолингвистика. М.,1980.
Верещагин Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М., 1969.
Дешериев Ю. Д. Социальная лингвистика. М., 1977.
Язык и общество
Журавлев В. К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. М., 1982.
Иванов В. В. Лингвистика третьего тысячелетия: вопросы к будущему // Языкознание: взгляд в будущее. Калининград, 2002, с.6-86.
Карасик В. И. Язык социального статуса. М.,1992.
Копыленко M. M. Основы этнолингвистики. Алмааты, 1995.
Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.,1989.
Купина Н. А. Тоталитарный язык. Екатеринбург-Пермь, 1995.
Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996.
Михальченко В. Ю., Крючкова Т. Б. Социолингвистика в России //Вопр. языкознания. 2002, № 5, с. 116-142.
Никольский Л. Б. Синхронная социолингвистика. М.. 1976.
Новое в лингвистике. Вып. VII. М., 1975.
Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
Стврнин И. А. Общественные процессы и развитие современного русского языка. Изд.З. Воронеж, 2003.
Токарев Г. В. Концепт как объект лингвокультурологии. Волгоград, 2003.
Химик В. В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. СПб., 2000.
Швейцер А. Д., Никольский Л. Б. Введение в социолингвистику. М., 1978.
Общее языкознание какраздел науки о языке....................................... б
Тема 1. Из истории теоретического языкознания............................ 8
Теоретические аспекты описания языков
в древнем мире и в средние века......................................................... 8
Возникновение сравнительно-исторического
языкознания........................................................................................ 10
В. Гумбольдт - создатель общего языкознания
как отдела лингвистической науки.................................................... 12
Натурализм - наивно-материалистическое направление в теоретическом языкознании
середины XIX в................................................................................... 13
Психологизм в языкознании XIX в.................................................. 14
Язык и народная психология в теории
Г. Штейнталя.................................................................................. 14
Проблема связи языка и мышления
в концепции А. А. Потебни........................................................... 15
Индивидуалистический психологизм
в концепции немецких младограмматиков.................................. 16
История языка и история народа в концепции
Ф. Ф. Фортунатова............................................................................. 17
Выдвижение новых теоретических проблем языкознания в полемике Г. Шухардта и К. Фосслера
с младограмматиками......................................................................... 18
Методы лингвистических исследований,
разработанные в XIX веке.................................................................. 19
Проблематика изучения системы языка в трудах
И. А. Бодуэнаде Куртенэ и Ф. де Соссюра....................................... 21
Структурализм в языкознании первой половины XX в.................. 23
Структурные методы изучения языка............................................... 27
Социолингвистика и психолингвистика
в зарубежном языкознании XX в...................................................... 28
Теоретическое языкознание в СССР (1920-1950 гг.)...................... 29
Теоретическое языкознание в России (1960-1990 гг.)..................... 31
Тема 2. Язык как общественное явление......................................... 38
Определение языка............................................................................. 38
Функции языка................................................................................... 39
Речевое общение................................................................................. 43
Функции общения............................................................................... 46
Социальные функции общения..................................................... 47
Социально-психологические функции общения.......................... 47
Индивидуально-психологические функции общения................. 50
Виды речевого общения..................................................................... 53
Индивидуальные особенности речевой деятельности..................... 59
Языковой паспорт человека.......................................................... 59
Языковая личность и коммуникативная
личность человека......................................................................... 61
Типы речевой культуры................................................................ 62
Коммуникативное поведение............................................................. 66
Формы существования языка............................................................ 70
Язык и другие системы передачи информации................................ 76
Коммуникативные системы животных......................................... 76
Невербальные средства передачи информации........................... 78
Искусственные системы передачи информации.......................... 79
Графические и музыкальные средства
передачи информации.................................................................... 82
Тема 3. Возникновение, эволюция и развитие языка................... 84
Возникновение языка......................................................................... 84
Процесс возникновения языка в хронологии.............................. 87
Становление языковой системы в филогенезе............................ 90
Основные закономерности эволюции
и развития системы языка.................................................................. 94
Синхрония и диахрония системы языка....................................... 94
Тенденции развития системы языка.............................................. 95
Изменения в подсистеме фонем................................................... 97
Изменения в лексической подсистеме языка.............................. 99
Изменения в синтаксической подсистеме языка....................... 106
Изменения в составе морфологических
Движущие силы изменений в системе языка.................................. 109
Проблема скачка в развитии языковой системы....................... 109
Факторы, обусловливающие изменения
в языковой системе..................................................................... 111
Теория давления системы............................................................ 112
Теория вероятностного развития языка..................................... 113
Теория инноваций........................................................................ 116
Теория антиномий........................................................................ 118
Проблема развитости языка............................................................ 122
Язык в глобальном обществе.......................................................... 124
Глобализация и перспективы развития языков мира.................... 127
Тема 4. Язык и мышление................................................................. 130
Философские концепции соотношения
языка и мышления............................................................................ 130
Психофизиологические и нейролингвистические
исследования проблемы языка и мышления.................................. 132
Относительная самостоятельность
мышления и языка............................................................................ 138
Тема 5. Знаковый аспект языка....................................................... 159
Из истории разработки проблемы знаковости языка.................... 159
Разработка знаковой теории языка
в советской лингвистике.................................................................. 161
Две концепции языкового знака
в современной лингвистике............................................................. 164
Типология знаков............................................................................. 165
Знаковая ситуация............................................................................ !70
Типология языковых знаков........................................................... 175
Принцип асимметрии языкового знака
и его означаемого............................................................................. 178
Тема 6. Аспекты языка...................................................................... 184
Речемыслительная деятельность................... ."................................ 184
Язык и речь....................................................................................... 186
Тема 7. Системный аспект языка............................................... 194
Философские концепции системности............................................ 194
как одного из свойств объективного мира..................................... 194
Изучение системного аспекта языка
в отечественной лингвистике........................................................... 197
О терминах система и структура..................................................... 197
Элемент и структура в системе языка............................................. 198
Некоторые свойства системы языка как целого............................ 199
Модели системы языка в современной лингвистике..................... 201
Моделирование системы языка и его цели................................ 201
Полевая модель системы языка.................................................. 204
Многослойная модель системы языка....................................... 208
Модель ассоциативно-вербальной сети
Ю. Н. Караулова........................................................................... 209
Динамическая модель системы языка........................................ 210
Для формулирования и выражения своих мыслей люди используют множество разных языков, и в каждом есть свои особенности. Есть ли в таком случае основания полагать, что мышление людей, говорящих на разных языках, также различается?В 30-е годы XX века Бенджамин Ли Уорф , исследовавший языки индейцев, разработал теорию лингвистической относительности. Он утверждал, что категории языка оказывают прямое влияние на категории мышления. Другой крупный американский лингвист, Эдвард Сепир, оказывал поддержку этим идеям, известным теперь под названием гипотезы Сепира-Уорфа. Впрочем, подобные мысли высказывал еще Вильгельм фон Гумбольдт, а высказывания о пользе изучения других языков для расширения кругозора принадлежат многим известным людям.
Конечно, эта гипотеза спорна , и во многом в противовес ей существует теория универсальной грамматики. Хотя она восходит еще к идеям Роджера Бэкона и Рене Декарта, чаще всего ее ассоциируют с именем Ноама Хомского. Он считал, что языки не так уж сильно отличаются друг от друга, потому что во всех них есть общие структурные явления – части речи, гласные и согласные звуки, и т.д.
Результаты многочисленных исследований подтверждают обе эти теории, но есть и противоречащие им факты. Действительно, в структурах языков мира можно найти много общего, но есть и исключения. Например, язык южноамериканской народности пирахан вовсе не вписывается в систему универсальной грамматики. У них отсутствует категория числа, а местоимения они позаимствовали у соседнего народа тупи.
Были также проведены исследования , которые могут послужить подтверждением гипотезы Сепира-Уорфа. Например, когнитивный психолог Лера Бородицкая пишет в своих работах, что русские лучше различают оттенки синего и голубого, чем англичане, поскольку в английском языке оба эти цвета называются одним словом – «blue», хотя и используются уточнения вроде «светлый», «темный» и так далее. Однако есть мнение, что на способность различать цвета это не влияет, просто англичане используют одно слово для тех оттенков, для которых мы используем два. В том же английском языке используются два слова: «arm» (рука выше кисти) и «hand» (кисть руки) – там, где мы скажем «рука». Но мы легко можем отличить кисть от остальной части руки, не так ли? Есть и другие примеры: люди из народности пирахан, например, не могут сказать, сколько они видят предметов – как уже упоминалось, в их языке нет чисел. Но это может означать только отсутствие необходимости в счете, обусловленное их культурой.
Есть и более убедительные примеры . Носителям английского, испанского и японского языков показывали, как разные люди роняют вазы, разбивают яйца и прокалывают воздушные шарики, а потом просили перечислить, кто именно что делал. Англоязычным испытуемым вспомнить было проще, а другим – сложнее. Дело в том, что в английском языке чаще используют структуру предложения вида «Питер проткнул шарик», называя и исполнителя действия, и объект. Испанцы или японцы зачастую просто говорят «шарик лопнул» – при этом, если обратить их внимание на совершающего данное действие, они его запомнят не хуже, чем это делает носитель английского.
Другой интересный пример, описанный Лерой Бородицкой: представители одного австралийского племени используют названия сторон света вместо привычного нам «право» и «лево». Причем так обозначают не только направление в физическом мире, но и нематериальные понятия. Если европейцу предложить упорядочить в хронологическом порядке картинки, он расположит их слева направо. А эти аборигены раскладывали картинки всегда с востока на запад, даже если они находились в закрытом помещении, и никто им не сообщал сторон света. Это умение было достигнуто тренировкой – с младенчества они учатся определять географическое направление и держать его в памяти, иначе разговаривать на их языке просто не получается.
Описанные явления говорят скорее о том, что используемый язык влияет на внимание, а не на способность осознавать что-то. Но и это приводит к различиям в картинах мира у носителей разных языков. Также здесь могут вмешиваться культурные особенности: если какое-то явление занимает не слишком значительное место в жизни того или иного общества, его описывают реже. Получается, учить другие языки можно не только ради общения или чтения иностранных текстов – они действительно расширяют наши горизонты.
лингвистическим словарям.
Первый большой толковый словарь русского языка - «Словарь Академии Российской».Его публикация началась в 1789г. В нем 43 257 слов. В середине 19 века издан академический «Словарь церковнославянского и русского языка », содержащий 114 749 слов. В 1863-1866 гг. был издан «Толковый словарь живого великорусского языка » Владимира Ивановича Даля. В словаре около 200 тыс. слов. Это подлинная сокровищница русской народной речи. Широко известен «Толковый словарь русского языка » под редакцией Дмитрия Николаевича Ушакова. В нем 85 289 слов. Наиболее полный толковый словарь русского литературного языка 19-20 вв. – это академический «Словарь современного русского литературного языка ».Его 17 томов, изданные с 1948 по 1965 гг., включают свыше 120 000 слов. Самый известный однотомный
«Словарь русского языка » Сергея Ивановича Ожегова переиздавался более 20 раз. И в одном из последних изданий в него включено 70 000 слов.
Так сколько же слов в русском языке? .По мнению известного лингвиста Петра Никитича Денисова, в русском языке около одного миллиона слов, если учесть, кроме слов литературного языка, помещенных в толковые словари, профессиональные и диалектные слова.
Вот какое оно это необъятное море -море слов.
Ребят, срочно (очень) нужна помощь! Помогите пожалуйста! Помощь по русскому языку (Практика).1) В отряде российских космонавтов готовится к полёту на космическую станцию иностранец. Почему в программу его подготовки непременно входит освоение русского языка?
Вот и второе, но мне надо, что нибудь одно (на выбор)!
2) У любителя футбола нет возможности увидеть спортивные соревнования непосредственно на стадионе или по телевизору. Благодаря чему он сможет по радио следить за холодом изданий о том, как она приходила и чем закончиласть?
Дана фраза: <<Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли>>. Приведите 2аргумента в подтверждение фразе из текста. Текст: Я - уже немолодой писатель, выстроивший себя в языке и язык в себе. Строй моего языка есть строй моей души, моя речь есть моя мысль, структура языка - это структура моей личности, вообще русский язык - основа моей идентичности. Тут любые изменения крайне болезненны. Я всякое мгновение вынужден решать, когда сознательно, а когда и безотчетно, - приспосабливаться к тому или иному новшеству или отвергать его, приветствовать - или держать оборону. Подобно гимнасту, я должен всякое мгновение отдавать себе отчет - этот новый прием, это новое упражнение, жест - они разомнут, разогреют меня или разорвут мне мышцы. Когда англичане перевозили мешки с чаем на клиперах, чай в пути напитывался испарениями океана, морским воздухом, и обретал особый запах и вкус. Слова, доставленные нам сквозь волны жизни многих поколений, напитались, подобно чаю, нравственным, социальным и прочим опытом поколений. Благодаря этому оценка явления, обозначенного словом, заключена в самом слове. Никаких дополнительных прояснений значения уже и не нужно. К примеру, ко гда мы говорим «герой» - этого достаточно, наше отношение к человеку, которого мы так называем, явлено в самом слове. Слова воздушны, однако каждое из них имеет свой вес. Слово может принести радость,но, к сожалению, оно может и заставить страдать. Государственные мужи должны, наконец, приоткрыть для себя русский язык... Стоит попытаться возобновить освоение родного языка. Французских гимнастов и студентов, к примеру, настоятельно учат писать официальные письма со всеми нюансами стиля в зависимости от того, кому письмо адресовано и какую цель оно преследует. Речь французских чиновников и политиков изощрена и виевата. Каждый пытается перещеголять другого во владении французским языком, поэтому они и произносят такие длинные речи что стало уже притчей во языцех. В основе обучения языку лежит простая вещь - научить адекватно и внятно излагать свои мысли. И научить, собственно, мыслить. Этим взаимообусловленным целям испокон века служили школьные сочинения.
Современные исследования свидетельствуют о том, что наш родной язык очень сильно влияет на то, каким мы видим мир вокруг себя. Язык формирует буквально все способности восприятия – времени, пространства, направления, причинности, музыки, морали и т.д. Вероятно, эти особенности находят отражение в национальной политике, религии и этике.
Например, русские, у которых есть специальные термины для тёмно-синего (собственно синий) и светло-синего (голубой), способны лучше дифференцировать оттенки данного цвета. А в языках некоторых австралийских аборигенов нет слов «лево» и «право». Для обозначения направления они используют стороны света – юг, север, восток и запад, что развивает у них отличную пространственную ориентацию. Даже в незнакомом ландшафте носители таких языков подсознательно следят за своей ориентацией в пространстве, демонстрируя чудеса навигации, которые и не снились европейцам. Другими словами, можно развить способность безупречно ориентироваться в пространстве только при помощи языка.
Другой пример, южноамериканское племя пираха, в чьём языке отсутствует множество привычных слов. Например, пираха воздерживаются от количественных числительных, предпочитая им слова «мало» и «много», поэтому южноамериканские аборигены неспособны определять точное количество того или иного вещества.
Аналогичная ситуация складывается и с причинностью: англичане обычно говорят «Джон разбил вазу», даже если это произошло случайно. Испанцы и японцы предпочитают выражение «ваза разбилась». Подобное лингвистическое отличие оказывает существенное влияние на то, как люди, говорящие на разных языках, воспринимают событие, запоминают его, и кого они склонны винить в произошедшем.
Например, если какое-то разрушение произошло случайно, японцы и испанцы плохо помнят того, кто это спровоцировал. Тогда как англоговорящие «свидетели» без труда описывают «виновника», поскольку для них он не перестаёт быть субъектом действия. Ну а чтобы не было расхождений в показаниях, лучше всё записывать на камеру iPhone (айФон).
Основным выводом учёных является то, что если искусственно поменять основной язык человека, одновременно с этим изменится и его способ мышления – сам того не замечая, он начинёт видеть мир иначе.
Текст использован с разрешения владельцев сайта RewelMob.com
+3Влияние языка на мышление человека. Часть первая.
“Человек всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком. Уже в древности изучали расстановку слов, их значения, секреты их соединений. Сегодня господствует весьма упрощенный взгляд на роль языка в жизни общества - язык считается лишь средством общения, инструментом передачи информации. В соответствии с таким пониманием совершенно неважно, каким языком пользоваться, на каком языке говорить, лишь бы он был достаточно распространённым и информационно насыщенным. Данный подход к пониманию роли языка является очень узким и проистекает из незнания природы языка. Да, язык возник из потребностей общения и служит обмену информацией»” - Ф.Н. Фатклистов.
Довольно серьезная и хорошая мысль татарского ученого Ф.Н. Фатклистова опирается на стереотипный шаблон «теории большого взрыва» и учения Дарвина. Язык как Солнце, Луна, Земля, Человек, животный и растительный мир не возникли сами по себе. Они рождены. Марийский язык конкретно говорит - йылме шочын» (язык родился), мланде шочын (земля родилась), кече шочын (солнце родилось). Нет такого словосочетания в марийском языке, что он возник, язык рожден, имеет прародителей - полубогов Сурт Юмо.
В древней мифологии Аполлон считается богом олимпийцем пророчества и оракулов, заживления, чумы и болезней, музыки, песен, поэзии, стрельб из лука и защиты молодых. Он родился на острове Делос, куда его мать Лето попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой, которая запретила ей вступат на твердую землю.
Атон в древнеегипетском рассказе «Сказание Синухе» описывается умерший царь как бог поднимающийся к небесам. Его изображали в виде солнечного диска с простирающимися от него лучами, которые заканчивались кистями рук.
В марийской космогонии и космологии значимое место занимает Шнуй Он - Курык Кугыза, Ир Кече, Порлемдрук, - это его имена. Так принято в древности - возведенный в ранг богов человек получал множество имён. Обратите внимание. Люди, жили в разных странах, в разные периоды, а слова оканчиваются на «он» - Атон, Аполлон, Шнуй Он. Греческий язык, по версии Википедии, не позволяет раскрыть этимологии имени Аполлон. Марийский язык очень легко раскрывает значение и сущность имён:
Аполлон - «он» - это воин, вождь, «апал» (апол) - приблудный, чужой. И как им не быть чужим, приблудным на чужом острове, так всегда воспринимают аборигены вновь появившегося на их территории.
Атон - его полное имя звучит как Ра-Гор. Его имя было светом солнечного диска и люди, молясь и радуясь, поднимали руку к Солнцу и воспринимали и наполнялись энергией Солнца. Атон - «он» - воин, вождь, «ате» - это сосуд, объем, емкость. Слово связано с посудой для хранения. В подтверждение тому служит слово «Атлет», звучащее на греческом как «Атлон» - «он» + «ате». Дословно Атлет есть объемный, здоровый воин.
Люди, вскинув руки к Солнцу, медитировали, воспринимали энергию - юмылтен улыт - занимались трансцендентальной медитацией.
В 1930-х годах в Америке служащий в пожарной части опубликовал своё открытие, где указывает, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Хорошо изучив язык наваха он увидел, что нет прилагательных как особой части речи. Вместо них используется глагол и они весьма сложные, несут богатую лексическую и грамматическую информацию, т.е. идёт описание мира через действие. В реалии этот народ в движении, в непрерывном движении и в настоящее время ведет кочевой образ жизни. Делается заключение, что язык влияет на мышление и выступает соорганизатором образа жизни и поведения социума.
Открывая в библиотеке русско-чеченский словарь, ощутил в руках дрожь и волнение, зная менталитет чеченцев, желал увидеть в этом древнем языке с алфавитом, охватившим огромный звуко-фоновый спектр Вселенной (15 гласных и 32 согласных звука). В окончании глагольной формы ю-сегмент звук «ар», означающий «порядочность, совесть и приличия».
Читая глагольные формы слов чеченского языка
Хьюкхар - вырубка (действие)
Арадалар - выход (действие)
Хьехар - выучка
Дӓгар - вышивание
Кечдар - заготовление,
во мне возникло то чувство волнения, творческого удовлетворения, которое испытали, наверное, все исследователи. Чеченский язык полностью уверил меня в правоте моих мыслей и подтвердил гипотезу Сэпира - Уорфе, что структура языка определяет структуру мышления.
После этого не стоит удивляться героизму, стойкости, мужеству чеченского народа, они закодированы полубогами на воинскую доблесть и отвагу. Это народ-воин, они защитники чести, совести, достоинства, стыда - основ Божественной Любви. На их стороне Истина - Аш, базовая основа космофундаментализма. Если язык наваха диктует народу движение, то глагольная форма чеченского языка, оканчивающееся на «ар» направляет народ на достижения и установления чести, совести и достоинства. Было бы не полно опускать из виду язык фарси - древний язык, который представлен в современности таджикским языком.
Таджикские слова-глаголы
идти - рафтан
спать - шобратан
стоять - ростистодан
отдать - додан
оканчиваются на ю-звуковой информационный сегмент «ан» (анг), означающий что-то узкое: горло в посуде, отверстие в вещах, проход, вход. Стоит ли после этого удивляться, что Ферганская долина - самое густонаселённое место в мире, про «резиновые квартиры» в Москве, где комфортно уживаются в одной комнате много таджиков.
Структура таджикского языка закодирована на мышление иметь множество друзей, родственников, детей и жить единой дружной семьёй даже в ограниченном «анг»-пространстве. Раскрыв значение слов глагольной формы чеченского и таджикского языков и значимость имён древних богов с позиции марийского языка, невольно возникает вопрос: куда ведёт марийца и народ в целом марийский язык и куда направляет его мышление?
Глагольная форма марийского языка все заканчивается на «аш» (пуаш, налаш, малаш) , означающим «истину», т.е. к Богу-Истине (Аш Юмо). Марийский язык - самый древний язык Европы - божественный дар для человечества. В самом языке закодированы и зашифрованы Знания Вселенной и о Вселенной, о Боге, о смысле жизни и о самой жизни, инкарнации, эволюции Души и о сущности. Марийские слова собраны очень просто и доступны для понимания, как в школе по химии понимаем, что материя состоит из нескольких десятков химических элементов, из которых собрано все разнообразие материального феноменального проявленного мира.
Все слова марийского языка собраны в агглютинативной форме из «ю» - звуковых информационных сегментов:
Аш - память, истина
Ал - благость
Ил - божественный свет
Ир - природный, дикий
Ар - совесть
Шу - здоровье
Кут - присутствие души
ӧрт - самообладание, совокупность Разума и Сознания
шам - сознание
ор - крепость, центр
ак - ценность
и другие, которые набираются не больше чем химических элементов в природе.
Смотрите, как в реалии это выглядит:
- илаш (жить) собран из двух сегментов: «ил» (божественный свет) и «аш» (истина). Обратите внимание, это слово дает конкретный ответ о смысле жизни, для чего появился человек на земле - чтобы познать «божественный свет - истину».
Человек неугомонный, весь в движении, в поиске и опять марийское слово «ошкылаш» (движение) раскрывает и указывает, для чего родился человек и куда ему по жизни двигаться.
- ошкылаш: «ошо» (просветленный), «кыл» (связь), «аш» (истина). Слово наставляет, что все наши помыслы, все наши движения должны быть направлены к просветленной истине, к Богу - Аш Юмо.
Марийское слово «онар» означает «воин богатырской силы». Замечаете, что к воину используется ю-сегмент «ар», что присуще чеченскому языку глагольной формы. Но в марийском слове используется в существительной форме для обозначения воина-богатыря. К сожалению, не знаю чеченский язык, но заметил: чеченские существительные оканчиваются на «аш», означающий на марийском языке истину:
Осел - вар-р-аш
Гора - лаьмнаш
Окно - кораш
Все иностранные слова: гантели (гантелаш), галушки (галнаш), котлеты (котлеташ) - окантовываются блоком «аш» (истина), что, вероятно, предполагаю, означает «котлеташ» (истинно котлета), «нардаш» (истинно нарды). Эта мысль уже отправляет нас к теории о метаязыке, открытой польским математиком Альфредом Тарским, что «оценка истинности утверждения об объектах является привилегией метаязыка». В связи с чем напоминаю, что вся глагольная форма марийских слов, а чеченских существительная форма заканчивается на ю-сегмент звукового информ-блока «аш» Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.