Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе»


































Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Признаки осени: похолодание, осадки в виде дождя и снега. Признаки осени: похолодание, осадки в виде дождя и снега. Изменяется окраска листьев и начинается листопад у растений. Изменяется окраска листьев и начинается листопад у растений. Птицы отлетают в тёплые края. Первыми улетают кукушки, скворцы, грачи, ласточки и др. Птицы отлетают в тёплые края. Первыми улетают кукушки, скворцы, грачи, ласточки и др. Звери линяют и одеваются в тёплый мех. Звери линяют и одеваются в тёплый мех. Белочка становится серо-голубой, заяц-белый.Барсук Белочка становится серо-голубой, заяц-белый.Барсук запасает лягушек, грибы.Ёж –сухой мох, листья.Медведь запасает лягушек, грибы.Ёж –сухой мох, листья.Медведь ищет себе берлогу. ищет себе берлогу. Люди убирают урожай и закладывают его на хранение. Люди убирают урожай и закладывают его на хранение.


Проверь себя! Какой месяц осень начинает? Какой месяц осень начинает? А кончает? А кончает? Что заставляет птиц улетать? Что заставляет птиц улетать? Бывает ли гром в октябре, сентябре? Бывает ли гром в октябре, сентябре? Что он предвещает? Что он предвещает? Что люди убирают в огородах? Что люди убирают в огородах? Какие грибы растут осенью? Назови их. Какие грибы растут осенью? Назови их. Что предвещает богатый урожай рябины? Что предвещает богатый урожай рябины?



Оксана Ивахненко
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние изменения в живой и неживой природе».

Виды детской деятельности :игровая,познавательно-исследовательская,коммуникативная.

Задачи:

Закреплять и обобщать представления детей об основных приметах осени в живой и неживой природе;

Обучать навыкам анализа,систематизации;

Развивать речь,умение слушать;

Воспитывать любовь к поэтическому слову,бережное отношение к природе

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из метод. пособия "Осень";организация наблюдений за осенними приметами на участке детского сада и за его пределами (экскурсия в осенний сквер);проведение игр:"От какого дерева лист",лото,домино.

Оборудование: аудиозапись П. Чайковского"Времена года".Октябрь";атрибуты для организации игры "Урожай собирай";картинки из метод. пособия "Осень";репродукции пейзажей русских художников.

Последовательность проведения занятия :

Воспитатель читает детям стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной":

Есть в осени первоначальной

Короткая,но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё-простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной бороде.

Пустеет воздух,птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь-

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

Воспитатель: О каком времени года пишет Ф. Тютчев?

Дети :Об осени

Воспитатель: Правильно,ребята,об осени. Что вы представляете,слушая это стихотворение?

Дети: Начало осени,лучезарные осенние закаты,лесная тишина,отдыхающее поле,не предвещающее зимних бурь.)

Воспитатель: Ребята,как поэт мог бы ещё назвать это стихотворение?

Дети: "Осень","Ранняя осень","Золотая осень".

Воспитатель: Сегодня мы вспомним о том,что происходит в природе осенью. Как ведут себя животные и птицы,деревья и цветы. Посмотрите на картины замечательных художников (И. Остроухова,Е. Волкова,В. Поленова,которые изображали осень в разные её периоды (ранняя,золотая,поздняя).

(Воспитатель выставляет на доске репродукции художников) Какие признаки осени вы можете отметить на этих пейзажах?Обратите внимание, на всех картинах осеннее солнце не поднимается высоко. Это значит,что и греет оно уже по-другому:осенью становится холоднее и воздух,и вода. Что можно сказать о деревьях,изображённых художниками?Давайте вспомним,какого листва на деревьях летом?

Дети: Зелёная

Воспитатель: Правильно,зелёная. А теперь она какая?

Дети: Разноцветная

Воспитатель: У берёз листья жёлтые,у клёнов-ярко-оранжевые,у осин-красные. А какие деревья остались зелёными?

Дети: Сосна и ель

Воспитатель: Верно,сосна и ель. Их хвоя остаётся зелёной круглый год. Дни становятся всё короче,листья с деревьев начинают облетать,часто идут долгие и холодные дожди. Ещё немного,и начнётся листопад,когда деревья скинут свой наряд. Почему они это делают?

Дети: Они чувствуют приближение снега и так готовятся к зиме.

Воспитатель: А что происходит с животными в этот период?Что,например,делают птицы?Перелётные птицы (такие,как журавли,скворцы и др.)собираются в стаи и улетают в тёплые страны. Но есть птицы,которые остаются зимовать в родных краях (например,воробьи,синицы и. т. п.).Насекомые прячутся в укромные места, зарываются в ил на дне водоёмов,ящерицы и змеи тоже укрываются в разных ямках,щелях,трещинах. Все они на зиму засыпают. Любят зимой поспать в морозные дни медведи,бурундуки,ёжики,сурки. Но есть и такие животные,которые зимой бодрствуют. Это лиса,заяц,волк,белка. Им нужно искать пропитание,а зимой это сделать гораздо труднее,чем летом. Поэтому белка,например,делает на зиму запасы. Она прячет в укромных местах орешки,грибы,жёлуди. Чтобы пережить холода,те животные,которые не впадают в спячку,меняют свои шубки:заяц становится белого,лиса-рыжего. Волк,правда,свой не меняет,но у него,как и у остальных,мех становится гуще и теплее. Приятно наблюдать за природой,прогуливаясь по осеннему лесу. На душе становится легко,но в то же время грустно от того,что стоят последние тёплые деньки и скоро наступят холода,выпадет снег и придёт суровая зима. Ребята,прослушав мой рассказ,назовите основные признаки осени:

а) солнце над горизонтом поднимается уже не так высоко,как летом. Как это влияет на продолжительность дня и ночи (Дни становятся короче,а ночи-длиннее.);

б) солнце меньше греет. По каким признакам это можно определить (Понижается температура воздуха,ночи становятся холоднее,идут холодные дожди,наступают первые заморозки. в) исчезают насекомые,улетают на юг первые птицы;

г) у деревьев и кустарников желтеют,а потом облетают листья. Что такое листопад?Почему лиственные деревья сбрасывают листву (Подготовка природы к зиме.);

д) как ведут себя животные осенью (Некоторые засыпают на зиму. А некоторые остаются зимовать,для этого они меняют свою шкурку.);

е) почему осенью не видно стрекоз и бабочек,не слышно лягушек (Все насекомые на зиму прячутся и засыпают,а зарываются в ил на дне водоёмов.)

Воспитатель: Ребята,подумайте и скажите,как меняется осенью жизнь людей?

Как меняется одежда осенью (Люди надевают тёплую одежду и обувь.)

Какой труд можно наблюдать в ранний период осени?Какую работу выполняют люди на улицах города (Убирают листья.)

Как трудятся люди в ранний период осени?Чем занимаются люди в деревнях и сёлах (Собирают урожай,готовят сад и огород к зиме,убирают листья.)

Воспитатель: Осень. Какое же прекрасное это время года!Природа словно готовится к священному таинству,погружаясь в спокойный сон.

Под музыку П. Чайковского "Времена года"входит-Осень. На голове у неё украшения из ягод и листьев рябины,платье расшито жёлтыми листочками. В руках осень держит большую корзину с щедрыми дарами (фруктами и ягодами).

Осень: Здравствуйте,ребята!Вы так много знаете о изменениях природы осенью!Но вы ничего не рассказали о моих братьях-осенних месяцах. Ведь именно они делят это время года на три периода (раннюю,золотую,позднюю).Уверена,что в загадках,которые я вам задам,вы правильно их назовёте.

Опустел вишнёвый сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за меся к вам пришёл?(Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы-

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?(Октябрь.)

Поле чёрно-белым стало.

Падает то дождь,то снег.

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц,подскажи?(Ноябрь.)

Осень: Какие вы молодцы!Всех моих братьев отгадали. Осень-не только красивый период года,но и щедрый. Осенью занимаются сбором урожая на полях,в садах и огородах. Всё нужно не только убрать,но и позаботиться о сохранении собранного урожая:овощей,ягод,фруктов. Нужно принять и дары природы:ягоды,грибы,орехи. Ими так богата наша русская земля!А теперь давайте поиграем в хоровод "Урожай собирай"(муз. А. Филиппенко).

По окончании хоровода Осень угощает детей фруктами,прощается с ними.

Через несколько дней можно закрепить знания детей задав дополнительные вопросы

1 .Какими словами можно описать осеннюю погоду (Хмурая,пасмурная,дождливая и. т. д.)

2 .Какие краски природе дарит ранняя осень (Красные,коричневые,багряные,лимонные,жёлто-зелёные,лиловые и фиолетовые.)

3. Какие грибы собирают осенью (Опята,подберёзовики,подосиновики,белые,сыроежки и др.)

4. Какие ягоды собирают осенью (Морошку,бруснику,клюкву,облепиху и др.)

5. Что происходит в природе в сентябре (День укорачивается,температура воздуха падает,летит паутина,идут дожди,меняет листва,желтеет трава,дозревают некоторые фрукты,ягоды и грибы,наступают первые заморозки,улетают первые стаи перелётных птиц и др.)

6. Что происходит в природе в октябре (Дни становятся всё короче,воздух-холоднее,может пойти дождь со снегом,опадает листва,улетают птицы и др.)

7 .Что происходит в природе в ноябре (Дни становятся очень короткими,выпадает первый снег,температура воздуха падает,замерзают водоёмы и. т. д.)

8. Почему птиц называют перелётными?Каких перелётных птиц вы знаете (Перелётные птицы осенью улетают в тёплые края,а весной возвращаются обратно. К таким птицам относятся:грачи,утки,стрижи,ласточки и др.)

9. Чем заняты жители деревни осенью (Собирают урожай фруктов,ягод,грибов,овощей,злаков,делают заготовки на зиму,высаживают озимые культуры.)

10 .Какие осенние приметы вы помните (В лесу много рябины-осень будет дождливая. Большой урожай рябины-к большим морозам. Орехов много,грибов мало-зима будет снежная и суровая. Белки делают богатый запас орехов-жди холодной зимы. Кожица на луковице тонкая-зима будет мягкая,кожица толстая и грубая-зима суровая. Чем больше муравьиные кучи,тем суровее будет зима и др.)

11. Какие поговорки и пословицы вы знаете (Весна красна цветами,а осень снопами. Весна красна,да голодна-осень дождлива,да сытна. Осенью и у воробья пир. Осень-погоды перемен восемь и др.)

12.Какие стихи и песни об осени вы помните?

Познакомить учащихся с изменениями, которые происходят в природе осенью;

Показать связь изменений в природе, в мире животных, растений и в мире неживой природы;

Формировать умение анализировать, мыслить логически, обобщать и формулировать выводы по теме;

Расширить кругозор;

Воспитывать чувство красоты, любви к родному краю;

Воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное отношение к окружающему миру;

Развивать навыки работы в группе, индивидуально.

Планируемые результаты:

Знать о том, как меняется природа осенью, уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь анализировать явления, обобщать информацию, делать выводы.

Оборудование: таблицы, кластер, презентация, ПК, проектор, музыкальная запись (П. Чайковский "Времена года"), картины осенних пейзажей, раздаточный материал (слова, листики, картинки для кластера), изображение дерева (для рефлексии), рисунок кормушки, репродукция картины И. Левитана "Золотая осень")

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Послушайте стихотворения русских поэтов.

Учитель читает стихотворения под музыку П. Чайковского "Времена года".

1. А. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

2. С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…"
Вопрос: О каком времени года идет речь?

А какие еще времена года вы помните?

Сколько осенних месяцев? Назовите их.

На проекторе слайды №№ 1, 2.

Ответы учащихся.

III. Объявление новой темы.

Тема урока сегодня - "Природа осенью". Нам предстоит выяснить, как меняется природа осенью, куда улетают птицы, чем заняты животные.

IV. Повторение пройденного материала. Составление кластера.

Класс делится на три группы (по рядам). Первой группе выдаются картинки с неживой природой, второй - картинки с изображениями животных, третьей - с растениями.

Задание: А что вы знаете об осени? Перед вами картинки с изображениями разных явлений природы. Выберите те, на которых изображены осенние явления.

При составлении кластера картинки распределить в три группы. (См. приложение)

V. Объяснение подраздела новой темы "Осень в неживой природе"

Для начала рассмотрим, что происходит осенью в неживой природе. Как меняется погода.

Класс разделить на три группы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Детям предстоит выбрать слова, которые относятся к погодным явлениям данного месяца и заполнить таблицу на доске. (См приложение, табл. № 1)

Итак, осенью температура воздуха постепенно понижается, дни становятся короче, потому что солнце поднимается уже не так высоко, как летом, и светит не так ярко. Небо все чаще заволакивают туч, а на лужах появляется первый ледок. Природа постепенно готовится к зиме.

V-A. Предварительно закрепление материала:

Класс разделить на три группы. Три иллюстрации разрезать на пазлы (См. приложение). Каждой группе предложить собрать пазл своей картины и объяснить, какая осень изображена: ранняя, золотая или поздняя. Что именно изменилось в природе. С чем это связано.

VI. Объяснение подраздела новой темы "Деревья осенью"

Что происходит с деревьями осенью? Вспомните, что вы наблюдаете в осенние месяцы?

(Работа с картиной И. Левитана "Золотая осень" .) Посмотрите на картину. Что меняется осенью? Что происходит с деревьями? (Слайды 3-5)

(На доске и в тетради записывают: 1. Листья желтеют. 2. Листья опадают. 3. Хвойные остаются зелеными)

1) Листья желтеют.

Вы знаете, что летом листья на деревьях зеленые, потому что в них содержится хлорофилл. А осенью солнце греет меньше, потому хлорофилл в листьях разрушается. Листья становятся желтыми, красными или фиолетовыми. Все зависит от того, какого красящего вещества в них больше.

2) Листья опадают.

Ветви деревьев зимой укутаны снегом. Но, если деревья не сбросят листву, им будет очень тяжело. Поэтому осенью начинается листопад. Деревья стремятся сбросить листву, чтобы зимой было легче выдерживать снег на ветках.

Чтобы листья были свежими и красивыми, им требуется питание, которое летом они получают из корней дерева. Но зимой мало солнца и мало воды. Потому и сбрасывает деревья листья, чтобы расходовать меньше питательных веществ.

Осенью деревья как бы засыпают. Они не дышат, не растут, а спят.

3) А вот хвойные деревья остаются зелеными. Им морозы не страшны, потому что вместо листьев у этих деревьев тонкие иголочки. Хвойные деревья меняют свои иголочки в течение всего года.

VI-A. Первичное закрепление. Игра "Угадай". Учитель перечисляет названия деревьев. Если дерево осенью сбрасывает листья, то ученики должны поднять руку. Если не сбрасывает, то руки не поднимают

VII. Объяснение подраздела новой темы "Как животные готовятся к зиме"

Мы уже выяснили, что осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом?

Мы знаем, что все животные делятся на группы. Давайте вспомним, какие животных вы знаете, и заполним таблицу.

(Это упражнение можно делать и в тетради) У доски работают либо 2 ученика, либо сам учитель после ответов детей распределяет животных по группам.

Заполняют таблицу № 2 (См. приложение)

Какая группа самая незащишенная? (Насекомые)

Насекомые по-разному готовятся к наступлению холодов. (Работа с презентацией)

Часть из них погибает (слайд № 5), часть забираются под кору деревьев, зарываются в землю, прячутся в ворохе опавших листьев и засыпает (слайд № 6).

VII-A. Первичное закрепление.

В тетради синим карандашом подчеркнуть названия тех насекомых, которые засыпают, а красным тех, которые умирают осенью.

Какая группа животных тесно связана с насекомыми? (Птицы)

Каких птиц вы знаете? (Слайд № 7)

Что вы знаете о птицах? Видели ли вы птиц осенью и зимой в родных краях? Почему летом птиц больше, чем осенью и зимой?

А почему птицы улетают на юг?

Выделить ответы:

1.замерзание водоемов

2. увядание трав

3. исчезновение насекомых

4. похолодание

VII-Б. Первичное закрепление.

Работа с презентацией .

Вы правы, не все птицы улетают осенью в теплые края. Те, которые улетают, называют перелетными (Слайд № 8), а те, которые остаются - это оседлые (Слайд № 9). Есть еще птицы кочующие (Слайд № 10). Они не улетают далеко, а просто кочуют по местности в поисках корма.

1) Найдите перелетных, оседлых и кочующих птиц. (слайд № 7)

2) Соедините названия групп птиц и понятия. (Таблица № 3 см. Приложение)

Те птицы, которые остаются, стараются быть поближе к человеческому жилью, селятся там, где теплее (на крышах домов, на чердаках). Как вы думаете, нужно ли помогать птицам осенью и зимой? Как мы можем помочь?

(Повесить рисунок кормушки или слайд № 11)

Физ. минутка.

А что же происходит с рыбами и земноводными?

VII-В. Работа с презентацией

Вода в водоемах осенью становится холоднее, поэтому рыбы плавают в нижних слоях, там, куда не добирается мороз.

Лягушки стараются поглубже закопаться в ил.

И, наконец, самая большая группа животных - млекопитающие. (Слайд № 13)

Каких животных можно встретить зимой в лесу? Как они подготовились? Что делали осенью?

1. Линька, запасы

Осенью эти животные запасают пищу. Например, белочка, всю осень припасает орехи, желуди, сушит грибы и прячет их в дупле. У каждой белочки по всему лесу много таких "кладовочек". Белочка очень трудолюбива.

Этим животным природа подарила мягкую и теплую шубку. Поэтому даже в сильные морозы этим животным не холодно. С наступлением осени животные начинают линять. Их летняя яркая шубка становится более густой, пушистой. (Слайд № 14)

Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу)

Линяют ли домашние животные?

2. Спячка, подготовка жилища, усиленный корм

А вот другие животные не могут разгуливать зимой. (Слайд № 15) Осенью они готовят себе жилище. Медведь, например, выстилает свою берлогу травой, листьями, корой деревьев. Ветки елок укрывают берлогу, подобно шатру. Уютная постелька готова! И как только наступят холода, медведь со своими медвежатами забирается в берлогу и засыпает до самой весны.

В спячку впадают медведи, ежи, барсуки. Осенью они не только готовят себе жилище, но и усиленно питаются. Ведь им предстоит провести много времени без пищи!

VII-Г. Первичное закрепление

Игра "Угадай-ка". Учитель перечисляет названия животных. Если животное на зиму впадает в спячку, то учащиеся изображают сон. Если нет, то учащиеся изображают как двигается это животное.

VIII. Закрепление темы

Итак, мы узнали, какие изменения происходят в природе с наступлением осени. Давайте вспомним, что нового вы узнали.

Блиц-опрос

(Работа проводится по выбору учителя. Можно зачитывать загадки, а можно занести их в презентацию. Во втором случае учащиеся сами читают загадку и дают ответы).

Задание: Не только отгадать загадки, но и объяснить свой ответ. По каким признакам дети угадали предмет или животное.

Подобрать загадки о дожде, листопаде, птицах, животных.

IX. Рефлексия и самооценка

Что нового вы узнали сегодня?

Если вам было интересно, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если узнали много нового, но что-то осталось непонятным - то желтый листочек. Если вам было скучно на уроке, и вы ничего не запомнили - прикрепите зеленый листочек.

X. Выставление оценок

XI. Домашнее задание

Обязательное:

Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в природе осенью.

Творческое задание (на выбор):

1. Подготовьте сообщение о том, как готовятся к зиме животные и птицы.

2. Сочините сказку об осени.

Цели:

1. Провести наблюдения за изменениями в неживой природе.
2. Учить нахождению признаков отличия растений осенью в сравнении с летом.
3. Продолжить формирование понятий “неживая природа”, “живая природа”, актуализировать представления о жизненных формах растений.
4. Учить наблюдению за поведением животных.
5. Продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя.
6. Формировать представления об экологических связях и зависимостях явлений и объектов живой природы.

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов.

(Для учителя. Первую экскурсию в природу необходимо провести в сентябре, выбрав солнечный день. Учащиеся еще живут воспоминаниями о прекрасной летней поре и помогут проведению беседы на высоком эмоциональном уровне. В зависимости от того, где планирует провести экскурсию учитель: степной участок, сквер, водоем, пойменный или барачный лес, в ответах учащихся будут называться различные природные объекты. В данном случае - конспект экскурсии, проведенной на небольшом пришкольном участке.)

ХОД ЭКСКУРСИИ

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Да, да именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

О какой поре пишет поэт?

Дети: Об осени.

Учитель: Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение.

Учащиеся: Золотая одежда леса, природы увяданье.

Учитель: Перечислите все то, что относится к природе.

Дети: Дерево, куст, трава, ворона, собака, камень, небо, солнце и т. д.

(Для учителя. Дети могут называть объекты, сделанные руками человека: дом, машина, водопровод или называть растения: береза, сирень, горец, одуванчик и т. д. Дайте всем высказаться, а затем подведите итог.)

Учитель: Как много вы назвали предметов, но вот беда - вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы.

Дети: облака, небо, солнце, растения, животные.

Учитель: Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их.

Дети: Неживая и живая природа.

Учитель: Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

Шел долговяз, да в землю увяз. (Дождь)

Без огня горит. (Солнце)

(Для учителя. Возможно, загадки покажутся простыми, но детям нужно не только найти ответ на них по определенным признакам, но и определить, что это - живое или неживое, а учитель логично перейдет к беседе о признаках осени в неживой природе.

Дети: В этих загадках упоминается неживая природа - ветер, дождь, солнце.

Учитель: Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете?

Ученики: Немного тепла.

Учитель: Вспомните, как чувствовали солнышко летом?

Дети: Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.

Учитель: Какое положение занимало солнце на небе летом?

Ученики: Оно было высоко.

Учитель: Как расположено сегодня?

Дети: Ниже, поэтому и греет слабо.

Учитель:

Крупно, дробно, зачастил
И всю землю напоил.

Что это?

Учащиеся: Эго дождь.

Учитель: Два дня назад “небо прохудилось” и прошел первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь.

Дети: Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару.

Учитель: Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

Летят орлицы по синему небу,
Крылья распластали,
Солнышко застлали.

Что это?

Дети: Мы видим облака.

Учитель: Часто ли плыли облака по летнему небу?

Дети: Нет, редко.

Учитель: Кого они вам напоминают?

(Для учителя. Поставленный вопрос требует ответа об объектах живой природы, которые отвечают на вопрос кто? Однако дети обычно перечисляют предметы, которые они видят в данный момент. Выслушайте, а затем уточните признаки живого и отберите объекты живой природы.)

Учитель: О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку.

Неизвестно, где живет,
Налетит - деревья гнет.
Засвистит - по речке дрожь,
Озорник, а не уймешь.

Дети: Это ветер, если он дует сильно, то деревья сгибаются и даже могут сломаться. А когда дует на воду в речке, то она рябит. Поэтому его называют озорником.

(Для учителя. При отгадывании загадок необходимо требовать от детей приводить признаки, по которым они находят ответ.)

Учитель: Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

Дети: Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.

Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. (Белый ствол, ветки свешиваются, сережки).

(Д ля учителя. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия - сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов. Поэтому на экскурсии дети могут увидеть мужские сережки.)

Учитель:

В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.

Дети: Это рябина. Признак - красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей.

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

Ученики: Это ель. Признак - иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое.

(Для учителя. Часто дети используют названия растений, принятые в разговорной речи. Они полагают, что елка и ель - два разных растения. Поэтому учитель должен приводить названия природных объектов по научному. При рассматривании деревьев необходимо обращать внимание детей на красоту внешнего облика растения, окраску ствола и листьев, форму листовых пластинок, доступную для понимания этого возраста детей (пальчатая, линейная, треугольная, ромбическая), то есть стремиться к эстетическому восприятию природных объектов.)

Учитель: Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить?

Ученики: Это деревья.

Учитель: Какой одинаковый признак вы увидели?

Дети: Один главный ствол.

Учитель: Послушайте внимательно следующую загадку.

Как была молода - была бела,
А как постарела - то покраснела.

Дети: Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные.

Учитель: Стоит зеленый кустик

В красный горошек,
А тронешь - укусит.

(Для учителя. Глагол “укусит” подразумевает какой-либо инструмент (кусачки, зубы и т. д.), поэтому нужно подчеркнуть, что в данном случае слово используется в переносном смысле.)

Учащиеся: Это шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы.

(Для учителя. На стеблях выросты покровной ткани, которые называются шипами. Отсюда название растения - шиповник. Колючки - это видоизменения листьев или побега, которых у шиповника нет.)

Учитель: Каким общим словом назовем калину, шиповник?

Дети: Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли.

Учитель: Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Постарайтесь выбрать, на ваш взгляд, самые красивые из них. Мы листья положим в газеты, а затем в гербарную папку и засушим. На следующих уроках поиграем в игру: “С какого растения эти листочки”, согласны? Тогда за работу.

(Для уч ителя. Важно заложить хорошо расправленные листья, чтобы потом сделать красочное панно или гербарные образцы. Папку для гербаризации можно сделать из плотного картона или фанеры. Эту работу можно выполнить в классе, собрав листья в букеты, а затем отобрать наилучшие. В таком случае, сбор нужно перенести на конец экскурсии, так как листья будут мешать дальнейшей работе)

Учитель: Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков?

Учащиеся: Я не знаю, как называется дерево, но на нем висят “парашютики”.

Учитель: Это плоды интересной формы, мы их тоже соберем в гербарий. А растение называется - клен американский. Вы знаете клен с пальчатыми листочками, найдите их. Посмотрите на них внимательно и вы увидите признаки различия.

(Для учителя. Клен американский, или ясенелистный - двудомное растение, mо есть отдельно произрастают женское и мужское растения. Поэтому плоды можно увидеть только “а женском экземпляре, и, если на участке высажены только мужские растения, то дети не смогут найти данный признак. Обратите внимание на то, что у клена ясенелистного сложные листья, то есть на главном черешке сидят несколько листочков, которые могут опадать отдельно друг от друга. И дети часто принимают один опавший листочек за целый лист.)

Учитель: В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы?

Дети: Листопад.

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
“Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!”

Учитель: Так написал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт?

Учащиеся: Листья по ветру кружат - это потому, что они слетели с деревьев.

Учитель: Давайте подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков?

Ученица: Я вижу бабочку и кого-то, похожего на осу.

Учитель: Эго цветочная муха. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно еще на их теле?

Дети: Усики, ножки, красивая окраска.

Учитель: Каким общим словом назовем этих животных?

Дети: Это насекомые.

Учитель: А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу.

Учащиеся: Паучок плетет свою паутинку.

Учитель: Зачем он это делает?

Дети: В нее ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает.

Учитель: К какой природе относятся увиденные нами животные?

Ученики: Это живая природа, они двигаются, кушают, плетут паутину или строят домики.

Учитель: Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает?

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает.

Дети: Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет во дворе рядом с человеком.

Учитель: Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья.

Учащиеся: Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела - хвост.

Учитель: Что он делает?

Дети: Клюет семена травы.

Учитель: Растение называют горец птичий, или птичья гречишка потому, что многие птицы любят полакомиться его семенами.

Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими облаками, падающими листьями, отлетающими в теплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всем; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова

Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам,
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
В двери к нам стучится осень,
А за осенью - зима
Мы ее не ждем, не просим,
А она идет сама.

Учитель: Грустим ли мы с вами о лете?

Дети: Конечно, но его уже не вернешь. Пришла осень.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.

(Для учителя. Данный конспект может быть разделен на две экскурсии, или сокращено содержание. Это зависит от подготовленности детей к восприятию длительного объяснения учителя, умения держать дисциплину и рассуждать.)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!