Адаптация ребенка к школе после летних каникул. Какие факторы помогают ребёнку быстро адаптироваться к школе после каникул? Рацион под контролем

Если спросить у десяти учеников, соскучились ли они по школе, семеро из них ответят: «Нет!», двое задумаются и лишь один слабо кивнет. Им интересны друзья, но отнюдь не уроки и домашние задания. Настраиваемся на рабочий ритм вместе!

19:44 18.09.2012

Даже взрослому человеку требуется две недели, чтобы адаптироваться к работе после отпуска. Что уж говорить о детях, которые все лето наслаждались свободой от учебы, а теперь должны вновь сесть за парты! Психологи считают, что первокласснику нужно 1,5-2 месяца, пятикласснику - месяц, а остальным ученикам - 2-3 недели, чтобы привыкнуть к новому режиму.

Первые же недели учебы проходят тяжело: ребенок с трудом поднимается по утрам, не в силах сам справиться с домашними заданиями, еле-еле вспоминает школьную программу. На уроках он разболтан, невнимателен, ему нелегко сосредоточиться. Многое за каникулы он просто забыл, поэтому глупо удивляться, что его оценки намного ниже, чем хотелось бы. Как сделать, чтобы 
1 сентября ассоциировалось у сына или дочери с чем-то веселым и светлым? Что поможет преодолеть стресс первых дней? О секретах быстрой адаптации к школьному режиму рассказывает психолог Леся Антонова.

1 Создай ажиотаж

Детский энтузиазм относительно школы падает пропорционально количеству лет, проведенных в ней. Если ученика младших классов довольно легко увлечь предстоящей учебой, то старшеклассники смотрят на начало учебного года менее оптимистично. Увы, для большинства это - неприятная повинность, которую надо отбывать, а вовсе не «годы чудесные».

И тут причина не только в весьма скучной программе, но и в том, что изменились сами дети: сегодня они более склонны потреблять (удовольствия, товары), чем достигать чего-то своими силами. Однако мы, родители, несмотря ни на что, должны повышать в глазах ребенка престиж учебы. Поэтому важно показать, что начало нового учебного года - событие важное и значимое, к которому нужно готовиться.

Начните с малого: вместе наведите порядок в шкафчиках, на полочках и рабочем столе. Освободите место для учебников, тетрадок. Проверьте, работает ли лампа и по-прежнему ли удобен стул.

Проведите ревизию школьных принадлежностей и вместе отправляйтесь за покупками. Посещение школьного базара - всегда радостное событие для юных любителей шопинга. Да и прийти в школу с новыми вещичками каждому приятно.

Обзвоните друзей, одноклассников: кто уже вернулся в город, кто еще отдыхает? Узнайте у учителя свежие новости, перепишите расписание.В конце концов устрой дома неназойливый вечер воспоминаний и расскажи вместе с мужем забавные эпизоды из вашей школьной жизни. И ведь такое ностальгическое настроение будет приятно, правда?

2 Начните соблюдать режим заранее

Во время каникул дети живут, как им нравится: спят долго, поздно завтракают, много времени проводят за компьютером или у телевизора, поздно ложатся в постель. Когда вдруг 1 сентября ребенку придется подняться в 7 утра, он будет чувствовать себя невыспавшимся, вялым и раздражительным. И пропустит мимо ушей половину объяснений учителя! А ведь именно сейчас начинаются новые темы. Если он прозевает начало, интерес к учебе заметно снизится: зачем делать домашние задания, если я все равно ничего не понимаю!

Поэтому перестраиваться на новый режим следует плавно. За неделю до начала учебы начните вставать раньше и делать зарядку - обязательно вместе, иначе ничего не получится. Количество электронных развлечений сейчас стоит сократить до минимума, а в свободное время лучше доделать невыполненные летние задания и погулять. Спать же даже старшеклассникам важно ложиться не позже 22.00. Если чуть-чуть поднапрячься и начать следовать этим советам, то первая учебная неделя не станет для ребенка сильным стрессом: он адекватно перенесет нагрузки, ведь организм уже приспособился к ранним подъемам! Лучше начать посещения секций и кружков не с 1 сентябля, а на недельку позже: когда ребенок уже адаптировался к графику учебы.

3 Заинтересуй новыми предметами

При переходе в старший класс у твоего чада наверняка появились новые предметы: география, алгебра, история, химия. Пока что ребенок только приблизительно представляет, чему его будут учить, но новая, более сложная программа его пугает. Тем более что в первые дни каждый учитель будет рассказывать, насколько важен именно его предмет. Как вызвать интерес к новым знаниям? Лучше всего, если еще до начала занятий в школе вы вместе просмотрите учебники.

Расскажи, насколько увлекательными будут новые предметы, как много любопытного сын или дочь узнает в ходе учебы. Поделись своим опытом: поведай, что незнакомые слова из учебника тебя когда-то тоже пугали, а потом именно этот предмет стал для тебя самым любимым. Покажи на примерах из собственного опыта, как школьные знания (скажем, по физике, химии, географии) могут пригодиться в обычной жизни - пусть тебе поможет муж.

Предложи просмотреть дополнительную литературу, например, сборник логических задач или географический атлас. Купи ярко иллюстрированную энциклопедию. В общем, прими все меры, чтобы ребенку захотелось учиться.

Белые банты, наглаженные рубашки, охапки хризантем - у этого праздника особая атмосфера, и ребенок должен почувствовать ее с самого утра. А тут уж все зависит от настроения и фантазии родителей. Одни мамы успевают создать веселый коллаж-сюрприз под названием «Здравствуй, школа!», другие ограничиваются праздничным пирогом, третьи устраивают поход в кино или парк развлечений после уроков, а можно и все совместить - радости много не бывает!

Самое важное - проводить ученика (пусть и старшеклассника) до школы, постоять с ним на торжественной линейке. Ведь именно так мы демонстрируем, что серьезно относимся к жизни нашего чада и готовы разделить с ним минуты радости. Но обязательно оговори с ребенком свое присутствие на первосентябрьских торжествах в школе: некоторые дети хотят выглядеть совсем взрослыми и опека родителей их только расстроит. Уважай чувства своего школьника!

5 Организуй встречу друзей

Для удачного вечера нужно немного: чай, сладкое, приятная музыка и фотоаппарат. Пусть сын или дочь предложит своим друзьям принести фотографии и видео с отдыха. Если же в классе есть еще мамы-энтузиастки, можно на выходных устроить пикник где-нибудь за городом: лето продолжается! Хороший вариант - пригласить одноклассников в кино. Такой культпоход тоже можно организовать вместе с мамочками. А можно устроить «день именинника» для тех ребят, дни рождения которых приходятся на лето. Ведь они зачастую чувствуют себя обделенными: летом детвора разъезжается на каникулы и к таким именинникам почти никто не приходит в гости.

6 Помоги с домашним заданием

Растерянность, беспомощность и невнимательность ребенка после лета могут удивлять, расстраивать, выводить из себя. Но все эти «Соберись!», «Раньше ведь ты мог!», «Что за слезы?» не имеют абсолютно никакого действия. Скорее помогут другие фразы: «Не переживай, ты справишься!», «Я в тебя верю!», «Мы все успеем!», «Кто, если не ты?» Правда, одних слов мало.

Как это ни прискорбно, первое время вам с мужем придется активно участвовать в учебном процессе: вместе зубрить иностранный, объяснять уравнения с двумя неизвестными, искать дополнительный материл для реферата. Не переживай: это не навсегда. Главное, задать определенный ритм, а потом ребенок вольется в учебу и сможет обходиться без твоей помощи. Ну, почти. Любому ученику поможет организоваться вывешенное на двери расписание уроков и перечень предметов, которым нужно уделять особенное внимание (для старшеклассников). Можно на первые недели ввести строгий режим учебы и отдыха: это поможет ребенку войти в колею.

7 Регулируй внешкольную нагрузку

Чтобы наш ученик особенно не расслаблялся, сразу стоит обсудить, какие дополнительные секции и кружки он собирается посещать. Хорошо, если кроме учебы в жизни ребенка присутствует увлечение -рисование, музыка, любимая собака. Посещение спортивной секции или танцев, по словам педиатров, - не просто желательно, а необходимо. Спорт не только закалит ребенка и ускорит его физическое развитие, но и поможет стать более уверенным, избавит от комплексов. Увлекаясь чем-то помимо учебы, он заинтересует своей персоной одноклассников, ему будет проще выбиться в лидеры.

Однако помни, что внешкольная нагрузка не должна быть чрезмерной, особенно для младших учеников! Ребенок, который после уроков бежит на английский, потом - в музыкальную школу и до позднего вечера делает домашнее задание, вряд ли сможет на следующий день нормально ответить на уроке. Чрезмерная нагрузка плохо влияет и на неокрепшую нервную систему ребенка. Поэтому дозируй нагрузки! Пусть школьник сам выберет себе увлечение по вкусу - тогда его жизнь будет насыщена яркими эмоциями. А ты позаботься, чтобы у подростка хватало времени и на учебу, и на спорт, и на прогулки с друзьями. И поддерживай его во всех начинаниях, ведь именно этого он больше всего ждет от родителей.

Текст Виктории Витренко

Опять в школу… Помогаем ребенку адаптироваться после каникул

Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: у первоклашек - 1,5 месяца, у пятиклассников - месяц, учащиеся остальных классов привыкают к школе 2-3 недели. Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть. На деле все гораздо сложнее.

С началом учебы коренным образом меняется образ жизни ребенка. Три летних месяца он отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно. Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка... В результате могут возникать различные трудности. У детей старше 10-12 лет они носят психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем.

Помогать ребенку втягиваться в учебный процесс после длительных летних каникул лучше заблаговременно.

1. Режим Постарайтесь хотя бы в последние 3-4 дня каникул приблизить режим дня к школьному. каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше. Возможно, для этого придется настоять на том, что фильм, который заканчивается в 23.30, ребенок смотреть не будет. Пообещайте, что он сможет посмотреть его завтра, при дневном повторе. Вытерпите все эти «Ну, мама, пожалуйста! » и «Я на тебя обиделся». Вы-то знаете, что так действительно будет лучше.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в спокойную настольную игру, погуляйте в парке, обсудите вместе прочитанную книжку или сами сочините историю.

Предложите интересную замену фильму: например, перед сном поиграйте в такую игру.

«Мне нравится, что ты…»

Эта игра – почти волшебная. Она может помочь достигнуть нового уровня взаимопонимания между вами. В ходе игры и ребенок и родители испытывают очень теплые чувства.

Надо взять любую мягкую игрушку и передавать ее друг другу со словами: «Мне нравится, что ты…» За один раз можно заканчивать фразу только одной мыслью, например: «Мне нравится, что ты хорошо рисуешь».

Мама может услышать от ребенка, что ему нравится, что мама «добрая, дает конфеты, покупает игрушки и т.д.» А ребенку можно сказать, что вам нравится, что он «хороший помощник, никогда не обижает младших, любит читать и т.д.» Чем больше будет таких высказывааний, тем лучше. Понятно, что в этой иггре выигрывают двое.

На следующий день вы можете сыграть в «Я хочу, чтобы ты…». Вчера вы подготовили почву, здорово похвалив друг друга, и теперь можете пожелать, что бы вы оба хотели. Думаю, что ваш ребенок нисколько не пожалеет о пропущенном фильме и еще долго будет вспоминать, как вы играли.

Для большинства детей важно и то, как их будят . Предложите своему ребенку подобрать любимую мелодию на мобильном телефоне, которая будет служить в качестве будильника. Просыпаться в таком случае будет чуть легче и приятней.

2. Сон. К 6 годам большинство детей уже не спят днем, а ночной сон у них по-прежнему равен 11 часам. Десятилетний ребенок спит в среднем 10 часов, а подростки 15-19 лет по 7,5-8,5 часов...

Особенно важен здоровый полноценный и достаточно продолжительный сон. Доказано, что ученики, которые высыпаются вволю, гораздо лучше учатся и не конфликтуют с окружающими. Ни в коем случае нельзя за счет сна экономить время. Ни засиживаться до полуночи за выполнением домашних заданий, ни тем более, загружать нервную систему ребенка на сон грядущий телевизором или компьютерными играми. Помогите с соблюдением режима дня ненавязчиво.

3. Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение .

4. Вернувшись домой с отдыха, организуйте день так, чтобы у школьника были и свои небольшие, но повседневные обязанности : вынести мусор, подмести пол, выгулять собаку и т.д. При этом важно не забывать про похвалу. Дайте понять ребенку, что его помощь в семье ценят.

5. Покупка школьных принадлежностей, одежды для школы – занятие, как правило, приятное и в тоже время настраивающее на учебный лад. Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать необходимыевещи будет гораздо сложнее. Магазины в это время стараются продать под ажиотаж весь залежалый товар. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах и поможете сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время.

Сделайте подготовку к учебному году увлекательным занятием. Приобретая тетрадки, дневник и другие канцтовары, позвольте школьнику принять непосредственное участие в выборе этих товаров.

Как избежать конфликтов и капризов в магазинах, если ребенок хочет самостоятельно выбрать себе вещи для школы, а вы знаете, что материально всё это не потянете?! Предоставьте ребёнку свободу выбора, но свободу ограниченную . Например, вы с ребёнком в магазине выбираете новый школьный рюкзак. Найдите несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку выбрать самостоятельно себе портфель. Ребёнок, думая, что он именно сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы сохраните нервы и деньги.

6. Будет не лишним обсудить режим дня школьника вместе с ребенком, учесть его пожелания. Добавить немножко творчества и игры. И в конечном итоге организовать распорядок так, чтобы ребенок получал удовольствие от каждого прожитого дня, даже несмотря на то, что летние каникулы остались позади.

7. Ребенок должен гулять на свежем воздухе . Младшим школьникам ежедневно положено проводить на воздухе 3,5 часа, ученикам средней школы - 2 часа, а старшеклассникам - 1,5 часа. Без воздуха вообще нельзя говорить о нормальном развитии ребенка.

8. Правильное питание. Холин и лецитин – защитники и строители нервной системы. Продукты, богатые этими веществами (яйца, печень, рыба, а также молоко) считаются “пищей мозга”. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство любят яйца и молоко. Если же ребенок невосприимчив к молоку и при этом ест мало мяса и не любит рыбу, родителям, возможно, придется покупать в аптеке добавки лецитина и холина и придумывать блюда, в которые можно было бы их добавить. Также важно, чтобы в рационе ребенка наряду с полноценной нормальной белковой пищей присутствовал такой элемент, как магний. Он содержится в орехах, семечках, какао, гречке, богаты им также рожь, овес и зародыши пшеницы, бобовые, включая арахис, печеный картофель, бананы, шпинат и другая зелень.

9. Капризы и протесты на тему: «Не хочу идти в школу», «Не буду делать уроки» пресекайте мягко, но настойчиво. Если объяснения не действуют, позвольте школьнику попасть в неловкое положение - опоздать на занятия или пойти в школу с невыполненным домашним заданием. Замечание со стороны учителя и всеобщее внимание класса порой действует лучше родительских увещеваний.

8. Создавайте ситуацию успеха. В первые недели после каникул не требуйте от него слишком строго хороших оценок. Встречая сына или дочь после школы, в первую очередь следует интересоваться не тем, какие оценки они получили, а что интересного узнали, что им понравилось больше всего. Важно, чтобы дети воспринимали учебу не как способ получения положительных оценок, а как бесконечный процесс познания. И если ребенок после долгих летних каникул благополучно адаптируется к учебе, если через неделю и через месяц он идет в школу с тем же удовольствием, значит, и мы, взрослые, можем поставить себе пять баллов. Создавайте для ребёнка ситуацию успеха. Стресс будет затяжным, если он вызван бесплодными усилиями и постоянными неудачами.

4. Окружите ребёнка заботой и пониманием . Постарайтесь вместе с сыном или дочерью обсудить их состояние, выяснить причины и найти подходящее решение для уменьшения тревоги и беспокойства. Менее болезненно переносятся стрессовые ситуации, если ребенок окружен пониманием, находится в нормальной семейной обстановке.

5. Не надо пугать ребёнка наказанием учителя , если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций.

Посвятите во второй половине августа 30 минут в день повторению наиболее сложным для ребёнка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной форме, без криков. Помните, все имеют право на ошибки. Хвалите ребёнка за любую мелочь . Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность.

За лето детская рука забывает, как писать , и скорость письма в начале года существенно отличается от весенних показателей. Попишите с ребенком диктанты, лучше если в этот процесс включится вся семья от папы до бабушки. Разные голоса приучают подстраиваться, а значит, сосредоточиваться. Чтобы «оживить» мелкую моторику пальцев перед занятиями, полезны будут совместные семейные художества - лепка, музицирование, рисование. А еще лучше, если всей семьей включая папу и бабушку, вы будете тренироваться в написании диктантов, в шуточной форме сравнивая ошибки и выявляя победителей.

6. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения , поэтому очень важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным, не ущемленным. Подумайте , будет ли что интересного рассказать Вашему ребёнку или чем-то “похвастаться по-доброму”?

7. Новые отношения ребёнок будет пробовать выстраивать и в семье. За лето, в результате естественных психических процессов, дети могут забыть некоторые правила поведения и общения. Кроме этого, ребёнок просто будет проверять взрослых: “А вдруг теперь можно вести себя так, как МНЕ хочется?” Спокойно и твёрдо стойте на своём.

Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и предложите школьнику самому найти выход из положения, помочь герою: “А как бы ты поступил?” Тогда правила не будут выглядеть нудными назиданиями взрослых. Ребёнок опять же будет считать, что выработал эти правила для себя сам, а проблемы с поведением сократятся до минимума.

Можно предложить детям самим сделать дома свой стенд или плакат с правилами . Пусть ребёнок сам составит их, обсудит с вами, напишет и украсит его, добавит туда расписание уроков и внешкольных занятий, сделает себе режим дня, повесит свои награды и творческие работы. Это постепенно избавит взрослых от постоянных напоминаний и позволит ребёнку почувствовать себя более самостоятельным и собранным. Ведь он всегда может обратиться к своим записям. Это же могут сделать и родители, если ребёнок начнёт упрямиться или капризничать: “Я думаю, что ты должен сначала сделать уроки, а потом пойти в гости к Кириллу, потому что ты сам принял для себя эти правила, и я хочу доверять тебе, как взрослому.” Сразу скажу, что скандалы, крики, наказания здесь будут менее действенными.

8. С началом учебного года первое время не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. Время ребенка надо расписать так, чтобы он не бежал с одного урока на другой, едва переведя дух. Ребенок должен прийти из школы, пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время и на выполнение домашних заданий, причем обязательно делать это днем. Примерно через 2 недели после начала учебного года можно добавить в режим дня ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.

9. Старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: “Как поведение и оценки в школе? Что съел на обед?” Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью. Если Вы не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребёнком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнения друзей, чем родители. Такова уж их психология. Пусть ребёнок покажет Вам свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и поделки. Обсудите новости, оценки и поделки, найдите для них место в комнате. Пусть ваш малыш расскажет вам о том, как зовут его друзей, новых учителей, с кем и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь правилами игры или планом выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома. Пусть ребёнок кратко расскажет о прочитанном. Обязательно проверьте выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже, если ребёнок посещает ШПД.

Последний вечер каникул

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе в следующей четверти.

Сделайте этот вечер спокойным. Поменьше упреков и ругани: «Все каникулы отдыхал, а про задания забыл!», «Даже портфель сам не можешь собрать!»

Помогите ребенку собрать портфель. Это не значит, что вы должны сделать это за него. Настаивайте, чтобы он открыл дневник и складывал тетради и учебники, глядя, какие предметы будут завтра. Понадеявшись на «хорошую» память, ваше чадо может в школе не досчитаться пары учебников. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы проверить, на месте ли все, что нужно.

Помогите подготовить одежду, которую завтра нужно будет надеть. Продумайте все до мелочей, повесьте в шкаф или на стул, чтобы в первое утро новой четверти не нужно было нервно искать колготки, юбки и пиджаки по всей квартире.

Постарайтесь, чтобы он захотел пойти в школу завтра. Может быть, вы были на увлекательной экскурсии или интересном представлении? Как здорово будет, если ребенок завтра расскажет об этом друзьям! Дочка получила в подарок красивую кофточку, о которой мечтала? Если в школе нет формы, пусть наденет завтра новый наряд! В общем, настройте ребенка так, чтобы он подумал: «А неплохо, что завтра в школу!»

От того, как вы проведете последний вечер каникул, будет зависеть, насколько просто будет привыкнуть ребенку к школе.

Первые недели школьной жизни

Не планируйте других изменений в жизни . Возможно, вы нашли новую студию, чтобы занять ребенка в свободное время, и он горит желанием туда ходить. Но пусть он начнет ее посещать по истечении первых 2-3 недель четверти. Какими бы позитивными ни были изменения, они требуют расхода психической энергии на привыкание к ним, а вашему ученику и так сейчас нелегко.

Продолжайте бывать на свежем воздухе. По возможности, сохраняйте прогулки в будние дни после школы или вечером, когда вы приходите домой с работы.

Обращайте внимание на жалобы ребенка на головную боль, боли в животе, усталость. Это не капризы. Если у вас есть такая возможность, устройте ребенку «внеплановый» выходной посреди недели. Но только не для того, чтобы он сидел за телевизором и компьютером! Сделайте этот день «днем здоровья»: вместе погуляйте в лесу, покатайтесь на роликах. Такой нежданный выходной отлично помогает снять усталость. Чтобы предотвратить злоупотребление ребенка вашей добротой, скажите, что такие дни здоровья будут каждый месяц, но не чаще. Если жалобы на недомогание остаются, покажите ребенка врачу.

Создайте дома спокойную и доброжелательную атмосферу. Вполне вероятно, что оценки в начале четверти вас не порадуют. Но лень и нежелание учиться тут ни при чем. Просто весь организм еще не настроился на учебный лад. Вместо того чтобы читать нотации, выразите уверенность в том, что скоро результаты станут лучше, ведь у вашего ребенка такой большой потенциал!

родители должны его морально поддержать, лучше говорить «Малыш, я знаю, ты справишься!», а не «Как? Ты до сих пор не сделал уроки!....»

Родители должны уважать ребенка - Заставлять не стоит. Любое принуждение - это насилие. Лучше с ней договориться - объяснить, что в детстве вы тоже стеснялись, что страх нужно обязательно преодолеть.

Не забывайте про ласку. говорят: если ребенка не гладить каждый день по голове, то у него «засыхает мозг». В ласке нуждаются не только малыши, но и школьники средних классов, и даже подростки. Доказано, что дети, которых родители часто гладят по голове, обнимают, целуют, более оптимистичны, сообразительны, открыты в общении.

Приласкайте своего ребенка, перед сном посидите с ним рядом несколько минут, почитайте книжку, скажите пару добрых слов, пожелайте спокойной ночи, и трудный завтрашний школьный день будет гораздо легче!

Что вы посоветуете детям, которые излишне волнуются на занятиях, нервничают, когда им надо отвечать урок, выходить к доске?

Чтобы справиться со стрессовым состоянием, надо научиться правильно дышать! Когда, например, учитель вызвал к доске, дети инстинктивно переходят на «заячье» дыхание. Зайцы в лесу, когда видят хищника, маскируются, пытаются затаиться и переходят на мелкое-мелкое дыхание – чтобы хвост не дрожал. Что в это время с организмом? В крови резко уменьшается содержание кислорода, а значит, уменьшается мозговая активность. В таком состоянии трудно вспомнить даже то, что знал! А как дышать правильно? Надо делать 2-3 вдоха и выдоха полной грудью до живота. И плечи должны расслабиться. Научите ребенка – пусть так делает, пока идет к доске. И ему сразу станет легче, он почувствует себя спокойнее, увереннее. Этот же прием поможет и взрослым – ведь не секрет, на работе стрессовые ситуации тоже часто встречаются.

От того, как мы реагируем на неудачи наших детей, зависит очень многое . Если у ребенка трудности, это не значит, что он плохой. В этой ситуация родители должны поддержать ребенка и найти возможность помочь. Родители ошибаются, когда с порога спрашивают «Что получил?». Ребенку поступает сигнал, что родителю все равно в каком он настроении, голоден ли он, болел ли. Со временем происходит следующее: ребенок начинает скрывать оценки. Получается, что взрослые наказывают школьника за свое разочарование. Это неправильная позиция. Это неудача ребенка, а не родителей. У малыша складывается стереотип «двойка - я плохой, а учеба - это не весь я».

Поговорите с ребенком о том, что он ожидает от нового учебного года. Ведь переход из младшего звена в среднее или поступление в первый класс неизбежно связаны с разлукой: с привычным и родным классом или детсадовской группой, учителем, родителями.

Почувствовать себя более счастливым перед началом учебного года ребенку поможет семейный заключительный пикник. «Последний день лета» можно «обставить» шуточными ритуалами прощания с яркими насыщенными летними деньками и встречей продуктивного школьного времени.

Школьный стресс после каникул . Симптомы, которые могут служить признаками того, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, учебе; что должно насторожить родителей? Прежде всего, это беспокойный сон. Многие родители просто не обращают на это внимания. А бывает, что усугубляют ситуацию и говорят: «Когда тебе уроки учить или идти в школу, у тебя болит живот, а вот завтра воскресенье, и живот болеть не будет». Но они должны понять, что живот действительно болит из-за сильного напряжения, из-за тревоги или просто ребенку неуютно, что-то трудно дается. Еще один признак - страхи самого разного характера. Третий признак - близкие слезы, когда ребенок без видимой на то причины начинает плакать, особенно если до этого он никогда не был плаксивым. И вообще любые резкие перепады настроения - тоже ненормально. Родителям следует обратить внимание и на возникший консерватизм, например в еде. Мы имеем ввиду ситуации, когда ребенок вдруг ни с того ни с сего говорит, что будет есть только то, что привык, - сосиску или котлету, ничего нового не хочет.

Что делать в подобных ситуациях? Первая заповедь для родителей - уметь наблюдать за ребенком. Вторая - уметь говорить, слышать и слушать. Прогулка перед сном - самое подходящее время для разговора по душам, когда ребенок не боится, что вы будете его за что-то ругать. Важно очень тонко подойти к ситуации, выяснить, какие отношения с ребятами, как ведет себя учительница в классе, как учитель реагирует в тех случаях, когда дети ведут себя хорошо или, наоборот, плохо. Ребенок все расскажет, будьте уверены. Необходимо уметь правильно делать выводы из разговора. Наблюдать за ребенком надо не полчаса, а неделю или дв

« — Дорогой, я уже готова к детям.
— А я нет!!!
— Ничего не поделаешь. Лето заканчивается, надо их забирать из деревни…»

Летние каникулы заканчиваются. Пора возвращаться к «реальности» в виде нового учебного года. Не имеет значения, где были дети – в лагере, в деревне или бездельничали дома. Привыкать к школьной жизни все равно придется. Родителей это тоже касается. Детский и семейный психолог Светлана Ройз предлагает уже летом готовиться к первым дням учебы. Какие правила следует соблюдать, чтобы адаптация к школе прошла легко и спокойно?

  1. Режим дня.

Вам легко возвращаться к рабочему режиму после отпуска? Для детей это тоже стресс. Имеет смысл уже в августе «настроить» правильный распорядок: ложиться и просыпаться раньше.

  1. Нервная система.

Когда организм постоянно испытывает стресс, возникает дефицит цинка. Это, в свою очередь, негативно сказывается на способности к запоминанию и учебе. Пока есть время – пополните организм витаминами или биодобавками. Не обязательно искусственными: предлагайте школьнику продукты, содержащие цинк.

  1. «Арсенал» знаний.

Так уже наш мозг устроен, что без тренировок никак. Вы задумывались над тем, почему первые месяцы учебного года отведены для повторения? Дело в том, что за лето дети забывают часть пройденного раньше материала. Пока каникулы не закончились, можно в спокойном темпе «разбудить» мозг путем пролистывания тетрадок за прошлый год. Если ребенок планирует посещать секции или кружки, то по возможности отправьте его заниматься еще летом.

  1. Социальные навыки.

Некоторым детям трудно возвращаться в коллектив. Особенно, если каникулы они провели в относительном уединении. Выход – встретиться классом еще в августе. Заняться можно чем угодно: сходить в кино, на пикник или поиграть в игры.

  1. «Отпечаток» в классе.

Адаптация к школе пройдет легче, если ребенок принесет с собой в класс что-то домашнее. Как вариант, книгу или вазон.

  1. Позитивный настрой.

«Опять школа, ничего хорошего меня не ожидает» — с таким настроем за парты отправляются немало учеников. Как помочь маленьким пессимистам? Предложите вспомнить все приятные моменты каникул. Переведите внимание из негатива на позитив. Можно сделать коллаж из веселых фотографий или записать приятные воспоминания в «дневник лета».

  1. Праздник завершения каникул.

Всегда проще адаптироваться к новому, если на старом поставить точку. Помогите ребенку красиво завершить каникулы. Он был в лагере или у бабушки? Встретьте его подарком, сладостями или букетом шариков. Возраст ученика не имеет значения, главное – сделать сюрприз.

  1. «Он уже не тот».

За лето ребенок меняется. Особенно, если каникулы он провел в лагере или в другом месте вдали от вас. У него появились новые знакомства, знания, возможно – первая любовь. Относитесь с уважением к чувствам ребенка. Примите их, будьте другом. Умейте хранить тайны, которые вам доверят. Не исключено, что сейчас ваше чадо переживает огромный спектр эмоций. Это может повлиять и на успеваемость. Если чувствуете, что ваша власть над ребенком слабеет, не возвращайте ее «силой». Примите новый уровень ваших взаимоотношений.

  1. Школьная ярмарка.

Подготовка к новому учебному году не обходится без покупки канцелярских принадлежностей, школьной формы и других полезных вещей. Если есть возможность – позвольте ребенку самому выбирать себе вещи. Конечно, в пределах разумного.

  1. Школа – отдельно, дом – отдельно.

Дом – это безопасное пространство. Не делайте его продолжением школы, поддерживайте ребенка.

  1. «Да я ради тебя…».

Вы хотите для ребенка самого лучшего, это нормально. Но не жертвуйте собой. Отдавая «все», вы отдаете и непереносимую ответственность за результат. Таким образом, вы лишаете ребенка радости. Не становитесь «жертвой», ищите компромисс. Будьте примером. Требуете от ребенка уважения? Уважайте его. Требуете заниматься спортом? Делайте утреннюю гимнастику.

  1. Школьные оценки субъективны.

Оценки в дневнике не всегда отражают реальные знания ребенка. Просто помните об этом.

В школе ребенок проводит большую часть времени. Но не все. За стенами учебного заведения его должна ждать интересная жизнь. Именно в ней он черпает вдохновение для покорения новых высот и счастливого взросления. Удачной адаптации к школе! И помните, что нет идеальных систем: образование не исключение.

По материалам сайта life.pravda.com.ua

Если «лето - это маленькая жизнь», то возвращение в школу для многих детей и особенно их родителей превращается в конец света. Мы поговорили с детским и семейным психологом Галией Нигметжановой о том, как сделать этот процесс менее болезненным и даже приятным.

Человеку, будь он взрослым или ребёнком, всегда сложно переживать любые изменения в налаженном распорядке дня. Речь не только о переходе от хорошего к плохому: после изнуряющего учебного ритма перестроиться на режим каникул тоже непросто. Что уж говорить о возвращении в школу после трёх летних месяцев. К сожалению, иногда родители вместо того, чтобы поддержать ребёнка в этой непростой ситуации, говорят: «Ты разболтался», «Вот сейчас начнётся учёба, а ты спишь до полудня» и так далее. Такие фразы точно не мотивируют, а только пугают. Но всё-таки есть несколько способов сделать возвращение в школу после каникул приятнее.

1. Обсудите с ребёнком его летние впечатления

2. Договоритесь о его новых обязанностях и правах

За лето ребёнок повзрослел, перешёл в следующий класс, а значит - обрёл новый социальный статус. Почему-то мы обычно акцентируем внимание на увеличении обязанностей, а про новые права упомянуть забываем. Как отразится новый статус на жизни ребёнка? Можно обсудить, изменится ли сумма на карманные деньги с нового учебного года, или добавить дни, по которым он будет самостоятельно возвращаться из школы. Эти вопросы стоит обсуждать в форме диалога: «Знаешь, я тут подумала, что можно давать тебе другую сумму карманных денег. Как ты думаешь, на что тебе могут понадобиться карманные деньги в 6 классе?». Если ребёнок, например, скажет, что давно мечтает о новом телефоне или наборе Lego, предложите ему такую сумму, из которой он сможет откладывать часть денег на свою мечты. Предвкушение нового статуса и новых возможностей заметно скрасит окончание каникул.

3. Предложите вместе подумать, как обустроить его рабочее место

Любые жизненные перемены сопровождаются обрядами. Новый этап влечёт за собой обновление пространства. Часто мы просто шпыняем детей: «Кругом бардак, где ты будешь уроки делать?». Гораздо эффективнее позволить ребёнку самому решить, как должно выглядеть его рабочее место. Как ему будет удобно, что необходимо убрать или принести. И подумать об этом лучше не 31 августа, а немного заранее.

Не пренебрегайте и покупкой школьных принадлежностей. Делать это лучше вместе, потому что канцелярский мир - тетради, ручки, пенал - тоже часть перехода из одного класса в другой. Перед выходом из дома составьте вместе список всех необходимых вещей, но обязательно оставьте небольшую часть бюджета на то, что может захотеть сын или дочь в магазине. Если он просит тетрадку со Спайдерменом, а в школе запрещают цветные обложки, пойдите на компромисс и купите её для черновика. Главное, обо всём договориться на берегу, до того, как вы оказались в магазине, иначе всё закончится ненужным скандалом из-за лишнего ластика или ручки.

4. Спросите, что ребёнку не нравится в школе

Вспомните, что раздражало, мешало, не получалось в прошлом учебном году. Допустим, «каждый раз мы ищем кроссовки, они постоянно куда-то пропадают». Обсудите эту ситуацию спокойно, никого не обвиняя. Даже некоторые взрослые возвращаются домой, преодолев уже полпути на работу, из-за забытого телефона или невыключенного утюга. Вместе с ребёнком придумайте, как эту проблему можно решить. Например, вбить в стену крючок специально для злосчастных кроссовок.

5. Не требуйте многого в первые учебные недели

Школьная программа не зря разбита по неделям: в соответствии с рекомендациями физиологов первые недели - это адаптация к учёбе. Учителя обычно не дают новый материал, а проверяют, что осталось в головах учеников с прошлого года, и редко ставят отметки. Родителям стоит действовать так же, не нужно сразу завинчивать гайки. Детям часто трудно первый месяц именно потому, что взрослые сеют тревогу, драматизируют и упрекают: «Ты всё лето провалял дурака, теперь пожинаешь плоды. А я тебе говорил, что надо было каждый день сидеть с книгами и учебниками!». Ребёнок, который хорошо отдохнул и получил две недели в сентябре для адаптации, потом делает заметный рывок вперёд. Конечно, не считая тех случаев, когда у него серьёзные пробелы за прошлый учебный год, а родители об этом узнали в сентябре.

Иллюстрации: Shutterstock (Kat Buslaeva)


Любому человеку требуется время, чтобы привыкнуть к работе и войти в деловой ритм жизни. Ребенку это необходимо вдвойне.

Поэтому перед школой после летних каникул или детского сада, если малыш пошел в первый класс, нужно помочь ему адаптироваться к новым условиям.

Важно для начала определить насколько легко для ребенка проходит привыкание к школе.

Существуют три уровня привыкания:

    Ребенок легко влился в коллектив, с радостью ходит на занятия и участвует в школьной жизни.

    Дружит с одноклассниками, довольно легко встает в школу, но проявляет интерес только к любимым предметам.

    Ходит в школу с неохотой, отзывается о занятиях отрицательно. Отстает по предметам и нарушает дисциплину, часто жалуется на плохое самочувствие.

Испытывать проблемы могут первоклассники и дети, которые идут в школу не первый раз. Проблемы эти в целом похожи, но все-таки немного отличаются.

Если ребенка, который идет в школу, впервые страшит прежде всего неизвестность, то школьник, скорее, переживает из-за необходимости рано вставать и самого процесса обучения.

Поэтому для первоклассника очень важно, чтобы родители интересовались его жизнью и обучением. В первый год ребенку необходимо чувствовать, что он не одинок.

Вот что говорит известный психолог Михаил Лабковский:

"Не ищите для первоклассника крутую школу. В начальной школе главное для ребенка - психологический комфорт. Поэтому выбирайте нормальную школу рядом с домом. Ребенок не будет тратить время и силы на дорогу, и ему будет легче наладить отношения с одноклассниками, если они живут по соседству.

Первая учительница должна быть не "сильная", а добрая. Вам нужна просто адекватная женщина, которая любит детей и работает в школе по призванию. Для этого подойдите к выбранной школе весной и расспросите родителей про учителей, которые выпускают 4-й класс".

Как помочь ребенку адаптироваться к школе

1. Самое первое и главное - режим дня

На каникулах ребенок чувствовал себя вольно. Если он вставал, когда хотел, и кушал в разное время, то ему будет сложно сразу перестроиться на ритм школы. Поэтому начните встраивать его в режим.

Для того, чтобы вставать в 7 утра, ребенку нужно ложиться не позднее 22:00, а еще лучше в 21:00. Для организма очень важен определенный ритм. Прием пищи, занятия и отдых также следует стараться ставить на одно и то же время каждый день.

Вот что говорит на этот счет педагог-психолог, победитель конкурса "Учитель года 2015", Анастасия Кузнецова:

"Ребенок до 10 лет физиологически очень уязвим во всех дезадаптационных процессах, если они происходят, и поэтому именно физиологические процессы необходимо выстроить в первую очередь для того, чтобы он мог лучше справляться со стрессом.

Могут появиться головные боли, проблемы с животом, повышается температура, ну, и любые другие слабые места в здоровье дают о себе знать. Обычно подобный период длится до 1,5 месяцев".

2. Правильное питание

Для того, чтобы ребенок чувствовал себя бодрым и выносливым, первым делом нужно обеспечить его не только правильным отдыхом, но и питанием. Обязательно следите, чтобы он получал весь комплекс необходимых витаминов. Вместо сока давайте компоты, которые содержат полезные вещества. И, конечно, фрукты. Например, бананы отлично подзаряжают мозг энергией.

3. Составьте совместно расписание занятий и распорядок дня

Повесьте его в комнате ребенка, чтобы он всегда мог посмотреть, когда у него занятия.

Педагог-психолог Анастасия Кузнецова объясняет:

"Процесс достижения результата нужно разбивать на несколько маленьких задач:

"Давай ты сейчас сделаешь одно упражнение, потом отдохнешь, съешь яблоко и доделаешь оставшиеся два". Четкие, понятные самому ребенку рамки помогут и ему, и родителю достичь поставленной цели".

4. Обеспечьте ребенку отдых на выходных

Важно, чтобы он обязательно выходил гулять на свежий воздух, а не только сидел дома. Организуйте совместную поездку в парк или прогулку по городу. Впечатления не дают стрессу накапливаться.

5. Не игнорируйте жалобы ребенка на плохое самочувствие

Это может быть следствие переутомления или психосоматические симптомы, которые появляются, когда ребенок очень негативно относится к школе и не хочет туда идти.

6. Создавайте дома позитивную атмосферу и воспитывайте в ребенке самостоятельность

Чем больше он сможет уметь, тем увереннее он будет себя чувствовать среди сверстников.

7. Почаще откладывайте свои дела и разговаривайте с ребенком

Интересуйтесь, что ему нравится, а что не нравится в школе, спрашивайте про его успехи и разочарования.

Очень важно быть вовлеченным в процесс адаптации ребенка. Знать, что происходит в школе и что творится с ним самим. Не стесняться спрашивать ребенка и не давить на него, желая получить быстрый результат.

Если ребенок стал часто болеть после того, как пошел в школу, необходимо заняться его здоровьем и укреплять организм.

В любом случае проходит время и все дети привыкают к школе. Кто-то идет туда как на праздник, другие воспринимают как необходимость, от которой никуда не деться. Заставить ребенка полюбить занятия нельзя, но постараться увлечь, заинтересовать и сделать все возможное для его психического и физического комфорта - возможно.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!