Академик ямбург. «Кабинет директора — это сливная яма

Евгений Александрович (Шоломович) Ямбург (1951) - советский и российский педагог и общественный деятель.

Биография

Е. А. Ямбург - Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический декамерон». Разработчик и автор адаптивной модели школы - новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Самый главный посыл такого образовательного учреждения - не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка. Так, например, помимо серьёзной учебной программы, в ЦО № 109 действует мощная система дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией, школа художественных ремесел, клуб путешественников «Зюйд-Вест», театральная студия, клуб любителей кино и пр.

В 1997 году Евгений Ямбург защитил докторскую диссертацию в виде научного доклада на тему «Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы».

Е. А. Ямбург - участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества. Главный редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век XX».

Воспитательная система Е. А. Ямбурга

В центре образования № 109 под руководством Е. А. Ямбурга уже много лет реализуется идея интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Е. А. Ямбург называет свою воспитательную систему «адаптивной школой». В адаптивной школе должно быть место каждому, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, то есть школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот. При сохранении классно-урочной системы образовательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития и подготовленности. В центре образования обучаются дети всех возрастов, начиная с детского сада, и различных способностей: от классов коррекционно-развивающего обучения до лицейских физико-математических, гуманитарных, медицинских. Цель образовательного процесса: формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневого дифференцированного обучения. Реализация этой цели достигается следующим образом: формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьном обществе. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания. Вокруг нуждающегося в помощи ребёнка создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки того школьного образования, которое получили дети до поступления в образовательный центр, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Компенсирующими средствами реабилитирующего пространства являются педагогическая любовь к ребёнку; понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, каков он есть; сострадание, участие, необходимая помощь; обучение элементам саморегуляции.


...Я много езжу по стране. Меня приглашают то на конференцию по инклюзивному образованию, то на форум по работе с одаренными детьми. И вот в городе Перми, например, я узнаю, что управления образования заключают с директорами школ договор о том, их выпускники сдадут ЕГЭ не ниже там какого-то процента. А директора заключают договор с родителями, что их дети сдадут не ниже такого-то… Осталось только кровью подписаться детям, и будет все нормально. Такой театр абсурда почему-то устраивает чиновников. Но я уже много раз говорил, писал и еще раз повторю: как только будет снята отчетность за ЕГЭ с губернатора, так все станет на свои места.

Сегодня выстроена целая система, побуждающая управленцев, директоров и учителей к фальсификациям. При этом мы боремся за чистоту проведения ЕГЭ. Приглашаем ОМОН, общественных наблюдателей и отбираем мобильные телефоны. Все-таки нужно зрить в корень, мыслить системно. Ничего не будет хорошего до тех пор, пока одним из критериев эффективности деятельности губернатора будут считаться результаты ЕГЭ. Не дело губернатора - отчитываться за ЕГЭ. Его дело – подготовка материальной базы школ, повышение учительских зарплат. Как только с губернатора начинают спрашивать результаты, начинается театр абсурда, что и произошло у нас с едиными экзаменами. Либеральный по сути инструмент мы «пришили» к нашему совку. И теперь у нас ежегодно происходит социалистическое соревнование между регионами «Кто лучше сдаст ЕГЭ».

Это только один момент, связанный с ЕГЭ. Есть и второй: появление индикаторов ЕГЭ приводит к скрытому отсеву учеников. Об этом многие знают. Я положительно отношусь к внешней приемке знаний, но почему мы даем детям пустые аттестаты? Дело в том, что свидетельство о результатах ЕГЭ действительно только один год. А почему так? Я окончил школу, хочу поработать, а потом пойду учиться, когда определюсь с выбором. Так принято во многих странах. Нет никаких идеологических, экономических и юридических причин к тому, чтобы не сделать свидетельство бессрочным. Правда, уже сделано полшага вперед: армейцам продлили их действие. Это мелочь, но такая, которая облегчит жизнь тысячам людей.

Чиновники призывают директоров быть более инициативными. Приводят в пример создаваемые при школах малые предприятия, созданные в отдельных регионах благодаря партнерству с бизнесом. Слов нет. Примеры хороши, но непоказательны. Если бы государство продумало систему налоговых льгот для тех, кто сотрудничает со школой, чтобы те инвесторы, которые вкладывают в школьные предприятия, имели в этом интерес, это было бы разумным шагом. Так что лозунг «Сотрудничайте, творите, пробуйте!» в нашей стране не пройдет: налоги задушат любое начинание.

А теперь старая песня о главном. Мне нравится одна фраза преподобного православного старца Силуана: «Держи ум свой во аде, но не отчаивайся». Во всем мире ситуация с образованием оставляет желать лучшего. Есть очень серьезная проблема, о которой мы не хотим думать и тем более говорить. Это проблема генетической усталости. Чем культурнее страна, тем хуже с генами. И нам до полного генетического истощения осталось полтора поколения. И это не только у нас, но и в Германии, во Франции. Проблема напрямую связана с успехами медицины, неонатологии. Мы научились выхаживать полукилограммовых младенцев. Прекрасно, но такого ребенка в будущем ждет диабет, различные мозговые дисфункции, так далее и тому подобное. Потомство этого поколения будет еще более больным – ситуация усугубится. В этом смысле традиционные народы, мягко говоря, имеющиеархаичное отношение к воспроизведению себе подобных, отличаются от нас. У них все проще: 10 детей родилось, 5 осталось. А нам с каждым годом нужно все больше дефектологов, психологов, потому что проблем у наших детей все больше. Но вместо расширения службы психолого-педагогического сопровождения мы в погоне за оптимизацией штата, наоборот, сокращаем специалистов такого профиля. Для чего? Чтобы повысить зарплату учителям, которые работают с этими непростыми и проблемными детьми. Что это, если не результат поверхностного, несистемного взгляда на проблему? Любой трезво мыслящий человек понимает, что психолого-педагогическую службу в школе надо не только сохранять, но и развивать. Но вы посмотрите 83-й закон, 86-й, и вы увидите, что психологи и социальные педагоги - лишние люди.

Из этого можно сделать вывод: руководители образования системно мыслить не хотят или не умеют. Пять лет назад известный в Москве андерграундный поэт Всеволод Емелин написал: «От этих подростков, бледных и тощих, еще содрогнется Манежная площадь…» Эти строки были написаны до того, как события произошли. Глупо думать, что проблема сама рассосется. Нет, сама не рассосется.

Эта проблема затрагивает молодое поколение наших соотечественников, но есть и другая. В некоторых московских школах нерусскоговорящих детей становится больше, чем русскоговорящих. И они - выходцы с Кавказа, из Киргизии - замечу, гораздо здоровее физически (по понятным, опять же, причинам). Кому-то, возможно, это и не нравится, но куда вы от них денетесь, если они живут и дальше собираются жить с нами рядом? Нужно менять программы, нужно готовить учителей по специальности «преподавание русского языка как иностранного», нужно учиться жить вместе и не на словах, а на деле быть толерантными. Никуда не денешься – вместе жить придется. Живет же Европа с неграми и арабами. И тоже понятно, почему у них такая проблема. Изменились ценностные установки. Года 4 назад в одной из бесед прозвучала такая мысль: «Дети крадут счастье». Дело в том, что современной европейской женщине, для того чтобы почувствовать себя матерью, достаточно одного ребенка или даже собаки. Поэтому европейские женщины (они же эмансипированные) рожают поздно, ближе к сорока годам, когда уже решены проблемы карьеры или бизнеса, когда рожать ребенка уже нестрашно.

Нам тоже нужно понять: будущее за снижением детородного возраста. Причем со всеми вытекающими отсюда последствиями, о которых я уже сказал. Все это вместе взятое ложится на школу. Поэтому педагогика – она ведь девушка ветреная – должна сегодня дружить с другими науками: психологией, физиологией, культурологией. Это очень серьезный вопрос, требующий, в том числе, и материальных вложений. Решение обозначенных проблем требует сохранения медицинских и психолого-педагогических служб, разработки особых программ и контроля их реализации.

И последнее, о чем хотелось бы сказать. У нас нет никакой государственной концепции в сфере образования и воспитания. У нас страна даже не двойных, а тройных стандартов. Это даже не шампунь и кондиционер в одном флаконе. Надо признать, что мы переживаем кризис во всех аспектах. В первую очередь – мировоззренческий. При всех недостатках советской системы господствующая тогда идеология давала подрастающему поколению более или менее внятный и зримый образ светлого будущего. Этот образ светлого завтра помогал жить и мирил с не очень светлым образом настоящего. Куда сегодня идем мы с Пятачком, большой-большой секрет… На мировоззренческий кризис накладывается нравственный. Вся система ценностей разрушена, и пока мы ее не восстановим (а кроме школы этим заниматься некому), у нас все будет валиться из рук. Ни экономическая модель, ни математические расчеты нам не помогут.

Мы увлечены английской и американской экономикой, читаем руководства по организации бизнеса, ориентируемся на их советы, а в Японии в это же самое время развивают гуманитарную экономику. Недавно я прочитал, что они нашли самый главный фактор успешного развития рынка. Оказывается, самый главный фактор успеха – взаимное доверие. Оказывается, когда все обманывают всех, никакие модели не работают.

Какой же вывод из всего вышесказанного? Восстановление экономики возможно только на гуманитарных основах. Мы же все делаем наоборот: сокращаем гуманитарный контент и называем это модернизацией. Когда Япония выбиралась из нацизма и фашизма, она существенно увеличила гуманитарную составляющую школьного образования: музыку, живопись, историю, литературу. Все это нужно было и для развития мозгов (их развивает не только математика), и для формирования системы ценностей. И только потом уже, после восстановления системы ценностей, Япония начала модернизацию. А у нас?..

Я понимаю, осознавать тяжесть накопившихся проблем - больно, тяжело, неприятно, но из всего есть выходы, если смотреть на ситуацию трезво, мыслить системно и принимать взвешенные решения.

А мы все торопимся, спешим, хотим пятилетку в три года. Во всем видна хорошо знакомая нам компанейщина. Взять хоть закрытие малокомплектных школ, хоть инклюзивное образование... Во всем непродуманность, поспешность. В отдельных регионах закрыли школы-интернаты VII и VIII вида и поместили детей с ограниченными возможностями в обычные массовые школы, предварительно послав педагогов на месячные (!) курсы. Что из этого вышло, можно не говорить…

Конечно, так не везде. Кое-где еще остались здравомыслящие и социально ориентированные руководители. На Алтае, например, сохранили малокомплектные школы. И правильно сделали. Понятно, что по одежке протягивай ножки. И нужно говорить честно: у нас не реформа образования, а реформа экономики образования. А это не одно и то же. Любая реформа образования должна отвечать на конкретные угрозы, которые ожидают нас, и вызовы, которые начинают о себе заявлять.

«Взгляд» записала Вера Кострова

Фото с ресурса - http://images.yandex.ru

Заслуженного учителя России, доктора наук и академика, директора «Центра образования № 109» Евгения Ямбурга знают почти все. Сам он начинал работать учителем ещё при Брежневе, а теперь его школа уже много лет реализует идею интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Он называет свою воспитательную систему «адаптивной школой», поэтому здесь есть место каждому ребёнку вне зависимости от способностей, особенностей развития и социального круга. «Мел» поговорил с Евгением Ямбургом об управлении школой, семейном обучении и о том, почему не нужно воспитывать детей-диссидентов.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Сейчас, как никогда, заметна разница в суждениях теоретиков и практиков. Первые пугают, что если школа не откажется от классно-урочной системы, то погибнет как институт. Вторые уверены, что эта форма организации ещё долгое время будет незаменимой, если не сказать ведущей.

Ну вот смотрите. С одной стороны, я директор школы с 40-летним стажем, я всё время нахожусь в школе и общаюсь с детьми и учителями - практик. С другой стороны, я академик и доктор наук - теоретик. Уроку 400 лет, и когда его начинают хаять, я обычно говорю: «А колесо ещё древнее!». Вопрос нужно ставить иначе: не либо то, либо другое, а и то, и другое.

Кроме урока существует проектная деятельность, у ребят очень много возможностей экспериментировать за рамками урока

Знаете, у замечательного русского философа Владимира Соловьёва есть книга «Оправдание добра». В ней он писал, что образование должно быть консервативно-революционным. Потому что если оно будет совсем революционным, мы разрушим в пух и прах все традиции, а если только консервативным - мы отстанем.

Урок меняется. Вы, наверное, знаете, что сейчас часто применяется перевёрнутый урок. Детям даётся задание в интернете, с которым он справляется дома самостоятельно, проводит какие-то исследования. А на школьном уроке проходит дискуссия. Конечно, при участии учителя-модератора, который помогает не скатиться ребятам на гавканье, как обычно происходит в телевизионных ток-шоу.

Умение планировать и распределять свободное время сегодня определяют как важнейший навык ХХI века. Кто этому должен научить - школа или семья?

Во ФГОСах (федеральные государственные образовательные стандарты - Прим. ред.), которые, к сожалению, до сих пор не все понимают, включая учителей, написано просто и сложно одновременно: наряду с предметными компетенциями (частицу «не» с глаголом всё-таки надо писать отдельно, а уравнения первой и второй степени всё-таки нужно научиться решать) мы должны давать детям метапредметные компетенции. Они включают в себя умение работать с информацией, умение работать в команде, умения планировать и распределять своё время. И много чего ещё. В этой ситуации есть тонкая и сложная вещь.

Обучая детей, мы должны формировать личностные смыслы, которые сделают эти знания необходимыми и осознанно воспринимаемыми

Осуществить это в отрыве от семьи невозможно. Сейчас даже в стандартах дошкольного образования написано, что создание «детско-взрослого сообщества» - одна из главных задач. Так что ответ на ваш вопрос такой: и семья, и школа несут ответственность за формирование этих действительно необходимых навыков.

Что вы думаете о модном направлении «хоумскулинг»? Может ли семейное обучение конкурировать с традиционным?

Первыми лет 15 назад это явление пережили скандинавские страны, а мы сейчас догоняем. Школа для всех разная. Для кого-то - тюрьма, для кого-то - демократичное место социализации. Но каждого может коснуться такая объективная вещь, как усталость от школы как от института. И тогда можно говорить о семейном образовании как о временной мере. Оно также допустимо, когда семья уезжает за границу, а при посольстве нет русской школы. Или существует непреодолимый страх перед школьным буллингом.

Заменит ли семейное обучение традиционную школу? Нет, не заменит. Потому что у него есть тёмные стороны

Я доктор наук, но я бы ни за что не взялся обучать самостоятельно ни детей, ни внуков, потому что не считаю себя корифеем всех наук. Я очень хорошо помню, как моя мама-учительница, чтобы определить меня в детский сад, вынуждена была устроиться туда же воспитательницей. Когда она приходила к нам в группу - я становился неуправляемым. Приходила чужая тётя - шелковым. Это же старая истина - нет пророка в своём отечестве.

Или возьмём, к примеру, сложных социопатических детей. Я разрешаю их родителям при необходимости присутствовать на уроках. Вы думаете, дети довольны? Они воспринимают это как наказание, заговор против себя.

Когда начинаешь задавать конкретные вопросы сторонникам семейного обучения, конкретных ответов не получаешь

Да, они очень любят своих детей. Но тут сразу напрашивается ещё один пример. Помните Бенджамина Спока? Одно время все его читали. Америка содрогнулась от двух поколений истериков, которых воспитал доктор Спок. Залюбленные детки, которые ни в чём не знали отказа. Выйдя в социум, они получили фрустрацию, стресс вплоть до суицида. Поздний Спок, конечно, осознал свои заблуждения. Теперь у него есть главы об авторитете, принуждении, без которых невозможно воспитать и выучить человека. Ведь учение - это труд и самопреодоление. Не может быть всё сладеньким в образовании! Но кто же читает позднего Спока?

Также сегодня многие уповают на дистантное обучение. Но это тоже миф. Лишь 15-20% мотивированных взрослых людей доходят до конца какой-нибудь программы или курса. А мы говорим о детях. Ведь надо взять себя за уши, освободить время и заставить выполнять все эти задания. Здесь много опасных вещей. Но хозяин - барин. Это не запрещено.

Однажды я оказалась на мероприятии, где увидела в концентрате молодых московских директоров. Честно скажу, я не ожидала, что их так много. Вот как в 25 лет возможно управлять не только детским, но и взрослым коллективом? Какие для этого нужны качества?

Меня назначили директором ещё при Брежневе, в 26 лет. Потом я написал книгу «Педагогический декамерон», в которой рассказывал о своих ошибках и о том, сколько дров наломал, когда был молодым директором. Надо понимать, что это не вкусненькая, а сложная и довольно скучная работа. И результат своей работы ты не получишь сразу, а, дай бог, через 20 лет. Ты вечно на острие пересечений - дети, родители, коллектив. И твой кабинет - это, простите, сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо.

Я лишь сейчас сформулировал, что такое управление. Управление - это умение перевести себя в режим обеспечения. То есть засунуть своё творчество подальше

Книжки и сценарии я пишу по ночам. Это для удовольствия. А остальные 90% - это финансы, материальная база, снабжение здания теплом. Директор отвечает за всё. Люди возрастные с трудом выдерживают, тем более условия труда изменились. Я работал и в СССР, и при перестройке, и при перестрелке. Мне есть с чем сравнить. Поэтому меня радует, что приходят молодые, в хорошем смысле наглые и дерзкие директора. Многие из них мне очень нравятся этими качествами.

То есть сейчас крен в сторону директора-управленца, нежели в сторону директора-педагога?

В начале моего пути директор был прежде всего первым педагогом школы. Тогда о финансах голова не болела, потому что вся система работала иначе. Но когда ты молодой и коллеги старше тебя, это довольно сложно. Нужно заслужить авторитет и доказать, что ты не медведь. Я устраивал открытые уроки для педагогов школы. В общем, всячески работал над этим.

Спустя какое-то время на директора возложили обязанности менеджера, а педагогические вещи оставили его заместителям. Это была ошибка, и очень серьёзная

Если ты не овладел менеджментом - ты просто погубишь школу. Но в грамотном пособии по менеджменту вы прочтёте одно жесточайшее положение: управление должно быть объектно-ориентированное. В переводе на простой язык это означает, что после общих законов управления - холдинг, банк, школа, - начинается специфика. Не зная объекта, ты - паршивый управленец. А какая была задача? Обучить директора менеджменту. Вот тут и возник перекос: одно дело распределение финансового потока (чисто менеджерская задача), а другое - знание объекта, то есть контингента учащихся. Ведь все школы разные. В гимназии, лицеи с тройным отбором, где учатся, условно говоря, продвинутые дети, при финансовых потоках нужно купить 3D-компьютеры, интерактивные доски и прочее сверхсовременное оборудование. А в другие - где, извините, полно невротиков, психотиков и так далее - интерактивное яйцо (специальная инсталляция), чтобы вести психологическую работу, потому что учеников опасно подпускать к технике. Деньги и там, и там большие. Но что-то будет использоваться, а что-то - стоять.

Но надо сказать, что ситуация выравнивается. В школе появился специальный человек - заместитель по ресурсам, который следит за финансовыми потоками, тендровыми вещами. Поэтому теперь у меня более-менее развязаны руки для любимой педагогической деятельности и театра. Но стратегическую линию всё равно определяет директор, который должен быть в курсе, каким образом устроена менеджерская система.

В общем, нелёгкая эта работа - быть директором, тем более таким, который всегда на виду и на слуху. Всем не угодишь и хорошим для всех не будешь. Кстати, а известность вам мешает или помогает?

Знаете, мне очень повезло. Меня жизнь сводила с такими людьми, по сравнению с которыми я очень средний человек. Это не кокетство. Меня судьба свела с Булатом Окуджавой, Аркадием Стругацким, Зиновием Гердтом, священником Александром Менем и далее по списку. Обращаю ваше внимание на то, что это были абсолютно не амбициозные, в хорошем смысле простые люди - без настройки сверху. Они никогда не надували щёки, с кем бы ни беседовали.

Как-то я, будучи мальчишкой, сказал, что даже мечтать не мог о знакомстве и дружбе с такими людьми. На что Булат мне ответил: «Каждый в своей жизни должен познакомиться с тем, с кем должен».

Важно в жизни иметь людей, перед которыми хочется встать на цыпочки. Но я своё место понимаю хорошо. Я - посредник, переводчик

С языка высокой культуры я перевожу на язык учителей. Это важная миссия. Культуролог Григорий Померанц, с которым мы дружили много лет, использовал такую метафору: «Лестница Якова, по которой он поднимался к Богу, высока, но с каждой ступени видны звёзды». Поэтому я смотрел вверх на них. А кто-то снизу - на меня. И это правильно. Это ликвидирует ситуацию, когда понты дороже денег. А вот детям вообще наплевать, кто перед ними - академик, доктор наук. Я каждый раз захожу в класс «голым». Расслабляться нельзя, а упиваться величием пошло. Я до сих пор делаю глупости, как любой человек. Но надо тянуться к звёздам.

Как только ты перестаёшь карабкаться наверх, то сразу начинаешь падать вниз. Это бодрит

Но я хочу сказать, что любая публичность - это мука. И вы правы, для всех хорошим не будешь. У всех свои представления, о том, что такое хорошо. И я не обязан всем делать хорошо. Да и невозможно это. Вот одна мама просит, чтобы её ребёнку врезали, как следует, потому что она с ним сама не справляется, а другая родительница готова за двойку подать на нас в суд.

А как научить ребёнка не пытаться быть хорошим для всех, не поддаваться стадному чувству, не ломаться под общественным мнением? И можно ли научить - или стержень либо есть, либо его нет?

Можно. Знаете, есть прекрасная книга Ольги Громовой «Сахарный ребёнок». Там ответ на ваш вопрос. Я не буду пересказывать книгу, но убедительно прошу вас её прочесть, если вы не читали. Попав в нечеловеческие условия, мама-инвалид занимается со своей шестилетней дочкой. Она делает всё возможное и невозможное, чтобы сохранить в ребёнке достоинство, силу духа и веру в людей. Эта книга должна быть настольной в каждой семье.

Сегодня идёт борьба «за горстку благ» - не за кусок хлеба, а за икру. Очень много делается, чтобы развратить детей. Я не про порнографию. Я про карьерные проекты, конкуренцию, манипуляции. А помните, как у Окуджавы?

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен,

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь, как человек.

Я никогда не стремился воспитывать детей-диссидентов. Всегда был против их выхода на площади и баррикады.

Это опасно, так как они склонны к виктимному поведению и использовать их - преступление. Но наращивать степень внутренней свободы, которая поможет потом не поддаваться манипуляциям и не соблазняться вкусным куском, надо. И это главная работа семьи.

Напоследок поинтересуюсь: как вам неожиданные министерские перестановки перед самым началом учебного года?

Есть два постулата, которые должен соблюдать интеллигентный человек. Первый - не бросать камней вслед уходящему (а Ливанов очень много сделал на своём посту). Второй - судить о пришедшем не по словам и слухам, а по его реальным делам. Поскольку Васильева только начинает свою работу, я не готов давать ей оценку заранее и меня мало интересуют чьи-либо заявления. Будем жить - посмотрим.

Е. А. Ямбург - Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО (с 2000), директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех» (лучшая педагогическая книга России 1997 года), «Педагогический декамерон». Разработчик и автор адаптивной модели школы - новой модели разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором классов различной направленности, образовательных услуг, открытой, для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи. Самый главный посыл такого образовательного учреждения - не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка. Так, например, помимо серьёзной учебной программы, в ЦО № 109 действует мощная система дополнительного образования: конюшня для занятия иппотерапией, школа художественных ремесел, клуб путешественников «Зюйд-Вест», театральная студия, клуб любителей кино и пр.

Е. А. Ямбург - участник многих телевизионных и радиопередач по вопросам воспитания и обучения детей, развития культуры и общества. Главный редактор и автор проекта «Антология выстаивания и преображения. Век XX».

..

«УЧЕНИКОВ НАДО УДИВЛЯТЬ!»

Детям всё равно, кто я - доктор наук, академик, профессор и так далее. Образно говоря, каждый раз в класс ты входишь голым и должен доказывать, что ты не медведь. И поскольку учитель давно перестал быть единственным источником информации, то - должна быть харизма, или тебя будут выносить из класса.

О выборе профессии и первых учениках

Евгений Александрович, прежде всего, давайте вспомним, как Вы пришли работать в школу.
- Во-первых, я внук учительницы, сын учительницы, муж учительницы, а теперь уже и отец учительницы. Где-то чуть не с седьмого класса я давал уроки в классе у мамы и проверял тетрадки. И мне это всегда было интересно. Так что поступление в педагогический вуз было абсолютно осмысленным и нормальным - мне это нравилось всегда.

Ну, а дальше всякие были пути. Я должен сказать, что эта профессия, конечно, - каторга, но, если ты её любишь, то это - сладкая каторга. И при всём при этом - учитель - одна из немногих профессий, где не происходит смыслоутраты, - то, что называется, социальный вакуум.

Представьте себе, со мной за одной партой сидел очень способный человек, которого я до сих пор уважаю. Он всю жизнь потратил на то, чтобы создать «Буран». А потом его создание выставили в Парке культуры и отдыха имени Горького, и по нему ползали экскурсанты. Не знаю, пережил бы ли я подобное.

Так вот, профессия учителя и врача - это те, что остаются актуальными при любой власти и при любых погодах. Потому что детей надо учить, а больных надо лечить - смыслоутраты не грозит. И при всех трудностях и сложностях, материальных, моральных и других, это, конечно, - очень вдохновляющая профессия.

- Вы помните из своих первых учеников?
- Разумеется. Во-первых, мы с ними постоянно встречаемся. Им уже, мягко говоря, немало лет. Во-вторых, детей многих из них я уже выпустил из школы. Я только в этой школе работаю тридцать восьмой год.

Тут недавно произошла такая довольно комическая история. Были выборы мэра, они происходят на территории школы. Ну, естественно, я не отвечаю за сами выборы, я ходил там по территории, честно говоря, покуривал, потому что в школе курить нельзя. И шли родители моих первых учеников - представьте, если в 1977-ом им было сорок, то сколько им сейчас. С палочками. И каждая проходящая дама считала своим долгом сказать: «Евгений-Саныч, как вы постарели». На что я отвечал: «А вы - всё такая же».

Так что, дети моих учеников уже окончили школу - это несколько поколений. Я знаю о многих судьбах - и удачных, и неудачных - это жизнь.

Все ли учителя неудачники?

А вот что касается учителей. У нас в массовом сознании в последние двадцать лет почему-то закрепилась идея про то, что «в школу идут одни неудачники»…
- Давайте не будем лукавить - это не двадцать лет. Вообще это было почти всегда. Уже когда я учился - а это, как вы догадываетесь, было сильно в прошлом веке - бытовала частушка: «Ума нет - иду в пед».

Потому что профессия, конечно, во-первых, тяжёлая, а во-вторых, не самая престижная и достаточно мало оплачиваемая. И поэтому действительно такое мнение существовало.

Это профессия массовая. Но я вам хочу сказать, что в этой профессии, как и в любой другой, есть люди, которые к ней призваны. Есть такие, что пошли в неё потому, что никуда больше не годились - для них это - каторга, потому что это надо любить и понимать.

Кастинга, даже сейчас, когда несколько повышена зарплата, мы не проводим. А это значит, что в этой массовой профессии на три-четыре суперодарённых человека, есть три средних, два - никуда не годных. И так было, есть и будет.

Что же касается последних двадцати лет, да, определённый слом происходил. Потому что, когда ввели Единый государственный экзамен и появилась возможность поступать одновременно в пять-шесть мест, получилось так, что педагогические вузы, в значительной степени, не отбирали лучшее, а подбирали то, что осталось после МГИМО, Высшей школы экономики, МГУ и так далее. В процессе обучения более сильные студенты там ещё шли в аспирантуру. То есть, определённый противоестественный отбор был - это тоже правда.

Но, с другой стороны, поверьте: вечная профессия. Всё равно всегда находились люди, которые к ней призваны.

Вот последний пример. У меня много молодых специалистов, сейчас их по школе 23. Ну, правда, и школа огромная, но всё равно это сильно. Так вот, не буду называть фамилий… Но есть довольно одарённый учитель, который несколько лет у нас поработал, ушёл в бизнес, а потом вернулся. Потому что бизнес - это тоже не для всех - там жёсткая конкуренция, он там пару раз прогорел… И я, откровенно говоря, рад этому обстоятельству, потому что он - педагог милостью Божией: он интересно объясняет, дети к нему хорошо относятся…

Или, например, у меня есть большое количество педагогов дополнительного образования - ну, потому что шлюпки, пароходы (на балансе школы находится 2 теплохода и 6 шестивесельных ботов - прим. ред.)… И я смотрю на всех этих достаточно молодых людей такого, я б сказал, «окуджавского розлива» - они тоже никуда не делись. И про себя думаю: ещё неизвестно, кто кого спасает - они спасают детей или дети их. Потому что есть люди, которые могут встроиться в эту жёсткую конкурентную борьбу, а есть люди, по-другому заточенные.

- А что должен сделать учитель, чтобы Вы с ним расстались? Были такие случаи?
- Да, такие случаи были, не очень часто, но… Я не говорю о каких-то примерах унижения или нарушения этики - это бывает достаточно редко.

Чаще - понимаете, какая вещь? - сами они уходят. По той простой причине, что сегодня детей надо удивлять. Детям всё равно, кто я - доктор наук, академик, профессор и так далее. Образно говоря, каждый раз в класс ты входишь голым и должен доказывать, что ты не медведь. И поскольку учитель давно перестал быть единственным источником информации, то - должна быть харизма. Или тебя будут выносить из класса.

Или же ты будешь ощущать такую тоску! Но с такой тоской в школе работать нельзя, понимаете, глаз не горит.

Поэтому бывает по-всякому: кто-то, конечно, дорабатывает, потому что деваться некуда. Но в принципе современная школа предъявляет огромные, может быть, временами даже завышенные, но объективные требования к учителю. И здесь крутиться надо.

Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять…

Понимаете, это очень сложно. Но возможно.

Как изменились дети и родители

А насколько дети изменились, и изменились ли за последние двадцать лет?
- Понимаете, и да, и нет. Если судить о современных детях по контенту телевидения, то это вообще «тушите свет». По той простой причине, что средства массовой информации интересует драматургия. А драматургия всегда основана на скандале. И мало кого интересуют вполне вменяемые нормальные дети, которым хочется нормально учиться. Я думаю, что процент добра и зла нисколько не изменился за последние сорок лет. И в этом смысле всякие были тогда дети - подлые, мерзкие, страшные, и были прекрасные. И сегодня то же самое.

Другое дело, что есть такие неуловимые изменения, которые больше всего бросаются в глаза. Потому что сегодня, когда маленькой четырёх с половиной летней девочке показываешь книжку - а у нас тут детский сад в центре образования, - она делает на книге характерное движение пальчиками и удивляется, почему изображение не расширяется. Конечно, это уже цифровое поколение, и есть некоторые способы восприятия, которые меняются.

Конечно, и к счастью, эти дети уже не такие пуганые, как мы, и в этом смысле это - иное поколение. Внутренне они намного свободнее, чем мы, что мне, например, очень нравится. С другой стороны, они часто - более бесцеремонные, что не может не ранить душу старого учителя.

Кстати говоря, понятие возраста очень относительно. Я знаю семидесятилетних учительниц, у которых горят глаза, и двадцатипятилетних с тухлыми глазами - это не возрастная категория.

И, конечно, многое изменилось с точки зрения самого мира - потому что школа, как писал Корчак, находится не на Луне. Изменилось многое, и в этой связи я даже доволен, что они более недоверчивые. Во всяком случае, ими сложнее манипулировать, чем было нами и их отцами.

Но есть, конечно, и другая сторона. Потому что избыточный прагматизм имеет место быть - кстати, как у родителей, так и у детей. И в этом смысле «это нужно - это сдавать, это не сдавать». И «зачем мне вообще ваша «мировая и художественная культура», если она не сдаётся в вузах?» - такое тоже есть. Нормально - жизнь продолжается.

- А что происходит с родителями? Подход «сдаю ребёнка - учите» - это не вариант авторской школы?
- Ну, почему? «Сдать ребёнка на сохранение» - это такой тренд. И потом - школу сегодня превратили в продавца образовательных услуг, что на самом деле несовместимо с творчеством - ни с художественным, ни с педагогическим. И в этом смысле позиция, что «клиент всегда прав» меня тоже не устраивает. Хотя есть и такая категория родителей: «Мы вам привели - вот, учите».

Есть другие родители - они оканчивали эту школу, знают её традиции, сами прошли через эти вещи. Родители разные.

Но в целом от жизни не уйдёшь, и господствующий прагматизм захлёстывает. И, помимо прочего, прекрасно, когда школа развивает, прекрасно, когда школа даёт какие-то нравственные ценности, но им же жить дальше, делать карьеру. И вообще многие вещи изменились.

Например, здорово изменилась даже коннотация некоторых русских слов. Когда я учился, в прошлом веке, слово «амбициозный», «карьерный» было отрицательным - сегодня это доблесть. И когда я читаю объявление в газете: «самодостаточный мужчина ищет спутницу жизни», то думаю: «Зачем тебе спутница, раз ты такой самодостаточный?» А оно просто разлито в атмосфере.

Поэтому идеализм приходится отстаивать. И я часто встаю с детьми против родителей.

Вот есть у нас клуб путешественников «Зюйд-Вест», они из года в год изучают Волгу - экологию, географию, записывают устные рассказы бабушек. Это тяжёлая работа, потому что они идут на вёслах.

Ну, и представьте себе - там занимаются, в основном, дети родителей среднего и небольшого достатка. И им начинают завидовать дети состоятельных. Потому что, представьте, Вы приехали в отель all-inclusive в Турции или где-то ещё, и на третий день дети просто шизеют от того, что они лежат на море животом кверху или катаются на этих бананах. Оказывается, что их товарищи работают в более интересном ключе. Это всё -гримасы нашей жизни.

О положительном значении стрессов

То есть, ребёнку надо, в том числе, создать активность?
- Ну, а как же! Это самое главное. Как иначе он будет развиваться? Это мне напоминает одну историю. Я всегда считаю, что богатые тоже заплачут и уже плачут.

Вот есть здесь детский сад. Я иду по детскому саду, там песочница. Один четырёхлетний товарищ толкнул другого, тот упал и лежит. Я его спрашиваю: «Ты чего лежишь?» Он отвечает: «Жду, когда меня поднимут».

Потому что он воспитывался с нянькой, которая за него отвечает головой. Причём если в строительство у нас идут люди из Таджикистана, Узбекистана, то няньки - это, как правило, украинки - очень добросовестные люди.

Но у ребёнка в итоге уже проблемы. Во-первых, она говорит с некоторым акцентом - потом этот русско-украинский суржик из него, как из актрисы Гурченко, придётся выбивать десять лет. Во-вторых, если она на работе и, как коршун, бросалась его поднимать, - значит, он уже эмоционально недоразвит. Даже в песочнице он уже неконкурентен - в общем, тут есть проблемы.

Только что мы говорили, что амбициозность - это плохое качество, и теперь сожалеем о недостатке конкурентности?
- Знаете, когда я занимался моржеванием, там на проруби висел такой лозунг: «Без стрессу нет прогрессу». На самом деле бывают стрессы деструктивные - разрушающие личность - и бывают конструктивные. Это как два плеча коромысла, которые всё время надо держать в равновесии.

Вот у нас все до сих пор помешаны на докторе Споке: детей любить, гладить, ни в коем случае не перечить, только в любви воспитывать. И мало кто знает, что в конце жизни Спок отказался от этой теории. Потому что Америка вздрогнула от двух поколений истериков, которые он воспитал.

Эти дети, заласканные, выходя в жёсткую конкурентную жизни, оказались беспомощны - начались стрессы, фрустрации, самоубийства. То есть, на самом деле воспитывать надо не так и не так, истина - она посередине.

Дифференция, интеграция и индифия

Кстати, о конкурентности. У нас школа много лет развивалась под флагом общедоступности. 109-ая - одна из немногих школ, где детей открыто делят на классы по уровням…
- А здесь опять всё не так и не так.

Вообще и дифференциация, и интеграция имеет и плюсы, и минусы. Нет ни одного явления в мире, которое было бы сугубо положительным - совершенен только Бог, остальное - извините. Всякая Луна имеет оборотную сторону.

В чём сильная сторона дифференциации? Можно оказать помощь ребёнку - предметную, реальную, с учётом его развития во всех сферах - интеллектуальной и эмоциональной. В чём отрицательная сторона? Это ощущение неполноценности, второсортности и всё такое.

В чём сильная сторона интеграции? Это толерантно, это политкорректно, это не создаёт ощущение второсортности у одних и завышенной самооценки у других. Но реальную помощь оказать нельзя.

Поэтому сегодня в мире - и я - один из тех, кто это продвигает, - есть понятие «индифия». Это гибкое сочетание интеграции и дифференциации - не «или - или», а «и - и». Даже один и тот же ребёнок на разных стадиях развития и обучения требует то дифференциации, то интеграции. То есть, здесь так же, как с конкурентностью - это два плеча коромысла.

Поэтому дифференциация бывает разной. Она иногда заключается во внутреннем подборе методик обучения детей - это внутренняя дифференциация. Потому что есть, например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Говорить такому ребёнку: «будь внимателен», - это всё равно, что сказать слепому: «присмотрись», - там нужны специальные технологии. И лучше маленькие классы. Хотя интеллект у него сохранен.

Есть внешняя дифференциация - деление по потокам обучения. То есть, есть, скажем, коррекционные классы, классы компенсирующего обучения, обычные классы и классы повышенного типа. Потому что одних детей нельзя держать на манной каше. Сильный интеллект, память хорошая - их тормозить нельзя. А другим надо очень помогать. И, когда они все в куче, - это красивый разговор, что их можно так учить.

В чём особенность нашей дифференциации? Она не на всю жизнь. Что такое адаптивная школа - та модель, которую мы уже тридцать лет делаем? Вот у нас есть классы поддержки: мы тебя в таком классе подержали - марш в общеобразовательный! Вытянул головку в общеобразовательном - пойдёшь в гимназический. Не тянешь - пойдёшь обратно. Иными словами, эта система всё время дышит. В зависимости от динамики развития ребёнка выбирается технология обучения, уровень программ и так далее.

Иными словами, это - не такое грубое деление, нежели просто «на дураков, средних и умных». Но для того, чтобы это работало, должна быть служба сопровождения - психологи, дефектологи, логопеды. А с этим в стране очень плохо. Потому что сейчас, когда повысили зарплату учителям…

Это надо было делать, потому что не зря ещё Чехов говорил, что «нищий учитель - позор для страны». Но, поскольку сумма средств на образование в большинстве регионов осталась та же, то повысили часто за счёт того, что из школы убирали так называемых «лишних» людей - дефектологов, психологов, логопедов. А это большая беда. Потому что помогать нужно всем детям, но очень прицельно понимая, в чём их проблемы.

Поэтому опять - и дифференциация, и интеграция - это два полюса, два рукава, два плеча коромысла. И дальше начинается уже профессиональный разговор о том, как это делать.

Про аристократию духа

В одном из интервью Вы сказали, что «школе нужен аристократизм». Каким Вы видите в нашей сложной жизни будущее своих учеников?
- Насчёт «аристократизма» мы, наверное, на разных языках говорим.

Был такой Дитрих Бонхоффер. Это был выдающийся теолог, философ, антифашист, он был расстрелян в сорок пятом году, когда ему было всего тридцать четыре года. Он участвовал в заговоре полковника Штауфенберга против Гитлера. Есть изумительные письма Бонхоффера из тюрьмы.

У меня была ещё одна работа. Я как главный редактор сделал серию «Антология выстаивания и преображения» - о тех людях, которые не сломались ни в фашистских лагерях, ни в сталинских. И там в одном из томов есть как раз письма Бонхоффера. Под аристократизмом он понимает не то, что мы с Вами - «комильфо», прекрасная одежда и так далее. Он под аристократизмом подразумевал сопротивление омассовлению, вестернизации культуры, разнообразной попсе…

- Аристократия духа?
- Только аристократия духа! Например, он пишет: уйти от чтения газет и читать глубокие книжки… И ещё Бонхоффер говорил о том, что аристократизм не противоречит демократизму. Только это не потакание плебсу и толпе, а сохранение вертикали, духоной вертикали. Вот об этом идёт речь, а не о том, чтобы книксен делать и монокль носить в левом глазу.

И я Вам должен сказать как историк по базовому образованию… Обратите внимание: признаком истинных аристократов всегда была органичность и естественность. И когда декабрист Муравьёв с женой в ссылке торговал хлебом и говорил по-французски, с крестьянами тут же переходя на русский, он был органичней и естественней, чем потом народники, которые такого органичного воспитания не получили. Им куда сложнее было найти общий язык с народом. Вот о чём идёт речь.

И, конечно, это очень сложно. Потому что мы живём в эпоху разбегающуюся. Это такой совершенно страшный цивилизационный кризис. Омассовление имеет разный характер - тоталитарный, фашистский, экономический и так далее. И вот у Антуана де Сент-Экзюпери, помимо «Маленького принца», есть такой роман «Цитадель». И там один из героев говорит: «Жизнь представляется мне прутиками разбросанного веника. И не хватает этого божественного узла, который скрепит её воедино».

В условиях разбегающейся цивилизации речь идёт о том, чтобы всеми способами тащить детей на глубину. Это очень тяжело сегодня, но это надо делать. Понимая, в каком мире мы живём… И это - трудная работа, она должна идти каждый день. И я не уверен, что мы её делаем успешно, потому что этот поток жизни, конечно, захлёстывает, и этому очень трудно сопротивляться.

Но, тем не менее, разные способы существуют. Это и театральные постановки, и факультатив по кино, и эти походы, экспедиции.

Школа как театр

У нас все авторские школы очень сильно связаны с личностями авторов методик, лидерами. Почему это так и можно ли что-то сделать, чтобы школы не так зависели от личности руководителей?
- Ну, педагогика - девушка своеобразная… Во-первых, педагогика - это наука, во-вторых, это технология и, в-третьих, это искусство. И противопоставлять это нельзя.

Если в школе Иванова, Петрова, Сидорова, Ямбурга разработаны некие технологии - это предполагает возможность их тиражирования. Это медицинский факт. И некоторые разработки, которые мы сейчас публикуем - например, технологии сопровождения - будут использоваться и когда нас не будет.

Но, с другой стороны, школа - это, конечно, живой организм, это ещё и искусство. Это как театр: уходит главный режиссёр - это не значит, что театр пропадёт; просто будет другой театр. И это я вижу по многим школам.

Уже многих коллег, с которыми я когда-то начинал, нет в живых. А школы были мощные. И они остались очень интересные, но это уже другие школы.

Это я никогда не забуду: ещё был жив мой большой друг Леонид Исидорович Мильграм - ветеран войны, фронтовик, директор школы. Но он уже был на пенсии, а директором работал человек, которого я тоже очень уважаю, - Михаил Шнейдер. И на одном из юбилеев я сказал: «Всё, как в Библии: Ветхий Завет - это Мильграм, а Новый Завет - это Шнейдер. Весь вопрос о связи». (Извините за это неполиткорректное сравнение, но чтоб было понятно).

Школа - это, конечно, личностная вещь. Вот не стало Товстоногова - другой же театр…

Евгений Александрович ЯМБУРГ: статьи

Евгений Александрович ЯМБУРГ (род. 1951) - педагог и общественный деятель Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО: | | | .

КАКИХ ОШИБОК ИЗБЕГАТЬ, ВЫБИРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЕТЯМ

Начался учебный год - а значит, родительские хлопоты по сборам в школу сменились вопросом: чем ещё занять ребёнка? Нужно ли учить чадо музыке или фигурному катанию, если вы не планируете для него карьеру великого музыканта или спортсмена? Что такое занятия «в формате клуба» и зачем вообще нужны занятия, помимо школьных уроков?

Как устроена в стране система дополнительного образования, и чего можно было бы достичь с её помощью? Почему за кружки и секции родителям чаще всего приходится платить? Мы беседуем с руководителем одного из старейших образовательных комплексов Москвы членом-корреспондентом РАО Евгением Александровичем Ямбургом.

Смотреть на ребёнка. Попробовать всё

Я не Кашпировский и абстрактных советов по телевизору, по телефону, через статью давать не могу. Безусловно, то, в какие кружки и секции отдавать, зависит в первую очередь от ребенка. Но один из принципов - надо попробовать все, для того, чтобы самоопределиться.

Иначе это будет, как в анекдоте: «Вам нравится играть на скрипке? Да, нравится, я просто никогда не пробовал».

В случае с маленьким ребёнком, дошкольником, вопрос, конечно, в родительской установке. Понятно, что если это будет как в детском стихотворении: «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота» - и английский, и фигурное катание, и еще что-то - обязательно будет истощение.

Но попробовать нужно все. То есть так: ты не ставишь перед собой задачу, чтобы твой ребенок был чемпионом Олимпийских игр по фигурному катанию (тогда это уже профессия), но поставить на коньки и дать почувствовать лёд ему надо. А параллельно попробовать и танцы, и так далее.

И постепенно, если ты ставишь задачу, извините за эту банальность, гармонического развития, ничего даром не бывает. В том смысле, что ничто не проходит бесследно. Поэтому вне зависимости от кошелька, надо пытаться попробовать и там, и здесь.

Но это требует еще и времени, а многие родители во времени ограничены. Но тут уже, извините, приоритет. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок был, как дерево, - ну, что же, занимайся своей работой и все. То есть здесь все-таки каждый выбирает для себя.

Ищем занятия, которые пригодятся в профессии?

Я не понимаю такой прагматизм родителей. Во-первых, никто не знает, какой будет профессия ребенка. Этого никто не знает. Он будет меняться еще тысячу раз. Это первое.

Во-вторых, правда, достаточно давно у меня был случай, когда выпускник - талантливейший парень - поступил на факультет актеров оперетты. Смешной парень, талантливый, в школе всё время в капустниках участвовал. Потом его призвали в армию, там перебили ногу - какие уж танцы в оперетте?

И тогда он стал замечательным хирургом - оперировал в Чечне. Но вот этот артистизм, это умение войти в палату и всех развеселить остался.

Понимаете в чем дело? Артистизм нужен не только артисту - он нужен и педагогу, и врачу, и менеджеру. А вот это искусственное прагматическое ограничение - «это пригодится, а это - нет»… Кто может об этом сказать заранее? «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

Бросать ли бальные танцы накануне ЕГЭ? Не вешаем всё на один гвоздь

Это, собственно говоря, я даже на личном опыте знаю. У меня сын - мастер международного класса по бальным танцам, а сейчас юрист и защищал диссертацию в России и в Англии.

Танцевал он довольно долго, это нужно было для его здоровья. У него были проблемы при рождении, а потом с хождением. И мы, папа и мама, начинали это не для чемпионства. А потом вдруг выяснилось, что со здоровьем все поправилось, и он пошел, пошел вперед; это тоже творческая вещь.

Я смотрел, как он готовится, а там огромная нагрузка - тренировки чуть ли не каждый день или через день. И он ехал в метро и параллельно делал уроки.

То есть дополнительная нагрузка мобилизует человека. Потому что можно вообще глядеть в окно, отвлекаться. Но потом, конечно, настал такой момент, когда пришлось выбирать.

Но тут тоже нет универсальных рецептов. Может быть, для кого-то это станет профессией, и он пойдет во ВГИК. То же самое со спортом.

И выдающийся спортсмен - это, конечно, замечательно, но представьте себе, как опасно вешать все в своей жизни на один гвоздь! Вот пианист, который переиграл руку. Его карьера оборвалась, а больше ничего нет. Или ты всю жизнь занимался художественной гимнастикой, а там какой-то перелом - и что? Ну, может быть, тренерство, но ведь тренер и спортсмен - это тоже разные профессии. И поэтому здесь, конечно, проблема. Но и вся наша жизнь - такая проблема.

Основное дополнительное образование

Разнообразные кружки и секции в официальных документах именуются «дополнительное образование». Ровно столько, сколько существует этот термин, он вызывает у меня аллергическую реакцию. Потому что и основное и дополнительное образование - это сообщающиеся сосуды. А в слове «дополнительное» есть что-то такое второсортное.

На самом деле, бывает, и довольно часто, что усилия одного кружковода стоят больше, чем всего педагогического коллектива. И тогда личность ученика раскрывается. Но в слове «дополнительное» есть скрытая коннотация, что это что-то такое приватное, необязательное, и она влияет на мозги людям.

Даже в сознании родителей есть такая типичная реакция: «Если ты получил двойку по математике, на хор не пойдешь». Причем тут двойка по математике и хор?

Это же в отношении внутри педагогов. Вот, есть, скажем, голубая кровь - это педагоги-предметники, а есть что-то такое неважное. Это полная ерунда! Потому что на самом деле, действительно, основное и дополнительное образование - это два рукава одной реки. Это надо понимать.

Тем не менее это действительно очень важная вещь, потому что одна из важнейших задач - социализация детей - решается именно в дополнительном образовании.

Почему оно чрезвычайно важное? Оно важно по многим причинам. Во-первых, оно добровольное. В психологии это называется «в сфере клуба». Здесь нет принудиловки. И в этой ситуации как раз и раскрываются творческие потенции ребенка, который может быть неуспешен в математике или других «основных» предметах. Но в клубе он вдруг находит себя, и за счет этого вытягиваются вся остальные личностные моменты.

А ещё кружки важны с точки зрения будущей судьбы - профориентации человека. Если вы посмотрите биографии наших великих авиационных конструкторов или замечательных артистов - они все начинали в кружках. И Василий Лановой, и Татьяна Шмыга.

И это очень серьезная штука, тем более, если мы владеем тем, что в психологии называется «деятельностный подход». Это же не просто болтовня - детей, особенно пацанов надо реально занимать. Понимаете?

И вот я знаю, есть в Подмосковье один лагерь - туда просто невозможно устроиться. Туда очереди стоят, хотя он дорогой безумно, стоит бешеных денег. Там обучают мальчиков водить машину и всему вообще - вплоть до вертолетовождения. Ещё очень модное сейчас направление - авиационное моделирование. Но не где моторчики на резиночках, которые были у нас, а то, что управляется электроникой.

И такая форма обучения очень важна: дети заняты делом и параллельно учатся.

Что можно было бы сделать?

Многие наши социальные беды происходят именно от недоразвитости дополнительного образования. Объясняю. Не так давно, около года назад, был вопиющий случай: пьяный шофер сбил семь человек - пять детей из вспомогательной школы, двух педагогов. И его президент так справедливо назвал «отморозком».

Что после этого делается? Принимается ужесточение мер по поводу водителей - за езду в пьяном виде штрафы повысить, уголовную ответственность усилить и так далее. Это все правильно, но с точки зрения управления это называется «бить по хвостам», или по-научному «реактивное управление». Вот случилось - ужесточили.

Другой путь гораздо более эффективный - прогнозирование будущего и профилактика подобных вещей.

В переводе на язык конкретных примеров: совершенно очевидно, что сегодня любой человек будет водить машину. На столичном рынке за небольшие деньги все это можно купить, поэтому для того, чтобы воспитывать новую культуру вождения, начинать надо со школы, с дополнительного образования.

Вот я бы, например, ввел в девятых-десятых-одиннадцатых классах обязательное обучение вождению. Но не на плакатах, простите, а с реальными машинами.

Конечно, это требует денег. Но тут наш немножко убогий автопром нашел бы себя. «Лада» в самой дешевой комплектации. С наказанием: если от тебя хоть раз пахнет пивом, ты получаешь такую отрицательную характеристику, что, например, пять лет никакие права не получишь.

И, наоборот, если ты успешен, (а это ведь можно начинать постепенно - со всяких мотиков и картингов), то уже на выходе из школы, имеешь право через какое-то время сдать на права, и даже на профессиональные. А это уже кусок хлеба.

Да, это большие деньги, но на самом деле мы больше теряем на дорогах. И это не такие уж большие деньги, если посмотреть на другие наши мегапроекты.

Еще один момент: дополнительное образование всегда выполняло некую пилотную роль. Например, когда еще никто не помышлял о всесторонней компьютеризации, и не было никаких школьных программ, вся техника осваивалась в детских компьютерных клубах. И там же отрабатывались модели будущего обучения и пользователей, и программистов.

Стандарты, кадры, деньги

Если вы возьмете содержание наших новых государственных стандартов, там есть новый подход: наряду с предметными знаниями и умениями ученики должны владеть метапредметными компетенциями, универсально-учебными действиями. Где они у вас этим овладеют? Опять в школьных кабинетах, что ли? И в этом смысле это у меня очень больная тема.

Потому что, например, у нас здесь довольно давно существует свой клуб «Зюйд-Вест» - это шлюпки, пароходы и так далее. И наши ученики изучают экологию, историю, шлюповождение, ландшафтную географию. Они выходят в экспедиции на Волгу и берут там интервью у бабушек, ставят на месте разрушенных церквей кресты, изготовленные ими же самими в мастерских. Вот вам метапредметная деятельность.

Этот проект называется «Живая школа». Я не хочу сказать, что школа мертвая, но это специальное такое название. Дело в том, что как раз в процессе такого образования человек понимает, зачем эти знания нужны, они не мертвые, то есть, он сразу начинает ими пользоваться. Это действительно практические очень серьезные компетенции.

С другой стороны, такой подход требует больших ресурсов - и материальных, и кадровых ресурсов. Это все требует, извините, финансирования. Вот, где проблема. И, конечно, она требует очень серьезного отношения.

Я вспоминаю, в годы советской власти во многих педагогических институтах была даже специальность - «педагог дополнительного образования». Сегодня этого ничего нет. Кто придет сюда?

Это необязательно должны быть педагоги, это может быть просто одаренный человек, который почувствовал в себе педагогическую жилку. Хотя по жизни он замечательный конструктор или ремесленник. И это тоже прекрасно.

Значит, надо помочь этим людям войти в профессию, в том смысле, что по квалификации они должны иметь какое-то образование - без этого нельзя с точки зрения закона.

Но что особенно опасно, - вторичное отношение к дополнительному образованию отразилось на финансировании. Потому что у нас, условно говоря, школа получает деньги по количеству детских душ.

В разных регионах финансирование разное. Берем московское, оно хорошее, там один ребенок «стоит» сто десять тысяч - это в основном образовании. Но, простите меня, за него же в дополнительном выделяют всего девятьсот рублей. То есть, педагогов дополнительного образования мы фактически опустили на самую нижнюю планку. А ведь там же должны быть асы, потому что там харизма нужна.

И вот в этой ситуации такие центры, как школа Сергея Казарновского, где очень много кружков, и мы с нашим дополнительным подразделением - школа ремесел, шлюпки и так далее, - вынуждены отрезать от учебных планов, чтобы прокормить и не погубить дополнительное образование.

Тут огромный пласт проблем, к которому наши власти относятся пока легкомысленно.

    ✪ Профессия: учитель.

    ✪ Евгений Ямбург: чему и как нужно учить наших детей

    ✪ Евгений Ямбург. Угол зрения: «Об образовании в РФ»

    Субтитры

Биография

Воспитательная система Е. А. Ямбурга

В центре образования № 109 под руководством Е. А. Ямбурга уже много лет реализуется идея интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Е. А. Ямбург называет свою воспитательную систему «адаптивной школой» . В адаптивной школе должно быть место каждому, вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей, то есть школа приспосабливается к каждому ребёнку, а не наоборот. При сохранении классно-урочной системы образовательный процесс организуется в зависимости от способностей детей, уровня их интеллектуального развития и подготовленности. В центре образования обучаются дети всех возрастов, начиная с детского сада, и различных способностей: от классов коррекционно-развивающего обучения до лицейских физико-математических, гуманитарных, медицинских. Цель образовательного процесса: формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневого дифференцированного обучения. Реализация этой цели достигается следующим образом: формирование высокого образовательно-воспитательного фона гимназических и лицейских классов и качественная подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществление личностно-ориентированного подхода, индивидуализация обучения, медико-психологическая и педагогическая помощь дезадаптированным и ослабленным детям, удержание каждого трудного ребёнка в сфере воспитательного влияния школы. Помощь сильным и слабым не затрагивает достоинства и личного статуса последних, не вносит разделения в школьном обществе. Обеспечивается переход из одной категории в другую, взаимодействие и взаимопомощь сильных и слабых, осуществляется система компенсации отставания. Вокруг нуждающегося в помощи ребёнка создаётся реабилитирующее пространство, в котором компенсируются недостатки того школьного образования, которое получили дети до поступления в образовательный центр, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.

Компенсирующими средствами реабилитирующего пространства являются педагогическая любовь к ребёнку; понимание детских трудностей и проблем; принятие ребёнка таким, каков он есть; сострадание, участие, необходимая помощь; обучение элементам саморегуляции.

Виды педагогической поддержки реализуются в следующих принципах: обучение без принуждения; понимание урока как системы реабилитации; адаптация содержания; одновременное подключение всех органов чувств, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала; взаимообучение (в принципе оптимальности темпа) с позиции полного усвоения.

В образовательном центре применяются следующие виды индивидуальной помощи: опоры различного типа (плакаты, конспекты, обобщающие таблицы), алгоритмы решения задач или выполнения заданий, разделение сложного задания на составляющие, предупреждение о возможных ошибках.

В образовательном процессе реализуется государственный стандарт, используются как традиционные, так и инновационные программы, методики и технологии, в частности: программа экологического образования дошкольников «Наш дом - природа»; методика Монтессори, предусматривающая интенсивное сенсорное развитие ребёнка; элементы вальдорфской педагогики; экономика и экология для шестилеток, информационные технологии и основы экономики с выходом в реальные проекты. Имеет место разнообразная совместная и индивидуальная внеурочная деятельность: театрализация, обучение игре на музыкальных инструментах, охрана и укрепление здоровья детей (физиотерапевтический кабинет, бассейны, оборудованный спортивный зал); разнообразные кружки, секции (ухода за животными, занятия конным спортом и др.)

Основными направлениями работы являются.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!