Акмеизм годы. Что такое акмеизм в литературе? Представители направления

В свои 20 лет, будучи журналистом, мне было необходимо проверить факты касательно атеизма. Это происходило еще до появления интернета, поэтому я позвонил в центральный офис “Американских Атеистов” в Техасе. Мадэлин Мюррей О’Хайэр, основательница современного атеизма в США, ответила на мой звонок. По всей видимости, персонала в офисе было немного!

Ее голос звучал грубовато, и она была настроена сердито и цинично еще до того, как я сообщил ей, что я христианин. Она ответила на мой вопрос, и я повесил трубку. С тех самых пор я чувствую неимоверную печаль по отношению к людям, которые отрицают существование Бога. Пытаясь объяснить свои убеждения, О’Хайэр однажды сказала: «Бога не существует. Небес не существует. Ада тоже нет. Нет ангелов. Когда ты умираешь, тебя закапывают в землю; черви тебя съедают» . Довольно печальный взгляд на жизнь!

Я уверен, что миссис О’Хайэр была бы расстроена, увидев новый христианский фильм «Бог не умер», премьера которого состоялась 21 марта 2014 года. В главной роли выступает Кевин Сорбо, (игравший в телесериале «Удивительные странствия Геракла » в 90-е годы), который по сценарию является профессором колледжа с атеистическим взглядом на жизнь, и который пытается переубедить студента-христианина (Шейн Харпер) в его вероисповедании. Фильм выходит в свет как раз в то время, когда атеизм набирает обороты в США.

Я никогда не состоял в дискуссионной группе в школе, поэтому я не в состоянии тягаться в телевизионных прениях с эволюционистом Ричардом Докинзом или с комедиантом-атеистом Биллом Маром. Тем не менее, моя вера в Бога ни в коем случае не колеблется, когда я слышу как эти ребята скулят о том, насколько глупы или слабы христиане. У них имеется конституционное право относиться к жизни негативно. Но если бы у меня был шанс предложить им мои аргументы в пользу веры в Бога, я бы предложил эти:

1. Дети

Я присутствовал при рождении моих четырех дочерей, а в прошлом месяце я встретился с моим новорожденным внуком. Я пристально смотрел на миленькое личико Анании и на его тоненькие пальчики, и на ямочку на его подбородке – точь-в-точь как у меня. Как может кто-либо, посмотрев на ребенка, отрицать существование Бога? Объем информации, заключенный в одной клетке человеческого тела, равносилен тысяче книг. Общий объем информации, хранящейся на вашей ДНК, в 40 раз превышает тот, что записан в самом большом комплекте энциклопедий мира. Царь Давид в благоговении писал следующие строки: «Ибо Ты … соткал меня во чреве матери моей… я дивно устроен» (Псалом 138:13, 14, Синодальный перевод). Жизнь – вот истинное чудо!

2. Гром

Я люблю сидеть на заднем дворе моего дома во Флориде и слушать раскаты грома. Они напоминают мне о величии Бога и о Его силе. Апостол Павел говорил, что творение само по себе является наилучшим доказательством существования Бога. Он писал: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Римлянам 1:20). Природа и вправду полна чудес. Вдумайтесь в тот факт, что Земля находится на идеальном для поддержания жизни расстоянии от Солнца. Если бы мы были немного дальше от Солнца, мы бы замерзли; были бы на толику ближе – сгорели бы. Очевидно, что Бог создал этот дом для нас!

3. Цветы

Существует более 400 тысяч видов цветов в мире, и большинство из них несъедобны. Их предназначение заключается лишь в том, чтобы делать мир красивее. Они эволюционировали случайно со временем, или любящий Бог по отдельности создал каждую форму и цветовую гамму для нашего удовольствия? Люди, чей выбор заключается в отвержении Бога, не проводят достаточно времени просто смотря на тюльпаны, антирринумы, орхидеи, лилии, лотосы или магнолии. Вот почему важно остановиться и насладиться ароматом роз!

4. Библия

Павел писал, что “все Писание богодухновенно” (2-е Тимофею 3:16). Библия сама по себе является доказательством существования Бога, потому что Он в течение периода в 2000 лет использовал 40 человек, не имеющих друг к другу никакого отношения, чтобы написать для нас Его уникальное письмо любви. Нет ничего подобного Библии, потому что на протяжении 66 разных книг, включенных в нее, она несет единое четкое послание. Атеисты могут посмеяться над этой идеей, но те, кто читали Писание и видели Бога на его страницах, понимают, почему эта книга является переведенной на многие языки и наиболее продаваемой за всю историю человечества. (Факт: ежегодно продается 100 миллионов копий Библии. Книга Ричарда Докинза «Бог как иллюзия» была продана в количестве 2 млн.)

5. Всемирное распространение христианства

Веками евангельскую весть высмеивали и поносили. Римские правители бросали первых христиан на растерзание львам, диктаторы XX века отправляли верующих в тюрьмы и лагеря. Приблизительно подсчитано, что со дня появления церкви около 70 миллионов христиан умерли мученической смертью, 40 миллионов из которых – в XX веке. И все же число приверженцев христианства намного больше, чем в любой другой религии мира, и это число растет ежедневно. Наша вера распространяется, потому что является истиной – и история показывает, что когда эта истина высмеивается и пренебрегается, она распространяется еще быстрее!

6. Иисус

Самое невероятное, что можно узнать о Боге, – это даже не то, что Он существует, а то, что Он любит нас настолько сильно, что Он пожелал послать Сына Своего на землю, чтоб спасти нас от нас же самих. Иисус был с Отцом с самого первого дня сотворения, и множество раз Его пришествие было предсказано в пророчествах Ветхого Завета. В конце концов Он остановил историю и пришел, чтобы жить среди нас. Его распятие на кресте – исторический факт, и Его воскресение подтверждено сотнями свидетелей. Человек, который вероятно знал Христа лучше всех, апостол Иоанн, видел воскресшего Христа и касался Его пронзенных рук. Он написал: «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» (1-ое послание Иоанна 1:3). Иисус – это не иллюзорная выдуманная сказка. Он – живой Божий Сын, до которого можно дотронуться.

В первой главе происходит любопытный разговор Воланда с Берлиозом и Иваном. Предметом их спора стали пять доказательств бытия Божьего. Католик Фома Аквинский, будучи философом и теологом, в своем труде «Сумма теологии» изложил пять аргументов, доказывающих существование Бога.

Ex motu, или доказательство через движение. Аквинский предполагал наличие некоего «недвижимого движителя», который приводит в движение все вокруг. То есть первоначальное движение невозможно без действий кого-то или чего-то.

Ex causa, или доказательство через первопричину. Все происходящее есть не что иное, как следствие кого-то или чего-то. Логично полагать, что существует производящая причина всех обусловленных вещей.

Ex contingentia, или доказательство через необходимость. Среди всех предметов и вещей существуют такие, которые могут быть - существовать, а могут и не быть - не существовать. Но нельзя полагать, что в мире абсолютно все зависимо, иначе должно быть что-то, являющееся полностью независимыми и самодостаточным.

Ex gradu, или доказательство от степеней бытия. Все во Вселенной имеет разную степень совершенства. Значит, нечто должно обладать абсолютным совершенством в неограниченной форме.

Ex fine, или доказательство через замысел, целевую причину. Во вселенной есть единый порядок, то есть существует некая согласованность всех вещей. Но невозможно, чтобы сам мир согласовывал все в единый порядок. Значит, вполне уместно полагать, что должен существовать некий разумный создатель и организатор.

Шестой аргумент в пользу существования Бога был предложен Иммануилом Кантом. Но, по мнению Воланда, немецкий философ «как бы в насмешку над самим собой, соорудил собственное шестое доказательство».

Кантовское доказательство можно считать нравственным. Философ утверждал, что наша цель - это достижение «величайшего блага или высшей благодати». То, что нам следует достигнуть, должно быть реальным для достижения. Но «величайшего блага» достигнуть невозможно, если отрицать существование Бога и загробной жизни.

В разговоре на Патриарших Воланд предлагает и седьмое доказательство. Именно оно и будет представлено Берлиозу немного позже, когда трамвай отсечет ему голову. Князь тьмы просит своих собеседников хотя бы поверить в существование дьявола. «Имейте в виду, что на это существует седьмое доказательство, и уж самое надежное! И вам оно сейчас будет предъявлено».

Всего через несколько минут у Берлиоза не останется причин не доверять словам Воланда. Седьмое доказательство можно назвать эмпирическим, так как председатель МАССОЛИТа ценой собственной жизни убедился в существовании дьявола. Этот факт и есть седьмое доказательство Божьего бытия. Литературный критик и философ Попов П.С., который также являлся и лучшим другом Булгакова, тщательно изучал вопросы, связанные с доказательством существования Бога.

30.03.2013 26899 0

Урок 22
Акмеизм как литературное течение.
Истоки акмеизма

Цели : дать понятие об акмеизме как литературном течении; определить истоки русского акмеизма; определить роль русских поэтов Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других в развитии русского акмеизма.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы для проверки домашнего задания:

1. Что отличает модернизм от реализма?

2. Каковы взгляды символистов на развитие русской литературы?

3. Как проявилось творчество В. Брюсова в группе символистов? (Ответы на основе лекции предыдущего урока и статьи «Символизм» на с. 22–23 в учебнике.)

II. Работа по теме урока. Лекция.

Акмеизм – еще одно литературное течение, которое возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Молодые поэты посещали в 1900-е годы «ивановские среды» – собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня».

В недрах кружка в 1906–1907 годы постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность к символистской поэтической практике.

С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой – хотели бы преодолеть утопизм символистских теорий.

В 1909 году участники «кружка молодых», в котором активностью выделялся С. Городецкий, попросили Вяч. Иванова, И. Анненского и М. Волошина прочитать для них курс лекций по стихосложению.

Так было основано «Общество ревнителей художественного слова», или, как стали называть его обучавшиеся стихосложению поэты, «Поэтическая академия».

В октябре 1911 года слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов». Наименование кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности.

Руководителями «Цеха» стали уже не мэтры символизма, а поэты следующего поколения – Н. Гумилев и С. Городецкий.

В 1912 году на одном из заседаний «Цеха» его участники решили объявить о возникновении нового поэтического течения. Из разных предложенных поначалу названий прижилось несколько самонадеянное «акмеизм» (от греч. acme высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. К ним относились Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. Другие участники «Цеха» (среди них Г. Адамович, Г. Иванов и др.), не являясь правоверными акмеистами, составляли периферию течения.

Первой ласточкой эстетической реформы акмеизма принято считать статью Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. Статья декларировала стилевые принципы «прекрасной ясности»: логичность художественного замысла, стройность композиции, четкость организации всех элементов художественной формы. Работа Кузмина призывала к большей нормативности творчества, реабилитировала эстетику разума и гармонии и тем самым противостояла крайностям символизма.

Необходимо отметить, что среди наиболее авторитетных учителей для акмеистов были и те, кто сыграл заметную роль и в символизме – И. Анненский, М. Кузмин, А. Блок. Значит, можно сказать, что акмеисты наследовали достижения символизма, нейтрализуя некоторые его крайности. В программной статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало иной – «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь».

Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «нецеломудренного» стремления символистов познать непознаваемое: простой предметный мир значителен сам по себе.

Главное значение приобретает, по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение многообразного и яркого земного мира.

Поддерживая Гумилева, еще категоричнее высказался С. Городецкий: «Борьба между акмеизмом и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...» Это положение программы акмеистов можно проиллюстрировать стихотворением С. Городецкого «Адам»:

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Изобретателю имен.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы –

Вот первый подвиг. Подвиг новый –

Живой земле пропеть хвалы.

В основном «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики.

Новое течение принесло с собой не столько новизну мировоззрения, сколько новизну вкусовых ощущений: ценились такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей.

В стихах акмеистов эстетизировались хрупкие грани вещей, утверждалась «домашняя» атмосфера любования «милыми мелочами».

Это, правда, не означало отказа от духовных поисков. Высшее место в иерархии акмеистских ценностей занимала культура. «Тоской по мировой культуре» назвал акмеизм О. Мандельштам.

Особым было отношение к категории памяти . Память – важнейший эстетический компонент в творчестве самых значительных художников этого течения – А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама, именно акмеизм выступил за необходимость сохранения культурных ценностей.

Акмеизм опирался на разные культурные традиции. Объектами лирического осмысления в акмеизме часто становились мифологические сюжеты, образы и мотивы живописи, графики, архитектуры; активно использовались литературные цитаты.

Выдающимся увлечением акмеистов стала предметность: какая-либо экзотическая деталь могла использоваться в чисто живописной функции. Таковы яркие подробности африканской экзотики в ранних стихах Н. Гумилева.

Празднично украшенным, в игре цвета и света, является, например, «подобный цветным парусам корабля» жираф:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний была характерна, например, для многих стихотворений А. Ахматовой.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго.

К началу Первой мировой войны рамки единой поэтической школы стали для них тесны, а индивидуальные творческие устремления выводили их за пределы акмеизма.

Так, Н. Гумилев эволюционировал в сторону религиозно-мистического поиска, что проявилось в его последнем сборнике «Огненный столп» (1921), в творчестве А. Ахматовой упрочилась ориентация на психологизм и нравственные поиски, поэзия О. Мандельштама была сосредоточена на философском осмыслении истории и отличалась повышенной ассоциативностью образного слова.

После начала войны утверждение высших духовных ценностей стало основой творчества бывших акмеистов.

В их произведениях настойчиво зазвучали мотивы совести, сомнения, душевной тревоги и даже самоосуждения.

III. Индивидуальное сообщение.

О жизни и творчестве Георгия Владимировича Иванова (по материалам учебника, с. 154–161).

IV. Работа с учебником.

Прочитайте статью «Акмеизм», с. 24–25. Запишите в тетрадь и прокомментируйте основные положения статей теоретиков акмеизма Гумилева («Наследие символизма и акмеизм») и Городецкого («Некоторые течения в современной русской поэзии»).

V. Итоги урока.

Домашнее задание:

Вопросы для домашней подготовки:

1. Что представляла собой акмеистическая группа?

2. Каковы взгляды Гумилева на это новое течение?

А. Ахматова (которая являлась его секретарём и деятельным участником) и С. М. Городецкий .

Современники давали термину и иные толкования: Владимир Пяст видел его истоки в псевдониме Анны Ахматовой , по-латыни звучащем как «akmatus», некоторые указывали на его связь с греческим «akme» - «острие».

Термин «акмеизм» был предложен в Н. Гумилёвым и С. М. Городецким : по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

Название для литературного течения, по свидетельству А. Белого , было выбрано в пылу полемики и не являлось вполне обоснованным: об «акмеизме» и «адамизме» в шутку заговорил Вячеслав Иванов , Николай Гумилёв подхватил случайно брошенные слова и окрестил акмеистами группу близких к себе поэтов.

В основе акмеизма лежало предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Одарённый и честолюбивый организатор акмеизма мечтал о создании «направления направлений» - литературного движения, отражающего облик всей современной ему русской поэзии.

Акмеизм в творчестве писателей

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8
  • Кихней Л. Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. - М.: Планета, 2005. Изд. 2-е. 184 с. ISBN 5-88547-097-X .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Акмеизм" в других словарях:

    - (от греч. расцвет, вершина, острие) литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. 1910 х гг., охватившее не только словесность, но и живопись (К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев), и музыку (А. Лядов … Энциклопедия культурологии

    Акмеизма, мн. нет, м. [от греч. akme – вершина] (лит.). Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах 20 го в., противопоставлявшее себя символизму. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. акмеизм а, мн. нет, м. (… Словарь иностранных слов русского языка

    акмеизм - а, м. acmé f. <гр. вершина. Крайне реакционное буржуазно дворянское течение в русской литературе, возникшее в 1912 1913 гг. Поэзия акмеистов характеризовалась индивидуализмом, эстетством, формализмом, проповедью искусства для искусства. СИС… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греческого akme высшая степень чего либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 х гг. (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам). Преодолевая пристрастие символистов к сверхреальному,… … Современная энциклопедия

    - (от греч. akme высшая степень чего либо цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 х гг. (С. М. Городецкий, М. А. Кузмин, ранние Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам); провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к… … Большой Энциклопедический словарь

    АКМЕИЗМ, акмеизма, мн. нет, муж. (от греч. akme вершина) (лит.). Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах 20 го в., противопоставлявшее себя символизму. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АКМЕИЗМ, а, муж. В русской литературе 20 в.: течение, провозгласившее освобождение от символизма. | прил. акмеистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Акмеизм - (от греческого akme высшая степень чего либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 х гг. (С.М. Городецкий, М.А. Кузмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам). Преодолевая пристрастие символистов к “сверхреальному”,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от греч. akme – высшая степень чего либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 х гг. Акмеизм возник из литературной школы «Цех поэтов» (1911 14), которую возглавляли Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий, секретарём была А. А. Ахматова, в… … Литературная энциклопедия

    акмеизм - а, только ед., м. Модернистское течение в русской поэзии начала XX в. (см. тж. модернизм). Когда зарождался акмеизм и ближе Михаила Леонидовича [Лозинского] у нас никого не было, он все же не захотел отречься от символизма (Ахматова). Родственные … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Акмеизм в критике. 1913-1917 , . В сборнике впервые под одной обложкой собраны статьи и фрагменты статей критиков-современников о таком явлении русской поэзии Серебряного века, как акмеизм. Среди "главных героев" сборника -…
  • История русской литературы серебряного века (1890-е – начало 1920-х годов) в 3-х частях. Часть 3. Акмеизм, футуризм и другие. Учебник для бакалавриата и магистратуры , Михайлова М.В.. В учебнике отражена история русской литературы 1890-1920-х годов, представлены творческие индивидуальности, направления, модификации художественных практик, специфика жанровых поисков,…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!