Александр куприн гранатовый браслет краткое содержание. Краткий пересказ Гранатовый браслет (Куприн А

Сверток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей.

Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содержало поздравление с днем ангела и просьбу принять браслет, принадлежавший еще прабабке. Зеленый камешек - это весьма редкий зеленый гранат, сообщающий дар провидения и оберегающий мужчин от насильственной смерти. Заканчивалось письмо словами: «Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж.».

Вера взяла в руки браслет - внутри камней загорелись тревожные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала она и вернулась в гостиную.

Князь Василий Львович демонстрировал в этот момент свой юмористический домашний альбом, только что открытый на «повести» «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». «Лучше не нужно», - попросила она. Но муж уже начал полный блестящего юмора комментарий к собственным рисункам. Вот девица, по имени Вера, получает письмо с целующимися голубками, подписанное телеграфистом П. П. Ж. Вот молодой Вася Шеин возвращает Вере обручальное кольцо: «Я не смею мешать твоему счастью, и все же мой долг предупредить тебя: телеграфисты обольстительны, но коварны». А вот Вера выходит замуж за красивого Васю Шеина, но телеграфист продолжает преследования. Вот он, переодевшись трубочистом, проникает в будуар княгини Веры. Вот, переодевшись, поступает на их кухню судомойкой. Вот, наконец, он в сумасшедшем доме и т. д.

«Господа, кто хочет чаю?» - спросила Вера. После чая гости стали разъезжаться. Старый генерал Аносов, которого Вера и ее сестра Анна звали дедушкой, попросил княгиню пояснить, что же в рассказе князя правда.

Г. С. Ж. (а не П. П. Ж.) начал ее преследовать письмами за два года до замужества. Очевидно, он постоянно следил за ней, знал, где она бывала на вечерах, как была одета. Когда Вера, тоже письменно, попросила не беспокоить ее своими преследованиями, он замолчал о любви и ограничился поздравлениями по праздникам, как и сегодня, в день ее именин.

Старик помолчал. «Может быть, это маньяк? А может быть, Верочка, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, которой грезят женщины и на которую неспособны больше мужчины».

После отъезда гостей муж Веры и брат ее Николай решили отыскать поклонника и вернуть браслет. На другой день они уже знали адрес Г. С. Ж. Это оказался человек лет тридцати - тридцати пяти. Он не отрицал ничего и признавал неприличность своего поведения. Обнаружив некоторое понимание и даже сочувствие в князе, он объяснил ему, что, увы, любит его жену и ни высылка, ни тюрьма не убьют это чувство. Разве что смерть. Он должен признаться, что растратил казенные деньги и вынужден будет бежать из города, так что они о нем больше не услышат.

Назавтра в газете Вера прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты Г. С. Желткова, а вечером почтальон принес его письмо.

Желтков писал, что для него вся жизнь заключается только в ней, в Вере Николаевне. Это любовь, которою Бог за что-то вознаградил его. Уходя, он в восторге повторяет: «Да святится имя Твое». Если она вспомнит о нем, то пусть сыграет ре-мажорную часть бетховенской «Аппассионаты», он от глубины души благодарит ее за то, что она была единственной его радостью в жизни.

Вера не могла не поехать проститься с этим человеком. Муж вполне понял ее порыв.

Лицо лежащего в гробу было безмятежно, будто он узнал глубокую тайну. Вера приподняла его голову, положила под шею большую красную розу и поцеловала его в лоб. Она понимала, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.

Вернувшись домой, она застала только свою институтскую подругу, знаменитую пианистку Женни Рейтер. «Сыграй для меня что-нибудь», - попросила она.

И Женни (о чудо!) заиграла то место «Аппассионаты», которое указал в письме Желтков. Она слушала, и в уме ее слагались слова, как бы куплеты, заканчивавшиеся молитвой: «Да святится имя Твое». «Что с тобой?» - спросила Женни, увидев ее слезы. «...Он простил меня теперь. Все хорошо», - ответила Вера.

В середине августа погода в Крыму испортилась, и жители пригородного курорта поспешно перебрались в города. Но в начале сентября снова потеплело, наступили тихие безоблачные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла оставить дачу, так как в городской квартире шел ремонт. Теперь она очень радовалась прекрасным теплым дням, тишины, одиночества, ласковом соленом ветерка.

Сегодня был день ее именин. Она осталась одна в доме: муж и брат уехали в город по делам. До обеда человек обещал вернуться и привезти немногих ближайших знакомых. Это радовало Веру: приходилось экономить, чтобы воздержаться от разорения, а прием на даче мог быть очень скромным. Теперь она ходила садом и срезала цветы к обеденному столу.

На шоссе послышались знакомые звуки автомобильного рожка. Это приехала сестра княгини, Анна Николаевна Фриессе. Сестры нежно любили друг друга и очень обрадовались встрече. Внешне они были непохожими: Вера, высокая, с гибкой фигурой, нежным, но холодным и надменным лицом, большими прекрасными руками, пошла в мать, красавицу англичанку, а Анна унаследовала монгольские черты отца, хотя была тоже по-своему очаровательной. Она была замужем за очень богатым мужчиной и родила двоих детей, мальчика и девочку. Княгиня Вера, которая не имела собственных детей, обожала племянников.

Сестры говорили о красоте моря, вспоминали родные места. Вдруг Анна опомнилась, что забыла вручить Вере подарок. Она достала из ручного мешочка маленького блокнота в изысканной старинной переплете — вещь очень дорогую и редкую.

Погуляв еще немного, сестры пошли в дом, чтобы подготовиться к приему гостей.

После пятой начали съезжаться приглашенные. Особенно порадовал Веру приезд Женни Рейтер, талантливой пианистки, подруги по Смольном института, и генерала Аносова, друга покойного отца, которого сестры ласково звали дедушкой. Храбрый воин, проста и искренний человек, Аносов был справедливым с подчиненными, уважал и берег солдат, ценил честных и порядочных людей. Он был так привязан к Вере и Анны, который пытался видеться с ними как можно чаще. Своей семьи в Аносова не было.

Обед проходил оживленно. Рассказывали разные забавные истории, весело шутили друг над другом. Перед тем как вставать из-за стола, княгиня Вера перечислила гостей. Их оказалось тринадцать, и суеверные княгиню это огорчило.

Вдруг ее с таинственным видом вызвала из гостиной горничная Даша. В маленьком кабинете княгини Даша положила на стол небольшой сверток и объяснила, что его принес посыльный. Вернуть подарок было некому: посыльный уже пошел, и Вера развернула сверток. В нем находился небольшой ювелирный футляр из красного плюша. Княгиня подняла крышку и «увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет», а внутри него — записку. Почерк показался ей знакомым, но она отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.

Он был золотым, низкопробным … и с внешней стороны весь целиком покрыт небольшими, плохо отшлифованными бриллиантами. Зато посередине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов — каждый размером с горошину. Под огнем электрической лампочки в них загорались густо-красные живые огни. «Словно кровь», — подумала с неожиданной тревогой Вера. Потом она развернула письмо и, прочитав первые строки, поняла, что автора она знает.

Поздравив княгиню с днем ее ангела, он писал, что не решился бы преподносить ей что-нибудь избранное им лично, но в семье хранилась реликвия — серебряный браслет, украшенный гранатами. Камни из него точно перенесены на золотой браслет, который еще никто не носил. О зеленом камешек автор письма рассказал, что это редкий сорт граната — зеленый. По старинному преданию, он способен наделять женщин, его носят, даром предвидения и отгонять от них тяжелые мысли …

Письмо заканчивалось так: «Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею, когда вспоминаю мою дерзость семь лет назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, пожизненная преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которых вы сидите, паркета, которым Вы ходите, деревьям, которым мимоходом касаетесь, прислуге, с которой Вы говорите. Я не имею даже зависти ни к людям, ни к вещам … Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г. С. Ж. ».

Княгиня Вера решила показать письмо мужу, но сделать это после отъезда гостей. Гости, между тем, развлекались: играли в покер, разговаривали. Князь Василий Львович, муж Веры, показывал домашний юмористический альбом с собственными рисунками. Была там и рассказ об истории любви бедного телеграфиста к очаровательной блондинки Веры, приводились наивные, смешные записки влюбленного. Заканчивалась эта история смертью влюбленного телеграфиста, который завещал «передать Вере два телеграфных пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

Довгий осеннее мероприятие догорал, и гости начали разъезжаться. На террасе остались генерал Аносов, Вера и Анна. Генерал развлекал сестер рассказами о разных интересных эпизодах своей жизни. Сестры слушали его с восторгом. Особенно интересовали их захвата генерала, они хотели узнать, любил он когда-нибудь по-настоящему. «Наверное, не любил», — ответил генерал. Он отправился навстречу своему экипажу. Сестры решили провести его. Прежде чем выйти, Вера попросила мужа прочитать полученного письма.

Во время прогулки продолжалась беседа о любви. Генерал говорил, что люди женятся по взаимной симпатии, имея в виду какие жизненные блага, а также упоминание Веры о своем счастливом браке не убедила его в том, что этот брак основывается на любви. «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться », — убедительно заявил старик. Он привел несколько примеров настоящего, большой любви и вдруг попросил Веру рассказать о влюбленном телеграфиста, из которого смеялся в своем альбоме князь Василий.

И она рассказала о безумца, который преследовал ее своей любовью. Это началось за два года до женитьбы. Он посылал ей письма, которые подписывал Г. С, Ж. Эти письма были курьезными и вульгарными, хотя довольно целомудренными. После того как Вера попросила (письмово!) не утруждать ее более своими литье, телеграфист писать прекратил, посылая поздравления только на Пасху и на Новый год. Они никогда не встречались. Но вот сегодня … И княгиня рассказала генералу о полученной посылку и почти дословно перевела письмо. Генерал задумался, а потом сказал: «Возможно, это просто ненормальный парень, маньяк, а может … твой жизненный путь, Виронько, пересекло именно такая любовь, о которой мечтают женщины и на которое больше не способны мужчины ». Вскоре все попрощались и гости уехали.

Княгиня Вера вошла в дом с неприятным чувством. Она услышала голоса мужа и брата Николая, который настаивал, что надо прекратить это бессмысленное ухаживания и вернуть браслет. И князь Василий, и Вера тоже считали, что браслет нужно отослать обратно. Мужчины решили, что следует узнать адрес и самим отвезти браслет хозяину. Вера почему пожалела несчастного, но ее брат Николай Николаевич был настроен очень решительно и агрессивно.

Василий Львович и Николай Николаевич отправились к незнакомцу. Поднялись заплеванный лестнице, пахнущие мышами. На их стук отозвался слабый голос: «Войдите». Комната напоминала каюту парохода. Ее хозяин, высокий, худой юноша с длинным пушистым волосам, пригласил гостей присесть. Узнав, кто его посетители, он совсем растерялся. Очень бледный, с голубыми глазами, с нежным девичьим лицом, Желтков (фамилия его гости уже знали) смиренно выслушал резкие нарекания Николая Николаевича. Князь Шеин сидел молча, и Желтков обратился к нему, сказав, что уже семь лет любит Веру Николаевну и будет любить ее всегда и это чувство может оборвать лишь смерть. Он попросил у князя разрешения позвонить Вере Николаевне. Василий Львович согласился.

Желтков пошел, а Николай Николаевич начал упрекать шурину на лишнюю, неразрешенную мягкость, но князь с ним не согласился: «Я вижу его лицо, и я чувствую, что этот человек не способен обманывать … Неужели он виноват в любви и неужели можно управлять таким чувством, как любовь? .. Мне очень жаль этого человека … и я чувствую, что присутствует при какой огромной трагедии души … »

За десять минут Желтков вернулся. Глаза его были такими глубокими, как полными непролитимы слезами. «Я готов, — сказал он, — и завтра вы обо мне ничего не услышите. Я будто умер для вас ». Обращаясь только к Василия Львовича, Желтков пояснил, что растратил казенные деньги и ему нужно бежать из этого города. Он попросил разрешения написать последнее письмо Вере Николаевне. «Ладно, пишите», — ответил Шеин. Желтков повторил, что о нем ничего не услышат, и добавил, что Вера Николаевна совсем не захотела с ним разговаривать.

Вечером Василий Львович рассказал Вере о свидании с Желткова. Княгиня была обеспокоена. «Я знаю, что этот человек убьет себя», — говорила она мужу.

Княгиня Вера никогда не читала газет. Но эту она случайно развернула и прочитала о самоубийстве чиновника контрольной палаты.

Вечером пришел почтальон. Княгиня узнала руку Желткова. Он писал: «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне как великое счастье любви к Вам. Для меня всю жизнь состоит только из Вас … Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете … Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которым Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешным в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я с восторгом говорю: «Да святится имя твое».

Восемь лет назад я увидел Вас … и тогда же сказал себе: я люблю ее потому, что на свете нет ничего подобного ей, нет ничего лучше, ни зверя, ни растения, ни человека, который был бы прекраснее и нежнее Вас. У Вас бы воплотилась вся красота земли … »

Далее Желтков писал, что за десять минут уедет, а теперь сжигает дорогие реликвии, связанные с его любовью, и просил Веру Николаевну, если она его вспомнит, сыграть или приказать сыграть бетховенскую сонату D-dur № 2 , ор. 2.

Письмо заканчивалось так: «От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Пусть Бог даст Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г. С. Ж. ».

С покрасневшими глазами княгиня Вера пришла к мужу. Он понял ее и искренне сказал: «Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не спускал с него глаз и видел каждое его движение, каждое изменение его лица … Для него не существовало жизнь без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мной мертвый человек … »

Вера Николаевна сказала, что поедет в город, чтобы попрощаться, с мертвым, и князь Василий согласился с ней. Она легко нашла квартиру Желткова, и квартирная хозяйка провела ее в комнату покойного. Перед тем как открыть дверь, Вера посидела на стуле в прихожей, а хозяйка рассказала о последних днях и часы своего дорогого квартиранта. На вопрос княгини о браслет она ответила, что господин Ежи (Георгий) просил ее повесить этот браслет на икону Божьей матери.

Вера собралась с силами и открыла дверь в комнату Желткова. Он лежал на столе. «Глубокая важность была в его закрытых глазах, а губы улыбались блаженно и беззаботно». Княгиня достала из кармана большую красную розу, положила ее под шею покойного и поцеловала его в лоб долгим дружеским поцелуем. Когда она выходила, хозяйка квартиры вспомнила, что перед смертью господин Желтков просил, если придет посмотреть на него какая-нибудь дама, сказать ей, что у Бетховена самое лучшее произведение — «Son. № 2, ор. 2. Largo Appassionato ».

Вера Николаевна вернулась домой поздно вечером. Ее ждала пианистка Женни Рейтер. Взволнованная всем увиденным и пережитым, Вера бросилась к ней, закричала: «Женни, милая … сыграй для меня что-нибудь! «- и сейчас же вышла из комнаты.

Она села в цветнике на скамейку. Вера не сомневалась в том, что услышит «Аппассионату». «Так оно и было. Она узнала с первых аккордов этот исключительный, единственный по глубине произведение. И душа ее якобы раздвоилась ». Она думала о том, что мимо нее прошло исключительное, большая любовь, о которой мечтает каждая женщина, и о том, почему Желтков просил ее слушать именно это произведение: «Да святится имя твое». Музыка словно говорила, что страдания, горе и смерть — ничто перед большой любовью.

Княгиня Вера плакала. «И в это время удивительная музыка … продолжала: «Успокойся, дорогая, успокойся … Ты про меня помнишь? .. Ведь ты мое единственное и последняя любовь. Подумай обо мне, и я буду с тобой … Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко ». Женни Рейтер вышла из комнаты и увидела подругу, всю в слезах. Вера взволнованно произнесла: «Он меня простил теперь. Все хорошо ».

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» является одним из самых читаемых произведений в творческом наследии знаменитого русского прозаика. Написанный в 1910 году, «Гранатовый браслет» и сегодня не оставляет равнодушными читателей, ведь в нем говорится о вечном – о любви.

Интересно знать, что сюжет повести был навеян автору реальным жизненным случаем, который произошел с матерью писателя Льва Любимова Людмилой Ивановной Туган-Барановской (прототип Веры Шеиной). В нее фанатично был влюблен некий телеграфист по фамилии Желтиков (у Куприна – Желтков). Желтиков засыпал Людмилу Ивановну письмами с признаниями в любви. Такое настырное ухаживание не могло не беспокоить жениха Людмилы Ивановны Дмитрия Николаевича Любимова (прототип князя Василия Львовича Шеина).

Однажды он вместе с братом своей невесты Николаем Ивановичем (у Куприна – Николай Николаевич) отправился к Желтикову. Мужчины застали горе-влюбленного за написанием очередного пламенного послания. После обстоятельного разговора Желтиков пообещал больше не докучать барышне, а у Дмитрия Николаевича осталось странное чувство – он почему-то не злился на телеграфиста, кажется, тот на самом деле был влюблен в Людмилу. Больше о Желтикове и его дальнейшей судьбе семейство Любимовых не слышало.

Куприна очень тронула эта история. В мастерской художественной обработке история телеграфиста Желтикова, превратившегося в чиновника Желткова, зазвучала по-особенному и стала гимном великой любви, той, о которой мечтают все, но не всегда могут ее разглядеть.

В этот день, 17 сентября, были именины княгини Веры Николаевны Шеиной. Она вместе с мужем Василием Львовичем проводила время на черноморской даче, и оттого была несказанно рада. Стояли теплые осенние дни, все вокруг зеленело и благоухало. В пышном балу не было потребности, поэтому Шеина решила ограничиться скромным приемом в кругу близких друзей.

Утром, когда Вера Николаевна срезала в саду цветы, приехала ее сестра Анна Николаевна Фриессе. Дом тут же наполнился ее веселым звонким голоском. Вера и Анна были двумя противоположностями. Младшая Анна вобрала монгольские корни отца – невысокий рост, некую коренастость, выдающиеся скулы и узкие слегка раскосые глаза. Вера, напротив, пошла в маменьку и походила на холодную грациозную англичанку.

Анна была веселой, задорной, кокетливой, она прямо-таки фонтанировала жизнью, и ее обаятельная некрасивость куда чаще привлекала внимание противоположного пола, чем аристократическая красота ее сестры.

Откровенный флирт

Между тем, Анна была в браке и имела двоих детей. Мужа своего – глупого и несимпатичного богача – она презирала и постоянно высмеивала за глаза. Она носила самые глубокие декольте, открыто флиртовала с кавалерами, но никогда не изменяла законному супругу.

Семилетний брак Веры Николаевны и Василия Львовича можно было назвать счастливым. Первые страсти уже поутихли и уступили место взаимному уважению, преданности, благодарности. Детей у Шеиных не было, хотя Вера мечтала о них страстно.

Мало-помалу в дачный дом Шеиных стали стекаться гости. Приглашенных было немного: овдовевшая Людмила Львовна (сестра Василия Львовича), кутила и местная знаменитость, известный под фамильярным прозвищем Васючок, талантливая пианистка Женни Рейтер, брат Веры Николай Николаевич, муж Анны Густав Иванович Фриессе с городским губернатором и профессором, а также друг семьи, крестный Анны и Веры генерал Яков Михайлович Аносов.

За столом всех веселил князь Василий Львович – мастерский рассказчик и выдумщик. Когда собравшиеся перешли за покерный стол, служанка передала Вере Николаевне сверток с запиской – чей-то подарок – курьер скрылся так быстро, что девушка не успела его ни о чем расспросить.

Вскрыв упаковочную бумагу, именинница обнаружила футляр с украшением. Это был золотой низкопробный браслет с пятью гранатами размером с горошину, в центре ювелирной композиции находился большой зеленый камень. При свете в глубине камней начинали играть красные огоньки. «Точно кровь!» – суеверно подумала Вера Николаевна, поспешно отложила браслет и принялась за записку.

Она была от Него. Этот полусумасшедший воздыхатель начал заваливать Веру письмами, когда она была еще барышней. После замужества Вера Николаевна один-единственный раз ему ответила, попросив больше не присылать письма. С тех пор записки стали приходить только по праздникам. Вера никогда не видела своего воздыхателя, не знала, кто он и чем живет. Она даже не догадывалась, как его зовут, потому что все письма были анонимными, подписанные инициалами Г. С. Ж.

На этот раз горе-влюбленный осмелился преподнести подарок. В записке говорилось, что в браслет инкрустированы фамильные гранаты-кабошоны, самый большой из них способен защитить мужчину от насильственной смерти, а женщину наделить даром предвидения.

Разговор с генералом Аносовым: «Любовь должна быть трагедией!»

Праздничный вечер подходит к концу. Провожая гостей, Вера беседует с генералом Аносовым. Уже не первый раз за вечер разговор заходит о любви.

Старый генерал кается, что никогда в жизни не встречал настоящей безвозмездной любви. Свою супружескую жизнь он не ставит в пример – она не удалась – жена оказалась лживой вертихвосткой и сбежала со смазливым актером, потом каялась, но так и не была принята Яковом Львовичем. Но что говорить о казалось бы счастливых браках? В них все равно в какой-то мере присутствует расчет. Женщины выходят замуж, потому что долго оставаться в барышнях неприлично и неудобно, потому что хотят стать хозяйками, матерями. Мужчины женятся, когда устают от холостяцкой жизни, когда положение обязывает завести семью, когда мысль о потомстве соотносится с иллюзией бессмертия.

Только самоотверженная, бескорыстная любовь не ждет награды. Она сильна, как смерть. Для нее совершить подвиг, пойти на мучение, отдать жизнь – истинная радость. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайно в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы ее не должны касаться».

Слова дедушки генерала еще долго звучали в голове Веры, а между тем князь Василий Львович и его шурин Николай Николаевич обнаружили браслет с запиской и ломали голову, как же поступить с неудобным подарком от назойливого воздыхателя Веры Николаевны.

На следующий день было решено навестить Г. С. Ж., установить личность которого взялся Николай Николаевич, и вернуть ему браслет без привлечения посторонних лиц (губернатора, жандармов и т. п.)

Уже на утро князь и его шурин знали, что анонимного поклонника зовут Георгием Степановичем Желтковым. Он служит чиновником контрольной палаты и бедно живет в одной из тех отвратительных меблированных комнат, которыми изобилуют города нашего славного отечества.

Желтков оказался долговязым худощавым мужчиной с длинными светлыми пушистыми волосами. При вести о том, что на пороге его комнаты князь Шеин, супруг Веры Николаевны, Георгий Степанович заметно занервничал, но отнекиваться не стал и признался, что искренне и безнадежно влюблен в Веру Николаевну вот уже семь лет. Уничтожить это чувство невозможно, оно настолько сильно, что может быть искоренено только вместе с ним. Впрочем, он готов добровольно покинуть город, чтобы не компрометировать Веру Николаевну и не порочить доброе имя Шеиных.

Придя домой, Василий Львович рассказал о случившемся жене и добавил – этот человек отнюдь не сумасшедший, он в самом деле влюблен и прекрасно это осознает. «Мне казалось, что я присутствую при какой-то громадной трагедии души».

Следующим утром газеты писали, что в своей комнате был найден застреленным служащий контрольной палаты Георгий Степанович Желтков. В предсмертной записке говорится, что причиной его самоубийства стали должностные растраты, возместить которые он не имел возможности.

Не обмолвившись о Вере Николаевне ни словом, он прислал ей свою прощальную записку. «Я бесконечно благодарен Вам, – искренне говорили строчки послания, – Только за то, что Вы существуете». Желтков заверял, что его чувство – не есть результат физического или психического расстройства, это любовь, которой милостивый Бог за что-то его наградил.

Он просит Веру Николаевну сжечь это письмо, как и он сжигает милые его сердцу вещи – платок, который она нечаянно забыла на скамейке, записку, в которой требовала больше не слать писем, и театральную программку, которую она сжимала весь спектакль, а потом оставила в ложе.

Спросив разрешения у мужа, Вера навестила Желткова в его убогой комнатушке. Его лицо не было обезображенной гримасой покойника, он улыбался, словно перед смертью узнал что-то важное.

Здесь вы сможете прочитать краткое содержание повести Александра Куприна “Яма” , вызвавшей бурную реакцию критиков того времени, не разделявших взглядов автора на деликатную тему, раскрытую в книге.

Предлагаем вам краткое содержание загадочной, или даже немного мистической повести Куприна “Олеся” , произведения, которое является любимым для многих почитателей творчества автора.

В тот день Женни Рейтер играла «Аппассионаты» из сонаты Бетховена №2 – любимое музыкальное произведение покойного Желткова. А княгиня Вера Николаевна Шеина горько плакала. Она знала, что мимо нее прошла та настоящая, самоотверженная, скромная и всепрощающая любовь, о которой мечтает каждая женщина.

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет»: краткое содержание

5 (100%) 1 vote

Действие повести А.И.Куприна разворачивается в уютном курортном городке на побережье Черного моря. Начинается осень, и, хотя до первых холодов еще достаточно далеко, дачники спешат побыстрее возвратиться в город. Именно в этот момент перед взором читателя предстает центральная героиня повести - Вера Николаевна Шеина, княгиня. По сюжету повести «Гранатовый браслет», краткое содержание которой мы разбираем, княгиня не вернулась в город одновременно со всеми, так как в ее квартире еще шли ремонтные работы.

Именины

К счастью, лето не спешило уступать свои права осени, и августовская непогода сменилась теплыми и солнечными сентябрьскими деньками. Супруг Веры Николаевны, Василий, был вынужден срочно отбыть на день в город по делам. Произошло это как раз в канун именин княгини (17 сентября). На туалетном столике Василий оставил любимой жене подарок - футляр с жемчужными серьгами тонкой работы. По случаю своих именин Шеина устраивает званый ужин, а помочь ей подготовить все к празднику решает сестра - Анна Николаевна Фриессе. К вечеру в доме собрались гости. Совершенно случайно княгиня пересчитала их количество - гостей оказалось ровно 13. Будучи дамой суеверной, Вера посчитала, что это - недоброе предзнаменование. Когда приглашенные сели играть в покер, Шеина уединилась в своем кабинете. В этот момент вошла горничная и передала княгине футляр, где Вера обнаружила записку от некоего Г.С.Ж., который поздравил ее с именинами и посчитал, что не может придумать лучшего подарка, чем гранатовый браслет. Краткое содержание не предполагает наличия подробных описаний, но упомянем, что это было редкой красоты фамильное украшение, принадлежавшее прабабке героя.

Рассказ

Княгиня Шеина приняла решение рассказать о необычном подарке своему мужу. Спустившись в гостиную, она услышала, что супруг зачитывает гостям сатирические рассказы о них самих и их знакомых, а именно - свое новое творение «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист». По сюжету повести «Гранатовый браслет», краткое содержание которой вы сейчас читаете, в рассказе фигурировала личность некоего П.П.Ж. - влюбленного в Веру телеграфиста, который заваливал ее любовными посланиями и до того, как она вышла замуж и стала княгиней, и после. В рассказе Василия П.П.Ж. сначала оказался в доме для умалишенных, а затем постригся в монахи, однако все равно продолжил писать княгине письма, которые она возвращала на почтамт. После смерти П.П.Ж. княгиня в творении Василия получила последний подарок от своего поклонника - флакон из-под духов, заполненный слезами, и две телеграфные пуговицы. Генерал Аносов, один из гостей вечера, спросил у Веры Николаевны, какая часть рассказа ее супруга - правда. Именинница подтвердила, что анонимный поклонник у нее действительно был. Он до сих пор продолжает время от времени присылать ей письма. На это Аносов заметил, что, возможно, жизненный путь Веры пересекла как раз такая любовь, о которой мечтают женщины и на которую мужчины более не способны.

Желтков

Далее повесть «Гранатовый браслет», краткое содержание которой мы разбираем, развивается таким образом: лишь только разъехались гости, как Василий и Николай (брат княгини) решают, что пошлым глупостям Г.С.Ж. нужно положить конец. Браслет они отсылают обратно, а затем находят по инициалам телеграфиста Желткова - того самого поклонника Шеиной. Желтков согласился с тем, что поведение его не может быть оправдано, но заметил, что ни ссылка, ни тюрьма не смогут убить его чувства к Вере - на это способна лишь смерть. На следующее утро из газеты Вера Николаевна узнает о самоубийстве Желткова. А почтальон приносит княгине последнее письмо поклонника, где Г.С.Ж. говорит о том, что любовь к ней стала для него наградой свыше и повторяет: «Да святится имя Твоё». Так заканчивается основная часть повести «Гранатовы браслет». Краткое содержание окончания простой, но в то же время очень глубокой истории предлагаем ниже.

Осознание

Вера Николаевна отправляется на похороны своего поклонника. В гробу Желтков выглядит безмятежным и счастливым, будто за миг до смерти он познал самую важную и светлую тайну мироздания. В этот момент княгиня понимает, что Аносов был прав, и высшую любовь, о которой мечтает любая женщина, она попросту упустила. Возвратившись домой, Вера попросила свою подругу Женни сыграть на фортепиано что-нибудь для души. Девушка исполнила просьбу княгини и вдруг начала играть именно ту часть Appassionato Л. Бетховена, где фигурировала строка «Да святится имя Твоё» - главные слова прощальной записки Г.С.Ж. В этот момент Вера Николаевна почувствовала, что он простил ее…

Заключение

Теперь вы знаете краткое содержание «Гранатового браслета» А.И. Куприна. Однако для того, чтобы прочувствовать все волшебство этого произведения, я рекомендую читать его полностью - мало найдется небольших повестей, способных вызвать в душе читателя настоящую бурю. Бесспорно, «Гранатовый браслет» - одна из них.

А. И. Куприн — повесть «Гранатовый браслет». В повес­ти «Гранатовый браслет» А.И. Куприн развивает тему вели­кой, настоящей любви, любви, «которой грезит каждая жен­щина». Это печальная и трагическая история о маленьком че­ловеке, которого погубила и одновременно возвысила боль­шая любовь. «Гранатовый браслет» — история бедного, безнадежно влюбленного чиновника, сделавшего любимой женщине подарок — гранатовый браслет — и покончившего затем жизнь самоубийством.

Повествование разворачивается медленно, постепенно. Писатель вводит нас в атмосферу жизни князей Шейных, знакомит нас с Верой Николаевной. Именно в нее влюблен бед­ный чиновник Желтков. История эта длится уже около семи лет. В день ее именин он присылает ей в подарок гранатовый браслет — единственную драгоценность, доставшуюся ему в наследство. Однако княгиня не воспринимает всерьез чув­ства Желткова. Единственное, что ее занимает, — не выглядит ли она смешной во всей этой истории.

Раскрывая внутренний облик героини, автор сопоставляет ее с Анной, ее сестрой. «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками… Младшая — Анна, — наоборот, унасле­довала монгольскую кровь отца, татарского князя… Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, жи­вая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монголь­ского типа с довольно заметными скулами, с узенькими гла­зами… с надменным выражением в маленьком, чувственном рте… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелес­тью…». Критики отмечали определенную контрастность этих образов. Вера «была строго проста, со всеми холодно и немно­го свысока любезна, независимо и царственно спокойна». Анна же эмоциональная, живая, легкомысленная. На фоне этой героини более отчетливо мы осознаем внутреннюю хо­лодность Веры, ее отстраненность от всех окружающих.

Особенно ощутимо это различие в восприятии героинями природы. Исследователи отмечали здесь определенную парал­лель героинь Куприна с героинями Толстого, Наташей и Со­ней, в романе «Война и мир». Вот Анна восхищается карти­ной природы: «Но ты только посмотри, какая красота, какая радость — просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!». И тут же писатель показывает восприятие природы Верой: «Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует и радует… Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает на меня давить своей плоской пустотой… Я ску­чаю, глядя на него…». Мы видим здесь героиню сдержанную, рассудочную, живущую «правильной», размеренной жизнью.

С образами героев соотносятся и пейзажи романа. Так, на­чинающий повествование пейзаж соотнесен с образом Желт­кова. Этот пейзаж — художественное предварение будущей трагедии, вместе с тем он передает силу, глубину и импульсив­ность его чувств. «То по целым суткам тяжело лежал над зем­лею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык… То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него вер­хушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы…». Другой пейзаж соотносится с образом княгини Веры. «К началу сентября погода вдруг рез­ко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили ти­хие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, ка­ких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей щетине, заблестела слюдяным блеском осенняя пау­тина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья».

В семье Шейных всем известна эта история с Желтковым. И все по-разному реагируют на происходящее. Муж Веры, князь Василий, в общем добрый и неглупый человек, не имеет определенного такта, чтобы скрыть все происходящее от по­сторонних, не осмеивать «влюбленного телеграфиста». Он рассказывает гостям историю, пародирующую чувства Жел­ткова, рисует карикатуры. Для князя Василия история грана­тового браслета — анекдот. Брат княгини Веры, Николай — сухой, строгий, рациональный человек, считает, что эта исто­рия порочит их семью. И лишь старый генерал Амосов выс­казывает мысль о редкой в жизни настоящей любви. Он рас­суждает о семье, женитьбе, о том, что зачастую браки совер­шаются без любви. «А где же любовь-то? Любовь бескорыст­ная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. <…> Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жиз­ненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее ка­саться».

Сцена посещения князем Василием и Николаем Желтко­ва — сюжетный и драматический узел рассказа. Здесь мы впервые знакомимся с героем, вокруг которого происходят все эти события. Персонажи здесь ведут себя по-разному. Нико­лай, не обладая ни терпением, ни умом, ни определенной ду­шевной тонкостью, пытается угрожать Желткову, говорит, что будет апеллировать «к властям». Характерно, что герой, бед­ный, жалкий чиновник, прекрасно понимает всю нелепость и абсурдность высказываний брата княгини Веры. «Простите. Как вы сказали? — спросил вдруг внимательно Желтков и рассмеялся. — Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали?» И он открыто, отбросив условности, говорит о своих чувствах к Вере ее мужу.«- Трудно выговорить такую… фразу… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я пи­сал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглаша­юсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка брас­лета, была еще большей глупостью. Но… вот я вам прямо гля­жу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда… Скажите, князь… предположим, что вам это неприятно… скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем суще­ствовании. Остается только одно -смерть… Вы хотите, я при­му ее в какой угодно форме».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!