Алексей константинович толстой поэзия для детей.



Толсто й Алексей Константинович , граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; с 1843 занимал различные придворные посты. В 40-х гг. формируется талант Т. - лирика и автора баллад. Многие его лирические стихи (напечатанные в 50-60-е гг.) приобрели широкую популярность ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где всё обильем дышит", "Где гнутся над омутом лозы" и др.). Первая публикация - фантастическая повесть "Упырь" (1841, под псевдонимом Краснорогский) - была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 печатал в "Современнике" стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В конце 50-х гг. сотрудничал в славянофильской "Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы". В 1861 Т. отдалился от двора и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863), историческую трилогию - трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Т. В последнее десятилетие жизни писал баллады ("Роман Галицкий", "Боривой", "Илья Муромец", "Садко" и др.), поэмы, лирические стихи.

В произведениях Т. отразилось своеобразие его политической и эстетической позиции. Он ненавидел политический гнёт, возмущался засильем бюрократии, едко высмеивал правительственную политику и попытки замаскировать её реакционность либеральной фразой (стихотворные сатиры "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", 1868, опубл. 1883; "Сон Попова", 1873, опубл. 1882), но не сочувствовал и революционным идеям, оспаривал революционно-демократическую эстетику (баллады "Поток-богатырь", "Порой весёлой мая").

Основные достоинства романа "Князь Серебряный" - живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматической трилогии Т., рисуя трагедию трёх царствований конца 16 - начала 17 вв., показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию государственных деятелей и нравы их подданных. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора привлекают режиссёров и актёров. Постановкой "Царя Федора¼" был открыт в 1898 МХТ. Две первые трагедии прочно вошли в репертуар советских театров.

Лирические стихотворения Т. просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно¼", "То было раннею весной"). Т. вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. Успешно работал в области перевода (И. В. Гёте и др.).

БЛАГОВЕСТ


Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,

Пока звон благостный
Не замирает...

Мне в душу, полную ничтожной суеты,
Как бурный вихорь, страсть ворвалася нежданно,
С налета смяла в ней нарядные цветы
И разметала сад, тщеславием убранный.

Условий мелкий сор крутящимся столбом
Из мысли унесла живительная сила
И током теплых слез, как благостным дождем,
Опустошенную мне душу оросила.

И над обломками безмолвен я стою,
И, трепетом еще неведомым объятый,
Воскреснувшего дня пью свежую струю
И грома дальнего внимаю перекаты...


В совести искал я долго обвиненья,
Горестное сердце вопрошал довольно -
Чисты мои мысли, чисты побужденья,
А на свете жить мне тяжело и больно.


Каждый звук случайный я ловлю пытливо,
Песня ли раздастся на селе далеком,
Ветер ли всколышет золотую ниву -
Каждый звук неясным мне звучит упреком.

Залегло глубоко смутное сомненье,
И душа собою вечно недовольна:
Нет ей приговора, нет ей примиренья,
И на свете жить мне тяжело и больно!

Согласить я силюсь, что несогласимо,
Но напрасно разум бьется и хлопочет,
Горестная чаша не проходит мимо,
Ни к устам зовущим низойти не хочет!


Господь, меня готовя к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь;
Одушевил могучим словом,
Вдоxнул мне в сердце много сил,
Но непреклонным и суровым
Меня господь не сотворил.
И гнев я свой истратил даром,
Любовь не выдержал свою,
Удар напрасно за ударом
Я отбивая устаю.
Навстречу иx враждебной вьюги
Я вышел в поле без кольчуги
И гибну раненный в бою
.

Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы;
Слезы, в пространстве от них упадая звездами,
Светлой и длинной вилися за ней вереницей.

Встречные тихо ее вопрошали светила:
«Что так грустна? И о чем эти слезы во взоре?»
Им отвечала она: «Я земли не забыла,
Много оставила там я страданья и горя.

Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,
Праведных души не знают ни скорби, ни злобы -
О, отпусти меня снова, создатель, на землю,
Было б о ком пожалеть и утешить кого бы».




Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывает сеть дрожащей паутины;
Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом;
Невольно я слежу за ними взором думным,
И слышится мне в их падении бесшумном:
- Всему настал покой, прими ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты;
Проверь, усердно ли ее святое семя
Ты в борозды бросал, оставленные всеми,
По совести ль тобой задача свершена
И жатва дней твоих обильна иль скудна?


Граф Алексей Константинович Толстой был русским поэтом, прозаиком и драматургом. Он писал прекрасные баллады, исторические романы и несколько распущенных стихов и сатир, которые были опубликованы под псевдонимом Козьмы Пруткова. Но истинный вклад Толстого в русскую литературу - его трилогия исторических драм.

Детство

Алексей Толстой родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье знаменитого графа Толстого. Его мать, Анна Перовская, была одной из самых видных красавиц того времени, а отец был пожилой граф Константин Николаевич Толстой (мальчик был троюродным братом одного из наиболее известных и признанных писателей 19-о века – Льва Толстого). Брак Анны и Константина не был счастлив. Вскоре после рождения Алексея его родители развелись. Когда ему было всего шесть недель, мама взяла его в Украину, в маленькую деревню, принадлежащую его дяде Алексею Перовскому, брату Анны. Там Толстой провел свое детство. Именно Перовский пристрастил мальчика к поэзии. Дядя, будучи поэтом, постоянно читал Алексею стихи.

В возрасте восьми лет Алексей, в сопровождении своей матери и дяди, переехал в Санкт-Петербург. С помощью друга его дяди, Василия Жуковского (русский поэт 1810-х годов), Алексей был представлен восьмилетнему наследнику престола (который должен был стать императором Александром II) и был одним из немногих детей, которым было разрешено посещать наследника принца и играть вместе по воскресениям. Так началась их длительная дружба. Жена Александра, императрица Мария Александровна, также любила и почитала Алексея и талант его личности.

В 1826 году Алексей вместе со своей матерью и дядей (его незаменимые спутники) отправились в Германию. Одно из самых заветных воспоминаний поездки Алексея был визит к писателю Иоганну Вольфгангу фон Гете в Веймаре. Толстой даже воспоминал, что сидел на коленях у великого писателя.

Из Германии семья отправилась в Италию, страна полностью очаровала Алексея. Он вспоминал, что путешествие началось из Венеции, где его дядя приобрел несколько очень ценных картин в старом замке Гримани. Из Венеции путешественники поехали в Милан, Флоренцию, Рим и, наконец, в Неаполь. Каждый из городов усиливал любовь Алексея к искусству, и, когда он вернулся в Россию, впал в отчаяние и тоску по Италии. Мать вспоминала, что ее сын отказывался от еды, а иногда даже плакал по ночам.

Юность и обучение

Алексей получил хорошее домашнее образование и в середине 1830-х годов стал одним из так называемых «архивных» молодых людей; эти молодые люди продолжали свое обучение в Московском главном архиве Министерства иностранных дел.

В 1836 Алексей взял отпуск на четыре месяца, чтобы сопровождать своего дядю, который был серьезно болен в то время, в Ниццу, где климат был лучше; на пути к Франции, в маленьком Варшавском отеле дядя Алексея умер. Он оставил свое имение и богатство своему племяннику, что сделало юного Алексея Толстого хорошо обеспеченным дворянином. До последнего дня своей жизни, дядя оставался главным советником молодого Алексея в его литературной деятельности, и представил его работы на обсуждение Василию Жуковскому и Александру Пушкину, с которыми он был в близких отношениях и доверял им. Причем два известных поэта высоко оценили работы перспективного Алексея.

В декабре 1836 года во время учебы в архиве, Алексей Толстой сдал экзамены с естественных наук и получил место русского делегата под юрисдикцией немецкого сейма во Франкфурте-на-Майне. Толстой ненавидел гражданскую службу и мечтал стать поэтом, но он не посмел отказаться от своей работы, опасаясь расстроить мать. Работа была лишь формальностью, и хоть Алексей отправился во Франкфурт один раз (во время этой поездки он познакомился с Николаем Гоголем, известным русским писателем, юмористом и драматургом), он провел большую часть своего времени, посещая театры и гуляя с друзьями.

Путешествия и первые рассказы

В 1838 году Толстой уехал за границу. Сначала он жил в Германии, а затем переехал в Италию, а затем во Францию. Во Франции он написал свои первые рассказы (на французском языке): «Семья вурдалака» (1839) и «Встреча через триста лет» (1839). Книги, однако, были опубликованы только после смерти Толстого. Оба рассказы - примеры мистицизма в литературе (интерес Толстого в загробном мире и паранормальных явлениях увеличивался с течением времени).

В 1839 году Толстой вернулся в Россию, где он продолжал жить светской жизнью, флиртовать с дамами на балах, тратить деньги в больших объемах и охотиться в своем поместье. Охота стала страстью Толстого. Один раз, рискуя своей жизнью, он отправился охотиться на медведя вооруженный только вилкой. Алексей был сильным человеком, им восхищались за его физическую мощь.

В 1840-х годах некоторые баллады и стихи Толстого, которые любили и цитировали люди, были положены на музыку русскими композиторами.

Литературная карьера

1841 был годом литературного дебюта Толстого. Под псевдонимом Красногорский, он опубликовал мистическую повесть «Упырь», которая стала первой повестью с «загробной» темой в России. Повесть получила высокую оценку Белинского (русский литературный критик).

В 1840 году Толстой написал несколько стихов и баллад, начал писать его исторический роман «Князь Серебряный», который был закончен только в 1863 году. Но, Алексей не ставил перед собой цель публикации работ, он писал в основном для себя.

В 1850 году Алексей со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым написали комедию «Фантазия». Премьера спектакля состоялась в январе 1851, но вызвала массовый скандал и была официально запрещена. Общественность не поняла оригинальность игры, издевательство над абсурдными диалогами и монологами; император Николай I, который посетил премьеру, покинул зал еще до конца.

В том же году Толстой встретил свою будущую жену, Софию Миллер. Его любовь к Софии, которая продолжалась до последних дней жизни, вдохновляла Толстого и он начал систематически публиковать стихи, хотя, некоторые были опубликованы под псевдонимом Козьмы Пруткова.

Козьма Прутков был выдуман и приведен к жизни Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми. Под этим псевдонимом писатели публиковали афоризмы, басни, эпиграммы, сатирические и юмористические стихи в 1850-1860 годах, особенно в литературном журнале «Современник». Авторы даже создали биографию Пруткова - родился 11 апреля 1801 года и умер 13 января 1863 года.

Военная служба

Во время Крымской войны(1853-1856) Толстой вступил в армию в качестве майора, но не имел возможности принять участие в военных операциях; еще в начале войны он подцепил лихорадку, которая чуть не убила его. После того как Толстой наконец выздоровел, он участвовал в коронации Александра II. В день коронации Толстой был сделан подполковником.

Со временем солдаты начали сильно давить на Алексея, он ушел в отставку (Алексей даже написал письмо императору, говоря, что военная служба и искусство были абсолютно несовместимыми). После ухода на пенсию в 1861 году Толстой переехал в свое имение, где жил до конца своих дней (за исключением его «сезонных» поездок во Францию, Италию и Германию), и где в один прекрасный день он понял, что стал известным русским поэтом: его повести читали во время вечеров, стихи цитировались молодыми мужчинами и дамами.

Последние годы

Толстой не только пытался избежать многих наград и подарков, приготовленных судьбой, он даже спорил с теми, кто желал ему успехов. Алексей мог похвастаться легким характером и добротой. Друзья Толстого помнят его как саркастического и иронического, хотя, он никогда не обижал своих знакомых и членов семьи.

В заключительной стадии своей жизни Толстой был серьезно болен, страдая от головной боли, он начал принимать морфин, который немного облегчил боль. Чрезмерное употребление морфия вскоре привело к привыканию. Из-за болезни Толстой провел много времени за рубежом: в летнее время он жил на разных курортах, в зимнее - в Италии и на юге Франции. 10 октября 1875 в возрасте 58 лет Алексей Толстой умер в своем имении. Причиной смерти стала передозировка морфина.

Стихотворения Алексея Толстого

1858
Что ни день, как поломя со влагой...
Деревцо мое миндальное...
Дробится, и плещет и брызжет волна...
Двух станов не боец...
Горними тихо летела душа небесами...
Хорошо, братцы, тому на свете жить...

Кабы знала я, кабы ведала...
Как селянин, когда грозят...
Крымские очерки IV
К твоим, царица, я ногам...
Мадонна Рафаэля
Минула страсть, и пыл ее тревожный...
Не брани меня, мой друг...
Не пенится море, не плещет волна...

Алексей Толстой, как и Ф. И. Тютчев, принадлежит к числу поэтов-мыслителей; но в отличие от Тютчева - поэта исключительно созерцательной мысли,- гр. А. К. Толстой был поэтом мысли воинствующей поэтом-борцом. Конечно, не в смысле внешней практической борьбы. Всякий истинный поэт невольно повинуется запрету, выраженному Пушкиным: "не для житейского волненья, не для корысти, не для битв"... Но, оставляя в стороне житейские и корыстные битвы, поэт, "рожденный для вдохновенья", может вдохновляться и на борьбу - достойную поэтического вдохновения. Наш поэт боролся оружием свободного слова за право красоты, которая есть ощутительная форма истины, и за жизненные права человеческой личности.

Сам поэт понимал свое призвание как борьбу:

Господь, меня готовя к бою,

Любовь и гнев вложил мне в грудь,

И мне десницею святою

Он указал правдивый путь...

Но именно потому, что путь, указанный поэту, был правдивый, и борьба на этом пути была борьбою за высшую правду, за интересы безусловного и вечного достоинства; она возвышала поэта не только над житейскими и корыстными битвами, но и над тою партийною борьбой, которая может быть бескорыстною, но не может быть правдивою, ибо она заставляет видеть все в белом цвете на своей стороне - и все в черном на стороне враждебной; а такого равномерного распределения цветов на самом деле не бывает и не будет - по крайней мере до Страшного суда.

По чувству правды, Толстой не мог отдаться всецело одному из враждующих станов, не мог быть партийным борцом - он сознательно отвергал такую борьбу:

Двух станов не боец, но только гость случайный,

За правду я бы рад поднять мой добрый меч,

Но спор с обоими - досель мой жребий тайный,

И к клятве ни один не мог меня привлечь;

Союза полного не будет между нами

Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,

Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,

Я знамени врага отстаивал бы честь!

Для характеристики и оценки поэта очень важен вопрос об отношении его собственной сознательной мысли к его делу: как он понимал и за что принимал поэзию? куприн стихотворение толстой поэзия

Наш поэт называет себя "певцом, державшим стяг во имя красоты"

Он был не только мирным ее жрецом, но и воинственным рыцарем. Не ограничиваясь спокойным отражением того, что являлось из "страны лучей", его творчество определялось еще движениями воли и сердца как реакция враждебным явлениям:

Воспрянул я, и, негодуя,

Стихи текут. Так в бурный день

Прорезав тучи, луч заката

Сугубит блеск своих огней.

И так река, скалами сжата,

Бежит сердитей и звучней.

Свой идеал поэта Толстой олицетворял в историческом образе Иоанна Дамаскина, которому посвящено его первое значительное произведение. Созданный для жизни духа, Иоанн не выносит мирской суеты, но его духовная потребность влечет его не к созерцанию только, а и к борьбе:

И раздавался уж не раз

Его красноречивый глас

Противу ереси безумной,

Что на искусство поднялась

Грозой неистовой и шумной.

Упорно с ней боролся он,

И от Дамаска до Царьграда

Был, как боец за честь икон

И как художества ограда,

Давно известен и почтен.

Истинный художник не волен над своим творчеством. Причастный божеству, он одинок в толпе и окружен в безлюдье и, как божество, дает всем от избытка внутренней жизни, не ожидая взаимности. Такова идея превосходной по содержанию и только местами несколько растянутой баллады "Слепой".

В поэзии Алексея Толстого мотивы любви и патриотизма принадлежат к самым характерным и симпатичным. Только идеальная сторона любви выражена в его стихотворениях на эту тему. Любовь есть сосредоточенное выражение,- в личном живом сознании,- всемирной связи и высшего смысла бытия; чтобы быть верною этому своему значению, она должна быть единою, вечною и неразрывною:

Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной

Единое звено,

И выше восходить в сияньи правды вечной

На врозь не суждено.

Действительные условия земного существования далеко не соответствуют этому высшему понятию любви; поэт не в силах примирить этого противоречия, но и не хочет ради него отказаться от своего идеализма, в котором - высшая правда. Отсюда глубокая грусть, которою отмечены все его любовные стихотворения, несмотря на общее преобладание бодрого, или, как он выражается, мажорного, тона в его поэзии. Вполне господствует этот мажорный тон в его историко-патриотических стихотворениях.

Со всею живостью поэтического представления и со всею энергией борца за идею Толстой славил, в прозе и стихах, свой идеал истинно русской, европейской и христианской монархии и громил ненавистный ему кошмар азиатского деспотизма. Начало истинного национального строя он находил в киевской эпохе нашей истории; осуществление противоположного принципа он видел в периоде московского государства, к которому относился с яростной враждой. "Моя ненависть к московскому периоду,- пишет он в одном письме,есть моя идиосинкразия... Моя ненависть к деспотизму - это я сам".

А. Толстой был поэт-борец. Но это была не та борьба, которая отнимает у человека духовную свободу, делая его рабом какой-нибудь, хотя бы и великой, но все-таки внешней цели. Для кого высшая цель борьбы есть правда Божия,всеобъемлющая и над всем возвышающаяся, тот - свободен возвыситься и над самою борьбою в уверенном сознании окончательного примирения.

Наш поэт не раз в своей жизни знавал минуты такого высшего успокоения, но с полною ясностью оно далось ему перед концом и выражено в стихотворении, составляющем прекрасный заключительный аккорд всей его деятельности:

Земля цвела. В лугу, весной одетом,

Ручей меж трав катился, молчалив;

Был тихий час меж сумраком и светом,

Был легкий сон лесов, полей и нив;

Не оглашал их соловей приветом;

Природу всю широко осенив,

Царил покой; но под безмолвной тенью

Могучих сил мне слышалось движенье.

Не шелестя над головой моей,

В прозрачный мрак деревья улетали;

Сквозной узор их молодых ветвей,

Как легкий дым, терялся в горней дали;

Лесной чебер и полевой шалфей,

Блестя росой, в траве благоухали.

И думал я, в померкший глядя свод:

Куда меня так манит и влечет?

Проникнут весь блаженством был я новым,

Исполнен весь неведомых мне сил:

Чего в житейском натиске суровом

Не смел я ждать, чего я не просил

То свершено одним, казалось, словом,

И мнилось мне, что я лечу без крыл,

Перехожу, подъят природой всею,

В один порыв неудержимый с нею!

Но трезв был ум, и чужд ему восторг,

Надежды я не знал, ни опасенья...

Кто ж мощно так от них меня отторг,

Кто разрешил от тягости хотенья?

Со злобой дня души постыдный торг

Стал для меня без смысла и значенья,

Для всех тревог бесследно умер я

И ожил вновь в сознанье бытия...

Тут пронеслось как в листьях дуновенье,

И как ответ послышалося мне:

Задачи то старинной разрешенье

В таинственном ты видишь полусне!

То творчества с покоем соглашенье,

То мысли пыл в душевной тишине...

Как поэт, Толстой показал, что можно служить чистому искусству, не отделяя его от нравственного смысла жизни,- что это искусство должно быть чисто от всего низменного и ложного, но никак не от идейного содержания и жизненного значения. Как мыслитель, он дал в поэтической форме замечательно ясные и стройные выражения старому, но вечно истинному платоническо-христианскому миросозерцанию. Как патриот, он горячо стоял за то именно, что всего более нужно для нашей родины, и при этом - что еще важнее - он сам представлял собою то, за что стоял: живую силу свободной личности.

У русского народа есть важные добродетели преимущественно перед народами Запада,- это именно те, которые общи нам с близким нам Востоком: созерцательность, покорность, терпение. Этими добродетелями долго держалась наша духовная метрополия - Византия, однако они не могли спасти ее. Значит, одних этих восточных свойств и преимуществ самих по себе - мало. Они не могут уберечь великую нацию, если к ним не присоединится тот другой элемент, который, конечно, не чужд России, как стране европейской и христианской, но по историческим условиям имел доселе у нас (как и в Византии) лишь слабое развитие,- я разумею сознание безусловного человеческого достоинства, принцип самостоятельной и самодеятельной личности. Поэт, которого мы теперь помянули, был одним из очень редких у нас носителей этого истинно человеческого жизненного начала, в развитии которого главное условие будущности каждого народа. И с этой стороны его произведения привлекательны и значительны своею искренностью: он стоял в них за то, что было глубоко заложено в нем самом,- так как он сам был сильною и свободною индивидуальностью, человеком внутреннего достоинства, чести и правды прежде всего. Эти качества не суть единственные добродетели, но без них все прочие стоят немного; без них отдельный человек есть только произведение одной внешней среды, а сама такая среда является стадом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!