Толсто й Алексей Константинович , граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе; с 1843 занимал различные придворные посты. В 40-х гг. формируется талант Т. - лирика и автора баллад. Многие его лирические стихи (напечатанные в 50-60-е гг.) приобрели широкую популярность ("Колокольчики мои", "Ты знаешь край, где всё обильем дышит", "Где гнутся над омутом лозы" и др.). Первая публикация - фантастическая повесть "Упырь" (1841, под псевдонимом Краснорогский) - была сочувственно встречена В. Г. Белинским. С 1854 печатал в "Современнике" стихи и литературные пародии от имени вымышленного Козьмы Пруткова (в соавторстве с А. М. и В. М. Жемчужниковыми). В конце 50-х гг. сотрудничал в славянофильской "Русской беседе", затем в "Русском вестнике" и "Вестнике Европы". В 1861 Т. отдалился от двора и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863), историческую трилогию - трагедии "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Федор Иоаннович" (1868), "Царь Борис" (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Т. В последнее десятилетие жизни писал баллады ("Роман Галицкий", "Боривой", "Илья Муромец", "Садко" и др.), поэмы, лирические стихи.
В произведениях Т. отразилось своеобразие его политической и эстетической позиции. Он ненавидел политический гнёт, возмущался засильем бюрократии, едко высмеивал правительственную политику и попытки замаскировать её реакционность либеральной фразой (стихотворные сатиры "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", 1868, опубл. 1883; "Сон Попова", 1873, опубл. 1882), но не сочувствовал и революционным идеям, оспаривал революционно-демократическую эстетику (баллады "Поток-богатырь", "Порой весёлой мая").
Основные достоинства романа "Князь Серебряный" - живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматической трилогии Т., рисуя трагедию трёх царствований конца 16 - начала 17 вв., показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию государственных деятелей и нравы их подданных. Значительность изображенных в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора привлекают режиссёров и актёров. Постановкой "Царя Федора¼" был открыт в 1898 МХТ. Две первые трагедии прочно вошли в репертуар советских театров.
Лирические стихотворения Т. просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах ("Средь шумного бала, случайно¼", "То было раннею весной"). Т. вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами - Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. Г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. Успешно работал в области перевода (И. В. Гёте и др.).
БЛАГОВЕСТ
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает...
Мне в душу, полную ничтожной суеты,
Как бурный вихорь, страсть ворвалася нежданно,
С налета смяла в ней нарядные цветы
И разметала сад, тщеславием убранный.
Условий мелкий сор крутящимся столбом
Из мысли унесла живительная сила
И током теплых слез, как благостным дождем,
Опустошенную мне душу оросила.
И над обломками безмолвен я стою,
И, трепетом еще неведомым объятый,
Воскреснувшего дня пью свежую струю
И грома дальнего внимаю перекаты...
В совести искал я долго обвиненья,
Горестное сердце вопрошал довольно -
Чисты мои мысли, чисты побужденья,
А на свете жить мне тяжело и больно.
Каждый звук случайный я ловлю пытливо,
Песня ли раздастся на селе далеком,
Ветер ли всколышет золотую ниву -
Каждый звук неясным мне звучит упреком.
Залегло глубоко смутное сомненье,
И душа собою вечно недовольна:
Нет ей приговора, нет ей примиренья,
И на свете жить мне тяжело и больно!
Согласить я силюсь, что несогласимо,
Но напрасно разум бьется и хлопочет,
Горестная чаша не проходит мимо,
Ни к устам зовущим низойти не хочет!
Господь, меня готовя к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь;
Одушевил могучим словом,
Вдоxнул мне в сердце много сил,
Но непреклонным и суровым
Меня господь не сотворил.
И гнев я свой истратил даром,
Любовь не выдержал свою,
Удар напрасно за ударом
Я отбивая устаю.
Навстречу иx враждебной вьюги
Я вышел в поле без кольчуги
И гибну раненный в бою
.
Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы;
Слезы, в пространстве от них упадая звездами,
Светлой и длинной вилися за ней вереницей.
Встречные тихо ее вопрошали светила:
«Что так грустна? И о чем эти слезы во взоре?»
Им отвечала она: «Я земли не забыла,
Много оставила там я страданья и горя.
Здесь я лишь ликам блаженства и радости внемлю,
Праведных души не знают ни скорби, ни злобы -
О, отпусти меня снова, создатель, на землю,
Было б о ком пожалеть и утешить кого бы».
Прозрачных облаков спокойное движенье, |
Граф Алексей Константинович Толстой был русским поэтом, прозаиком и драматургом. Он писал прекрасные баллады, исторические романы и несколько распущенных стихов и сатир, которые были опубликованы под псевдонимом Козьмы Пруткова. Но истинный вклад Толстого в русскую литературу - его трилогия исторических драм.
Детство
Алексей Толстой родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге в семье знаменитого графа Толстого. Его мать, Анна Перовская, была одной из самых видных красавиц того времени, а отец был пожилой граф Константин Николаевич Толстой (мальчик был троюродным братом одного из наиболее известных и признанных писателей 19-о века – Льва Толстого). Брак Анны и Константина не был счастлив. Вскоре после рождения Алексея его родители развелись. Когда ему было всего шесть недель, мама взяла его в Украину, в маленькую деревню, принадлежащую его дяде Алексею Перовскому, брату Анны. Там Толстой провел свое детство. Именно Перовский пристрастил мальчика к поэзии. Дядя, будучи поэтом, постоянно читал Алексею стихи.
В возрасте восьми лет Алексей, в сопровождении своей матери и дяди, переехал в Санкт-Петербург. С помощью друга его дяди, Василия Жуковского (русский поэт 1810-х годов), Алексей был представлен восьмилетнему наследнику престола (который должен был стать императором Александром II) и был одним из немногих детей, которым было разрешено посещать наследника принца и играть вместе по воскресениям. Так началась их длительная дружба. Жена Александра, императрица Мария Александровна, также любила и почитала Алексея и талант его личности.
В 1826 году Алексей вместе со своей матерью и дядей (его незаменимые спутники) отправились в Германию. Одно из самых заветных воспоминаний поездки Алексея был визит к писателю Иоганну Вольфгангу фон Гете в Веймаре. Толстой даже воспоминал, что сидел на коленях у великого писателя.
Из Германии семья отправилась в Италию, страна полностью очаровала Алексея. Он вспоминал, что путешествие началось из Венеции, где его дядя приобрел несколько очень ценных картин в старом замке Гримани. Из Венеции путешественники поехали в Милан, Флоренцию, Рим и, наконец, в Неаполь. Каждый из городов усиливал любовь Алексея к искусству, и, когда он вернулся в Россию, впал в отчаяние и тоску по Италии. Мать вспоминала, что ее сын отказывался от еды, а иногда даже плакал по ночам.
Юность и обучение
Алексей получил хорошее домашнее образование и в середине 1830-х годов стал одним из так называемых «архивных» молодых людей; эти молодые люди продолжали свое обучение в Московском главном архиве Министерства иностранных дел.
В 1836 Алексей взял отпуск на четыре месяца, чтобы сопровождать своего дядю, который был серьезно болен в то время, в Ниццу, где климат был лучше; на пути к Франции, в маленьком Варшавском отеле дядя Алексея умер. Он оставил свое имение и богатство своему племяннику, что сделало юного Алексея Толстого хорошо обеспеченным дворянином. До последнего дня своей жизни, дядя оставался главным советником молодого Алексея в его литературной деятельности, и представил его работы на обсуждение Василию Жуковскому и Александру Пушкину, с которыми он был в близких отношениях и доверял им. Причем два известных поэта высоко оценили работы перспективного Алексея.
В декабре 1836 года во время учебы в архиве, Алексей Толстой сдал экзамены с естественных наук и получил место русского делегата под юрисдикцией немецкого сейма во Франкфурте-на-Майне. Толстой ненавидел гражданскую службу и мечтал стать поэтом, но он не посмел отказаться от своей работы, опасаясь расстроить мать. Работа была лишь формальностью, и хоть Алексей отправился во Франкфурт один раз (во время этой поездки он познакомился с Николаем Гоголем, известным русским писателем, юмористом и драматургом), он провел большую часть своего времени, посещая театры и гуляя с друзьями.
Путешествия и первые рассказы
В 1838 году Толстой уехал за границу. Сначала он жил в Германии, а затем переехал в Италию, а затем во Францию. Во Франции он написал свои первые рассказы (на французском языке): «Семья вурдалака» (1839) и «Встреча через триста лет» (1839). Книги, однако, были опубликованы только после смерти Толстого. Оба рассказы - примеры мистицизма в литературе (интерес Толстого в загробном мире и паранормальных явлениях увеличивался с течением времени).
В 1839 году Толстой вернулся в Россию, где он продолжал жить светской жизнью, флиртовать с дамами на балах, тратить деньги в больших объемах и охотиться в своем поместье. Охота стала страстью Толстого. Один раз, рискуя своей жизнью, он отправился охотиться на медведя вооруженный только вилкой. Алексей был сильным человеком, им восхищались за его физическую мощь.
В 1840-х годах некоторые баллады и стихи Толстого, которые любили и цитировали люди, были положены на музыку русскими композиторами.
Литературная карьера
1841 был годом литературного дебюта Толстого. Под псевдонимом Красногорский, он опубликовал мистическую повесть «Упырь», которая стала первой повестью с «загробной» темой в России. Повесть получила высокую оценку Белинского (русский литературный критик).
В 1840 году Толстой написал несколько стихов и баллад, начал писать его исторический роман «Князь Серебряный», который был закончен только в 1863 году. Но, Алексей не ставил перед собой цель публикации работ, он писал в основном для себя.
В 1850 году Алексей со своим двоюродным братом Алексеем Жемчужниковым написали комедию «Фантазия». Премьера спектакля состоялась в январе 1851, но вызвала массовый скандал и была официально запрещена. Общественность не поняла оригинальность игры, издевательство над абсурдными диалогами и монологами; император Николай I, который посетил премьеру, покинул зал еще до конца.
В том же году Толстой встретил свою будущую жену, Софию Миллер. Его любовь к Софии, которая продолжалась до последних дней жизни, вдохновляла Толстого и он начал систематически публиковать стихи, хотя, некоторые были опубликованы под псевдонимом Козьмы Пруткова.
Козьма Прутков был выдуман и приведен к жизни Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми. Под этим псевдонимом писатели публиковали афоризмы, басни, эпиграммы, сатирические и юмористические стихи в 1850-1860 годах, особенно в литературном журнале «Современник». Авторы даже создали биографию Пруткова - родился 11 апреля 1801 года и умер 13 января 1863 года.
Военная служба
Во время Крымской войны(1853-1856) Толстой вступил в армию в качестве майора, но не имел возможности принять участие в военных операциях; еще в начале войны он подцепил лихорадку, которая чуть не убила его. После того как Толстой наконец выздоровел, он участвовал в коронации Александра II. В день коронации Толстой был сделан подполковником.
Со временем солдаты начали сильно давить на Алексея, он ушел в отставку (Алексей даже написал письмо императору, говоря, что военная служба и искусство были абсолютно несовместимыми). После ухода на пенсию в 1861 году Толстой переехал в свое имение, где жил до конца своих дней (за исключением его «сезонных» поездок во Францию, Италию и Германию), и где в один прекрасный день он понял, что стал известным русским поэтом: его повести читали во время вечеров, стихи цитировались молодыми мужчинами и дамами.
Последние годы
Толстой не только пытался избежать многих наград и подарков, приготовленных судьбой, он даже спорил с теми, кто желал ему успехов. Алексей мог похвастаться легким характером и добротой. Друзья Толстого помнят его как саркастического и иронического, хотя, он никогда не обижал своих знакомых и членов семьи.
В заключительной стадии своей жизни Толстой был серьезно болен, страдая от головной боли, он начал принимать морфин, который немного облегчил боль. Чрезмерное употребление морфия вскоре привело к привыканию. Из-за болезни Толстой провел много времени за рубежом: в летнее время он жил на разных курортах, в зимнее - в Италии и на юге Франции. 10 октября 1875 в возрасте 58 лет Алексей Толстой умер в своем имении. Причиной смерти стала передозировка морфина.
Стихотворения Алексея Толстого
1858
Что ни день, как поломя со влагой...
Деревцо мое миндальное...
Дробится, и плещет и брызжет волна...
Двух станов не боец...
Горними тихо летела душа небесами...
Хорошо, братцы, тому на свете жить...
Кабы знала я, кабы ведала...
Как селянин, когда грозят...
Крымские очерки IV
К твоим, царица, я ногам...
Мадонна Рафаэля
Минула страсть, и пыл ее тревожный...
Не брани меня, мой друг...
Не пенится море, не плещет волна...
Алексей Толстой, как и Ф. И. Тютчев, принадлежит к числу поэтов-мыслителей; но в отличие от Тютчева - поэта исключительно созерцательной мысли,- гр. А. К. Толстой был поэтом мысли воинствующей поэтом-борцом. Конечно, не в смысле внешней практической борьбы. Всякий истинный поэт невольно повинуется запрету, выраженному Пушкиным: "не для житейского волненья, не для корысти, не для битв"... Но, оставляя в стороне житейские и корыстные битвы, поэт, "рожденный для вдохновенья", может вдохновляться и на борьбу - достойную поэтического вдохновения. Наш поэт боролся оружием свободного слова за право красоты, которая есть ощутительная форма истины, и за жизненные права человеческой личности.
Сам поэт понимал свое призвание как борьбу:
Господь, меня готовя к бою,
Любовь и гнев вложил мне в грудь,
И мне десницею святою
Он указал правдивый путь...
Но именно потому, что путь, указанный поэту, был правдивый, и борьба на этом пути была борьбою за высшую правду, за интересы безусловного и вечного достоинства; она возвышала поэта не только над житейскими и корыстными битвами, но и над тою партийною борьбой, которая может быть бескорыстною, но не может быть правдивою, ибо она заставляет видеть все в белом цвете на своей стороне - и все в черном на стороне враждебной; а такого равномерного распределения цветов на самом деле не бывает и не будет - по крайней мере до Страшного суда.
По чувству правды, Толстой не мог отдаться всецело одному из враждующих станов, не мог быть партийным борцом - он сознательно отвергал такую борьбу:
Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч,
Но спор с обоими - досель мой жребий тайный,
И к клятве ни один не мог меня привлечь;
Союза полного не будет между нами
Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя,
Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
Я знамени врага отстаивал бы честь!
Для характеристики и оценки поэта очень важен вопрос об отношении его собственной сознательной мысли к его делу: как он понимал и за что принимал поэзию? куприн стихотворение толстой поэзия
Наш поэт называет себя "певцом, державшим стяг во имя красоты"
Он был не только мирным ее жрецом, но и воинственным рыцарем. Не ограничиваясь спокойным отражением того, что являлось из "страны лучей", его творчество определялось еще движениями воли и сердца как реакция враждебным явлениям:
Воспрянул я, и, негодуя,
Стихи текут. Так в бурный день
Прорезав тучи, луч заката
Сугубит блеск своих огней.
И так река, скалами сжата,
Бежит сердитей и звучней.
Свой идеал поэта Толстой олицетворял в историческом образе Иоанна Дамаскина, которому посвящено его первое значительное произведение. Созданный для жизни духа, Иоанн не выносит мирской суеты, но его духовная потребность влечет его не к созерцанию только, а и к борьбе:
И раздавался уж не раз
Его красноречивый глас
Противу ереси безумной,
Что на искусство поднялась
Грозой неистовой и шумной.
Упорно с ней боролся он,
И от Дамаска до Царьграда
Был, как боец за честь икон
И как художества ограда,
Давно известен и почтен.
Истинный художник не волен над своим творчеством. Причастный божеству, он одинок в толпе и окружен в безлюдье и, как божество, дает всем от избытка внутренней жизни, не ожидая взаимности. Такова идея превосходной по содержанию и только местами несколько растянутой баллады "Слепой".
В поэзии Алексея Толстого мотивы любви и патриотизма принадлежат к самым характерным и симпатичным. Только идеальная сторона любви выражена в его стихотворениях на эту тему. Любовь есть сосредоточенное выражение,- в личном живом сознании,- всемирной связи и высшего смысла бытия; чтобы быть верною этому своему значению, она должна быть единою, вечною и неразрывною:
Слиясь в одну любовь, мы цепи бесконечной
Единое звено,
И выше восходить в сияньи правды вечной
На врозь не суждено.
Действительные условия земного существования далеко не соответствуют этому высшему понятию любви; поэт не в силах примирить этого противоречия, но и не хочет ради него отказаться от своего идеализма, в котором - высшая правда. Отсюда глубокая грусть, которою отмечены все его любовные стихотворения, несмотря на общее преобладание бодрого, или, как он выражается, мажорного, тона в его поэзии. Вполне господствует этот мажорный тон в его историко-патриотических стихотворениях.
Со всею живостью поэтического представления и со всею энергией борца за идею Толстой славил, в прозе и стихах, свой идеал истинно русской, европейской и христианской монархии и громил ненавистный ему кошмар азиатского деспотизма. Начало истинного национального строя он находил в киевской эпохе нашей истории; осуществление противоположного принципа он видел в периоде московского государства, к которому относился с яростной враждой. "Моя ненависть к московскому периоду,- пишет он в одном письме,есть моя идиосинкразия... Моя ненависть к деспотизму - это я сам".
А. Толстой был поэт-борец. Но это была не та борьба, которая отнимает у человека духовную свободу, делая его рабом какой-нибудь, хотя бы и великой, но все-таки внешней цели. Для кого высшая цель борьбы есть правда Божия,всеобъемлющая и над всем возвышающаяся, тот - свободен возвыситься и над самою борьбою в уверенном сознании окончательного примирения.
Наш поэт не раз в своей жизни знавал минуты такого высшего успокоения, но с полною ясностью оно далось ему перед концом и выражено в стихотворении, составляющем прекрасный заключительный аккорд всей его деятельности:
Земля цвела. В лугу, весной одетом,
Ручей меж трав катился, молчалив;
Был тихий час меж сумраком и светом,
Был легкий сон лесов, полей и нив;
Не оглашал их соловей приветом;
Природу всю широко осенив,
Царил покой; но под безмолвной тенью
Могучих сил мне слышалось движенье.
Не шелестя над головой моей,
В прозрачный мрак деревья улетали;
Сквозной узор их молодых ветвей,
Как легкий дым, терялся в горней дали;
Лесной чебер и полевой шалфей,
Блестя росой, в траве благоухали.
И думал я, в померкший глядя свод:
Куда меня так манит и влечет?
Проникнут весь блаженством был я новым,
Исполнен весь неведомых мне сил:
Чего в житейском натиске суровом
Не смел я ждать, чего я не просил
То свершено одним, казалось, словом,
И мнилось мне, что я лечу без крыл,
Перехожу, подъят природой всею,
В один порыв неудержимый с нею!
Но трезв был ум, и чужд ему восторг,
Надежды я не знал, ни опасенья...
Кто ж мощно так от них меня отторг,
Кто разрешил от тягости хотенья?
Со злобой дня души постыдный торг
Стал для меня без смысла и значенья,
Для всех тревог бесследно умер я
И ожил вновь в сознанье бытия...
Тут пронеслось как в листьях дуновенье,
И как ответ послышалося мне:
Задачи то старинной разрешенье
В таинственном ты видишь полусне!
То творчества с покоем соглашенье,
То мысли пыл в душевной тишине...
Как поэт, Толстой показал, что можно служить чистому искусству, не отделяя его от нравственного смысла жизни,- что это искусство должно быть чисто от всего низменного и ложного, но никак не от идейного содержания и жизненного значения. Как мыслитель, он дал в поэтической форме замечательно ясные и стройные выражения старому, но вечно истинному платоническо-христианскому миросозерцанию. Как патриот, он горячо стоял за то именно, что всего более нужно для нашей родины, и при этом - что еще важнее - он сам представлял собою то, за что стоял: живую силу свободной личности.
У русского народа есть важные добродетели преимущественно перед народами Запада,- это именно те, которые общи нам с близким нам Востоком: созерцательность, покорность, терпение. Этими добродетелями долго держалась наша духовная метрополия - Византия, однако они не могли спасти ее. Значит, одних этих восточных свойств и преимуществ самих по себе - мало. Они не могут уберечь великую нацию, если к ним не присоединится тот другой элемент, который, конечно, не чужд России, как стране европейской и христианской, но по историческим условиям имел доселе у нас (как и в Византии) лишь слабое развитие,- я разумею сознание безусловного человеческого достоинства, принцип самостоятельной и самодеятельной личности. Поэт, которого мы теперь помянули, был одним из очень редких у нас носителей этого истинно человеческого жизненного начала, в развитии которого главное условие будущности каждого народа. И с этой стороны его произведения привлекательны и значительны своею искренностью: он стоял в них за то, что было глубоко заложено в нем самом,- так как он сам был сильною и свободною индивидуальностью, человеком внутреннего достоинства, чести и правды прежде всего. Эти качества не суть единственные добродетели, но без них все прочие стоят немного; без них отдельный человек есть только произведение одной внешней среды, а сама такая среда является стадом.