Алеша попович сообщение о нем подвиги. Кем на самом деле были илья муромец, добрыня никитич и алеша попович

Алеша Попович - легендарный русский герой и воин, который на правах самого младшего входит в тройку знаменитых древнерусских былинных богатырей. Образ этого героя является больше фольклорным и собирательным, чем реальным, но и данный персонаж по версии ученых-историков имел свой реальный прототип, живший приблизительно в 13 веке на территории Киевской Руси. По разным версиям это могли быть даже несколько человек: сын православного ростовского попа Леонтия, житель города Пирятина на Полтавщине, и знаменитый богатырь Александр-хоробр (Олеша), известный исторический и общественный деятель, живший в 12-13 веках в Ростове.

Образ богатыря - былинного героя

(Иллюстрация богатырь-воин Алёша Попович )

На знаменитой картине художника Васнецова «Богатыри» (прим. фрагмент на первом изображении ), написанной в начале 19 века, он представлен как юноша-воин, по возрасту он значительно младше, чем остальные богатыри, с немного лукавой и загадочной улыбкой. В качестве оружия он имеет лук и колчан стрел, а подле седла привязаны гусли, что свидетельствует о его веселом нраве и о лиричности его характера. В былинах отмечалась даже в первую очередь не его сила как воина (иногда даже подчеркивалась как некая слабость его хромота), а его удаль, ловкость, смекалка, хитроумие, хваткость и находчивость. Алеша также бесстрашен и силен, как и другие русские богатыри, но в своих сражениях с врагами он старается победить их не силой и мощью, а умом, хитростью и откровенно безрассудной отвагой.

В целом образу этого богатыря свойственная некая двойственность, ведь наряду с его положительными сторонами, также русский народ награждал его и не весьма лестными чертами характера, такими как хвастливость и кичливость своими подвигами, лукавость и изворотливость, способность на злые и иногда коварные шутки, которые порицались и осуждались его более старшими товарищами по ратному делу. Также слабыми сторонами характера это былинного персонажа являются зависть и горделивость. Однако, не смотря на все свои недостатки, это глубоко верующий и богомольный человек (наверное, сказывалось воспитание отца священнослужителя).

Знаменитые подвиги младшего из богатырей

Основным занятием легендарного героя была служба у киевского князя в роли защитника русского народа от врагов киевского государства. Главным подвигом приписываем этому легендарному богатырю считается его победа над Тугарином, в жизни реально существовавшим половецким ханом Тугорканом. В былинах это персонаж изображается как некое мифическое чудовище, иногда с приставкой Змей или Змеевич, что делает его более устрашающим и загадочным. Он приезжает в Киев как чужеземный захватчик, великий князь Владимир и его окружение не в силах ему сопротивляться и принимают его как дорогого гостя. Один Алеша Попович не склоняет перед ним головы, относится к нему без уважения и страха, вызывает его на поединок и побеждает в нелегком бою, Опять же по былинной версии не с помощью силы и доблести, а воспользовавшись природной смекалкой и хитростью. Характер этого былинного богатыря отличается не только храбростью и удалью, а еще и безудержным юношеским безрассудством, авантюризмом, резкостью высказываний и некоторой необдуманностью поступков. Сражение с половецким ханом Тугорканом обернулось для Алеши победой и славой, позже народные сказители создали свою мифологическую версию данного события, в котором хан был превращен в змееподобное чудовище, побежденное русской смекалкой, хитрость, ну и отвагой конечно.

Знаменитый богатырь был замечен во многих междоусобных конфликтах и сражениях того времени, он погиб в мае 1223 года на реке Калке как участник исторической битвы объединенных сил славян и половцев против монголо-татарского войска.

Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои - былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.

Алёша Попович

Алёша Попович - младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо - ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.

Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами - победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугарнином змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.

Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.

По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».

Второй подвиг Алеши Поповича - победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.

Добрыня Никитич

На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня - добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен - играет на гуслях и поет, азартен - не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум - князь-дружинник.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич - это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское - Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» - как раз трансформированное народом «Низкинич».
Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.

Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.

Илья Муромец

Илья Муромец - старший из «младших богатырей». В нем все - наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных - ушел в монахи.
Прототип нашего главного витязя - Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок - это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.

Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.

Былинный образ богатырей является особенностью русского эпоса. Подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны во многих сказаниях и отражают целый пласт мировоззрения периода Киевской Руси. В данной статье мы разберемся с тем, кто такие богатыри, а также узнаем, чем знамениты некоторые из этих витязей.

Былинные богатыри

В былинах упоминаются такие слова, как «богатырь» и «витязь». Давайте разберемся с их происхождением.

Исследователи пока не пришли к единому соглашению, поэтому существует несколько версий. Богатырь имеет схожие по звучанию аналоги в праарийском языке («удачливый»), в монгольском («багадур» - «смельчак, храбрый всадник»).

Витязь, предположительно, происходит от глагола «бить», то есть означает «воин». По второй версии, это видоизмененное на славянский манер слово «викинг».

Богатыри делятся исследователями по двум классификациям.

Первая выделяет старших, младших и богатырей Киевской Руси. К первым относятся витязи, олицетворяющие враждебные человеку силы. Это Святогор, Микула Селянинович, Полкан, Иван Колыванович, Самсон и некоторые другие.

Младшие уже имеют человеческий облик, без способности к изменению формы, в отличие от старших. К ним относят Соловья, Чурилу, Дюка.

Основу былин о киевских богатырях составляют подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Также упоминаются Илья Муромец, Михайло Поток, Иван Гостиный сын и другие.

Вторая классификация основана на периодах - дотатарский период, татарский и московский. В ней эти же витязи располагаются немного в другом порядке.

Кто такой Добрыня Никитич?

Жизнь и подвиги Добрыни Никитича описаны во многих былинах. Он относится к периоду Киевской Руси и изображается служивым витязем при князе Владимире Красно Солнышко.

Считается, что в жены он взял дочку Микулы Селяниновича Настасью.

Примечательно, что среди всех богатырей этой эпохи он находится в самых близких отношениях с княжеским родом. Он исполняет не только военные поручения, но и дипломатические миссии, а также осуществляет сбор и доставку дани.

Кроме этого, Добрыня часто выполняет такие задания, от которых отказываются остальные витязи.

По популярности он находится на втором месте, после Ильи Муромца, и часто изображается в роли его компаньона.

Судя по сказаниям, Добрыня рано обнаружил у себя «силушку богатырскую». Далее мы с вами познакомимся с его заслугами, но наиболее выделяются три подвига Добрыни Никитича. Бой со Змеем, сражение с Дунаем Ивановичем и помощь в добыче невесты князю Владимиру.

Происхождение образа

Исследователи русских былин склоняются к мнению, что этот образ собирательный. Тем не менее, многие утверждают, что он построен на нескольких прототипах реальных исторических личностей.

Главным аргументом в пользу высокопоставленности этого богатыря является «вежество», которое не раз упоминается в песнях. Этим словом наши предки обозначали учтивость, умение находить общий язык, дипломатический дар.

Судя по былинам, его отцом является рязанский воевода Никита. Однако исследователи славянского эпоса считают, что прототипом Добрыни был дядя князя брат его матери Малуши. Этого воеводу звали так же, как и былинного героя.

Один из фактов, который может доказывать правдоподобность версии, состоит в следующем: в летописях указывается о насильном крещении новгородцев, в некоторых былинах этот момент соотносится с тем временем, когда жил Добрыня Никитич.

Бой со Змеем Горынычем

Первый подвиг Добрыни Никитича имеет сюжет, схожий со многими легендами древнего мира. Сражение с драконом, змием, первопричинным злом имеет место в мифах разных народов.

Итак, что же нам известно из былин?

Почувствовав пробуждающуюся силу, Добрыня начал «гулять по полюшку». Однажды он сказал матери, что хочет сходить на реку Почайну. По легенде, она обладала необычным свойством. В ней было два потока, которые двигались в противоположные стороны и разрезали всех, кто попытается переплыть.

Там богатырь встречает Змея Горыныча. Завязывается бой, и после победы витязя чудовище обещает больше никогда не нападать на землю Русскую и не грабить деревни. Но по классическим канонам жанра Змей сразу же нарушает данное слово. Он похищает дочку киевского князя Владимира Красно Солнышко.

Получив волшебные вещи от матери (кольчугу, меч-кладенец, могучего боевого коня), богатырь находит логово змея. Там ему противостоят младшие дракончики, которых он с легкостью побеждает.

Бой же с Горынычем затянулся на три дня. Когда силы уже оставляли витязя, он услышал голос с небес, который сказал, что нужно продержаться еще три часа. Выстояв сражение, Добрыня поверг чудовище, но чуть не утонул в его крови. Спасся он из-за того, что земля расступилась и все впитала в себя.

Бой с Дунаем Ивановичем

В этой былине показано противостояние Киева и соседних племен. Дунай - трагический образ в русском эпосе. Некогда этот богатырь служил литовскому князю, но, попав в немилость, уехал на Русь. В сказании о сватании невесты для Владимира говорится и о том, что Дунай увозит также ее сестру Настасью, к которой некогда испытывал чувства.

Но на свадьбе богатыри начали соревноваться в стрельбе из лука, и Дунай случайно убил Настасью. Когда он узнает, что она была беременна, то бросается на свою саблю. Легенда гласит, что из его крови образовалась

Былина же о битве этого литовца с Добрыней повествует о событиях, произошедших до сватания. Сюжет заключается в следующем. Киевский богатырь ехал по полю и увидел бархатный шатер, на котором была надпись, что всякий, кто к нему подойдет, - погибнет.

Добрыня осерчал, напился вина из шатра и разрушил его. Сам же заснул на этом месте. Вернувшийся Дунай решил наказать обидчика. Он разбудил витязя, и бились они несколько дней. Вначале изрубили все оружие, после сражались врукопашную.

По одной версии, их помирил проезжавший Илья Муромец, по другой - они поехали на суд к Владимиру Красно Солнышко. Князь, выслушав обоих, оправдал Добрыню и посадил Дуная в погреб за то, что тот угрожал его витязю.

Кто такой Алеша Попович?

Следующим по популярности былинным героем является Алеша, сын попович. Отцом его считается поп из Ростова Левонтий, правда, иногда его именуют Федором.
История Алеши Поповича упоминается в двух былинах, где он выступает главным героем. В остальных он является второстепенным участником или упоминается вскользь.

Если не брать в счет двух сказаний о его подвигах, в основном этот витязь является противоречивым, а часто и отрицательным персонажем. Многие исследователи проводят параллели между ним и Вольгой Святославичем.

Таким образом, характеристика Алеши Поповича, которая вырисовывается из сказаний, не совсем соответствует образу «богатыря земли русской».

Единственной былиной, в которой этот хромой и не отличающийся великой силой воин показан в положительной роли, является легенда о его сражении с Тугарином. О ней мы поговорим дальше.

Алеша и Тугарин

Сходная по содержанию былина - о сражении этого витязя со Скимом-зверем. По сути, она воспроизводит в точности все основные моменты сказания о победе над Тугарином.

Сюжет легенды заключается в следующем. Алеша приезжает со своим умелым и проворным слугой Екимом в Киев к Владимиру. Здесь на пиру он встречает Тугарина, который «кладет голову на грудь княжне». Видя прожорливость и жадность змея, Алеша начинает его высмеивать. Сначала он сравнивает воина с собакой своего отца, которая от жадности подавилась костью и подохла, позже - с коровой.

Обиженный Тугарин бросает в него нож, но Еким ловит его на лету. Далее Алеша вызывает врага на битву «в чистом поле».

Судя по былине, он побеждает с божьей помощью и с использованием хитрости.
Вначале Тугарин летал на «бумажных крыльях», но Алеша помолился в храме и пошел дождь. После того как змей упал, витязь подъехал к нему и сказал: «Зачем ты привел с собою такую большую силушку?»

Когда Тугарин обернулся, чтобы посмотреть, что имеет в виду богатырь, последний отрубил ему голову. В этой сцене показан характер Алеши Поповича: воин часто добивался своего не силой, но хитростью. Чем-то его образ похож на образ Одиссея у Гомера.

Что говорят исследователи?

Если рассмотреть подвиги Алеши Поповича, краткое содержание которых можно найти во многих сборниках былин, мы увидим некоторые особенности образа.

С одной стороны, исследователи склоняются, что историческим прототипом героя был ростовчанин Александр Попович. Боярин, который был на службе у князя Всеволода, а позже - у его сына Константина.

После того как Юрий садится на престол в 1281 году, Александр уезжает в Киев к Мстиславу и погибает в битве на Калке.

Изучая подвиги Алеши Поповича (краткое содержание или полный текст былин), можно увидеть его высокомерное и презрительное отношение к князю Владимиру и киевской знати.

Часто он называет их «сводниками», и в этих сказаниях нередко изображаются внебрачные связи богатырей с боярскими, княжескими и воеводскими женами.

Это наводит на мысль о том, что подвиги Алеши Поповича и Добрыни Никитича описаны в разные периоды времени. Когда они встречаются в одной былине, это свидетельствует только о более позднем происхождении сказания.

Образ богатырей в культуре

Характеристика Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца и многих других богатырей вдохновляет многих писателей, художников, композиторов и режиссеров.
Например, Алеша изображен на картинах Васнецова, Верещагина, Васильева. Он упоминается в балладе Толстого А. К.

Современные создатели мультфильмов также используют этот былинный образ.

Говоря о Добрыне Никитиче, ко всему упомянутому выше стоит добавить то, что в его честь названы остров в архипелаге Норденшельд, гора в Курильской гряде и несколько кораблей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Картина Васнецова "Богатыри": вся Русь на одном полотне
  • Сочинение по картине "Богатыри" Васнецова. История создания и описание

Все интересное

Былины – древние сказания, которые повествуют о жизни и подвигах знаменитых русских богатырей. У каждой из былин есть собственный сюжет, связанный с определенным событием в Древней Руси или жизнью главного героя. Эти песни стали неотъемлемой частью…

Русский человек с детства знаком с подвигами славных богатырей Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Садко. Это герои наиболее известных былин, которые дают представление о жизни, нравах и обычаях, присущих русскому народу, жившему в…

Илью Муромца можно без преувеличения назвать самым известным из русских эпических героев. Даже тот россиянин, который никогда не читал былин или их прозаических пересказов, знает об этом русском богатыре хотя бы из мультфильмов. Исследователям…

Помимо богов главными персонажами мифологического эпоса и фольклора многих народов являлись герои. Некоторые из них доблестно уничтожали чудовищ, другие обладали мудростью и хитростью, третьи демонстрировали необычайные таланты. Больше всего героев…

Русская земля богата своей историей, сказаниями, былинами и, конечно же, своими богатырями. До наших дней дошли повествования о жизни и подвигах былинных героев – Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Известно, что за этими вымышленными…

Картина Васнецова «Богатыри» современным детям сегодня известна более других, потому что по ее мотивам сняты несколько мультипликационных фильмов. Дети, да и взрослые, с удовольствием следят за экранными приключениями Алеши Поповича,…

Виктор Васнецов появился на свет в семье священника. Родиной художника был Вятский край - место, где в то время помнили и свято чтили старинные обряды и обычаи, народные сказания. Воображение мальчика было захвачено поэтикой сказок, былин, песен. В…

Национально-романтическая линия русского искусства воплощена в былинных и сказочных образах произведений Виктора Васнецова. Эта тема главенствует в его живописных работах, архитектурных эскизах и декоративно-прикладном творчестве. И если писать…

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Алеша Попович

Алеша Попович

Алеша Попович - русский богатырь, третий и самый младший на «заставе богатырской» происходит родом из Ростова Великого, который относится сейчас к «золотому кольцу России». Родился этот младший соратник Ильи Муромца в семье соборного попа Леонтия, за что и назван был Поповичем. Как следует из былины «Как Алеша Тугарина Змеевича победил», рос он не по дням, а по часам, а как вырос, поехал во чисто поле погулять и заехал в стольный град Киев. Судя по расстоянию на карте, далеко отклонился в своей прогулке на вороном коне Алеша Попович, преодолев расстояние от России центральной до Украины современной километров эдак девятьсот пятьдесят, но в былинном эпосе расстояния не помеха. Приехав в стольный град Киев, бывший в прошлом столицей Киевской Руси, посетил он палаты князя Владимира и по ходу сразился с нагрянувшим туда невзначай сыном Змея Горыныча, Тугарином Змеевичем. Так гласит легенда.

В арсенале у Алеши не только сила, но и лукавство, хитрость, сноровка и изворотливость. Благодаря своему острому языку он провоцирует вызов Тугарина на бой. Другими словами, он просто задевает его самолюбие. И эта хитрость Алеши психологически делает ущемленного врага не контролирующим свои порывы. Попович в тот же миг не забывает обратиться к силам небесным, которые насылают тучи дремучие, а за ними и дождик, который размывает бумажные крылья злодея. Тугарин падает на землю, и Алеша уже в равных условиях одолевает его, поскольку оказывается гораздо изворотливее своего потерявшего крылья врага. Он везет отрубленную голову Тугарина Змеевича в Киев-град, ко двору князя Владимира, и христианское царство благодаря победе Алеши Поповича оказывается спасенным.

Алеша одолел Тугарина Змеевича не столько силой, сколько хитростью. Этот герой вообще хитроват, лукав и насмешлив: там, где другие богатыри открыто сражаются с врагом и порою бывают побеждены, Алеша непременно придумает какую-то увертку и одолеет противника, пусть и не всегда честно. Недаром в сказаниях иногда подчеркивается его хромота, и неспроста ему присвоено прозвище Попович: поповых сыновей народная молва всегда считала особенно хитрыми и пронырливыми. А хромоногим был и сам бес лукавый. Алеша нередко и хвастлив, и кичлив, а шутки его порою коварны и злы. Он способен соблазнить чужую жену, а не удается - так и оговорить ее, обмануть приятеля и нажиться на чужой беде, за что богатыри сурово судят его и даже иногда побивают. Но, когда доходит дело до защиты русской земли, Алеша Попович всегда показывает свою сметливость и доблесть и не отступает перед опасностью.

В этом былинном персонаже запечатлен не только эпический герой, но и один из типичных русских характеров, разнообразием которых богата русская земля. Таким образом, в былинах предстает не идеализированный герой, достойный ореола святого защитника земли, а живой человек со своими недостатками и слабостями, способный подняться в нужный момент и оказаться на высоте, спасая родину от злой напасти.

Иногда историческим прототипом Алеши Поповича считают некоего Александра Поповича (в старину уменьшительная форма «Алеша» в равной степени принадлежала именам Александр и Алексей), который, согласно летописи, погиб в 1224 году в битве на реке Калке. Впоследствии образ Алеши Поповича нашел продолжение в образе одного из трех братьев Карамазовых из одноименного романа Федора Достоевского (тоже Алеше), ищущем свое предназначение в монашеской жизни. И видно, неспроста в эпоху Достоевского, когда общество переживало духовный кризис, связанный с утратой социальных идеалов, классик русской литературы снова обратился к заветной троице. Но только в романе «Братья Карамазовы» эти три героя уже пытаются спасти не столько абстрактную Россию, сколько свое духовное «Я», теряющее ориентиры в изменившемся не в лучшую сторону мире.

Из книги В прицеле свастика автора Каберов Игорь Александрович

АТАКУЕТ АЛЕША БАРАНОВСКИЙ Во второй половине мая 1942 года наш полк перелетел на тыловую базу, чтобы получить новые самолеты. Между тем Мясников, Ефимов, Львов, Сухов и я остались на месте. Мы продолжаем работать. У нас четыре самолета на пятерых. Я летаю все еще на Яке

Из книги Лариса Рейснер автора Пржиборовская Галина

Алеша В этом «заквартирье» с 1925 года, скорее всего с лета, стал жить 12-летний беспризорник Алексей Макаров. В начале этого года Лариса Михайловна вновь побывала в Екатеринбурге, совсем недавно ставшем Свердловском, и написала очерк о свердловском художественном

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ПОПОВИЧ Павел Романович Павел Романович Попович родился в 1930 году в городе Узине Белоцерковского района Киевской области в семье рабочего. Украинец. В 1949 году приехал в Магнитогорск, поступил в индустриально-педагогический техникум. В 1951 году окончил техникум и

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

Алеша Фатьянов Он относится к числу немногих, чей уход ощутим и чисто житейски, кого хочется встречать в Доме литераторов, на московской улице, и порой кажется, что действительно вот-вот увидишь за снегопадом его огромную фигуру, ощутишь его неподдельное

Из книги Родные гнёзда автора Марков Анатолий Львович

Алёша?Календарь Это Русь сермяжная, С Господом в душе. Голытьба бродяжная, Сказка в шалаше… Судьба отвела мне счастливый удел родиться и провести детство и юность в родной усадьбе. Ни в каком другом кругу старой России детвора и молодёжь не пользовалась таким привольем,

Из книги Счастливая девочка растет автора Шнирман Нина Георгиевна

Мальчик Алёша Мы ужинаем, Бабушка вдруг говорит:- Дети, завтра пойдём в Ботанический сад.Анночка спрашивает:- А можно, Алёша с нами пойдёт?Бабушка говорит, что нельзя, потому что Алёшина бабушка разрешает ему без неё быть только во дворе с Анночкой или у нас дома.Наши

Из книги Судьба по-русски автора Матвеев Евгений Семенович

Алеша и мэр Умер Алексей Салтыков. По-разному отдалось это известие в кинематографических кругах: одни искренне взгрустнули; другие, пожав плечами, равнодушно, сквозь зубы, цедили - мол, все там будем; третьи не скрывали ироничной усмешки (были и такие): дескать, не велика

Из книги Любовь и безумства поколения 30-х. Румба над пропастью автора Прокофьева Елена Владимировна

Татьяна Окуневская и Владо Попович: «Дурман…

Из книги Унесенные за горизонт автора Кузнецова Раиса Харитоновна

Татьяна Окуневская и Владо Попович

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

До свиданья, Алеша! 4 ноября 1941 года прибыли в Свердловск.В городе лежал снег и светило солнце.Здание, отведенное издательству для работы, находилось на главной улице, на берегу просторного пруда, застывшего под снежным покровом. Тишина над этим слепящим пространством

Из книги О чём умолчал Мессия… Автобиографическая повесть автора Саидов Голиб

Внуки: Алеша и Любочка Постепенно стали выявляться способности у моего внука, сына Оли от первого брака - Алексея, «Кузи», как звали его друзья, сократив фамилию Кузнецов. Плохо одно: что и кисть возьмет - что-то получается, и перо - интересно, возьмется шить -

Из книги Чётки автора Саидов Голиб

Алёша Своего сына я назову Алишером, чем кровно обижу своих новых родителей. Тем не менее, Елизавета Петровна постепенно отойдёт и привыкнет. Тесть же, ещё долго будет дуться на меня, не желая, смирится с состоявшимся фактом. Однако, внуков он любил безумно.Однажды, мне

Из книги Напрасные совершенства и другие виньетки автора Жолковский Александр Константинович

Алёша Своего сына я назову Алишером, чем кровно обижу своих новых родителей. Тем не менее, Елизавета Петровна постепенно отойдёт и привыкнет. Тесть же, ещё долго будет дуться на меня, не желая, смирится с состоявшимся фактом. Однако внуков он любил безумно.Однажды, мне

Из книги Это Америка автора Голяховский Владимир

Алеша Летом, 1959-го (или 1960-го?), возвращаясь из Коктебеля, мы оказались в одном вагоне с примечательным молодым человеком. “Мы” – это я с моей первой женой Ирой и, может быть, еще кем-то из коктебельчан.Молодой человек, представившийся Алешей, был наших лет, высокий, немного

Из книги Зеленая Змея автора Сабашникова Маргарита Васильевна

37. Алеша ищет издателя Жизнь в эмиграции была трудной, экономить приходилось на всем. Алеша переживал, что все еще не в состоянии обеспечивать семью, был угрюм и все реже писал стихи. Поэзия требует вдохновения, а он его неумолимо терял. Но и проза давалась ему тяжело. Чуть

Из книги автора

Мы - мой брат Алеша и я Реже ходили мы мимо церкви на площадь у Никитских ворот, где начинались магазины. Первым был магазин игрушек. Дверь увешана забавными куколками - "пеленашками", похожими на мумии с нарисованными волосами и. двумя крестообразными голубыми полосками

Алёша Попович, сын ростовского попа Левонтия, - самый младший из трех знаменитых русских богатырей. Как это часто бывает с младшими персонажами, он самый острый на язык, ловкий, удалой и лукавый, и в этом в первую очередь его сила.

Русский воин-путник, богатырь Алёша Попович прославился своими подвигами на благо отечества и князя. Правитель ни о чем не просил своих богатырей, и это принципиально важно для былин: их герои сами предлагали свои услуги государству и сами выбирали своих врагов. Более того, в истории Алёши Поповича и Тугарина Змея богатырь не просто действует самостоятельно, но и позволяет себе подтрунивать над киевским князем. Все это делает характер этого богатыря объемным и человечным.

Бой Алёши с Тугарином Змеем стал самым ярким и запоминающимся подвигом. В нем он в полной мере проявил свое характерное жизнелюбие, смекалку, хитрость и даже дерзость. Поединок со змеем - архетипический сюжет, присутствующий в эпосах многих народов. Тугарин демонстрирует свою причастность к огненной стихии, когда грозится задушить дымом и засыпать искрами богатыря. По предположению исследователей, на Руси этот бродячий сюжет со временем переосмыслялся по итогам вполне реальных битв с кочевниками. Это сближает Тугарина из былины с собирательным образом половецкого хана. Главное, что он принципиально отличается от русичей: он не соблюдает этикета, не молится Богу и обликом похож на собаку.

Остроумие и удаль - главное орудие Алёши Поповича в этой истории. Наблюдая, как Тугарин по-свойски расположился за столом князя, богатырь язвительно подтрунивает над ним из-за печки, чем провоцирует поединок. Так выясняется, что у Тугарина, помимо недюжинной силы, есть секретное оружие - летающий конь с бумажными крыльями. Вера богатыря оказывается сильнее: своей молитвой он вызывает дождь, от которого намокают крылья, и исход боя решают смекалка и ловкость Алёши Поповича. Важно, что вмешательство божественных высших сил не только не снижает достоинство победителя: напротив, в народном творчестве так подчеркивается значительность его подвига.

В объемной мозаике противостояние героев представлено на уровне цвета: сдержанная гамма костюма Алёши Поповича противопоставлена броской цветастости одежды его противника, выраженной прежде всего сочетанием насыщенно-синего лазурита штанов и удивительного по яркости родонита стеганого доспеха. Стоит присмотреться к крыльям Тугарина Змея: тончайшая резьба превращает их в почти трепещущие мембраны из бумаги.

Из сборника народных песен Кирши Данилова

Алёшины молитвы доходны ко Христу.

Дает Господь Бог тучу с градом дождя,

Замочила Тугарина крылья бумажныя,

Падает Тугарин, как собака, на сыру землю.

Приходил Еким Иванович,

Сказал Алёши Поповичу,

Что видел Тугарина на сырой земле.

И скоро Алёша нарежается,

Садился на добра коня,

Взял одну сабельку вострую

И поехал к Тугарину Змеевичу.

И увидел Тугарин Змеевич Алёшу Поповича,

«Гой еси ты, Алёша Попович млад!

Хошь ли, я тебе огнем спалю?

Хошь ли, Алёша, конем стопчу

Али тебе, Алёшу, копьем заколю?»

Говорил ему Алёша Попович млад:

«Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад!

Бился ты со мною о велик заклад -

Биться-драться един на един,

А за тобою ноне силы сметы нет

На меня, Алёшу Поповича».

Оглянется Тугарин назад себя,

Втапоры Алёша подскочил,

Ему голову срубил,

И пала глава на сыру землю, как пивной котел.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!