Алигаджи из инхо презентация. Художественный мир али-гаджи из инхо

Так же как даргинец Омарла Батырай, кумык Ирчи Казак, лезгин Етим Эмин, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив уходящую в глубь веков традицию арабо-язычной литературы на самобытные художественные традиции своего народа и положив тем самым начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи. С 1905 года произведения поэта интенсивно печатаются в Темир-Хан-Шуре в типографии М.Мавраева. Они вошли в сборники Сиражудина из Обода "Бустан Аваристан" ("Сад Аваристан", 1905), Абдуллагаджи из Чоха "Ваг1забазул т1ехь" ("Сборник проповедей", 1912). Причем наряду с религиозными наставлениями в эти сборники были включены и стихи светского характера — "Седой волос", "Как голодные волки", "О невежестве", а также дидактические миниатюры поэта. В 1913 году в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-Гаджи "Взятие Мекки", воспевающая исторический поход Пророка в Мекку. Известен был Али-Гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухамед Тахиром ал-Карахи и др.

Однако большой и признанный мастер художественного слова, оставивший значительное по объему и тематическому диапазону, разнообразное по стилю и жанрам наследие, Али-Гаджи не так-то легко был принят новой властью, установившейся после революции 1917 г. В этом смысле Али-Гаджи повезло даже меньше, чем его собратьям по перу, ибо признание художника идеологизированной наукой в не меньшей, если не в большей степени, чем его талантом и самим творчеством, стало определяться такими атрибутами, как крестьянское происхождение, отсутствие привычного для того времени арабисткого образования, неграмотность, страдальческая судьба, загубленная феодалами жизнь.

Относительно крестьянского происхождения следует сказать, что все творцы, все классики дагестанской национальной литературы были выходцами из крестьян, мы не знаем ни одного поэта и даже ученого-арабиста из ханской среды, из рода шамхалов. Овладение арабистским образованием, по свидетельствам исследователей

Было тяжким трудом, требовавшим большой самоотверженности и самоотречения. Знать в лучшем случае предпочитала службу в царской администрации, офицерские чины. Так куда легче, "без пота", как говорил Али-Гаджи, можно было обеспечить себе и деньги, и почет. Ученые-арабисты, они же и поэты, в большинстве своем даже занимая должности богословов, вынуждены были, чтобы прокормиться, работать на земле. Потому им были понятны и близки тяготы и заботы бедного люда, потому в их творчестве так четкое прослеживается разделение общества на бедных и богатых на власть имущих и обездоленных.

Новой власти и ее идеологам недосуг было разбираться во всех этих "тонкостях". Отсюда — все, что имело отношение к религии, арабскому влиянию, было обречено на изживание. Ученый-арабист, служитель культа, многие годы проповедовавший идеи и постулаты исламского благочестия, Али-Гаджи не укладывался в эти готовые оценочные стандарты. В результате — значительная часть творчества, так называемая духовная поэзия, отклонена как реакционная, а к остальной — подход с большой осторожностью. Однако, несмотря на все препоны и препятствия, интерес к Али-Гаджи не угасал, творчество поэта неудержимо притягивало к себе внимание ученых — и не только филологов, но и историков, и философов. Порой сознательно обходя острые углы и запретные темы, а порой и искренне разделяя регламентированные оценки и взгляды, исследователи тем не менее не давали зарасти тропе к поэзии Али-Гаджи, держали ее постоянно "на виду.

«Душа моя бренного тела моложе, Упрямо годам не сдаётся она. Морщин на ней нету — не то, что на коже, И держится прямо — не то, что спина…» Однажды спросили Алигаджи из Инхо (да помилует его Всевышний): " Чего не хватает человеку больше всего?" "Разум"-был его ответ... Годом рождения поэта, по сведениям А. Шамхалова, считается 1845 г. Родился Али-Гаджи в селении Верхнее Инхо(нынешнего Гумбетовского района) в семье простого и трудолюбивого горца Газимагомеда. До 12 лет мальчик, воспитывался в семье и учился в примечетской школе аула, затем был отправлен отцом по принятому обычаю на учебу в медресе другого селения — Миатли. Проучившись в Миатли 10 лет, Али-Гаджи вернулся в родной аул. Вскоре после возвращения он принял приглашение джамаата соседнего аула Орота на должность дибира. Затем переехал на ту же должность в селение Буртунай. Проработав там годполтора, он по просьбе жителей кумыкского аула Эндери переезжает к ним и становится на долгие годы (семнадцать лет) дибиром в мечети. Об Али-Гаджи известно также, что он дважды совершал святое паломничество в Мекку — хадж, за что и получил звание Хаджи (святой). Известно, что первая поездка была организована для встречи горцев с находившимся в Мекке Шамилем (приблизительно в ноябре 1870 г., когда Али-Гаджи работал в Орота), вторую поездку поэт совершил уже в годы жизни в Эндери. Обладал замечательным голосом, славился не только как поэт, но и как исполнитель своих песен. Автор многих лирических и сатирических стихов, направленных против стяжательства и лицемерия, а также стихотворных философских афоризмов, вошедших в аварский язык как поговорки. Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи. С 1905 года произведения поэта интенсивно печатаются в ТемирХан-Шуре в типографии М.Мавраева. Они вошли в сборники Сиражудина из Обода "Бустан Аваристан" ("Сад Аваристан", 1905), Абдуллагаджи из Чоха "Ваг1забазул т1ехь" ("Сборник проповедей", 1912).Причем наряду с религиозными наставлениями в эти сборники были включены и стихи светского характера — "Седой волос", "Как голодные волки", "О невежестве", а также дидактические миниатюры поэта. В 1913 году в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-Гаджи "Взятие Мекки", воспевающая исторический поход Пророка в Мекку. Известен был Али-Гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухамед Тахиром ал-Карахи и др. Стихи поэта впервые при советской власти были изданы известным аварским филологом Абдулатипом Шамхаловым в составленном им сборнике "Старинные песни и рассказы аварцев" (1928). После значительного перерыва в 1958 году они были напечатаны в "Антологии аварской поэзии". В 1972 г. вышел первый отдельный сборник произведений поэта "Назмаби" ("Стихи"), а в 1995 г. — новый сборник стихов "Асарал" ("Сочинения"), куда вошла, наконец, и его духовная поэзия. Русский читатель с творчеством Али-Гаджи впервые познакомился в 1934 г в "Дагестанской антологии", позже стихи его были помещены в сборниках "Поэзия народов Дагестана" (1960), "Дагестанская лирика" (1961). *** "Ты книжку пустую под мышкой таскаешь, По ней на вопросы невежд отвечаешь. Гаданье по звездам начни-ка скорей На радость обманщиков и знахарей. Ты трижды гадальные камни бросаешь, Кого ты гаданьем своим утешаешь? Ведь если бы песню ослу ты завел, От песни не развеселился б осел. Пусть бубны и дудки веселые грянут, Бараны плясать и под бубен не станут, Коль мудрые ум твой не тронут слова, То, верно, пуста у тебя голова. Бездушных не тронешь ты словом душевным, Нельзя им помочь в их уделе плачевном, И знай, что ослу неизвестна цена И свойство породистого скакуна. И тот, кто телячьи хлева очищает, Едва ли привычки орлиные знает. Запомни две-три прибаутки смешных Для этих — в папахах — медведей лесных. В запасе держи два-три ласковых слова Для тех, кто вцепиться друг в друга готовы. Да не позабудь — пригодится в пути — Ошейники для дураков припасти, Да чтоб бубенцы на их шеях бренчали, Чтоб их издалека везде узнавали. За труд им давай пред отходом ко сну: Помои — ослу, а зерно — скакуну. Кустарник бесплодный, разросшийся в чаще, Не сравнивай с пальмою плодоносящей, И не обижайся ты в сердце своем На тех, кто добро не считает добром. И очень смешон, кто досадою дышит На тех, кто цветов аромата не слышит. Тому, с кем вовек не сойдешься душой, Махни, уходя, на прощанье рукой, И не отвечай болтунам болтовнѐю, Их молча минуй и останься собою". (Перевод с аварского Якова Козловского) Али-Гаджи из Инхо — один из ярких представителей блистательной когорты дагестанских поэтов. Так же как даргинец Омарла Батырай, кумык Ирчи Казак, лезгин Етим Эмин, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив уходящую в глубь веков традицию арабоязычной литературы на самобытные художественные традиции своего народа и положив тем самым начало развитию аварской литературы на родной языковой основе. Умер Али-Гаджи в 1889 году в кумыкском ауле Эндери.

Художественный мир Али-Гаджи из Инхо

Ч. Юсупова

Али-Гаджи из Инхо – один из ярких представителей блистательной когорты дагестанских поэтов второй половины XIX в. Так же, как даргинец Омарла Батырай, кумык Йырчи Казак, лезгин Етим Эмин, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив уходящую в глубь веков традицию арабоязычной литературы на самобытные художественные традиции своего народа и положив тем самым начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.

Али-Гаджи из Инхо (1845–1891)

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатиры. С 1905 г. произведения поэта интенсивно печатались в Темир-Хан-Шуре в типографии М.-М. Мавраева. Стихи его вошли в сборники Сиражудина из Ободы «Сад Аваристан» («Бустан Аваристан», 1905), Абдуллагаджи из Чоха «Сборник проповедей» («ВагIзабазул тIехь», 1912). Наряду с религиозными наставлениями в эти сборники вошли и стихи светского характера – «Седой волос», «Как голодные волки», «О невежестве», а также дидактические миниатюры поэта.

В 1913 г. в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-Гаджи «Взятие Мекки» («Макка бахъиялъул турки»), воспевающая исторический поход Пророка Мухаммеда в Мекку. Известен был Али-Гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухаммед-Тахиром ал-Карахи, Гаджи-Магомедом из Сугури и др.

Однако большой и признанный мастер художественного слова, Али-Гаджи не так-то легко был принят новой властью, установившейся после революции 1917 г., ибо признание художника идеологизированной наукой больше, чем его талантом и самим творчеством, стало определяться такими атрибутами, как крестьянское происхождение, отсутствие привычного для того времени арабистского образования, неграмотность, страдательная судьба, загубленная феодалами жизнь.

И, тем не менее, интерес к Али-Гаджи не угасал, творчество поэта притягивало к себе внимание ученых – и не только филологов, но и историков, философов. Порой сознательно обходя острые углы и запретные темы, а порой и искренне разделяя регламентированные властью оценки, исследователи не давали зарасти тропе к поэзии Али-Гаджи. Стихи поэта впервые при Советской власти были изданы известным аварским филологом Абдулатипом Шамхаловым. Они вошли в сборник «Старинные песни и рассказы аварцев» (1928), а позднее в «Антологию аварской поэзии» (1958). В 1972 г. вышел отдельный сборник произведений поэта «Стихи» («Назмаби»), а в 1995 г. – сборник стихов поэта «Сочинения» («Асарал»), куда вошла, наконец, и его духовная поэзия.

Русский читатель впервые познакомился с творчеством Али-Гаджи в 1934 г. в «Дагестанской антологии», позже стихи его были напечатаны в сборниках «Поэзия народов Дагестана» (1960), «Дагестанские лирики» (1961). Первые биографические данные и первую оценку творчества Али-Гаджи дал Абдулатип Шамхалов в составленном им вышеназванном сборнике. С тех пор высказывания и статьи о поэзии Али-Гаджи и ее месте в истории аварской литературы не раз появлялись в печати. Авторы отмечали социальную направленность и остроту произведений поэта, их высокие художественные достоинства, выявляли сложность, неоднозначность и противоречивость его художественного сознания.

На большую роль Али-Гаджи в развитии дагестанской культуры второй половины XIX века указывает профессор Р. М. Магомедов, значительное место анализу мировоззрения поэта уделяет в своей монографии доктор философских наук М. Абдуллаев.

Не ослабевает интерес к творчеству Али-Гаджи и в 70-е годы, напротив, он становится более интенсивным и глубоким. Творческий портрет художника с присущей ему эмоциональностью и поисковой широтой создает известный дагестанский критик Камиль Султанов, изучению творчества Али-Гаджи посвящает раздел в своей книге о дореволюционной аварской литературе С. Хайбуллаев, по-новому подойти к поэзии Али-Гаджи стремится в развернутом предисловии к сборнику «Стихи» («Назмаби») Абасил Магомед, с монографической работой о поэте выступает Ч. Юсупова. Привлекая большой фактический материал, исследователи выявляют тематическое и жанровое многообразие поэзии Али-Гаджи, ее социальную, философскую и морально-этическую проблематику, глубину заложенных в ней мыслей, страстность художнических поисков, бескомпромиссность в утверждении правды и справедливости, нравственной чистоты и совершенства. Сейчас Али-Гаджи интересен всем, его читают, изучают в институтах, о нем пишут, с любовью и преклонением отмечают его юбилеи.

Однако над современными исследователями творчества Али-Гаджи, кажется, нависла опасность впадения в крайность. В противовес бывшему замалчиванию его духовной поэзии и деятельности прослеживается желание выхолостить из его поэзии все светское, земное, а его самого приобщить едва ли не к лику религиозных святых, хотя ни творчество, ни личность поэта, достаточно выпукло выступающая в воспоминаниях его земляков, не дают для этого основания.

Мы не располагаем обстоятельными документированными биографическими данными о жизни Али-Гаджи. Годом рождения поэта, по сведениям А. Шамхалова, считается 1845 г. Родился Али-Гаджи в селении Верхнее Инхо нынешнего Гумбетовского района в семье простого крестьянина – горца Газимагомеда. До 12 лет мальчик воспитывался в семье и учился в примечетской школе аула, затем был отправлен отцом по принятому обычаю на учебу в медресе другого селения – Миатли. Проучившись в Миатли 10 лет, Али-Гаджи вернулся в родной аул. Вскоре после возвращения он принял приглашение джамаата аула Орота на должность дибира. Затем переехал в селение Буртунай (на ту же должность), проработав здесь год-полтора, он по просьбе жителей кумыкского аула Эндери переехал к ним и стал на долгие годы (семнадцать лет) дибиром в их мечети. Здесь же он умер и был похоронен в 1891 г. Об Али-Гаджи известно также, что он дважды совершал хадж, за что и получил звание – хаджи. Известно, что первая поездка была организована для встречи горцев с находившимся там Шамилем (приблизительно в ноябре 1870 г.), вторую поездку поэт совершил уже в годы жизни в Эндери. Таковы внешние события жизни Али-Гаджи. Они, как видим, не столь богаты и разнообразны, но за этим несложным и размеренным бытием стояла напряженная работа ума и сердца, интенсивная духовная и творческая деятельность.

Дом Али-Гаджи из Инхо.

«Умное сердце, мудрая голова, глубокие мысли» («Щодораб ракIги, гIакъилаб бетIерги, гьваридаб пикруги») – вот что в первую очередь отмечается в личности Али-Гаджи в воспоминаниях его земляков, собранных неутомимым энтузиастом и хранителем наследия поэта Османгаджи Магомедовым. Ум, настоянный на доброте и расположенности к людям, – можем добавить мы к этому, опираясь на факты и события жизни поэта, на его художнические идеалы и устремления. Удивительна и редкостна сама цельность и соотнесенность жизни реальной и поэтической. Али-Гаджи жил, как писал, и писал, как жил. Вошедший в аварскую литературу как поэт-рационалист, наставник и воспитатель людских нравов, этики и морали, Али-Гаджи и сам в быту был для своих окружающих нравственным учителем.

Началом литературного творчества Али-Гаджи можно считать любовную лирику, хотя долгое время в науке существовало мнение, отрицавшее вообще обращение поэта к миру интимных чувств и переживаний.

Однако в 1972 г. в сборнике «Стихи» появляется четырнадцать малоизвестных стихотворений Али-Гаджи, ярко и многогранно эстетизирующих вечную тему поэзии и в корне изменяющих наше представление о поэте. Любовная лирика поэта не только открыла богатый и полнокровный мир простых человеческих чувств, радостей и переживаний, но и с большой убедительностью позволила проследить движение мировоззренческих и философских взглядов и устремлений художника.

Для мироощущения Али-Гаджи органична высокая поэтизация любовного чувства, возвышенно-благоговейное отношение к любимой. Здесь большую роль играет эстетика привычного, использование потенциальных внутренних резервов народной песни, где ведущей стилистической фигурой становится гипербола, сильное преувеличение. Возлюбленная «краше всех» («лъи-дасаго берцинай»), «шейх среди девушек» («мусудузул къукъадул къутIбу»), «одни ее брови – глаза дороже ста девушек» («цо нусго ясалдаса кьенсер-бер багьа бугей»), своим появлением она озаряет светом улицы, лишает покоя молодых («гIамал хисун лъугьуна, тату хун сверсведула»), вселяет мечты в души пожилых («хере-зулги хиял дуде батула») и т. д.

Порой использование религиозных святынь для выражения земного становится даже чересчур смелым. Хаджии, молящиеся земной женщине, – это уже святотатство, но Али-Гаджи идет еще дальше. Он предлагает начинать любое дело не с заветной формулы ислама – «Бисмиллагъ» («Во имя Аллаха»), а с имени его возлюбленной. В качестве обращения к любимой поэт также использует божественную формулу – «АльхIамдулилагь» («Хвала Аллаху»), с которой, собственно, открывается Коран.

В столь же возвышенных красках и приемах изображаются и чувства лирического героя к своей возлюбленной. Здесь и знакомые образы сожженного сердца, и попавшей в капкан дичи, и погибающего от любовного недуга и сходящего с ума от любви поэта, и призывы сжалиться над бедным влюбленным, принять его мольбу, исполнить его мечту, вернуть свет и т. д.

Очень скоро Али-Гаджи становится тесно в рамках поэзии чувств, любовных излияний и поклонений, художнические интересы его расширяются и уходят в совсем иные сферы человеческой жизни и деятельности. Собственно, в самой любовной лирике всходят первые ростки будущих изысков поэта, где ведущей тенденцией становится аналитический пафос и где поэт-рационалист решительно берет верх над поэтом-лириком.

Сел. Верхнее Инхо.

Так, в его более поздних поэтических посланиях к возлюбленной мы обнаруживаем заметный слой рассудочного, наставительно-морализаторского. Рассматривая возникшую «еще до рождения мира» любовь как большое человеческое достояние, поэт требует разумного и бережного отношения к ней. В возлюбленной поэт хочет найти умного друга и верного спутника по нелегкой дороге жизни. С этих позиций уже не имеют значения для него даже такие обязательные атрибуты возлюбленной, как красота, стройный стан и т. п.

Характерным для Али-Гаджи становится и представление о поэзии как об очень высоком и значительном явлении в жизни общества, о нетленности поэтического слова, о неподвластности его влияниям времени и внешним воздействиям.

Он создает яркие и убедительные картины писательского труда, системой метафор, связывающих работу художника с работой ювелира, ткачихи, каменщика, подчеркивает не только его сложность, требующую такого же напряжения и мастерства, но и утверждает его как профессию, как правомерную и важную сферу деятельности человека. Отвергая тем самым бытовавшее в горах в некоторых кругах несколько пренебрежительное отношение к труду поэта.

Осмысливая поэзию Али-Гаджи во всей ее полноте и многообразии, нетрудно заметить доминирующее положение в ней рационалистического направления, восходящего к средневековой арабо-мусульманской культуре, к выдвинутому ею принципу «разумности», разумности во всем, начиная с небесных сфер и кончая любой областью человеческой деятельности. Контакт Али-Гаджи с восточной культурой отчетливо просматривается на конкретных примерах отдельных ее творцов и их творений. В первую очередь здесь можно говорить о великом поэте и мыслителе Абу-ль-Аля аль-Маарри, воплотившем в себе, по признанию исследователей, духовный и эстетический опыт всей арабской поэзии и общественной мысли. Отголоски мыслей, чувств и переживаний аль-Маарри мы постоянно обнаруживаем в лирике нашего поэта и прежде всего в «превознесении роли разума как всеобщего критерия, как меры всех вещей» (Б.Я. Шидфар).

Измышления ложны! Нет имама, кроме разума,

Указующего путь и поутру, и вечером.

И если ты повинуешься ему, он повлечет к тебе

Счастье и милость и в пути, и на остановке -

(Пер. Б.Я. Шидфар)

Этот величественный гимн человеческому разуму, его способности противостоять несправедливости, предрассудкам, злу и невзгодам Абу-ль-Аля аль-Маарри спустя девять столетий подхватывает в своих стихах Али-Гаджи из затерянного в дагестанских горах маленького аула Инхо, немыслимо далекого от сирийского города Маарат – родины аль-Маарри.

Если сердечен и красноречив, то состояние – ничто,

Если на душе светло, то и богатство – не забота.

Если обладаешь знаниями, не страшно и на реке,

Если разум мне дан, не дрогну и на скале.

Поэтическая концепция Али-Гаджи реализуется в основном в формах, где антитеза и антитетичность становятся эстетическим и философским принципом. В целом ряде стихов – «Знание и невежество» («Гелму ва жагьлу»), «О, эти ученые» («Ва, гьал гIалимзаби»), «Попусту не стой» («ГIадада чIоге»), «Образованному человеку» («ЦIаларав чиясде») и других – по известному принципу «добро – зло», «свет – тьма», «земное – небесное» выстраиваются оппозиционные пары – «наука – невежество», «ученый – невежда» и т. д.

Все проходит, все тленно в этом мире – молодость, любовь, вражда, власть, богатство, и все приносит человеку лишь страдания.

Отсюда и чрезвычайно высокий пиетет ученого, образованного человека. В поэтическом восприятии Али-Гаджи ученый – лучший гражданин и самый достойный представитель общества, ибо именно он берет на себя заботы о народе, он спешит на выручку бедняку, попавшему в беду, он дает отпор подлым замыслам беков и всевозможных начальников, он разоблачает мошенников и всякого рода обманщиков.

В общий процесс поляризации и разделения общества, характерный для поэтического сознания Али-Гаджи, все решительнее входит противопоставление материальных и духовных ценностей друг другу. Контрасты, которые поэт наблюдает в окружающей жизни, постепенно отливаются в формы, где сама бедность образованного человека становится символом душевного благородства и нравственной чистоты, в то время как богатство и чрезмерный достаток невежды олицетворяют спесь и глупое чванство.

Все сильнее проникаясь сознанием, что только отсталость и невежество являются причиной всего злого и неправедного в обществе, и одновременно верой в силу разумного слова, в способность его улучшить мир и природу человека, сделать его добрее и справедливее, Али-Гаджи выступает страстным пропагандистом разума и знаний. Поэзия его принимает открыто назидательно-дидактический характер в наиболее важных своих частях, размышлениях над смыслом жизни, над духовной и физической эволюцией личности. Любимым жанром поэта на долгие годы становится популярный дидактический жанр увещевания.

Первым достоинством идеальной личности в философии жизни поэта становится трудолюбие. Призывы к неустанному труду, необходимости заполнить свою жизнь трудом в изобилии рассыпаны по всему творчеству Али-Гаджи, складываясь в лаконичные и емкие афоризмы.

Признание и славу поэту принесли те произведения, в которых дидактическое неразрывно сливается с художественным, где простота и ясность выражения сочетаются с яркой образностью, отточенной метафорой, емкими сравнениями, иносказанием и афористичностью. Али-Гаджи создает большой свод афоризмов и мудрых изречений, квинтэссенцию своих наблюдений, размышлений с высоты приобретенного опыта, учености, мудрости над основными вопросами бытия, открытый разговор о человеческих слабостях и пороках, о том, что заслуживает похвалы и что – осуждения, о тунеядцах и любителях легкой наживы, о сплетниках и подхалимах, о зависти и коварстве, об алчности и скупости, о дурном поведении ученых и фарисействующих духовников, о ханжестве и неискренности, о бедности и богатстве. Выраженные сжато, лаконично, в ярких, западающих в душу образах и сравнениях, многозначных иносказаниях и метафорах, поэтические идеалы добра, справедливости, равенства находили отзвук в живых чувствах горцев, отвечали их умонастроению, над ними задумывались, а часто по ним строили и свою жизнь.

И не случайно именно Али-Гаджи – апологету народно-освободительной борьбы и свидетелю ее поражения, мыслителю своего народа, гуманисту с тонким чувством современности и осознания трагической судьбы – принадлежит честь создания первой аварской дидактической поэмы «Море разума» («Гакълудал ралъад»), открывшую способность большого художника перейти от односторонних и фрагментарных медитаций, касающихся в основном правил хорошего поведения и нравственно-этической благовоспитанности человека, к развернутому и многостороннему осмыслению проблемы человека и общества.

Красной нитью проходит через поэму идея народа – хранителя духовных, нравственных и этических ценностей, народа как высшего судьи. Потому так важно, в понимании поэта, заслужить признание народа, снискать его уважение, оставить добрый след в его памяти, заниматься трудом, приносящим радость народу.

Шагом вперед в аварской дидактической поэзии явилась и поставленная в поэме проблема общественной и социальной природы морали. Не однажды поэт напоминает о тяжелой жизни народа, о гнете и насилии, которым он подвергается со стороны сильных мира сего, о тех, кто присваивает чужой труд. Болью и гневом сменяются в таких случаях наставительные, «учительные» интонации поэмы:

ХIикмат заманалъул, зазгIадин хъачIлъун,

Зар къан халкъквегъани, ккела зулмулъи.

Странное время, колючее, как репейник,

Народ кулаком задавлен – совершается насилие.

Примечательно и то, что спасение от жестокости и зла, охвативших общество, Али-Гаджи видит в самом народе, в его единении. Поэт открыто декларирует, что единство народа – несокрушимая сила («…галамалъул къуват – къей гьечIеб цолъи»).

Естественным и закономерным продолжением дидактического течения поэзии Али-Гаджи явилась его сатирическая лирика – «доказательство от противного» тех же этических и эстетических идеалов, которые провозглашала его рационалистическая поэзия.

Характерно и то, что, в отличие от более или менее однотипных и стандартных в целом дидактических восхвалений разума, высмеивание «неразумия» протекает значительно разнообразнее и ярче, и не только потому, что чрезвычайно широк сам спектр людских пороков, но и в не меньшей степени обращенностью самой сатиры непосредственно к эмоциональной сфере человека.

В многослойном и неоднозначном жанрово-художественном составе сатирической лирики Али-Гаджи выявляются два довольно четко выраженных направления: одно из них представляет собой как бы продолжение традиционной дидактической поэзии, соединившее увещевательно-наставительный пафос с обличительным, назидание и сатиру; второе – страстную и непримиримую критику основанного на лжи и насилии общества, уничтожающее разоблачение несостоятельного и несправедливого мира богачей и власть имущих, т. е. являет уже собственно социальную сатиру с ее важнейшими стилистическими приемами.

Яркие и колоритные образы носителей самых острых и злободневных пороков своего времени и вообще человека создает Али-Гаджи в стихах, где увещеватель и обличитель, наставник и сатирик в едином стремлении «улучшить нравы» людей органически сливаются друг с другом. В созданной поэтом «блистательной» галерее антигероев и антиидеалов нельзя не заметить особое внимание автора к проблеме, казалось бы, и не столь актуальной для того времени в горах – к теме пьянства и пьющего человека. Однако поэт, чуткий и тонкий сейсмограф грядущего, улавливает таящиеся в нем разрушительную силу и зло, и в двух развернутых стихотворениях – «Пьянство – выпивка» и «Опьяневшему в день первой борозды» – всеми способами, на наглядных примерах и картинах, описывая беды и несчастья, которые несет пьянство человеку и всему его окружающему, обращается с этическими просьбами и требованиями:

Прислушайся к верному слову, брось пьянство,

Унижающее жизнь, не дающее дому воскреснуть.

Подумайте, братья, не пейте опьяняющее, -

Крадущее жизнь, осужденное Кораном.

Красочно и многолико представлен у Али-Гаджи и образ сплетника. Склонность к сплетне едва ли не самый тяжкий порок человека в народном сознании. Нет спасения ему и на том свете, ибо грехи его, как написано в Коране, никогда не будут прощены Аллахом. Необратимо ущербна личность сплетника и в художественном восприятии Али-Гаджи: в какой-то степени сплетник становится средоточием всех людских пороков – зависти, лицемерия, злобы, лживости, угодничества и т. д., потому и поэтика его обличения беспощадна и уничтожительна. Вбирая в целом существенные, устойчивые и характерные черты и особенности натуры сплетника, поэт создает его обобщенный образ, типаж, опирающийся на точность внешнего и внутреннего облика, соответствие внешних и характерологических деталей.

Высокую экспрессивность сатирическим характеристикам дают в стихах метафоры, сравнения, ассоциации, меткое слово, обнажающие саму суть, внутреннюю природу сплетника: его невозможно оскорбить, пристыдить, заставить переживать. Сплетник несет беду и гибель людям. Единственное спасение – держаться от него на расстоянии «месячной пешей дороги».

И все же наиболее сильной стороной сатиры Али-Гаджи стала непримиримая социальная критика – поэт не приемлет несправедливого, основанного на насилии и лжи общества. Острая и наступательная сатира прямого и гневного изобличения явилась в значительной степени свидетельством определенных смещений в мировосприятии поэта, сомнений в возможности создания идеального общества на разумных началах, улучшения природы человека с помощью знаний и образования.

Одной из глубоких тем социальной сатиры Али-Гаджи стала тема разлагающей и развращающей власти денег и богатства в пробуждающемся буржуазном обществе. Разработка нравственной, морально-этической несостоятельности богачей, противопоставление «бедняк – богач», соответственно «добро – зло», как мы наблюдали, были сквозными в творчестве поэта. Теперь же основным средством осуждения мира «избранных» становится язвительное осмеяние ущербности богачей, низведение их с пьедестала, на который они тщетно пытаются возвести себя.

На богатых и сильных мира сего возлагает он и вину за все бедствия, которые терпит народ. Сатирическая оценка демонстрируется открыто, в резком противопоставлении образов и понятий.

Крупными мазками, с помощью уничижительных сравнений и гротеска лепит поэт образ богача, его внешний облик и внутреннюю сущность, его повадки и нравы – он носит длиннополую черкеску как знак отличия, особенности положения; на годекане среди людей сидит, «как бык», – угрюмо, надменно; в алчности похож на «лесных гиен». Поэт смеется над его попытками, «не имея ума», вести умные разговоры, издевается над его полной «неспособностью где-либо проявить человечность».

Так, сатира «Ох, бедняги…», написанная Али-Гаджи по случаю назначения своего родственника на должность диванбега – сельского судьи, сразу же строится в форме обращения к коллективу, определенному кругу лиц, находящихся на службе царизма и, по существу, являющихся проводниками колонизаторской миссии на местах – «вы», а не «ты» – объект негодования поэта. Бескомпромиссность суждения и откровенная тенденциозность определяют как единственный стилистический прием сатирического осмеяния инвективу, означающую на латыни буквально «бросаюсь», «нападаю».

Особое место в сатирическом искусстве Али-Гаджи занимает антиклерикальная тема, своей тенденциозностью и эмоциональностью привлекавшая постоянно к себе внимание исследователей. Возникновение ее не случайно. Достаточно глубокими были антиклерикальные мотивы в устном народном творчестве аварцев. Критические высказывания в адрес служителей религиозных культов встречаются и в дагестанской арабоязычной поэзии. Борьба с лицемерием и корыстолюбием духовников, избиравших деятельность проповедника для собственного обогащения, была чрезвычайно развита в арабской литературе, в творчестве аль-Маарри, Абу Нуваса, аль-Мутанабби. «…Знай, что молитва лицемера – это молитва, ведущая в ад, и чистота помыслов важнее, чем чистота тела после омовения», – писал аль-Маарри.

Искренняя вера, нетерпимость ко лжи, несправедливости, низким поступкам и высокая нравственная чистота способствуют активному выступлению Али-Гаджи с острой критикой пороков, разъедавших духовное сословие.

В роли страстного обличителя выступает он в стихотворениях «Будуном, дибиром называют», «Будун пусть провалится», «Когда умирает бедняк». Отказываясь от всякой недоговоренности, полунамеков и иносказаний, поэт откровенно выражает свое полное, ничем не прикрытое презрение к ним. Под благообразной и благочестивой личиной священнослужителей ему открывается их истинная нравственная сущность. У них нет ничего святого, говорит поэт, за всеми их деяниями, даже самыми, казалось бы, возвышенными и благородными, стоят мелкий расчет и корысть, открываются низменные инстинкты, алчность и стяжательство: молитва для них – средство «набить живот», святое паломничество – способ нажиться. Они аморальны в быту, падки на женщин, предаются пьянству, лживы, лицемерны и продажны. Они угодливы и услужливы по отношению к богачам и бессердечны к нуждам бедняков.

Вместе с тем нельзя забывать, что Али-Гаджи был человеком глубокой религиозности, создавшим большую многожанровую духовную литературу, сложную по своему смысловому и эмоционально-интонационному составу. Человек высокой гуманности и искренней веры, он стремился воздействовать на людей, общество всеми способами, формами и методами – логически, рационалистическим сознанием, сатирической образностью и интонациями вплоть до эмоциональных и лирических обращений.

Так, в стихотворении «Призыв готовиться к концу», разрабатывающем вечную тему жизни и смерти в библейском ключе – что же уносит человек с собой и что ждет на том свете неправедных, нет требовательно-побудительного обращения к отступникам. Перед нами проникновенная лирика, полный элегической грусти и сожаления самоанализ поэта, открывшего прежде всего в себе бездну грехов, его изумление и неумение объяснить причину всего этого – «Не знаю – глупость это или чванство?» («ГIадаллъи лъаларо, чIухIи лъаларо?»). В таком же психологическом ключе выстраивается и обращение к другу, мягкое, даже бережное его увещевание, тихая скорбь о несовершенстве человека, которого не может исправить даже религия.

Духовная литература и поэзия Али-Гаджи не замкнута на системе правил религиозного поведения, ее интересы и поиски значительно шире. «Этическая направленность всех монотеистических религий ставит перед верующими и перед общиной верующих нравственную задачу, заключающуюся если не в достижении святости, то в непрерывном продвижении по пути самоусовершенствования», – отмечает Г. Э. фон Грюнебаум. Потому идеал ревностного служения Аллаху мусульманина был неотделим от его нравственного содержания, ибо подлинная вера несовместима с низкими поступками, ложью, лицемерием, завистью и т. д.

Высокими идеалами, возвышающими человеческий дух, поднимающими его над земным, плотским, создающими известный религиозно-моралистический тип романтизма, пропитана вся духовная поэзия Али-Гаджи. Естественным было для этого обращение поэта к образу самого Пророка Мухаммеда, посланника Аллаха на земле, желание рассказать о жизни, отданной от начала до конца служению исламу, воспеть его подвижничество на этом пути и представить в его лице идеал совершенного мусульманина во всей его человеческой красоте и благородстве.

Образ Мухаммеда в творчестве Али-Гаджи получает претворение прежде всего в мавлиде «О, мой друг…» («Вай, дир гьудул…»), в специфическом жанре, связанном с праздником его рождения и представляющем, по существу, панегирик, гимн деяниям, поступкам, жизни Пророка. Идеал и образец для подражания как религиозного, так и морально-этического поведения мусульманина, лицо, «посланное Аллахом для облагораживания человеческих нравов», Мухаммед раскрывается в мавлиде, четко очерченном нравственном и религиозном содержании и совершенстве.

Однако главная заслуга Али-Гаджи в художественном осмыслении высокого образа состояла в представлении Пророка в такой насыщенной фактами и событиями, энергией и эмоциями области, как его вооруженная борьба за утверждение ислама.

Мусульманская историография глубоко изучила военные походы Мухаммеда – битвы при Бадре, на горе Ухуд, при взятии Хайбара, Мота, Хунайна, Хайфы, Мекки и т. д., создала труды, получившие название «магази» – «войны газавата». Многие из них были известны дагестанским ученым. Они изучали их, переводили на свои национальные языки, создавали на их основе свои оригинальные произведения. В этом ряду поэма Али-Гаджи «Взятие Мекки» («Макка бахъиялъул турки»), получившая большую известность как в Дагестане, так и за его пределами, занимает самое почетное место.

В основу поэмы легли события, связанные с одним из завершающих этапов борьбы за установление ислама – сокрушением главного оплота язычников – Мекки. Взятию Мекки Мухаммед придавал особое значение: «В тот день, когда Аллах создавал небеса и землю, он создал Мекку святыней. Это самая большая святыня из всех святынь, и она останется таковой до дня Страшного суда. Не разрешено человеку, верующему в Аллаха, в этот и потусторонний мир, пролить здесь кровь или срубить дерево. Она была неприкосновенной святыней для всех до меня и будет святыней после меня». С такой проповедью обратился Пророк к народу после вхождения в Мекку, оберегая ее от разбоя и кровопролития. Этой задачей объясняется и вся стратегия проведения похода на Мекку, столь необходимого для укрепления веры – именно после ее завоевания арабы стали принимать ислам в массовом порядке.

Сохраняя как главную задачу покорение языческой Мекки и представление самого Мухаммеда в ореоле высокого деяния, Али-Гаджи сумел значительно расширить поэтическую идею, смысл и суть поэмы, углубить ее нравственное и эстетическое содержание.

Так, традиционное для средневекового арабского сочинения славословие Аллаху и его посланнику и рабу Мухаммеду, которым начинается, к примеру, «Взятие Мекки», дополняется еще одним зачином, характерным для дагестанских эпических песен. Любопытно также то, что в поэме отступает на задний план сама религиозная мотивация выступления Мухаммеда. Причина, побудившая Пророка к походу, скорее, мирская, светская – стычка между двумя друзьями, представителями двух арабских племен – мусульман-хазаатов и язычников-банубакринцев – происходит из-за сквернословия банубакринца в адрес Пророка. Конфликт перерос в межплеменную войну, в результате чего все племя хазаатов было перебито язычниками-мекканцами.

Естественные чувства сострадания к потерпевшим и справедливого гнева к предателям, охватившие Пророка и вылившиеся в решимость наказать зло, ложатся в основу похода Мухаммеда во «Взятии Мекки»:

Здесь и дальше просматривается явное тяготение автора к новым гуманистическим и просветительским идеалам, открывается сложный мир его душевных переживаний. Обращение Али-Гаджи к этическим и эстетическим ценностям народа, к категориям верности и справедливости обнаруживается и в структуре образов поэмы, прежде всего ее центрального образа – Пророка Мухаммеда.

Изображение Мухаммеда художественно реализуется, как уже говорилось, в двух аспектах: он и посланник Бога на земле, и в не меньшей степени олицетворение нравственного идеала человека. Художественное восприятие образа Мухаммеда в ипостаси божьего избранника Али-Гаджи дает в условных, аллегорических и символических образах, ибо его божественное, бесконечно-трансцендентальное содержание не вмещалось в рамки предметно-зрительной образности. Как и в духовных песнях и мавлидах, на помощь эстетическому освоению образа приходят яркие оценочные аллегории, патетическая интонация, развернутая цепь сравнений, сопоставлений Мухаммеда с Али, Омаром, Зубайром, Халидом и др. прославленными героями священной войны по линии снижения их достоинств и несопоставимости их с посланником Аллаха.

Однако в образе Мухаммеда Али-Гаджи привлекает еще больше, чем мистическое, его сугубо человеческое содержание.

Мухаммед – вдохновитель и предводитель огромного войска, непосредственный участник всех событий, его образ строится по известному типу песенного героя: он храбр и решителен, всегда впереди войска и т. д. Вместе с тем Мухаммед отмечен большой мудростью и человечностью, наделен сердцем отзывчивым и великодушным. Он наставник и учитель своих воинов, он постоянно следит за сохранением мира и дисциплины среди своих сподвижников.

Духом гуманности и человеколюбия пронизаны поступки Мухаммеда, он великодушен даже к врагам, он прощает предводителя мекканцев Абусупьяна, останавливает своего воина Халида, когда тот в упоении боем разит врагов, просящих пощады. В мимолетной картине прощания с семьей Пророк показан в быту, как всякий человек, обремененный людскими заботами.

Как видно, «Взятие Мекки» во всех направлениях – произведение, выявившее новые возможности аварской дореволюционной поэзии, ее жанровой системы. Содержащая в себе более 700 стихотворных строк, что значительно превосходит по объему предшествующие образцы, поэма развертывается в широкое эпическое полотно, органически вобравшее в себя достижения устного народного творчества и опыт арабской духовной и историографической литературы.

«Взятием Мекки» Али-Гаджи, собственно, решил задачу, многие годы стоявшую перед национальной художественной мыслью, – задачу создания большой стихотворной формы на родном языке. Он блистательно справился с разработкой и организацией сюжета, композиции, образов, языка и, главное, сумел воедино слить традиции восточной поэзии и национального искусства, фольклора и литературы. Религиозный сюжет поэмы при этом не снижает и не исключает ее объективной народности и демократизма.

Обращение к религиозной тематике, к религиозному сюжету было естественно и для дагестанца XIX века и отнюдь не означало коренной ломки складывающейся национально-исторической эпической традиции. События, происходившие с его единоверцами в далекой Аравии, жизнедеятельность Пророка имели отношение и к истории духовной жизни горца, волновали его живое религиозное чувство.

Творческий путь Али-Гаджи завершается созданием элегии – «песни грустного содержания» (В. Г. Белинский). Сама жизнь, все больше и откровеннее открывавшаяся в своем жестоком и бесчеловечном обличии, наполняла стихи поэта мотивами грусти, усталости, разочарования.

Выше уже говорилось о тяжелом потрясении, испытанном Али-Гаджи в связи с поражением в освободительной борьбе, с разгромом восстания 1877 г. и последовавшей за ним кровавой расправой самодержавия с восставшими. Еще одна попытка добиться свободы и справедливости потерпела крушение, порождая в душе поэта глубокую депрессию, лишая его веры в жизнь и перспективу. Безуспешными представляются ему теперь и собственные многолетние усилия пропагандой разума, знаний, образования, назиданиями и увещеваниями.

Первые образцы литературной аварской элегии, как и многие другие поэтические жанры, сложенные на арабском языке, представляли собой посвящения памяти известных ученых и деятелей.

Острой потребностью выразить свое отношение к трагическим событиям истории, излить свои чувства потрясенности и в какой-то степени противопоставить чуждой вере и культуре победителя высокий идеал национального героя в единстве его религиозно-политического и социально-нравственного содержания была вызвана элегическая поэма Али-Гаджи «Дагестан» («Гьаб Дагъистан»), посвященная памяти трех имамов: Гази-Мухаммеда, Гамзата и Шамиля.

Принципы формирования портретов идентичны и в целом выдержаны в традициях народного плача и героико-исторических песен, в интонациях скорби и гордости. Гази-Мухаммед, Гамзат, Шамиль – это не только защитники народа, не только герои, отдавшие жизни за родину, они и борцы за веру, имамы, религиозные вожди, возглавившие великое противостояние мощному наступлению врагов ислама, и согласно религиозной эстетизации мучеников за веру они бессмертны – «шагиды» (святые).

Особенно многогранно представлена в поэме деятельность Шамиля: подготовил народ к борьбе, обучил войско и т. д. Исходя из высшего смысла, Али-Гаджи оправдывает и жестокость установленных им порядков.

И тем сильнее было потрясение падением дела Шамиля. Как великая национальная трагедия, крушение многолетней мечты народа о свободе, социальной справедливости, как развал религиозных и нравственных устоев воспринято поэтом пленение имама. Однако завершающий элегическое раздумье поэта патетический реквием возвышен и оптимистичен. В органичном единстве одических и плачевых интонаций в нем выкристаллизовались глубокое поэтическое предвидение всеобщего признания Шамиля, идея бессмертия его дела и имени.

С именем Али-Гаджи в большой степени связано и развитие в жанре аварской элегии рефлективно-философского направления. Продолжив и развив традиции, заложенные в творчестве Мухаммеда из Кудутля, Абубакара из Аймаки, Гасана из Кудали и других дагестанских арабистов, Али-Гаджи создал блестящие образцы элегий-размышлений, элегий-раздумий, поднимающих общие этические, социальные и собственно философские вопросы о сущности жизни и смерти.

В развитии философской элегии Али-Гаджи значительна роль идеологии ислама, его морально-нравственных норм и принципов. Исходя из предписаний Корана, хадиса и сунны, истинный мусульманин должен смотреть на мир и на себя глазами будущего жителя той блаженной обители, где только и начинается настоящая и счастливая жизнь, а жизнь на земле воспринимать как временную, имеющую смысл лишь как подготовка к тому вечному и нетленному.

«Седой волос» – самая известная элегия Али-Гаджи. В ней сконденсировались наиболее ценные свойства и качества его поэзии – философская глубина мысли, художественное совершенство, свежесть и изящество образов, ясность и красота языка. Она же и наиболее традиционная. Мотив седины как символа увядания и старости не нов в национальных литературах народов Дагестана.

Возможно, именно в силу традиционности мыслей и образов вступление элегии созерцательно-рассудочно и интонационно сдержанно. Но, вчитываясь далее в строки стиха, мы все более и более проникаемся волнением, нам передаются глубокая печаль, страх и сокрушение человека, погруженного в грустные размышления о надвигающемся закате жизни и близкой смерти. Мастерски раскрывает поэт гамму охвативших его душевных переживаний, чувств – он еще был полон сил, желаний, надежд, чувствовал себя молодым, бодрым, и появление седины для него полная неожиданность. Первое движение – такое естественное и человеческое: уйти от неприятных дум, горьких мыслей.

Тема наступления старости и смерти, которые посылаются Всевышним и должны приниматься покорно и смиренно, оборачивается в стихах Али-Гаджи прославлением жизни и ее естественных радостей. За скорбью и безысходной тоской поэта кроется лицо страстного жизнелюба, который на пороге смерти вновь окинул взглядом пройденный путь и с удесятеренной силой почувствовал всю ценность жизни на земле.

Индивидуальный душевный опыт, конкретно-биографическое начало еще более проникновенно звучат в другой элегии Али-Гаджи – «Перо, ты шепни» («Къалам, дуца щуре»). Написанная в период какого-то резкого душевного надлома и депрессии, элегия складывается из перемежающих друг друга плачевой образности и философских раздумий. Она же и наиболее противоречивая и пессимистичная. Вбирая в себя всю горечь несложившейся жизни, утраченных иллюзий, несбывшихся надежд, она не оставляет места для примиряющих рационалистических ходов.

Тонко передает поэт и состояние обреченного человека. Его герой одинок, отторгнут, отчужден от всего живого на земле. Имей хоть тысячу друзей, любящих, близких людей, он остается один на один со своим страданием и в полном одиночестве выходит навстречу своему последнему часу. Здесь вновь вспоминается великий мудрец из Маарата:

Каждый одинок в свой смертный час – и отшельник,

И властелин, окруженный многочисленной свитой!

Однако горькие чувства и печальное настроение в какой-то момент неожиданно прерываются проникновенным выражением затаенной, не подвластной рационалистическим рассуждениям, опрокидывающей скепсис, жалобы и пессимизм, неистребимой любви к жизни:

Смерть – это страшная разрушительная сила, уносящая с собой и превращающая в прах и тлен все самое замечательное и ценное – женскую красоту, молодецкую удаль, золотые руки мастера-умельца, знания и мысли ученого, дружбу двух людей, любовь двух сердец – вот трезвый, реалистический вывод, итог наблюдений поэта-рационалиста. И нет в элегиях ни строчки, рисующей потусторонний мир и радости, ожидающие там правоверного мусульманина. Поэт весь здесь, в этом «грешном», но таком милом и дорогом сердцу мире. Перед нами страстный жизнелюб, ценитель простых, человеческих, земных радостей – семьи, друзей, света, тепла, домашнего уюта и т. д.

Как апофеоз человеку звучат полные оптимизма и веры в бесконечность жизни и человека на земле и строфы элегии «Как прожженная кожа», обращенные к смерти.

Нетрудно заметить в элегических раздумьях Али-Гаджи и социальные мотивы. Жизнь не имеет цены, «не стоит даже пеньковой веревки» («Как прожженная кожа») не только потому, что она преходяща и скоротечна. В тысячу раз тяжелее ее делают царящие в ней жестокость, несправедливость, неравенство.

В большей или меньшей степени во всех своих элегиях Али-Гаджи затрагивал вопрос о социальной несправедливости и неравенстве. Наибольшей глубины и эмоциональности при этом он достигает в элегии «Надежда» («Хьул»).

Общим для широкого и многообразного круга размышлений и переживаний поэта, развернутых в «Надежде», становится их внеличность. Скорбь и грусть, пронизывающие насквозь элегию, не связаны с собственными неудачами поэта, равно как и мечты его не о личных успехах и благополучии. Они глубоко общественны и вызваны тяжелой судьбой и страданиями народа, простых тружеников. С болью смотрит он на истончившиеся и иссохшие от непосильной, бесконечно («тысячи лет») тянущейся, изнурительной работы крестьянские руки и не может удержаться от гневного возмущения тем, что они не принадлежат своим владельцам, «стали слугами чужих», не могут обеспечить им самого необходимого.

В отдельных своих частях «Надежда» предвосхищает будущую романтическую элегию. В ней очень сильны мотивы неправедности и порочности самих основ существующего миропорядка, моменты протеста против социального зла.

В целом еще очень наивны и иллюзорны представления поэта о мире всеобщего благоденствия, о его устройстве, но он, тем не менее, осознает, что нужно народу: «солнечная свобода» – освобождение от притеснений, нищеты и одновременно прекрасный мир единства и равенства.

Таким образом, мы убеждаемся, что в руках искусного мастера элегия становится не только средством оплакивания трагических утрат и выражения горестных переживаний и настроений, но и сложным по содержательному и художественному составу жанром, способным поднимать животрепещущие морально-этические, социальные и собственно философские вопросы.

Исследование творчества Али-Гаджи из Инхо позволяет с полным правом рассматривать его поэзию как ярчайшее свидетельство овладения аварской литературой второй половины XIX века внушительным комплексом животрепещущих социальных, духовно-нравственных, морально-этических проблем.

Автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Дело тамплиеров автора Фо Ги

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Художественный стиль и техника исполнения Анализу стиля и технике выполнения рельефов обычно Уделяется гораздо меньше внимания, чем попытке определить принадлежность группы данников. Рассмотрим вкратце работы, посвященные ахеменидскому искусству, нашедшему

Из книги Скифы [Строители степных пирамид] автора Райс Тамара Тэлбот

Интеллектуальный кругозор и художественный вкус Хотя такие города, как Неаполь Скифский или менее крупный и более бедный городок Каменское, были редкостью в Скифии, кочевники радовались, что они у них были. Действительно, скифы-горожане, как и мелкопоместные английские

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Московский художественный театр в Камергерском переулке, № 3 (1902) Все знают, Московский художественный театр – одно из самых ярких проявлений новаторского русского театрального искусства – «родился» в 1897 году благодаря союзу гениев: Константина Сергеевича

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Художественный и культурный Ренессанс А как же насчет интеллектуального, культурного и художественного феномена Возрождения? В задачи нашей книги не входит слишком подробно останавливаться на этом. Тем не менее никакая история итальянского народа не может считаться

Из книги Византийская культура автора Каждан Александр Петрович

Глава V. Художественный идеал Отличие эстетических принципов средневековья от художественных идеалов античного мира столь же очевидно, как и различие соответствующих социальных и политических учреждений. В течение длительного времени исследователи, отмечая разницу

Из книги Трагедия ордена тамплиеров автора Лобе Марсель

Из книги Источниковедение новой и новейшей истории автора Рафалюк Светлана Юрьевна

2.10. Художественный образ как исторический источник Задание предполагает поэтапный анализ произведения искусства и воплощенного в нем художественного образа в качестве исторического источника (ответ о выполнении задания должен включить все перечисленные ниже

автора Эко Умберто

6.7. Художественный аллегоризм Наверное, удачнее всего охарактеризовано это видение мира в стихах, приписываемых Алану Лилльскому: «Omnis mundi creatura quasi liber etpictura nobis est in speculum; nostrae virae, nostrae mortis, nostri status, nostrae sortis fidele signaculum. Nostrum statura pingit rosa, nostri status decens glosa, nostrae vitae lectio; quae dum primo mane floret,

Из книги Искусство и красота в средневековой эстетике автора Эко Умберто

11. Художественный вымысел и достоинство художника 11.1. «Низшее учение» («Infima doctrina») В культурном сознании Средневековья медленно вызревало новое представление о достоинстве искусства и обретал значимость принцип поэтического вымысла. Схоластическая теория оказалась

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Тажудинова Сакинат Шайихолисламовна. Проблематика и поэтика духовной поэзии Али-Гаджи из Инхо: диссертация... кандидата филологических наук: 10.01.02 / Тажудинова Сакинат Шайихолисламовна;[Место защиты: Дагестанский государственный педагогический университет].- Махачкала, 2015.- 155 с.

Введение

Глава I. Жизнь и творчество Али-Гаджи из Инхо

1.1. История публикаций и изучения творчества Али-Гаджи 13

1.2. Жизненный и творческий путь Али-Гаджи 19

1.3. Обзор творческого наследия Али-Гаджи из Инхо. Традиции арабской поэзии в творчестве дагестанского поэта 25

Глава II. Жанровое многообразие и поэтика духовной лирики Али-Гаджи

2.1. Жанр мавлида в творчестве Али-Гаджи 41

2.2. Художественные средства и поэтический синтаксис жанра проповеди (турки) в творчестве Али-Гаджи 47

2.3. Поэтика философской элегии Али-Гаджи из Инхо 56

2.4. Язык и стих духовной поэзии Али-Гаджи 94

Глава III. Поэмы Али-Гаджи из Инхо

3.1. Художественная структура и проблематика поэмы Али-Гаджи «Шамилиде» («Посвящение Шамилю») 102

3.2. Историзм и образ Пророка в поэме Али-Гаджи «Макка бахъиялъул турки»(«Взятие Мекки») 113

Глава IV. Сатирические произведения и миниатюры Али-Гаджи из Инхо

4.1. Сатирическая направленность духовной лирики Али-Гаджи 124

4.2. Идейно-художественное своеобразие афоризмов Али-Гаджи 131

Заключение 135

Список использованной литературы 146

Обзор творческого наследия Али-Гаджи из Инхо. Традиции арабской поэзии в творчестве дагестанского поэта

Али-Гаджи из Инхо - один из ярких представителей блистательной плеяды дагестанских поэтов второй половины XIX века. Наряду с даргинцем Омарла Батыраем, кумыком Ирчи Казаком, лезгином Етим Эмином, Али-Гаджи открыл новую страницу в истории культуры своего народа, сменив традиции арабоязычной литературы на художественные традиции своего народа и положив начало развитию аварской литературы на родной языковой основе.

Поэзия Али-Гаджи еще при жизни поэта снискала ему признание и любовь народа. Широкое хождение и популярность имели его дидактические стихи, мудрые изречения и назидания, религиозные проповеди и песнопения, элегии и сатирические стихи. Чтобы не быть голословными, мы считаем важным подчеркнуть следующий факт: когда в Темир-Хан-Шуре была создана типография, издававшая труды известных деятелей науки и культуры Дагестана, в горах были широко известны талантливые поэты Чанка из Батлаича и Махмуд из Кахаб-Росо, жившие в тот период, но их произведения не издавались, в то время как произведения Али-Гаджи печатались систематически. Это, безусловно, свидетельствует о большой востребованности и актуальности его творчества для современников поэта. В этой типографии стихотворные произведения Али-Гаджи печатаются с 1905 года. Они входят в сборники Сиражудина из Обода «Сад Аваристан» («Бустан Аваристан», 1905), Абдулагаджи из Чоха «Сборник проповедей» («Вагізабазул тіехь», 1912), причем, наряду с религиозными наставлениями, в эти сборники были включены и стихи светского характера - «Хьахіаб рас» («Седой волос»), «Мискинчи хвейдал» («Когда бедняк умирает»), «О невежестве», а также дидактические миниатюры поэта. В 1913 году в типографии Мавраева отдельным изданием вышла поэма Али-Гаджи «Макка бахъиялъул турки» («Взятие Мекки»), воспевающая исторический поход Пророка в Мекку. (138. 4)

Известен был Али-Гаджи и на Востоке, где он издавался наряду с Гасаном из Кудали, Мухаммед Тахиром ал-Карахи и др.

Однако, поэзия признанного народом мастера художественного слова, Али-Гаджи была не очень воспринята властью, установившейся после Октябрьской революции 1917 года. Его творчество не укладывалось в определяющие каноны, выдвинутые новой властью, он был грамотен, получил отличное, по тем временам, арабистское образование, к тому же Али-Гаджи не входил в число страдальцев, чья жизнь была загублена феодалами. Историческим фактом является то, что всё, имевшее отношение к религии, арабскому влиянию, было обречено на изживание. Все, написанное арабской графикой, подлежало уничтожению. Именно это и случилось с обширной библиотекой Али-Гаджи, которую он собирал всю свою жизнь. После смерти поэта его книги на шести мулах были вывезены в село Орота, к кунаку для хранения. Но в результате доноса, испугавшись преследования со стороны властей, кунак вынужден был сжечь всю его библиотеку. Однако при разборе книг ученого-арабиста Кадилаева Кадилава из селения Читли была обнаружена книга о Хадже, на внутренней обложке которой была некая запись. При дальнейшем изучении оказалось, что надпись сделана на аджаме и дословно ее можно перевести как «Пакъир Инхоса ГІали-ХІажиясул, мулкадаса цояб» («Одно из сокровищ убогого Али-Гаджи из Инхо»). Со слов самого Кадилава, нам известно, что он одолжил эту книгу у зятя поэта, Дибира, задолго до того, как все остальные книги были уничтожены. Учитывая то, что слово «пакъир» с аварского можно перевести как «бедный», «убогий», мы полагаем, что в такой уничижительной форме о поэте мог отозваться только сам Али-Гаджи, которому, как известно, была свойственна такая форма обращения и манера письма. Следовательно, мы можем полагать, что запись сделана самим Али-Гаджи из Инхо. В той же книге обнаружены небольшие листики с записями, возможно так же написанные рукой Али-Гаджи.

Возвращаясь к теме принятия новой властью творчества аварского поэта, следует сказать: значительная часть его наследия, так называемая духовная поэзия, отклонена ею как реакционная, а к остальной она подходила с большой осторожностью. Однако интерес народа к творчеству Али-Гаджи не угасал, им интересовались не только филологи, но и философы. Порой, сознательно обходя острые углы и запретные темы, а порой и искренне разделяя регламентированные оценки и взгляды, исследователи не давали зарасти тропе к поэзии Али-Гаджи. К ним относится, в частности, литературовед Ч.С. Юсупова.

Впервые при советской власти стихи поэта были опубликованы известным аварским филологом Абдулатипом Шамхаловым в сборнике «Старинные песни и рассказы аварцев» (1928). Как сообщает составитель сборника, Али-Гаджи имел приятную наружность и красивый голос, обладал импровизаторским талантом, на ходу экспромтом сочинял стихи.

После значительного перерыва лишь в 1958 году стихи были напечатаны в «Антологии аварской поэзии». В 1972 году вышел первый сборник стихов поэта «Стихи» («Назмаби»), а в 1995 году - сборник стихов «Сочинения» («Асарал»), куда вошла, наконец, и его духовная поэзия. В 2001 году сборник был переиздан. Русский читатель впервые познакомился с творчеством Али-Гаджи в 1934 году в Дагестанской антологии. В антологии 1934-1950, 1960, 1980-х годов включено не более 10 произведений поэта, к тому же они, на наш взгляд, не отличаются удачным переводом. Такое положение вещей, вероятнее всего, объясняется тем, что поэзия Али-Гаджи отличается большой своеобразностью. Ее афористичность, образность, игра слов и глубокий подтекст очень трудно передать на другом языке.

Художественные средства и поэтический синтаксис жанра проповеди (турки) в творчестве Али-Гаджи

Первоисточником мавлида являются Коран и хадисы - изречения Пророка, предания о нём, о его деяниях и образе жизни. Создатели мавлидов опирались на жизнеописания Пророка, созданные разными авторами в различные эпохи.

В зависимости от объёма мавлиды классифицируются на следующие виды: мавлид-акбар - великий мавлид, мавлид-сагъир - маленький мавлид. Их исполнение зависит от места и времени: в особо торжественных случаях, при большом стечении народа в мечетях исполняются мавлиды-акбар и кабир, в более узком кругу - мавлиды-сагъир.

Свод мавлидов, по мнению СМ. Хайбуллаева, состоит из произведений разного объема и художественного достоинства. Великие и большие мавлиды охватывают всю жизнь пророка Мухаммада от его зачатия до последнего дня жизни, в них подробно описываются его детство, окружение, среда, в которой он рос, трудовая деятельность, обращение к религии, участие в боевых действиях и руководство ими, торжество ислама и его идей. В мавлидах показано также становление ислама как одной из основных мировых религий .

К канонических, малых мавлидах нет той подробности, что присуща большим мавлид-акбарам, в них не наблюдается большого разворота сюжета: действия, события, факты лишь названы, просто обозначены без глубокого раскрытия и комментирования. В них внимание сосредоточенно на определяющих периодах жизни и деятельности Пророка Мухаммада.

Третья группа мавлидов - это развернутое описание отдельных, конкретных событий, фактов жизни, таких как вознесение аварага в небеса, его пророческая деятельность, женитьба и т.д. Обо всем этом написано коротко и сжато. Четвертая же группа мавлидов представляет собой развернутые лирические монологи, в которых выражается отношение автора к Пророку Мухаммаду, к его деятельности как посланника Аллаха. В них отсутствуют сюжет, событийная основа, выражено только субъективное отношение автора к объекту обращения.

Следует отметить, что почти во всех мавлидах Али-Гаджи, построенных по законам художественного творчества, наблюдается развернутый сюжет, группировка образов, ярко выраженный конфликт, разлад между сторонниками ислама и приверженцами идолопоклонства и язычества.

Мавлиды имеют и своеобразную систему стихосложения. В них используются стихотворные размеры из шестнадцати, пятнадцати, четырнадцати слогов, разделённых цезурой на равнозначные части. Как правило, в аварском стихосложении такие размеры используются редко, в то время как в мавлидах они способствуют спокойному, речитативному исполнению.

Все мавлиды, независимо от их объёма, являются поэтическими произведениями эпического, лиро-эпического и лирического направления. Факты, положенные в их основу, могли бы стать основой для повествовательных жанров. В мавлидах освещаются такие глобальные вопросы как сотворение мира, человека, взаимоотношения людей, их вера, поведение и нравственность.

Опираясь на предложенную классификацию жанров духовной поэзии, «Мавлид» Али-Гаджи из Инхо можно отнести к «высокому» жанру-панегирику, который отличается возвышенно-патетической лексикой и стилем, эмоциональной насыщенностью и ярким метафорическим языком, красочными сравнениями и эпитетами, гиперболой и богатой символикой. В своем «Мавлиде» Али-Гаджи из Инхо представляет Мухаммада в двух аспектах жизнедеятельности: человеческой и пророческой, нравственной и религиозной.

Начинается «Мавлид» Али-Гаджи с представления высоких человеческих качеств Пророка, таких как великодушие, доброта, отзывчивость. Автор наделяет его мужеством, доблестью, силой. Герой «Мавлида» аварского поэта обладает всеми качествами эпического героя. Среди достоинств Пророка называются также основательное владение им наук и поразительная глубина его разносторонних познаний.

По мере авторского приближения к раскрытию возложенной на Пророка великой миссии, возрастет и идеализация образа Мухаммада. В этом случае возвышенный слог Али-Гаджи из Инхо достигает своей высшей точки, он изобилует отвлеченно-абстрактной религиозной образностью, риторикой и гиперболизированными художественно-изобразительными средствами. Поэт, создавая образ Пророка, неистощим в использовании сравнений и эпитетов, направленных на возвышение и возвеличивание героя:

Историзм и образ Пророка в поэме Али-Гаджи «Макка бахъиялъул турки»(«Взятие Мекки»)

Прежде чем терпением наполнится сердца малая мерка, У меня печалью оказывается заполненной большая мерка. Единство лирического переживания в элегии развивается, двигаясь в двух направлениях. Поэт то в прямой форме излагает свои тревоги по поводу бесконечности метаний бедняги-сердца, хотя сам он погружен в мысли о скорой смерти, а душа упорно не хочет сдаваться, несмотря на то, что знает о черной могиле; то печали сердца обретают условно-символическую обобщенность, которая создается использованием реальных явлений в переносном значении:

Шамалъул магіарда гіазу батанин, Парзалъ чи вачіана пачаясухъе. Полкаллъул къуватал къадарлъун ругин, Къокъаб хабар щвана хункарасухъе.

(3, Ш). К императору с жалобой человек пришел, Что горы Ватана (родины) снегом покрылись. Короткая весть дошла до короля, Что силы полка истощились. Символика представлена через обычное действие правопорядка, обращение с жалобой, которая в элегии сама обретает соответствующую озвученность. Вроде бы бытовая деталь - весть о состоянии армии, однако в соприкосновении с душевным миром поэта она превращается в яркую, образную метонимию, что в результате приводит к сгущению печали до мрачного осознания бесповоротности событий и неизбежности конца бытия, усугубленного привлечением в текст элегии имён коранических персонажей, символизирующих смерть: Азраил, ястреб смерти и т.д.

Элегия «Рекіел арканазда» («Составные сердца») заканчивается логически стройными выводами, сопровождающимися интонацией раздумий и переживаний. Поэт оправдывает свою человеческую слабость перед неотвратимым концом, как бы извиняясь за то, что поделился тяжестью, лежащей на сердце, мраком, закравшимся в душу. Элегии Али-Гаджи отличаются душевными переживаниями, неясными иллюзиями, призрачными намеками, зыбкостью и призрачностью границ внутреннего состояния лирического героя. Переливы неясных ощущений, образная завуалированность излагаемого, нежелание до конца раскрывать свои ощущения и их первопричины вносят в поэзию гармоничную слаженность, смысловую ёмкость, активно воздействующую на душу читателя. В элегии Али-Гаджи «Рекіел арканазда» («Составные сердца») проявляется особое состояние духа, располагающее к раздумьям.

В проанализированных элегиях дагестанского поэта чувства верующего человека передаются в философском осмыслении необратимости, быстротечности человеческой жизни. Но есть и другой пласт стихотворений, где раздумья автора выливаются в мотивы неподготовленности человека к переселению в мир иной, где он сетует на отход от предписаний Ислама, что вызывает глубокую тревогу поэта.

В аварской поэзии довольно много элегий, разрабатывающих философию ислама. В них много восклицаний, эмоционально взволнованных высказываний, четко изложенных формул. Каждый автор вкладывал душу в свои творения, уделяя большое внимание мастерству передачи чувств и откровений. Подобные элегии наполнены переживаниями человека, лирического героя волнует вопрос, что не реализовал человек в течение своей жизни, выполнил ли он сполна долг перед Всевышним. Понятие ответственности, вытекающее из мусульманской философии «дунял -ахират» (земной - потусторонний миры), придаёт элегиям яркую эмоциональность. Они направлены к сердцу и разуму человека, к его совести. В элегиях, написанных в подобном аспекте, чаще всего поднимается вопрос о верном служении Аллаху, о готовности/неготовности предстать перед

Всевышним, вопрос о горском кодексе чести и человеческом достоинстве. Подобные элегии наполнены исповедальными интонациями, мотивами субъективных переживаний человека, строящего свою жизнь в соответствии с этическими нормами ислама. Художественная форма их произвольна, однако, на наш взгляд, они очень близки к лирическому жанру мусульманской исповеди-тавбу.

Одной из самых ярких элегий, посвященных душевным переживаниям человека, является произведение Али-Гаджи «Каюсь, Всевышний». Поэт использует мусульманскую формулу обращения к Аллаху с мольбой простить грехи (астагъфирулла), что становится стержневой основой произведения, его рефреном. Поэт открыто и точно очерчивает круг вопросов, вокруг которых разворачивается переживание лирического героя:

Сколько гордых ханов, чье высокомерие известно, Сгнили в тебе, без слов и дыхания. Скольких мудрецов желания сердца, Смертью выхолощенные, к тебе вернулись. Ритмическое повторение заданной синтаксической конструкции, на которой основана вся композиция произведения, формирует интонацию тихой грусти и печали. Повторяемость ситуаций указывает на бесконечность круговорота мира и бренность всего земного. Поэт использует художественный прием плача для поддерживания и усиления интонации грустных раздумий. В обращении к себе, своему телу, в напоминании читателю о предстоящих муках мы прослеживаем дидактические, назидательные мотивы. Поддерживает и усиливает интонацию грустных размышлений еще один прием, свойственный жанру плача: прием утешения в форме философского обобщения жизненных явлений. Поэтическое мастерство Али-Гаджи отшлифовывает, облагораживает атрибуты смерти, такие как тление, распад, превращение в прах. В результате этого поэтические строки приобретают печально-философское звучание, а содержание обогащается значительностью философских сентенций. Все авторские сентенции, подкрепленные конкретно-обобщенными примерами, сводятся к философскому обобщению - констатации земного круговорота, мощи земли, как великой силы, равняющей всех

Идейно-художественное своеобразие афоризмов Али-Гаджи

Тяготение к новым просветительским идеалам, просматривающимся в мире душевных переживаний автора, в его обращении к эстетическим ценностям народа, обнаруживается в структуре образов поэмы, прежде всего, образа центрального героя поэмы Пророка Мухаммада.

Образ Пророка в поэме реализуется в двух аспектах: он и посланник Всевышнего на земле, правитель, и олицетворение нравственного идеала поэта. Художественной реализации образа Мухаммеда как посланника Всевышнего Али-Гаджи достигает условными, аллегорическими и символическими художественно-изобразительными средствами, поскольку его божественное содержание не вмещалось в обычные рамки. Как и в мавлидах, автор использует в поэме яркие аллегории, патетическую интонацию сравнения. Так, Мухаммед наделен исключительными, запредельными способностями: он ясновидец, обладает даром проникать в затаенные мысли людей, постоянно общается с Аллахом, с ангелами, которые сопровождают его выход. Символ святости лежит на самой его внешности, излучающей божественный свет и сияние. Ведущим художественно-изобразительным средством при описании портрета Мухаммеда становится гипербола: увидевшие Пророка «пьянеют от радости, далее безногие пускаются в пляс». К соучастию в создании возвышенной атмосферы Али-Гаджи привлекает природу, олицетворяя и наделяя ее человеческими качествами, т.е. используя прием, характерный для устного народного творчества. Олицетворение природы, неживого мира черта, характерная для поэтического строя лирики любого народа. Этот приём очень популярен и в аварской поэзии. В поэме Али-Гаджи окружающая среда живёт полноценной жизнью, переняв все человеческие качества. Данный художественный приём очеловечивает мир, подаёт его в движении, динамике, в разнообразных проявлениях. Путём взаимопроникновения неживого и живого создаётся в поэзии наглядность и живописность:

Как незначителен подвиг Зубайра в сравнении с ним. Как беспомощен сын Валида Халид, когда его видишь, Как непригляден Дихятул Калаб в сравнении с ним. Али, Омар, Гамзат, Зубайр, Дихятул Калиб - имена сподвижников Мухаммада, олицетворявших бесстрашие, отвагу, стойкость, красоту. Однако сравнение с ними идет не по линии уподобления: смел как Али, отважен, как Зубайр и т.д.(138.193) Цель автора - возвеличить Мухаммада, показать его исключительность, и достигает он ее снижением, убавлением сравниваемых образов. Наделяя Мухаммада исключительными достоинствами, особо почитаемыми у горцев, автор проявляет острый интерес к сугубо человеческим проявлениям его характера.

Образ Мухаммада строится по типу песенного героя, он наделяется фольклорными атрибутами и свойствами. Пророк - предводитель огромного войска, непосредственный участник всех военных событий, он храбр, смел, решителен, первым надевает снаряжение и первым бросается в бой, затмевая всех остальных своими подвигами.

Помимо воинских доблестей Али-Гаджи наделяет своего героя большой мудростью и человечностью, отзывчивостью и великодушием. Он мудрый предводитель войска, стремящийся к дисциплине между единомышленниками. Так, поединок между Аббасом и Хасином мог бы закончиться кровопролитием, если бы не вмешательство Мухаммада:

Духом гуманности и человеколюбия пронизаны все поступки Мухаммада, он добр, сердечен, великодушен даже к врагам. Об этом можно судить по картинам, где он прощает предводителя мекканцев Абусупьяна, останавливает своего наиба Халида, который в азарте битвы крушил врагов, просящих пощады. Ведь именно как нравственную религию, как религию добра, мира, справедливости и достоинства восприимали ислам лучшие умы Востока (Шидфар аль Маари с. 148). Очевидно, Али-Гаджи более стремился к созданию образа живого человека из плоти и крови, чем к воплощению в Пророке столпа веры. Об этом можно судить по тому, как автор рисует картину трепетного прощания Пророка со своей семьей, изображает сцену, где герой показан в быту, как простой человек, со своими людскими заботами: Рукъалъул агълуялда, къо льикіилан абуна, Къварилъи ml ад батарал, тархъан гъарун риччана. Хіажальидал жиб балеб зобалазул ціад гіадин, Пашманлъарал рухіазул хіалал хъезе гъаруна. (3, 63). Попрощался с домашними и близкими, Освободил тех, кто терзался под гнетом. И, как благодатный дождъ питает землю, Утешил и успокоил всех, кто печален. Мы можем наблюдать образ Мухаммада в различных аспектах и проявлениях - в отношении к семье, к друзьям и близким, к воинам и врагам, мы видим разное настроение Пророка. Он предстаёт перед читателем грустящим, плачущим, сострадающим, смеющимся и торжествующим. Вся предшествующая дагестанская литература не знала портрета такой широты и разносторонности. Али-Гаджи уделяет большое внимание и внешнему проявлению эмоций Пророка, его мимике, жестам: Цоцада хъатги къабун цингиги аварагас, Маккаялде балагъун ахіун гъаракъ гъабуна.

Сострадая ужасному горю, постигшему их, Горькие слезы пролил, от которых пол намок. В изображении героев поэмы «Макка бахъиялъул турки» («Взятие Мекки») важным достижением Али-Гаджи является преодоление свойственного фольклору неподвижности характера, его статичности. Персонажи поэмы Али-Гаджи не являются воплощением только одного начала - добра или зла. Герои поэмы даны в динамике, в движении и развитии, они совершают ошибки, раскаиваются. Таковы образы Хатиба, Абусупьяна, Жарадат. Их описания еще не являются признаками полного раскрытия характера, но в поэме Али-Гаджи, в отличие от фольклора, где отсутствуют разносторонние характеры и каждый образ выступает лишь как носитель определённых качеств, высоких или низменных, где показан человек, который совершает подвиг или подлость, низость. Показательна в этом плане сцена душевного переживания и изображение чувств Хатиба, пытавшегося через лазутчицу Жарадат передать мекканцам сообщение о готовящемся походе Мухаммада. Тонко и верно передано психологическое состояние Хатиба, понявшего, что его предательство известно Пророку: Кіальачіого вукіани, лъан тіокікіарав авараг, Кіальан калам гъабуни релъанхъулел гіадамал. Кіиго балагъ ml аде щун, гъоркъов тіамураб мехалъ, Гъабилесеб жо тіагіун хутіана Хатіиб баті ал.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!