Анализ функций повествователя и рассказчика в рассказе И. С

«Записки охотника» – сборник из 25-ти сравнительно коротких рассказов. Большинство из них было написано И. С. Тургеневым на рубеже 1840-1850-х годов. Здесь он повествует о встречах с людьми во время охотничьих скитаний по родной Орловщине и том, что слышал из их уст.

Тургенев «Хорь и Калиныч» – краткое содержание

Тургенев описывает в этом очерке двух крепостных мужиков помещика Полутыкина – двух людей совершенно разного склада. Практичному, хозяйственному, рассудительному скопидому Хорю противостоит сельский романтик-мечтатель Калиныч , который за всю жизнь так и не устроил себе надёжного угла. Несмотря на столь сильное несходство, они состоят в большой дружбе между собой. Автор с тонкой наблюдательностью рисует достоинства обоих характеров – хорошо знакомых всем общечеловеческих типов.

Хорь и Калиныч. Аудиокнига

Тургенев «Ермолай и мельничиха» – краткое содержание

Тургенев знакомит читателя со своим частым спутником по охоте – бродягой Ермолаем. Во время одной их совместной ночёвки у мельницы, к костру ночью приходит знакомая Ермолая – мельничиха Арина. Разговорившись с ней, писатель понимает, что это – бывшая горничная помещика Зверкова, о чьей истории он слышал раньше. Жена Зверкова держала у себя лишь незамужних служанок, считая, что замужним помешают «как следует ухаживать за барыней» заботы о детях. Арина же полюбила Петрушку-лакея и забеременела от него. Зверковы с позором выгнали её в деревню, разлучив с Петрушкой. От горя тот добровольно поступил в солдаты, а Арине пришлось пойти в жёны к нелюбимому мельнику.

полный текст рассказа «Ермолай и мельничиха» и его краткого содержания.

И. С. Тургенев. Ермолай и мельничиха. Аудиокнига

Тургенев «Малиновая вода» – краткое содержание

Утомившись на охоте, Тургенев садится отдыхать у родника на берегу речки Исты, который называют «Малиновой водой». Он встречает здесь двух знакомых крестьян. Один из них – старик Михайло Савельев, бывший дворецкий знаменитого в округе графа Петра Ильича – рассказывает, какие дорогие и шумные гуляния с музыкой и фейерверками тот устраивал «в старые времена» для своих вельможных гостей. Посреди рассказа к Малиновой воде вдруг подходит пожилой мужик Влас. Оказывается, что он идёт пешком из Москвы, где просил своего барина, сына того самого Петра Ильича, сбавить себе оброк по причине смерти кормильца-сына. Барин грубо прогнал Власа.

На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Малиновая вода» и его краткого содержания.

И. С. Тургенев. Малиновая вода. Аудиокнига

Тургенев «Уездный лекарь» – краткое содержание

Уездный лекарь рассказывает Тургеневу в гостинице о странном происшествии. Однажды он был вызван в захолустное поместье, к молодой, красивой девушке Александре, которая заболела горячкой. Врач провёл у постели больной несколько дней, вначале надеясь на её выздоровление, но потом поняв, что она умрёт. Догадалась об этом и сама больная. В отчаянной горести о том, что ей придётся сойти в могилу, не испытав любви, Александра обратила всю силу своей ни разу не разделённой страсти на неловкого доктора – единственного мужчину, который был сейчас рядом. Для неё это стало последним предсмертным утешением…

На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Уездный лекарь».

Тургенев «Мой сосед Радилов» – краткое содержание

Во время охоты Тургенев и Ермолай случайно заходят в сад помещика Радилова и знакомятся с ним самим. Радушный приветливый Радилов приглашает их к себе в дом на обед, знакомит со своей старой матерью, с опустившимся приживалом Фёдором Михеичем, с серьёзной и красивой сестрой жены Ольгой. Он старается развлечь гостей, однако Тургенев замечает в выражении лица нового знакомого знак какой-то тяжкой думы. Из разговора случайно выясняется, что у Радилова недавно умерла горячо любимая жена и эта утрата страшно потрясла его. Утешая Радилова, Тургенев выражает надежду, что какой-нибудь поворот судьбы выведет его из горя. Вдруг оживившись, Радилов ударяет рукой по столу со словами: «Да, стоит только решиться»… Вскоре Тургенев узнаёт, что Радилов внезапно уехал неизвестно куда с Ольгой, бросив поместье и мать.

На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Мой сосед Радилов».

Тургенев «Однодворец Овсянников» – краткое содержание

Пожилой однодворец (мелкий дворянин-«полукрестьянин») Овсянников слывёт умным и степенным человеком. Тургенев любит беседовать с ним, особенно интересуясь сравнением современности с прежней, екатерининской, эпохой. Овсянников считает, что раньше было больше произвола и самодурства, однако жизнь текла спокойнее и основательнее. Сейчас же среди дворян много любителей порассуждать о «гуманизме» и «передовых идеях» – но без понятия, как применить их к практической жизни. «Говорят так складно, что душа умиляется, а дела-то настоящего не смыслят, даже собственной пользы не чувствуют». Носятся с проектами «строительства фабрик на месте осушённых болот», за которые на деле и не думают приниматься. Богатые «либералы» отказываются уступить клочок своей земли на общую пользу. Распложаются наёмные сутяги, возбуждающие дутые судебные дела. В числе таковых – и племянник самого Овсянникова, Митя.

На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Однодворец Овсянников».

Тургенев «Льгов» – краткое содержание

Тургенев и Ермолай отправляются на охоту в село Льгов, где есть большой пруд со множеством уток. Там им встречаются два забавных и колоритных персонажа. Один – бывший дворовый крепостной Владимир, который раньше обучался у помещика музыке и служил камердинером, потом получил вольную и теперь держит себя как человек утончённых манер. Другой – шестидесятилетний крестьянин Сучок, переменивший за свою жизнь множество бар-владельцев и употреблявшийся ими на самые разные надобности. Сучок был и поваром, и «кофишенком», и кучером, и актёром помещичьего театра. Теперь он назначен «рыболовом» на пруд с обязанностью содержать лодку-дощаник. Тургенев, Ермолай, Владимир и Сучок выплывают на этой лодке за дичью, но в самый разгар стрельбы по уткам она тонет. Незадачливые охотники едва добираются до берега по найденному Ермолаем броду.

(Из цикла "Записки охотника")

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил к себе под обшлаг пятирублевую бумажку, причем, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался. Жар меня томил; я предвидел бессонную ночь и рад был поболтать с добрым человеком. Подали чай. Пустился мой доктор в разговоры. Малый он был неглупый, выражался бойко и довольно забавно. Странные дела случаются на свете: с иным человеком и долго живешь вместе и в дружественных отношениях находишься, а ни разу не заговоришь с ним откровенно, от души; с другим же едва познакомиться успеешь -- глядь, либо ты ему, либо он тебе, словно на исповеди, всю подноготную и проболтал. Не знаю, чем я заслужил доверенность моего нового приятеля, -- только он, ни с того ни с сего, как говорится, "взял" да и рассказал мне довольно замечательный случай; а я вот и довожу теперь его рассказ до сведения благосклонного читателя. Я постараюсь выражаться словами лекаря.

Вы не изволите знать, -- начал он расслабленным и дрожащим голосом (таково действие беспримесного березовского табаку), -- вы не изволите знать здешнего судью, Мылова, Павла Лукича?.. Не знаете... Ну, все равно. (Он откашлялся и протер глаза.) Вот, изволите видеть, дело было этак, как бы вам сказать -- не солгать, в Великий пост, в самую ростепель. Сижу я у него, у нашего судьи, и играю в преферанс. Судья у нас хороший человек и в преферанс играть охотник. Вдруг (мой лекарь часто употреблял слово: вдруг) говорят мне: человек ваш вас спрашивает. Я говорю: что ему надобно? Говорят, записку принес, -- должно быть, от больного. Подай, говорю, записку. Так и есть: от больного... Ну, хорошо, -- это, понимаете, наш хлеб... Да вот в чем дело: пишет ко мне помещица, вдова; говорит, дескать, дочь умирает, приезжайте, ради самого Господа Бога нашего, и лошади, дескать, за вами присланы. Ну, это еще все ничего... Да, живет-то она в двадцати верстах от города, а ночь на дворе, и дороги такие, что фа! Да и сама беднеющая, больше двух целковых ожидать тоже нельзя, и то еще сумнительно, а разве холстом придется попользоваться да крупицами какими-нибудь. Однако долг, вы понимаете, прежде всего: человек умирает. Передаю вдруг карты непременному члену Каллиопину и отправляюсь домой. Гляжу: стоит тележчонка перед крыльцом; лошади крестьянские -- пузатые-препузатые, шерсть на них -- войлоко настоящее, и кучер, ради уваженья, без шапки сидит. Ну, думаю, видно, брат, господа-то твои не на золоте едят... Вы изволите смеяться, а я вам скажу: наш брат, бедный человек, все в соображенье принимай... Коли кучер сидит князем, да шапки не ломает, да еще посмеивается из-под бороды, да кнутиком шевелит -- смело бей на две депозитки! А тут, вижу, дело-то не тем пахнет. Однако, думаю, делать нечего: долг прежде всего. Захватываю самонужнейшие лекарства и отправляюсь. Поверите ли, едва дотащился. Дорога адская: ручьи, снег, грязь, водомоины, а там вдруг плотину прорвало -- беда! Однако приезжаю. Домик маленький, соломой крыт. В окнах свет: знать, ждут. Вхожу. Навстречу мне старушка почтенная такая, в чепце. "Спасите, -- говорит, -- умирает". Я говорю: "Не извольте беспокоиться... Где больная?" -- "Вот сюда пожалуйте". Смотрю: комнатка чистенькая, а углу лампада, на постеле девица лет двадцати, в беспамятстве. Жаром от нее так и пышет, дышит тяжело -- горячка. Тут же другие две девицы, сестры, -- перепуганы, в слезах. "Вот, говорят, вчера была совершенно здорова и кушала с аппетитом; поутру сегодня жаловалась на голову, а к вечеру вдруг вот в каком положении..." Я опять-таки говорю: "Не извольте беспокоиться", -- докторская, знаете, обязанность, -- и приступил. Кровь ей пустил, горчичники поставить велел, микстурку прописал. Между тем я гляжу на нее, гляжу, знаете, -- ну, ей-Богу, не видал еще такого лица... красавица, одним словом! Жалость меня так и разбирает. Черты такие приятные, глаза... Вот, слава Богу, успокоилась; пот выступил, словно опомнилась; кругом поглядела, улыбнулась, рукой по лицу провела... Сестры к ней нагнулись, спрашивают: "Что с тобою?" -- "Ничего", -- говорит, да и отворотилась... Гляжу -- заснула. Ну, говорю, теперь следует больную в покое оставить. Вот мы все на цыпочках и вышли вон; горничная одна осталась на всякий случай. А в гостиной уж самовар на столе, и ямайский тут же стоит: в нашем деле без этого нельзя. Подали мне чай, просят остаться ночевать... Я согласился: куда теперь ехать! Старушка все охает. "Чего вы? -- говорю. -- Будет жива, не извольте беспокоиться, а лучше отдохните-ка сами: второй час". -- "Да вы меня прикажете разбудить, коли что случится?" -- "Прикажу, прикажу". Старушка отправилась, и девицы также пошли к себе в комнату; мне постель в гостиной постлали. Вот я лег, -- только не могу заснуть, -- что за чудеса! Уж на что, кажется, намучился. Все моя больная у меня с ума нейдет. Наконец не вытерпел, вдруг встал; думаю, пойду посмотрю, что делает пациент? А спальня-то ее с гостиной рядом. Ну, встал, растворил тихонько дверь, а сердце так и бьется. Гляжу: горничная спит, рот раскрыла и храпит даже, бестия! а больная лицом ко мне лежит и руки разметала, бедняжка! Я подошел... Как она вдруг раскроет глаза и уставится на меня!.. "Кто это? кто это?" Я сконфузился. "Не пугайтесь, -- говорю, -- сударыня: я доктор, пришел посмотреть, как вы себя чувствуете". -- "Вы доктор?" -- "Доктор, доктор... Матушка ваша за мною в город посылали; мы вам кровь пустили, сударыня; теперь извольте почивать, а дня этак через два мы вас, даст Бог, на ноги поставим". -- "Ах, да, да, доктор, не дайте мне умереть... пожалуйста, пожалуйста". -- "Что вы это, Бог с вами!" А у ней опять жар, думаю я про себя; пощупал пульс: точно, жар. Она посмотрела на меня -- да как возьмет меня вдруг за руку. "Я вам скажу, почему мне не хочется умереть, я вам скажу, я вам скажу... теперь мы одни; только вы, пожалуйста, никому... послушайте..." Я нагнулся; придвинула она губы к самому моему уху, волосами щеку мою трогает, -- признаюсь, у меня самого кругом пошла голова, -- и начала шептать... Ничего не понимаю... Ах, да это она бредит... Шептала, шептала, да так проворно и словно не по-русски кончила, вздрогнула, уронила голову на подушку и пальцем мне погрозилась. "Смотрите же, доктор, никому..." Кое-как я ее успокоил, дал ей напиться, разбудил горничную и вышел.

Тут лекарь опять с ожесточеньем понюхал табаку и на мгновение оцепенел.

Однако, -- продолжал он, -- на другой день больной, в противность моим ожиданиям, не полегчило. Я подумал, подумал и вдруг решился остаться, хотя меня другие пациенты ожидали... А вы знаете, этим неглижировать нельзя: практика от этого страдает. Но, во-первых, больная действительно находилась в отчаянии; а во-вторых, надо правду сказать, я сам чувствовал сильное к ней расположение. Притом же и все семейство мне нравилось. Люди они были хоть и неимущие, но образованные, можно сказать, на редкость... Отец-то у них был человек ученый, сочинитель; умер, конечно, в бедности, но воспитание детям успел сообщить отличное; книг тоже много оставил. Потому ли, что хлопотал-то я усердно около больной, по другим ли каким-либо причинам, только меня, смею сказать, полюбили в доме, как родного... Между тем распутица сделалась страшная: все сообщения, так сказать, прекратились совершенно; даже лекарство с трудом из города доставлялось... Больная не поправлялась... День за день, день за день... Но вот-с... тут-с... (Лекарь помолчал.) Право, не знаю, как бы вам изложить-с... (Он снова понюхал табаку, крякнул и хлебнул глоток чаю.) Скажу вам без обиняков, больная моя... как бы это того... ну, полюбила, что ли, меня... или нет, не то чтобы полюбила... а впрочем... право, как это, того-с... (Лекарь потупился и покраснел.)

Нет, -- продолжал он с живостью, -- какое полюбила! Надо себе наконец цену знать. Девица она была образованная, умная, начитанная, а я даже латынь-то свою позабыл, можно сказать, совершенно. Насчет фигуры (лекарь с улыбкой взглянул на себя) также, кажется, нечем хвастаться. Но дураком Господь Бог тоже меня не уродил: я белое черным не назову; я кое-что тоже смекаю. Я, например, очень хорошо понял, что Александра Андреевна -- ее Александрой Андреевной звали -- не любовь ко мне почувствовала, а дружеское, так сказать, расположение, уважение, что ли. Хотя она сама, может быть, в этом отношении ошибалась, да ведь положение ее было какое, вы сами рассудите... Впрочем, -- прибавил лекарь, который все эти отрывистые речи произнес, не переводя духа и с явным замешательством, -- я, кажется, немного зарапортовался... Этак вы ничего не поймете... а вот, позвольте, я вам все по порядку расскажу.

Так, так-то-с. Моей больной все хуже становилось, хуже, хуже. Вы не медик, милостивый государь; вы понять не можете, что происходит в душе нашего брата, особенно на первых порах, когда он начинает догадываться, что болезнь-то его одолевает. Куда денется самоуверенность! Оробеешь вдруг так, что и сказать нельзя. Так тебе и кажется, что и позабыл-то ты все, что знал, и что больной-то тебе больше не доверяет, и что другие уже начинают замечать, что ты потерялся, и неохотно симптомы тебе сообщают, исподлобья глядят, шепчутся... э, скверно! Ведь есть же лекарство, думаешь, против этой болезни, стоит только найти. Вот не оно ли? Попробуешь -- нет, не оно! Не даешь времени лекарству как следует подействовать... то за то хватишься, то за то. Возьмешь, бывало, рецептурную книгу... ведь тут оно, думаешь, тут! Право слово, иногда наобум раскроешь: авось, думаешь, судьба... А человек меж тем умирает; а другой бы его лекарь спас. Консилиум, говоришь, нужен; я на себя ответственности не беру. А уж каким дураком в таких случаях глядишь! Ну, со временем обтерпишься, ничего. Умер человек -- не твоя вина: ты по правилам поступал. А то вот что еще мучительно бывает: видишь доверие к тебе слепое, а сам чувствуешь, что не в состоянии помочь. Вот именно такое доверие все семейство Александры Андреевны ко мне возымело: и думать позабыли, что у них дочь в опасности. Я их тоже, с своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит. К довершению несчастия, такая подошла распутица, что за лекарством по целым дням, бывало, кучер ездит. А я из комнаты больной не выхожу, оторваться не могу, разные, знаете, смешные анекдотцы рассказываю, в карты с ней играю. Ночи просиживаю. Старушка меня со слезами благодарит; а я про себя думаю: "Не стою я твоей благодарности". Признаюсь вам откровенно -- теперь не для чего скрываться -- влюбился я в мою больную. И Александра Андреевна ко мне привязалась: никого, бывало, к себе в комнату, кроме меня, не пускает. Начнет со мной разговаривать, -- расспрашивает меня, где я учился, как живу, кто мои родные, к кому я езжу? И чувствую я, что не след ей разговаривать; а запретить ей, решительно этак, знаете, запретить -- не могу. Схвачу, бывало, себя за голову: "Что ты делаешь, разбойник?.." А то возьмет меня за руку и держит, глядит на меня, долго, долго глядит, отвернется, вздохнет и скажет: "Какой вы добрый!" Руки у ней такие горячие, глаза большие, томные. "Да, -- говорит, -- вы добрый, вы хороший человек, вы не то, что наши соседи... нет, вы не такой, вы не такой... Как это я до сих пор вас не знала!" -- "Александра Андреевна, успокойтесь, -- говорю... -- я, поверьте, чувствую, я не знаю, чем заслужил... только вы успокойтесь, ради Бога, успокоитесь... все хорошо будет, выбудете здоровы". А между тем, должен я вам сказать, -- прибавил лекарь, нагнувшись вперед и подняв кверху брови, -- что с соседями они мало водились оттого, что мелкие им не под стать приходились, а с богатыми гордость запрещала знаться. Я вам говорю: чрезвычайно образованное было семейство, -- так мне, знаете, и лестно было. Из одних моих рук лекарство принимала... приподнимется, бедняжка, с моею помощью примет я взглянет на меня... сердце у меня так и покатится. А между тем ей все хуже становилось, все хуже: умрет, думаю, непременно умрет. Поверите ли, хоть самому в гроб ложиться; а тут мать, сестры наблюдают, в глаза мне смотрят... и доверие проходит. "Что? Как?" -- "Ничего-с, ничего-с!" А какое ничего-с, ум мешается. Вот-с, сижу я однажды ночью, один опять, возле больной. Девка тут тоже сидит и храпит во всю ивановскую... Ну, с несчастной девки взыскать нельзя: затормошилась и она. Александра-то Андреевна весьма нехорошо себя весь вечер чувствовала; жар ее замучил. До самой полуночи все металась; наконец словно заснула; по крайней мере, не шевелится, лежит. Лампада в углу перед образом горит. Я сижу, знаете, потупился, дремлю тоже. Вдруг, словно меня кто под бок толкнул, обернулся я... Господи, Боже мой! Александра Андреевна во все глаза на меня глядит... губы раскрыты, щеки так и горят. "Что с вами?" -- "Доктор, ведь я умру?" -- "Помилуй Бог!" -- "Нет, доктор, нет, пожалуйста, не говорите мне, что я буду жива... не говорите... если б вы знали... послушайте, ради Бога не скрывайте от меня моего положения! -- А сама так скоро дышит. -- Если я буду знать наверное, что я умереть должна... я вам тогда все скажу, все!" -- "Александра Андреевна, помилуйте!" -- "Послушайте, ведь я не спала нисколько, я давно на вас гляжу... ради Бога... я вам верю, вы человек добрый, вы честный человек, заклинаю вас всем, что есть святого на свете, -- скажите мне правду! Если б вы знали, как это для меня важно... Доктор, ради Бога скажите, я в опасности?" -- "Что я вам скажу, Александра Андреевна, помилуйте!" -- "Ради Бога, умоляю вас!" -- "Не могу скрыть от вас, Александра Андреевна, -- вы точно в опасности, но Бог милостив..." -- "Я умру, я умру..." И она словно обрадовалась, лицо такое веселое стало; я испугался. "Да не бойтесь, не бойтесь, меня смерть нисколько не стращает". Она вдруг приподнялась и оперлась на локоть. "Теперь... ну, теперь я могу вам сказать, что я благодарна вам от всей души, что вы добрый, хороший человек, что я вас люблю..." Я гляжу на нее, как шальной; жутко мне, знаете... "Слышите ли, я люблю вас..." -- "Александра Андреевна, чем же я заслужил!" -- "Нет, нет, вы меня не понимаете... ты меня не понимаешь..." И вдруг она протянула руки, схватила меня за голову и поцеловала... Поверите ли, я чуть-чуть не закричал... бросился на колени и голову в подушки спрятал. Она молчит; пальцы ее у меня на волосах дрожат; слышу: плачет. Я начал ее утешать, уверять... я уж, право, не знаю, что я такое ей говорил. "Девку, -- говорю, -- разбудите, Александра Андреевна... благодарю вас... верьте... успокойтесь".

-- "Да полно же, полно, -- твердила она. -- Бог с ними со всеми; ну, проснутся, ну, придут -- все равно: ведь умру же я... Да и ты чего робеешь, чего боишься? Подними голову... Или вы, может быть, меня не любите, может быть, я обманулась... в таком случае извините меня". -- "Александра Андреевна, что вы говорите?.. я люблю вас, Александра Андреевна". Она взглянула мне прямо в глаза, раскрыла руки. "Так обними же меня..." Скажу вам откровенно: я не понимаю, как я в ту ночь с ума не сошел. Чувствую я, что больная моя себя губит; вижу, что не совсем она в памяти; понимаю также и то, что не почитай она себя при смерти, -- не подумала бы она обо мне; а то ведь, как хотите, жутко умирать в двадцать пять лет, никого не любивши: ведь вот что ее мучило, вот отчего она, с отчаянья, хоть за меня ухватилась, понимаете теперь? Ну не выпускает она меня из своих рук. "Пощадите меня, Александра Андреевна, да и себя пощадите, говорю". -- "К чему, -- говорит, -- чего жалеть? Ведь должна же я умереть..." Это она беспрестанно повторяла. "Вот если бы я знала, что я в живых останусь и опять в порядочные барышни попаду, мне бы стыдно было, точно стыдно... а то что?" -- "Да кто вам сказал, что вы умрете?" -- "Э, нет, полно, ты меня не обманешь, ты лгать не умеешь, посмотри на себя". -- "Вы будете живы, Александра Андреевна, я вас вылечу; мы испросим у вашей матушки благословение... мы соединимся узами, мы будем счастливы". -- "Нет, нет, я с вас слово взяла, я должна умереть... ты мне обещал... ты мне сказал..." Горько было мне, по многим причинам горько. И посудите, вот какие иногда приключаются вещицы: кажется, ничего, а больно. Вздумалось ей спросить меня, как мое имя, то есть не фамилия, а имя. Надо же несчастье такое, что меня Трифоном зовут. Да-с, да-с; Трифоном, Трифоном Иванычем. В доме-то меня все доктором звали. Я, делать нечего, говорю: "Трифон, сударыня". Она прищурилась, покачала головой и прошептала что-то по-французски, -- ох, да недоброе что-то, -- и засмеялась потом, нехорошо тоже. Вот этак-то я почти всю ночь провел с ней. Поутру вышел, словно угорелый; вошел к ней опять в комнату уже днем, после чаю. Боже мой, Боже мой! Узнать ее нельзя: краше в гроб кладут. Честью вам клянусь, не понимаю теперь, не понимаю решительно, как я эту пытку выдержал. Три дня, три ночи еще проскрыпела моя больная... и какие ночи! Что она мне говорила!.. А в последнюю-то ночь, вообразите вы себе, -- сижу я подле нее и уж об одном Бога прошу: прибери, дескать, ее поскорей, да и меня тут же... Вдруг старушка мать -- шасть в комнату... Уж я ей накануне сказал, матери-то, что мало, дескать, надежды, плохо, и священника не худо бы. Больная, как увидела мать, и говорит: "Ну вот, хорошо, что пришла... посмотри-ка на нас, мы друг друга любим, мы друг другу слово дали". -- "Что это она, доктор, что она?" Я помертвел. "Бредит-с, -- говорю, -- жар..." А она-то: "Полно, полно, ты мне сейчас совсем другое говорил, и кольцо от меня принял... что притворяешься? Мать моя добрая, она простит, она поймет, а я умираю -- мне не к чему лгать; дай мне руку..." Я вскочил и вон выбежал. Старушка, разумеется, догадалась.

Это произведение открывает весь цикл рассказов, а, следовательно, и краткое содержание «Записок охотника» Тургенева. Жарким июльским днём рассказчик заблудился среди леса. Уже после наступления темноты ему удалось выйти к ночному пастбищу, где он попросился переночевать рядом с пятью ребятишками-пастухами: Федей, Ильюшей, Павлушей, Ваней и Костей. Сидя у костра, каждый из мальчиков рассказывал свою историю, связанную с встречей с тем или иным сказочным существом. Федя повествует о том, что однажды, ночуя на фабрике, повстречал настоящего домового. Костя же рассказывает историю плотника Гаврилы, который повстречал русалку. Господь надоумил плотника осенить себя крестом, русалка расплакалась и исчезла. Однако напоследок пожелала, чтобы и Гаврила всегда ходил грустным. Ильюша поведал о том, как псарь Ермил нашёл на могиле утопленника белого барашка, который с наступлением темноты оскалил зубы и начал говорить с ним человеческим голосом. Затем мальчики рассказали о том, что если в сесть на паперти в церкви, можно увидеть покойника или же одного из тех, кто скоро отправится к праотцам. В этот момент вернулся Павлуша и сообщил, что дело худо: его звал домовой. А Федя добавил, что Павла уже звал утопший Васятка. Охотник уснул. Когда утром он проснулся, все мальчики спали. Проснулся только Павлуша и пристально посмотрел на ночного гостя. Тот молча кинул ему и пошел вдоль реки. Павлуши, к сожалению, не стало в том же году: мальчик упал с лошади и убился.

«Хорь и Калиныч»

Продолжая излагать краткое содержание «Записок охотника» Тургенева, перейдём к следующему рассказу. Это, фактически, знакомство с двумя совершенно противоположными характерами, которые, тем не менее, сумели найти общий язык и сдружиться. Перед рассказчиком предстаёт Хорь - не мечтательный, расчетливый человек, который насквозь видит их общего с Калинычем барина - Полутыкина, умеющий скрывать свои мысли, хитрить, если нужно. Калиныч же - его полная противоположность: для него важно поддерживать контакт с природой, это - личность мечтательная, доверчивая, не слишком хорошо разбирающаяся в людях. Калиныч был хорошо знаком с секретами природы: ему удавалось заговаривать испуг и останавливать кровь. Хорь же, более практичный и близкий «к обществу, к людям», не обладал этими умениями. Тем не менее, Хорь был привязан к Калинычу и покровительствовал ему, так как ощущал себя более мудрым. В свою очередь, Калиныч любил и уважал своего друга.

«Ермолай и мельничиха»

Краткое содержание «Записок охотника» Тургенева ведёт нас дальше. Рассказчик знакомит нас с Ермолаем - странноватым человеком, беззаботным, достаточно говорливым, с виду рассеянным и неловким. Тем не менее, Ермолай имел прекрасное чутьё в плане охоты и рыбалки. Отправившись на вечернюю охоту на вальдшнепов, герои решили переночевать на близлежащей мельнице. Жена мельника Арина позволила им переночевать под открытым навесом и снесла им немного еды для ужина. Выяснилось, что рассказчик был знаком с её бывшим барином - г-ном Зверковым (некогда Арина была горничной у его жены). Много лет назад Арина попросила у барина дозволения выйти замуж за лакея Петрушку. Барин и его супруга были оскорблены такой просьбой, а потому девушку они сослали в деревню, а Петрушку отдали в солдаты. Позднее Арина обручилась с мельником, который и выкупил её.

«Уездный лекарь»

Ещё один интересный, хотя и очень простой рассказ, который стоит включить в краткое содержание «Записок охотника» Тургенева. Как-то осенью во время своих странствий рассказчик заболел. Он останавливается в гостинице в уездном городке. К нему приводят Трифона Ивановича - уездного лекаря, который выписывает герою лекарство и делится своей историей. Как-то раз доктора вызвали в дом обедневшей вдовы - в записке хозяйка сообщила, что её дочь находится при смерти и попросила врача приехать как можно быстрее. Прибыв в дом вдовы, Трифон Иванович начал оказывать посильную помощь больной Александре Андреевне, которая мучилась от горячки. В течение нескольких дней доктор ухаживает за пациенткой и начинает испытывать «сильное к ней расположение». Однако невзирая на все его старания, Александра не шла на поправку. Как-то ночью, ощущая, что конец близок, девушка призналась в любви Трифону Ивановичу. Спустя 3 дня Александра Андреевна скончалась. Сам же лекарь после этой истории взял в жёны Акулину - купеческую дочь, которая отличалась скверным нравом, но имела целых семь тысяч приданого.

«Бурмистр»

Сколько удивительных, разнообразных и не похожих друг на друга характеров сумел изобразить И. Тургенев! Сборник «Записки охотника» можно назвать одним из лучших достижений писателя. Герой этого рассказа - Аркадий Павлович Пеночкин. Пеночкин считается одним из самых образованных людей в округе, одним из самых завидных женихов. Его дом выстроен по плану архитектора из Франции, он выписывает французские книги (хотя и почти не читает их), его люди одеты по английской моде. Автор не слишком хорошо относится к Пеночкину, но как-то раз вынужден остановиться у дворянина на ночлег. Наутро они оба отправляются в деревню Пеночкина - Шипиловку, и останавливаются в доме Софрона Яковлевича, местного бурмистра. Пеночкин расспрашивает его о хозяйственных делах, и бурмистр рассказывает о том, что всё идет как нельзя лучше - благодаря мудрым распоряжениям барина, конечно. Объехав поместье, герои видят, что повсюду царит исключительный порядок. Однако выходя из сарая после охоты, герои видят двух мужиков - одного молодого, а другого постарше. Те стоят на коленях и жалуются, что замучены до предела бурмистром. Двух сыновей старика Софрон уже забрал в рекруты, а теперь хочет отнять и третьего. Последнюю корову со двора увёл, а жену и вовсе избил. Мужики утверждают, что бурмистр разоряет не только их. Но Пеночкин не желает даже слушать их. Спустя несколько часов в Рябове рассказчик разговорился с Анпадистом - местным знакомым мужиком. Повествователь начинает расспрашивать давешнего знакомого о шипиловских крестьянах. В ответ он слышит, что деревня лишь официально принадлежит Пеночкину, а Софрон владеет ею, как своим личным добром и делает, что ему заблагорассудится. Крестьяне вынуждены работать, как батраки, не покладая рук, а Софрон наживается на их труде. Барину же мужики не видят смысла жаловаться: Пеночкину всё равно, покуда нет недоимок.

Разумеется, приведённые рассказы - это далеко не все произведения из цикла. Однако, ознакомившись с кратким содержанием некоторых творений, вы можете убедиться, насколько разносторонне и необычно подошел к изображению жизни простых людей «Записки охотника» - это цикл рассказов, который по праву может считаться одним из самых достойных и примечательных за всю историю русской литературы.

Она – молодая красивая и скромная девушка по имени Александра, дочь небогатого писателя. Получила хорошее воспитание и образование, но живет в глуши с матерью и двумя сестрами. Все достояние – маленький домик, книги, да несколько крестьянских семей. С соседями не общаются «оттого, что «мелкие им не под стать приходились, а с богатыми гордость запрещала знаться». Рассказ входит в цикл «Записки охотника». Здесь, рассказывая сложные истории человеческих отношений, автор поднимает темы уважения к себе и людям, доверия и ненависти, любви и смерти…И многие другие. В рассказе «Уездный лекарь» рассмотрены темы самооценки, взаимоотношений мужчины и женщины и….

Итак, встретились двое. Он – молодой врач. Небольшого роста, неприметной внешности, застенчивый и не уверенный в себе. Да имя крестьянское – Трифон Иванович, гордости не добавляет. Учился, видимо, не очень старательно – латынь скоро была почти забыта, интерес к работе пропал и начались обычные серые будни. Беготня по вызовам, невеликая практика, небольшие заработки…По вечерам рутина скрашивалась игрой в карты с соседями. А тут вдруг – вызов к пациенту. Вроде и ехать не хочется, распутица и время вечернее. Но долг врача не забыт и заставляет ехать. Добирались долго, по плохой дороге, устали. Но тут он увидел пациентку, и усталость была забыта.

Основным занятием были прогулки, рукоделие, да чтение романов. Восторженное и чувствительное существо в глуши и уединении – лучший объект для мечтаний и грез. И вдруг – болезнь.

И вот они встретились. Казалось бы, самая банальная ситуация – встреча пациентки с врачом. Красота девушки, ее страстная мольба о спасении тронули врача, и он решил остаться на несколько дней. Он менял лекарства, развлекал пациентку, ухаживал за ней. Но болезнь не уступала. Александре становилось хуже. Самооценка врача, и так низкая, падала все больше, растерянность и невозможность у кого-то спросить совета привели к тому, что из памяти пропали и последние знания. «Так тебе и кажется, что позабыл ты все, что знал…Право слово, иногда рецептурную книгу наобум раскроешь: авось, думаешь, судьба… А человек меж тем умирает.» И постепенно Трифон превращался из врача – специалиста в лекаря, надеющегося только на чудо. И вот однажды Александра спросила о вероятности смерти, а ответить он не сумел. Мялся, бормотал что-то о божьей милости. А она призналась в любви – «если я умру, то уже не стыдно и не страшно». Трифон, конечно, понимал, что это не любовь, а отчаяние. «Жутко умирать в двадцать пять лет никого не любивши, вот она за меня и ухватилась». Но мужества, уверенности в себе у него не хватило даже для ого, чтобы успокоить больную. Услышав признание в любви лекарь малодушно сбежал. На другой день девушка скончалась.

В жизни Трифона почти ничего не изменилось. Не стал он усиленно изучать медицину, чтобы стать хорошим врачом и опускался в болото монотонной провинциальной жизни все глубже. В итоге нудные обязанности, злая жена да орущие ребятишки. А радостей немного – двухрублевый выигрыш у соседа в карты, да возможность пожаловаться случайному пациенту на жизненные неприятности. А мог бы стать врачом…

Несколько интересных сочинений

  • Столичное и поместное дворянство в романе Евгений Онегин
  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!