Анализ любого произведения бальмонта. Стихи Бальмонта – анализ

Урок литературы в 11 классе

Тема : «Трепет жизни» в поэзии К. Бальмонта» .

(Сонет «Август». Опыт анализа и интерпретации

поэтического текста).

Задачи урока . 1. Напомнить старшеклассникам о сложных духовных поисках литературы Серебряного века через осознание своеобразия поэтического мира К.Бальмонта. (1867-1942г.г.)

2. Дать понятие об импрессионистическом видении мира К. Бальмонта

4. Пробуждать «чувство поэзии», учить воспринимать литературу как искусство слова, формировать эмоциональную восприимчивость.

5. Повторить необходимые литературоведческие термины и понятия (актуализация литературно-теоретических знаний), способствовать обогащению и усложнению словарного запаса старшеклассников, развитию их речевой культуры

Оформление урока .

1. Портреты К. Бальмонта.

2. Репродукции картин художников- импрессионистов.

3. Музыкальное оформление: романсы на стихи К. Бальмонта, «Мимолётности» С. Прокофьева, музыка К. Дебюсси.

4.Презентация

Словарь к уроку.

Интерпретация - толкование

Импрессионизм – направление в искусстве конца XIX - начала XX века, основанное на стремлении воспроизвести впечатления, настроения и переживания художника.

Интерпретация – истолкование, разъяснение

Сонет - стих-ный лирический жанр, состоящий из двух катренов и двух терцетов с определённой системой рифмовки

Элегия – стихотворный жанр; философские раздумья о жизни, о любви, о смерти.

Эпитет художественное определение в переносном значении.

Эпиграф – небольшой текст перед произведением, выражающий его идею или обозначающий тему.

Ренессанс – эпоха Возрождения

Предтеча – тот, кто своей деятельностью подготовил условия для деятельности других, предвестник.

Изысканность – утончённость, изящество.

Экстравагантный – необычный, слишком своеобразный, расходящийся с общепринятыми нормами.

Ямб двусложный размер стиха, в котором ударение падает на 2, 4, 6 …слоги.

Канон – основное правило; то, что является традиционной, обязательной нормой.

Инверсия - обратный порядок слов, использованный для достижения определённой художественной цели.

Кульминация - наивысшая точка напряжения.

Эпиграфы к уроку:

Целый мир - от красоты,

от велика и до мала

А.Фет.

В каждой мимолётности вижу я миры…

К. Бальмонт

Ход урока

    Организационный момент (1 мин.)

    Актуализация (слово учителя, сообщение общей цели урока, беседа).

Сегодня мы с вами обратимся к личности одного из поэтов, без которого трудно представить русскую поэзию начала XX века - эпохи, получившей название Серебряный век.

Мы постараемся увидеть его поэтическую индивидуальность, попытаемся

понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его ярком и своеобразном творчестве.

Итак, окунёмся мысленно в атмосферу блистательного, ренессансного русского Серебряного века. - Каким содержанием для вас наполнено понятие «Серебряный век»? Что позволяет применить к нему определение «ренессансный»?

Что отличает созвездие ярких имён, украсивших этот период? (талант, своеобразие, поиски новых форм, нестандартное видение мира…)

На творчество К.Бальмонта не было и по сей день нет устойчивой историко – литературной точки зрения. Им восторгались, ему пророчили великое будущее, о нём спорили, его низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

Так, кто же он? Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов Серебряного века? К сожалению, сегодня у нас очень мало времени. И поиски однозначного, категорического и объективного ответа на этот вопрос не есть задача нашего с вами разговора. Она несколько уже, но должна дать пищу для ваших размышлений.

3. Этап усвоения новых знаний

Взгляните на его портреты (фотография в шляпе, фото 910 г., другие).

Если бы вам понадобилось запечатлеть облик Бальмонта в словах, какие бы главные вы подобрали? (Романтический, слегка надменный, запоминающийся, видный…)

Глядя на портрет, очень легко представить, что именно этот человек заявил о себе так:

Я – изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты – предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны

Переплеск многопенный, разорвано-слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зелёного мая –

Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблён

И в себя и в других,

Я - изысканный стих.

Как эти строки помогают вам дополнить характеристику Бальмонта? (Самоуверенность. самомнение, убеждённость в своей исключительности…)

Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из самой своей жизни. Он совершил столько экстравагантных, чудаческих, скандальных поступков, что эта «бальмонтовщина « заслонила для многих образ самого поэта.

Но, может быть, читая его стихи, мы поймём, что многочисленные бальмонтовские «я» - это не эгоизм, не кокетство, не преувеличенное самомнение, а просто восхищение богатством мира, удивление и радость открытия его красоты и изменчивости?

Ведь именно такое мировосприятие и мироощущение он сохранил до конца своей жизни, которая обернулась для него мрачной бездной, непомерным горем и одиночеством.

В 1920 году Бальмонт покинул Москву навсегда. (До этого были две вынужденные эмиграции в 1902-1905 и в 1908-1913 г.г.) Он умер в 1942 году недалеко от Парижа от воспаления лёгких. Немногие пришли сказать ему последнее «прощай». Но он ушёл, благословляя мир, о котором с искренней убеждённостью мог бы сказать словами А.Фета:

Целый мир – от красоты

От велика и до мала.

(См. 1-ый эпиграф)

М.Цветаева писала: «Изучив 16 языков, говорил и писал он на особом, 17-ом языке, на «бальмонтовском».

Почитаем его стихи, которые сам он называл песнопениями (- Чувствуете разницу?)

Они различны по жанру: элегии, послания, гимны, фантазии, сонеты и даже молитвы.

Но прежде чем мы послушаем их, вспомните, к какому литературному течению относился К. Бальмонт. (К старшим символистам)

Примечательно, что исследователи творчества Бальмонта называли его стиль (как, кстати, и стиль А.Фета) импрессионизмом в поэзии .

И, действительно, очень многое роднит лирику К. Бальмонта с удивительным явлением - направлением в мировом искусстве XIX - первой половины XX века – импрессионизмом.

Всё началось в 60-е г.г. в Париже. В Салоне (знаменитая художественная выставка) были представлены картины художников, которых И.Е. Репин назвал храбрецами, а французская пресса – «бандой сумасшедших»: Клода Моне, Эдуарда Мане. Эдгара Дега, Огюста Ренуара.

Название новому направлению (критика называла его «мазня») дала работа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Всем вдруг стало понятно, что художники стремятся не копировать жизнь, а передать впечатление от неё. От французского слова «впечатление» -

«impression » и пошло название импрессионизм. Дань этому направлению отдали и русские художники Константин Коровин, Игорь Грабарь, Исаак Левитан, Валентин Серов.

(Демонстрация репродукций)

А теперь вслушаемся в звучание стихов Бальмонта и попробуем уловить ту импрессию, которая сближает его поэзию с картинами этих художников.

(Звучат стихи (или фрагменты) в исполнении учителя. Тексты стихов – перед каждым учеником)

1. «Фантазия» (Из первого сборника «Под северным небом»)

2. «Камыши»

3. «Я в этот мир пришёл…»

4. «Безглагольность»

Первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и в лирике, - стремление передать жизнь во всём богатстве тонких, сложных, быстролётных видоизменений зафиксировать впечатление от мига, в котором отразился «трепет жизни».

Вторая примета – предмет изображения.

О чём рассказывают и эти картины, и стихи Бальмонта?

(О радости жизни, о красоте природы, о мимолётных состояниях души, о ветре в камышах).

Бальмонт, как и импрессионисты, богат светом. Особое пристрастие он испытывает к цветовым эпитетам:

Красный парус в синем море, в море голубом .

Белый парус в море сером спит свинцовым сном.

Вспомните, какую роль играли цветовые эпитеты у Блока и Есенина? (Они были символичны. Каждый цвет что-то обозначал: страсть, любовь, разлуку…)

Бальмонт же использует их как импрессионист: эпитеты накладываются один на другой, как цвета и оттенки цветов на палитре живописца.)

Обратите внимание на второй эпиграф (на доске). Поэзия мимолётности – вот какое определение даёт Бальмонт своей поэзии.

Мимолётность, музыкальность, сладкоголосие, упоённость речью – вот основа поэтики К. Бальмонта. Его называли магом и чародеем слова. Его называли «Паганини русского стиха». Не случайно на стихи К. Бальмонта создано около 500 романсов.

(Звучит романс на слова Бальмонта)

Старшие символисты, в число которых входил Бальмонт, стремились возродить культуру стиха, проповедовали культ красоты и свободу самовыражения. Именно русская поэзия обязана возрождением вкуса к яркой, выразительной форме стиха.

Поэтическая практика русских символистов утвердила канон сонета почти классической чистоты. Пример тому – сонет К. Бальмонта «Август» , вошедший в одну из его ранних книг «Под северным небом».

Послушаем его и на его примере попробуем выполнить одну из главных задач нашего урока – попытаться разобраться в том, что называется «тайной поэзии», понять, в чём красота этого маленького поэтического произведения и сила его воздействия на нас - чутких, думающих и достаточно опытных читателей.

Как ясен август, нежный и спокойный,

Сознавший мимолётность красоты.

Позолотив древесные листы,

Он чувства заключил в порядок стройны

В нём кажется ошибкой полдень знойный,-

С ним больше сродны грустные мечты,

Прохлада, прелесть тихой простоты

И отдыха от жизни беспокойной.

В последний раз пред остриём серпа

Красуются колосья наливные,

Взамен цветов везде плоды земные.

Отраден вид тяжёлого снопа,

А в небе – журавлей летит толпа

И криком шлёт «прости» в места родные.

Эвристическая беседа

Каким стихотворным размером написан сонет? (Пятистопным ямбом ).

Что придаёт он стихотворению? (Медлительность, плавность).

- Приём инверсии , неоднократно используемый автором, способствует тому же, придавая при этом стиху особую выразительность. - Вспомните, что называется инверсией, найдите примеры её в тексте. («Август, нежный и спокойный», «порядок стройный», «жизни беспокойной», «полдень знойный», «колосья наливные», «места родные»)

Попробуйте заменить на прямой порядок слов. Что теряет стихотворение?

Общая тональность сонета определяется двумя основными мотивами : это мотивы пощания и тихой умиротворённости, проникнутой лёгкой и светлой печалью.

Найдите приметы «прощания». («Прощание начинается уже с заглавия (а заглавие – это эпицентр художественного произведения): август – прощальный, последний месяц уходящего лета. Далее – «мимолётность красоты», последний раз красующиеся колосья, журавлиное «прости»)

А почему «кажется ошибкой полдень знойный»? (В определении «знойный» качество (горячий, жаркий) доведено почти до кульминации, а это отнюдь не гармонирует с общим настроением, пронизывающим августовский пейзаж, в котором и краски, и звуки, и эмоции приглушённы и умеренны: «нежный», «спокойный», «грустные мечты», «прохлада», «тихая простота и отдых».

Покажите олицетворённость момента природы, пограничного между жарким, щедрым летом и подступающей грустью осени. (Это ясный и немного усталый август, мудро осознавший «мимолётность красоты» и покорившийся неизбежности своего ухода, это «наливные колосья», красующиеся «последний раз пред остриём серпа», это «толпа журавлей», последний раз окликающих землю с небес…)

Как, благодаря чему приходит автор к созданию этих образов? (Благодаря тем чувствам, которые возникают у него под впечатлением картин и явлений, тронувших его душу. Он стремится передать своё настроение и настроение природы, прикоснуться к красоте и раскрыть её перед читателем)

А какие ощущения, чувства остались у вас после прочтения сонета и его анализа?

В заключение следует сказать, именно желание и умение просто и искренне радоваться жизни, ярко, небанально, изысканно и красиво рассказать об увиденном позволили В. Брюсову назвать стих Бальмонта «звонко-певучим».

В одной из своих статей Бальмонт писал: «Поэзия…заставляет читателя пройти путь от картины к душе её…». Именно это мы и попытались с вами сделать только что.

Домашнее задание - совет: учиться видеть и ценить в жизни всё, что может по-настоящему украсить её, сделать осмысленнее, ярче и духовно богаче.)

Заключительное слово . Природа и живопись, природа и поэтическое слово. Они как бы созданы друг для друга. Но есть ещё третья составляющая этого треугольника. – Какая? (Музыка ).

Музыкой французского композитора – импрессиониста Клода Дебюсси мы завершаем нашу встречу. И, может быть, именно она поможет вам полнее ощутить и душу поэтического слова, и красоту природы, и созвучие наших с ней настроений, и ту мимолётность впечатлений, которой так дорожили импрессионисты – художники, поэты, музыканты

(Звучит музыка Клода Дебюсси)



Отраднее всего моим мечтам
Прекрасные чудовища Китая.
Дракон - владыка солнца и весны,
Единорог - эмблема совершенства,
И феникс - образ царственной жены,
Слиянье власти, блеска и блаженства.
Люблю однообразную мечту
В созданиях художников Китая,
Застывшую, как иней, красоту,
Как иней снов, что искрится, не тая.
Симметрия - их основной закон.
Они рисуют даль - как восхожденье,
И сладко мне, что страшный их дракон -
Не адский дух, а символ наслажденья.
А дивная утонченность тонов,
Дробящихся в различии согласном,
Проникновенье в таинство основ,
Лазурь в лазури, красное на красном!
А равнодушье к образу людей,
Пристрастье к разновидностям звериным,
Сплетенье в строгий узел всех страстей,
Огонь ума, скользящий по картинам!
Но более, чем это всё, у них
Люблю пробел лирического зноя.
Люблю постичь сквозь легкий нежный стих
Безбрежное отчаянье покоя.

К старинным манускриптам в поздний час
Почувствовав обычное призванье,
Я рылся между свитков - и как раз
Чванг-Санга прочитал повествованье.
Там смутный кто-то,- я не знаю кто,-
Ронял слова печали и забвенья:
«Бесчувственно Великое Ничто,
В нем я и ты - мелькаем на мгновенье.
Проходит ночь - и в роще дышит свет,
Две птички, тесно сжавшись, спали рядом,
Но с блеском дня той дружбы больше нет,
И каждая летит к своим усладам.
За тьмою - жизнь, за холодом - апрель,
И снова темный холод ожиданья.
Я разобью певучую свирель.
Иду на Запад, умерли мечтанья.
Бесчувственно Великое Ничто,
Земля и небо - свод немого храма.
Я тихо сплю,- я тот же и никто,
Моя душа - воздушность фимиама».

<Февраль 1900>

Подробный анализ стихотворения Бальмонта К. Д. "Великое ничто"

В феврале 1900 года на свет появилось одно из интереснейших лирических произведений Константина Дмитриевича Бальмонта - "Великое Ничто", которое по сути трудно назвать стихотворением. "Великое Ничто" считается микроциклом, состоящим из двух произведений: "Моя душа – глухой всебожный храм" и "К старинным манускриптам..." . Они чаще всего публикуются вместе, нежели по отдельности, однако многие принимают их за одно стихотворение, состоящее из двух частей.

Это лирическое произведение входит в цикл "Сознание" и было впервые опубликовано в сборнике стихотворений "Будем как Солнце" в 1903 году. Константин Бальмонт посвятил своим друзьям и "Великое Ничто", и весь сборник. Стихотворение написано под влиянием того периода жизни поэта, когда Бальмонт увлекся китайским языком и мифологией.

Разбирая данное лирическое произведение по строкам, в первую очередь обратим внимание на название. "Великое Ничто" - понятие китайской мифологии эпохи Сун, о котором говорится в стихотворении:

Бесчувственно Великое Ничто,
В нём я и ты - мелькаем на мгновенье...

Бесчувственно Великое Ничто,
Земля и Небо - свод немого храма.

Великое Ничто в китайской мифологии - символ Великой пустоты, вечности, цели познания.

По жанру оба стихотворения микроцикла "Великое Ничто" представляют собой различные жанры лирики: "Моя душа - глухой всебожный храм..." относят к оде, так как в нем присутствуют мотивы возвышенности, торжества и хваления, в то время как "К старинным манускриптам...." является элегией с элементами печали.

Восточная тема, тема красоты и гармонии образов Китайской мифологии являются ведущими в стихотворениях "Великое Ничто":

Люблю однообразную мечту
В созданиях художников Китая...

Тема восхищения Китайской культурой передается различными литературными средствами в текстах обоих стихотворений. Например, в первом стихотворении автор использует образы мифических чудовищ Востока, чтобы показать "пристрастье к разновидностям звериным":

Дракон, владыка солнца и весны,
Единорог, эмблема совершенства,
И феникс, образ царственной жены,
Слиянье власти, блеска, и блаженства.

Константин Бальмонт создаёт прекрасное произведение, обращаясь в мифологическим сюжетам и образам. Константин Бальмонт восхищается этими "прекрасными чудовищами" - так называет образы существ из мифов сам поэт, используя прием оксюморон, чем подчеркивает необычное отношение к персонажам преданий, их яркость как героев. Оксюморон используется поэтом в лирическом произведении несколько раз, чтобы показать красоту контраста восточной культуры, и выглядит, и звучит это несомненно красиво, необычно: страшный дракон - символ наслажденья, в различии согласном, отчаянье покоя.
В лирическом произведении Константина Бальмонта "Великое Ничто" несколько раз используются эпитеты, придающие слову эмоциональность, звучность и яркое описание: застывшая красота, дивная утонченность тонов, легкий нежный стих, темный холод.
Автор использует всевозможные сравнения для выражения живости, проводя параллель с прекрасным Китаем: Застывшую, как иней, красоту/Как иней снов, что искрится не тая, даль как восхожденье.
Невозможно не заметить многочисленные олицетворения в обеих частях стихотворения "Великое Ничто". С помощью оживления обыденных вещей и предметов Константин Бальмонт показывает их незаменимую роль в культуре востока, их красоту. Благодаря олицетворениям, которыми пропитано почти каждое словосочетание, строки произведения буквально дышат жизнью:
Моя душа - глухой всебожный храм,
Там дышат тени, смутно нарастая.
Отраднее всего моим мечтам...
...Застывшую, как иней, красоту...
...Огонь ума, скользящий по картинам!..
...Проходит Ночь, и в роще дышит свет...
...Иду на Запад, умерли мечтанья...
Стихотворения микроцикла "Великое Ничто" написаны пятистопным ямбом, это придает лирическим произведениям пера Константина Бальмонта динамичность, звучность. Мужская рифма лирического произведения придает ему некоторую певучесть. Способ связи - перекрестная рифма.
Лирический герой стихотворений Бальмонта в первой части рассуждает о невероятной красоте китайской культуры, ее мифов, художников и творчества в целом. Здесь без труда обнаруживаются восхищение и торжественность. Вторая же часть произведения "Великое Ничто" показывает читателю лирического героя с другой стороны, он философски размышляет о Великой пустоте, о вечности, о круговороте жизни. Выводы этих рассуждений и являются основными идеями стихотворений.
В творчестве Константина Дмитриевича Бальмонта микроцикл "Великое Ничто" занимает, пожалуй, одно из важнейших мест, чего, к сожалению, нельзя сказать о месте произведения в русской литературе в целом.

Анализ стихотворения "Фантазия" Бальмонта

Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта.

Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека.

Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья».

Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее.

Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».

«Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны – ясные и светлые.

«Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья, дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.

Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе – риторические вопросы.

Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.

/ / / Анализ стихотворения Бальмонта «Поздно»

Любовь не жаловала К. Бальмонта. Было время, когда это чувство разрывало поэта пополам между двумя возлюбленными. Стихотворения этого периода отличаются депрессивным состоянием лирического героя и мрачным фоном. К нему относится и произведение «Поздно», созданное в 1903 году.

Тема анализируемого стиха – угасание любви. Автор показывает, как осознание невозможности любить сказывается на душевном состоянии человека. Он утверждает, что без светлого чувства мир становится мрачным.

В центре стихотворения лирический герой, вспоминающий о печальном рандеву с былой возлюбленной. Его мысли переносят читателя в полночный час. Во время печальных раздумий мужчина пребывает в доме, из которого видны дальние башни. Он замечает, что сон города страшный и таинственный.

Мрачный ночной пейзаж – лишь прелюдия к описанию душевного состояния лирического героя. Свои ощущения он лаконично характеризует необычным наречием "тягостно-обидно". Далее он признается, что все из-за того, что в начале зарождения чувства влюбленные не заметили душевного порыва, а теперь любить уже поздно, как и думать над любовью. Тем не менее, герой не углубляется, почему так вышло. Последняя строка подчеркивает сожаление мужчины и звучит как заклинание: "Было поздно, поздно, поздно".

В стихотворении «Поздно» К. Бальмонт использует художественные средства, чтобы воссоздать переживания лирического героя, его горькие раздумья над сложившейся ситуацией. В тексте встречаются метафоры: «поздно в наших думах», «пела полночь», «темный сон домов», «снов… созвучье отзвучало», «било полночь в наших думах». Они являются не только средством психологизма, но и инструментом для создания пейзажа. Дополняют картину эпитеты: дома «угрюмые», «даль небес… беззвездна», «блаженное исступление».

Также в стихотворении можно заметить ассонансы, которые еще больше угнетают изображаемые картины: «пела полночь в наших думах» (п-л-п-л), «созвучье отзвучало без блаженных исступлений» (с-з-з-з-с-с). Горькую иронию над запоздалой любовью поэт выражает при помощи парономазии: «созвучье отзвучало». В последней строфе парономазия «было-било» создает эффект молота, который тяжелыми ударами отдает в голове, когда герой доходит до пика переживания. Сложные тропы, ассонанс, игра с похожими по звучанию словами – все это признаки символизма.

Несмотря на смысловую сложность и многогранность художественного оформления, композиция произведения простая. Оно состоит из четырех катренов с перекрестной женской рифмой. Стихотворный размер – любимый Бальмонтом анапест. Раздумья лирического героя плавные, тягостные, поэтому поэт не использует восклицательных или вопросительных синтаксических конструкций.

Стихотворение К. Бальмонта «Поздно» – образец символисткой интимной лирики, однако переживания лирического героя настолько сильны и прозрачны, что не требуют дополнительной расшифровки, как большинство стихов представителей символизма.

«Раненый» - одно из характерных стихотворений этого этапа. В этом произведении поэт раскрывает проблему внутреннего конфликта личности, и поэтому оно по праву относится к философской лирике. Жанр – лирическое стихотворение.

Слово «раненый» означает имеющий какое-либо ранение, однако в данном случае говорится не о механическом повреждении, а о психологической травме:

Основная тема стихотворения – конфликт человека с его внутренним «Я». Лирический герой Бальмонта сам загоняет себя в рамки несуществующих проблем, создает свой мир печали и страдания, он не может трезво взглянуть на мир вокруг и счастливо проживать свою жизнь, радуясь каждому дню. Об этом говорят следующие строки:

Я неразрывен с этим мирозданьем,

Я создал мир со всем его страданьем.

И, весь дрожа от нестерпимой боли,

Живя у самого себя в неволе…

Композиционно произведение делится на четыре части (построфно), причем первая и пятая части состоят из 5 сток, а вторая и третья – 4.

Это, наряду с повторением, говорит о кольцевой композиции произведения.

Я насмерть поражен своим сознаньем,

Я ранен в сердце разумом моим.

Я ранен насмерть разумом моим.

Примечательно, что пятистишие в русском стихосложении встречается обычно в виде лимерика (форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы). Традиционно лимерик имеет пять строк, причём в каноническом виде конец последней строки повторяет конец первой. Таким образом, используя в своем стихотворении пятистишье, автор усиливает настроение безвыходного положения своего героя.

«Раненый» написано пятистопным ямбом. Рифма второй и третьей строф – перекрестная, а первой и последней – вида ABAAB. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • К.Д. Бальмонт "Я мечтою ловил уходящие темы"

Бальмонт использует сменяющие друг друга женскую и мужскую рифмы, что добавляет мелодичности и плавности стихотворению.

В произведении широко представлены метафоры («поражен своим сознаньем», «ранен в сердце разумом моим», «я гибну сам, как дым», «игру теней, рожденных в мире мной», «жизнь есть сон»), эпитеты («призрачное море», «нестерпимой боли»). Первые четыре строки первой строфы начинаются с местоимения «Я», которое встречается постоянно на протяжении всего стихотворения, а, если быть точнее, 10 раз. Нельзя не заметить сходство между последней строкой первой строфы (Струя огонь, я гибну сам, как дым) и латинским крылатым выражением Consumor aliis inserviendo, что в переводе на русский означает «Светя другим, сгораю сам». Однако, в отличии от латинского выражения, герой стихотворения «горит» не для кого-то. Таким образом, все внимание в произведении заостряется не на взаимоотношениях человека с обществом, а на внутреннем конфликте лирического героя. Помимо этого, строка третьей строфы (Есть только мысль, есть призрачное море) заимствована из названия философской драмы XVII века Кальдерона «La vida es sue&覩», что в переводе означает «жизнь есть сон. Скорее всего это вызвано тем, что Константин Дмитриевич занимался переводами многих произведений этого испанского драматурга.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!