Анализ «Надоело» Маяковский. «Надоело», анализ стихотворения Маяковского Анализ стихотворения Маяковского «Надоело»

В 1916 году территория России как никогда подверглась кровопролитию, буду в войне с Антантой. В это время поэт Владимир Владимирович Маяковский пишет своё творение – стих «Надоело». По названию и глядя на год написания стихотворения, с уверенностью можно сказать, что произведение вобрало в себя происходящее на войне. Ведь что то надоедает во время тирании, убийств и голода. Первыми строками стиха поэт обращает читателя к именам классиков: «Анненский, Тютчев, Фет». Явно знакомый герой с творениями этих писателей, «тоскою к людям ведомы», идет в «киниматографы, в трактиры, в кафе». Пытаясь найти там человека, наш герой оглядывается, но «страх орёт из сердца». Всё-таки услышав страха голос, наш герой видит: «загадочнейшее существо». Наблюдая поедание пищи без конца, в тот момент, когда фронтовики голодали, существо перевоплощается в «два аршина безлицого розового теста». Но страх в том, что вокруг просто очень много им подобных, что заставляет нашего героя прийти к тяжелому заключению: «Нет людей». Эту фразу можно было б считать за основную в этом стихотворении, но на этом герой не останавливается, обращаясь ко всему городу, испытывая одиночество и тоску по людям. Он на многое готов, лицо истирая «карою камня, слезами асфальт омывая». У него просыпается неутолимое желание убежать от всех тех, кто не может понять «крика тысячедневных мук».

Увидевши «образину» за столиком в кафе человеком назвать то тяжело, у которого приоритетней должен быть рассудок а не желание есть, набивая желудок. И после этого стремясь хоть кого-то живого, «истомившись по ласке губами», наш герой намерен «тысячью поцелуями покрыть морду трамвая». И только в своём доме герой находит спасение, где та же чайная роза, изображена на обоях, кажется ему лучшим слушателем, чем те существа, что он видел, и что он готов ей зачитывать свои творения.

Для писателя Владимира Владимировича Маяковского ударом было то, что в трудные времена ему не повстречались люди, красивые душой. Ведь чуткая совесть, красота души и тёплое сердце раньше всегда присутствовало в русском человеке. И теперь понятен смысл названия «Надоело» - стих, где надоело взывать к совести, стучаться в открытую дверь.

В. В. Маяковский. Стихотворение «Надоело!» (1916 год).

Ответы на вопросы.

1. Лирический героя стихотворения В. В. Маяковского «Надоело!» не высидел дома, потому что после чтения стихотворений Анненского, Тютчева и Фета он почувствовал тоску и одиночество, страстную тягу к людям и захотел найти человека, который помог бы преодолеть тоску и одиночество.

Стихотворение написано в 1916 году, в разгар неоконченной первой мировой войны, противником которой был Маяковский, и это обостряло его тоску по человеку.

2. Лирический герой идёт в многолюдные места (кинематографы, трактиры, кафе), чтобы найти настоящего человека. Он напоминает древнегреческого философа Диогена, который днём ходил с фонарём и с надписью: «Ищу человека!» Лирическому герою показалось, что он увидел сияние. «Сияние» - это нимб, свечение вокруг головы святых, как изображали их на русских иконах. Лирический герой ошибся: «Надежда сияет глупому сердцу». Он надеялся, что за неделю его затворничества россиянин изменился в лучшую сторону, и готов был расцеловать его за это: «Щёки сожгу огнями губ ему» (гипербола).

3. Лирический герой не может поверить в чудо преображения человека, боится разочароваться, поэтому «осторожно поднимает глаза». Предчувствия его не обманули: перед ним всего лишь «пиджака куча» (метонимия подчёркивает обезличенность, бездушие первого человека, которого увидел лирический герой).

4. Сатирический портрет второго человека, на которого обратил внимание лирический герой, сделан с помощью иронии, доведённой до сарказма:

Неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,

Старательно работает над телячьей ножкой

Загадочнейшее существо.

Здесь звучит реминисценция, связанная со сказкой А. С. Пушкина о царе Салтане:

Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку

А неведому зверюшку.

А в описании того, как это «загадочнейшее существо» «работает над телячьей ножкой», чувствуется злая ирония – сарказм. В этом описании подчёркивается пошлость, мещанство, отсутствие высоких духовных запросов, низменные интересы. В портрете используется гипербола:

Два аршина безлицого розоватого теста!

Хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи

Мягкие складочки лоснящихся щёк.

Взгляд лирического героя обратился снова на первого человека – «пиджачную кучу» - и в сравнении со «второй образиной» «пиджачная куча» показалась ему «воскресшим Леонардо да Винчи». В этом сравнении злая насмешка, сарказм.

5. Смысл эпилога в том, что в 1916 году в Петрограде лирический герой не нашёл красивого человека, красивые люди исчезли. Здесь имеется в виду не внешняя красота, а внутренняя. Герой увидел самодовольных, бездушных людей, которые думают только о еде, о том, как наесться, в них нет ничего человеческого: доброты, благородства, бескорыстия. Их внешнее безобразие – это отражение внутренней пустоты и бездушия.

«Надоело» Владимир Маяковский

Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.

За столиком.
Сияние.
Надежда сияет сердцу глупому.
А если за неделю
так изменился россиянин,
что щеки сожгу огнями губ ему.

Осторожно поднимаю глаза,
роюсь в пиджачной куче.
«Назад,
наз-зад,
назад!»
Страх орет из сердца.
Мечется по лицу, безнадежен и скучен.

Не слушаюсь.
Вижу,
вправо немножко,
неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста!
хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи
мягкие складки лоснящихся щек.
Сердце в исступлении,
рвет и мечет.
«Назад же!
Чего еще?»

Влево смотрю.
Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый -
воскресший Леонардо да Винчи.

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?

Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.

В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
Хочешь -
тебе
рябое
прочту «Простое как мычание»?

Для истории

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет -
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

Анализ стихотворения Маяковского «Надоело»

Тема одиночества очень ярко прослеживается в творчестве Владимира Маяковского, который считал себя гением и при этом был убежден, что его творчество недоступно для понимания окружающих. Однако поэт искал не столько соратников, сколько людей, которые бы сочувствовали ему и проявляли самое обыкновенное человеческое внимание. В многотысячной толпе Маяковский мог ощущать себя неприкаянным и никому не нужным. Это чувство он пронес с собою через всю жизнь, сожалея о том, что во всем мире не нашлось ни одного человека, который бы смог принять поэта таким, каков он есть.

Жить в одиночестве и при этом быть публичным человеком – довольно сложно. Это противоречивое ощущение Маяковский попытался выразить в стихотворении «Надоело», написанном в 1916 году. Автор, нуждающийся в моральной поддержке и ободрении, «тоскою к людям ведомы», отправляется в очередную прогулку по городу, выбирая места наибольшего скопления людей. Он ищет тех, кто мог бы стать ему близок духовно, каждый раз ловя себя на мысли, что «надежда сияет сердцу глупому». Следует учесть, что к моменту написания стихотворения «Надоело» общество уже настолько пропитано революционными идеями, что между сословиями стерты практически все грани. И по внешнему виду трудно определить, кто перед тобой – вчерашний крестьянин, разбогатевший на торговле пшеницей, или же обнищавший аристократ, спившийся и опустившийся. Поэтому при виде разномастной толпы в ресторане у поэта «страх орет из сердца. Мечется по лицу, безнадежен и скучен». Взгляд Маяковского выхватывает отдельных людей, лица которых представляют собой «два аршина безлицего розоватого теста». Поэту трудно проникнуть под эту маску безразличия и равнодушия, которой свои истинные чувства завешивают окружающие. Поэтому автор с горечью заявляет: «Нет людей», И осознание этого настолько шокирует Маяковского, что он готов в кровь истереть лицо об мостовую, «слезами асфальт омывая» и искать сочувствия у проезжающего трамвая, у которого, в отличие от людей, «умная морда», а также у обоев с нежными чайными розами, которыми оклеены стены его комнаты.

У поэта нет претензий к несовершенному миру, который так несправедлив к тем, кто нуждается в любви и заботе . Однако автор ставит обществу неутешительный диагноз, утверждая, что «в 1916 году из Петрограда исчезли красивые люди». Причем, речь идет не о внешности, а о душевных качествах, которыми славились россияне, обладающие отзывчивостью, терпимостью, чуткостью и природной добротой.

ХХ век в России стал временем двух мировых войн, трех революций, Гражданской войны, целого ряда побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшего количества трагедий, принесших народу неисчислимые страдания. Однако наша страна вынесла все эти испытания, во многом благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла свое воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Золотой век русской литературы оказался в далеком прошлом, а в начале ХХ века на смену ему пришел уже Серебряный век. Спецификой данного периода можно считать активное взаимодействие разных искусств, однако футуризм, к которому относится творчество Владимира Маяковского, претендовал на рождение сверхискусства, способного преобразить мир. Новое искусство требовало новых способов выражения. Основным способом стало эпатирование. Это и хлесткие названия, и резкие оценки, и побуждения к действию.

Но главное – футуризм делал установку на изменение языка. Футуристы не церемонились со словом: оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов. Некоторые футуристы ушли в этот эксперимент «с головой», но только не Владимир Маяковский. Создав принципиально новый тонический стих, он не отказался от истинного смысла слова. Поэтому его стихотворения полны ярких образов, необычных средств, но больше всего - идей.

В 1916 году, когда Россия находилась в состоянии неоконченной войны с Антантой, Маяковский пишет стихотворение «Надоело». Судя по названию и дате написания, произведение явно должно быть связано с войной. Что может надоесть во время войны? Гибель людей, ранения, голод, разруха… Однако первые строки стихотворения неожиданно обращают читателя к именам великих классиков: «Анненский, Тютчев, Фет». Очевидно, начитавшись нетленных произведений этих поэтов, герой, «тоскою к людям ведомый», идет в кинематографы, трактиры, кафе. Но разве можно найти в этих местах человека? В надежде все-таки увидеть его, лирический герой смотрит по сторонам, хотя «страх орет из сердца» и «мечется по лицу, безнадежен и скучен».

… неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,

загадочнейшее существо.

В процессе бесконечного поглощения еды (это в то время, когда миллионы солдат на фронте голодали) это существо превращается в «два аршина безлицого розового теста». Самое страшное, что все вокруг просто кишит подобными экземплярами, и это приводит героя к неутешительному выводу: «Нет людей». Наверное, эта фраза и может считаться главной идеей стихотворения. Но герой идет дальше в своих рассуждениях. В отчаянье от чувства одиночества, в тоске по человечности и красоте герой обращается ко всему городу. Он готов не просто броситься на землю, истирая в кровь лицо «корою камня», «слезами асфальт омывая». Герою хочется сбежать из этой толпы, где не понимают «крика тысячедневных мук».

Увиденную за столиком в кафе «образину» трудно назвать человеком, который должен быть наделен разумом, а не вечным желанием набить свою утробу. И вот тогда в стремлении найти хоть какую-то живую душу «истомившимися по ласке губами» герой готов «тысячью поцелуев» покрыть «умную морду трамвая».

Спасение он находит в доме, ведь, как известно, мой дом – моя крепость:

В дом уйду.
Прилипну к обоям.

Там даже чайная роза на обоях комнаты кажется более подходящим слушателем и собеседником, чем увиденные им человекообразные существа, и ей, а не им, он готов читать свои стихи.

В качестве некоего вывода он публикует заключительные строки, что называется, «для истории»:



помните:
в 1916 году

Печально сознавать, что в самые тяжелые годы суровых испытаний поэт Владимир Маяковский не нашел вокруг красивых, прежде всего, душою людей. Ведь именно душевной красотой, горячим сердцем и чуткой совестью всегда славились русские люди. И тогда становится до конца понятным название стихотворения: «надоело» призывать к совести, надоело стучаться в открытую дверь, надоело искать настоящих людей!

Стихотворение «Надоело»

Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.

За столиком.
Сияние.
Надежда сияет сердцу глупому.
А если за неделю
так изменился россиянин,
что щеки сожгу огнями губ ему.

Осторожно поднимаю глаза,
роюсь в пиджачной куче.
"Назад,
наз-зад,
назад!"
Страх орет из сердца.
Мечется по лицу, безнадежен и скучен.

Не слушаюсь.
Вижу,
вправо немножко,
неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста!
хоть бы метка была в уголочке вышита.

Только колышутся спадающие на плечи
мягкие складки лоснящихся щек.
Сердце в исступлении,
рвет и мечет.
"Назад же!
Чего еще?"

Влево смотрю.
Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый -
воскресший Леонардо да Винчи.

Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?

Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.

В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
Хочешь -
тебе
рябое
прочту "Простое как мычание"?

Для истории

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет -
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

ХХ век в России стал временем двух мировых войн, трех революций, Гражданской войны, целого ряда побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшего количества трагедий, принесших народу неисчислимые страдания. Однако наша страна вынесла все эти испытания, во многом благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла свое воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Золотой век русской литературы оказался в далеком прошлом, а в начале ХХ века на смену ему пришел уже Серебряный век. Спецификой данного периода можно считать активное взаимодействие разных искусств, однако футуризм , к которому относится творчество Владимира Маяковского , претендовал на рождение сверхискусства, способного преобразить мир. Новое искусство требовало новых способов выражения. Основным способом стало эпатирование. Это и хлесткие названия, и резкие оценки, и побуждения к действию.

Но главное – футуризм делал установку на изменение языка. Футуристы не церемонились со словом: оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов. Некоторые футуристы ушли в этот эксперимент «с головой», но только не Владимир Маяковский. Создав принципиально новый тонический стих, он не отказался от истинного смысла слова. Поэтому его стихотворения полны ярких образов, необычных средств, но больше всего - идей.

В 1916 году, когда Россия находилась в состоянии неоконченной войны, Маяковский пишет стихотворение «Надоело» . Судя по названию и дате написания, произведение явно должно быть связано с войной. Что может надоесть во время войны? Гибель людей, ранения, голод, разруха… Однако первые строки стихотворения неожиданно обращают читателя к именам великих классиков: «Анненский, Тютчев , Фет » . Очевидно, начитавшись нетленных произведений этих поэтов, герой, «тоскою к людям ведомый» , идет в кинематографы, трактиры, кафе. Но разве можно найти в этих местах человека? В надежде все-таки увидеть его, лирический герой смотрит по сторонам, хотя «страх орет из сердца» и «мечется по лицу, безнадежен и скучен» .

… неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

В процессе бесконечного поглощения еды (это в то время, когда миллионы солдат на фронте голодали) это существо превращается в «два аршина безлицого розового теста» . Самое страшное, что все вокруг просто кишит подобными экземплярами, и это приводит героя к неутешительному выводу: «Нет людей» . Наверное, эта фраза и может считаться главной идеей стихотворения. Но герой идет дальше в своих рассуждениях. В отчаянье от чувства одиночества, в тоске по человечности и красоте герой обращается ко всему городу. Он готов не просто броситься на землю, истирая в кровь лицо «корою камня», «слезами асфальт омывая» . Герою хочется сбежать из этой толпы, где не понимают «крика тысячедневных мук» .

Увиденную за столиком в кафе «образину» трудно назвать человеком, который должен быть наделен разумом, а не вечным желанием набить свою утробу. И вот тогда в стремлении найти хоть какую-то живую душу «истомившимися по ласке губами» герой готов «тысячью поцелуев» покрыть «умную морду трамвая» .

Спасение он находит в доме, ведь, как известно, мой дом – моя крепость:

В дом уйду.
Прилипну к обоям.

Там даже чайная роза на обоях комнаты кажется более подходящим слушателем и собеседником, чем увиденные им человекообразные существа, и ей, а не им, он готов читать свои стихи.

В качестве некоего вывода он публикует заключительные строки, что называется, «для истории» :

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет -
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

Печально сознавать, что в самые тяжелые годы суровых испытаний поэт Владимир Маяковский не нашел вокруг красивых, прежде всего, душою людей. И тогда становится до конца понятным название стихотворения: «надоело» призывать к совести, надоело стучаться в открытую дверь, надоело искать настоящих людей!

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!