Анализ стихотворения блока сумерки, сумерки вешние. Возможно вам будет интересно

Александр Александрович Блок

Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой?
(А. А. Фет)

Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце — надежды нездешние,
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая,
Но различить — не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.

В сердце — надежды нездешние,
Кто-то навстречу — бегу…
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.

Известному тексту, созданному летом 1901 г., предпослан эпиграф из фетовского произведения «Вдали огонек за рекою…». Связь последнего с блоковским творением имеет не только явную, цитатную форму, но и скрытый характер, проявляющийся на уровне идейно-образного наполнения. Блестящая струящаяся река, одинокая лодка, весло «удалое», далекий огонь, хорошо различимый в вечерних сумерках, — пейзажные доминанты, привлекающие внимание героя Фета. Лирическим субъектом, отправившимся в речное путешествие, движет не конкретная практическая цель, а эмоциональный порыв. Психологический подтекст стихотворения связан с ощущением сбывшегося ожидания — своеобразного момента истины, побуждающего лирического «я» к решительным действиям.

Внешние обстоятельства лирической ситуации, заявленные в стихотворении Блока, близки к фетовскому тексту: холодная речная вода, ныряющая в волнах лодка. Лексическая анафора, открывающая произведение, указывает на особенности художественного времени. Эпитет «вешние» дополняет романтическую атмосферу, порождающую неясные тревожные предчувствия.

В отличие от героя-деятеля Фета лирический субъект анализируемого текста не склонен к активным поступкам, предпочитая встретить неведомое на берегу, ставшем основной точкой его наблюдений. Блок сосредоточивается на описании внутреннего состояния лирического «я», которое существует параллельно с изображением деталей пейзажа. Надежды, покорившие сердце героя, получают знаковый эпитет «нездешние» — не связанные с земным миром, возвышенные, небесные. Строка, содержащая замечание о душевных устремлениях героя-мечтателя, повторяется в финальном катрене.

Фетовского гребца ведет визуальный ориентир, «огонек за рекою». Наблюдатель Блока, находящийся в однородном туманном пространстве, видит не пламя, а лишь «отблески». Знаками, предвещающими явление идеала, для него становятся звуки. Блоковский текст изобилует их характеристиками: «клики», неявственные отзвуки, далекая песня, метафорически именуемая плачем «души одинокой» или тайной, воплощающейся в реальности. В акустическом сопровождении возникает образ лодки, который также окружен атмосферой загадочности: кажется, что судно плывет само по себе. Наблюдатель устремляется навстречу неизвестному путешественнику, однако финальная сцена остается незавершенной.

Расплывчатость, смутность впечатлений усиливается при помощи неопределенных местоимений, риторических вопросов и замечаний с семантикой неуверенности.

Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты.

Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть. А на том берегу слышна песня. Чувствует герой, что одинокая душа плачет там. Вот только слов не разобрать… Может быть, это его любимая, его судьба? У героя «нездешние надежды», то есть ему мечтается о чём-то не с этого простого берега, возможно, что и не из России, что, вообще, не с этой… планиды!
Появилась и лодка, которая неуверенно плывёт – ныряет, качается.

Романтическое ощущение наполняет стихотворение, загадочность… «Тайна свершается» - это непривычное сочетание показывает, что происходит удивительное. Бывает, что мы простые и знакомые вещи вдруг в один миг (и часто на один миг) мы воспринимаем как нечто загадочное. Видишь красоту в привычном, радуешься полноте ощущений…

В стихотворении развивается действие, всё ускоряется. Тихие сумерки, убаюкивающие волны… К ним добавляется тревожащая песня, дальше – неверное движение лодки. И вот кто-то уже идёт герою навстречу. Логично, что этот тот (точней, та), кто прибыл на лодке, кто пел песню. И герой бросается навстречу, возможно, своей Мечте.

В финале загадка так и не раскрыта. Опять сумерки опустились, будто занавес. На том берегу шум… Кто-то окликает беглянку? Или гостья на лодке приснилась поэту? Или песни тоже не было…

Анализ стихотворения Сумерки, сумерки вешние по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Осенняя роза Фета

    По жанровой направленности произведение относится к элегии в виде лирического любовного послания к безвременно ушедшей из жизни возлюбленной.

  • Анализ стихотворения Ветер Бальмонта

    Произведение относится к лирике символизма, одним из представителей которого является поэт, и содержит философские размышления автора о смысле человеческой жизни.

  • Анализ стихотворения Мандельштама silentium (силентиум)

    Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон». Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей

  • Анализ стихотворения Сосед Лермонтова (8 класс, 1837)

    Основная тематика «Соседа» представляет собой изображение душевных переживаний лирического героя, испытанных в тюремных одиночных застенках, выражающих живительное влияние слова поэзии на человеческую душу.

  • Анализ стихотворения Мой гений Батюшкова 9 класс

    Наполненное красотой, легкостью, утонченностью и глубиной чувств, стихотворение К.Н.Батюшкова «Мой Гений» было написано около двухсот лет назад.

«Сумерки, сумерки вешние…» Александр Блок

Дождешься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла, и огня за рекой?
(А. А. Фет)

Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце — надежды нездешние,
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая,
Но различить — не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовешь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.

В сердце — надежды нездешние,
Кто-то навстречу — бегу…
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.

Анализ стихотворения Блока «Сумерки, сумерки вешние…»

Известному тексту, созданному летом 1901 г., предпослан эпиграф из фетовского произведения « » Связь последнего с блоковским творением имеет не только явную, цитатную форму, но и скрытый характер, проявляющийся на уровне идейно-образного наполнения. Блестящая струящаяся река, одинокая лодка, весло «удалое», далекий огонь, хорошо различимый в вечерних сумерках, - пейзажные доминанты, привлекающие внимание героя Фета. Лирическим субъектом, отправившимся в речное путешествие, движет не конкретная практическая цель, а эмоциональный порыв. Психологический подтекст стихотворения связан с ощущением сбывшегося ожидания - своеобразного момента истины, побуждающего лирического «я» к решительным действиям.

Внешние обстоятельства лирической ситуации, заявленные в стихотворении Блока, близки к фетовскому тексту: холодная речная вода, ныряющая в волнах лодка. Лексическая анафора, открывающая произведение, указывает на особенности художественного времени. Эпитет «вешние» дополняет романтическую атмосферу, порождающую неясные тревожные предчувствия.

В отличие от героя-деятеля Фета лирический субъект анализируемого текста не склонен к активным поступкам, предпочитая встретить неведомое на берегу, ставшем основной точкой его наблюдений. Блок сосредоточивается на описании внутреннего состояния лирического «я», которое существует параллельно с изображением деталей пейзажа. Надежды, покорившие сердце героя, получают знаковый эпитет «нездешние» - не связанные с земным миром, возвышенные, небесные. Строка, содержащая замечание о душевных устремлениях героя-мечтателя, повторяется в финальном катрене.

Фетовского гребца ведет визуальный ориентир, «огонек за рекою». Наблюдатель Блока, находящийся в однородном туманном пространстве, видит не пламя, а лишь «отблески». Знаками, предвещающими явление идеала, для него становятся звуки. Блоковский текст изобилует их характеристиками: «клики», неявственные отзвуки, далекая песня, метафорически именуемая плачем «души одинокой» или тайной, воплощающейся в реальности. В акустическом сопровождении возникает образ лодки, который также окружен атмосферой загадочности: кажется, что судно плывет само по себе. Наблюдатель устремляется навстречу неизвестному путешественнику, однако финальная сцена остается незавершенной.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!