Анализ стихотворения бунина мать. Анализ стихотворения Ивана Бунина «Матери

Это не дурачество. Родители хотели, чтоб поэт стал ученым. Он обижался на близких людей из-за этого. Тем не менее, он с нежностью и любовью вспоминает детские годы.

Стихотворение долго подвергалось редакции, опубликовано было спустя пять лет после создания. Поэт вновь хотел возвращаться в детство. Бунин переносится в прошлое, ему дороги обычные вещи «игрушки, детская лампадка». После отъезда ему пришлось привыкать к самостоятельной жизни, это было поэту непросто. В стихотворении он мысленно переносится в свою постель, в то время, когда ненужно было ни о чем думать, время безмятежности, что его сопровождало до 17 лет.

Он очень любил мать, вспоминает «ты перекрестишь, поцелуешь…». Мать поэта заботилась о нем и оберегала. Он сравнивает ее с ангелом, хотя мама всегда говорила ему, что ангел-хранитель за ним. Бунин уже не помнит всех образов, он не понимает где правда, а где фантазия. Его воспоминания пропитаны теплотой, нежностью и грустью. В этом стихотворении автор грустит о прошлом, возможно, потому что в настоящем жить так непросто. Поэт счастлив, что воспоминания его не оставили. Он так наивно пишет «и верой в счастье очаруешь…» эта вера не покидает Бунина на протяжении всей жизни.

Счастье всегда ассоциировалось у него с мамой, теплой постелью и сказочным погружением в сон. Тогда у него была опора на мамино плечо, он мог расслабиться и жить в мире своих неугомонных фантазий. Только эти детские воспоминания переносили его в атмосферу тепла и уюта настоящего домашнего очага.

Мать для поэта была божественным созданием и идеалом женщины. Может поэтому он так и не осмелился жениться на Варваре Пащенко. С ней у Бунина не сложились отношения. Он так и не смог взять ответственность, которую требовала у него самостоятельная взрослая жизнь.

Всех женщин поэт сравнивал с мамой, но его воспоминания детства сложно было превзойти. Бунин всегда ощущал рядом своего ангела-хранителя «напомнишь мне, что он со мной…». Видимо поэту было непросто, а в воспоминаниях он думает об отдыхе «а сладкий сон, глаза туманя…». В нашей памяти детство навсегда останется как беззаботное время безграничного счастья.

  • Подготовка к чтению.
  • Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.
  • Кроткий голос - покорный, смирный.
  • Ангел - хранитель - в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.
  • Полушепот - тихая речь.
  • Глаза туманя - засыпая
  • Очаруешь - произвести неотразимое впечатление.
  • Сумрак - полумрак, неполная темнота.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел - хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

  • Анализ произведения

8.Физкультминутка

Дружно помогаем маме

Потянулись,

Остановились.

10.

  1. Нет друга нежнее матери.

11.Рефлексия деятельности

  • После урока мне захотелось…..
  • Сегодня я сумел……

12.Подведение итогов

Мама - это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты - стихи, а композиторы - песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина - это, прежде всего мама, начало жизни.

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

13.Домашнее задание.

Использованная литература.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения: "Матери" Иван Бунин »

Урок литературного чтения 2 «а» класс

Тема: И. Бунин «Матери»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Козьменкова В.Н.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Наримановского района «СОШ №2»

Учитель Козьменкова Валентина Николаевна.

2014 год

Урок чтения во 2 «а» классе

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Цель: познакомить учащихся с произведением И. Бунина «Матери»; развивать навыки выразительного, правильного и осознанного чтения; воспитывать любовь и уважение к маме.

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворения с выражением; находить в стихотворении те слова, которые помогают представить героев; объяснить отдельные выражения в лирическом тексте; ставить вопросы к стихотворению.

Оборудование : портрет И.Бунина, выставка книг, текст для речевой разминки, презентация к уроку, учебник Родная речь 2 класс, часть 2, карточки с пословицами.

Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.

Развивающая: Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательная: Способствовать развитию воспитания быть заботливым, внимательным, чутким.

Ход урока

1 Самоопределение к деятельности

2.Проверка д/задания

Выразительное чтение стихотворений.

3. Актуализация знаний

Чтобы узнать тему нашего урока, внимательно вглядитесь в эти картины. Подумайте, что их объединяет?

Да, мы видим образ женщины-матери.

Что вы скажите о взаимопонимании мамы и дочки?

Они любят друг друга, относятся друг другу с нежностью.

4.Постановка целей урока.

Давайте ответим на вопрос.

Для чего человеку мама?

5. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

-Мама, все поймет и простит.

- Она принимает тебя таким, какой ты есть.

- Она любит тебя за то, что это ты.

- Потому, что она дала мне жизнь.

- Это самый родной человек.

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать...

Есть в мире слово самое простое

и самое возвышенное – МАТЬ!

Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний,

Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней.

6. Постановка целей урока

Какие цели урока поставим перед собой?

(Познакомиться с творчеством И.Бунина, развивать навыки беглого чтения, работать над пословицами)

7. Работа по теме урока

Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него. Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

    Подготовка к чтению.

    Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

    Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку.

    Полушепот – тихая речь.

    Глаза туманя – засыпая

    Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.

    Сумрак – полумрак, неполная темнота.

    Чтение стихотворения учителем.

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
“Ангел – хранитель над тобой!”
Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
И сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Понравилось вам это стихотворение? Чем?

От имени кого написано стихотворение? (от имени автора)

Какие чувства передаёт нам поэт своим стихотворением? (чувство любви к матери)

Так кем же была мама для поэта? (ангелом хранителем)

    Анализ произведения

Найдите и зачитайте слова, которые вызывают воспоминание о детстве.

2. Составление картинного плана.

Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.

Какие картины вы себе представили?

3. Составление партитуры чувств.

Какие чувства они у вас вызывают?

8.Физкультминутка

Дружно помогаем маме

Мы бельё стираем сами, (Наклоны вперёд)

Раз, два, три, четыре, (наклоны в стороны)

Потянулись,

Остановились.

Хорошо мы потрудились! (погладили себя по голове)

9.Продолжение работы по теме урока

Прочитайте стихотворение на с.116

Что вам вспомнилось при чтении этого стихотворении?

Придумайте вопрос к стихотворению. Задайте вопрос к классу.

Прочитайте стихотворение выразительно.

10. Включение новых знаний в систему

    Работа с пословицами в группах.

На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.

Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина?

    Нет друга нежнее матери.

    При солнце тепло, а при матери добро.

    Птица рада весне, а дитя матери.

    Материнская молитва со дна моря вынимает.

11.Рефлексия деятельности

Выберите и продолжите любое предложение:

    На сегодняшним уроке я узнал…..

    На этом уроке я похвалил бы себя……

    После урока мне захотелось…..

    Сегодня я сумел……

12.Подведение итогов

Мама – это тот человек, которому художники посвящают свои картины, режиссеры -кинофильмы, поэты – стихи, а композиторы – песни.

Это не случайно, поэтому что, сколько на свете будет жить женщина, столько и будет существовать мир, ведь женщина – это, прежде всего мама, начало жизни.

Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаянья не плакать,

Вовек: нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Как вы поняли эти строки из стихотворения?

Как ваша мама заботится о вас?

13.Домашнее задание.

Выучить стихотворение о маме или бабушке наизусть.

Использованная литература.

    Л.Ф. Климанова, учебник «Родная речь» Москва «Просвещение» 2006

    С.В. Кутявина, Е.С. Гостимская, поурочные разработки по литературному чтению, МОСКВА «ВАКО» 2006

    Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова, «Литературное чтение. Справочник» Издательство «ЭКЗАМЕН» МОСКВА 2010

    Журнал «Начальная школа» №1, 2012 г.

    Журнал «Учитель Приморья» №3, 2011г.

    «Деятельностный подход в обучении», И.Н.Корбакова, Л.В.Терешина

    http://www.zooeco.com/0-jeti/0-jeti304-3.html

    http://dino.disneyjazz.net/dr0.html

    http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/

    http://www.mystic-chel.ru/primeval/provenance/

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ Лицей 1560 города Москвы Кашеренковой Екатериной Викторовной Москва 2017 г.

И.А. Бунин «Матери»

Отгадайте загадку В мире нет её родней, Справедливей и добрей. Я скажу, друзья вам прямо - Лучше всех на свете…

Что в сердце нашем самое святое? Навряд ли надо думать и гадать... Есть в мире слово самое простое и самое возвышенное – МАТЬ! Древнее, как музыка морей, и живое, словно свет весенний, Слово «МАМА» - нет его добрей, ласковей и сокровенней. Для чего человеку МАМА?

Иван Алексеевич Бунин Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже 1870 года. Отец поэта был щедрым и веселым человеком. Мать Людмила Александровна всегда говорила, что Ваня с самого рождения отличался от остальных детей. Она знала, что он будет “особенным”. Ни у кого нет такой тонкой души, как у него.

Когда Бунины перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”

И.А. Бунин «Матери» откройте учебник на стр. 116, прочитайте стихотворение

Лампадка – небольшой сосуд с фитилём, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

Кроткий голос – покорный, смирный. Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку. Полушепот – тихая речь. Глаза туманя – засыпая Очаруешь – произвести неотразимое впечатление. Сумрак – полумрак, неполная темнота.

Подарок маме Чтобы жизнь не жгла вас сквозь года, Чтоб от раскаянья не плакать, Вовек: нигде и никогда Не заставляйте маму плакать.

Домашнее задание Учебник стр. 116 выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Иван III" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Рабочая программа и КТП по русскому языку 2 класс автор С.В. Иванов

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану...

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

Сочинение-повествование по картине В.М. Васнецова "Иван-Царевич на Сером волке"

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видн...

«Матери» Иван Бунин

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Анализ стихотворения Бунина «Матери»

Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться о себе самостоятельно. Этот поступок был продиктован и противоречиями, которые возникли с родителями, желающими видеть сына ученым. Конечно, будущий литератор затаив душе обиду на самых близких людей. Однако это не мешало ему с нежностью вспоминать о детских годах и посвящать удивительно нежные стихи собственной матери, которую Иван Бунин действительно боготворил.

В 1906 году он сделал черновой набросок стихотворения под названием «Матери», которое было отредактировано и опубликовано лишь в 1911 году. В этом произведении автор вновь вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Все дело в том, что самостоятельная жизнь потребовала от Бунина ответственности, которую он еще не готов был взять на себя. Именно по этой причине у него не сложились отношения с Варварой Пащенко, на которой поэт так и не отважился жениться.

Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает: «Я помню спальню и лампадку, игрушки, детскую лампадку». Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни. Безмятежность детства уже не вернуть, и это расстраивает молодого пота, который втайне мечтает однажды проснуться в собственной детской комнате, чтобы вновь испытать то удивительное чувство безмятежности, которое сопровождало его до 17 лет.

Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

Каждое мгновение той счастливой и полной открытий жизни представляет для Бунина неоспоримую ценность. «Я помню ночь, тепло кроватки, лампадку в сумраке огня», — отмечает автор, хотя многие образы со временем блекнут и становятся настолько размытыми, что автор уже не моет понять, где правда, а где вымысел. «Не ты ли ангелом была?», — обращается он к матери, но знает, что уже не сможет получить ответа на этот вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались детские воспоминания, которые полны теплоты, нежности, тихой радости и легкой грусти. Ведь в прошлое нет возврата, а будущее представляется Бунину хоть и весьма привлекательным, но достаточно сумбурным, неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по-настоящему счастлив.

Иван Алексеевич Бунин

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня
И полушепотом бранит,
А сладкий сон, глаза туманя,
К ее плечу меня клонит.
Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь…
Я помню, помню голос твой!
Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки…
Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин покинул родовое поместье в 17 лет, пытаясь таким образом не только отстоять собственные взгляды, но и доказать родителям, что он уже может позаботиться о себе самостоятельно. Этот поступок был продиктован и противоречиями, которые возникли с родителями, желающими видеть сына ученым. Конечно, будущий литератор затаил в душе обиду на самых близких людей. Однако это не мешало ему с нежностью вспоминать о детских годах и посвящать удивительно нежные стихи собственной матери, которую Иван Бунин действительно боготворил.

Людмила Александровна Чубарова (Бунина), мать поэта

В 1906 году он сделал черновой набросок стихотворения под названием «Матери», которое было отредактировано и опубликовано лишь в 1911 году. В этом произведении автор вновь вспоминает свое детство, в которое ему хочется возвращаться вновь и вновь. Все дело в том, что самостоятельная жизнь потребовала от Бунина ответственности, которую он еще не готов был взять на себя. Именно по этой причине у него не сложились отношения с Варварой Пащенко, на которой поэт так и не отважился жениться.

В. В. Пащенко, 1886 г. и И. А. Бунин, 1890 г.

Мысленно переносясь в прошлое, он отмечает: «Я помню спальню и лампадку, игрушки, тёплую кроватку». Эти простые, но очень дорогие для Бунина образы становятся той путеводной звездой, которая не дает ему сбиться с дороги жизни. Безмятежность детства уже не вернуть, и это расстраивает молодого пота, который втайне мечтает однажды проснуться в собственной детской комнате, чтобы вновь испытать то удивительное чувство безмятежности, которое сопровождало его до 17 лет.

Обращаясь к матери, поэт с ностальгией вспоминает: «Ты перекрестишь, поцелуешь… Я помню, помню голос твой!».

Каждое мгновение той счастливой и полной открытий жизни представляет для Бунина неоспоримую ценность. «Я помню ночь, тепло кроватки, лампадку в сумраке угла», — отмечает автор, хотя многие образы со временем блекнут и становятся настолько размытыми, что автор уже не может понять, где правда, а где вымысел. «Не ты ли ангелом была?», — обращается он к матери, но знает, что уже не сможет получить ответа на этот вопрос. Тем не менее, поэт действительно счастлив, что у него остались детские воспоминания, которые полны теплоты, нежности, тихой радости и легкой грусти. Ведь в прошлое нет возврата, а будущее представляется Бунину хоть и весьма привлекательным, но достаточно сумбурным, неопределенным и лишенным очарования детства, в котором он был по-настоящему счастлив.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!