Анализ стихотворения Цветаевой «Генералам двенадцатого года.

О МОЛОДЫЕ ГЕНЕРАЛЫ СВОИХ СУДЕБ…

Перелистывая страницы истории, никто, на мой взгляд, не может остаться равнодушным. Почему так важно человеку знать свою историю? Почему мы возвращаемся к ней? Народная мудрость гласит: «без прошлого нет будущего», «у того, кто не знает своего прошлого, нет будущего». И действительно, неизвестно, как бы сложилась наша судьба, судьба нашей страны, если бы не наши предки, которые пережили очень трудные времена. То, как они выстояли, заставляет нас гордиться ими и нашим историческим прошлым.

Каждый раз, когда начинаешь думать и писать о важном историческом событии, хочется добавить что-то своё, несмотря на то, что об этом уже много сказано и написано.

Отечественная война 1812 года… Что об этом событии можем сказать мы, потомки, из своего 2012-го? Что оно значит для нас? Намного ближе в книге истории страницы о Великой Отечественной: каждый год 9 мая мы празднуем День Победы, во времена Великой Отечественной воевали мои прадеды. А 1812 год кажется таким далёким… Но, слава Богу, до наших дней дошли воспоминания, дневниковые записи, письма участников событий 1812 года. По-особому оживает прошлое в художественных произведениях. События воплощаются в образах, каждый из которых несёт печать души автора, знаки его прикосновения к истории.

Такое прикосновение подарила нам крылатая лирическая героиня Марины Цветаевой. Ариадна Эфрон, дочь Цветаевой, рассказывает, что стихотворение «Генералам двенадцатого года» было написано под впечатлением от покупки баночки (коробочки) с изображением генерала Тучкова Александра Алексеевича. Романтический портрет красавца-генерала поразил Марину, и она не расставалась с баночкой ни в эмиграции, ни на родине – хранила в ней карандаши, ручки. Она хранила память о человеке, погибшем в Бородинском сражении.

Хотя в стихотворении особая роль отводится генералу Тучкову, в тексте его образ возникает не сразу. Композиция ведёт читателя от общего к частному, а затем вновь возвращает к общему. На примере А.А. Тучкова поэт показывает судьбу очень многих воинов, погибших в 1812 году, имён которых мы не знаем, отсюда и название стихотворения.

Меня поразило то, каким эмоциональным шквалом лирическая героиня стихотворения, это юное создание, отреагировала на полустёртую гравюру с портретом Тучкова-четвёртого. Она не могла уснуть, она вместе с героем Отечественной войны прожила его короткий век, так же, как он сам, – в невероятной скачке . Такая жизнь – порыв, полёт, – несомненно, близка самой лирической героине Марины Цветаевой. Напряжённость этого ритма жизни помогают почувствовать тире, поэтические переносы, контрасты. В моменты наивысшего эмоционального накала используются восклицательные знаки. Так завершается первая композиционная часть:

Вам все вершины были малы

И мягок – самый чёрствый хлеб,

О молодые генералы

Своих судеб!

Или: Три сотни побеждало – трое! / Лишь мёртвый не вставал с земли. (Здесь гиперболизация сродни стилю героического эпоса.)

Завораживает развёртывание поэтической речи, позволяющее нам вдруг почувствовать и себя – крылатыми, способными увидеть глазами лирической героини. Вот удивительные соединения, которые учат читателя видеть по-настоящему, поэтическим озарением: Вы брали сердце и скалу; Вы были дети и герои…

Цветаева пишет экспрессивно, с подчёркиванием, нажимами. Но с решительными акцентами сочетаются удивительная нежность, трепетная очарованность и женская мудрость. Да, безусловно, все эти оттенки объяснимы тем, что мы слышим именно женский голос в осмыслении темы войны, причём голос «самого искреннего русского поэта» (И.А. Бродский о Марине Цветаевой). Поэтические переносы не только выделяют, но и создают эффект эха, как будто слышны отголоски уходящего, к которым мы прислушиваемся вместе с лирической героиней:

И ваши кудри, ваши бачки

Засыпал снег.

Очень важны в женском осмыслении темы войны высокие образы – образ Бога и матери:

Вас охраняла длань Господня

И сердце матери. Вчера –

Малютки-мальчики, сегодня –

Офицера.

Образы Бога и матери объединяются как охраняющие силой высшей любви. Сердце матери болит за своё дитя. Неслучайно почти каждый солдат в бой брал иконку, которая оберегала его. И часто эту иконку давала именно мама.

Очень многие стихи Цветаева посвящала своему супругу – Сергею Эфрону. И «Генералам двенадцатого года» не стало исключением. Что объединяет Сергея и героев, живших – любивших, сражавшихся, погибших – почти сто лет назад? Как писала сама Цветаева, в своём муже она увидела, с одной стороны, благородство, рыцарство, а с другой стороны, некую беззащитность. Этим и схож Сергей Эфрон с теми генералами, о которых пишет Марина Ивановна Цветаева: они тоже беззащитны и величественны одновременно.

Финальная строфа стихотворения – гимн рыцарству:

Вы побеждали и любили

Любовь и сабли острие –

И весело переходили

В небытие.

Любовь к жизни – это победа над небытием. Любовь оставляет в мире след, запечатлённый на гравюре, в великой книге истории, в чьём-то сердце…

Стихотворение, написанное в конце декабря 1913 года, заставляет ещё раз поразиться гению Цветаевой: как 21-летняя девушка могла так глубоко, точно почувствовать и передать происходившее в далёком 1812 году? Лирическая героиня Марины Цветаевой, молодая девушка, понимает, что на войну уходят «малютки -мальчики», которые должны стать офицерами и защищать свою землю. Она восхищается их мужеством, храбростью – и красотой такой жизни. И действительно, эти люди – Герои. Они никогда не жаловались, проживали каждый день с любовью и даже смерть принимали с улыбкой на губах. Они – Жили. Не приспосабливаясь к обстоятельствам, а воплощая на земле уровень должного, идеального, настоящего...

На мой взгляд, стихотворение «Генералам двенадцатого года» у многих молодых читателей найдёт в душе сильный отклик. После его прочтения 1812 год уже не кажется таким далёким. Мы чувствуем, что это не рассказ о далёких событиях, а настоящая история любви к жизни и красоте. Воины воспринимаются как настоящие рыцари, исполненные благородства. Тем трагичнее их уход из жизни – таких юных и прекрасных. Пока мы будем восхищаться этими людьми и их подвигами, они будут живы – в памяти грядущих поколений.

Стихотворение «Генералам двенадцатого года» Марина Цветаева посвятила героям войны 1812 года, которые встали на защиту Родины и положили жизни на алтарь победы. Произведение поэтесса пишет в 1913 году, практически спустя век после победы над Наполеоном, находясь в Феодосии.

Обращение к героям

Анализ этого стихотворения показывает, что Цветаева обращается именно к молодым героям войны 1812 года, не все они были генералами по званию, но все стали настоящими генералами по подвигу для Родины. Они, вчерашние юнцы, ещё недавно были королями на балу, где лихо звенели их шпоры, но сегодня они встали на защиту отчизны, и защищают её с не меньшим рвением.

Строки посвящены тем, кто был честен и искренен во всем, тем, кому не было равных по желанию жить, кто был царём и на балу и на поле брани!

Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Прообраз стихотворения

Поэтесса, выступая в роли героини, рассказывает, что однажды увидела на гравюре лик Тучкова Четвёртого (Александр Алексеевич Тучков, погибший в битве при Бородино) и была поражена его образом. Сочетание хрупкой фигуры, золотых орденов и героизма вызвали у героини такой трепет, что она всю ночь не знала сна. В Тучкове, который в 34 года был генерал-майором и вместе с рядовыми солдатами и гусарами стоял в ряду защитников Родины, Цветаева нашла собирательный образ русского героя.

Три сотни побеждало - трое!

Таким и должен быть герой России, он должен побеждать и любить одновременно, переходя в небытие весело, под звон сабель на поле брани.

Стихотворение учит героизму и показывает созданный Цветаевой образ настоящего героя. Стихи мелодичны, недаром на них написано несколько прекрасных песен, одна из них звучит в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Поэтесса написала стихотворение в 21-летнем возрасте, оно наполнено искренностью и теплотой, которые только помогают запомнить строки.

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери, - вчера
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать? ..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.




Сейчас мы будем знакомиться с текстом. Обратите внимание на обращение к адресатам. И попытайтесь выявить различие между обращениями к генералам вообще и к Тучкову-четвертому. Исправьте в тексте строчную букву на прописную там, где вы считаете это необходимым. Поделите стихотворение на смысловые части. Объясните, по какому принципу это произведение делится на композиционные части (1-я часть общий портрет, наиболее типичные черты, 2-я часть обращение к Тучкову-четвертому, 3-я часть снова типизация).


Генералам двенадцатого года Сергею Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи сердца, как бриллианты, На сердце оставляли след,- Очаровательные франты Минувших лет! Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу,- Цари на каждом бранном поле И на балу. Вас охраняла длань Господня И сердце матери, - вчера Малютки-мальчики, сегодня- Офицера! Вам все вершины были малы И мягок самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб! Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я видела, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена… И я, поцеловав гравюру, Не знала сна… О, как мне кажется, могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать – и гривы Своих коней. В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век… И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег. Три сотни побеждало – трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы все могли! Что также трогательно-юно, Как ваша бешеная рать? Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать. Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие- И весело переходили В небытие.


Заполните таблицу «Обобщенный портрет генералов» и «Портрет Тучкова-четвертого». В первый столбик детали портрета, во второй поступки героев, в третий авторскую оценку. На что Марина Цветаева обращает внимание? Детали портретаПоступки героевАвторская оценка Обобщенный портрет генералов Широкие шинели напоминали паруса, Шпоры весело звенели, Глаза, как бриллианты, Очаровательные франты Брали сердце и скалу, Все вершины были малы Цари на каждом бранном поле и на балу, Молодые генералы своих судеб Портрет Тучкова- четвертого Нежный лик Хрупкую фигуру, Золотые ордена, рука, полная перстней, ваши кудри, ваши бачки В одной невероятной скачке прожили, побеждали и любили любовь и сабли острие, весело переходили в небытие Вы были дети и герои, вы все могли!




На этот вопрос нам поможет ответить семейная легенда Тучковых. Александр Алексеевич Тучков (), генерал- майор, командовал бригадой 3-й пехотной дивизии Коновицына, входившей в 1- ю армию Барклая-де-Толли. Это был человек, «соединявший с прекрасной наружностью душу пламенную, ум, обогащенный всеми плодами просвещения».


В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне, урожденной Нарышкиной. Она «гордилась красотою мужа, которого сравнивали в тогдашнем обществе с Аполлоном, его храбростью, рыцарскою его доблестью». Она сопровождала мужа во время русско-шведской войны годов. «Солдаты старались доставить ей возможные удобства и в свою очередь обращались к ней за помощью всякого рода». С заботливостью сестры милосердия она ухаживала за ранеными, как русскими, так и шведами, попавшими в плен.


Почти за год до войны Маргарита Михайловна увидела напугавший ее сон. Ей приснилось, что ее отец входит в комнату, держа на руках ее маленького сына, и говорит: "Вот все, что у тебя осталось". Она принимает сына и в тот же момент слышит голос откуда-то сверху: "Участь твоя решится в Бородине". Женщина проснулась в слезах и тут же пересказала сон мужу. Тот долго успокаивал ее, объясняя, что все это игра воображения, а в воображении всякая нелепость может произойти. И все же утром генерал вместе с женой долго искали на карте название, напоминающее "Бородино", в окрестностях расположения своей части (полк стоял на западной границе) и, естественно, ничего не нашли.


В августе 1812 года Маргарита Михайловна жила в доме отца. Однажды утром дверь ее спальни распахнулась, и отец с младенцем-внуком на руках вошел, не скрывая слез сказал: "Вот все, что у тебя осталось". Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков был самым младшим из четырех братьев, генералов Тучковых. Все братья участвовали в Отечественной войне 1812 г. Судьба Тучковых беспримерна. 3 родных брата, достигнув генеральских чинов и пройдя невредимо многие войны, почти в одно время кончили свое поприще. Один, израненный штыками, полонен близ Смоленска. Старший Николай Алексеевич был смертельно ранен в Бородинском сражении, а младший Александр Алексеевич убит. Он со знаменем в руках вел свою бригаду на атакующих французов. Схватка была невероятно яростной, в ней погибло много наших солдат и солдат противника.


Тучков-четвертый погиб в Бородинском сражении около полудня в бою за Семеновские флеши. Александр Алексеевич, увидев, что его Ревельский полк дрогнул, схватил знамя полка и пошел впереди солдат на французов. По рассказам солдат, ему ядром оторвало обе руки. Когда его пытались вынести из-под огня, новое ядро оторвало обе ноги. Вслед за тем третье ядро поразило тридцатипятилетнего генерала в грудь.


Маргарита Михайловна пыталась найти на поле битвы тело мужа, но его, видимо, сожгли на общем погребальном костре. Маргарита Михайловна жена погибшего генерала первой приложила старания, чтобы Бородинское поле стало общим памятником погибшим героям Она продала имение и построила на месте Бородинского сражения храм. Это был первый памятник героям Бородина.. Впоследствии там же, на Багратионовых флешах, Маргарита Михайловна основала Спасо-Бородинский женский монастырь, где стала настоятельницей. Монастырь строился четыре десятка лет, украсившись Владимирским собором. Немалые средства на этот храм собрали офицеры и солдаты гвардейского и гренадерского корпусов русской армии. Монахини присматривали за полем памяти. Каждый пришедший поклониться могилам героев находил в монастыре кров и пищу.


Но это стихотворение Марина Ивановна посвятила не только генералам двенадцатого года, но и своему мужу Сергею Эфрону. Что сближает образ генералов двенадцатого года и образ мужа? Ответ мы попытаемся найти в письмах Цветаевой. Письмо от 17 марта 1914 года В.В.Розонову: «Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренно. Прадед его с отцовской стороны был раввином, дед с материнской великолепным офицером.»



Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как - мне кажется - могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать - и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало - трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие -
И весело переходили
В небытие.

Анализ стихотворения «Генералам 12 года» Цветаевой

В русской литературе Отечественная война 1812 года положила начало особой поэтической традиции. Практически все известные поэты посвящали этому событию свои произведения. Естественной и закономерной была патриотическая тема, восхищение перед великим подвигом русского народа. Вместе с этим 1812 г. многие считали причиной появления особого поколения в дворянском обществе. Борьба за независимость своей страны и заграничный поход русской армии вызвали в людях стремление к свободе и справедливости. Ряд общественных и культурных деятелей напрямую связывали Отечественную войну с восстанием декабристов. Спустя столетие М. Цветаева написала стихотворение «Генералам двенадцатого года» (1913 г.), в котором подняла практически не разрабатываемую до нее тему.

Поэтесса презирала современную ей эпоху, в которую происходило измельчание человека, его полное погружение в серую будничную жизнь. Цветаева очень сожалела, что ей не пришлось жить в романтическом XIX в. В офицерах 1812 г. она видит свой мужской идеал. Все произведение представляет собой поэтизацию образа русского офицерства, которое с того времени также опустилось с высоты и приблизилось к обычному человеку.

Для Цветаевой важно, что молодые офицеры начала XIX в. были «царями» не только «на бранном поле», но и «на балу». В то время действительно в обучение офицерства вместе с военными знаниями в обязательном порядке входили «изящные» дисциплины. Молодой офицер должен был уметь держать себя в светском обществе, быть галантным кавалером. Умение танцевать и петь вообще считались естественными качествами настоящего русского офицера. Поэтому поэтесса называет своих героев «очаровательными франтами», способными к покорению как неприятеля, так и женских сердец.
Цветаева считает, что вчерашние «малютки-мальчики» одерживали победы благодаря «длани Господней» и молитвам матерей. «Молодые генералы» носили в своих сердцах стремление к славе, что также помогало им переносить все тяготы и невзгоды.

Поэтесса вообще любила уноситься в мечтах в прошлое. Старинная картина могла надолго завладеть ее воображением. В стихотворении она обращается к портрету на «гравюре полустертой», изображающему одного из героев Отечественной войны — А. А. Тучкова. Она признается, что потеряла сон при виде «нежного лика» и «хрупкой фигуры». Жизнь такого человека Цветаева считает «невероятной скачкой», богатой событиями и ощущениями. Для молодого офицера имели значение только война и любовь. Он резко отличается от мужчины начала XX в., который хочет только убогого будничного существования.

Цветаева убеждена, что только в прошлом были настоящие мужчины, способные втроем побеждать «три сотни», не забывая при этом о любви. Такие люди не знали трусости или малодушия. Даже собственную смерть они встречали «весело». Такое отношение позволяло русским офицерам совершать героические поступки, которые прославили их навеки.

Марина Цветаева очень рано потеряла мать, смерть которой переживала очень болезненно. Со временем это чувство притупилось, а душевная рана зарубцевалась, однако начинающая поэтесса в своем творчестве очень часто обращалась к теме смерти, словно бы пытаясь заглянуть в мир, который ей еще недоступен.


Мария Александровна Цветаева (урождённая Мари́я Алекса́ндровна Ме́йн; 1868—1906) — вторая жена Ивана Владимировича Цветаева, мать Марины Цветаевой и Анастасии Цветаевой

Цветаева признавалась, что очень надеется в той, другой жизни, встретиться с мамой, которую очень любила, и даже мысленно торопила время, стремясь прожить свою жизнь как можно скорее.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все — как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.

В 1913 году поэтесса написала стихотворение «Уж сколько их упало в бездну…», в котором вновь пыталась определить для себя, что есть жизнь, и чего стоит ждать от смерти. Потусторонний мир Цветаева воспринимает, как некую темную пропасть, бездонную и устрашающую, в которой люди попросту исчезают. Рассуждая о смерти, она отмечает: «Настанет день, когда и я исчезну с поверхности земли». Однако поэтесса осознает, что после ее ухода ничего в этом бренном мире не изменится. «И будет все — как будто бы под небом и не было меня!», — отмечает поэтесса.

Сама по себе смерть не пугает 20-летнюю Цветаеву, которой уже довелось столкнуться с этой незваной гостьей. Поэтесса переживает лишь о том, что близкие и дорогие ей люди уходят из этой жизни, и со временем память о них стирается. Тех, кто умер, Цветаева сравнивает с дровами в камине, которая «становится золой». Ветер разносит ее по земле, и вот уже она смешивается с землей, превращаясь в прах, который, возможно, станет основой для новой жизни.


Однако Марина Цветаева не готова смириться с таким положением дел, она хочет, чтобы память о людях была вечной, даже если они этого не достойны. Себя она причисляет именно к той категории будущих покойников, которые не заслужили права войти в историю из-за того, что имеют «слишком гордый вид». Но этой черте характера поэтесса противопоставляет «безудержную нежность», рассчитывая, что, тем самым, может продлить свою земную жизнь хотя бы в воспоминаниях близких людей. «Я обращаюсь с требованьем веры и с просьбой о любви», — отмечает Цветаева. Столь необычная трактовка евангельских истин все же имеет право на существование. Поэтесса не верит в жизнь после смерти в библейском понимании, однако рассчитывает, что сумеет оставить яркий след на земле, иначе само ее существование лишается всякого смысла. Поэтесса не подозревает, что своеобразным пропуском в вечность для нее станут стихи, которые раскрывают богатый внутренний мир этой удивительной женщины, наполненный мятежными и весьма противоречивыми чувствами.

Реквием (Монолог) «Уж сколько их упало в эту бездну…» Песню, в основу которой лег этот цветаевский текст, впервые исполнила Алла Пугачева в 1988 году. Музыку написал известный советский и российский композитор Марк Минков.
Многие музыковеды и поклонники творчества Аллы Борисовны считают «Реквием» шедевром в репертуаре артистки. Сложно с этим не согласиться! Стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну…», проникнутое трагическим ощущением судьбы и горячей жаждой жизни, стремлением оставить в мире свой след, написано в 1913 году юным автором на взлете поэтической славы. Соответственно, строки «…За то, что мне так часто слишком грустно и только 20 лет» в интерпретации Аллы Пугачевой, бывшей на тот момент значительно старше лирической героини, пришлось убрать. Так «Монолог» стал более универсальным, чем авторский текст. Это страстное, не ограниченное возрастными и какими либо-другими рамками обращение к миру «с требованием веры и с просьбой о любви».

"Генералам двенадцатого года" песня, известная как «Романс Настеньки», звучит в культовой картине «О бедном гусаре замолвите слово».

Действие лирической комедии разворачивается в «то замечательное время, когда мужчины владели шпагой лучше, чем грамотой, и шли бесстрашно не только в бой, но и под венец; когда женщины умели ценить бескорыстную любовь и вознаграждали её приданым; когда наряды были такими красивыми, а фигуры такими стройными, что первое было не стыдно надевать на второе».

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
=====
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Феодосия, 26 декабря 1913



Атмосфера романтики и приключений в фильме вполне соответствуют духу цветаевских строф. Стихотворение «Генералам двенадцатого года», написанное в 1913 году, Цветаева посвятила мужу Сергею Эфрону, офицеру белой гвардии.


В тексте, где отразился образ героической эпохи в восприятии юной девушки, есть обращение непосредственно к одному из тех самых блестящих «генералов двенадцатого года» — Александру Тучкову.

Тучков Александр Алексеевич (1777 - 1812) с отличием участвовал в войне 1807 г. против французов и в 1808 г. - против шведов. Во время Отечественной войны, командуя бригадой, сражался под Витебском и Смоленском; под Бородиным был убит.

«Ах, на гравюре полустертой// В один великолепный миг// Я встретила, Тучков-четвертый// Ваш нежный лик…». Речь идет о довольно известной гравюре. Работа, которой восхищалась Цветаева, выполнена художником Александром Ухтомским уже после смерти Тучкова-четвёртого — по рисунку художника Варнека, который, в свою очередь, в 1813 году имел перед глазами медальон с миниатюрным прижизненным изображением Александра Тучкова.

Тучковы - дворянский род, происходящий от новгородских бояр, выселенных при Иоанне III во внутренние области России. В Отечественную войну 1812 г. приобрели известность три брата Тучковых: 1) Николай Алексеевич (1761 - 1812) участвовал в военных действиях против шведов и поляков; в 1799 г., командуя севским мушкетерским полком, был в несчастном для нас сражении при Цюрихе и штыками проложил себе путь к Шафгаузену; в сражении при Прейсиш-Эйлау командовал правым крылом армии; в 1808 г., начальствуя 5-й пехотной дивизией, участвовал в военных действиях в Финляндии. В 1812 г. назначен командиром 3-го пехотного корпуса и в бородинском сражении смертельно ранен. 2) Павел Алексеевич родился в 1776 г.; в 1808 г., командуя бригадой, участвовал в войне со Швецией; в 1812 г. отличился в бою при Валутиной горе, но тут же, тяжело раненый, был взят в плен; по возвращении в Россию назначен начальником дивизии; позже был членом государственного совета и председателем комиссии прошений.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!