Анализ стихотворения Державина «Ключ.

В ” Ключе ” впервые в русской поэзии природа выступила как самостоятельный объект изображения, самостоятельная эстетическая ценность и вместе с тем как источник поэтического вдохновения.

Правда, начинается ” Ключ ” с олицетворения в античном духе, но дальше поэт развернул серию великолепных предромантических картин вполне реального Гребеневского ключа в том виде, как он выглядит в разное время суток.

Особо интересна 7-я строфа, в которой Державин, по верному замечанию советского исследователя А. В. Западова, “наметил не только обязательные элементы ночного пейзажа, столь распространенные затем в сентиментальной и романтической поэзии, но и словарь с выражениями “приятный”, “бледный”, “дремлющий”, “холмы”, “рощи”, “тишина”. По правде говоря, к этому словарю мало что прибавлялось в дальнейшем”.

Античная аллегория осталась нереализованной, однако “античный зачин” дал соответствующую форму стихотворению. ” Ключ ” написан пятистишнными строфами с рифмовкой АбАбЖ. Последний, пятый стих в строфе – белый, нерифмованный, что на “языке” державинской поэтики является приметой древнего (в частности, античного) образного строя и одновременно вдохновения.

В таком значении этот прием, чрезвычайно характерный для зрелого Державина, впервые использован именно в ” Ключе “, – и он придает стихотворению резко индивидуализированную форму

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко...
  2. Стихотворение Г. Р, Державина написано в 1806 году, в то время, когда поднимается проблема мироощущения человека – его одиночество средь...
  3. Романс ” Прекрасный день, счастливый день…” был написан в 1823 году. Основная мысль заключается в строчках ” Проснитесь, рощи поля;...
  4. Среди стихотворений Г. Р. Державина одним из наиболее известных, сохранивших популярность до наших дней, является стихотворение “Ласточка” (1792–1794). Интимная интонация,...
  5. Стихотворение “Лебедь” 1804 года – одно из поздних стихотворений Державина. Необычайным я пареньем От тленна мира отделюсь, С душой бессмертною...
  6. Практически каждый поэт в своем творчестве обращается к теме вечности, пытаясь найти ответ на вопрос, какая же судьба уготована его...
  7. Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин....

«Ключ» Гавриил Державин

Седящ, увенчан осокою,
В тени развесистых древес,
На урну облегшись рукою,
Являющий лице небес
Прекрасный вижу я источник.

Источник шумный и прозрачный,
Текущий с горной высоты,
Луга поящий, долы злачны,
Кропящий перлами цветы,
О, коль ты мне приятен зришься!

Ты чист - и восхищаешь взоры,
Ты быстр - и утешаешь слух;

Как серна скачуща на горы,
Так мой к тебе стремится дух,
Желаньем петь тебя горящий.
Когда в дуги твои сребристы

Глядится красная заря,
Какие пурпуры огнисты
И розы пламенны, горя,
С паденьем вод твоих катятся!

Гора в день стадом покровенну
Себя в тебе, любуясь, зрит;
В твоих водах изображенну
Дуброву ветерок струит.
Волнует жатву золотую.

Багряным брег твой становится,
Как солнце катится с небес;
Лучом кристалл твой загорится,
В дали начнет синеться лес,
Туманом море разольется.

О! коль ночною темнотою
Приятен вид твой при луне,
Как бледны холмы над тобою
И рощи дремлют в тишине,
А ты один, шумя, сверкаешь!

Сгорая стихотворства страстью,
К тебе я прихожу, ручей:
Завидую пиита счастью,
Вкусившего воды твоей,
Парнасским лавром увенчанна.

Напой меня, напой тобою,
Да воспою подобно я,
И с чистою твоей струею
Сравнится в песнях мысль моя,
А лирный глас с твоим стремленьем.

Да честь твоя пройдет все грады,
Как эхо с гор сквозь лес дремуч:
Творца бессмертной «Россиады»,
Священный Гребеневский ключ,
Поил водой ты стихотворства.

Анализ стихотворения Державина «Ключ»

В 1779 году в свет вышла грандиозная по объёму поэма Михаила Матвеевича Хераскова «Россиада». Это был первый стихотворный на историческую тему в России, заслуживший признание всей читающей публики конца XVIIIначала XIX вв. Многие современники восторженно отзывались о поэтичности произведения, а некоторых оно даже вдохновило на создание не менее прекрасных стихов. Среди них был и Гавриил Романович Державин, выразивший своё отношение к поэме в стихотворении «Ключ».

Эта восторженная ода была написана в 1779 году и напечатана тогда же в журнале «Санкт-Петербургский вестник». В ней, как и в тексте «Россиады», использован торжественный ямб. Однако нельзя сказать, что Гавриил Романович полностью заимствовал стиль Хераскова. В оде «Ключ» иная композиция – стихотворение состоит из десяти строф по пять строк в каждой. Интересно, что первые четыре строчки строфы образуют форму abab. Пятая строка заканчивает мысль и рифмуется с другими строками.

Если воспринимать сюжет стихотворения буквально, то покажется, что автор просто рассказывает, как на него повлиял величественный пейзаж, который вдохновил Хераскова. Об этом Гавриил Романович упоминает в последней строфе:
Творца бессмертной Россиады,
Священный Гребенёвский ключ,
Поил водой ты стихотворства.

С этой позиции легко представить себе, как Державин посещает имение Михаила Матвеевича, сидит на берегу ручья, которому дал начало могучий подземный источник. Поэт описывает красоты окружающей природы:
Гора, в день стадом покровенну,
Себя в тебе, любуясь, зрит;
В твоих водах изображенну
Дуброву ветерок струит,
Волнует жатву золотую.

Читатель отметит и яркие эпитеты («розы пламенны», «багряный брег» и др.), и замысловатые метафоры («парнасский лавр» — символ триумфа). Однако следует понимать, что всё это служит не для показа природных богатств, а для восхваления поэзии.

Именно этот источник так волнует Гавриила Романовича. Родник в стихотворении выступает аллегорией поэтического вдохновения, творческого потока, который дарит автору радость созидания. Недаром Державин иносказательно сравнивает Гребенёвский ручей с источником Кастальского ключа, по легенде посвящённого богу поэзии Аполлону. Отсюда и упоминание лаврового венка как награды за служение искусству. Показательно, что лавром автор награждает Хераскова, в то время как о себе говорит «увенчанный осокой», т. е. ещё не заслуживший такого же признания.

Современному читателю, возможно, будет трудно воспринимать это произведение. Помимо устаревших выражений («пурпуры огнисты» «перлы», «глас», «являющий лице небес»), в оде встречаются слова с изменённым ударением («осокою», «становится»). Однако эти сложности не мешают проникнуться торжественным радостным настроением стихотворения.

/ / / Анализ оды Державина «Ключ»

Ода «Ключ» была написана в 1779 году. В 70-е годы Г. Державин служил, был кабинет-секретарем при Екатерине II, при таких обстоятельствах он стал свидетелем несправедливости, беззакония, источником которого были высшие слои общества. Возможно, именно это подтолкнуло поэта к мысли, что икать чистоту и правду можно лишь среди природы. Произведение «Ключ» занимает особое место в русской литературе, ведь это первый стих, в котором природа выступает как самостоятельная духовная и эстетическая ценность.

Тема оды «Ключ» Г. Державина – воспевание красоты родника. Автор показывает, какой прелестный и чистый ключ, независимо от времени суток, утверждает, что счастье можно почувствовать «вкусив воды» чистого ручья. Также в произведении просматривается идея истинно прекрасной поэзии.

Центральные образы произведения – ключ, поэт (он же лирический герой). В начале произведения автор рисует идиллическую картину: над «шумным, прозрачным» горным источником сидит человек, восхищаясь красотой ключа. Далее мы узнаем, что лирический герой – поэт. Он говорит с ручьем, как с человеком, раскрывая секрет его прелести: «Ты чист - и восхищаешь взоры, // Ты быстр - и утешаешь слух». Сразу видно, что лирический герой не первый раз приходит к роднику, но каждый раз ему хочется возвращаться, ведь сюда «стремится дух». Поэт верит, что если напиться воды из этого родника, мысль его произведения будет подобна чистой струе источника. Горный ключ сравнивается с мифологическим Кастальским ключом, для этого в текст произведения вводится аллюзия: «Поил водой ты стихотворства».

Как цветные фотографии в альбоме пред взором читателя предстают картины природы в разное время суток. В центре каждого пейзажа – ручей, переливающийся, как дивный кристалл. Он служит зеркалом для матушки-природы, в него любуется и гора, и заря, и дуброва. Даже ночью, когда вся природа отдыхает, ручей «живет», сверкает, шумя. Державину недостаточно пейзажных зарисовок, чтобы выразить свое восхищение ключом, и он обращается к античной мифологии, говоря, что вода его «Парнасским лавром увенчана». Он верит, что о «чести» родника узнают «все грады», ведь он поил «творца бессмертной Россиады».

Стихотворение «Ключ» отличается богатством художественных средств, среди которых преобладают эпитеты и метафоры. С помощью эпитетов автор раскрашивает природу и отображает все прелести ручья. Метафоры – основной инструмент донесения идеи произведения, кроме того они служат для оживления природы. Также в произведении немало риторических обращений, с помощью них автор выражает свои теплые чувства к ручью.

Композиция оды «Ключ» не соответствует канонам классицизма. Произведение состоит из 10 строф по 5 строк в каждой. Рифма перекрестная, последняя строка не рифмуется. Стих написан четырехстопным ямбом с пиррихием. Ритм оды такой же стремительный, как и сам ручей, чему способствует не только стихотворный размер, но и наличие восклицательных предложений, которые, как горные камни, препятствуют плавному течению.

В оде «Ключ» Г. Державин сумел отразить красоту не только горного источника, но и природы в общем, а также показать, что истинная поэзия должна быть такой же чистой, как ручей.

В г. Фрязино с недавних пор выходит газета "Ключ ", ее название напоминает читателю о знаменитом Гребневском ключе, который с любовью ухожен любителями старины, и к которому тянется стар и млад, чтобы набрать его живительной влаги. Из работ местных краеведов давно известно, что ключ этот воспет нашим знаменитым поэтом Гавриилом Романовичем Державиным в оде "Ключ". Написана эта ода в 1779 году, когда поэт Михаил Матвеевич Херасков окончил свою грандиозную, хотя теперь и забытую, поэму "Россиада ".

И.Ф.Токмаков отмечал еще в начале XX века: "Другого рода памятник - ключ, воспетый знаменитым поэтом Гаврилой Романовичем Державиным, который (ключ) полн водою стихотворства Михаила Матвеевича Хераскова, автора героической эпопеи "Россиада" - существует, но каменной чаши, которою он был обложен, нет и в помине".

Вот что пишет об оде Державина академик Я.Грот :

"Написано в похвалу Хераскова, вероятно, по поводу появления его "Россияды": статья об этой поэме помещена в августовской книжке Санкт-Петербургского Вестника 1779 (ч.4, стр.124), и ода "Ключъ" напечатана в этом журнале в октябре того же года (ч.4, стр.267). Ключ, к которому обращается Державин, находился в Гребеневе, подмосковном имении Хераскова, в то время куратора московского университета. Державин, знакомый с Херасковым еще в 1775 году, конечно, бывал не раз в Гребеневе, и, может быть, еще осенью 1778, когда ехал с женой в Казань.

Идею этой пьесы могла подать ему ода Горация к ключу Бандузии (кн.3, ода 13, см. "Оды Горация в переводе г.Фета, стр.86), которую он должен был знать по немецкому переводу Рамлера. Впоследствии она была переведена у нас Бобровым (Моск.журнал 1792, ч.7, стр.111), и Державин обратил на этот перевод особенное внимание, как видно из его "Рассуждения о лирической поэзии"".

Это "Примечание" Я. Грота можно прочесть в первом томе "Сочинений Державина" на стр.77. К оде приложены рисунки: некое мужское божество, возлежащее на ковре из трав, и портрет поэта Михаила Хераскова.

Здесь уместно привести и саму эту оду. Но прежде все же ответим на вопрос: почему мог Грот посчитать Гребнево "подмосковным имением Хераскова"? Ведь эта "подмосковная" принадлежала князьям Трубецким.

Ответ находим в "Журнале князя Никиты Юрьевича Трубецкого" . Этот любопытный дневник человека XVIII века опубликован в журнале "Русская старина" на стр. 8 - 15.

"1735 год. Апреля 27. Скончалась жена моя, княгиня Настасья Гавриловна, в Москве в час пополуночи без меня (я был при армии, при команде на Украйне, и стоял в Переяславле). погребена в Москве в Чудове монастыре.

Ноября 10. Женился я на другой жене, на вдове, дочери князя Данилы Андреевича Друцкова, на Анне Даниловне (которая была прежде за майором Матвеем Андреевичем Херасковым) на Украйне слободских полков, в городе Изюме (где я был тогда при команде)".

А из биографии Хераскова мы знаем, что Михаил Матвеевич родился 25 октября 1733 г. в Переяславле на Полтавщине. Следовательно, он остался без родного отца в младенчестве, и отчим Никита Юрьевич Трубецкой заменил его ему отца. Очевидно, Гребнево стало поэту родным гнездом, хотя и не принадлежало ему формально.

А вот и сама ода.

Седящ, увенчан осокою,

В тени развесистых древес,

На урну облегшись рукою,

Являющий лицо небес

Прекрасный вижу я источник.

Источник шумный и прозрачный,

Текущий с горной высоты,

Луга поящий, долы злачны,

Кропящий перлами цветы,

О, коль ты мне приятен зришься!

Ты чист - и восхищаешь взоры,

Ты быстр - и утешаешь слух,

Как серна, скачуща на горы,

Так мой к тебе стремится дух,

Желаньем петь тебя горящий.

Когда в дуги твои сребристы

Глядится красная заря,

Какие пурпуры огнисты

И розы пламенны, горя,

С паденьем вод твоих катятся!

Гора в день стадом покровенну

Себя в тебе, любуясь, зрит,

В твоих водах изображенну

Дуброву ветерок струит,

Волнует жатву золотую.

Багряным брег твой становится,

Как солнце катится с небес,

Лучем кристалл твой загорится,

Вдали начнет синеться лес,

Туманов море разольется.

О! коль ночною темнотою

Приятен вид твой при луне,

Как бледны холмы над тобою

И рощи дремлют в тишине,

А ты один, шумя, сверкаешь!

Сгарая стихотворства страстью,

К тебе я прихожу, ручей:

Завидую пиита счастью,

Вкусившего воды твоей,

Парнасским лавром увенчанна.

Напой меня, напой тобою,

Да воспою подобно я,

И с чистою твоей струею

Сравнится в песнях мысль моя,

А мирный глас с твоим стремленьем!

Да честь твоя пройдет все грады,

Как эхо с гор сквозь лес дремуч,

Творца бессмертной Россияды,

Священный Гребеневский ключ,

Поил водой ты стихотворства.

Язвительный приятель Пушкина князь Петр Вяземский не преминул посмеяться над Мишей Херасковым. "Лучшая эпиграмма на Хераскова отпущена Державиным без умысла в оде "Ключъ" - "вода стихотворства", говоря о поэзии Хераскова, выражение удивительно верное и забавное!" (кн.Вяземский, журнал "Северные цветы", на 1827 г., стр.157). На что академик Грот возражает: "Но Державин думал о Кастальском ключе!" А Кастальский ключ - "ключ у подножия горы Парнас, согласно греческой мифологии, источник поэтического вдохновения" .

В самом деле, поэт Херасков забыт потомством. "Поэтическое дарование его было невелико, его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэму "Россияда" и "Владимир". Характерные черты его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него предшествовали интерес к вопросам нравственности и просвещения, по вступлению в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Херасков был близок с Новиковым, Шварцом и дружеским обществом. В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь." (, том 73).

Впрочем, Н.М.Карамзин именно Хераскова приводит как пример поэта, которого следует читать. Алексей Федорович Мерзляков в "Рассуждении о российской словесности в нынешнем ее состоянии" (1812) пишет о Хераскове: "Оды Хераскова, при свойственной сему знаменитому писателю чистоте и гладкости стихов, все почти спокойны, не имеют быстрых порывов, не дышат пламенем лирическим". Похвала или осуждение?

Заметим в скобках, что существует еще одно предположение о том, когда впервые попал Державин в Гребнево. В 1774 году. Предположение, высказанное в начале XX века, принадлежит краеведу, библиотекарю Архива Министерства юстиции Ивану Федоровичу Токмакову . Догадка, кажется, неверная, но все же напомним ее как пример возникновения далеких от действительности легенд.

У владельца Гребнево Гавриила Ильича Бибикова был родной брат Александр Ильич, он родился в 1729 г. в Москве. Первоначальное образование получил в Зачатьевском женском монастыре, где монашками были его бабушка и тетка. В декабре 1773 Москва пребывала "в страхе и унынии", слыша об успехах Пугачева. Екатерина назначила командующими карательными войсками А.И.Бибикова. Бибиков, усталый и больной, видя, что императрица "в настроении", осмелился пошутить. "Государыня, есть такая простонародная песня." - Какая? - "Сарафан ли мой, сарафан дорогой, везде ты сарафан пригождаешься, а не надо сарафан, и под лавкой лежишь".

В это же время Гавриил Романович Державин, только что получивший офицерский чин после 10 лет солдатской лямки, решил обратиться к Бибикову с просьбой взять его с собой в Казань, так как он оттуда родом. И вот И.Ф.Токмаков пишет: "Державин решается лично явиться к А.И.Бибикову, перед его отъездом в Казань, который в то время был проездом из Санкт-Петербурга в селе Гребневе - имении своего родного брата Гаврилы Ильича Бибикова, с просьбой взять его с собою, как казанского уроженца. А.И.Бибиков исполняет эту просьбу. Своим усердием и талантами Гавриил Романович Державин скоро приобретает расположение и доверие А.И.Бибикова. Позднее Г.Р.Державиным было написано несколько оригинальных стихотворений "На смерть А.И.Бибикова". Умер А.И.Бибиков 9 апреля 1774 года в слободе Бугульма. Похоронен в Борисовке, на берегу Волги, в 40 верстах от Костромы".

Видите, как уверенно написано - "в Гребневе, имении своего брата". А имение, как следует из розысков краеведов, приобретено Т.Я.Бибиковой только в 1781 г.

Впрочем, действительно, в "Записках" Державина есть рассказ о встрече с Бибиковым. В замечательной биографии Державина, написаннной Владиславом Фелициановичем Ходасевичем, об этой встрече говорится так :

"Никакого хода к Бибикову у него не было. Он отважился ехать без всякой рекомендации. Явившись к главнокомандующему, стал он проситься в комиссию, заявив, что он сам уроженец Казани, а также бывал в Оренбурге и хорошо знает тамошние места и людей. Это была правда. Бибиков его выслушал, но сказал, что взял уже из гвардии офицеров, лично ему известных. Державину ничего не оставалось, как откланяться. Но уйти - значило упустить случай безвозвратно. Он не двигался с места. Наконец, удивленный Бибиков разговорился со странным офицером, понемного втянулся в беседу и остался ею доволен. Отпуская Державина, он, однако, ничего не обещал ему, - а вечером в полковом приказе Державин с изумлением прочитал, что ему высочайше повелено явиться к генералу Бибикову. На утро явился он к Бибикову и получил приказание через три дня быть готовым к отъезду". По Ходасевичу дело происходило в Петербурге, Державин жил на Литейном проспекте, в доме Удолова. Державин оставил "Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина". Ходасевич своими словами пересказал эту сцену с Бибиковым.

Вот как пишет Державин :

"Вследстие чего хотя ему генерал Бибиков ни мало не был знаком, но он решил ехать к нему и без рекомендации, слыша, что он человек разумный и могущий скоро проникать людей".

Не ведаем мы о том, побывал ли Державин в Гребневе или нет. Во всяком случае, не при Бибиковых, как думал И.Ф.Токмаков. О ключе он мог узнать и из писем Михаила Хераскова. К Херасковым в Москве он часто заходил в 1775 г. Вот тогда-то он и мог приезжать в Гребнево. Вспоминает об этом Иван Иванович Дмитриев ("Взгляд на мою жизнь" ) :

"После этого в разные времена вышли также без его имени... "Гребеневский ключ", посвященный М.М.Хераскову. Все эти стихи, по моему мнению, едва ли не лучшие и совершеннейшие из поэтических произведений Державина. Они были напечатаны в Санкт-Петербургском вестнике в 1776 году и последующих, а потом некоторые из них перепечатаны с поправками в "Собеседнике любителей российского слова". В нем участвовала сама императрица. Издавался же он под надзором президента обеих Академий княгини Катерины Романовны Дашковой.

В дополнении характеристики достойно уважаемого нами поэта, сообщу еще одну быль, рассказыванную мне Елизаветой Васильевной Херасковой, супругой творца "Россияды", ныне столь нагло униженного по слухам и эгоизму молодым поколением.

В 775 году, когда двор находился в Москве, у Хераскова был обед. Между прочими гостями находился Иван Перфильевич Елагин, известный по двору и литературе. За столом рассуждали об одах... и всех более критикована была ода какого-то Державина. Хозяйка толкает Елагина в ногу, но тот не догадывается и продолжает говорить об оде. Державин, бывший тогда уже гвардии офицером, молчит на конце стола и весь рдеет. Обед кончился. Елагин смутился, узнав свою неосторожность. Хозяева ищут Державина, но уже простыл и след его.

Проходит день, два, три. Державин, против обыкновения своего, не показывается Херасковым. Между тем как они тужат и собираются навестить оскорбленного поэта, Державин с бодрым и веселым видом входит в гостиную. Обрадованные хозяева удвоили к нему ласку свою и спрашивают, от чего так долго с ним не видались. "Два дня сидел дома с закрытыми ставнями, - отвечает он, - все горевал о моей оде, в первую ночь даже не смыкал глаз моих, а сего дня решился ехать к Елагину заявить себя сочинителем осмеянной оды... Елагин был расстроган, осыпал меня ласками и упросил остаться обедать и я прямо оттуда к вам".

Это воспоминание Дмитриева говорит нам о том, что, как и предполагает Я.Грот, стихотворение "Ключъ" могло быть написано и под воздействием свидания Державина и Херасковых в Гребневе, в 1775 или 1778 году. Они были дружны и братски любили друг друга.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!