Анализ стихотворения фета «бабочка. «Бабочка», анализ стихотворения Фета

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

Анализ стихотворения «Бабочка» Фета

Стихотворение «Бабочка» относится к раннему периоду творчества Фета. В сознании молодого поэта будущее представлялась открытой книгой, он был полон радужных надежд. Трудности жизни еще не успели наложить свой отпечаток на его душу. Поэтому произведения Фета этого периода очень чисты и радостны. Они написаны под влиянием непосредственных наблюдений и ощущений.

В основе стихотворения лежит монолог бабочки, ее ответы на предполагаемые вопросы лирического героя. В будущем Фету предстоит оттачивать свое мастерство в таком художественном приеме. В большинстве произведений поэта наличие человека только угадывается по косвенным признакам. В стихотворении также проявился талант поэта обращать пристальное внимание на любую, самую незначительную деталь.

Центральный персонаж произведения — представительница живой природы. Природный мир Фет ставит вровень, а порою даже выше человеческого. Бабочка подтверждает мнение наблюдателя, что она представляет собой само совершенство. Если человек прикладывает множество усилий, для того чтобы выглядеть лучше, то бабочка прекрасна с самого момента своего появления на свет. Эта прирожденная красота слагается из минимума деталей: «воздушное очертанье», «бархат» и «два крыла». К идеальному образу больше нечего прибавить или отнять.

Бабочка подобна неуловимому мгновению. Она просто внезапно появилась без какой-либо определенной цели и смысла. Ее переполняет радость от собственного существования. Возможность дышать и наслаждаться цветочным нектаром — предел желаний бабочки. Для нее не существует понятий времени и пространства. «Надолго ли… дышать хочу?» — бессмысленный для прекрасной бабочки вопрос. Ей достаточно одной возможности взлететь и вновь продолжать полет в любом направлении. Запечатленное мгновение — еще одна характерная особенность лирики Фета.

В стихотворении «Бабочка» заложены центральные воззрения автора на природу. Поэт боготворил животный и растительный мир, потому что они развиваются по естественным законам. Жизнь человека трудна, так как люди сами создают себе проблемы. Фет призывает научиться у природы жить в радости и не заботиться ни о чем. Конечно, это чересчур идеалистический и наивный взгляд, но, согласно поэту, он может служить ориентиром для человеческого самосовершенствования.

Читать стих «Бабочка» Фета Афанасия Афанасьевича довольно любопытно. Безусловно, название стихотворения, написанного в 1884 году, точно указывает на центральный образ, созданный автором. Но в этой лирике бабочка у Фета не просто прекрасное насекомое, предназначенное для любования. Она его оригинальная собеседница.

Произведение написано от имени самой бабочки. Она словно ведёт диалог с незримым наблюдателем, озвучивая его вопросы и сразу отвечая на них. Из такой уникальной беседы читатели легко узнают интересные сведения о бабочке. Насекомое признаётся, что способно очаровывать окружающих своим милым видом. А секрет героини таится в воздушности и бархатистости её крыльев, мерцающих из-за постоянных взмахов. Бабочка просит не спрашивать её об истории появления и дальнейшем пути. Героиня порхает с цветка на цветок и этим «дышит». В стихотворении не прослеживается острого осуждения лёгкой жизни насекомого. Поэт принимает как должное отсутствие у бабочки определённой цели. Ведь её существование так скоротечно, как быстрый взмах сверкающих крылышек.

Для урока литературы в 4-5 классе текст стихотворения Фета «Бабочка» полностью можно скачать или учить онлайн на нашем сайте.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.

«Бабочка» Афанасий Фет

Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем - Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот - дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.

Анализ стихотворения Фета «Бабочка»

Раннее творчество Афанасия Фета многие критики сравнивают с импрессионизмом в живописи. И в этом нет ничего удивительного, потому что стихи этого поэта, датированные 1838-1856 годами, отличаются удивительной метафоричностью, изяществом и чистотой. Действительно, до определенного момента Афанасий Фет видел мир под особым углом зрения, обращая внимание на каждую мелочь и восхищаясь такими простыми вещами, как шепот листьев, теплый дождь и зеленая трава. Именно к этому периоду творчества относится его стихотворение «Бабочка», которое по праву считается одной из наиболее запоминающихся и удачных зарисовок с натуры.

Правда, следует отметить, что Фет, как и многие его предшественники, очень часто наделял окружающие предметы и явления чертами человеческого характера. Героиня его произведения – обычная бабочка. Однако по стечению обстоятельств она ведет с поэтом диалог и отвечает на вопросы, которые так и не были озвучены.

«Ты прав. — Одним воздушным очертаньем я так мила», — утверждает бабочка и при этом признается, что все ее очарование скрывается в двух хрупких крылышках, бархатных и удивительно нежных. При помощи нескольких изящных штрихов воссоздав образ восхитительной бабочки, автор постепенно подводит читателей к мысли о том, что это неземное существо своей красотой напоминает женщин. Однако это сравнение было бы неполным без дополнительных аргументов, и поэт с легкостью приводит их, утверждая, что жизнь бабочки, как и светской львицы, полна новых впечатлений и развлечений.

«Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?», — эти слова, приписанные бабочке, с равным успехом могли произнести и юная девушка, которую постигли первые жизненные разочарования, и записная кокетка, флиртующая на балу с очередным поклонником. Действительно, внутренний мир женщины весьма переменчив и непредсказуем, что отражается и на ее поступках. Поэтому неудивительно, что Фет видит отчетливую взаимосвязь между двумя этими существами. Практически каждая представительница слабого пола время от времени задается вопросом: «На долго ли без цели, без усилья, дышать хочу?». То есть, жизнь женщин, по мнению автора, также пуста и необременительна, как и существование бабочки. Но при этом поэт отдает должное тому, что именно женщины являются украшением любого общества, так же, как и бабочки придают цветку особую изысканность и романтичность. Но все меняется, и пройдет совсем немого времени, как женское непостоянство даст о себе знать: «Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья и улечу».

Принято называть импрессионистской, потому что стихи этого поэта отличаются полутонами: почти невозможно встретить яркого проявления какого бы то ни было состояния природы. Это всегда незримый переход из одного состояния в другое. Особенно яркими в этом смысле можно считать произведения Фета о весне.

Стихотворение "Бабочка" можно смело отнести к весенним мотивам, ведь именно весной появляются первые цветы и начинают порхать первые бабочки. Стихотворение напоминает диалог, точнее говоря, его продолжение. Как будто автор спрашивал у бабочки, откуда она, куда спешит и надолго ли прилетела. На самом деле поэту неважны ответы на эти вопросы, ведь ему уже удалось уловить сам миг появления бабочки, как будто она возникла из ниоткуда и вновь отправится в никуда.

Наверняка, многие помнят знаменитую героиню басни Ивана Андреевича Крылова Стрекозу. Ее беззаботность и неприспособленность к жизни стали предметом издевательства со стороны Муравья и поводом для осмеяния самим автором. Но таков закон басни: легкомыслие - это порок, а значит, должен быть подвергнут остракизму. Героиня стихотворения Фета живет "без цели, без усилья", но ее легкомысленность вызывает совсем другое отношение: никому не придет в голову осуждать бабочку. Это как будто наругать ребенка за то, что он не думает о завтрашнем дне, а живет только сегодняшним.

Почему именно бабочка становится героиней стихотворения? Очевидно, потому, что бабочка - существо эфемерное, и поэту удалось запечатлеть ее в тот самый "миг между прошлым и будущим", который, согласно известной песне, и "называется жизнь". Ощущение мимолетности подчеркивается и описанием самой бабочки: здесь нет детального подробного портрета, ведь герой видит бабочку всего несколько секунд. Этого достаточно, чтобы заметить только "воздушное очертание" и на крыльях "бархат с живым мерцаньем". Эти, в общем-то, скудные детали описания позволяют каждому читателю представить именно свою бабочку, которую он когда-то видел.

Ощущение хрупкости передается с помощью форм слова "дышу" и "дышать хочу" . Это звучит как своеобразное предупреждение: дескать, вот сейчас я дышу, но одним движением руки можно все испортить, можно меня погубить, а я "дышать хочу" , то есть жить, летать и радовать всех своей красотой. Конечно, тема красоты - одна из главных в творчестве Афанасия Фета. Такие стихотворения, как "Шепот, робкое дыхание..." , "Это утро, радость эта...", можно с уверенностью назвать гимном красоте. Но "Бабочка" запечатлела именно мимолетную, сиюминутную красоту, поэтому так и хочется воскликнуть словами Фауста из одноименной пьесы Иоганна Вольфганга Гёте : "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!"

Осталось сказать несколько слов о форме стиха. Чередование длинных и коротких строк как будто передает прерывистое дыхание бабочки, только что порхавшей, а теперь присевшей на легкий цветок, чтобы через мгновенье, "сверкнув, раскинуть крылья" и улететь. Сама же форма стиха, возможно, вызовет ассоциацию с формой крыльев бабочки, ведь длинная, а потом короткая строка создают некое подобие треугольника, что и создает основу для формы крыла.

Так Фету в своем стихотворении, довольно простом для восприятия и небольшом по объему, удалось передать целую гамму чувств: и восхищение красотой, и осознание хрупкости бытия, и любовь к жизни.

Анализы других стихотворений Фета.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕТА «БАБОЧКА». 5 КЛАСС

Кто из нас в детстве не ловил бабочек или не любовался их весёлым порханием на залитом
солнцем лугу?!. Вместе с бабочками приходило долгожданное и яркое лето, а с ним и каникулы … и вообще бабочки ассоциировались с теплом, красотой, беззаботностью. Поэтому обращение к образу бабочки на уроке литературы приятно и радостно, и работа со стихотворением А. Фета «Бабочка» дарит нам положительные эмоции и энергию.

Начинаем урок вопросом:

Понравилось ли вам стихотворение? От чьего лица оно написано?
Стихотворение нравится детям своей мелодичностью, языком. «Красиво написано» —
говорят они. А написано оно от лица бабочки.
К кому оно обращено? (К человеку, который остановился перед бабочкой.)
Что же заставило его остановиться, замереть перед бабочкой? (Её красота и изящество.)
Давайте попробуем описать эту бабочку.
Но сначала найдём в стихотворении те строчки, в которых она сама себя описывает.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Какие слова и выражения рисуют бабочку?
(«Воздушное очертанье», «бархат … с живым миганьем»).
Почему наряд бабочки назван бархатом?
(Крылья бабочки покрыты ворсинками, которые напоминают бархат.)
А что подразумевается под «живым миганьем»? (Бабочка трепещет крылышками, и узор на них переливается под лучами солнца, «мигает», постоянно меняясь.)
Что заставляет человека любоваться «воздушным очертаньем» бабочки? (Она лёгкая,
подвижная, её порхание в воздухе и над цветком напоминает танец, и это делает её милой и привлекательной.] Какие ещё строчки помогают увидеть красоту бабочки?
Она готова, «сверкнув», раскинуть крылья и улететь. Слово сверкнув помогает почувствовать и красоту героини, и её непостоянство и лёгкость.
Как вы думаете, почему в стихотворении нет подробного описания бабочки, а есть только отдельные детали её «портрета»?
Наверно, потому, что видит её поэт всего несколько секунд и успевает заметить только
«воздушное очертанье» и «живое миганье» бархата крыльев. И всё-таки мы видим эту бабочку. Попытаемся её описать: ведь у нас есть выразительные детали её «портрета». Она нарядная, красивая. У неё большие резные крылья с острыми концами, узор на крыльях яркий: он напоминает завитки, опушённые чёрными и белыми ворсинками. На каждой стороне крыла он свой. У бабочки длинные усики, пушистое тёмное брюшко.

Обратите внимание на то, как построено стихотворение. Сравните длину первой и третьей строчек в строфе. (Первая и третья строчки длинные, вторая и четвёртая короткие.)
Как вы думаете, для чего поэт использует чередование длинных и коротких строк?
(Мы будто видим, как складываются и раскрываются крылья бабочки, чувствуем, как она дышит.)

Стихотворение Фета представляет собой как бы неполный диалог: мы слышим ответ бабочки человеку, но не слышим его вопросов к ней. Давайте пофантазируем и попробуем восстановить недостающую часть диалога. Что мог говорить поэт бабочке, о чём спрашивать её? В этом нам помогут слова самой бабочки.
Перечитаем первую строфу. Что же говорил человек бабочке, судя по её ответу?
Видимо, он восхищался её красотой, говорил о лёгкости её полёта. Попробуем придумать поэтические строчки в духе стихотворения Фета. Наряду с простейшими предложениями «Как ты красива», «Никогда не видел такой красоты» дети придумывают и такое: «Красавица в чудесном одеянье, как хороша», «Прекрасным бархатом одета — ты так мила!».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!