Анализ стихотворения Фета «Если радует утро тебя…. Анализ любого стихотварения фета

Проект « Разработка уроков по творчеству Афанасия Фета» Планирование проекта. Проект « Разработка уроков по творчеству Афанасия Фета». При реализации проекта учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Критерии оценки: Приложение – файл №6 Примеры оценивания: Приложение – файл №7. Ключевые слова: лирика, образ, импрессионизм, чистое искусство.

«Жизнь Фета» - Во время крымской кампании находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье. Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Мария Петровна Боткина. Брак, законный в Германии, в России был признан незаконным. И снится мне, что встала из гроба Такой же, какой ты с земли отлетела.

«Фет биография» - Брейн-ринг. Как называется трехсложный размер стиха с ударением на 1-й слог? 2-й слог? 3-й слоги? Что такое звукопись? Дом, в котором жил отец, а затем и А.А.Фет, будучи студентом. Страницы биографии. Тема: Поэт- пейзажист А. А. Фет. Какие вы знаете размеры стиха? Цель урока. Афанасий Неофитович Шеншин.

«Фет и Тютчев» - Афанасий Фет и Фёдор Тютчев – певцы русской природы. Эпитет. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Олицетворение. А.А. Фет. Поэзия – великое чудо. Сравнение. Метафора. учитель русского языка и литературы Рубцова Зинаида Васильевна. Звукопись. Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Какие чувства выражают А. Фет и Ф.Тютчев в своих стихотворениях?

«Фет о любви» - Здесь Фет, большой ценитель прекрасных дам, познакомился и подружился с сёстрами Лазич – Еленой и Марией. Мария Лазич – поклонница поэзии Фета, девушка весьма талантливая и образованная. Лирика Фета тематически крайне бедна: красота природы и женская любовь - вот и вся тематика. О, называй меня безумным!

«Поэт Фет» - В полумраке Прозрачный вьется огонек. Через несколько мгновений девушка вся была в огне. Ференц Лист Ferenc Liszt. Я верить не хочу! Мария Петровна Боткова. Однообразие служебных будней скрашивало только знакомство с местными помещиками. Что ж прикажете делать? Побывал Лист и в Елисаветграде, где познакомился с Марией Лазич.

Всего в теме 25 презентаций

Анализ стихотворения Фета «Поэтам»

«Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А. А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.

Подняты очи и руки воздеты,

Возможности поэзии огромны:

Только у вас мимолетные грезы

Только у вас благовонные розы

Стихотворение «Поэтам» образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: «Одним толчком согнать ладью живую», «Если радует утро тебя» и др. где особенно выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.

Анализ стихотворения Фета «Поэтам»

А. Фет стремился передать тонкие переживания человека, сделать их доступными читателю.

Стихотворение отражает в целом мотивы и настроения поэзии Фета: быть убежищем от всех житейских скорбей. «Поэтам» можно отнести к ряду стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе. Стихотворение состоит из четырех строф, каждая из которых цепь образов, внутренней жизни человека, объединенных мотивом поэзии. Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией - каждое четверостишие - одно предложение, прославляющее поэзию. Тон всему повествованию задает первая строфа, в которой лирический герой показывает свое отношение к поэтам, а значит и поэзии:

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи и руки воздеты,

Здесь на коленях я снова невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

Лирическое напряжение передают слова высокого стиля: очи, руки воздеты, провидит, песнопенье, чертоги, грезы; эпитеты: благовонные розы, прозрачно-воздушные радуги, мимолетные грезы.

Возможности поэзии огромны:

Только у вас мимолетные грезы

Старыми в душу глядятся друзьями,

Только у вас благовонные розы

Вечно восторга блистают слезами.

Она, поэзия, воспитала и лирического героя, в чертогах поэтов «окрылился» его дух:

В ваших чертогах мой дух окрылился,

Правду провидит он с высей творенья,

Этот листок, что иссох и свалился,

Золотом вечным горит в песнопенье.

В стихотворении выдержано «единство представления», которое Фет называл первым художественным законом. Здесь можно говорить о ритмической композиции. Ритм следует за смыслом, за развитием темы.

«Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А.А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.

А. Фет стремился передать тонкие переживания человека, сделать их доступными читателю.

Стихотворение отражает в целом мотивы и настроения поэзии Фета: быть убежищем от всех житейских скорбей. «Поэтам» можно отнести к ряду стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе. Стихотворение состоит из четырех строф, каждая из которых цепь образов, внутренней жизни человека, объединенных мотивом поэзии. Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией - каждое четверостишие - одно предложение, прославляющее поэзию. Тон всему повествованию задает первая строфа, в которой лирический герой показывает свое отношение к поэтам, а значит и поэзии:

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи и руки воздеты,

Здесь на коленях я снова невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

Лирическое напряжение передают слова высокого стиля: очи, руки воздеты, провидит, песнопенье, чертоги, грезы; эпитеты: благовонные розы, прозрачно-воздушные радуги, мимолетные грезы.

Возможности поэзии огромны:

Только у вас мимолетные грезы

Старыми в душу глядятся друзьями,

Только у вас благовонные розы

Вечно восторга блистают слезами.

Она, поэзия, воспитала и лирического героя, в чертогах поэтов «окрылился» его дух:

В ваших чертогах мой дух окрылился,

Правду провидит он с высей творенья,

Этот листок, что иссох и свалился,

Золотом вечным горит в песнопенье.

В стихотворении выдержано «единство представления», которое Фет называл первым художественным законом. Здесь можно говорить о ритмической композиции. Ритм следует за смыслом, за развитием темы.

Стихотворение «Поэтам» образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Если радует утро тебя…» и др. где особенно выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.

«Поэтам» А.Фет

Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи, и руки воздеты.
Здесь на коленях я снова невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.

В ваших чертогах мой дух окрылился,
Правду провидит он с высей творенья;
Этот листок, что иссох и свалился,
Золотом вечным горит в песнопеньи.

Только у вас мимолетные грезы
Старыми в душу глядятся друзьями,
Только у вас благовонные розы
Вечно восторга блистают слезами.

С торжищ житейских, бесцветных и душных,
Видеть так радостно тонкие краски,
В радугах ваших, прозрачно-воздушных,
Неба родного мне чудятся ласки.

Анализ стихотворения Фета «Поэтам»

Сущность поэтического творчества - эта тема пришла в фетовскую лирику в результате литературной полемики, и поэтому она обладает особым эмоциональным накалом. Автор декларирует мощь художественного слова, которое способно разбудить спящие души, перенести читателя «в жизнь иную», запечатлеть неуловимое и невыразимое. «Певцу избранному» подвластно даже время: образу «вечно душистой розы», изображенному в «стихе умиленном», не суждено увянуть.

В художественном тексте, адресованном коллегам по перу, также возникает бессмертно юная роза, на лепестках которой сверкают слезы восторга. Романтический образ, на языке фетовской поэтики обозначающий совершенство природы, здесь становится символом всемогущего поэтического дара, которым обладают избранные.

Зачин детально изображает позицию лирического субъекта, который апеллирует к истинным властителям слова. Поведение героя напоминает позу молящегося: преклоненные колени, воздетые вверх руки, устремленные ввысь глаза. Под стать молитве и эмоции лирического «я» - состояние радостного волнения и легкой тревоги. Модель художественной ситуации, заявленная в начальной строфе, призвана передать трепетное, благоговейное отношение к поэтам-классикам.

Воображаемое жилище стихотворцев именуется лексемой с семантикой богатства и великолепия - «чертоги». В этом фантастическом пространстве преобразилась душа героя, благосклонно принятая коллегами-небожителями: она приобрела дар всевидения и окрыляющую силу таланта.

Появлению нетленной розы предшествует иной образ - увядшего, иссохшего растения. Он отсылает к пушкинскому «Цветку». в котором герой размышляет о неизвестном прошлом случайной находки, оказавшейся между книжных страниц. Антитеза двух цветочных образов, вечного и временного, демонстрирует суть эстетической доктрины Фета. Поэзия не только воспевает ускользающую красоту, но дарит ей бессмертие.

Финальная строфа также построена на противопоставлении, компонентами которого стали низменные «житейские торжища» и великолепные невесомые замки, возведенные художниками слова. Первая из частей лишена красок и свежего воздуха, вторая исполнена «тонкого», воздушного и радостного колорита. Образ ласкового «неба родного», пришедший из лирики Баратынского, еще раз возвращает читателя к мотиву высокого происхождения поэтического дара.

Сопоставительный анализ стихотворений "Поэтам" и "Поэт и Гражданин"

Стихотворение Некрасова «Поэт и Гражданин», открывшее сборник 1856 г и стихотворение «Поэтам» А.Фета, написанное в 1890 году, поднимают проблему поэта и поэзии. Эта тема неслучайно возникает во второй половине восемнадцатого века. Это период борьбы между сторонниками «чистого искусства» и гражданского направления в литературе, поэтому поэты обращаются к своим собратьям по перу.
Мне кажется, что Афанасий Афанасьевич Фет своим стихотворением призывает уйти от бурь современности. Автор говорит нам о том, что поэзия дает душевный полёт, показывает движения души («дух окрылился»), а сравнивая поэзию с радугой показывает, как она преображает «бесцветный, душный» мир. Некрасов же рассуждает о том, необходимо ли участие поэзии в общественной жизни. Стихотворение имеет свой сюжет и составлено в форме диалога, в течение которого происходит поиск ответа на вопрос, для чего нужна поэзия. Мне кажется, что в нем мы видим внутренний диалог Некрасова с самим собой. В словах Гражданина чувствуется призыв поэта выполнить свой долг: помочь людям, облегчить их участь. По-моему, Гражданин является представителем идей декабристов, в том числе и Пушкина (тот же призыв чувствуется и в пушкинском стихотворении «Пророк»). Тогда как в стихотворении Фета чувствуется влияние романтизма (розы как атрибут романтиков).
Первая строфа стихотворения «Поэтам» передает отношение Фета к поэтам («на коленях перед вами, поэты»), в последующих строфах автор объясняет, почему к поэтам обращен зов души, а в заключительной части говорит о тонкости восприятия окружающего мира. Афанасий Афанасьевич использует четырехстопный дактиль, что придает строкам музыкальность, философскую размеренность. Некоторые четверостишия выделяются особой эмоциональной окраской: ритм 2-4 строф плавный, темп спокойнее, что создается при помощи сложных предложений. Возвышенный тон стихотворению придают старославянская лексика («очи», «руки воздеть», «в чертогах», «песнопенье», «благоволенье», «грезы») и эпитеты («благовонные», «прозрачно-воздушные»). Для того, чтобы передать взлеты и падения жизни поэта, Фет использует контрастную лексику: рифмует противоположные по смыслу и окраске слова «окрылился» и свалился, «душных» и «прозрачно-воздушных». Внимание автора сконцентрировано на описании состояния поэта, поэтому в стихотворении так мало глаголов.
На протяжении стихотворения «Поэт и гражданин» мы видим, как развиваются переживания поэта от чувства превосходства, ироничности над Гражданином до «угрюмства». Использование Некрасовым ямба придает строкам жесткость, точность, серьёзность. Восклицательные предложения создают особый эмоциональный эффект, показывают напряжение, взволнованность, как Гражданина, так и Поэта. Просторечная лексика используется для того, чтобы мысли автора были понятны всем.
Риторические вопросы, эпитеты «угрюмой», «суровый» «глубокая (темнота)» придают финалу произведения особый драматизм. В последнем монологе Поэт – несчастный человек. Он обвиняет себя в бессилии и трусости:

Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя-
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
Стихотворения «Поэтам» и «Поэт и Гражданин» рассматривают одну и ту же проблему, но с разных точек зрения. Причиной этому – период противоборства мнений о назначении поэзии. Каждое из произведений обладает своими особенностями, но тем полноценнее наше восприятие этой темы.

2408 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Сопоставительный анализ стихотворений "Поэтам" и "Поэт и Гражданин"

Смотрите также по произведению "Лирика":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Послушать стихотворение Фета Поэтам

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Поэтам

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

Конкурс исследовательских работ «ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Секция: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Образ цветов в лирике

МОУ «Жуковская муниципальная средняя общеобразовательная

школа №1 им. » г. Жуков

Научный руководитель: ,

На первый взгляд, стихотворение кажется картинкой, талантливо зарисованной с натуры. Фета называли поэтом мгновенья, он очень дорожит каждым мигом и пытается нам показать его удивительную неповторимость.

умело поэтизирует обычную прозаическую картину, которая выражается в предложении: Листья облетели в саду и в лесу . Он пишет:

Осыпал сад свои вершины,//Лес обнажил своё чело…

Фет обладал умением из всего высечь искру поэзии, увидеть её там, где другие увидели бы серую будничность.

В первых двух строчках он использует аллитерацию , звук [с] как бы передаёт тихий шелест падающих листьев. Использование глаголов: осыпал, обнажил дополняет картину начала осени и служит средством олицетворения.

Природа у Фета живая, она действует: «Дохнул сентябрь» … и как волшебник заколдовал георгины - они замёрзли. И только роза не поддаётся его чарам, она по-прежнему «благоуханна и пышна», она ведь царица и никому не собирается быть подвластной.

Множество инверсий : осыпал сад, дохнул сентябрь… усиливают назначение текста - описать осеннюю картину. Четырёхстопный ямб очень спокоен и нетороплив:

Осыпал сад свои вершины

_ _/ _ _/ _ _/ _ _/ _

Лес обнажил своё чело

_ _ _ _/ _ _/ _ _/

Описание красоты осеннего сада сопровождается интонацией лёгкой грусти: «дохнул сентябрь» …- и сад опустел. Поэт передает своё эмоциональное состояние, и мы прекрасно чувствуем все нюансы его мироощущения.

Стихотворение «Сентябрьская роза» написано 22 ноября 1890 года.

Сентябрь – первый месяц осени, дни стали короче, «быстролётны», как сказал поэт, «безлиственны кусты», и расцветающая «в надежде неуклонной» роза выступает царицей, напоминая о весне – «с приветом вешним на устах». Интонация стихотворения ровная, плавная, нет резких переходов, взлётов, спадов. , используя различные средства поэтического языка: олицетворения, эпитеты, метафоры – помогает нам увидеть красоту явлений жизни и испытать радость открытий.
Фет подробно изображает не сам цветок, а то впечатление и ощущение, которое оно вызывает. Эпитеты не столько характеризуют предмет, сколько выражают настроение поэта.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.
(«Осенняя роза»)
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

(«Сентябрьская роза»)

Строчки наполнены оптимизма, построены на светлых мотивах и образах. Например, наперекор увядающей природе, утренним заморозкам, роза своим благоуханьем, своей царственной статью, веет весной, когда открывается мир любви, счастья, надежд. Может весна помогает поэту передать самое главное - радостное принятие окружающего мира, трепетный восторг, возможность сердцем прикоснуться к прекрасному. Фет называет розу царицей, широко используя прием олицетворения, одушевляет её, наделяет человеческими эмоциями: Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза…

Роза – постоянно возникающий образ в лирике Фета. В стихотворении «Роза» звучит гимн цветку, который олицетворяет необъяснимый, непонятный, благовонный мир любви. Никакая богиня не может поведать Земле того, что говорит ей этот цветок.

При чтении стихотворения мы в первую очередь воспринимаем атмосферу весны - счастливое пробуждение природы (« трели мая », «в зелени берёза», «поёт пчела» ) и предчувствие любви («необъятный, непонятный, благовонный, благодатный мир любви передо мной») . Знакомые пейзажи поэт «оживляет» свежими красками, вкрапливая в

описание неожиданно яркие, зримые образы: «у пурпурной колыбели», « в зелени берёза», «яркий свиток», «воздух синь». Наблюдая за оживающей природой, поэт подчёркивает ещё раз мысль, что весна связана с мечтой о любви, а роза – символ любви. Эмоции восторга, вызванные приходом весны, пронизывают всё стихотворение.

Природа у Фета как бы растворяется в лирическом чувстве, служит средством его выражения:имаем атмосферу весны, "лени берёза"едь воспринимаем атмосферу весны, счастливое пробуждение природыать его удивительную неповторимость

Если радует утро тебя,

Если в пышную веришь примету,-

Хоть на время, на миг полюбя,

Подари эту розу поэту.

Хоть полюбишь кого, хоть снесешь
Не одну ты житейскую грозу,-
Но в стихе умиленном найдешь
Эту вечно душистую розу.

Это стихотворение написано 10 января 1887 года. Фет наслаждается чудесным запахом и гармоний форм чудесного цветка. Речь здесь идёт о человеческом чувстве – о любви, а мы знаем, что роза - символ любви. Поэт использует указательное местоимение эту, подчёркивая конкретность и точность детали – цветка. Стихотворение написано трёхсложным размером с ударением на 3-м слоге – анапест:

Если радует утро тебя

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

Повторы придают эмоциональную насыщенность:

Если радует ….если веришь…

Хоть на миг….. хоть кого

Эту розу…

Петр Ильич Чайковский сказал: « Фет сделал шаг в нашу сторону». Стихи отличаются музыкальной утончённостью, они плавны, певучи, мелодичны.

писал: «Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане». Зоркость к красоте, умение увидеть и заставить увидеть проявляется в пейзажной лирике этого замечательного поэта. Фет видел прежде всего в простых явлениях природы.

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный,-

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленною трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

Мотив красоты - ведущий в поэзии Фета. Он дает ее почувствовать во всем: в колыхании трав, в дуновении ветра, в полете мотылька, в наступлении утра, во взгляде любимых глаз, в улыбке. Символом красоты в поэзии Фета является роза. Это цветок – совершенство. Поэт восторгается безупречной ее красотой и с радостью готов ею восхищаться.

Основной принцип композиции Фета – параллелизм в изображении природы и человека. То, что происходит в природе, то же происходит и в человеческой душе. Человеческое выражено в явлениях природы, а природное – на языке душевных переживаний. Стихотворение мелодично. Этому способствует особенная интонация, своеобразная фонетика (гласных звуков больше, чем согласных) , ритм (слоги открытые), повторы, инверсии – всё это придаёт плавность и напевность стихотворению.

Заключение.

Мир цветов - мир красоты.

учит нас чувствовать красоту, которая щедро разлита в самой природе. Она естественна и неисчерпаема. Она – источник культуры многих поколений. Нас радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек. Они останутся в мелодиях музыкантов, на полотнах художников и в стихах поэтов.

Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Когда мы обращаемся к цветам? Цветами встречают новорож­денных, с цветами дети впервые идут в школу. Цветы радуют лю­дей на свадьбе и в праздники. И до­ма, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится на­ша жизнь. Вероятно, поэтому многие поэты обращались к образам цветов. Замечательные строчки, посвященные цветам, зовут нас в каждодневной суете остановиться, прислушаться и увидеть, какая красота нас окружает. Чудесное - рядом, и мир прекрасен!

За нами шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно -
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
(Н. Рубцов)

Список литературы:

Фет дождь - Тула: Приокское книжное издательство,1983г. Фет, поэмы - М.: Художественная литература, 1980г. Григорьев поэзии XIX-XX веков – М.: Наука, 1985г. О поэтике – Литература в школе №8, 2000г.

Приложение.

Фета.

Первый ландыш

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей, весны!

Так дева в первый раз вздыхает,

О чём, неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.

Осенняя роза.

Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил свое чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица-роза,
Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Сентябрьская роза.

За вздохом утренним мороза,
Румянец уст приотворя,
Как странно улыбнулась роза
В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей
В давно безлиственных кустах
Как дерзко выступать царицей
С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной
С холодной разлучась грядой,
Прильнуть последней, опьяненной
К груди хозяйки молодой!

Роза
У пурпурной колыбели

Трели мая прозвенели,

Что весна опять пришла.

Гнется в зелени береза,

И тебе, царица роза,

Брачный гимн поет пчела.

Вижу, вижу! счастья сила

Яркий свиток твой раскрыла

И увлажила росой.

Необъятный, непонятный,

Благовонный, благодатный

Мир любви передо мной.

Если б движущий громами

Повелел между цветами

Цвесть нежнейшей из богинь,

Чтоб безмолвною красою

Звать к любви, когда весною

Темен лес и воздух синь,-

Ни Киприда и ни Геба,

Спрятав в сердце тайны неба

И с безмолвьем на челе,

В час блаженный расцветания

Больше страстного признанья

Не поведали б земле.

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета, без сомнения, одна из вершин русской поэзии. Изумительно эмоциональный, классик, ученик школы «чистого искусства» воспевал в своих произведениях только то, что считал по-настоящему прекрасным.

Особое место в его творчестве занимала тема природы. Афанасий Фет был явным сторонником пантеизма; он не раз признавался себе, например, в дневниках, что не знает ничего более гармоничного, чем всё, что есть в природе. Даже страшная, стихийная, она остаётся поразительно прекрасной. Ничто, пожалуй, не вдохновляло Фета сильнее, чем всё, что творилось вокруг него. В отличие от Ф.И. Тютчева, этот лирик не ощущал трагического разрыва человека и природы, не считал невозможным возвращение «сына» к стихии-матери.

Поэт со всем присущим ему жизнелюбием воспевал гармонию Вселенной и зачастую вплетал в, казалось бы, простую пейзажную зарисовку сложнейшие философские мотивы. Он размышлял о смысле бытия, о быстротечности жизни и, конечно же, о любви и счастье. Несмотря на то, что судьба поэта оказалась долгой и очень трудной, в своей лирике он предстаёт перед нами как неунывающий оптимист, проповедующий жизнь во всех её проявлениях. Это мажорное настроение он сумеет сохранить до конца своих дней.

Одним из самых известных стихотворений Фета оказывается его «Это утро, радость эта…», написанное в 1881 году. Оно относится к поздним произведениям поэта. Сложно представить, но в последние годы классик всё острее ощущал несовершенство собственной жизни и свою неудовлетворённость ею. Он корил себя за женитьбу на нелюбимой женщине и косвенное участие в гибели Марии Лазич. Несмотря на это, его лирика осталась всё такой же трогательной и чистой, как и прежде.

Стихотворение «Это утро, радость эта…» посвящено смене времён года и наступлению весны. Кажется, что поэт смотрит в окно и описывает всё, что видит вокруг себя:

«Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…».

Несмотря на то, что стихотворение бессюжетно, оно напоминает не внутренний монолог поэта, не поток его сознания, а быструю смену кадров. Фет нарочно обращается к использованию назывных предложений и приёму синтаксического параллелизма, применённого впервые в его бессмертном «Шёпот, робкое дыханье…», поскольку это обусловлено поэтическим замыслом автора. Классику будто бы не хватает слов, чтобы описать всепобеждающую красоту и прелесть природы, поэтому он не стремится соревноваться с ней в изысканности, а простыми, небрежными штрихами-набросками успевает запечатлеть в вечности некоторые мгновения весны, покоряющей его сердце.

В произведении стремительно охвачен один весенний день с утра до вечера. Каждая строфа символизирует один из временных промежутков, при этом каждый «отрезок» времени окрашен своей прелестью; Фет везде находит особую притягательность. Он, «импрессионист в поэзии», тонко подмечает детали окружающей его природы, и строки, наполненные стремительностью, беспрерывным движением вперёд, оживают в воображении.

В стихотворении нет эпитетов, потому что практически нет и прилагательных. Особую выразительность строкам придают повторы указательных местоимений: этот, эта, эти и т.д. Несмотря на то, что в произведении использованы мотивы, встречающиеся и в ранних фетовских текстах, поэтическая лексика автора не кажется ни бедной, ни банальной, скорее наоборот. Этот эффект обусловлен прежде всего удивительной рифмовкой и размером текста: Фет обращается к четырехстопному хорею, благодаря которому создаётся иллюзия восклицательной интонации. Из каждой третьей строки «выпадает» одна стопа - это сделано нарочно, поскольку такое интонационное оформление стихотворения позволяет обеспечить эффект бьющегося в нетерпении человеческого сердца.

Особого внимания заслуживает последняя строфа. В ней мотив смены дня и ночи приобретает иное звучание - и скрытый, неожиданный смысл. Фет рассказывает не только о красоте весенней ночи, но - о любви. Неспроста весна ассоциируется с безумной юностью, наполненной эмоциями и красками. Так, Афанасий Афанасьевич отмечает символы ночного любовного свидания - «эта ночь без сна». Быть может, что в такие вот ночи сам поэт задумывается о своей единственной в жизни любви, к сожалению, упущенной. Мысли поглощают его целиком и не дают забыться. И поэт заканчивает стихотворение удивительно простой, но притягательной строчкой, становящейся логическим окончанием стихотворения - «Это всё - весна».

Удивительной чертой этого стихотворения А.А. Фета становится потрясающая образность, созданная, в принципе, без использования массы средств художественной выразительности. Особо привлекательна мелодика стихотворения и его параллелизм. Читатель способен прочувствовать, увидеть всё, что описывает поэт - все краски, звуки, запахи. В произведении «Это утро, радость эта…» банальные мотивы приобретают особое звучание; автор не просто изливает собственные переживания на бумагу, но и обращается к читателю, словно предлагая и ему тоже ощутить всю прелесть наступающего времени.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!