Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» - презентация

В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», анализ которого мы проведем, совершается необычное признание: обращаясь к той, кто покорила сердце «красой», вызвала пылкое чувство, лирический герой признается в том, что это лишь отзвук «прошлого страданья». В трех строфах (четверостишия пятистопного ямба) разворачивается сравнение двух переживаний. Оба похожи на любовь, из-за первого погибла молодость, второе «так пылко», что трудно не поверить в его искренность, и все же излияние начинается с отрицания («Нет, не тебя...»), подтвержденного повтором в следующей строке («Не для меня...»).

В следующей, второй строфе сравниваются непосредственные ощущения от разговоров с возлюбленными. На реальную женщину обращен «долгий взор» лирического героя, но его сердце в это время отвечает таинственным словам, слышным ему одному:

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

В третьей строфе противопоставление заостряется, так как звук этих речей давно смолк («уста давно немые»), подруга молодости угасла, умерла, виден только отблеск огня ее очей в глазах другой, напоминающей о ней, похожей на нее.

Ситуация, ставшая предметом стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова, имела жизненную основу: одна из знакомых автора в Пятигорске, где он находился летом 1841 г., внешне напоминала В.А. Лопухину (в замужестве Бахметеву). Но сестра университетского товарища поэта, вызвавшая у него глубокую привязанность, в это время жива. Да и в настроении лирического героя главным является не воспоминание о прошлом, а поиск доказательств непримиримости противоречия идеала и действительности. Между ними нет точек соприкосновения, как между жизнью и смертью, они исключают друг друга. Однако чувства в прошлом и настоящем одинаково пылки и волнующи, они уживаются в душе. Трактовка основной романтической антитезы двойственна, многолика, чем обусловлено своеобразие лирической концепции этого стихотворения, ставшего одним из последних в творчестве Лермонтова, чья жизнь оборвалась трагически и внезапно — 15 июля 1841 г. он был убит на дуэли под Пятигорском у горы Машук.

Прототипичность в лирике заключается не в наполнении образов достоверными деталями, которые можно сблизить с чертами реально существовавших лиц, а в том, насколько характерно для автора выраженное в стихотворении настроение. Конкретное произведение необходимо рассматривать на фоне тех, что написаны одновременно с ним, пытаясь в таком сопоставлении выявить и доминирующую тональность, и своеобразие каждого. Так, в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю...», анализ которого нас интересует, выражены романтический максимализм, отказ от блистающих, живых, пылких впечатлений ради верности идеальной красоте. Ее характеристики антитетичны: она угаснувшая, давно немая, но, главное, «другая», таинственная. Соединяя в оксимороне «огонь угаснувших очей» взаимоисключающие понятия, автор подчеркивает чудесную сущность переживаний, над которыми не властно время.

Состояние лирического героя передается не только содержательной антитезой (настоящее — прошлое), образными сопоставлениями (блистанье красы — угаснувшие очи, пылкие встречи — прошлое страданье), но и с помощью фонических средств. Они помогают выразить оттенки ощущений, для которых слова оказываются прямолинейными, однозначными. В настоящем соединяются и отзвуки пережитого чувства, и новая пылкая любовь, память о страданиях и желание невозможного («уста давно немые») свидания, преданность идеалу и живое горение чувств. В характеристике состояния лирического героя видны противоположные по эмоциональной окраске звуковые повторы: ассонанс на «у» и аллитерации на «л» и «н».

«У» встречается в словах, выражающих сокровенные эмоции: лю блю (повтор в первой строфе усиливает значение признания), но в то же время «погибшую мою », в связи с чем в настоящем и прошлом выявляется единство переживаний. Лирический герой одинаково отчетливо видит живые (смотрю ) и воображаемые черты (подру ги ю ных дней), слышит звуки реального разговора (повтор слова «говорю ») и признаний давно немых уст (повтор слов, в которых «у» стоит на слабом месте,— устах, уста).

В третьей строфе этот звук слышен четыре раза на сильных местах, и пять — на слабых, однако эмоциональный тон финала, как и всего стихотворения, не выглядит мрачным. Начиная с первых строк, текст предстает исполненным музыкальности, создаваемой повторениями сочетаний гласных с полугласным и сонорными певучими аллитерациями:

Не т, не тебя так пыл ко я лю блю ,

Не для меня красы твоей бли станье ;

Л юбл ю в тебе я прошлое страданье

И моло дость погибшую мою .

Таин ственным я заня т разговором ,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юн ых дней ...

В глазах огонь у гасну вших очей.

Они присутствуют почти в каждой строке, заслоняя унылость ассонанса на «у», тем более что и он попадает в число гласных, образующих такие повторы (я люблю, погибшую мою, подругой юных дней и др.).

Связь звука со смыслом — таинственный процесс, но ощутить ее наличие вы можете, прочитав вслух стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтова и почувствовав, что оно навевает светлые, обнадеживающие эмоции, волнует загадочностью выраженных в нем ощущений. Реальность для них — завеса, которую приоткрывает лирический герой благодаря тому, что его сердце способно проникнуть за пелену конкретности во времени и пространстве («Но не с тобой я сердцем говорю»).

Сочинение

В первой строфе стихотворения мы встречаем отрицание: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» Но это отрицание одно­временно содержит утверждение: «я люблю». Вчитавшись в строфу, мы понимаем, что лирический герой стихотворения го­ворит о любви к конкретной женщине, но видит её в двух ипо­стасях: молодую девушку с чистой душой, которую он любил в прошлом, в молодости, и женщину, которая блещет красой в светском обществе - юная девушка превратилась в опытную женщину.

Лирический герой стихотворения испытывает чувство люб­ви к женщине, облик которой словно бы раздваивается в его сознании: ту, молодую, он продолжает любить, потому что мысль о ней связана для него с воспоминанием о его собствен­ной молодости и душевной чистоте, о сердце, способном стра­дать. Подруга молодости, ставшая взрослой, служит для него только символом, мостом к чистоте и силе чувств, испытанных когда-то.

В произведениях Пушкина мы встречаем цельное принятие женщины - такой, какая она есть в настоящий момент. Чувство трагического раздвоения, может быть, впервые пережито и опи­сано Лермонтовым.

Поэтическая мысль в стихотворении

«Согласны ли вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от любви, погруже­ние в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами - трагическая судьба лирического «я»?»

Этот вопрос представляет из себя краткий пересказ последне­го абзаца аналитической статьи учебника, посвящённой этому стихотворению (стр. 282). Содержание этого абзаца - вывод из предыдущих логических построений автора статьи. Исходный посыл этой статьи таков: «В этом стихотворении живого любов­ного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей воз­любленной…».

В этом отрывке автор показывает глубинное непонимание смысла стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Со­ответственно, все последующие построения, основанные на лож­ном тезисе, а также вывод, оказываются несостоятельными.

Судьбу же лирического героя, безусловно, можно назвать трагической, но на иных основаниях, нежели предлагает автор статьи.

С помощью какой лексики реализована идея трагиче­ской судьбы в стихотворении

Идея трагической судьбы лирического героя реализована с помощью высокой романтической лексики: пылко… люблю, кра­сы твоей блистанье, прошлое страданье, молодость погибшую, долгим взором, таинственным… разговором, в устах, огонь угас­нувших очей.

Стихотворение было опубликовано в 1841 году. В это время Лермонтов имел любовные отношения с Екатериной Быховец, однако стихотворение посвящено Варваре Лопухиной, которую Лермонтов так и не смог забыть. Тема стихотворения – любовь. Однако любовь не к настоящему, а к прошлому:” Люблю в тебе я прошлое страданье” Основная мысль - поэт хочет сказать, что прошлая любовь настолько запала ему в сердце, что он не может так сильно полюбить больше никого. Композиция - стихотворение состоит из трех строф по 4 стиха. В первой строфе Лермонтов отвергает настоящую любовь говоря” нет”. Во второй строфе говорится о том, что Лермонтов, говоря с одной девушкой,” сердцем” говорит с другой. В третьей строфе Лермонтов ищет черты своей прошлой любимой в настоящей: “В твоих чертах ищу черты другие”. Стихотворной размер – ямб. Используется кольцевая рифма. Стихотворение читается спокойно. Лирический герой чувствует грусть и тоску по прошедшим дням, по погибшей молодости. Хоть в прошлом у него и были разочарования, он всё равно хочет вернуть прошлую молодость. Автор пытается найти её во всем: “В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей.” Лермонтов использует эпитеты “прошлое страданье”, “погибшая молодость”, “огонь очей”, которые показывают нам, что в молодости у Лермонтова были страданья. Также старославянизмы “краса”, “уста”, “очи” придают стихотворение глубину. Метафора “таинственным я занят разговором” говорит, что автор размышляет о прошлом сам с собой.

Музыка А. Шишкина
Слова М. Лермонтова



Не для меня красы твоей блистанье:

И молодость погибшую мою.


В твои глаза вникая долгим взором:






В глазах огонь угаснувших очей.



Поет Борис Штоколов

Стихотворение написано летом 1841 года.

В.А.Лопухина (1815-1851 гг.) была одной из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Ее профиль мелькает на страницах юнкерских тетрадей поэта. «Звезде любви» своей он посвятил около десятка стихотворений, поэму «Демон», «Измаил-Бей», «Сашка», драму «Два брата», неоконченный роман «Княгиня Лиговская». Ее «симпатичный характер» представлен двумя образами (Мери и Веры) в романе «Герой нашего времени» и т.д. Но особенно важно для нас пленительное и печальное стихотворение поэта «Нет, не тебя так пылко я люблю…», созданное им накануне гибели.

Поет Дмитрий Хворостовский

Долгое время гадали: кому посвящено прощальное создание лермонтовского гения? И наконец выяснили, что настоящим адресатом его следует признать Екатерину Григорьевну Быховец (1820-1880 гг.), которую на Кавказе знали, по ее словам, под именем «charmante cousine Лермонтова».

На дуэль Лермонтов ехал из Пятигорска в Железноводск в коляске кузины. Его сопровождал (какова судьба!) вместе с другими Лев Пушкин, брат великого поэта. Петр Полеводин вспоминал, что Л.Пушкин был «весьма убит смертию Лермонтова». О негодяе «Мартышке» он отозвался так: «…это чистейший сколок с Дантеса», убийцы Пушкина.

Если уж говорить о Лермонтове и Пушкиных, то следует вспомнить о Наталье Николаевне, жене великого поэта.

Находясь под влиянием сплетен, Лермонтов долгое время чуждался ее, хотя служил в гусарском полку вместе с братом Гончаровой, был знаком с Данзасом, другом семьи Пушкиных.

Тем не менее во время последней встречи в Петербурге, в салоне Карамзиных, Лермонтов подошел к ней первым и покаялся в том, что малодушно поддавался светским сплетням, видел в ней лишь гордую красавицу, виновную в гибели гения, но теперь почувствовал за внешней оболочкой ее искренность и внутреннее обаяние. «Надеюсь, - сказал он, - что, когда вернусь с Кавказа, сумею заслужить ваше прощение…»

Вспоминая встречи с Лермонтовым, Наталья Николаевна впоследствии писала: «Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала, что это было из-за красоты. Этот раз была победа сердца. И вот чем была она мне дорога. Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение унес с собой в могилу…»

…За несколько часов до дуэли Лермонтов беседовал с кузиной, со своею «ла бель нуарой» (то есть с «прекрасной чернушкой»). Им было о чем переговорить, поскольку нередко встречались друг с другом в Пятигорске и в Железноводске на балах, вечеринках, на прогулках… В 1891 году в Самаре в книге, купленной у букиниста, было случайно обнаружено «Письмо Катеньки Быховец, ныне г-жи Ивановской», как было указано на бумажке, в которой хранилось это письмо, отправленное 5 августа 1841 года.

Поет Ирина Архипова

В нем Быховец поведала сестре Лизе о пятигорской трагедии и о последнем свидании с поэтом. Она с гневом обрушивалась на «глупого и самолюбивого Мартынку», этого «убийцу» и «изверга». Затем писала нежно о поэте: «Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил... Я знала причину его грусти…» - она имела в виду именно Варвару Лопухину, вышедшую к тому времени замуж за Бахметева по настоянию родителей. Поэт находил в Катеньке сходство с Варенькой. Перед гибелью Лермонтов «с полными глазами слез», целуя руки кузины, уговаривал ее («умаливал», по ее словам), чтобы она заехала «к нему на квартиру закусить», но она не согласилась. Тогда он взял у нее на память ленту, которая «по горькой случайности» была «обагрена его кровью».

Романсы на него создали более 80 композиторов: Николай Сергеевич Титов, Сергей Голицын, Алексей Львов (1848), Александр Гурилев (1850), А. Дерфельдтт (1856), Софья Зыбина (1862), А. В. Толстая (1864), Петр Булахов (1869), Елизавета Шашина (1871), Г. Катуар (1888) и другие.




Нет, не тебя так пылко я люблю,

Люблю в тебе я прошлое страданье


Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором,
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Я говорю с подругой юных дней;
В твоих чертах ищу черты другие;
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей,
В глазах огонь угаснувших очей.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье,
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость, и молодость погибшую мою.

Тема стихотворения – любовь. Однако любовь не к настоящему, а к прошлому:” Люблю в тебе я прошлое страданье”

Основная мысль - поэт хочет сказать, что прошлая любовь настолько запала ему в сердце, что он не может так сильно полюбить больше никого.

Композиция - стихотворение состоит из трех строф по 4 стиха.

В первой строфе Лермонтов отвергает настоящую любовь говоря” нет”. Во второй строфе говорится о том, что Лермонтов, говоря с одной девушкой, ” сердцем” говорит с другой. В третьей строфе Лермонтов ищет черты своей прошлой любимой в настоящей: “В твоих чертах ищу черты другие”.

Стихотворной размер – ямб. Используется кольцевая рифма. Стихотворение читается спокойно.

Лирический герой чувствует грусть и тоску по прошедшим дням, по погибшей молодости. Хоть в прошлом у него и были разочарования, он всё равно хочет вернуть прошлую молодость. Автор пытается найти её во всем:

“В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.”

Лермонтов использует эпитеты “прошлое страданье”, “погибшая молодость”, “огонь очей”, которые показывают нам, что в молодости у Лермонтова были страданья.

Также старославянизмы “краса”, “уста”, “очи” придают стихотворение глубину. Метафора “таинственным я занят разговором” говорит, что автор размышляет о прошлом сам с собой.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!