Анализ стихотворения Пушкина А. «Я помню чудное мгновенье

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...», обращенное к скрытому адресату («К***»), имеет реальную жизненную основу, так как было подарено поэтом предмету его чувства — Анне Петровне Керн. Знакомство с ней произошло в доме родственника Керн (президента Академии художеств А.Н. Оленина, жене которого А.П. Керн приходилась племянницей), во время пребывания Пушкина в Петербурге, еще до ссылки, в 1819 г. Во второй раз они увиделись через шесть лет. В это время поэт находился в Михайловском на положении ссыльного. Владелицей соседнего с Михайловским имения, Тригорского, оказалась родственница Керн, П.А. Осипова, в семье которой он был радушно принят. Анна Петровна заезжала к Осиповой на несколько недель по пути в Ригу. Уезжая из Тригорского, она получила в дар от автора экземпляр второй главы романа в стихах «Евгений Онегин», куда было вложено послание «К***».

Первая строфа (всего в стихотворении шесть четверостиший, четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой) обращает к прошлому, когда произошла встреча, которую лирический герой вспоминает как видение идеала. Выявить смысл впечатления помогает осознание реминисцентного фона. Образ «гений чистой красоты», с которым сравнивается возлюбленная, принадлежит В.А. Жуковскому (стихотворение «Лалла Рук», 1821, являющееся интерпретацией одноименной поэмы Т. Мура). Для него это ангел, воплощение небесного идеала красоты. Кроме напоминания о конкретном произведении, реминисценция важна и в связи с тем, что вызывает в памяти целый ряд характеристик идеала в творчестве романтиков. У Жуковского красота — это «гость... с вышины», навещающий поэта во сне, в воспоминаниях, мечтах, озаряющий земную жизнь «на минуту», которая помнится долго, «неразлучна с сердцем».

Лирический герой Пушкина вспоминает, что встреча с милой («милые черты») вызвала пробуждение эмоций и напомнила о земных проявлениях божественного начала, то есть и чувство, и мысль ожили в нем в одно мгновение, что и сделало его волшебным, «чудным»:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

На возлюбленную падает свет небесного идеала, и ее черты приобретают возвышенность и нежную, прекрасную таинственность. Эти впечатления сохраняются и в разлуке, контрастируя с «шумной суетой» обыденности. Но они звучат все глуше (в показе смолкающей душевной бури решающее значение имеет мотив голоса, возникающего в памяти, но потом забытого — строфы 2—3) на ее фоне, реальность прошлого только снится:

Бури внешнего мира сильнее времени, не влиявшего на безнадежную любовь лирического героя, но даже они не властны «рассеять» (как их порыв «Рассеял прежние мечты») его приверженность идеалу. Четвертая строфа, центральная в композиционном разделении шести четверостиший на две части (по три строфы), где внимание сосредоточено на двух этапах любви. Если в первых трех строфах стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», анализ которого нас интересует, создается образ возникшего несколько лет назад чувства, которое томило своей безнадежностью целые годы, то в заключительных — переживание меняет характер, становится внутренним ощущением. И тогда все внешнее отодвигается на второй план. В стихотворении нет мотива романтического выбора между двумя мирами, мечты и жизненные бури, «томленье грусти безнадежной» и «тревоги шумной суеты» наполняют бытие лирического героя, делая его богатым и разноплановым (звучат голос нежный и шум бури и суеты). Значение сосредоточенности на внутренних аспектах подчеркнуто в связи с открытием их животворящего (Жуковский) смысла: в них проявляется божественное начало. Мрак заточенья становится метафорой земной темницы, где бесконечно тянутся пустые дни лирического героя (пустота подчеркнута благодаря пятикратному повторению предлога «без»):

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои,

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Любовь выделена среди всех переживаний, выводу о том, что она главное, чего лишен лирический герой, способствует восходящая интонация, представление о которой возникает благодаря перечислению. Вершиной, куда она приводит, становится слово «любви». Помимо интонационных, возвышению понятия помогают фонические художественные средства, необычность рифмовки. В четырех из шести строфах использованы одинаковые созвучия в мужской рифме (в первой и пятой они повторяют друг друга: ты — красоты; в четвертой появляется новая рифма, задачей которой и становится выделение ключевого слова (мои — любви ). Этот эффект подчеркнут и тем, что в женской рифме строфы нет новизны, она созвучна с окончаниями нечетных срок в первом четверостишии (заточенья — вдохновенья — мгновенье — виденье).

На смысловом уровне значение любви утверждается благодаря тому, что с ней связано воскресение лирического героя, пробуждение его души. Впечатление повторяется, он снова переживает (строфа 5) «чудное мгновенье» (выделен дословный повтор образов первой строфы):

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Любовь наполняет сердце, подобно идеалу, одухотворяя Божественным светом земной мрак. В контексте анализируемого стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» Пушкина чувство оказывается не менее важным, чем стремление к бесконечному, и, в связи с воспроизведением субъективно-психологических переживаний, предстает ощутимым и убедительным проявлением духовности. В последней строфе речь идет о совершенном им чуде — после тревог, разочарований, опасностей, волнений, мрачных предчувствий, одиночества сердце снова бьется в упоенье, воскресли надежды и творческие мечты.

Восходящая интонация ведет дальше, и на вершине снова высвечивается главный ориентир (интонационному возвышению, оживляющему устное прочтение, существующему в сознании читателя, благодаря внутреннему слуху, способствует перечисление — для чего использовано семикратное повторение союза «и»). Слово «любовь» выделяется и благодаря новому созвучию. Если женская рифма шестого четверостишия повторяет ту, которая была использована в первой, четвертой и пятой строфах (упоенье — вдохновенье, рифмующиеся с нечетными строчками этих четверостиший, заканчивающихся словами: «мгновенье— виденье» — 1, «заточенья — вдохновенья» — 4, «пробужденье — виденье» — 5), то мужская построена на ассонансе «о» (вновь — любовь). Он побуждает вспомнить о созвучных словах в предыдущем тексте, среди которых были признания в долгой памяти о мимолетном впечатлении (помню, передо мной, мимолетное, тревогах, годы, слез — в этих словах «о» на ударной позиции) и образ, выражающий ощутимость воспоминания: «Звучал мне долго голос нежный...» Вместе с повторами звуков «е» (помимо рифм, слова «гений, томленья, рассеял, прежние, небесные, душе, сердце, воскресли»), «и» («явилась, чистой, снились, милые, твои, жизни») и «у» («чудное, грусти, шумной, бурь») ассонанс «о» придает неповторимую музыкальность стихотворению. В последнем четверостишии он звучит как завершающая тоника (основной, опорный тон):

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И Божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Последний аккорд завершает развитие лирического сюжета, где были и чудные мгновенья, и годы безнадежных переживаний, и дни заточенья, оптимистической эмоциональной нотой. Внутренняя жизнь лирического героя предстает целым миром, где царят красота и гармония. Ее звуковая, фоническая характеристика не случайна, так как впечатление согласованности, стройности, соразмерности легче и убедительнее передать музыкальными художественными средствами (гармонией, от лат. «соразмерный, слаженный», называется область выразительных средств в музыке основанных на объединении тонов в созвучия и их связи между собой). Валерий Яковлевич Брюсов, один из основателей русского символизма, назвал пушкинское мастерство в создании словесных симфоний (от греч. «созвучие») «звукописью» (одна из множества работ Брюсова о поэзии Пушкина называется «Звукопись Пушкина», 1923). Если вам, вслед за Брюсовым и многими другими литераторами и филологами, интересно приоткрыть тайны дарования великого поэта, придется не интуитивно, а вполне сознательно и вдумчиво рассмотреть его стихотворение.

Попробуйте прочесть стихотворение Пушкина «К***» вслух, воспроизводя восходящую интонацию в четверостишиях 4 и 6 (последние строчки строф, где звучат повторяющиеся предлоги или союзы), как будто поднимаясь на вершину, где царит завершающее строфу слово («любви», «любовь»). Кроме этого, постарайтесь услышать мелодию, создаваемую ассонансами на сильных местах в тексте, их соединением с полугласным и сонорными. Она прозвучит мажорно (от лат. «больший», музыкальный лад, устойчивые звуки которого создают бодрое, радостное настроение), несмотря на безнадежность, подавленность, выраженные в содержании. Во второй — четвертой строфах, где речь идет об одиночестве лирического героя (грусть безнадежная, милые черты лишь снятся, а потом и вовсе забыты, дни в глуши, во мраке заточенья), о его тяжелых переживаниях, звуковые повторы построены на тех же согласных, что и в передающих совсем другие чувства первом, пятом и шестом четверостишиях. «Н », «м », и «л » с гласными образуют мелодичные сочетания: томлень ях, звучал мне дол го голо с не жный , снил ись мил ые, дни мои и др. Соединение в рамках одного стихотворения «Я помню чудное мгновенье...», анализ которого мы провели, разнонаправленных эмоциональных тенденций позволяет выразить гармоничное мировосприятие.

Оно становится характерной особенностью лирического героя в пушкинских стихотворениях, проявляя его стремление принять жизнь во всем многообразии ее черт, совместить внимание к подробностям с обобщением, непосредственность с философской углубленностью. Для него нет в мире ничего однопланового и законченного. Для его души «Иль слишком мало всех, иль одного довольно» («От многоречия отрекшись добровольно...», 1825), все зависит от того зеркала, где отражается реальная ситуация. Но приближает ли оно детали или позволяет взглянуть на жизнь в целом, над полотном всегда видно «солнце бессмертное» («Вакхическая песня», 1825), настоящее воспринимается как этап («Все мгновенно, все пройдет;/Что пройдет, то будет мило». — «Если жизнь тебя обманет...», 1825), остановленное волей художника мгновение, прекрасное, «чудное» или тоскливое, мрачное, но всегда милое своей неповторимостью.

Цели: знакомство, анализ, выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна».

Оборудование: тексты стихотворений; романс «Я помню чудное мгновенье…»; книга А. П. Керн «Воспоминания о Пушкине»; портреты А. С. Пушкина, А. П. Керн, Н. Н. Гончаровой, М. Глинки; репродукции иконы Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Тип урока: комбинированный с видами искусства (музыкой, живописью).

Ход урока

1. Стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»

Сегодня мы познакомимся с образцами любовной лирики А. С. Пушкина. Начнём наше знакомство со стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».

Это стихотворение биографично. Оно вызвано встречами с Анной Петровной Керн, которая впоследствии написала замечательные воспоминания о Пушкине (показать книгу).

Анна Петровна прожила трудную жизнь. Ей не было и 17 лет, когда её обвенчали с пятидесятидвухлетним дивизионным генералом Керном. Анна Петровна покорилась воле родителей с отчаянием. Через 9 лет она оставила мужа. После его смерти Анна Петровна вторично вышла замуж. Жили они с мужем бедно, но в любви и согласии. Анна Петровна была незаурядной женщиной: обаятельной, умной, образованной, с литературными способностями.

Первая встреча Пушкина и А. П. Керн состоялась в 1819 году в Петербурге на балу. Пушкину понравилась Анна Петровна, он пытался оказать ей знаки внимания. Но она его не замечала, так как была поглощена тем, как И. А. Крылов выразительно читал одну из своих басен.

Спустя 6 лет, летом 1825 года, Анна Петровна приехала к тётушке в имение Тригорское. Пушкин в это время находился в ссылке в соседнем имении Михайловское. Он почти ежедневно являлся в Тригорское. В день отъезда Анны Петровны поэт подарил ей 1-ю главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…».

Спустя годы стихотворение получило второе рождение. Композитор М. Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны Керн, полюбил её. Это стало источником вдохновения для создания романса. Прослушайте этот романс. Во время слушания обратите внимание на смену темпа музыки, интонации. Это поможет вам в анализе стихотворения.

Анализ стихотворения.

Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)

На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)

Анализируем первую часть. Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)

1 строфа .

Как оценена эта встреча? («Чудное мгновенье»)
Назовите эпитет. («Чудное».)
Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
Эти сравнения усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков.

2 строфа.

Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
Назовите эпитеты. («Нежный», «милые».)
Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях шумной суеты».)
Назовите эпитеты. («Безнадёжной», «шумной».)
В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта. Замедленный темп в романсе.

3 строфа.

Как проходили годы? («Бурь порыв мятежный».)
Назовите эпитет. («Мятежный».)
Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)
Как эти годы повлияли на милый образ? («Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
Каким эпитетом названы черты? («Небесные».)
Где стоят 4 эпитета в этих строфах? (В конце строк.)
Какое синтаксическое выразительное средство используется? (Инверсия.)
Зачем? (Признаки важнее.)

4 строфа.

О каком событии в жизни поэта? (О ссылке в Михайловском.)
Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
Что отсутствовало во время ссылки? («Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)
В третьей части происходит духовное возрождение героя.

5 строфа .

Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
Зачем повторяются сравнения? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)

6 строфа.

Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.)
В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и».)

Сформулируйте основную мысль стихотворения. (Любовь помогает лирическому герою переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.)

Какие выразительные средства использует поэт? (Тропы: эпитеты, сравнения, метафора. Синтаксическое средство: инверсия.)

И в наше время стихотворение считается шедевром любовной лирики.

Работа над выразительным чтением стихотворения. Учитель выразительно читает стихотворение наизусть. Ученики в это время помечают в текстах паузы и слова с логическим ударением.

Какая интонация в каждой из трёх частей? (1-я, 3-я – радостная, 2-я – тревожная, печальная.)

Обратите внимание на произношение слова во 2-й строфе «безнадежный».

Выразительное чтение стихотворения двумя учениками.

2. Стихотворение «Мадонна»

Стихотворение написано в июле 1830 года, в преддверии женитьбы А. С. Пушкина на Н. Н. Гончаровой. Ей оно и посвящено.

Ученик читает выразительно наизусть стихотворение.

Кто такая Мадонна? (Образ западноевропейской религиозной живописи. В православии – Богоматерь.)

Перед вами 2 репродукции: 1-я – репродукция картины великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская Мадонна», 2-я – репродукция иконы «Богоматерь Владимирская».

Что общее в этих иллюстрациях? (И Мадонна, и Богоматерь на руках держат младенца Иисуса.)

Какие отличия заметили? (Мадонна изображена во весь рост; в ногах у Мадонны 2 ангела; Мадонна больше похожа на земную женщину, а у Богоматери – строгий, неземной лик, её младенец старше.)

Какую картину желал бы иметь лирический герой? (Последняя строка 2-й строфы, 3-я строфа.)

Разберёмся в значениях слов. «Пречистая» - одно из обращений к Богоматери. «Божественный Спаситель» - Христос, младенец. «С величием» - внушая преклонение, уважение. «Он с разумом в очах», несмотря на младенческий возраст. «Под пальмою Сиона» - о первой христианской Церкви, собранной в горнице Сионской.

Найдите во 2-й строфе сравнение. («С холста, как с облаков».)

Обратите внимание на уточнение «без ангелов».

Итак, сделайте вывод о том, чьих признаков в стихотворении больше: Мадонны или Богоматери? (Богоматери.)

Пушкин в стихотворении поднялся над различиями западной и восточной церквей.

Каким образом исполнилось желание лирического героя? (Явилась земная женщина.)

Кто такой «Творец»? (Бог как создатель мира.)

Что значит «ниспослал»? (Подарил.)

Как понимаете выражение «чистейший образец»? (Сочетание чистоты и прелести, небесного и земного, святости и красоты.)

Современники отмечали, что облик Натальи Николаевны Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери.

Вот такое возвышенное отношение было у поэта к любимой женщине.

Чувство благоговения выражено и отбором лексики. В стихотворении есть слова высокого и книжного стилей, устаревшие. Попробуйте их назвать. (Слова высокого стиля: «внимать», «с величием». Слово книжного стиля: «ниспослать». Устаревшие слова: «взирать», «ниспослать».) В стихотворении также много слов христианской тематики. О них мы говорили раньше.

По форме это стихотворение представляет собой сонет. Выясним его особенности.

Сколько строк в стихотворении? (14 строк.)

Сколько строф? (4 строфы.)

В сонете особая схема рифмы. Какая рифма в 1-й строфе? (а – б – б – а: опоясывающая.) Во 2-й строфе? (а – б – а – б: перекрёстная.)

По сколько строк в 3-й и 4-й строфах? (По 3 строки. Рифма: а –а – б, а – б –а.)

В какой строфе выражена основная мысль стихотворения? (В последней строфе.)

Сформулируйте основную мысль. (Возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.)

3. Подведение итогов урока: записи в тетрадях

«Я помню чудное мгновенье…» (1825)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.

Выразительные средства:

  1. тропы: эпитеты, сравнения, метафора;
  2. синтаксическое средство: инверсия.

«Мадонна» (1830)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.

Выразительные средства: сравнение, лексика высокого и книжного стилей, устаревшая.

Форма: сонет (14 строк, особая схема рифмы).

4. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Сущностью жизни каждого человека является любовь. Именно это чувство учит ценить во многих своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин. Любовь была вдохновением для поэта на творение его шедевров. В любовной лирике гения рассматриваются многие философские и бытовые проблемы. Образцом гениального и блистательного амурного послания выступает стихотворение Александра Пушкина "Я помню чудное мгновенье". Анализ этого творения продемонстрирует вам воодушевленное состояние влюбленного человека, особенности композиции и языка шедевра. Общепринятая версия названия этого сочинения - "К***". В этом заглавии скрыто, кому посвящено "Я помню чудное мгновенье". Что ж, стоит познакомиться с этой таинственной дамой.

История стихотворения Пушкина "Я помню чудное мгновенье"

Строки, принадлежащие к вершине мировой любовной лирики, посвящены светской красотке с именем Анна Керн. Эту красавицу боготворили многие поклонники, среди которых был сам император. Ее девичья фамилия - Полторацкая. Легко запоминающуюся фамилию ей подарил престарелый муж. Итак, известный шедевр предназначался светской петербургской красавице Анне Керн. Первая встреча между будущими влюбленными состоялась на торжественном приеме в 1819 году. Прекрасная женщина сразу вызвала у юного поэта пылкую страсть. Но роковая соблазнительница в то время была замужем. Светские законы не позволяли выражать свои чувства замужним женщинам.

Кокетливая Анна, в свою очередь, даже не обратила внимания на малопривлекательного Александра среди именитых кавалеров. Некоторые высказывания и реплики юноши даже раздражали ее. В следующий раз они встретились в усадьбе Тригорское (1825 г). К этому времени Анна уже стала поклонницей творчества Пушкина. Дама была просто очаровательна и не держалась столь робко, как прежде. Делая анализ "Я помню чудное мгновение", стоит упомянуть, что именно после этого случая было написано послание Керн. Такое внимание очень льстило Анне, но взаимных чувств не вызвало. Вскоре Пушкин отправился в ссылку в Михайловское и договорился с красавицей о переписке.

Два года поэт посвящал Керн пылкие признания. Она была для него божеством, наполненным невероятными достоинствами. Красавице посвящены самые гениальные признания. Позже он стал ее ревновать, что выражал порой оскорбительно. В 1827 году Анна рассталась с мужем и завела роман с племянником мужа на 20 лет моложе нее. Александр Сергеевич разочаровался в ней. Однажды между возлюбленными все же состоялась связь в Петербурге, после которой поэт полностью охладел к своей музе. Она же стала счастливой женой того же молодого племянника.

В анализе "Я помню чудное мгновение" не помешает упомянуть, что это послание опубликовала сама Керн в альманахе Дельвига "Северные цветы" (1825 г). Будучи на полгода моложе Александра Сергеевича, она на 42 года пережила поэта. Анна сделала вывод, что Пушкин никого всерьез не любил.

Основной мотив

Знакомясь с анализом "Я помню чудное мгновение", в стихотворении читатели четко видят главную тему. Это, конечно же, любовь. Пушкин предоставляет любимой маленькое описание своей жизни между их первой и второй встречей, когда он собирался в Михайловское. За это время промелькнула южная ссылка, горькое разочарование в жизни, создание пессимистических произведений. Но плохое настроение поэта изменяет образ божественной музы. В творчество автора опять вернулась радость. Именно во время этой встречи с героиней душа его пробудилась.

Идея послания

Анализ "Я помню чудное мгновенье" нельзя представить без выделения главной мысли стихотворения. Пушкин показывает любовь не только как чувство к женщине, но и как вдохновение для творчества. Любовь для Александра Сергеевича является искренним, глубоким, волшебным чувством, полностью им овладевшим. Кроме того, Пушкин хотел показать внутренний мир поэта в жестокой действительности.

Композиция шедевра

Композиция стихотворения состоит из трех фрагментов. У каждого из этих эпизодов свой смысл и свое настроение. Первая часть передает читателю воспоминания поэта о встрече с гением чистой красоты. Вторая часть - описание черных дней в заточении, когда не было никакого вдохновения. Третий фрагмент передает состояние души лирического героя, которому вновь хочется творить и любить.

Жанровое своеобразие

Теперь мы знаем, кому посвящено "Я помню чудное мгновение". Определим жанр произведения. Это любовное послание. Не обделил его поэт и философскими размышлениями. Вы можете видеть моменты из биографии Пушкина. В первой строфе говорится о жизни в Петербурге, во второй - о южной ссылке, в третьей - о предстоящей ссылке в Михайловское.

Особенности языка и средства выразительности

Лексика стихотворения "Я помню чудное мгновенье" наполнена эпитетами и сравнениями. Как музыкальный рефрен дважды повторяется красочное словосочетание "голос нежный". Все рифмы наполнены гармонией и песенностью. Не зря известный композитор М. И. Глинка написал романс на основе данного текста.

Кроме повторений, в послании встречается инверсия, параллелизм, умолчание. Поэт прибегает к риторическому вопросу. С помощью сложного синтаксиса Пушкин добивается легкости и ясности текста. Автор пользуется прямым и обратным порядком слов, различными позициями эпитетов, чередованием анафор. Для написания послания поэт использовал пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой. Чередование гласных в ассонансе придает стихотворению напевности и плавности.

Данное гениальное творение гения известно во многих уголках мира. В 2013 году вышла книга, в которую собрали переводы этого творения Пушкина на 210 языков. 13% опрошенных россиян назвали это произведение своим любимым.

«Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

Анна покорила сердце поэта в Петербурге, во время одного из светских приемов, в доме ее тети Елизаветы Олениной. Эта встреча была короткой, так как Анна в то время была уже занята другим мужчиной и воспитывала ребенка от него. Согласно законам тех времен, было неприлично показывать свои чувства к женщине, состоящей в браке.

Спустя шесть лет, Пушкин снова встречает Анну, недалеко от Михайловского, куда он был сослан властями. На этот момент, Анна уже ушла от мужа, и Александр со спокойной душой мог признаться ей в своих чувствах. Но Анну Пушкин интересовал, лишь как известная личность и все. О ее романах давно было известно. После этих событий, отношения Анны и Александра прекратились.

Композицию стихотворения можно поделить на три части. В первом фрагменте говорится о встрече автора с великолепным созданием. Во втором фрагменте стихотворения речь идет о черной полосе в жизни Пушкина, его изгнании и других испытаниях, которые приготовила ему судьба. В последнем фрагменте описывается духовное облегчение лирического героя, счастье и любовь которую он снова испытывает.

Жанр произведения – любовное признание. В стихотворении читатель может наблюдать часть биографии А.С.Пушкина: первые две строфы – жизнь в Петербурге, затем ссылка на юг страны и последние строфы – Михайловское, куда он был также сослан.

Для описания внутреннего состояния своего лирического героя, А.С.Пушкин в стихотворении использует такие выразительные средства как: эпитеты, сравнения, метафоры.

Стихотворение написано с перекрестной рифмой. Размер данного произведения – пятистопный ямб. Читая стихотворение, можно наблюдать четкий музыкальный ритм.

«Я помню чудное мгновенье» – одно из лучших лирических произведений всех времен.

8, 9, 10 класс

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье (К ***) Пушкина

"Я помню чудное мгновенье" - более привычное название стихотворения Пушкина "К ***", написанное им в 1825 году.

Это стихотворение можно отнести к жанру любовное послание с небольшой ноткой философских размышлений. Несложно заметить, что в композиции прослеживаются этапы жизни поэта: первая и вторая строфа - время, проведенное в Петербурге; третья строфа - пребывание в южной ссылке; и ссылка в Михайловском - в четвертой и пятой строфе.

Размер стихотворения - пятистопный ямб, рифма в стихотворении перекрестная.

Темой стихотворения является неожиданная любовь лирического героя, вызванная "мимолетным видением чистой красоты". Эта девушка представляется в образе некоего "воздушного", неосязаемого существа. Герой же с этого мига пребывает в "томлениях грусти безнадежной", мечтая вновь встретить эту девушку с милыми чертами, что постоянно ему снится. Но по прошествию времени, все чувства утихают, и юноша забывает "голос нежный" и "небесные черты" той особы. И, потеряв все те эмоции и ощущения, герой пребывает в отчаянии, не в силах смирится с утратой. Бесконечное течение дней "во мраке заточения" становится невыносимым испытанием. Жизнь"без вдохновения" для поэта хуже смерти. И это вдохновение является в то же время и божеством, и любовью героя.

Но спустя долгое время "мимолетное виденье" вновь посетило героя, он воспрял духом и его душа наконец "пробудилась". Для него воскресли "божество, вдохновение, любовь", это дало лирическому герою силы снова начать жить с радостью. "Сердце бьется в упоение", на душе становится спокойно. И поэт снова начинает творить, вдохновляясь своей музой.

А.С.Пушкин попытался передать в этом стихотворении все те чувства, испытываемые творцом в процессе создания своих произведений. Да, порой случается так, что муза, в роли которой часто выступает любовь, покидает поэта, но это не является поводом оставлять все творчество. Душевный кризис, поражающий творца, однажды закончится, и вдохновение обязательно вернется.

Также в этом стихотворении высказывается идея о всесильности любви, которую невозможно окончательно потерять, ведь настоящая любовь будет жить несмотря ни на что, несмотря на невзгоды и жизненные обстоятельства. Эта история любви не является единичным случаем и выдуманной ситуацией, подобные вещи случаются со многими влюбленными, поэтому некоторые люди могут ассоциировать себя с образом главного героя стихотворения.

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Непогода - осень - куришь Фета

    В 1850 году Фет выпускает свой второй сборник. Сама книга состоит из цикла «Хандра», куда автор включил три произведения. В каждом из них автор описывает и рассматривает чувство, когда душа полностью пуста

  • Анализ стихотворения Женщине Брюсова

    В лирике нередко встречается обожествление, обозначающее крайнюю степень восхищения, преклонение перед объектом. Наиболее часто божеством лирики становится женщина. Аналогичная ситуация и в произведении В. Я. Брюсова Женщине.

  • Анализ стихотворения Природа - тот же Рим и отразилась в нем Мандельштама

    Произведение, написанное в духе акмеизма, выражает видение поэтом его собственного творчества. Строительство он видит как метафору создания стихов.

  • Анализ стихотворения Тютчева Зима недаром злится 5 класс

    Изучив стихотворение «Зима недаром злится...» мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы

  • Анализ стихотворения Маша Некрасова

    Произведение посвящено нетипичному персонажу – чиновнику, не берущему взяток. В нем автор стремился показать, насколько трудным может быть следование принципам.

1.автор-А.С.Пушкин "К***" " Я помню чудное мгновенье" 2.жанр-Лирическое стихотворение. 3.История создания-стихотворение "К*** " посвящено А.П. Керн,с которой Пушкин познакомился в Петербурге в 1819 году на балу.Летом 1825 года Анна Керн гостила в Тригорском, находящемся неподалеку от Михайловского,где жил тогда опальный поэт (период северной ссылки).В его основу положены реальные факты биографии Пушкина. 4.тема-Любовная лирика.Любовное послание.5.основная мысль,идея-Любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды,возрождает к полной жизни после душевного угнетения. Композиция: стихотворение можно разделить условно на три части,которые различаются и содержанием,и настроением героя. Первая часть- в сердце поэта живут впечатления о встрече с милым созданием,как звучит в нем ее голос,как снятся ее черты. Вторая часть-он переживает дни" во мраке заточенья",где и душа его находится в плену,он живет "без божества,без вдохновенья". Третья часть-автор снова счастлив,его душа снова проснулась,она вновь любит и поет. Художественные приемы: эпитеты-чудное мгновенье,чистая красота,мимолетное виденье,безнадежная грусть,шумная суета,голос нежный,милые черты,порыв мятежный,небесные черты,тянулись тихо,бьется в упоенье. Сравнение: передомной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты. Метафоры: томленье грусть,тревога суеты,бурь порыв,мрак заточенья,глушь заточенья. Олицитворения: звучал голос,снились черты,шли годы,порыв рассеял,тянулись дни,настало пробуждение,сердце бьется,воскресли и божество,и жизнь,и слезы,и любовь. Заключение: стихотворение заканчивается льющимся из сердца восторженным утверждением радости любви и жизни: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь, И божество, И вдохновенье, И жизнь, и слезы. И любовь. Прием стихосложения: 1-рифмовка перекрестная,2-размер пятистопный ямб.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!