Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина А.С. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Во время восстания 14 декабря 1825 г. ссыльный поэт находился в Михайловском. Он не был членом тайного общества, но списки его свободолюбивых стихов хранили в своих архивах многие декабристы. 24 июля 1826г. Приведен в исполнение приговор над 5-ю хорошо знакомыми Пушкину людьми, среди которых был поэт К.Ф.Рылеев. Два ближайших друга Пушкина, Пущин и Кюхельбекер, едва не стали жертвами, казнь была заменена для них каторгой и крепостью.

Вернувшийся в сентябре 1826 г. в Москву, а затем в Петербург поэт стремится не только поддержать друзей, но и обосновать историческое значение их действий.

Послание поэта дошло до адресатов: его привезла в Сибирь ехавшая к мужу А.Г.Муравьева.

Место стихотворения в творчестве поэта

Тема прошлого России в это время становится одной из главных в его творчестве. В послании «Во глубине сибирских руд» автор вписывает современные события в историю, показывая их смысл в развитии цивилизации.

Главная тема стихотворения

Тема памяти о дружбе, надежды, свободы

Лирический сюжет

Стихотворение обращено к единомышленникам. Ради общего для них «высокого стремления» к свободе они предприняли «скорбный труд», оказавшись в «каторжных норах» Сибири

Проблема стихотворения

Очень важно хранить надежду и веру в любых условиях, не дать сломить себя и свою волю даже в таких жутких условиях.

Композиция стихотворения

Первая строфа начинается с образа каторги, но постепенно мы переходим от этой зарисовки к образу свободного мира, который уже четко прорисован в конце.

Лирический герой

Лирический герой надеется, он верит в человека, в борца, который способен в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника способны поддержать ссыльных, помочь им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться.

Преобладающее настроение, его изменение

Стихотворение постепенно все более набирает оптимистичное звучание, оно полно надежды и веры.

Гражданская лирика

Состоит из 4х строф. Четверостишия.

Основные образы

Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта.

Лексика стихотворения

Как и свойственно Пушкину и его времени лексика преимущественно высокая («дум», «оковы тяжкие», «глас»), также использована и общеупотребительная.

Поэтический синтаксис

Изобразительные средства иносказания.

Эпитеты: «гордое терпенье», «скорбный труд», «свободный глас»

Сравнение: «как в ваши каторжные норы…»

Олицетворения: «Свобода вас примет радостно у входа».

Изобразительные средства иносказания

Синтаксис на протяжении всего стихотворения довольно сложен. Предложения сложносочиненные, бессоюзные.

Звукопись

Во второй и третьей строфах ударный «у» акцентирует именно те слова, в которых звучит вера в будущее: «разбудит», «дружество». Фонический уровень проявляет динамику чувств лирического героя стихотворения от скорби к уверенности в исторической правоте дела, которому его друзья отдали молодость.

Четырехстопный ямб. Стопа двухсложная с ударением на втором слоге.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

Ритм и рифма. Способы рифмовки.

1-я строфа – перекрестная

2я,4я строфы – охватная

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» было написано А.С. Пушкиным в 1827 году. Оно распространялось в списках. Поэт передал его для сосланных в Сибирь декабристов А. Г. Му­равьевой, жене декабриста Муравьева. Она ехала из Москвы к мужу на каторгу в январе 1827 года. Декабрист А.И. Одоевский ответил А.С. Пушкину стихами: «Струн вещих пламенные зву­ки…». Эти стихи также распространялись в списках.

Произведение мы можем отнести к гражданской лирике, жанр его — дружеское послание.

Стихотворение построено на противопоставлении «мрачно­го подземелья» и «дум высокого стремленья», темницы и духов­ной свободы. Основная мысль этого стихотворения устремлена в будущее, и каждая следующая строка его как будто приближает это будущее. Причем сначала речь идет о духовных ценностях — надежда «разбудит бодрость и веселье», «любовь и дружество» «дойдут сквозь мрачные затворы», а затем внутренняя свобода становится свободой внешней, реальной:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода Вас примет радостно у входа.

И братья меч вам отдадут.

Внутренне стойкий человек, способный до конца бороться за свои идеалы, оказывается непобедимым и в конце концов дос­тигает этих идеалов. В этом основная мысль произведения.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует разнообразные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («гордое терпенье», «скорбный труд», «высокое стремленье», «в мрачном подземелье», «оковы тяжкие»), мета­фору («надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и весе­лье», «свобода вас примет радостно у входа»), развернутое срав­нение («Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные зат­воры, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас»), аллитерацию и ассонанс («Во глубине сибирских руд Хра­ните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье»).

Стихотворение мы можем рассматривать в контексте вольно­любивой лирики А.С. Пушкина — оды «Вольность», элегии «Де­ревня», послания «Чаадаеву», стихотворений «Анчар», «Арион», политических эпиграмм поэта.

Замечательный поэт, который известен всему миру. Его перу принадлежат самые лучшие произведения XIX века, которые продолжают волновать даже современное молодое поколение. Изучая историю восстания декабристов, каждый человек обязательно прочитает бессмертное творение Александра Пушкина - «Во глубине сибирских руд…».

История создания произведения

В 1825 году нарастало негодование против царского правления. Первыми на защиту прав народа встали дворяне. Их восстание произошло на Сенатской площади. Пушкин не участвовал в этом движении, так как считался «опальным» поэтом и в это время был в ссылке. Находясь в немилости у императора, Александр Сергеевич довольно долго был в изгнании .

Когда же в Михайловское дошли сведения о произошедших с его друзьями-декабристами событиях, Пушкин пожалел о том, что находился так далеко и не мог лично поддержать своих друзей. Поражение декабристов «опальный» поэт воспринял так, словно это была его личная трагедия.

Однажды и сам император, не выдержав, спросил у Александра Пушкина, где бы он был, если бы во время восстания декабристов находился в Петербурге. Пушкин, не задумываясь, сразу же ответил Николаю Первому, что был бы вместе со своими друзьями.

Но друзья великого поэта, волнуясь о его судьбе, старались не посвящать Александра Сергеевича в то, что должно было состояться 14 декабря. Они некоторое время состояли в тайном обществе, но поэта туда не приглашали из-за того, что он и так был в немилости у императора.

Личная трагедия автора

Все лицеисты, которые были дружны с «опальным» поэтом, сохранили хорошие и крепкие отношения до последних дней своей жизни. Для Александра Сергеевича это лицейское братство было дорогим воспоминанием его жизни, которое он свято берег.

На каждую годовщину их лицейского выпуска известный поэт писал новое стихотворное произведение, которое было посвящено его друзьям-лицеистам и их крепкой дружбе.

Среди лицеистов у Александра Сергеевича были друзья: Иван Пущин, который посещал его в ссылке, а также Вильгельм Кюхельбекер. Эти офицеры, бывшие лицеисты, как раз и вышли на Сенатскую площадь, после чего последовал приказ императора об их казни. Это событие стало личной трагедией поэта.

Когда же судьба участников декабрьского восстания была решена, и они были отправлены в Сибирь, Александр Пушкин решил поддержать декабристов и, проявив смелость, написал стих «Во глубине сибирских руд…». Поэт, который хотел своим посланием подбодрить декабристов , оказавшихся в Сибири, мечтал поддержать в своих лицейских друзьях дух свободы и веру в то, что свобода всё-таки придёт в их страну.

В своём произведении поэт обращается к своим друзьям, находящимся в ссылке, как товарищ, который ещё находится на свободе и полностью разделяет их мысли, думы и «высокие стремления». Написано было это стихотворное произведение практически через год после восстания, в январе 1827 года.

Но прежде чем это послание попало к декабристам, оно было несколько раз переработано самим поэтом. В первоначальном варианте текст был размещён в альбоме княгини Евдокии Ростопчиной. Но, продолжая работу над стихотворением, автор изменил вторую и третью строфы, и это помогло Пушкину улучшить его, озарив и надеждой, и крепкой дружбой, и любовью.

В Сибирь попала уже вторая, переработанная версия стихотворного послания. Доставила в Сибирь письмо от Пушкина, в котором было стихотворение, Александра Муравьева, посетившая своего мужа-декабриста.

  • Свобода.
  • Надежда.
  • Любовь.
  • Несчастье.

Автор понимал, что его друзья, находящиеся в ссылке, лишённые свободы, достоинства и чести, нуждаются в его поддержке. Поэтому Пушкин осмелился написать это стихотворение в жанре послания и постарался все сделать для того, чтобы оно было доставлено его друзьям-декабристам.

В своём послании Александр Сергеевич обращается к ним, говоря о том, что «не пропадёт ваш скорбный труд». Он считает, что их идеи, «дум высокое стремленье» найдут своё воплощение в жизни. Известно, что идея свободы является основной в творчестве самого поэта .

Поэтическая тема

Основная тема стихотворения - это свобода и верность декабристским идеям. Эта тема прослеживается и в других поэтических трудах поэта:

  • «Арион»;
  • «Пророк»;
  • «Стансы».

Но ещё в стихотворном послании к декабристам воплощается мысль автора о героизме и мужестве его друзей. Для этого автор использует лексику, которая призывает к свободе:

  • Затворы - «мрачные».
  • Глас - «свободный».
  • Норы - «каторжные».

Другой поэт, Александр Одоевский, ответил на пушкинское послание декабристам своим стихотворением. Его строки «Из искры возгорится пламя!» стали девизом революционеров.

Александр Пушкин строит своё послание на противопоставлениях. В первой части стихотворения автор говорит о «мрачном подземелье», где находятся его товарищи, а вот во второй части, несмотря даже на темницу, он призывает к духовной свободе. Александр Сергеевич старается приблизить будущее для этих людей, приблизить их свободу.

Сначала автор говорит о важных духовных ценностях, а затем пытается сделать эту внутреннюю свободу реальной. Александр Пушкин рассказывает будущим поколениям о своих друзьях-декабристах, как о мужественных, стойких и смелых людях. Он показывает читателю, что если бороться за свои идеалы, идти в своей вере о свободе до конца, то человек становится непобедимым и в конечном счёте добьётся намеченного.

Выразительные средства

Несмотря на понимание автора стихотворного послания того, что из Сибири его друзья не вернутся, он пытался их поддержать и утешить. Поэтому он писал о том, что крепкая дружба и верная любовь дойдут к ним «сквозь мрачные затворы». Александр Сергеевич был уверен, что его друзья совершали настоящий подвиг, о котором будут помнить все последующие поколения. И в этом он не ошибся.

Но в своём послании Александр Пушкин всё-таки выражает надежду о том, что судьба окажется благосклонней к его друзьям, чем царь. Автор пишет о надежде на то, что оковы всё-таки падут, темницы «рухнут», и эти люди снова будут свободны. Пушкин надеется, что «свобода вас примет радостно». Но этому пушкинскому предсказанию так и не удалось сбыться, так как некоторые декабристы, выжив в ссылке, вернулись домой стариками, больными и истощёнными. Их дальнейшая жизнь не была счастливой, они были лишены всех дворянских привилегий и не имели больше никаких титулов.

Пушкин использует различные средства художественной выразительности:

  • Метафоры («надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость»).
  • Эпитеты («гордое терпенье», «оковы тяжкие»).
  • Сравнения.
  • Ассонанс.

Размер произведения - четырехстопный ямб .

Своим прекрасным и трогательным стихотворением Александр Пушкин пытался донести до читателей свои переживания и волнения за судьбу своего народа и за судьбу своей страны.

В Испании он испанец, с греком - грек, на Кавказе – вольный горец в полном смысле этого слова…

Н.В. Гоголь

В начале 1827 года, будучи в Москве, Александр Пушкин написал послание к пребывавшим на каторге «друзьям, братьям, товарищам» – к тем, кого позднее назвали декабристами. Автографа знаменитых строф, окольными путями попавших на рудники, не сохранилось. Наиболее авторитетной редакцией считается список без заглавия, сделанный одним из «несчастных», бывшим лицеистом первого курса Иваном Пущиным, Большим Жанно:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

При жизни поэта стихотворение не могло дойти до «типографического снаряда». Впервые его растиражировал (под заголовком «В Сибирь») А.И. Герцен в альманахе «Полярная звезда» (Лондон, 1856). В России же пушкинское послание упоминалось в печати с 1858 года, а полностью было опубликовано лишь в 1874 году.

Некоторые современники поэта (в первую голову осуждённые бунтовщики) трактовали «Во глубине сибирских руд…» как манифест, вызвавший «сильное возбуждение революционного чувства» (Д.И. Завалишин), как «призыв к продолжению освободительной борьбы». В пушкинских образах интерпретаторы узрели аллегории политического толка, в стихах и строфах – рифмованные лозунги. Впоследствии, и особенно в XX веке, после октябрьского переворота, подобное прочтение стало доминирующим.

Однако издавна существовало и иное – не столь прямолинейное, учитывающее последекабрьские настроения, – истолкование поэтического текста. В послании, близком по времени создания к таким пушкинским сочинениям, как «Стансы», записка «О народном воспитании» (1826) и «Друзьям» (1828), читатели (Н.П. Огарёв, Н.О. Лернер, В.С. Непомнящий и другие) обнаружили, что возвращённый из ссылки поэт намекал на сотрудничество с новым царём, Николаем Павловичем. Своих симпатий Пушкин, как известно, тогда не таил – и слагал императору «хвалу свободную»:

Его я просто полюбил:

Он бодро, честно правит нами;

Россию вдруг он оживил

Войной, надеждами, трудами.

О нет, хоть юность в нём кипит,

Но не жесток в нём дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит.

А коли Пушкин не был лицемером, то и в послании «Во глубине сибирских руд…» надо, по мнению указанных лиц, видеть не призыв к свержению деспотического режима, а нечто прямо противоположное: уверенность автора в том, что в обозримом будущем последуют милости государя; что скоро Николай I объявит об облегчении участи или даже амнистии изгнанников.

Такой вывод поэт мог сделать после долгой и откровенной беседы с императором, которая про­изошла 8 сентября 1826 года в Москве.

Стилистика пушкинских стихов тоже трактуется по-разному. Часто исследователи находили здесь «слова-сигналы» декабристской поэзии («братья», «меч»). Другие же увидели продолжение традиций дружеского послания, «предельно обобщённые образы» или даже мотивы любовной лирики. Соотносили строфы Пушкина и с лицейским стихо­творчеством, усматривали (в строке «Храните гордое терпенье») скрытую цитату из «Прощальной песни воспитанников Царскосельского лицея» барона А.А. Дельвига.

Аргументация учёных подчас была весьма убедительна, но сдаётся, что обнаруженные ими истины всё же вторичны. А вот к глубинной правде, в каком-то смысле «последней и торжественной», пушкинисты так и не прикоснулись.

Ближе прочих к разрешению проб­лемы подошёл, думается, В.С. Непомнящий. В работах 1980-х годов, посвящённых «судьбе одного стихотворения», он не только доказывал, что рассматриваемый текст есть образчик политической тайнописи поэта, но и утверждал, что послание 1827 года носило характер этический, наполнено глубоким нравственным смыслом. Коснувшись же вопроса о языке , на котором Пушкин говорил с далёкими узниками, В.С. Непомнящий обронил следующее: «И поскольку он был уверен, что идеалы их общей молодости близки к воплощению и что друзья, уже пережившие самое страшное, освободили свои сердца для надежды и терпения, для примирения и прощения, – постольку и само послание свободно написалось языком этих идеалов – привычным языком молодости, «декабристским» языком».

Тут пушкинист остановился. Вероятно, В.С. Непомнящий сделал это «по причинам, важным для него, а не для публики».

Мы же, обзаведясь подсказкой, шагнём чуть дальше – и окажемся у входа в едва замаскированное подземелье .

В годы, предшествовавшие бунту, и Пушкин, и значительная часть заговорщиков принадлежали к ордену вольных каменщиков (запрещённому императором Александром Павловичем в 1822 году). И «привычным языком молодости», периода «полночных заговоров» для них – равно как и для прочих представителей элиты – был модный туманный язык, бытовавший в ложах и иных тайных обществах, на всевозможных «сходках».

Полагаем, что и в послании «Во глубине сибирских руд…» использованы элементы популярного в конце десятых – начале двадцатых годов масонского наречия.

Уже в начальной строфе стихотворения, в третьей его строке, Пушкин оповестил сибирских узников о языке, который применён в послании:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд*

И дум высокое стремленье.

Уподобление конспиративной деятельности декабристов, их бунта на столичной площади и – тем паче – возмущения Черниговского полка пафосному «труду», пускай даже «скорбному», обыденному человеку («профану») должно показаться довольно странным. Зато посвящённый ведал, что отождествление любой деятельности с «трудом» или «работой» – сугубо масонское. Теми же терминами масоны «называли свершение различнейших обрядов, как то: приём профанов в орден и дальнейшие посвящения в более высокие степени, столовые ложи, траурные ложи… Под «работой» разу­мелось также старание просветиться, стремление совершенствоваться» (Соколовская Т.О. Масонские системы. М., 1991. С. 55). Святость всякого труда, личного и общественного, подчёркивали и аксессуары вольных каменщиков – молоток, лопаточка, чертёжная доска и прочие.

Расширительное понимание труда зафиксировано и версификаторами той поры. Так, в одной из песен масонов звучало:

Братья верны, продолжайте

Быть столпами всех работ,

Бодро Запад украшайте

И с трудов сбирайте плод.

Схожее место есть и в оде А.И. Деденева, написанной в 1810 году:

Вы, о братия, любезны,

Являли свет глазам моим,

Я ваши зрел труды полезны,

Я зрел и восхищался им.

В двух последующих строфах пушкинского послания также мелькают слова и формулы, характерные для масонского обихода, – это, в частности, «мрачное подземелье», «любовь и дружество», «разбудит». Глагол «уснуть» подразумевает прекращение «труда» члена ложи на какое-то время или навсегда. Сибирская каторга сделала «уснувшими» сразу всех декабристов-масонов; Пушкин, возможно, намекал на их грядущее пробуждение .

Наиболее же показательна в данном отношении заключительная, четвёртая строфа стихотворения. Она является своеобразным «замкόм», который связывает воедино всё поэтическое строение:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа ,

И братья меч вам отдадут.

Выходит, в процедуре освобождения каторжан непременно будут участвовать их «братья». А ведь именно так – «братьями» – и величали друг друга вольные каменщики. Они-то, уцелевшие после пронёсшейся бури, и возвратят в недалёком будущем томящимся в острогах декабристам пресловутый «меч».

Функции «меча» в масонской знаковой системе разнообразны. Так, по утверждению Т.О. Соколовской, обнажённый меч символизировал карающий закон; в руках братьев мечи означали не только наказание злодеев и предателей, но и защиту невинов­ности. Ещё он применялся при посвящении в братство, использовался для охраны лож… Но здесь Пушкин, скорее всего, имел в виду совершенно иную ипостась: меч у масонов являлся непременным атрибутом свободного человека.

Сверх того, в самой архитектонике послания «Во глубине сибирских руд…» есть сходство с изощрённым, разработанным до мелочей церемониалом посвящения в вольные каменщики.

В прологе этого театрализованного обряда ритор масонской ложи во всеуслышание объяснял: «Путь из чёрной храмины в ложу это – путь из тьмы к свету, от безобразия к красоте, от слабости к силе, от невежества к премудрости, от земной юдоли к блаженной вечности». Дальнейшая процедура была обставлена соответствующими данному тезису мрачными декорациями.

В определённый момент «два брата схватывают новичка и бросают его на щит, который он прорывает и падает на руки двум другим братьям, уже готовым принять его. Створчатые двери, до сих пор отворённые настежь, захлопываются с громким стуком и, посредством железного кольца и железной полосы, подражают звуку задвигаемых тяжёлых запоров , чтобы кандидат вообразил себя запертым в темнице » (Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. М., 1993. С. 166.).

При сравнении данного отрывка с «Посланием в Сибирь» можно убедиться в том, что в пушкинских стихах наличествуют схожие символы: «мрачные затворы», «каторжные норы» и «темницы».

Затем, после краткосрочного пребывания в «темнице», «свободный муж» с обнажённой грудью и завязанными глазами путешествовал вокруг ложи («посолонь, против солнца и снова посолонь»), по коридорам и лестницам, – как бы борясь с лишениями, стойко выдерживая жизненные испытания и преодолевая преграды.

В финале новичок давал клятву верности ордену. Возле жертвенника повязка снималась с него, «спадала» (словно «оковы тяжкие»), и «воскресший» вольный каменщик видел вожделенный свет. Ему вручали серебряную лопаточку, пару белых перчаток и прочую положенную амуницию, а в правую руку ново­испечённого брата вкладывался меч .

А пока длился спектакль (сопровождаемый пением, речами и иными жестами), у входа в ложу несли дежурство стюарты (стражи).

И держали они в вытянутых кверху дланях – мечи .

Послание «Во глубине сибирских руд…» – по форме также «путь из тьмы к свету», из заточенья к вольности и достоинству.

Полагаем, что каторжане легко расшифровали пушкинский код. Для них, «окостеневших в 14 декабря» (П.А. Вяземский), «привычный язык молодости» навсегда остался живым языком. Насыщенный революционными декларациями стихотворный ответ А.И. Одоевского на послание Пушкина («Струн вещих пламенные звуки…»), казалось бы, свидетельствует об обратном. Но надо учитывать, что декабрист сочинил свои бодрые строфы гораздо позже, в 1828 или 1829 году, то есть в пору, когда узники уже устали ждать освобождения, обещанного поэтом. Они потеряли надежду, и оттого некоторые снова ожесто­чились.

Оговоримся: Пушкин писал в «масонских» стихах о возможной амнистии декабристов, но вовсе не предрекал синхронную легализацию масонства. Не предрекал хотя бы потому, что император Николай I считал любые тайные общества по определению злоумышленными, и щекотливая тема вольных каменщиков едва ли затрагивалась во время сентябрьской 1826 года беседы поэта с царём в Кремле.

Пушкин был щедро наделён даром перевоплощения и умело пользовался им. Он добивался сходства с чужими почерками, превращался (в быту, в сочинениях и рисунках) то в натурального крестьянина, то в байронического персонажа, иногда в старика, обворожительную женщину, даже в лошадь…

Травести – важная составляющая его жизненного поведения.

Отец и дядюшка поэта, Сергей и Василий Львовичи, были масонами. Пушкин, с детства испытывавший влияние масонской идеологии и культуры и даже вступивший (в 1821 году) в кишинёвскую ложу «Овидий», без труда мог обернуться и почти всамделишным «фармазоном». Для этого ему было достаточно выказать определённое знание фразеологии и обрядовой символики вольных каменщиков.

Что Пушкин и сделал.

Такую же осведомлённость поэт демонстрировал и позднее. Отзвуки масонской темы можно расслышать, например, в «Скупом рыцаре», «Моцарте и Сальери» или в «Пиковой даме». «Мраморные циркули» мелькают в стихотворении «В начале жизни школу помню я…»; «три фран-масонские удара в дверь» раздаются в «Гробовщике»; а Алексей Берестов, персонаж «Барышни-крестьянки», носит «чёрное кольцо с изображением мёртвой головы»…

Но всё это – лишь детали, походя брошенные художником дополнительные краски, а не доказательства «усердия к работам», глубокого погружения Пушкина в мир масонской мистики.

Франкмасоны с их молотками, циркулями и фартуками не были близки зрелому поэту и по сугубо политическим соображениям. Чем дальше двигался по жизни Пушкин, – тем заметнее отличались его воззрения от масонских идеологических установок. «Я как-то изъявил своё удивление Пушкину о том, что он отстранился от масонства, в которое был принят, и что он не принадлежал ни к какому другому тайному обществу», – вспоминал С.А. Соболевский. «Разве ты не знаешь, – отвечал поэт, – что все филантропические и гуманитарные тайные общества, даже и самое масонство, получили <…> направление, подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам? Как же мне было приставать к ним?»

И символично: случайно попавшие к Пушкину счётные книги масонской ложи были превращены им в творческие тетради.

Вольные каменщики гордились тем, что поэт однажды вступил в их братство; что в гроб Пушкина была положена масонская перчатка; что уснувшего к месту последнего упокоения проводил член ордена. Братья присваивают вновь открываемым ложам имя поэта. Масоны, имея на руках мелкие козыри, доказывают, что отдельные пушкинские строки и произведения являются «чистыми воплощениями масонской идеи», «гимном розенкрейцерства». Однако историографы и идеологи ордена и не пытаются, насколько нам известно, внести в свои реестры богатое аллюзиями послание «Во глубине сибирских руд…». Видимо, они понимают, что язык многослойного поэтического текста – всего лишь изящный ход Пушкина.

В современном литературоведении такие ходы называются чужой речью .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!