Это стихотворение, написанное в форме монолога, раскрывает чувства поэта, переполняющие его, во время прогулки. Описывая окружающую природу, автор говорит о покоряющей ее красоте и совершенстве. Она пробуждает в нем образ чего-то незыблемого, не терпящего суеты. Но сам он, находящийся среди всего этого великолепия, чувствует себя здесь лишним и мысли его окрашены грустью и печалью.
Поэт начинает искать причину в себе, задает вопросы и сам же честно на них отвечает. Это рассказ глубоко чувствующего, одинокого человека, который уже ничего не ждет от жизни, и хочет, как эта величественная природа, стать свободным и наблюдать за всем со стороны.
Лермонтов верил в предопределенность судьбы, и, как многие пишут, бессознательно искал смерти. Может это и так. Но в результате всего происходившего с ним, он написал и одарил потомков замечательными образцами поэтической лирики, до сих пор трогающей читателей своей проникновенностью.
Написанное незадолго до гибели, стихотворение точно передает тогдашнее душевное состояние поэта. К тридцати шести годам он понял всю тщетность предпринимаемых им усилий. Ему казалось, что время великих побед прошло, он родился слишком поздно и не нужен своему времени. Так случилось, что это произведение стало как - бы его завещанием, написанным в стихах. Михаил Юрьевич похоронен у себя на родине в селе Тарханы, и как он и писал в последних строках, рядом с его могилой стоит огромный, старый дуб.
Лермонтов - Выхожу один я на дорогу анализ стихотворения
Это стихотворение можно отнести к зрелому творчеству М.Ю. Лермонтова, оно было написано за несколько месяцев до дуэли. Его современники вспоминали, что он словно предчувствовал смерть, находился в подавленном и задумчивом состоянии.
Однако именно в этом произведении не звучит уныние или отчаянье, оно проникнуто светлой грустью и размышлениями.
Стихотворение начинается с того, что поэт оказывается один на один с мирозданьем: перед ним простирается «кремнистый путь», над ним ночной тихий небосвод, усыпанный звездами. Мир словно замер, и лирический герой заворожен открывшейся перед ним картиной. Эпитеты очень выразительны: "кремнистый путь", "сияньи голубом".
Ночной пейзаж, описанный в стихотворении, проникнут спокойствием и умиротворением. Тем острее читатель воспринимает душевное состояние поэта, которого мучают вопросы о своей жизни, прошлом и будущем. Лермонтов ведет разговор с собой или с самим Богом, незримо присутствующим в «пустыне», через которую лежит его путь.
Контраст - один из любимых приемов поэта, который помогает ему ярче показать проблему своего творения.
Он очень одинок, и окружающие его пейзаж только подчеркивает это. Выводы, к которым поэт приходит, задавая себе вопросы, не радуют его. Поскольку он считает, что вряд ли сможет стать счастливым и поэтому не ждет «от жизни ничего». Эмоциональность достигается за счет того, что стихотворение написано от первого лица, и кроме того содержит обилие риторических вопросов, восклицаний.
У него осталось одно желание:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но это не тот покой и сон, дарящие забвенье, которые несет с собой смерть.
«Я б желал навеки так заснуть», - с этих строк начинается тема памяти. Для Лермонтова важно, чтобы о нем помнили его потомки, которые смогли бы оценить его творчество. Именно поэтому в стихотворении появляется образ зеленого дуба, как символ памятника поэту и его творчеству.
Для меня это одно из лучших философских произведений Лермонтова, когда в небольшом объеме скрыт очень большой смысл и заданы серьезные вопросы, которые задает себе практически каждый человек. Ритмический рисунок стихотворения создан с помощью пятистопного хорея с пиррихием, а также с чередованием женской и мужской рифм.
Анализ стиха Лермонтова Выхожу один я на дорогу
Лермонтов – человек, который является очень принципиальным. Этот человек всегда считал, что умереть нужно достойно и красиво. Для него это было – умереть на полу брани. Именно последние годы его жизни связаны с тем, что он постоянно пытался переосмыслить все, чем жил и чему радовался и что ненавидел. Его состояние последних лет было таково – он не хотел спорить со своей судьбой. В какой-то мере, как думают критики нашего времени, он предчувствовал свою смерть. Может, поэтому он не хотел думать о том, что судьбу возможно изменить. Он был настроен весьма пессимистически.
Буквально з несколько месяцев до самой дуэли, которая явилась роковым предвестником смерти Лермонтова, сам поэт написал стихотворение под названием «Выхожу один я на дорогу…». Это произведение, в отличии от многих других, написанных в то время, оказалось не таким пессимистичным. Оно показывает насколько все же автор произведение – одинок. Его душа просто взывает к кому-то, кто смог бы понять его, сделать счастливее, и не таким одиноким. Но существует ли такой человек, будь то женщина или мужчина? Лермонтов таких почти не встречал на протяжении всей своей жизни. В стихотворении поэт описывает все красоты природы, и не просто природы – а ночной природы. Ведь ночь – она полна затаенной грусти и красоты. Не каждый сможет увидеть в ночи – что-нибудь красивое и таинственное. Но, если сможет – он просто увидел счастье своими глазами.
В произведении Лермонтова описывается не только красивая природа, но еще и скрыт свой определенный смысл. Писатель имел в виду,что даже яркие звезды, которые кажутся такими гордыми и неприступными, и то – общаются и дружат между собой в небе. А писатель – человек, который наделен всеми способностями и талантами – не может найти что-то, что станет его смыслом жизни. Людям дано больше, чем другим существам, но иногда именно люди терпят больше боли и одиночества, как будто в компенсацию за свои способности и возможности. Лермонтов хорошо подчеркивает, что его способность – радоваться жизни просто так - без причины, просто уже почти не существует. Ведь многие обстоятельства способствовали этому. Индивидуальность – вот чем особенно веет в произведениях Лермонтова.
Все стихотворение поэта как бы построено на контрасте – контрасте природы и самого его. Ведь как они разны - небо, природа и ночь – и человек, который находясь среди миллионов людей, все же одинок. Лермонтов – на самом деле человек, который не так уж и пессимистичен, но именно такое состояние в последние дни его жизни свидетельствуют о том, что он все же предчувствовал свое скорое завершение жизни.
Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.
Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».
Водопад – довольно интересное название для длинной оды, ведь если посмотреть на строение практически любого стиха, то он действительно струится вниз подобно водопаду, только состоящему из слов
Лирика Лермонтова являет собой особый поэтический дневник, в котором автору удалось во всей полноте отразить свои чувства и переживания. Творчество поэта принято делить на два периода: ранний и поздний. В каждом из них преобладали те или иные мотивы, реализовываясь по-своему. Одно из ярчайших творений, которое создал Лермонтов, - "Выхожу один я на дорогу". показывает, насколько изменилось мироощущение поэта с возрастом (хотя ему было всего 25 лет!), а также как преломляется его поэтическая система.
Тема и идея стихотворения
Основная тема произведения - одиночество. Это можно понять по самой первой строке. Ведь лирический герой "один". Однако, как это ни странно, в данном стихотворении нет упрека обществу. Все упреки и негодование остались в прошлом, в ранней лирике поэта. Здесь же мы видим спокойную задумчивость, размышление о прожитом. Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу" содержит в себе следующую основную мысль: одинокий герой, подобный лирическому, находит успокоение только наедине с природой. Подобная мысль уже звучала у Лермонтова и раньше, например, в произведении "Когда волнуется желтеющая нива". Чтобы лучше понять смысл стихотворения, необходимо выполнить более подробный его анализ.
Лермонтов "Выхожу один я на дорогу": анализ образов
Произведение имеет сложное эмоциональное наполнение. Каждая из строф последовательно проводит главную мысль произведения.
В первой строфе автор выводит своего лирического героя на первый план, показывая, что он отличается от других людей. Картина, которая окружает героя, - ночь, пустыня, звезды. Это образы, которые создают основной фон и настраивают читателя на нужный медитативный лад. В природе все гармонично, тихо и спокойно, в ней "звезда с звездою говорит". А значит, то, что окружает поэта, сочувствует ему. Все явления природы могут воспринимать мысли и переживания человека.
Но что же происходит у героя в душе? Вторая строфа начинает плавно вводить нас во лирического героя. Ему "больно и трудно". В его душе разлад, он с трудом может разобраться в собственных чувствах.
В третьей строфе он сам дает ответы на свои же вопросы. Он ничего более не ждет от жизни, он не жалеет о прошлом. Его угнетает лишь то, что он не испытывает нужного ему покоя. Что же есть для Лермонтова покой? Это еще один значимый во всем творчестве поэта образ. Лермонтов воспринимает покой по-особому. Это не "холодный сон могилы", не постоянное бездействие. Герою нужен душевный покой, в котором, однако, были бы и чувства, и страсти. Можно предположить, что покой для Лермонтова - это синоним слова "счастье".
Средства выразительности
Метафоры, эпитеты, олицетворения и антитезы - это далеко не полный список средств выразительности, которыми пользуется Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу" (анализ это подтверждает) - стихотворение, в котором преобладают синтаксические средства выразительности. Но и лексические мы также можем отыскать.
В первой строфе автор говорит о природе, наделяя ее качествами человека. Звезды говорят друг с другом, сама земля спит. Этот прием отражает мировоззрение поэта. Для него человек и природа неразделимы. Но природа более умна в сравнении с человеком, и, кроме того, он вечна.
В третьей строфе "Выхожу один я на дорогу" М. Лермонтов использует чтобы связать между собой разные отрезки стихотворения. Присутствует также синтаксический параллелизм.
В предпоследних четырех строках мы находим анафору и параллелизм ("Чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь").
Из лексических средств (помимо олицетворения) можно назвать эпитеты: "сладкий голос", "темный дуб".
Ритмика и рифмовка
Стихотворный размер - пятистопный хорей. Он придает произведению особый ритм, оно звучит мелодично, чем-то напоминая элегию. который выбирает Лермонтов, - перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.
Такое спокойное, медитативное произведение кажется нехарактерным для творчества Лермонтова. Однако вся поздняя его лирика говорит о том, что поэт повзрослел. В его стихах нет больше неприятия полумер, энергичного отрицания и вызова обществу.
Михаил Лермонтов: "Выхожу один я на дорогу" в контексте творчества писателя
Данный текст можно назвать итоговым, он подводит некую черту под всем тем, что создал Лермонтов. "Выхожу один я на дорогу" (анализ содержания и формы это доказывает) напоминает более раннее "Когда волнуется желтеющая нива". Уже в нем автор говорит о чудодейственной силе природы, о том, насколько она прекрасна. Природа гармонизирует разлад в душе героя, позволяет ему по-другому посмотреть на мир, увидеть Бога в небесах. "Выхожу один я на дорогу" М. Ю. Лермонтова в целом не является необычным. В нем есть и характерный для всего творчества поэта мотив одиночества, упоминание о разладе с обществом, о том, что он - избранник, а не обычный человек.
Как правильно сделать анализ стихотворения?
Чтобы правильно проанализировать лирический текст, нужно следовать четкому плану. Начинать свое сочинение лучшей всего с формулировки темы и идеи произведения. Затем необходимо сказать об эмоциональном наполнении текста. Если мы говорим о стихотворении "Выхожу один я на дорогу" М. Ю. Лермонтова, то это настроение медитативное, печальное.
Также необходимым пунктом является анализ лексических и синтаксических с приведением примеров из текста. Следует помнить, что каждое использование фигуры речи имеет свое значение, а следовательно, его нужно указать.
Последнее, о чем нужно сказать, это настроение, которое вызывает текст, и дать ему собственную оценку.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» было написано летом 1841 года, за несколько дней до дуэли и гибели поэта. Жанр — лирический монолог. Композиционно оно делится на две части. Начинается стихотворение с прекрасного описания природы — ночного пейзажа. Изображённый здесь мир полон гармонии. Пейзаж простой и в то же время величественный:
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит …
Во второй части дается описание чувств лирического героя. Две эти части противопоставлены, потому что в человеке гармонии нет — он полон беспокойства, муки и даже отчаяния:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Но финал соответствует началу — там снова возникает гармоничная, умиротворенная картина и говорится о желании лирического героя навсегда слиться с природой. Во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова звучат мотивы грусти и одиночества: «Утес е, «На севере диком стоит одиноко», «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать … ». Но особенно ощутим этот мотив в стихотворении «Выхожу один я на дорогу … » . Да и всё стихотворение состоит из знаковых для Лермонтова мотивов и символов.
В первой строфе — это мотив одиночества, странничества. Дорога здесь — это жизненный путь героя, который каждому предопределён свыше, и на этой дороге каждый человек одинок. Дорога лирического героя трудна — «кремнистый путь». Заметен также тревожный мотив неизвестности, неопределённости — герой видит свой путь «сквозь туман » , Далее поэт обращается к небесам, «голубому сиянию», а затем к другому космосу — к своей душе.
В последних строчках звучит мотив прошлого и будущего. В будущем лирический герой хотел бы только «свободы и покоя», обрести которые можно, забывшись и заснув. Так в стихотворение вводится тема смерти. Но эта тема не получает развития, оказывается, что сон — это не смерть, а светлая и прекрасная мечта. И всё в этом сне говорит о жизни, а не о смерти — сладкий голос, поющий о любви, тихое дыханье героя, его чуткий слух. К тому же появляется образ зеленеющего и могучего дуба — символа крепости жизни и её вечности. Красота и благодать природы в первой части подчеркнуты выразительными средствами языка.
Лермонтов использует метафоры (звезда с звездою говорит); олицетворения (пустыня я внемлет. Вагу; спит земля). Мотив душевного разлада и одиночества героя задан цепочкой риторических вопросов: «Что же мне так больно и так трудно? / Жду ль чего? жалею ли о чем?»; инверсией: «Уж не жду от жизни ничего я»; восклицательными предложениями и анафорой: «Я ищу свободы и покоя! / Я б хотел забыться и заснуть! »; «Чтоб в груди дремали жизни силы, / Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь». Автор использует ассонансы (но не тем холодным сном могилы) и аллитерации (слух лелея, / Про любовь мне сладкий голос пел; Уж не жду от жизни ничего я, / и не жаль мне прошлого ничуть). Повторение шипящих звуков придаёт повествованию задушевность, имитирует тихую речь, шёпот в ночи.
Мелодичность и ритм стихотворения определяются и его цезурностью (наличием пауз), которые разделяют стихотворную строку на две половины: «Ночь тиха. / / Пустыня внемлет Богу». По своему характеру стихотворение философское, но оно не звучит отвлечённо. Оно необыкновенно лирично — всё, о чём говорит поэт, становится близко читателю. Стихотворение написано пятистопным хореем, с чередованием мужской и женской рифм. Рифмовка — перекрестная. Всё это придаёт плавность и музыкальность стиху. Стихотворение Лермонтова привлекло внимание десятков композиторов, но самым известным стал романс, написанный в XIX веке Е. С. Шашиной.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» Анализ
План
1. История написания
2. Вид лирики
3. Тема стихотворенья
4. Идея
5. Композиция
6. Тропы
7. Основная мысль
1. История. Стихотворенье «Выхожу один я на дорогу...» считается одним из самых известных и трогательных творений а. Написанное в конце мая 1841 года, за несколько месяцев до смерти поэта, пятистопным хореем стихотворение является словно его завещанием миру, подобно "Памятнику" Пушкина.
2. Вид лирики - философская, присутствуют элементы пейзажной.
3.Тема стихотворения - размышления лирического героя, чей путь кремнист в тумане жизни, о своем прошлом и будущем, внутренний монолог на фоне засыпающей, умиротворенной природы.
4.Идеей стихотворения является третья строфа, в которой герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о прошлом, он ищет свободы и покоя.
5.Рассматриваю композицию, стихотворение можно условно поделить на две части: в первой описывается красота и гармония природы в тихую ночную пору, вторая же представляет собой рассуждения лирического героя, который задается вопросом: "Ждет ли он что-то от жизни? Жалеет ли о чем-либо?" Сразу же следует опровержение: " Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть". Гармония, нарастающее волнение, переживания и снова тихая, спокойная развязка, такая же спокойная, как спящая в сияньи голубом земля. Это уже вовсе не Лермонтов-революционер, прощающийся с "немытой Россией". Душевные переживания лирического героя, вопросы самому себе о прошлом и будущем - поэзия пронизана трогательной ноткой тревог и переживаний.
6.Стихотворенье наполнено большим количеством средств художественной выразительности (эпетитеты - кремнистый путь; метонимия - холодный сон могилы; олицетворение - звезда с звездою говорит. Помимо тропов, в стихотворении присутствуют также стилистические фигуры, в особенности, риторические восклицания и риторические вопросы- Жду ль чего? жалею ли о чём?)
7. Последняя строфа, являющаяся основной мыслью стихотворения, очень напоминает "Нерукотворный памятник" Пушкина, к которому "не зарастет народная тропа". И если душа Пушкина в заветной лире переживет его прах, то Лермонтов, юный Лермонтов, так бурно отреагировавший на смерть своего кумира, светила русской поэзии, желает, чтобы над ним склонялся и шумел вечно зеленый дуб. Это стихотворенье по праву может считаться одним из лучших, более того, одним из самых душевных " ночного светила русской поэзии". Поразительное сочетания спокойствия природы и душевных волнений, философской и пейзажной лирики, вопросов, касающихся прошлого и будущего, поэта-революционера и поэта-философа. Мне кажется, стихотворенье "Выхожу один я на дорогу" по праву занимает почетное место не только в поэзии Лермонтова, но и в мире русской литературы.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» является одним из последних произведений поэта перед своей трагической гибелью. Многие талантливые люди заранее предчувствовали смерть, что отражалось в их творчестве. Рассматриваемый стих удивительно напоминает предсмертное завещание поэта.
В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – , которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.
Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.
Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».
Лермонтов понимает, что единственный выход – физическая смерть, но она пугает поэта, так как означает и духовную смерть. Мрачная неизвестность, поджидающая каждого человека в конце жизни, связана с потерей личности. Лирический герой хотел бы сохраниться в бесплотном образе, существующем вечно под сенью зеленеющего дуба.
Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.
Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.