Анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок о любви

Стихотворение Александра Блока «Вхожу я в темные храмы» написано осенью 1902 года в период, когда поэт ищет свой идеал Женщины и, ему кажется, находит его в образе Менделеевой. Эту работу автора можно назвать стихотворением-ожиданием, в нём виден взгляд в будущее и томление от таинства сегодняшних отношений.

Что каждый из нас ждёт от Любви? Кто-то пытается найти в ней новый источник страсти, другой желает быть покорённым красотой своей избранницы, третий (не дай Бог) преследует чисто меркантильные цели. Блок желает понять сущность женщины и овладеть ей до последней капли. Поэта не интересует часть, он желает целого и томиться в ожидании того, сбудутся ли его надежды.

Дрожь ожидания в храме

Строки пишутся на фоне влюблённости и автор желает, чтобы любовь, именно эта любовь, сохранилась в его сердце навсегда. Вместе с тем он боится краха, он страшится, что удастся получить только часть, остальное останется неизведанным и отношения с Прекрасной Дамой будут неполными.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.

Кто и что войдёт, когда скрипнет дверь? Будет ли это полная взаимность или мечта так и останется сном? Велика ли граница между желанием и достижением?

Между образом и реальностью

Второй мотив для переживаний Александра – это совмещение образа и реальности. Поэт создал из Менделеевой образ, который может развеяться, когда откроются двери взаимности. Автор желает, чтобы реальность была по максимуму приближена к созданному образу и боится их несовпадения. Сложный вопрос – создав образ идеальной Дамы, Блок пытается перенести его в реальность без потерь. Только так, только целое, никаких торгов и уступок.


Только образ, лишь сон о Ней.

Темные храмы, в которые входит поэт в начале стихотворения – это знак таинства будущего, знак надежды. В темноте не всегда можно разглядеть глазами, тут важно видеть сердцем. Помните Маленького принца:

Глаза слепы. Искать надо сердцем.

Выбор сделан

Блок делает свой выбор в пользу женщины, которую любит, но не знает о границе взаимности и боится растворения образа в церковных сумерках реальности. Тёмный храм является лучшим местом для ожидания, так как тут рядом Бог и он наставит, он подскажет и поможет. Если не будет взаимности, то останутся «улыбки, сказки и сны» - с ними больно, но это лучше, чем полная пустота в сердце.

Сомнения и страхи ожидания видны во всём стихотворении, кроме его финала, где герой делает свой однозначный выбор:

Но я верю: Милая - Ты.

Даже если она сейчас далеко, даже если не думает о нём и редко вспоминает – это не может помешать выбору, так как образ всегда рядом с героем, и он делает выбор.

Художественная составляющая

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» наполнено флюидами раздумья, ожидания и решения. Элементы художественной выразительности, эпитеты и метафоры наполняют пространство между строками и делают из четырёх столбиков настоящий шедевр блоковской лирики. Стиль повествования размеренный, даже несколько монотонный, но он помогает передать торжественность момента выбора и муки героя перед порогом принятия решения.

В строках видно настоящее отношение Блока к любви, просматриваются духовные идеалы поэта, где на первом месте в тронном зале жизни находится Любовь. Именно через Любовь человек может прийти к Богу и обрести счастье на земле.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

/ / / Анализ стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»

А. Блок считается одним из первых символистов, это творческое направление ставит на первое место символ как знак, который может восприниматься по-разному, является неоднозначным. Символизм возникает во Франции и далее распространяется по другим странам.

В творчество поэта главное значение имеет любовная тема, которая приобретает разных красок. Это не удивительно, ведь сам поэт любил, и свою любовь пронес через всю жизнь. Его избранницей была Любовь Менделеева. Эта женщина стала для Александра Блока стала не только его музой, вдохновительницей на творчества, но и ангелом-хранителем. Даже после расставания Блок не переставал помогать бывшей супруге, потому видел в ней не только любимую женщину, но и истинного друга. Он доверял ей, как самому себе.

О своих таинственных чувствах и переживаниях Блок не рассказывает, он все раскрывает в своем творчестве. Поэт прекрасно относится к женщинам, все творчество поэта связано со стихами о Прекрасной Даме. Автор считал женщин очень тонкими и ранимыми натурами. Любовь Менделеева была для поэта настоящим идеалом женщины. Он боялся, что может очернить душу того человека, которую так любит. Но поэт прекрасно знает, что далеко не каждая может трепетное отношение. Человеческая натура обманчива, он и сам не раз обманывался в жизни, но продолжал верить любимым людям. Любовь Менделеева часто предавала Блока, отдавала предпочтение другим. И только через время поняла, насколько благородным был человек, который так долго находился с ней рядом.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» датировано 1902 годом. Образ Богоматери становится центральным в творчестве Блока, это образ-символ любимой женщины, которая находится рядом, но часто неуловима и недоступна. Именно такой автор представляет себе Прекрасную Даму. В образе Богоматери угадывается любимая поэта, которая для него становится воплощением чистоты и красоты. Очень много синонимов использует автор, он называет свою любимую Величавой Вечной Женой, Святой, Милой.

Лирический герой входит в храм и в «мерцании красных лампад» ждет Прекрасную Даму. Далее все больше раскрывается основная тема – любовная, становится понятным, что лирический герой все-таки ждет свою любимую. Все слова говорят о том, что для поэта действительно важным является именно искренние чувства, даже пусть невзаимные.

Блок все еще верит, что любовь – небесный дар, а не проклятье. Образ Прекрасной Дамы и Богоматери – это символические образы, в которых воплощается идеальная женщина. Мы имеем право любить, даже тогда, когда это противоречит рациональному, когда мы видим недостатки человека. Александр Блок в своей любовной лирике, показывает, как нужно относиться к женщине, какими должны быть истинные высокие чувства. Стихи написаны с душой и сердцем, в каждой фразе звучит любовь и уважение. В произведениях очень много символов, но они чаще всего повторяются, являются константами в творчестве. Блок - великий поэт символизма, воспевающий женскую чистоту и настоящую красоту.


Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь
к прекрасному, рычарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в
высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвещен возлюбленной
А.А. Блока. Любви Дмитриевне Менделеевой впоследствии ставшей его женой. Это - молитва, обращенная к Владычице
Вселенной, Вечной Жене, святой. И одним из наиболее проникновенных и таинственных стихотворений, я считаю шедевр "Вхожу
я в темные храмы".
Вхожу я в темные храмы
Совершаю бедный обряд
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных ломпад.
Первая строка стихотворения настраивает читателя на что-то мистическое, потустороннее, присущее обители неземного
существа, Прекрасной Дамы, Величавой Жены, одетой в белые одежды и чуждой всей земной трясины.
Обряд посвящения в рыцари Прекрасной Дамы лирический герой считает бедным в сравнеии с богатейшей духовностью его
идеала. Великолепнийше показано внутренее состояние лирического героя с помощью образной детали- красных лампад. Красный
- цвет любви и тревоги. Герой любит свой идеал, но испытывает тревогу перед ее появлением. Далее тревога лирического
героя нарастает ("Дрожу от скрипа дверей..."), так как в воображении его зримо возникает ее образ, сон о ней,
озаренный аурой святости, созданный самим Блоком. Образ Прекрасной Дамы - бесплотен, фантастичен, но он возникает так
часто перед поэтом, что он уже привык созерцать ее в божественных одеждах. Ее появление приносит в лирическую душу героя
успокоение, он видит вокруг себя улыбки, слышит сказки, в его воображении возникают сказочные сны. Все его чувства
открыты для вдохновения восприятия всего того, что он видит и слышит. Лирический герой обретает гармонию. Он восторженно
восклицает:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты
Мне не слышны ни взохи, ни речи
Но я верю - Милая Ты.
Восхищение переполняет душу повествователя. Ликсический повтор усилительного "как" подчеркивает любование,
преклонение юноши - поэта перед совершенством. Метафорический эпитет "ласковые свечи" - настоящее поэтическое открытие
Блока. Герою "не слышны ни вздохи, ни речи" своей возлюбленной, бесплотного духа, но созерцая отрадные черты, дарящие
радость и успокоение сердцу, возвышающие душу и дающие вдохновение, он верит, что она - Милая. Усилительный знак
препинания - это тире - обрушивает на краткое "ты" огромное ударение, подтверждающие неоспоримость идеала поэта. Мечта
Блока о встречи с Прекрасной Дамой сводилась к уходу из реального мира, полного тресины, болота, "чорных зданий",
"жолтых" фонарей, недостойных людей, для которых "истинна в вине", в обмане слабых, беззащитных, в наживе и корысти,
в идеальный мир, населенный чистыми созданиями, блискими к идеалу.
Стихотворение производит огромное впечатление на читателя своей силой повествования, беззаветными чувствами отрока -
рыцаря Блока, обилием изобразительных выразительных средств, раскрывающих в полном объеме внутреннее состояние
лирического героя, показывающих обстановку, окружающую поэта, и создающуу тот религиозный, мистический колорит. В тексте
присутствует множество слов, имеющих яркую эмоциональную окраску, возвышенной, церковной лексике (храм, лампада, риза,
отрадно), они подчеркивают исключительную торжественность и значимость событий для поэта. Образ Прекрасной Дамы очень
много значил для Блока, он боготворил ее, но позже Муза Вечной Женственности покинула творца, уступив место чистой,
самоотверженной и преданной любви к Родине.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая — Ты.

Анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы» Блока

А. Блок вошел в русскую поэзию благодаря изданию первого сборника стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», который был посвящен Л. Менделеевой. Эта женщина стала первой и единственной настоящей любовью поэта. Она долго не отвечала Блоку взаимностью, поэтому в сборнике чувствуется печальное настроение поэта. В цикл входит произведение «Вхожу я в темные храмы…» (1902 г.).

В начале века Блок был сильно увлечен философскими идеями Вл. Соловьева, особенно его учением о Вечной Женственности. Это понятие лежит в основе всех стихотворений цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Поэт относился к своей избраннице, как к божеству. Упоминать ее имя или описывать физические качества он считал кощунством. Любовь, согласно Соловьеву, лежит в основе всего мира. Воплощение идеальной красоты в земной женщине — редкое явление. Поэтому поиск такого воплощения — первостепенная задача для уяснения смысла жизни и обретения мировой гармонии.

Характерной особенностью раннего творчества Блока также является религиозная символика. В поисках любимой лирический герой вступает в «темные храмы». Поэт не был убежденным христианином. В религиозных символах он видел источник особой силы, который подчеркивал мистический смысл его поисков. Фактически Блок подменял Богоматерь образом своей Прекрасной Дамы. Согласно учению Соловьева, в едином женском образе объединяются Вечная Мать, Жена и Любовница. К «Величавой Вечной Жене» обращены все надежды и устремления Блока. Это было одной из причин того, что Менделеева долго не отвечала поэту взаимностью. Простую девушку смешило и немного пугало такое экзальтированное состояние поклонника. Даже наедине с любимой Блок совершенно абстрагировался от реальности. Вместо обычных проявлений любви он декламировал свои туманные восторженные произведения.

Лирический герой находится в храме, но религия его нисколько не интересует. Он с трепетом ожидает появления своей Любимой, видит ее образ во всем окружающем. Влюбленный герой уже ничего не замечает вокруг: «мне не слышны ни вздохи, ни речи». Пребывание в таком восторженном, отдаленном от реальности, состоянии вообще было характерно для Блока. Это удивляло и настораживало не только Менделееву, но и всех окружающих людей. Поэта считали очень странным и загадочным человеком. Лишь узкий круг близких друзей относился к нему с пониманием и уважением.

А.А. Блок написал знаменитое произведение "Вхожу я в тёмные храмы..." в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева. Блока увлекали мысли об идеале. Его интересовало учение, которое предполагало стремление к совершенству. Это идеализированное состояние нашло своё воплощение в образе женственности, наполненной спокойствием, гармонией и, конечно же, истинной красотой.

В своём цикле "Стихи о Прекрасной Даме" отразился романтизм и восхищение поэта образом женщины. "Вхожу я в тёмные храмы..." входит в ряд произведений, в которых поднимается тема любви и преклонения женскому полу.

Настоящие и сильные чувства поэт испытывал к своей жене - Любви Мендеелевой. Несмотря на то что супруги разошлись, он сохранил в своей душе все теплоту по отношению к ней. А свои глубокие чувства к бывшей супруге ему удалось пронести через всю жизнь.

Литературоведы и критики считают, что именно ее образ читатель может встретить в этом стихотворении. Образ любимой женщины сводил с ума поэта. В своих дневниках он признавался, что старался найти ее улыбку или взгляд в толпе. Поэтому ему хотелось запечатлеть фигуру возлюбленной в своей поэзии.

В Божьем доме лирический герой ищет свою Прекрасную даму. Ее черты он видит даже в лике Богоматери. Таким приемом он словно обожествляет свою возлюбленную, наделяет земную девушку небесными чертами, дарит ей одухотворенность и высшую сущность. Теперь его любимая не просто состоит из плоти и крови - она выше этого. Образ женщины стремится к идеалу, к совершенству и полной гармонии.

Однако встреча как таковая не состоялась. Герой лишь ждёт свою Даму. Мотив ожидания свойственен поэзии Блока. В его строчках читателя видит надежду на встречу с идеальной сущностью. Здесь как раз и возникает философские нотки. Ведь для Блока - Прекрасная Дама - это не только женщина, но и идеальное существо. Герой стремится к этому образу, чтобы слиться с ней, обрести абсолютную гармонию.

Таким образом, Александр Блок обожествляет женщину. Он ослеплён ее внутренней и внешней красотой. Поэт восхищается высшей сущностью Дамы. Он ищет ее черты везде, и ему удаётся отыскать их даже в "Величавой Вечной Жене". Блок готов отдать свою жизнь, воспевая Прекрасную Даму и дожидаясь ее. Ведь она является символом гармонии, которую старается достичь каждый человек.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Вхожу я в темные храмы

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Сурикова Детство 3 класс

    Автор стихотворения «Детство» Иван Захарович Суриков. Он родился 6 апреля 1941 года в деревушке Новоселово в семье крестьянина. Поэту как нельзя знакома простая жизнь, простые радости ребенка. Именно теме детства посвящено данное

  • Анализ стихотворения Есенина Вижу сон дорога черная

    В этом стихотворении, которое написано с элементами русского фольклора, поэт высказывает свою боль, радость, неудержанную прыть, любовь к женщине, которая его предала, но она его очаровала и заворожила.

  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь

    В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    Сколь бы ни была сильна любовь, для неё нужно присутствие любимого человека рядом с тобой. Когда он или она рядом, чувство живёт. Ты видишь того, кто тебе неравнодушен, и тебе приятно на душе. Но длительная разлука может уничтожить чувство.

  • Анализ стихотворения Анненского Смычок и струны

    И.Ф. Анненский был ярким представителем символистов. Данное направление пользовалось популярностью на рубеже XIX и XX веков. Работы И.Ф. Анненского, черпавшего свое вдохновение в творчестве французских символистов,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!