Андеграунд в искусстве. Андеграунд - что это такое? Смотреть что такое "андеграунд" в других словарях

Вы – вечный экспериментатор, искатель приключений и неугомонный романтик? Вас интересует все на свете, к примеру, что будет, если поднести к глазу пылесос? Подождите, прежде чем испробовать это на себе, прочитайте нашу статью, узнайте о последствиях и возможных рисках, посмотрите видео и фото факты, и уже потом решайте, стоит ли проводить над своим организмом подобные опыты.

Как ни странно, людей, ищущих во Всемирной сети запрос о том, что будет, если поднести к глазу пылесос, достаточно много. Как много и тех, кто пишет об этом всякие немыслимые вещи. Предполагать, что все эти пользователи проводили подобные опыты на себе, конечно же, не стоит. У страха, как говориться, глаза велики, вот и пишут разные небылицы в надежде, что кто-нибудь прочтет и поверит. Давайте же рассмотрим самые распространенные версии рунета о том, что будет, если поднести к глазу пылесос в режиме работы.

Версия 1 . Мощный пылесос может высосать вам глаз. Ну не высосать, а травмировать уж точно способен. Причем кроме огромного синяка вы также можете «схлопотать» и более серьезные проблемы. К примеру, такие как отслойка сетчатки . Звучит устрашающе? А врачи предупреждают о таких последствиях, как растяжение глазного яблока, кровотечение и разрыв стекловидного тела. И это никакие уже не шутки.

Версия 2 . Преподнеся к глазу трубу включенного пылесоса, вы сможете рассмотреть все его внутреннее устройство. Так зачем же для этого пылесос включать? Можно и так заглянуть и убедиться, что там полная темнота.

Версия 3. Если поднести к глазу включенный пылесос – можно увидеть будущее и прослыть очень дальновидным человеком, по крайней мере, на один глаз. Эта версия самая заманчивая, однако и самая ненадежная. Исходя из предыдущих двух вариантов возможного исхода, лучше попробовать

Что же произойдет, если поднести к глазу включенный пылесос?

Мы уже немного говорили о возможных последствиях этого, мягко говоря, необдуманного шага. Однако давайте подробней разберем, что происходит в тот момент, когда человек подносит к глазу включенный пылесос.

  1. Итак, предположим у нас есть один пылесос современной модели и один подопытный глаз (настоящий, не стеклянный, а здоровый и красивый). Вам не жалко?
  2. Снимаем с пылесоса щетку и откладываем ее в сторону. Берем трубу. Для чистоты эксперимента лучше бы ее помыть – пыль же, все-таки.
  3. Включаем пылесос и подносим его к открытому глазу . Здесь возможны 2 варианта развития событий:

а) если пылесос включен в режиме всасывания, то труба сильно приклеится к вашему глазу, к тому же из нее начнут извергаться остатки пыли и мусора, которые способны травмировать роговицу и сосуды глаза;

б) если пылесос работает на выдув, то он может обдать ваш глаз мощным потоком горячего воздуха, что тоже не очень приятно. Еще и ожог получить можно на пару с теми же травмами от пыли.


  1. Не стоит также забывать о таком естественном процессе, как рефлекс. Вы можете рефлекторно закрыть глаза и тогда травмы возможно избежать. Однако если поток воздуха будет очень мощным, сделать это достаточно трудно. Также рефлекторно вы можете дернуть за трубу пылесоса, и она ударит вас не только в глаз, а и в бровь . А ходить как Кутузов или как пират с повязкой, согласитесь, не очень эстетично. Также совсем уж неудобно отвечать на вопрос: «Откуда у тебя синяк?»

Почему люди пытаются засунуть в глаз трубу пылесоса?

Наверняка ответить на этот вопрос не может никто. Одни считают, что это прикольно, другие пытаются выиграть спор, третьи хотят побороть свои страхи, утолить интерес, получить новый опыт. Если вы решили, что вам это действительно нужно, и все вышеперечисленные последствия вас не пугают, мы можем только позавидовать вашему мужеству. Ведь автору этой статьи пришло в голову только однажды пропылесосить кота . Коту, кстати, понравилось, он как раз линял и мечтал избавиться от лишней шерсти. Главное в этом деле – не переусердствовать. И держать подальше от пылесоса все мелкие детали вашего любимого домашнего животного – лапы, хвост, усы и, конечно же, глаза.

Эстетика. Энциклопедический словарь

Андеграунд

(англ. undegraund - подполье, подземелье, подвал)

обозначение совокупности художественных произведений, резко отличающихся по своим художественно-эстетическим свойствам от традиционных и массовых культурных форм и ориентированных на особый круг избранных потребителей, сознательно отгородившихся в своем эстетическом «подполье» от основной массы. Считается, что понятие андеграунда возникло в 1950-е гг. в США и на протяжении последующих 20-ти лет постепенно проникало в европейскую культуру. Однако обращает на себя внимание характерный литературный факт: впервые понятие андеграунда вошло в литературу на сто лет раньше. Оно было вынесено в его русскоязычном звучании в название философско-психологической новеллы Ф. М. Достоевского «Записки из подполья ». Оно не было у Достоевского простой метафорой; ему был придан экзистенциально-метафизический смысл. Оно обозначало те подспудные глубины человеческой натуры, в которых таится все темное, докультурное, брутальное, имморальное, что человек цивилизованного общества вынужден скрывать от окружающих и даже от самого себя, но что способно иногда прорываться на поверхность, повергая всех в смятение.

Основные особенности искусства андеграунда:

1) радикальные авангардистские ориентации, проявляющиеся в виде демонстративного имморализма, нарочитой асоциальности, брутальности, эпатирующего натурализма и т. п.;

2) пренебрежение традиционными социокультурными, религиозно-нравственными, художественно-эстетическими нормами в трактовке эротических тем;

3) первостепенный интерес к различным формам девиантного (отклоняющегося) поведения.

Лит.: Бачинин В. А. Достоевский : метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна ). - СПб., 2001; Достоевский Ф. М. Записки из подполья //Полн. собр. соч. в 30-ти т. Т. 5. - Л., 1973; Зверев А. М. Модернизм в литературе США . -М., 1979; Ленинградский андеграунд . Начало .- Л., 1990; Могильнер М. Мифология «подпольного человека ». Радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа . - М., 1999; Савицкий С. Анеграунд . История и мифы ленинградской неофициальной литературы . - М. Новое литературное обозрение, 2002.

Энциклопедический словарь

Андеграунд

(андерграунд) (англ. underground букв. подполье), художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андерграунд появляется во 2-й пол. 20 в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии.

Слово «андеграунд», а иногда его произносят ещё как «андерграунд» в переводе с английского означает «подполье». Сегодня же этим словом в русском языке называют неформальные музыкальные и литературные течения. Например, когда-то давно-давно из андеграунда вышли такие музыкальные направления, как трэш-метал, блэк-метал, панк, альтернатива, дэт-метал, хардкор-панк, грандж рок, рэп, хардкор хип-хоп. И, конечно же, граффити. Когда-то все эти направления «преследовались по закону» и никем особо не приветствовались. Но времена сменились, прошли те нравы и теперь все эти «подпольщики» вышли на свет божий и имеют своих поклонников, своих исполнителей и даже, порой, свою философию.

Сам термин «андеграунд» появился впервые в США. Начал он употребляться с середины 20 века. И применяли это слово к тем странам, в которых искусство, как музыкальное, так и литературное и художественное, было полностью подчинено государственной идеологии. Применяли это слово и по отношению к России. Особенно это слово как нельзя кстати подходило к русскому року тех времён – непонятому, отвергнутому, но всё равно живому и так не похожему на песни Аллы Борисовны Пугачёвой.

Чем же характеризуется андеграунд? Во-первых, это разрыв с господствующей идеологией страны и государства в целом. Во-вторых, это полное игнорирование стилистических и языковых ограничений. В-третьих, отказ от общепринятых ценностей. И, конечно же, бунтарство и эпатажность.

Как правило андеграунд – это то, что выпускается нелегально и только для узкого круга людей, которые также, как и сам автор не хотят быть похожи на всех остальных. Ещё чаще андеграунд «пишется в стол», то есть без всякой надежды на то, что это когда-нибудь будет издано, опубликовано или кому-либо нужно. Тогда зачем же всё это делается? Да лишь потому, что душа просит. Потому, что человек просто не хочет мириться со сложившимися устоями и поэтому играет ту музыку, которую никто не понимает, пишет те рассказы, которые в мире литературы считаются нонсенсом и рисует картины, которые никто не станет смотреть. Но со временем запреты снимаются или появляются новые, ещё более жестокие, а старые запреты само же правительство поднимает на смех. И вот тогда появляются на свет все эти спрятанные от глаз картины, издаются книги, которые несколько десятков лет пылились в столе, начинает звучать музыка, которая тоже никого до этого не интересовала, а на деле оказывается, очень даже неплохая музыка.

Казалось бы, в России андеграунда быть просто не должно. Прошли времена Советского Союза, прошли тотальные запреты и неприязнь ко всему новому. Однако это далеко не так. Мир андеграунда в нашей стране был, есть и будет всегда. Запреты, этические и политические, а также соответствующие экономические факторы, существуют и ныне, а значит, они порождают и будут продолжать порождать новый андеграунд. И пусть сегодня чьи-то картины, чьи-то книги и чья-то музыка находятся «в опале», но пройдёт несколько лет, и они выйдут из «подземелья» и будут удивлять нас своею новизной и необычностью. И мы уже просто не сможем представить себе, как жили без всего этого.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!