Андрей Сергеевич Кончаловский Низкие истины. Возвышающий обман (сборник)

Во внутреннем оформлении использованы:

– фотографии Дмитрия Коробейникова, Михаила Озерского, Екатерины Чесноковой / РИА Новости; Георгия Тер-Ованесова, Валерия Плотникова / Russian Look; Александра Стернина; Б. М. Балдина; Вл. Уварова

– кадры из фильмов: «Возлюбленные Марии» (Maria"s Lovers), реж. А. Кончаловский, 1984 год: Archives du 7e Art / PHOTO 12 / FOTOLINK; «Поезд-беглец» (Runaway Train), реж. А. Кончаловский, 1985 год: PHOTO 12 / FOTOLINK; «Гомер и Эдди» (Homer And Eddie), реж. А. Кончаловский, 1989 год: Archives du 7e Art / PHOTO 12 / FOTOLINK; «Ближний круг» (The Inner Circle), реж. А. Кончаловский, 1991 год: Archives du 7e Art / PHOTO 12 / FOTOLINK; «Одиссея» (The Odyssey), реж. А. Кончаловский, 1997 год: PHOTO 12 / FOTOLINK; «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», реж. А. Кончаловский © Киноконцерн «Мосфильм», 1967 год; «Романс о влюбленных», реж. А. Кончаловский © Киноконцерн «Мосфильм», 1974 год; «Сибириада», реж. А. Кончаловский © Киноконцерн «Мосфильм», 1978 год

– фото со съемочной площадки фильмов: «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», реж. А. Кончаловский © Киноконцерн «Мосфильм», 1967 год; «Дворянское гнездо», реж. А. Кончаловский © Киноконцерн «Мосфильм», 1969 год; «Дядя Ваня», реж. А. Кончаловский © Киноконцерн «Мосфильм», 1970 год; «Романс о влюбленных», реж. А. Кончаловский © Киноконцерн «Мосфильм», 1974 год; «Сибириада», реж. А. Кончаловский © Киноконцерн «Мосфильм», 1978 год

– фотографии из личного архива Андрея Кончаловского

© ООО «Продюсерский центр Андрея Кончаловского», 2014

© ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Низкие истины

Часть первая

«Я бы желал, чтобы отец мой или мать, а то и оба они вместе – ведь обязанность эта лежала одинаково на них обоих, – поразмыслили над тем, что они делают, в то время, когда они меня зачинали. Если бы они должным образом подумали, сколь многое зависит от того, чем они тогда были заняты, – и что дело тут не только в произведении на свет разумного существа, но что, по всей вероятности, его счастливое телосложение и темперамент, быть может, его дарования и самый склад его ума – и даже, почем знать, судьба всего его рода – определяются их собственной натурой и самочувствием – если бы они, должным образом все это взвесив и обдумав, соответственно поступили, – то, я твердо убежден, я занимал бы совсем иное положение в свете, чем то, в котором читатель, вероятно, меня увидит… Но я был зачат и родился на горе себе…» Это из английской классики. XVIII век. Лоренс Стерн. «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена».

Продолжая размышления этого неглупого автора, замечу, что если б отец мой и мать в аналогичный момент поразмыслили, в каком году они собираются произвести меня на свет, то, не исключаю, от своего намерения бы отказались. В свою очередь и я, если бы знал, что зачинаюсь, и знал, каким будет 1937 год, в котором мне предстоит родиться, и если б к тому же имел возможность выбирать, появляться или не появляться на свет, то, скорее всего, предпочел бы последнее – от ужаса перед грядущим. Это было бы логично. Но пути Господни неисповедимы. Родившись в год самого страшного сталинского террора и прожив достаточное количество лет, могу сказать, что мне повезло появиться на свет. Немалая часть этого везения – семья, в которой я родился, по линии матери в особенности, да и по линии отца тоже.

Об этом своем везении я и собираюсь рассказать в этой книге. И собираюсь сделать это со всей возможной правдивостью. Да, не всегда и не обо всем можно сказать правду, но всегда можно избежать лжи. Лжи в этой книге нет. Во всяком случае, я думаю, что ее нет. Мне этого достаточно.

Итак, о чем я буду писать здесь? О себе. О людях, с которыми встречался. О фильмах, которые снимал. О поступках, которые совершал или не совершал. О мыслях, которые передумал.

«Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман», – сказал Александр Сергеевич Пушкин. Что же такое – «низкие истины»?

Они – то, что о себе знаешь, но что знать, а тем более от других слышать, неприятно. То, что от себя гонишь. То, что требует задумываться, заставляет почувствовать себя неудобно. А в целом – расти. Возвышающий обман не способствует росту. «Курочка Ряба» – фильм о «низких истинах». Думаю, поэтому многие ее не принимают.

Почему не принимали Чаадаева, почему его объявляли сумасшедшим? Иные и сегодня его категорически отрицают. Хотя он был во многом прав. Но он говорил о «низких истинах», которые вызывали чувство дискомфорта, о которых не принято было говорить. Никого еще не сажали в сумасшедший дом за «возвышающий обман». А за «низкие истины» пострадало достаточно. Как правило, именно за них.

И так не только в России – никому в мире не нужна пугающая правда. Она нужна, чтобы ее скрывать. Чтобы ее знали немногие и не допускали до нее остальных. Что такое, как не сокрытие правды, «политическая корректность»? Сейчас этот термин очень в ходу, особенно на Западе. Подразумевается, что есть вещи, о которых вслух лучше не говорить. О расах, о том, что не все равны, что братства не было, нет и не будет. Известно, например, что часть исследований по физиологии и психологии разных рас запрещены к публикации, ибо приводят к политически некорректным выводам.

Иногда политическая корректность – это умалчивание истины. Ведь очевидно, что демократия в России сродни демократии в Заире или Эфиопии, но все продолжают говорить о демократических выборах.

Я прочитал когда-то: ничто на свете не имеет никакого другого смысла, кроме того, который вы сами вкладываете. Мысль эта – одна из тех, которые позволяют мне не только черпать энергию в моменты неудач, но и оправдывать себя, хотя надо признать, что она исключает понятие морали и тем самым достаточно безжалостна к общепринятой системе ценностей.

Что такое любовь и почему она не вечна? Сколько раз казалось, что ты нашел именно то, что искал, что было так тебе необходимо! Сколько раз ты был уверен, что это уже навсегда! А потом вдруг приходило ощущение, что все кончено. Ладно любовь к женщине! Возьмите любовь к друзьям. Кажется, не разольешь водой. Так почему ж и это кончается? Не потому ли, что меняется смысл отношений, а смысл им даете вы сами? С друзьями особенно сложно. В моей жизни не раз случалось так, что я оставался совершенно один.

Поражение может казаться катастрофой, а через два года вспоминаешь о нем как о великом счастье. Странная вещь – человеческая натура! Она вся из контрастов, из противоположностей. Кажется, все ясно: я люблю. А оказывается, точнее сказать – люблю и ненавижу. Счастливы люди, не знающие взаимоотрицающих полюсов!

Мое ощущение мира делится на ряд периодов, в которые я исповедовал радикально отличные друг от друга истины. Истины, которые в тот момент казались незыблемыми. Первый, еще детский, исходил из того, что все идет как надо. Во втором, начавшемся с десталинизации, хрущевской оттепели, открылось, что не все так, как казалось и как мы о том думали. Многие вещи стали подвергаться сомнению, истина стала казаться относительной. Очень серьезную роль во всем этом сыграла книга Дмитрия Кончаловского «Пути России», о ней речь впереди. Этот же период включает в себя и ВГИК, и дружбу с Андреем Тарковским, и работу с ним. Попутно шло набирание опыта, расширение горизонтов, обретение новых истин, убеждений, новой философии, приобщение к религии, до того казавшейся скучной.

Я лгу тебе, ты лжешь невольно мне,

В.Шекспир

Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман.
А.С. Пушкин

Правдивый человек в конце концов приходит
к пониманию, что он всегда лжет.
Ф. Ницше

Людям вообще не нужна правда. Им нужно вранье.
А.Приставкин

Среди множества причин моей нелюбви к утопии и идеологии я особо выделяю запредельное упрощение, примитивизацию, вульгаризацию мира, жизни и человека. Как ученый и философ, я отдаю себе отчет не просто в их грандиозном многообразии, космической по масштабам, глубине, многоуровневости, но в совершеннейшем внутреннем единстве, казалось бы, взаимоисключающих начал. Еще - во внутренней необходимости фантастического многообразия всего существующего, от элементарных частиц до галактических систем. Поэтому чуть ли не с младых лет я испытываю настоящую идиосинкразию по отношению к идеологиям и партиям, подменяющим это многообразие и это единство кличами, рассчитанными на идиотов.

По большому счету, даже очевидные противопоставления добра и зла, правды и лжи, счастья и несчастья, силы и слабости, оптимизма и пессимизма, ангельского и бесовского, здоровья и болезни, любви и ненависти - представляются мне далекими от реальности «играми ума», потому что мир, жизнь и человек - всецело заключены между этими антиномиями, но не сводятся к диалектическим вывертам или взаимоисключающим противоположностям.

Со времен древнеримского поэта-лирика Катулла в искусство и философию вошло понятие «оdi et amo»:

Odi et amo. Quare id faciam fortasse requiris.
Nescio, sed fieri sentio et excrucior.

(Ненавижу - и всё же люблю; как - не знаю,
Но творится такое в душе, и терзает, и мучит меня).

Та же мысль о "любви-ненависти" в разных вариациях присутствует у многих древних авторов - Анакреонта, Теофраста, Плутарха, Теренция, Марциала, ярко свидетельствуя не только о сложности человеческих чувств или глубинной взаимосвязи противоположностей, но о более глубоких материях - очищении через страдание, бескрайних проявлениях свободы, искуплении через распятие, также обыгрываемом в другом стихотворении Катулла.

Феноменом правды и лжи я заинтересовался, когда понял, что самые наглые лжецы - это так называемые «правдолюбцы», утверждающие, что всегда и везде говорят исключительно правду. А, заинтересовавшись, узнал следующее: хотя ложь, обман, криводушие, лицемерие, фальшь, двуличие, притворство всегда и везде сопряжены исключительно с негативными коннотациями, их распространенность при общении людей зашкаливает. Согласно многочисленным психологическим экспериментам, практически все без исключения люди прибегают к разным формам обмана, причем среднестатистический человек врет три раза за десять минут разговора. (http://nnm-club.me/forum/viewtopic.php?t=608891)

«При общении человек постоянно прибегает к обману. Достаточно прочитать пару пьес Шекспира, чтобы убедиться в этом», - писал биолог Университета Дьюка Стивен Новики.

Существует даже такое мнение, что социум не мог бы нормально функционировать без существования лжи: представьте себе, как складывались бы человеческие отношения, если бы каждый из нас говорил другим в лицо то, что он действительно о них думает.

Родители обманывают своих детей, чтобы скрыть от них вещи, к которым дети, по их мнению, еще не готовы. Родители должны знать, что строгость их наказания - один из важнейших факторов, определяющих, будут их дети признаваться или нет. Так же точно и дети, подрастая, скрывают от своих родителей то, что считают недоступным родительскому пониманию. Уже среди детей встречаются патологические лгуны, обманывающие всегда и без повода. Лгут друг другу приятели, преподаватели и студенты, врачи и больные, мужья и жены, свидетели и присяжные, адвокаты и их клиенты, продавцы и покупатели. По этому поводу есть даже фильм Сидни Поллака «Паутина лжи».

Обман имеет глубокие биологические корни, ибо значительная часть жизни подчиняется принципу: не обманешь - не выживешь. В 1883 году натуралист Джордж Роменс написал книгу «Эволюция ума животных», в которой описал повадки спаниеля-вруна. Ныне написаны сотни книг о грандиозном количестве приемов, к которым прибегают самые различные животные для получения пищи или в целях стратегии выживания. Ученые полагают, что обман поощряется естественным отбором.

Искусство обмана демонстрируют насекомые, ракообразные, лягушки, птицы, причем обман становится все более изощренным по мере эволюции жизни. Здесь животный мир выработал много приемов обмана - от ложных сигналов или танатоза до мимикрии, которую ученые называют матерью лжи. Неядовитые бабочки переняли у своих ядовитых сородичей рисунок крыльев для отпугивания птиц. Цветочный богомол и муравьежук подделываются под муравья, чтоб увеличить шанс выживания. Другой вид богомолов подделывается под орхидею, чтоб ловить летящих к цветку насекомых. Членистоногие и ужи прибегают к танатозу - симулированной смерти, служащей спасению. Зеленые лягушки способны блефовать, понижая голос, потому что таковы звуки, издаваемые крупным самцом и отпугивающие лягушек, желающих завладеть чужими территориями. Некоторые осьминоги научились изображать ядовитую актинию, ядовитую камбалу или змею, чтоб избежать неприятностей. Подобных приемов мимикрии и обмана в мире животных не счесть.

Один из пионеров психологии лжи Пол Экман пишет: «Положение, что ни в каких человеческих отношениях не должно быть лжи, слишком примитивно. Также не утверждаю я и того, что всякий обман должен быть обязательно разоблачен. В советах обозревателя Энн Ландерс своим читателям говорится, что правдой порой пользуются, как дубиной, причиняя жестокую боль. Ложь тоже может быть жестокой, но не всегда. Иногда ложь бывает человеколюбивой, порой даже вне зависимости от намерений лгущего». И еще: «Легко назвать неискреннего человека лжецом, если он вам отвратителен, но трудно использовать это слово по отношению к человеку, который, несмотря на свою явную лживость, нравится вам или вызывает у вас восхищение».

В большом количестве случаев ложь не вызывает даже чувства вины из-за своей мелочности или если жертва обмана тебе неприятна и исповедует другие ценности. Здесь уместно упомянуть формулу Егора Холмогорова "Если надо будем врать всем народом", упавшую в России на благодатную и хорошо унавоженную почву.

Почему так происходит? Дело в том, что со времен Фрейда известно, что все люди погружены в бездну самообмана и сделали его твердыней самозащиты. И если, как я выяснил в работе «Жизнь как самообман» назвать жизнь правдивой значит оскорбить и жизнь, и правду (), то ложь по отношению к другим очень часто связана с потребностью привлечь к себе внимание или даже внушить другим чувство уважения к своей личности. Часто ложь соединяется с чрезмерно возбудимой и незрелой фантазией и моральными дефектами (нарциссизм, психопатизм и социопатия). (https://ru.wikipedia.org/wiki/ - cite_note-16#cite_note-16)

Люди обманывают друг друга по множеству причин: чтобы обхитрить, отстоять свою выгоду или интерес, показаться умнее, они лгут от стыда, бесчестия или безысходности, из за внутренних страхов, комплексов или неустроенности, врут для самозащиты, обманывают, дабы не причинять боль или наоборот, таким образом можно отвязаться от общения с кем-то, кто тебе неприятен, одурачить или разыграть далеких и близких, а во многих случаях - люди врут просто из любви к искусству или по привычке.

Количество разновидностей обмана бесконечно: ложь во спасение или во благо, желание оградить жертву обмана от неприятностей, умолчание, недоговорка, искажение, сокрытие, «забывчивость», блеф, надувательство, мошенничество, недостоверная информация, дезинформация, манипулирование, двусмысленность, сообщение правды в виде обмана, ложь тому, кто хотел быть обманутым, полуправда, увертка, притворство, фальсификация, подмена понятий, лжесвидетельство, клевета, подтасовка или подмена фактов, неумышленная ложь, страх разоблачения, зомбирующая ложь, манипуляция, астротурфинг, фейк, зомбаж, прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение, тонкая ложь (опускание важных деталей), патологическая лживость, детская ложь, деликатная ложь, превознесение, невольный обман - это только малая толика способов ввести в обман ближнего своего… Говорят также, что есть ложь дозволенная и не дозволенная, целительная и смертельная. Скажем, если спасатели не говорят раненому мальчику, что его родители погибли при крушении самолета, можно ли это вообще расценивать как ложь?..

Ложь часто лежит в основе преуспеяния или заинтересованности в успехе, делания карьеры, «большой политики», боязни разоблачения, стыда за содеянное. Существует даже восторг надувательства, приносящий положительные эмоции в случаях отмщения или самодовольного презрения к жертве.

Политики могут не испытывать угрызений совести по поводу того, что превращают население в пушечное мясо ради ущербной идеи, врачи обманывают пациентов, если уверены, что это делается для пользы последних, священники, следуя обету тайны исповеди, скрывают сделанное преступником признание, не испытывая никаких угрызений совести.

Отношения любовников - еще один пример обмана, в котором обе стороны, объединившись, поддерживают ложь друг друга. Вот что писал по этому поводу Вильям Шекспир:

Когда клянешься мне, что вся ты сплошь
Служить достойна правды образцом,
Я верю, хоть и вижу, как ты лжешь,
Вообразив меня слепым юнцом.
Польщенный тем, что я еще могу
Казаться юным правде вопреки,
Я сам себе в своем тщеславье лгу,
И оба мы от правды далеки.
Не скажешь ты, что солгала мне вновь,
И мне признать свой возраст смысла нет.
Доверьем мнимым держится любовь,
А старость, полюбив, стыдится лет.

И кажется, довольны мы вполне!

Поскольку чем выше ставка, тем сильнее боязнь разоблачения, ложь имеет тенденцию инфляции (грандиозного роста) при движении по социальной лестнице снизу вверх, так что мелкие лгунишки выглядят порядочными и добродетельными людьми по сравнению с «великими политиками».

Достоинство - это не про нас. Все знают, что им врут. И все одобряют эту ложь. Но это чревато тем, что в час «х», дабы оправдаться перед самими собой, главных лжецов распнут… https://www.youtube.com/watch?v=atbtrN10MDA

И последнее. А.П.Чехов писал: "Тля ест траву, ржа – железо, а лжа – душу".
Человек, который систематически врет, намного сильнее подвержен стрессу, а, значит, ложь сказывается на здоровье. Где чрезмерно лгут, там плохо живут...

В.ВОЙНОВИЧ О ЛЖИ

Я ссылался на высказывание человека, испытавшего на себе методы дознания немецкого гестапо и советского НКВД. Он говорил, что методы у тех и других были похожи, но разница в том, что в гестапо, пытая человека, добивались правды (признаться, что он еврей, коммунист или шпион), а в НКВД - лжи (признаться, что вредитель или шпион, не будучи ни тем, ни другим).
Советская ложь отличалась тем, что распространялась во все стороны. Власти лгали народу, народ лгал власти и властью был к тому поощряем. Власти требовали и получали с мест лживые репортажи о трудовых достижениях, экономических успехах и преданности народа партии, правительству и лично товарищу Сталину. Сами ложь заказывали, сами ей верили, на ней основывали свое представление о жизни страны и строили планы на будущее. Но если находился человек, пытавшийся донести до начальства правду о том, что происходит в той или иной области, он имел за это большие неприятности, получал выговор, исключение из партии, увольнение с работы, тюремный срок, а при Сталине даже и пулю в затылок.
Закрытость позволяла советской власти лгать, клеветать на тех, кого она, часто без всяких оснований, объявляла своими врагами, уничтожать их, держать народ в страхе, нищете, неведении и убеждать его, что он живет лучше всех, а если и есть в его жизни какие-то проблемы, так это все от этих, уничтоженных и оболганных.
Все тоталитарные режимы держатся на насилии, страхе и лжи, но советская власть в этом отношении превосходила всех, сколько-нибудь с ней сравнимых. Ни один режим не уничтожал собственных граждан в таких количествах и настолько ни за что, как советский, и ни один не был настолько же лжив.
Каким бы несокрушимым ни казался любой режим, но если он лжет самому себе, то сам в конце концов от лжи и погибнет. Эта истина вполне очевидна, но правители тоталитарного толка пренебрегают ею, полагая, что конец концов наступит когда-нибудь после них. А при них ложь является основной подпоркой их власти.

АННА ГРИНЕВСКАЯ О ЛЖИ:

Наше государство основано на сокрытии правды, искажении правды, мифологизации правды и всемерного укрепления института лжи. Эволюция кривды, как формы существования российского государства, продолжается безостановочно. Мы имели дело с ложью царских времен, с ложью советской эпохи, и теперь живем среди лжи нынешней. Печальный парадокс в том, что ложь исказить нельзя, а верят ей куда охотней, потому что она льстит, подмазывается, угождает. Совершая в итоге самое страшное - превращая правду в наказание. В возмездие. Неумолимое возмездие.

АФОРИЗМЫ И СТИХИ О ЛЖИ

Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны (Лао Цзы).
Они сначала избирают для себя любимый предмет, а потом желают, чтобы он был истиной, и так как не желают обманываться, то и не верят, что обманулись. Не желая обманываться и желая обмануть, они любят истину, которая открывается сама в себе, и ненавидят ее, когда она раскрывает им их самих (Блаженный Августин).
Но когда мы ищем границы истины и лжи, мы неизменно обнаруживаем, что всегда и все верят еще более странным вещам, чем те, которые отвергают (М. Монтень).
Истина - удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно (Б. Грасиан).
Самая опасная ложь - слегка извращенная истина (Г. К. Лихтенберг).
Привычка во многих случаях - скверная штука; она повинна в том, что несправедливость считают справедливостью, заблуждение - истиной (Г. К. Лихтенберг).
Принято думать, что между крайними точками лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема (И. В. Гёте).
Если хочешь одурачить мир, скажи ему правду (О. Бисмарк).
Соврешь - до правды дойдешь! Потому я и человек, что вру. Ни до одной правды не добирались, не соврав наперед… Ты мне ври, да ври по-своему, и я тебя тогда поцелую (Ф. М. Достоевский).
Никогда не говори правду людям, недостойным ее (М. Твен).
Убежденность опасней для истины, чем ложь (Ф. Ницше).
Дело не обязательно будет правым только потому, что кто-то отдал за него жизнь (О. Уайльд).
Наказание лжеца совершенно не в том, что ему никто не верит, а в том, что он сам никому не может верить. (Б. Шоу).
Нет худшей лжи, чем неправильно понятая правда (У. Джемс).
По свету ходит чудовищное количество лживых домыслов, а самое страшное, что половина из них - чистая правда (У. Черчилль).
Но даже мысли человека земного, не говоря уже о его словах,- это только одежда, только украшение его домогательств и интересов, которым он, думая, придает правомерную форму, так что обычно он лжет еще раньше, чем говорит, и слова его звучат так честно потому, что ложь заключена, собственно, не в них, а в самих мыслях (Т. Манн).
Ложь часто проистекает от безразличия, чем от притворства (А. Моруа).
Ложь и молчание - два тяжких греха, которые особенно буйно разрослись в современном человеческом обществе. Мы действительно много лжем - или молчим. Но с другой стороны, если бы мы круглый год говорили - причем, только правду и ничего кроме правды - то как знать, может, правда и потеряла бы всю свою ценность… (Х. Мураками).
Между правдой и ложью есть место для чего-то более человеческого (Д. Опольский).
Какой смысл лгать, если того же результата можно добиться, тщательно дозируя правду (У. Форстер).
Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи (В. Гжегорчик).
Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать (С. Броан).
Иногда ради точности к правде добавляют мелкую ложь.
(В. Бартошевский).
Отличие лжи от истины в том, в частности, что ложь может быть тотальной. А истина - не может. Она разрешает старые сомнения и порождает новые. Она не может быть тотальной, потому что она универсальна. Она дочь сомнений, и она мать сомнений. Тотальна ложь. В этом одновременно и ее мощь, и ее обреченность. А истина универсальна, в этом ее уязвимость и долговечность (Е. Богат).

Порой ложь так тесно сливается с правдой, что в оставшейся щелке тяжело жить (С. Е. Лец).
Ложь тем опаснее, чем правдивее (М. Генин).
Удобная ложь чаще приводит к единению, чем неудобная правда (В. Швебель).
Самая большая ложь - это неверно понятая правда (В. Швебель).
Правда отличается ото лжи только точкой зрения (Б. Кригер).
Ничем не делятся столь охотно, как своими заблуждениями (А. Гришанков).
Ложь обладает интересным свойством - в нее легко поверить, особенно лгуну. (М. и С. Дяченко).
Правда, сказанная слишком поздно, страшнее лжи
(В. Камша).
Правда и неправда суть одно и то же. Одинаково бьют и лгунов, и правдолюбов, и еще неизвестно, кого чаще и больнее. И происходит это не из-за несовершенства нашего мира. Похоже, как и во всем остальном, истина покоится где-то посредине (А. Саломатов).
Правда второй половины ХХ века допускает некоторую ложь и называется подлинной (М. Жванецкий).
Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью (Л. Н. Андреев).
В доказательствах нуждается только ложь. И, как правило, она их имеет (С. Мосягин).
Ложь - это правда жизни (В. Голобородько).

А. С. Пушкин:
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше…

Д.-Н. Байрон:
Я все узнал: предательство льстеца,
Вражду с приязнью дружеской на лике,
Фигляра смех и козни подлеца,
Невежды свист бессмысленный и дикий
И все, что Янус изобрел двуликий,
Чтоб видимостью правды ложь облечь…
Мечтал я встарь душой блаженной,
Что мною найден к счастью ключ,-
Зачем открыл мне ложь вселенной
Твой, Правда, ненавистный луч!

Ш. Бодлер:
Но пусть весь облик твой - лишь видимость, не боле,-
Он сердце радует, а истина - бог с ней.
Бездушна, ветрена, глупа - не все равно ли?
Я преклоняюсь, ложь, пред красотой твоей!

Р. Вагнер:
Только в глубинах
правда таится:
ложь и страх
там на вершинах царят.

Ф. К. Сологуб:
О правде мира что б не сказали,
Всё это - сказки, всё это ложь.
Мечтатель бледный, умри в подвале,
Где стены плесень покрыла сплошь.

М. И. Цветаева:
Истины не ходят тьмами.
Только - обманы.

Т.-С. Элиот:
Для нас не обман -
Лишь обман, который отныне безвреден.

А. Мачадо:
Половину правды ты сказал?
Скажи половину другую,
и скажут - ты дважды солгал.

А. А. Зиновьев:
В нас входят истины святые
Одной случайною строкой.
Но льются в головы пустые
Помои слов густой рекой.

В.С.Высоцкий

Притча о Правде и Лжи

В подражание Булату Окуджаве

Нежная Правда в красивых одеждах ходила,
Принарядившись для сирых, блаженных, калек, -
Грубая Ложь эту Правду к себе заманила:
Мол, оставайся-ка ты у меня на ночлег.

И легковерная Правда спокойно уснула,
Слюни пустила и разулыбалась во сне, -
Грубая Ложь на себя одеяло стянула,
В Правду впилась - и осталась довольна вполне.

И поднялась, и скроила ей рожу бульдожью:
Баба как баба, и что ее ради радеть?! -
Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть.

Выплела ловко из кос золотистые ленты
И прихватила одежды, примерив на глаз;
Деньги взяла, и часы, и еще документы, -
Сплюнула, грязно ругнулась - и вон подалась.

Только к утру обнаружила Правда пропажу -
И подивилась, себя оглядев делово:
Кто-то уже, раздобыв где-то черную сажу,
Вымазал чистую Правду, а так - ничего.

Правда смеялась, когда в нее камни бросали:
«Ложь это все, и на Лжи одеянье мое...»
Двое блаженных калек протокол составляли
И обзывали дурными словами ее.

Стервой ругали ее, и похуже чем стервой,
Мазали глиной, спускали дворового пса...
«Духу чтоб не было, - на километр сто первый
Выселить, выслать за двадцать четыре часа!»

Тот протокол заключался обидной тирадой
(Кстати, навесили Правде чужие дела):
Дескать, какая-то мразь называется Правдой,
Ну а сама - пропилась, проспалась догола.

Чистая Правда божилась, клялась и рыдала,
Долго скиталась, болела, нуждалась в деньгах, -
Грязная Ложь чистокровную лошадь украла -
И ускакала на длинных и тонких ногах.

Некий чудак и поныне за Правду воюет, -
Правда, в речах его правды - на ломаный грош:
«Чистая Правда со временем восторжествует, -
Если проделает то же, что явная Ложь!»

Часто разлив по сто семьдесят граммов на брата,
Даже не знаешь, куда на ночлег попадешь.
Могут раздеть, - это чистая правда, ребята, -
Глядь -- а штаны твои носит коварная Ложь.
Глядь - на часы твои смотрит коварная Ложь.
Глядь - а конем твоим правит коварная Ложь.

Т.Зиборова:

Как часто мы кривим душой,
Считая вежливостью - ложь.
И этой ложью небольшой
Людей обманываем сплошь.
Мы рассыпаем комплименты,
В душе ругая и кляня,
На сцену шлем аплодисменты,
Артиста про себя браня.
Нам легче с этой ложью зыбкой -
Пусть верит, коли остолоп.
Ведь трудно с доброю улыбкой
Впечатать злую правду в лоб.
Солги - никто не будет дуться!
Солги - пусть верят дураки!
И все друг другу улыбнутся,
А что неправда - пустяки!

Г.Акулов:

Кто нас ругает и корит,
Нам путь к прощению торит,
А кто нас хвалит наперед,
Запомни, - тот у нас крадет.
Кто нас возносит до небес,
Тем, безусловно, правит бес.
Там правды нет, там лесть и ложь,
Расчет холодный словно нож.

М. В. Цариков:
Жизнь, как зеркало кривое.
Всё, что можно - переврет.
Кривду - скрасит, правду - скроет,
Отразив наоборот…

Ю. Вилюгов:
Святую Правду притесняли,
Предпочитая чистой ложь.
Ее с убийцами распяли,
Не испытав при этом дрожь.

Да и зачем, кому Такая
Нужна средь «праведных» людей?
И, фарисеям потакая,
Глумились воины над Ней.

А ложь, заняв правленья кресло,
Делила праведный мундир.
Но Та взяла да и воскресла,
Перечеркнув неправды мир!

И ложь бежала в тьму страданий,
Забрав с собой кровавый нож…
С тех пор вещают христиане,
Как Правда победила ложь.

ЕЩЕ ОДНА АНТОЛОГИЯ АФОРИЗМОВ О ЛЖИ

Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад! (А.С.Пушкин).

Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими, становится ложью (П.Я.Чаадаев).

Послушай, ври, да знай же меру (А.С.Грибоедов).

Самый верный признак истины - простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна (Л.Толстой).

Тля ест траву, ржа - железо, а ложь - душу (А.Чехов).

Мир захлебывается ото лжи. Лгут не только люди лживые по природе, но и люди правдивые. Лгут не только сознательно, но и бессознательно… Из мира все более исчезает личная совесть, и все меньше слышится ее голос (Н.Бердяев).

Фальшивое никогда не бывает прочным (П.Абеляр).

Обман и сила - вот орудье злых (Данте Алигьери).

Я лгу тебе, ты лжешь невольно мне,
И, кажется, довольны мы вполне! (У.Шекспир).

Но духи лжи, готовя нашу гибель,
Сперва подобьем правды манят нас,
Чтоб уничтожить тяжестью последствий (У.Шекспир).

Страх - всегдашний спутник неправды (У.Шекспир).

Существуют люди, которые лгут, просто чтобы лгать (Б.Паскаль).

Ложь подобна снежному кому: чем больше катится, тем становится больше (М.Лютер).

Кто раз умеет обмануть,
Тот много раз еще обманет (Лопе де Вега).

Если бы ложь, подобно истине, была одноликою, наше положение было бы значительно легче… Но противоположность истине обладает сотней тысяч обличий и не имеет пределов (М.Монтень).

История - это ложь, с которой все согласны (Вольтер).

Подлинное зло причиняет не та ложь, которая приходит в голову, а та, что в ней застревает и оседает (Ф.Бэкон).

Ложь обличает слабую душу, беспомощный ум, порочный характер (Ф.Бэкон).

Существует ложь, вошедшая в нашу кровь и плоть... Ее называют чистой совестью (Ф.Ницше).

Мы очень мало знаем и плохо учимся, потому и должны мы лгать (Ф.Ницше).

Убежденность опасней для истины, чем ложь (Ф.Ницше).

Если желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте всё и не выполняйте ничего (Наполеон Бонапарт).

Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники (Наполеон Бонапарт).
Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве (Наполеон Бонапарт).

Тот, кто лжет, не отдает себе отчета в трудности своей задачи, ибо ему предстоит еще двадцать раз солгать, чтобы поддержать первую ложь (А.Поуп).

У лжи постоянная спутница - хитрость (Д.Локк).

Самая опасная ложь - слегка извращенная истина (Г.К.Лихтенберг).

Нет, у него не лживый взгляд.
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец - плут! (Р.Бернс).

Больше всего политики лгут перед выборами, во время войны и после охоты (Отто фон Бисмарк).

Истина - удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно (Б.Грасиан).

Легче одурачить людей, чем убедить их в том, что они одурачены (М.Твен).

Все люди лгут, но это не страшно, никто друг друга не слушает (А.Эйнштейн).

Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова «идеал». Скажите просто, по-нашему: «ложь» (Г.Ибсен).

Ложь перестаешь замечать, когда лжешь не только другим, но и самому себе (М.Пруст).

Лжет только тот, кто боится (Г.Сенкевич).

Ложь развращает того, кто ею пользуется, гораздо раньше, чем губит того, против кого она направлена (Р.Роллан).

Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью (Л.Андреев).

Если человек вдруг станет говорить всё, что он думает, ему не поверят и будут правы. Что за человек, который говорит всё, что думает (А.Моруа).

Как змеи охотнее всего прячутся под камнями и скалами, так и самая опасная ложь чаще всего гнездится в великих, патетических, мнимо героических признаниях (С.Цвейг).

Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать (А.Камю).

Некоторые люди лишены дара говорить правду. Зато какой искренностью дышит их ложь! (Е.Лец).

Порой ложь так тесно сливается с правдой, что в оставшейся щелке тяжело жить (Е.Лец).

То, что нас можно обманывать снова и снова, внушает мне оптимизм (Е.Лец).
Еще никому не удавалось побить ложь оружием правды. Побороть ложь можно только еще большей ложью (С. Е. Лец).

Фюрер вам станет рассказывать - дескать, война Продлится всего четыре недели. К началу осени Все вы вернётесь домой. Но осень Много раз придет и пройдет, а вы Не вернетесь домой (Б.Брехт).

Кто раз соврал, тот неизбежно будет врать.
Одну ведь ложь семью другими нужно поддержать (Ф.Рюккерт).

Одна из проблем успешной лжи - то, что это - тяжелая работа. Вы должны быть очень последовательными в действиях (М.Льюис).

Ложь - привитая веками хитрость выживания в государстве-насилии (В.Портников).

Политическая культура «Родины-лжи» - пожалуй, главное цивилизационное достижение большевизма(В.Портников).

Научиться жить не по лжи не получилось (В.Портников).

Все больше истин прикидываются ложью, чтобы привлечь слушателей (В. Брудзиньский).

Отличие лжи от истины в том, в частности, что ложь может быть тотальной. А истина - не может. Она разрешает старые сомнения и порождает новые. Она не может быть тотальной, потому что она универсальна. Она дочь сомнений, и она мать сомнений. Тотальна ложь. В этом одновременно и ее мощь, и ее обреченность. А истина универсальна, в этом ее уязвимость и долговечность (Е.Богат).

Ложь тем опаснее, чем правдивее (М.Генин).

Удобная ложь чаще приводит к единению, чем неудобная правда (В.Швебель).

Самая большая ложь - это неверно понятая правда (В.Швебель).

Стремление укрыться, отгородиться от правды - это признак трусости и отсутствия ума (О.Хлобустов).

Ложь обладает интересным свойством - в нее легко поверить, особенно лгуну. (М. и С.Дяченко).

Ложь - это правда жизни (В.Голобородько).

Безобидный обман все больше уступает системной и тщательно выверенной лжи (И.Гарин).

Постоянно говорите людям ложь, и стране будет каюк (И.Гарин).

НАС ВОЗВЫШАЮЩИЙ ОБМАН
Стать нравственной личностью означает стать истинно мыслящим.
А. Швейцер
Вернемся, однако, непосредственно к правдоискательству как к традиции, порожденной спецификой России, ее национального бытия и характера народного самосознания, к вопросам и ответам, загадкам и прозрениям русского правдоискательства. И здесь нельзя не обратиться опять же к А. С. Пушкину. Прежде всего потому, что именно тут истоки многих наших интеллектуально-культурных традиций, впоследствии развиваемых (либо оспариваемых) всеми выдающимися русскими писателями и деятелями культуры. Не меньшее значение имеет и тот факт, что в творчестве гения русской литературы, русской культуры в целом тема правды, мотивы правдоискательства занимали заметное место. И это не могло пройти мимо внимания многих советских писателей, также тяготеющих к данной теме. Не всегда, впрочем, ими выявляется действительно пушкинское отношение к правде, которое, кстати, само по себе таит немало интересных, но неразгаданных тайн.
В написанном с сердцем и душевной болью романе «Печальный детектив» Bv Астафьев, страстно и убедительно говоря о постижении правды как высочайшей цели человеческой жизни, тоже обращается к Пушкину. «...Когда великий поэт со стоном воскликнул: «Нет правды на земле, но нет ее и выше!» - он не притворялся, - пишет Астафьев, - он говорил о высшей справедливости, о той правде, которую в муках осмысливают люди и в попытке достичь высоты ее срываются, погибают, разбивают свои личные судьбы и судьбы целых народов, но, как альпинисты, лезут и лезут по гибельно отвесному камню» .
1 Астафьев В. П. Печальный детектив. М., 1986. С. 12.
Досадно, однако, что, апеллируя вроде бы непосредственно к идеям Пушкина, писатель все же излагает близко к тексту слова того пушкинского героя, позицию которого сам Пушкин конечно же не разделяет. Ведь это не Пушкин, а его Сальери гневно и с раздражением восклицает:
Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма .
1 Пушкин А. С. Поли. собр. соч. В 10 т. М., 1960. Т. 5 С. 357
И как бы ни трактовать личность Сальери, кто бы он ни был - то ли человек, охваченный мещанской завистью к Моцарту, то ли «холодный аналитик», действующий во имя принципа, несомненно одно: отрицание правды не только на земле, но и на небесах нужно Сальери для утверждения собственной «правды», ради которой он и совершает, согласно известной исторической версии, отображенной в пушкинской трагедии, свое злодейство - убивает человека, затмившего и его талант и все вокруг, образ жизни которого не отвечал представлениям Сальери о том, каким должен быть «бессмертный гений...».
Хотя в «Моцарте и Сальери» есть, как мы увидим дальше, ключи к разгадке пушкинского отношения к правде, вряд ли их можно найти в приведенных словах Сальери. Скорее их следует искать в знаменитом монологе поэта из стихотворения А. С. Пушкина «Герой». Процитируем его полнее, чем это обычно делается. Здесь поэт в споре с другом действительно страстно, с горечью и болью восклицает:
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! - Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
2 Там же. Т. 3. С. 201.
Многие пытались разгадать и по-своему истолковать смысл идеи, заложенной в этих словах. Причем чаще всего полемика разгоралась вокруг двух последних из приведенных строк, активное несогласие с которыми, как известно, выражал, например, Л. Н. Толстой. Он упрекал поэта в том, что тот поставил обманы, якобы возвышающие нас, выше истины.
Конечно, как это отмечалось некоторыми исследователями, Толстой не прав в своих упреках. Ведь ключевым понятием для Пушкина в этих последних строчках является не истина, а низость. Ей, низости людской, рядящейся в одежду истины, унижающей человека, отрицающей в нем выходящие за пределы обывательского нравственного кругозора творческие потенции и чувства, он противопоставляет возвышающий человека обман, который вселяет в него веру в лучшее и частенько оказывается на поверку не столько обманом, сколько... правдой, выраженной в форме интуитивного прозрения. Интересно и поучительно, что в разгоревшемся в стихотворении Пушкина споре между поэтом и другом (конфликтную основу которого составляли во времена Пушкина мемуарные опровержения того факта, что Наполеон посещал госпиталь в Яффе, пожимая руки смертельно больным, зараженным чумой солдатам, чем он особенно и пленяет поэта, возвышает его в глазах людей) прав был пушкинский поэт. Мемуары оказались подложными, и случай с Наполеоном действительно имел место. Пушкинский поэт и Пушкин этого не знали. Но характерно, что для Пушкина сам по себе факт не имел решающего значения. Значение для него имело то, как правильно замечает Б. Бурсов, «какова личность, о которой идет речь, каковы мы сами» .
При всей важности правильного понимания парадоксального, казалось бы, пушкинского возвышения обмана над истиной не меньшее, а, может быть, большее значение имеет раскрытие загадки пушкинского проклятия свету правды. И дело не только в том, что звучит оно чуть ли не крамольным в эпоху пробуждения гласности! Без этого будут неясны ни мысль Пушкина, мысль интересная и острая, ни его идейное кредо, ни его, если угодно, концепция правды. Тем более что именно от этого «проклятия» начинается мысль Пушкина, которая ведет к характерному для него решению проблемы знания и веры, истины и нравственности.
И дело не столько в том, что А. С. Пушкин здесь как бы предостерегает, говоря современным языком, от использования гласности (с ее стремлением к строго правдивому освещению жизни) в корыстных целях разного рода завистниками, карьеристами и честолюбцами, людьми бессовестными и мелкими, от использования правды для сведения личных счетов, для шельмования великих (но сброшенных с пьедестала, так сказать, официальной славы) людей. Все это, разумеется, было отвратительно поэту, волновало и занимало его ум. Но мысли и чувства Пушкина здесь, думается, идут дальше, они сильнее и глубже.
Пушкин ведь истинно русский человек. И как сына своего народа, порождение определенной культуры («...там русский дух, там Русью пахнет!»), как человека с душой, сформированной русской жизнью (также и простонародной), с характером, проникнутым по-российски «вселенским» гуманистическим мироощущением (вспомним хотя бы известные строки из стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»), его тоже не удовлетворяет, более того, даже оскорбляет одна только голая правда-истина, оторванная от правды-справедливости, обидно задевающая наши нравственные чувства, унижающая нас. Именно в таком контексте, в таком противоборстве правды-истины и правды-справедливости идет разговор поэта с его другом в разбираемом произведении Пушкина. Напомним, что монолог о правде в ее пушкинском понимании следует за резонерско-скептическим замечанием собеседника поэта, пытающегося остудить восторги поэта перед его кумиром:
Мечты поэта -
Историк строгий гонит вас!
Увы! его раздался глас, -
И где ж очарованье света!
1 Пушкин А. С. Поли. собр. соч В 10 т. Т. 3. С. 201.
Пушкин верит, убежден в том, что истинная правда не может быть безнравственной по самой своей сути (независимо от тех или иных конкретных случаев). Более того, по его мнению, моральная правда (которая в его поэтических строках и называется «нас возвышающим обманом») несет в себе истины более глубокие, человечески более значимые, чем тьмы низких истин, до которых так падки бывают в определенных случаях люди посредственные, бесчестные, завистливые, готовые все (даже правду) использовать для низменных целей, испохабить и извратить ее.
Убеждение Пушкина в этом настолько сильно, что он готов вообще отрицать за людьми бессовестными, аморальными право быть носителями высокой истины. Из этой его концепции нравственно ориентированной иерархии жизненных ценностей и проистекает, как нам кажется, его знаменитая гуманистическая формула, данная в «Моцарте и Сальери»: «Гений и злодейство две вещи несовместные» .
2 Там же. Т. 5. С. 368.
Что ж, Пушкин, видимо, прав. Не в том, конечно, смысле, что ради благородных, возвышенных, но нереальных идеалов следует жертвовать строгими «показаниями» истины, знаний, науки. И не в том, что люди безнравственные не способны совершать открытий в науке, оказывать порой огромное влияние на жизнь людей и - в определенной мере - даже на ход исторических событий (этому, к сожалению, XX век дал много - слишком много! - свидетельств). Но именно исторический опыт народов XX века подтверждает правоту Пушкина в его стремлении возвысить общечеловеческие ценности, общечеловеческие нормы нравственности над всеми другими исторически преходящими соображениями, какими бы философскими или политическими аргументами они ни подкреплялись. Не в этом ли заключен исторически один из гносеологических истоков современных усилий сомкнуть политику, в том числе и революционную, а тем более международную, с общечеловеческими нормами морали? Сегодня, в связи с угрозой уничтожения человеческой цивилизации в результате возможности антигуманного использования прогресса науки, знаний, особенно очевидно, что это проблема отнюдь не чисто «российская», а общемировая, вселенская.
Пушкин прав и в том плане, что нередко голос высокой нравственности, голос совести оказывается и голосом истины в самых различных областях общественной жизни, в том числе и в политике, что наука не обладает монополией на истину. И не обладает не только в том смысле, что многие научные истины со временем оказываются заблуждениями, а потому что мораль как форма общественного сознания тоже отражает объективные истины, несет их в себе порой из очень далекой истории, из выстраданного народом опыта (и в форме надежд, иллюзий), «возвышающих обманов» и сохраняет их для потомков. Ведь то, что можно было бы назвать социальными надеждами, оказывается нередко, по меткому замечанию А. А. Лебедева, своеобразным выражением «чувства общественного голода» , которое, как и любой голод, нуждается в насыщении, чтобы не прервалась жизни нить. А, стало быть, моральные по форме выражения надежды служат неким сигналом, имеющим и более общее, жизненно важное значение для нормального развития общественного организма как целого.
1 См.: Лебедев А. А, Чаадаев. М., 1965. С. 137.

Нас возвышающий обман.

Ср. Тьмы низких истин мне дороже

Нас возвышающий обман .

Оставь герою сердце! Что же,

Он будет без него? тиран!

А.С. Пушкин. Герой. 1830.

Ср. "Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю" .

Ср. Die Irrthümer eines grossen Geistes sind belehrender, als die Wahrheiten eines kleinen.

Börne. Vermischte Aufsätze.

Ср. Folg" eines Meisters Sinn;

Mit ihm zu irren ist dir Gewinn.

Göthe. Sprüche in Reimen. Zahme Xen. 13.

Ср. Em Wahn, der mich beglückt,

Ist eine Wahrheit werth, die mich zu Boden drückt.

Chr. M. Wieland. Idris u. Zenide. 3, 10.

"t is folly to be wise.

Где неведение блаженство,

Там глупо - быть умным.

Gray. On the Prospect of Eton-College.

Ср. Errare malo cum Piatone... quam cum istis vera sentire.

Предпочитаю ошибаться с Платоном, чем думать истинное с этими (пифагорейцами).

Cic. Tuscul. 1, 17, 39.

Ср. Μετα κακου μηδ εις τον παράδεισον

с глупым - и не в раю.

Planud. 119.

См. умная ложь лучше глупой правды.

См. дай Бог с умным потерять, не дай Бог с дураком найти.

  • - горная вершина в Шатойском районе Чечни; расположена в 3-х км к юго-востоку от селения Улус-Керт. Высота – 705 метров. Ороним переводится с вайнахского, как «женская вершина»...

    Топонимический словарь Кавказа

  • - Название, данное оккультистами колдунам и в особенности тибетским дугпам, которых много в секте Б"он Красных Шапок...

    Религиозные термины

  • - тампонажный портландцемент, предназначенный для применения при температуре от минус 5 до плюс 15°С. Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006...

    Строительный словарь

  • - направление политики фирмы, которое связывает достижение конкурентных преимуществ с обеспечением более дешевого производства и сбыта продукции...

    Большой экономический словарь

  • - политика фирмы, основанная на снижении издержек производства и обращения товара...

    Экономический словарь

  • - экономическая политика, основанная на снижении издержек производства и обращения товара...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - средневековое учение об автономности истин философии и теологии, могущих вступать в противоречие друг с другом. Связано с проникновением аристотелизма в средневековую культуру...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Из стихотворения «Герой» Л. С. Пушкина: Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман... Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран.....

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - тьм"ы т"...

    Русский орфографический словарь

  • - Тьмы низкихъ истинъ мнѣ дороже Насъ возвышающій обманъ. Ср. Тьмы низкихъ истинъ мнѣ дороже Насъ возвышающій обманъ. Оставь герою сердце! Что-же, Онъ будетъ безъ него? тиранъ! А. С. Пушкинъ. Герой. 1830...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Устар. Книжн. Дьявол, сатана. Мне казалось, что в тебя поселился дух тьмы, сомнения, смущения, боязни. Дух отрицания, безверия и тьмы!.. Тебя ли снова видим мы. Врага и правды и святыни! ...
  • - ТЬМА ТЕМ. Устар. Экспрес. То же, что Тьма тьмущая. Сторонка Русь крещёная, народу в ней тьма тем. ТЬМЫ ТЕМ. злых пожеланий и проклятий летели сюда на эти звуки...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 сатана...

    Словарь синонимов

  • - сатана, враг рода человеческого, мефистофель, князь тьмы, отец лжи, падший ангел,...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 амлодипин...

    Словарь синонимов

"тьмы низких истин мне дороже" в книгах

Глава 6 О ЖАНРАХ ВЫСОКИХ И НИЗКИХ

Из книги Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского автора ФРЕЙЛИХ С И

Глава 6 О ЖАНРАХ ВЫСОКИХ И НИЗКИХ О терминологииОпределение низкий применительно к жанру следовало бы взять в кавычки, но мы не делаем этого, ибо в таком случае следовало бы и высокий взять в кавычки.Но тогда спутаем карты и с самого начала потеряем нить разговора.Ибо

13.4.1. Механизмы идентификации аномально низких предложений

автора Димитри Никола

13.4.1. Механизмы идентификации аномально низких предложений Рабочая группа по АНП Европейской комиссии (1999 г.) предложила статистический метод для идентификации АНП. Он состоит в статистическом анализе прежних заявок, подававшихся на подобных проектах. Идея в том,

19.6.1. Действия в отношении «аномально низких предложений» (АНП)

Из книги Руководство по закупкам автора Димитри Никола

19.6.1. Действия в отношении «аномально низких предложений» (АНП) Участника, который предлагает цену ниже определенного порогового уровня – процента от средней предлагаемой цены, – можно попросить представить доказательства того, что его заявка реалистична. Например,

I. Теория низких жанров

Из книги Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа автора Павлов Александр В.

I. Теория низких жанров

Получение низких температур

Из книги Движение. Теплота автора Китайгородский Александр Исаакович

Получение низких температур Существенного уменьшения температуры можно достигнуть разными способами. Но идея всех способов одна и та же: надо заставить тело, которое мы хотим охладить, затратить свою внутреннюю энергию.Как же это сделать? Один из способов – заставить

Страна низких дверей

Из книги За кормой сто тысяч ли автора Свет Яков Михайлович

Страна низких дверей Чжаньчэн - китайское название царства Тьямпы, которое в начале нашей эры возникло на землях тямских племен и заняло южную часть Вьетнама. Выше упоминалось, что царство это, так же как и соседняя Камбоджа, находилось в сфере индийского

Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман Из стихотворения «Герой» (1830) Л. С. Пушкина (1799-1837): Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман... Оставь герою сердце! Что же он будет без него?

Фильтры низких частот

Из книги OrCAD PSpice. Анализ электрических цепей автора Кеоун Дж.

Фильтры низких частот В качестве небольшого вступительного обзора рассмотрим RС-фильтр низкой частоты, показанный на рис. 4.1, а. Параметры элементов: R=100 кОм, С=1 нФ и V=1?0°B. Выходной сигнал V(2) снимается с конденсатора. Входной файл для этой схемы предусматривает построение Большой человек в низких коридорах Большой человек в низких коридорах Владимир КУНИЦЫН Я раздвигаю куст сирени и выглядываю на улицу. Мама просила сказать ей, когда увижу отца. Он работает в Тамбовском обкоме партии, это в квартале от нашего палисадника, и обедать ходит

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. Здесь говорит Сам Господь.Мир - по-евр.: tevel, собств. земной

Нас возвышающий обман

Нас возвышающий обман
см. Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман .

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Нас возвышающий обман" в других словарях:

    Из стихотворения «Герой» (1830) Л. С. Пушкина (1799 1837): Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман... Оставь герою сердце! Что же Он будет без него? Тиран... Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим … Словарь крылатых слов и выражений

    Тьмы низкихъ истинъ мнѣ дороже Насъ возвышающій обманъ. Ср. Тьмы низкихъ истинъ мнѣ дороже Насъ возвышающій обманъ. Оставь герою сердце! Что же, Онъ будетъ безъ него? тиранъ! А. С. Пушкинъ. Герой. 1830. Ср. «Лучше съ умнымъ въ аду, чѣмъ съ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    обман - ОБМАН ложное, неверное сообщение, способное ввести в заблуждение; дезинформация, достигшая своей цели. О. противоположен правде, которая означает не только истинное, но также правильное, подлинное, справедливое, соответствующее… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Нас возвышающий обман. Ср. Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман. Оставь герою сердце! Что же, Он будет без него? тиран! А.С. Пушкин. Герой. 1830. Ср. Лучше с умным в аду, чем с глупым в раю. Ср. Die Irrthümer eines grossen Geistes… …

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    НИЗКИЙ, низкая, низкое; низок, низка, низко. 1. Малый по высоте, имеющий небольшое протяжение снизу вверх. Низкий дом. Низкая гора. Низкий рост. || Находящийся на недалеком расстоянии вверх от чего н., расположенный на небольшой высоте от земли,… … Толковый словарь Ушакова

    - (1799 1837 гг.) поэт и писатель, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад! Болезнь любви неизлечима. Быть славным хорошо, Спокойным лучше вдвое.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Ая, ое; зок, зка, зко; ниже; низший и нижайший. 1. Имеющий небольшое протяжение снизу вверх; противоп. высокий. Низкий забор. Низкий стол. Низкий каблук. □ На пороге избы встретил меня старик лысый, низкого роста, плечистый и плотный. Тургенев,… … Малый академический словарь

    Ср. С дураком и найдешь, так не разделить (не справишься). Ср. Μετά φρονίμου ζημίαν, και μη συν μωρω κέρδος. (Лучше) с умным потеря, только не с глупым корысть. Ср. Planud. 117, 119. См. тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Незаданные вопросы , Метлицкая Мария. "Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман..." Каждый из нас хотя бы раз в жизни стоял перед выбором: что лучше - жить в неведении, пряча, словно страус, голову в песок, или узнать…
  • Низкие истины. Возвышающий обман (сборник) , Андрей Сергеевич Кончаловский. Две книги с мемуарами известного российского режиссера Андрея Кончаловского «Низкие истины» и «Возвышающий обман» вышли более пятнадцати лет назад. Две эти чрезвычайно личные, откровенные…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!