Английские авианосцы. Комплекс былого величия: вернет ли новый авианосец Британии статус «владычицы морей

Авианосец Queen Elizabeth наконец-то вышел в море из дока в Шотландии, . Над крупнейшим в истории английского флота кораблем поднят флаг Великобритании, но окончательно в состав ВМС он войдет лишь в конце нынешнего года, после длительных ходовых испытаний, которые продлятся более двух месяцев.Решение о строительстве авианосцев в Лондоне приняли еще во время войны за Фолклендские острова, когда стало понятно, что без крупной авианосной ударной группы успешно вести боевые действия вдали метрополии достаточно сложно. Наличие трех малых авианосцев в составе Королевского флота показалось недостаточным, хотя англичанам тогда, в 1982 году, удалось отвоевать у Аргентины Фолклендские (Мальвинские) острова, в том числе благодаря своему флоту. Свои тяжелые авианосцы англичане стали строить лишь в 2007 году, и только теперь первый из них вышел в первую учебную «автономку», которая подразумевает поход через Атлантику к берегам США. Судьба брата-близнеца - аналогичного по классу авианосца Prince of Wales, который был заложен, но так и не спущен на воду, пока не известна. Его хотят продать какой-либо из стран НАТО, но из-за дороговизны потенциальных покупателей пока не найдено.Королевский флот Великобритании, в отличие от US NAVY, ставку на авианосцы никогда не делал и довольствовался небольшим количеством этих кораблей. Лондон опирался на возможности своего американского союзника по Североатлантическому альянсу, у которого на сегодняшний день в строю 11 авианосцев (в основном проекта Nimitz, одного действующего и одного строящегося Ford). Тем не менее в Лондоне приняли решение о создании собственных авианосных ударных групп, которые смогут автономно действовать в любых регионах Мирового океана. Пока успешно заканчивается лишь проект с авианосцем Queen Elizabeth, но и его появление в составе британского флота существенно усилит боевой потенциал последнего.

«Любой авианосец сам по себе - груда дорогого плавающего металла с многотонным водоизмещением, - считает эксперт капитан 1-го ранга Виктор Макаров. - По сути, это плавающий аэродром, внушительный по размерам, но в боевом плане не представляющий особой опасности. Вооружение авианосца - это лишь системы ПВО, радиус действия которых незначительный, по крайней мере, на американских кораблях и, как видно из характеристик, на английском тоже. Другое дело - его авиакрыло, которое состоит из 30-40 истребителей, легких транспортных самолетов, вертолетов. Собственно, они и являются главной ударной силой, которую можно по морю доставить практически в любую точку планеты.

При этом каждый авианосец должен иметь солидную «свиту в своем сопровождении, входящую в авианосную ударную группу». «А это как минимум крейсер, подводная лодка и не менее четырех эсминцев и фрегатов, а также кораблей снабжения, в составе которых и танкер, и медицинское судно. В данном случае Королевский флот едва ли не половиной своего состава будет сопровождать новый авианосец. Если появится второй, то в случае выхода в море обоих берега Великобритании прикрыть будет некому. Тем более если принять во внимание сообщения самих английских СМИ, которые пишут о бедственном состоянии своей эскадры, когда большая часть боевых кораблей и субмарин не может выйти в море. Возможно, что англичанам придется использовать свой авианосец в составе американской корабельной группы, но тогда сам принцип создания подобной посудины не совсем понятен, а экономически так и вовсе не оправдан», - добавляет Макаров.

Тем не менее Queen Elizabeth производит впечатление даже на людей, которые видели ее лишь на фотографиях: 284 м в длину и 70 м в высоту (если мерить от киля). Это как три футбольных поля, как любят для образности сравнивать эксперты. Ну а дальше уже идут технические параметры, которые также поражают своими размерами и характеристиками, среди которых, скажем, гурманов поразит наличие четырех столовых (камбузов), способных прокормить полторы тысячи человек.Водоизмещение этого авианосца составляет 70 600 тонн. Он оборудован палубой с трамплином и двумя самолетоподъемниками, которые способны поднимать из девяти ангарных палуб по одному самолету в минуту, которых на борту может разместиться до 50 единиц. Основная боевая авиационная единица - истребитель F-35B Lightning, предпочтение которому было отдано перед легкими самолетами английского производства. Отказавшись от ядерной энергетической установки из-за ее высокой стоимости, на авианосце установили две газотурбинные установки общей мощностью 48 000 л. с. и четыре дизель-генератора, вырабатывающие общее количество энергии до 20 МВт (27000 л. с.), способные разогнать авианосец до 25 морских узлов. Дальность плавания при этом составляет 10 тысяч морских миль.Специалисты утверждают, что при строительстве этого английского авианосца использовались самые передовые технологии, в том числе с использованием энергоемкости. Экипаж Queen Elizabeth составляет 670 человек, что существенно меньше, чем на американских авианосцах. Сокращено время подачи как самих самолетов и вертолетов на палубу, так и боеприпасов из погребов. Отмечается, что даже обеспечение личного состава едой значительно ускорено - обед укладывается в 30 минут для всего экипажа. Про комфорт тоже не забыли: для матросов и офицеров предусмотрены удобные кубрики и каюты, есть три спортзала, медицинский пункт с хирургическим и стоматологическим кабинетами.

«Применение нового английского авианосца, скорее всего, будет приемлемо в ближайшие годы разве что в Средиземном море, - считает Виктор Макаров. - Север не подходит, равно как и Тихий океан, куда не потащишь эскадру сопровождения, да и до берегов Индии далековато. Остается Атлантика с африканскими берегами, Красное море для контроля над Суэцким каналом. Возможно, что англичане будут его заводить и в Черное море. Но это ловушка - тут его изрешетит Черноморский флот корабельными и береговыми комплексами. Queen Elizabeth - скорее корабль престижа для Великобритании, которая подспудно страдает от потери своего статуса "владычицы морей" и пытается показать свою роль в мировом господстве».

Авианосец носит самолеты. И для Queen Elizabeth ударная мощь - это именно истребители-бомбардировщики F-35B, которые идеально подходят для палубного базирования. Подобных самолетов в Великобритании на сегодняшний момент насчитывается лишь десяток, и, значит, предстоят новые закупки, учитывая, что авианосец вместит от 40 до 50 воздушных машин. Но и к ним уже сейчас есть масса нареканий, в том числе по системе невидимости «стелс», которая оказалась не столь эффективной. По крайней мере, российские и китайские средства ПВО этот самолет очень даже хорошо видят.

Можно внести легкую долю иронии в оценку Queen Elizabeth: авианосец модный, современный, «на полном фарше», но какой-то бесполезный. По крайней мере, в короне Королевского флота он будет смотреться одиноко и нелепо.

Авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является головным в серии из двух кораблей класса Queen Elizabeth, которые строятся для ВМС Великобритании. 7 декабря 2017 года на военно-морской базе Королевского военно-морского флота (КВМФ) в Портсмуте прошла церемония включения нового авианосца HMS «Queen Elizabeth» в состав британского флота. На авианосце был поднят британский военно-морской флаг.

В торжественной церемонии приняла участие королева Елизавета II, которая выразила уверенность в том, что авианосец будет свидетельством британской мощи на море на ближайшие десятилетия, а также принцесса Анна. По мнению Гэвина Уильямсона министра обороны Великобритании, «новый авианосец является олицетворением британского дизайна и функциональных возможностей, которые лежат в основе усилий по формированию вооруженных сил, отвечающих требованиям будущего». Необходимо отметить, что корабль был введен в состав КВМФ после завершения второго этапа морских испытаний, которые проводились у берегов Южной Англии с сентября 2017 года.


Второй авианосец серии HMS «Prince of Wales» (R09) также близок к сдаче. 8 сентября 2017 года на судостроительном предприятии Вabcock Marine, расположенном в Розайте (Шотландия), прошла официальная церемония крещения строящегося там в сухом доке британского авианосца «Принц Уэльский». На церемонии присутствовал нынешний принц Уэльский Чарльз, а его супруга герцогиня Корноуэльская Камилла выступила «крестной матерью» нового боевого корабля, разбив о корпус авианосца бутылку 10-летнего виски Laphroaig.

Авианосец «Queen Elizabeth»


Вопреки распространенному заблуждению свое имя новый британский авианосец получил не в честь ныне царствующей королевы Елизаветы II, а в честь ее далекой предшественницы – королевы Англии и Ирландии Елизаветы I, правившей в 1558-1603 годах – последней из династии Тюдоров. Именно в годы ее правления Англия превратилась в ведущую морскую державу, а значит, и в мировую. Эпоху Елизаветы I сами англичане называют «золотым веком». Не только потому, что она успешно сражалась с внешними и внутренними врагами, но и потому, что в годы ее правления расцвело искусство и наука. Это было время Кристофера Марло, Уильяма Шекспира и Френсиса Бэкона. Поэтому имя Queen Elizabeth было присвоено самому современному британскому авианосцу вполне заслуженно.

На сегодняшний день авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) является самым крупным кораблем в составе Королевского ВМФ за всю его существования и самым крупным боевым кораблем, когда-либо построенным в стране, его полное водоизмещение составляет 70 600 тонн. Данный авианосец, как и его строящийся систершип «Prince of Wales», в три раза крупнее своих предшественников – британских авианосцев типа Invincible и сопоставим по размерам с американским авианосцем Nimitz или французским Charles de Gaulle. Авианосцы обошлись Великобритании в копеечку, если в 2007 году постройка двух боевых кораблей оценивалась в 3,9 миллиарда фунтов, то после очередного пересмотра контракта в 2013 году она составила уже 6,2 миллиарда фунтов (около 8,3 миллиардов долларов США). При этом, после ввода в эксплуатацию авианосца Prince of Wales, возможно, уже именно он станет самым крупным боевым кораблем КВМФ за всю историю, так как ввиду внесенных в проект некоторых изменений и усовершенствований, его полное водоизмещение может на 3000 тонн превысить водоизмещении авианосца Queen Elizabeth. Ввод в строй «Принца Уэльского» запланирован на 2019 год.

История постройки авианосца Queen Elizabeth

Идея пополнить состав КВМФ большими авианосцами возникла в Великобритании на рубеже XXI века. В начале 2003 года Министерство обороны страны определилось с подрядчиком строительства перспективных боевых кораблей – корпорацией BAE Systems. Эскизный проект выполнил британский филиал французской компании Thales. Уже этот проект демонстрировал отличие будущих кораблей от существующих авианосцев – наличием не одного, а двух «островов» в надстройке. В носовой надстройке располагаются службы управления кораблем, в кормовой надстройке – службы управления полетами самолетов и вертолетов.

Авианосец «Queen Elizabeth» в доке


Впервые об оформленном заказе на строительство двух авианосцев Дес Браун, занимавший на тот момент пост министра обороны страны, объявил 25 июля 2017 года. Боевые корабли класса Queen Elizabeth были спроектированы для замены легких британских авианосцев класса Invincible (в 1980 – 2014 годах три корабля данного класса несли службу в составе КВМФ). Контракт на строительство новых авианосцев был заключен 3 июля 2008 года со специально созданным европейским консорциумом Aircraft Carrier Alliance (ACA).

Строительство головного авианосца Queen Elizabeth велось с 2009 по 2017 год консорциумом ACA на судостроительном предприятии Babcock Marine (бывшая военно-морская верфь Rosyth Dockyard, которая была приватизирована в 1997 году), расположенном в шотландском городе Росайт. В состав Aircraft Carrier Alliance вошли – британский филиал французской компании Thales Group (проектант) и британские компании BAE Systems Surface Ships, A&P Group и Cammell Laird. Именно британские участники консорциума отвечали за производство крупноблочных секций корпуса, из которых в дальнейшем и собирался авианосец, находившийся в сухом строительном доке.

Процесс создания нового авианосца был разбит на постройку отдельных блоков массой до 11 тысяч тонн, которые собирались на различных верфях Великобритании. В дальнейшем собранные блоки доставлялись в шотландский Росайт, где собирались в единое целое. 4 июля 2014 года прошла церемония крещения нового корабля. В ней приняла участие королева Елизавета II, которая и выступила «крестной матерью» нового британского авианосца. По сигналу королевы Великобритании о борт судна разбили бутылку шотландского виски Bowmore.

Авианосец «Queen Elizabeth»


Для Министерства обороны Соединенного Королевства, Королевского военно-морского флота и компаний BAE Systems, Babcock, Thales UK, принимающих непосредственное участие в создании корабля, спуск на воду первого авианосца серии ознаменовал завершение значительного этапа работ. Ранее британское правительство уже задерживало развитие программы на два года, что в конечном итоге привело лишь к ее удорожанию. Программу постройки авианосцев пытались даже вовсе отменить, рассматривался вопрос их продажи третьим странам, два раза менялось решение по вопросу, какие модели самолета F-35 должны будут базироваться на авианосцах. Все это затянуло процесс постройки первого корабля.

17 июля 2014 года авианосец HMS «Queen Elizabeth» (R08) был выведен из сухого дока и спущен на воду. 26 июня 2017 года корабль впервые вышел в море на ходовые испытания. 16 августа 2017 года авианосец прибыл к месту своего постоянного базирования – в главную военно-морскую базу КВМФ Портсмут. Уже в июле были начаты испытания с участием вертолетов, второй этап данных испытаний был назначен на декабрь 2017 года. Первые испытания палубных самолетов F-35B с борта авианосца планируется начать в конце 2018 года, они будут проходить у побережья США. Достижение авианосцем Queen Elizabeth и его авиагруппой начальной боеготовности ожидается в 2021 году, а полной боеготовности – не ранее 2023 года.

Особенности конструкции авианосца Queen Elizabeth

Разработка механических конструкций современного британского авианосца была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были специально созданы специалистами компании QinetiQ. Проектирование корпуса корабля велось, исходя из требуемого 50-летнего срока его службы. Особенностью корпуса нового авианосца стало наличие трамплина, используемого для самолетов с укороченным взлетом и посадкой. Наличие трамплина и отсутствие разгонных катапульт роднит корабль с единственным российским тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Корпус авианосца Queen Elizabeth имеет 9 палуб, не считая полетной. Полетная палуба корабля обеспечивает одновременный взлет и посадку самолетов, расположенный в передней части трамплин имеет угол возвышения 13°.

Авианосец «Queen Elizabeth»


В отличие от подавляющего большинства традиционных авианосцев «Королева Елизавета» получила две малых надстройки. В передней располагаются помещения служб управления судном, а в задней – службы управления полетами авиагруппы авианосца. Преимущество подобной архитектуры корабля заключается в увеличении площади палубы, более гибким распределением пространства на нижних палубах и уменьшением турбулентных потоков воздуха, которые могут мешать полетам. Расположение служб, отвечающих за управление полетами авиагруппы, в задней части палубы представляется предпочтительным, так как позволяет лучше контролировать такие критические фазы полета, как заход на посадку и саму посадку на борт авианосца.

Как и любой другой современный авианосец британский Queen Elizabeth – это настоящий плавучий город, на борту которого имеется даже свой кинотеатр и большой тренажерный зал. Также на борту имеются 4 больших обеденных зоны, на которых трудятся 67 работников общественного питания. Они в состоянии обслужить до 960 человек за один час. Имеется на борту и свой госпиталь, рассчитанный на 8 коек (до 8 лежачих серьезных больных), своя операционная и стоматологическая комната, обслуживают его 11 медицинских работников. В 470 корабельных каютах могут разместиться 1600 человек (по количеству спальных мест), в том числе 250 морских пехотинцев.

Энергетическая установка корабля объединена в интегрированную электрическую двигательную систему (Integrated Electric Propulsion – IEP). Она включает в себя две мощных газовых турбины Rolls-Royce Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая (такие же ГТУ установлены на новейших американских эскадренных миноносцах типа Zumwalt) и четыре дизель-генератора Wartsila 38 финского производства общей мощностью 40 МВт. Двигатели работают на генераторы, которые дают электроэнергию в общую низковольтную сеть авианосца и питают, в том числе, электродвигатели, которые вращают два гребных вала с винтами фиксированного шага. Силовая установка разгоняет корабль полным водоизмещением в 70 600 тонн до скорости 26 узлов (около 48 км/ч).

Истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35B


Корабль буквально нашпигован современным оборудованием и обладает высоким уровнем автоматизации практических всех процессов, благодаря чему его экипаж состоит всего из 679 человек. При этом к, безусловно, сильным сторонам корабля можно отнести его автоматизированную систему боевого управления, которая интегрирована с РЛС большой дальности, которая позволяет сопровождать одновременно до одной тысячи воздушных целей на удалении 250 морских миль (около 460 км). Помимо этого на корабле располагается специальный центр для командующего авианосной ударной группой (АУГ).

Еще одной особенностью корабля является то, что это первый авианосец, который изначально проектировался под использование самолетов 5-го поколения. Основу авиагруппы «Королевы» составят американские истребители-бомбардировщики Lockheed Martin F-35B (с вертикальным/укороченным взлетом/посадкой). Штатный состав авиагруппы авианосца в «океанском» варианте составят 24 истребителя F-35B, 9 противолодочных вертолетов Merlin и 4 или 5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. Помимо этого авианосец сможет принимать на борту вертолеты армейской авиации – AH-64 Apache, AW159 Wildcat и даже CH-47 Chinook различных модификаций. Это важно, так как Минобороны Великобритании рассматривает корабль и как средство выполнения совместных межвидовых и прибрежных операций. На авианосце изначально предусмотрены места для 250 морских пехотинцев, при этом в случае необходимости количество морпехов можно довести до 900 человек.

В стандартном состоянии авиагруппа авианосца будет включать в свой состав до 40 летательных аппаратов, однако, как отмечают британские военные, в случае необходимости корабль сможет принять на борт и до 70 летательных аппаратов. На ангарной палубе авианосца площадью 155 на 33,5 метра и высотой от 6,7 до 10 метров могут разместиться до 20 самолетов. Их подъем вверх на полетную палубу производится при помощи двух мощных лифтов, каждый из которых в состоянии одновременно поднять на взлетную палубу два истребителя-бомбардировщика F-35B, потратив на это 60 секунд. Лифты настолько мощные, что вместе могут поднять и весь экипаж корабля, отмечают в компании BAE Systems.

Вертолет ДРЛО Merlin Mk2 с системой Crowsnest


Авианосец Queen Elizabeth рассчитан на 420 самолето-вылетов в течение 5 дней с возможностью проведения операций в ночное время суток. Максимальная интенсивность вылетов составляет – 110 в течение 24 часов. Максимальная интенсивность взлета самолетов – 24 за 15 минут, посадки – 24 самолета за 24 минуты. На борту отсутствуют аэрофинишеры и разгонные катапульты, без переделки корабль может принимать на борт только самолеты укороченного/вертикального взлета/посадки.

Самым слабым элементом «Королевы» можно назвать оборонительное вооружение, которое представлено лишь различными артиллерийскими установками. В частности, тремя 20-мм шестиствольными скорострельными артиллерийскими установками ближней обороны Phalanx CIWS. Этот корабельный зенитный артиллерийский комплекс, предназначенный для борьбы с противокорабельными ракетами с дозвуковой и сверхзвуковой скоростью полета (до 2-х скоростей звука), за свой характерный внешний вид получил на американском флоте прозвище R2-D2. Помимо данного комплекса на борту имеется 4 современных 30-мм автомата DS30M Mk2 и некоторое количество пулеметов, предназначенных для защиты от ассиметричных угроз – террористов и пиратов на небольших лодках.

За слабое оборонительное вооружение и большие размеры авианосец Queen Elizabeth уже прозвали удобной мишенью для российских противокорабельных ракет. Именно так заявили в Минобороны РФ в ответ на слова британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что «русские будут смотреть на авианосец с завистью». Оборонительное вооружение, действительно, самое слабое место нового британского корабля. С другой стороны он построен в рамках совершенно другой концепции применения. В отличие от единственного авианосца в составе российского флота, который несет на борту большое количество различных вооружений, вплоть до противокорабельных ракет и в состоянии действовать автономно, британская «Королева» рассчитана на использование в составе АУГ, когда ее будут надежно прикрывать многочисленные корабли эскорта и подводные лодки.

Зенитный артиллерийский комплекс Phalanx CIWS


О том, что самый большой корабль британского флота уязвим для противокорабельных ракет, говорят и эксперты английского аналитического центра Royal United Services Institute (RUSI). По их словам, противокорабельная ракета стоимостью менее полумиллиона фунтов в состоянии, по меньшей мере, вывести британский авианосец стоимостью более трех миллиардов фунтов из строя. «А залп из 10 таких ракет обойдется российскому бюджету менее чем в 4 миллиона фунтов, подобные цели гораздо проще уничтожить, сосредоточив на них огонь, чем разрабатывать что-то подобного же уровня для борьбы на равных», – подчеркивается в докладе экспертов RUSI.

Тактико-технические характеристики авианосца HMS «Queen Elizabeth» (R08):

Водоизмещение – 70 600 т (полное).
Длина – 280 м.
Ширина – 73 м.
Высота – 56 м.
Осадка – 11 м.

Двигатели: две газовых турбины фирмы «Rolls-Royce» Marine MT30 мощностью 36 МВт каждая и четыре дизель-генераторных установки Wartsila общей мощностью порядка 40 МВт.

Максимальная скорость хода – до 26 узлов (48 км/ч).

Дальность плавания – до 10 000 морских миль (около 19 000 км).

Автономность плавания – 290 суток.

Экипаж авианосца – 679 человек.

Морские пехотинцы – 250 человек.

Общая вместимость – 1600 человек (вместе с персоналом авиагруппы, по количеству спальных мест).

Авиагруппа: до 40 истребителей и вертолетов: в том числе до 24 истребителей-бомбардировщиков 5-го поколения Lockheed Martin F-35B, до 9 противолодочных вертолетов AgustaWestland AW101 Merlin HM2 и 4-5 вертолетов Merlin в варианте ДРЛО. При необходимости может принять на борт до 70 летательных аппаратов.

Оборонительное вооружение: 3 зенитных артиллерийских установки Phalanx CIWS, 4х30-мм артиллерийских установки 30mm DS30M Mark 2 и пулеметы для противодействия асимметричным угрозам.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4791485
https://bmpd.livejournal.com/2992965.html
http://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2017/0818/100222197/detail.shtml
https://vpk.name/news/191779_ceremoniya_kresheniya_avianosca_prince_of_wales.html
http://www.baesystems.com
Материалы из открытых источников

МОСКВА, 29 июн — РИА Новости. В Минобороны посмеялись над словами британского министра обороны Майкла Фэллона о том, что Россия будет завидовать новому авианосцу ВМС Великобритании "Королева Елизавета". По словам представителя военного ведомства Игоря Конашенкова, корабль представляет собой лишь "удобную морскую мишень".

В понедельник новейший британский авианосец отправился в свое первое плавание. Корабль не покидал док с 2009 года, когда началось строительство.

"Королева Елизавета" — крупнейший корабль в истории военно-морских сил Великобритании. Водоизмещение авианосца составляет 65 тысяч тонн, а стоимость, по некоторым данным, достигает 3,5 миллиарда фунтов стерлингов.

Авианосец назван в честь королевы Елизаветы I, которая правила с 1558 по 1603 год.

Восторги Фэллона

Во вторник британский министр дал интервью The Telegraph , в котором не скрывал гордости за новый корабль.

Фэллон сравнил "Королеву Елизавету" с "Адмиралом Кузнецовым". При этом чиновник назвал российский авианосец "обветшавшим".

"Я думаю, русские будут смотреть на этот корабль с долей зависти", — заявил министр журналистам.

Глава оборонного ведомства добавил, что российские военные намерены "следить" за "Королевой Елизаветой". Руководство королевских ВМС уже пообещало использовать фрегат или эсминец в качестве эскорта для авианосца, а также поднимать с береговых баз вертолеты для поиска субмарин.

Ответ Минобороны

Игорь Конашенков, отвечая на слова британского министра, обвинил его в некомпетентности.

"Заявления главы британского военного ведомства Майкла Фэллона относительно превосходства внешней красоты нового авианосца над российским авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" демонстрируют откровенное незнание им военно-морской науки. И прежде всего сути отличий "авиаматки", которым де-факто является британский авианосец, от авианесущего крейсера проекта 1143.5 "Адмирал Кузнецов", — отметил российский генерал.

По его словам, британский авианосец способен лишь выпускать самолеты, находясь в окружении боевых кораблей, судов обеспечения и подводных лодок.

"Поэтому, в отличие от авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов", оснащенного зенитным, противолодочным и, самое главное, противокорабельным ракетным вооружением "Гранит", британский авианосец — всего лишь удобная крупногабаритная морская цель", — подчеркнул представитель Минобороны.

Нельзя сравнивать

Эксперт Центра стратегической конъюнктуры Олег Пономаренко заявил, что сравнивать российский "Адмирал Кузнецов" с "Королевой Елизаветой" некорректно.

"Это чисто политический момент: Великобритания построила новый корабль. Но прямое сравнение этих двух кораблей некорректно — не выходят они никогда один на один. Поэтому сталкивать их лбами, с военной точки зрения, неправильно", — сказал Пономаренко в эфире радио Sputnik.

Политолог также призвал британского министра говорить не о "красоте" кораблей, а об их боевых качествах.

"Наш крейсер обладает большей независимостью и на порядок лучше защищен в случае, если по какой-то причине эскортные корабли не смогут выполнять свои задачи: порядка 200 ракет размещено на "Адмирале Кузнецове" и еще 200 ракет ближнего действия — на комплексе "Кортик", плюс 12 ударных ракет — на случай, если понадобятся. Это очень серьезное вооружение. У "Королевы Елизаветы" есть подобные комплексы, но запас ракет несущественный. Это корабль для локальных конфликтов", — подчеркнул Пономаренко.

Проблемы "Королевы Елизаветы"

Эксперт: в заявлениях НАТО о России появилась новая тенденция Невозможно отрицать значительный прогресс, которого добилась РФ в военной сфере, заявил глава военного комитета НАТО Петр Павел. Эксперт Игорь Николайчук в эфире радио Sputnik расценил это заявление как миролюбивое признание.

The Telegraph выяснила, что у "гордости" британского флота хватает технических проблем. Особую тревогу у журналистов вызвала устаревшее программное обеспечение, которое используют моряки.

Издание пишет, что в диспетчерской комнате корабля на компьютерах установлена операционная система Windows XP. При этом корпорация Microsoft уже прекратила поддержку этой ОС: во время атаки вируса-шифровальщика Wannacry больше других пострадали именно пользователи Windows XP.

Перспективы "Адмирала Кузнецова"

Накануне заместитель главкома ВМФ России по вооружению Виктор Бурсук рассказал, что единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов" пройдет модернизацию, работы начнутся в 2018 году.

По словам вице-президента Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игоря Пономарева, предприятия ОСК готовы выполнить необходимую модернизацию.

"На ремонт ТАВКР (тяжелого авианесущего крейсера. — Прим. ред.) "Адмирал Кузнецов" контракта у нас пока нет. Есть представление по объему работ, и наши предприятия к ним готовы. После обновления крейсер может прослужить еще не менее 20 лет", — заявил он во время международного Военно-морского салона (МВМС-2017).

Противостоящие друг другу российские и британские военные пока ограничиваются словесной дуэлью. Минобороны РФ ответило на заявление министра обороны Великобритании Майкла Фэллона о превосходстве нового авианосца «Королева Елизавета» над нашим авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов».

По словам официального представителя Минобороны Игоря Конашенкова, британский министр не отличается знанием военной науки. Он назвал заявление Фэллона «экзальтированным» и пояснил, что британский корабль является, по сути, «авиаматкой», способной лишь «выпускать из чрева самолеты» и требующей боевого охранения.

«В отличие от авианесущего крейсера „Адмирал Кузнецов“, оснащенного зенитным, противолодочным и самое главное, противокорабельным ракетным вооружением „Гранит“, британский авианосец — всего лишь удобная крупногабаритная морская цель», — констатировал Конашенков.

Ироничная оценка прозвучала в ответ на выпады Фэллона в интервью изданию The Telegraf. Министр предположил, что русские будут с завистью смотреть на новый британский авианосец. Он пообещал защищать новый флагман фрегатами и эсминцами, а также использовать для поиска российских подлодок вертолеты.

Новости партнеров

Напомним, недавний поход российской корабельно-ударной группы во главе с «Адмиралом Кузнецовым» через Ла-Манш к берегам Сирии вызвал болезненную реакцию в Великобритании. С подачи того же Фэллона страны-члены НАТО отказывали российским кораблям в дозаправке в портах. Имея политические амбиции, министр прямо заявляет о приверженности курсу Черчилля и Тэтчер в вопросе противостояния России.

Авианосец «Королева Елизавета», как и его строящийся собрат «Принц Уэльский», в три раза крупнее своих предшественников типа «Инвисибл» и сопоставимы с американским «Нимиц» и французским «Шарль де Голль». Минобороны Великобритании уже заказало для них 138 самолетов F-35. На постройку одного судна британская казна потратила 3,5 млрд. фунтов стерлингов.

Среди потенциальных слабых мест авианосца британская The Telegraph называла устаревшее программное обеспечение. Отмечалось, что на компьютерах в диспетчерской комнате корабля была установлена операционная система Windows XP, поддержку которой компания Microsoft на данный момент уже прекратила. Именно эта ОС оказалась наиболее уязвима во время атаки вируса Wannacry.

Главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского, отказ советского военного руководства от строительства авианосцев, требующих охранения, в пользу авианесущих крейсеров, обладающих всеми видами вооружений, в современных условиях оказывается оправданным. Современные виды вооружений позволяют эффективно угрожать авианосно-ударным группам противника.

В то же время член-корреспондент РАРАН, капитан 1-го ранга запаса Константин Сивков предостерегает российских военных от шапкозакидательских настроений, но при этом отмечает, что способы нейтрализации британского корабля у ВМФ России имеются.

Новый британский авианосец не стоит недооценивать. Это враг достаточно серьезный. Вообще, он предназначен для других целей, а не для того, чтобы воевать с нашими надводными силами. В системе НАТО этот корабль будет использоваться для решения задач ПВО и ПЛО. А именно: для оперативного прикрытия противовоздушной и противолодочной обороны главных ударных сил 2-го флота США в Норвежском море. Это 401−1 и 401−2 авианосные ударные группы (АУГ). Авианосец «Королева Елизавета» будет выдвинут в северную часть Норвежского моря. Вот для чего он создавался.

Этот корабль идет на замену авианосцам типа «Илластриес» и «Инвисибл», которые уже разрезали и списали. У нового авианосца не будет катапульт. На нем разместят около 40 самолетов F-35 короткого взлета и посадки, но пока еще корабль ими не укомплектован. Кроме того, будет около 20 вертолетов. Таким образом, британский авианосец по своим оперативным возможностям будет сопоставим с нашим «Кузнецовым». Единственное, у «Кузнецова» радиус действия палубной авиации побольше: для Су-33 это 1,3 тысячи километров, для МиГ-29 — около 1 тысячи, а у британца около 0,8 тысячи километров.

«СП»: — Какова защищенность авианосца «Королева Елизавета»?

— Он будет ходить с охранением эсминцев «Дэринг», тип 45, имеющих мощную противовоздушную оборону. Они могут решать задачи прикрытия от ракетного удара. Во всяком случае, для прорыва противовоздушной обороны двух-трех таких эсминцев и самого авианосца придется организовывать залп не меньшей мощностью, чем по американским авианосцам. Если использовать ракеты «Гранит», которые упомянул Конашенков, то нужен залп не менее 40 ракет. Тогда оборону пробьют. Но организовать такой залп не так просто.

Например, на проекте 1144 (крейсер «Петр Великий» — авт. ) их только 20. Если организовывать удар с надводных кораблей и подлодок, то тут вопрос, как сделать это одновременно. Ведь пуски нужно провести одномоментно, с интервалом до одной минуты. Это очень сложная задача.

Еще способ — задействовать морскую ракетную авиацию. Они могут. В двухракетном варианте полк может нанести удар 36−40 ракетами К-22. То есть придется применять комбинированный вариант.

«СП»: — Но с 2018 года на вооружение поступят новые противокарабельные ракеты «Циркон». Там скорость до 7 М, в то время как системы Sea Ceptor, которыми оснащены британские фрегаты охранения, способны перехватывать цели на скорости 3,5 М…

— «Циркон» — это да… Но тут вопрос в дальности боя. Точные данные дальности этой ракеты неизвестны. Если это будет 800 километров, как прогнозируется, то тогда вопросов с поражением целей нет. А если 300−400 километров, то «Циркон» не сильно поможет, так как наш корабль должен подойти на дистанцию залпа. Но это будет трудно сделать. Ведь британец будет атаковать нас своей ударной авиацией, а помогать ему в этом будут американские АУГ. А кроме того, если мы засечем его, он может просто отойти, подводя наш корабль под удар союзников. Он же не дурак.

— «Циркон » — уникальное оружие для борьбы с авианосцами. Если ВМФ России сможет обеспечить его применение, то проблем не будет, — продолжает военный эксперт Дмитрий Корнев — Но надо обеспечить разведку и целеуказание. На данный момент таких средств на дальности, на которой наши корабли могли бы их применять без риска быть уничтоженными в течение 15 минут, для «Циркона» нет. Есть корабельные средства, но дальность их действия такова, что для этого надо войти в зону обороны АУГ противника. А там срок существования подлодки или корабля короткий.

Зона дальней обороны АУГ около 800 километров, более плотная — 400−500 километров. Если у «Циркона» дальность действия примерно 500 километров, а точных данных об этом пока нет, мы получаем проблемы с поражением целей. Сведения о 800-километровой дальности поражения неубедительны, так как известны габариты ракеты. С учетом скорости, расхода топлива это нереальная дальность. Поэтому нужны полноценные космические и воздушные средства целеуказания. Если они будут, двумя-тремя ракетами «Циркон» вполне реально потопить такую цель, как авианосец «Королева Елизавета». Сбить эти ракеты нереально.

Новости партнеров

«СП»: — Корректно ли сравнивать российский и британский флот или тем более отдельные корабли?

— Нужно помнить, что флот Великобритании работает в составе НАТО. Если он участвует в боевых действиях, значит, мы имеем дело со всем флотом НАТО. Причем, у них взаимодействие между собой отработано — учения проходят постоянно. Флот НАТО можно рассматривать как единый флот, а он с учетом мощи США сильно превосходит наши возможности. Мы можем им противостоять при условии, если обеспечим применение разнородных сил: базовой авиации, воздушной, космической разведки, наземных ракетных систем. В оборонительной операции у нас шансы есть, а вот в наступательной — нет никаких.

«СП»: — Чего, по-вашему, не хватает нашему флоту?

— Российский флот должен стать флотом. Даже если мы достроим все, что сейчас строим, этого будет недостаточно. Нужна концепция развития флота. Нужно понимать, зачем мы это делаем. Сейчас мы строим флот по просьбе промышленности, а не от того, что формулируем те или иные задачи в мировом океане.

Спустя 5 лет в городе Росайт после разрезания первого листа стали, крупнейший военный корабль Королевского британского флота назван именем Королевы Элизаветы, которая разбила бутылку шампанского о борт новейшего 65000 тонного авианосца.

В начале 1990-х годов Королевский британский флот обладал тремя малыми авианосцами и множеством противолодочных фрегатов и эсминцев, основной целью которых было уничтожение советских подводных лодок В Северной Атлантике. Но опыт Фолклендской войны доказал необходимость наличия флота для поддержания экспедиционных сил. Таким образом, в 2000 году ВМС Великобритании начали серию проектов по улучшению своего флота с целью обеспечения расширенных возможностей. Это привело к замене многочисленных проектов на их несколько большие аналоги, но с меньшим количеством персонала. Основными примерами стала замена эсминцев проекта 42 на эсминцы проекта 45. Похожая ситуация сложилась и с подводными лодками. На данный момент в строю уже находится 4 из 6 субмарин новейшего класса Astute. И уже совсем скоро 4 июля 2014 года мир увидит первый из долгожданных кораблей, строительство, которого началось еще в мае 2009 года.

Это британский авианосец «HMS Queen Elizabeth», который будет спущен на воду 4 июля 2014 года. Корабль планируется к введению в эксплуатацию только в 2017 году, после весьма длительных ходовых испытаний, которые начнутся в октябре 2016 года.

Корпус второго однотипного корабля был также заложен в мае 2011 года. Оба авианосца «HMS Queen Elizabeth» (R08) и «HMS Prince of Wales» (R09) после передачи ВМС Великобритании, станут крупнейшими военными кораблями из когда-либо построенных для Королевского флота. Ориентировочная стоимость программы строительства составляет 6,2 миллиарда фунтов стерлингов. Полный оперативный потенциал соединения будет сформирован в 2020 году.

Решение о создании двух авианосцев класса «Куин Элизабет» для Британских ВМС было принято 25 июля 2007 года. В связи с этим для реструктуризации военно-морской судостроительной промышленности буквально через год были объединены две корпорации - BAE Systems и VT Group в BVT Surface Fleet. Что ж рассмотрим некоторые характеристики новейшего авианесущего корабля Королевских ВМС Великобритании.

новейший британский авианосец «HMS Queen Elizabeth» (фото)

Авианосец «Куин Элизабет» способен вытеснять 70600 тонн воды при полной загрузке, имеет в длину 280 м, ширину 39 м, осадку 11 м и высоту 70 м. Новый авианесущий корабль оборудован большой полетной палубой с трамплином и двумя самолетоподъемниками. На 9 ангарных палубах авианосца площадью 16 тысяч кв. м может находиться до 50 летательных аппаратов типа F-35B Lightning II, Chinook, Augusta Westland Apache, Lynx Wildcat или Merlin Crowsnest AEW. Для подачи на полетную палубу самолетов и вертолетов на борту используется два самолетоподъемника, каждый из которых способен разместить два самолета.

Отличительной чертой данного проекта является наличие двух надстроек островного типа - одна для обеспечения навигации и управления кораблем, вторая, что ближе к корме - для выполнения летательных операций. Для оборонительных действий авианосец оснащен системой Фаланкс, пулеметами и 30-мм автоматическим орудием.

Министерство обороны решило не применять на авианосцах класса «Куин Элизабет» ядерные установки из-за их высокой стоимости. Поэтому энергетической установкой для надводных кораблей станут две газотурбинные установки Rolls-Royce Marine Trent MT30 общей мощностью 48000 л.с., и четыре дизель-генератора, вырабатывающих общее количество энергии до 20 МВт (27000 л.с.), которые изготовлены компанией Wartsila. Все машины обеспечивают кораблю скорость хода свыше 25 узлов. Дальность плавания авианосца составляет 10 тысяч морских миль.

Для экипажа конструкторы предусмотрели ряд помещений для отдыха и времяпровождения. Так на борту имеется просторный тренажерный зал, кинотеатр и четыре камбуза способные подать в течение одного часа 960 блюд. Одиннадцать человек медицинского персонала пристально будут следить за поддержанием здоровья всех моряков, летного и обслуживающего персонала. Для этого медицинский блок оснащен всем необходимым оборудованием, включая операционную и стоматологический кабинет.

Одной из не менее важных отличительных особенностей британского авианосца станет уровень автоматизации, который существенно сократит расходы на эксплуатацию судна, включая и меньшее количество экипажа. Одним из таких примеров является система подачи боеприпасов, которая организована таким образом, что к снаряду за весь путь доставки, человек прикасается всего один раз. Такую работу на подобных кораблях выполняет обычно двести моряков, а в результате вышеуказанного достижения, для такой же операции на авианосце «Куин Элизабет» требуется всего 32 человека. Поэтому численность экипажа составляет всего 679 человек, не считая 1600 человек летного персонала. На 12 палубах авианосца размещено 3000 помещений.

В создании двух кораблей участвуют более 10 тысяч человек из 90 фирм и предприятий, при этом 7 тысяч из них на 6 верфях по всей Великобритании строят различные детали авианосца. Отдельные секции доставлялись с помощью буксиров с разных мест в Росайт, где собирались в единую конструкцию.

Первый лист высококачественной стали для авианосца «HMS Queen Elizabeth» был разрезан в июле 2009 года на BAE Systems в городе Клайд, что ознаменовало начало строительства одного из блоков корабля. Чуть позже в конце 2009 года на предприятии Appledore в Северном Девоне началось строительство носа авианосца. После их окончания моноблоки были доставлены в Росайт, где были собраны в единую секцию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!