Архитектор башен близнецов. Всемирный торговый центр

Небоскребы Всемирного Торгового Центра, или башни-близнецы, были запоминающейся частью Нью-Йорка, города, который и сам стал символом Америки, ее неукротимого характера, заставляющего всю страну постоянно стремиться вперед и вверх, преодолевая преграды. Создание этого архитектурного и технократического шедевра было задачей не только инженерной и экономической. Одним своим видом он должен был внушать мысль о незыблемости западной цивилизации, ее вечности и могуществе.

Снова о теракте…

В первом году третьего тысячелетия Новой эры, а именно 11 сентября, башни-близнецы были варварски разрушены. Для их уничтожения террористы использовали орудия под стать эпохе: два огромных пассажирских Боинга-767, которые также символизируют мощь американской индустрии, как и пораженные ими небоскребы. Об этих событиях написано много, и повторять всем известную информацию нет никакого смысла, как и сомнительные предположения о причастности к теракту самых разнообразных сил, включая ЦРУ и Госдепартамент США. Журналисты не упустили ни одной подробности катастрофы. Даже номер самолета, врезавшегося в башни- близнецы, повергся тщательному изучению на предмет поиска роковых совпадений и предзнаменований. Склонив голову перед памятью погибших ни в чем не повинных людей, стоит задуматься не о смерти, а о рождении этих сооружений, почти три десятка лет олицетворявших американский технологический гений.

Предпосылки грандиозного проекта

Ревущие шестидесятые стали для США не лучшим временем. Под угрозой оказались фундаментальные основы свободного общества, декларированные отцами-основателями. Моральный кризис достиг угрожающих размеров, подобно раковой опухоли поражая все большую часть молодежи. Наркомания стала частью очень популярной субкультуры хиппи, а патриотизм превратился во что-то одновременно смешное и неприличное. Во Вьетнаме шла война, которой, казалось, конца не будет (по крайней мере, победного). Приезжавших из Индокитая солдат девушки зачастую встречали не как героев, воевавших за демократию, а как детоубийц. Вернуть американцам чувство достоинства и гордости за "самую свободную в мире родину" могло что-то грандиозное. Полет на Луну или Марс, например. Или высочайшие в мире башни-близнецы.

Трудное строительство

Общий проект принадлежал Минору Ямасаки, к тому времени уже знаменитому архитектору. За внешней лаконичностью очертаний зданий угадывалось очень непростое содержание. Даже в демонстративной одинаковости предполагалось ощущение могущества, как бы говорящее: "Если надо будет, еще построим!" Рытье котлована началось в 1966 году. Вообще-то, Манхэттен -остров скалистый, и все его небоскребы построены на естественно твердой основе. Башни-близнецы составили исключение, их возводили на мягком грунте. Вторая проблема касалась создания инфраструктуры. Не нужно быть специалистом, чтобы понять сложность задачи проводки и замены коммуникаций в условиях оживленного мегаполиса. Это у нас можно перекрыть движение по какой-то улице на год, в Нью-Йорке такое недопустимо: и дороги, и переходы должны работать. И еще одно обстоятельство затрудняло строительный процесс - станция сабвея, на которой пассажиры садились в подземные поезда, идущие в Нью-Джерси. Терминал пришлось создавать новый, а старый все это время работал.

Немного цифр

Теперь о цифрах и количествах, которые так любят перечислять американские строители, рассказывая о своих достижениях. Более миллиона квадратных метров грунта было вывезено, а перед этим, конечно, выкопано. Каждый из монтажных стеновых блоков, выполненных из стали, весил 22 тонны и имел высоту четырехэтажного здания. Общий вес металла, примененного в конструкции комплекса, составил 200 000 тонн. Каменная кладка не применялась. Лифты (их было 239) поднимали людей и грузы на высоту в сто десять этажей со скоростью 8,5 м/с, а их шахты выполняли так, чтобы они усиливали жесткость всей схемы. Пришлось преодолеть и многочисленные финансовые трудности, но в конечном счете первый небоскреб был в целом окончен к 1971 году, а в 1973-м обе башни-близнецы были торжественно сданы в эксплуатацию. Их гибель в 2001 году демонстрирует беспомощность, которую порой испытывают самый развитый интеллект и безграничное трудолюбие перед грубым насилием. Утешает лишь непобедимость интеллекта и трудолюбия - этих лучших

Twins Tower или близнецы - так любя ньюйоркцы называли трагически известные башни Всемирного Торгового Центра. Трагедия 11 сентября 2001 вошла в историю США как национальная, а трагическое известие разлетелось по всему миру за считанные минуты.

Террористы недаром выбрали объектом нанесения удара именно нью-йоркские высотки, которые были не просто гордостью американцев, а символом их непомерной помпезности и любви к гигантизму. “ Проект века ” обернулся трагедией конца века.

Как же начиналось чудо? В 60-е годы престиж американской демократии пошатнулся. Чтобы пробудить в сознании людей гордость за свою страну и вернуть народу США оптимизм и веру в будущее был необходим всеамериканский проект - что-то грандиозное, что ошеломляюще подействует на умы и чувства миллионов людей.

Проектов, способных поразить воображение американского народа, выдвигалось немало. Одним из архитекторов, активно занявшихся проектом, был американский архитектор японского происхождения Минору Ямасаки (1912 -1986), уже хорошо известный своими работами, в числе которых здание аэропорта в Сент-Луисе, комплекс сооружений Института искусств и ремесел в Детройте, Американский институт бетона.

Минору Ямасаки задумал проект Всемирного Торгового Центра в 1962 году, в январе 1964 года архитектор по заказу "Port Authority" создал чертежи зданий, чуть позже в этом же году представил на обсуждение макет в 1:130 натуральной величины, а уже через два года (5 августа 1966 года) мощные экскаваторы начали рыть котлован.

До близнецов небоскрёбы в Нью-Йорке возводились на естественной каменной основе. Манхэттен действительно каменный, у него под слоем земли камень, гранит, это видно, когда наблюдаешь за строительством новых домов: котлованы здесь не выкапываются, а вырубаются, выгрызаются стальными зубами врубовых молотков.

Первая проблема, с которой столкнулись инженеры, было то, что на том месте, где должны были встать близнецы, подножного камня не оказалось. Вместо этого там обнаружили искусственный, наносный грунт, который раньше "принадлежал" реке Гудзон. Этот грунт представлял собой большое количество искусственной земли, смешанный с пластами булыжника, песка, гравия, голышей, даже старые суда попадались в искусственной почве. Строители приходили в отчаянье: дополнительные трудности, дополнительные расходы, дополнительный бетон.

Это была не единственная проблема, подстерегавшая архитектора и инженеров. Следующей проблемой, постигшей их, оказались 164 больших и малых, узких и широких зданий, чаще всего каменных, которые стояли на месте будущего Мирового Торгового Центра и должны были быть снесены. Снести их было нетрудно, но проблема после этого все же оставалась. Гораздо труднее было при этом оставить в целости, а потом и перенести насыщенную и сложную систему подземных коммуникаций, систему пожарной тревоги, многожильные телефонные и электрические кабеля, газовые, тепловые, пневматические и водопроводные трубы, не задеть проходящую рядом скоростную автомагистраль и сохранить многочисленные пешеходные дороги и переходы.

Еще одной проблемой оказалась станция подземной железной дороги, отсюда начинающей подводный путь в Нью-Джерси, которая везёт на работу и увозит с работы сотни тысяч людей. Если бы дорогу закрыли, Нью-Йорк и все Соединенные Штаты ожидали неизбежные экономические проблемы. Подземка перевозила людей до тех пор, пока в нижнем ярусе комплекса не построилась новая подземная станция.

Нельзя сказать, что работа строителей была легкой. Что только стоят 1,2 млн. куб. ярдов земли, которую пришлось выкопать и вывезти. Вместо нее под близнецами была создана так называемая Плаза - подземное пространство, где расположились многочисленные рестораны и банки, туристические бюро, кассы авиалиний, магазины, новая станция нью-джерсийской дороги, гораздо лучше прежней, складские помещения, технические мастерские для обслуживания близнецов и подземный гараж для двух тысяч автомобилей.

Столкнувшись с трудностью построения здания беспрецедентной высоты, инженеры применили прогрессивную структурную модель: жесткая "полая труба" из близко расположенных стальных колонн, с фермами этажей, расширяющимися к центральной части. По наружной поверхности каждой из четырех сторон здания по всей высоте шла 61 стальная балка, между которыми, тоже по всей высоте были натянуты тросы. Колонны, отделанные серебристым алюминиевым сплавом, были 476.25 мм шириной и устанавливались всего лишь в 558.8 мм друг от друга, из-за чего издалека казалось, что в башнях совсем нет окон. Несущие стены собирались из готовых стальных блоков, вес каждого из которых 22 тонны, высота 36 футов (высота 4 этажей), ширина 10 футов. Двести тысяч тонн в общей сложности весит сталь, заложенная в Близнецов.

По мере того, как росли близнецы, монтажники укладывали междуэтажные перекрытия из специальной, заранее приготовленной на заводах гофрированной стали и прочных бетонных плит. Перекрытия крепились к наружным несущим стенам с наружной стороны и к внутренним, единственным в близнецах стальным колоннам с сугубо полезной функцией - их возвели для крепления внутренних лифтов.

Лифтовая система, использованная в зданиях, тоже является. Башни близнецы были первыми сверхвысокими зданиями, спроектированными без каменной кладки. Беспокоясь, что интенсивное воздушное давление, создаваемое высокоскоростными лифтами, могло согнуть стандартные валы, инженеры разработали решение, использующее "сухостенную" систему, закрепленную в усиленном стальном основании. Лифтам со стандартной конфигурацией для обслуживающих 110 этажей могла понадобиться половина площади нижних помещений для расположения шахт. Otis Elevators разработали быструю и компактную систему, в которой пассажиры должны были сменяться в "небесных вестибюлях" на 44-м и 78-м этажах, что уменьшило количество шахт вдвое. Всего в комплексе Всемирного Торгового Центра было 239 лифтов и 71 эскалатор, которые управлялись компьютерным центром из Port Authority. Каждый лифт грузоподъемностью 4536 килограмма мог поднять 55 человек со скоростью подъема - около 8,5 метров в секунду.

Строительство шло быстро, несмотря на то и дело возникавшие трудности с финансированием. Бюджет Нью-Йорка в 1965 -1970 гг. составлял 6 биллионов долларов. Чтобы добыть деньги для инвестиции в строительство Торгового Центра, город выпустил облигации с гарантией их погашения. Но в 1970 г. Нью-Йорк постиг финансовый кризис. Подошел и срок выплат по облигациям. Стройку едва не заморозили. Для спасения положения пришлось ввести новые, повышенные налоги в сфере предпринимательства. Был найден и другой источник поступления денег: начали сдавать в аренду под офисы будущие помещения Близнецов. А они ожидались огромными - 100 тыс. кв. м. Из всех затруднений удалось, наконец, “ выкрутиться ”. Северную башню закончили строить в 1971 г., южную - в 1973 г. Торжественное открытие Всемирного Торгового Центра состоялось 4 апреля 1973 года.

Близнецы взлетели на рекордную высоту в 450 м. В сечении башни были квадратные, со стороной в 65 м. Каждая башня - в 110 этажей. Фундаменты конструкций ушли под землю на 23 м. На каркасы зданий истрачено 200 тысяч тонн стального проката, а кабели электрических сетей, общей мощностью 80 000 киловатт, протянулись на 3 тысячи миль - половину расстояния от Нью-Йорка до Лондона, через Атлантику. Перечисление количественных данных вряд ли может наскучить, потому что каждая новая цифра или число говорят о небывалом размахе созданного.

Структура зданий была проста и разумна. Фасады выполнены в виде каркасов из стали и монтируемых на них модульных алюминиевых секций размерами 3,5х10 м, изготовленных заводским способом штамповки. Такая конструкция сейсмоустойчива и способна противостоять давлению ветра, очень сильного на огромной высоте. Здание Всемирного Торгового Центра смогли бы даже выдержать столкновение с самолетом или иным летающим объектом. Но несчастные Близнецы не устояли при сильнейшем взрыве и возгорании 5 тыс. литров авиационного бензина из баков самолетов-агрессоров.

Каково предназначение керамогранита? Это один из популярных отделочных материалов, который отличается качеством и долговечностью. На сайте http://www.ceramomaster.ru/keramogranit-rossiya.html можно выбрать интересующую расцветку. Заходите и выбирайте.

Башни-близнецы Всемирного Торгового Центра в течение почти трех десятков лет были символом финансового могущества Соединенных Штатов и Нью-Йорка, а в итоге сегодня ассоциируются с одним из самых трагичных событий в новейшей истории — терактами 11 сентября. Однако не будет лишним взглянуть на ту, вне всякого сомнения, уникальную историю, которая была у башен-близнецов.

Решение о том, что в неприметной части Нижнего Манхэттена будет построен сверхсовременный офисный комплекс, было принято еще в начале 60-х годов прошлого века. Нью-Йорк в те годы значительно обновлялся, так что было довольно логично, что девелопер и председатель банка Chase Manhattan Дэвид Рокфеллер и его брат, губернатор Нью-Йорка Нельсон Рокфеллер пришли к выводу о необходимости такого масштабного проекта в довольно убогой на тот момент части города. В 1962 году под руководством организации Port Authority началось планирование комплекса, автором проекта которого стал известный американский архитектор японского происхождения Минору Ямасаки. Его идея возвести две громадные башни, подобные которым не знал тогда ни один город мира, вызвала много споров. В частности, многие отмечали, что они попросту изуродуют облик города.

Тем не менее, в 1966 году началось строительство, продолжавшееся 7 лет и встретившее немало трудностей. Для начала пришлось снести 164 здания, закрыть пять улиц и вывезти 1,2 миллиона кубических ярдов земли, из которых впоследствии образовался Battery Park City. В один момент на стройке могли трудиться до 3 500 рабочих. Всего же в возведении башен было задействовано примерно 10 000 человек, из которых 60, увы, не дожили до окончания строительства.

Структура башен была очень нетипичной для своего времени — избежав каменной кладки, инженеры использовали специальные стальные балки, идущие по всей высоте здания. На каждой стороне было по 61 такой балке. Колонны башен были отделаны алюминием и расположены всего в полуметре друг от друга, так что издалека башни-близнецы могли показаться зданиями, совсем не имеющими окон. Перекрытия между этажами состояли из бетонных плит и гофрированной стали и крепились к наружным несущим стенам.

Особое внимание было уделено лифтам, которые специально для башен были спроектированы компанией Otis. Всего было установлено 239 лифтов грузоподъемностью свыше 4,5 тонн. Открывшиеся 4 апреля 1973 года Северная и Южная башни были 417 и 415 метров в высоту соответственно, а северную к тому же венчала огромная антенна. Всего в башнях было по 110 этажей, и на момент постройки они являлись высочайшими небоскребами на планете.

Террористические акты

На долю башен-близнецов пришлось немало испытаний. Первой по-настоящему серьезной бедой стал пожар 1975 года, разгоревшийся на 11 этаже, а затем распространившийся в пространстве между 9-м и 14-м.

Однако это были еще цветочки по сравнению с терактом 1993 года, когда 26 февраля на подземном паркинге Северной башни был взорван грузовик с 680 килограммами взрывчатки. Результатом стала 30-метровая дыра, «украсившая» сразу 5 подземных этажей, и серьезное задымление здания, которое ощущалось даже на верхних этажах. Погибло 5 человек, а исполнитель теракта Рамзи Юзеф сумел бежать в Пакистан. Впрочем, вскоре он был пойман и экстрадирован в Штаты, где его ждал пожизненный тюремный срок.

Увы, после первого теракта зданиям ВТЦ оставалось стоять лишь восемь с половиной лет. Все закончилось 11 сентября 2001 года, когда две террористические атаки привели к разрушению обеих башен.

Сперва в 8:46 с Северной башней столкнулся захваченный террористами самолет компании American Airlines, выполнявший рейс номер 11. Его удар пришелся на северный фасад здания между 93 и 99 этажами. При этом вследствие этого удара вспыхнул сильнейший пожар, и были перекрыты все возможные выходы для тех, кто находился на верхних этажах, таким образом в ловушке оказались свыше тысячи человек.

Спустя семнадцать минут после первой атаки в Южную башню врезался другой захваченный террористами самолет компании United Airlines, выполнявший рейс номер 175. Причем этот лайнер угодил в пространство между 77 и 85 этажами, то есть заметно ниже, чем первый, однако из-за того, что поврежденным оказалось пространство ближе к углу башни, один лестничный пролет остался цел, что спасло немало жизней.

Первой обрушилась Южная башня — в 9:59, так как её несущие конструкции были сильно повреждены ударом самолета и вспыхнувшим после пожаром. В Северной башне пожар продолжался 102 минуты, так что она обрушилась чуть позже — в 10:28.

Также 11 сентября, но уже вечером, рухнуло седьмое здание комплекса ВТЦ. В итоге пришлось избавиться от всех зданий Всемирного Торгового Центра как не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию. Такая же участь постигла соседний отель «Marriott», поврежденный обломками башен, и здание Deutsche Bank, которое было впоследствии демонтировано.

Общее число жертв этих страшных террористических атак в Нью-Йорке оценивается в 2 752 человека — именно столько свидетельств о смерти было выписано властями. Тем не менее, очень часто подчеркивают, что произойди удары не утром, а в разгар рабочего дня, то жертв могло быть во много раз больше, так как в башнях одновременно в эти часы обычно находилось порядка 50 тысяч человек.

После терактов появилось огромное число историй, как многие люди из-за различных бытовых или транспортных проблем не успели на работу, что в итоге и спасло им жизнь. Среди всех компаний наибольшее число жертв — 658 — пришлось на банк Cantor Fitzgerald L.P., располагавшийся на 101-105 этажах Северной башни. Также в терактах погибло сразу 343 пожарных Нью-Йорка, 84 сотрудника Port Authority и примерно 60 полицейских.

В новейшей истории как США, так и всего мира такие жертвы в результате терактов — нечто совершенно беспрецедентное и по-настоящему ужасающее. Можно с уверенностью сказать, что именно 11 сентября было первым таким событием в истории нового тысячелетия, после которого можно заявлять, что мир действительно изменился.

Этот репортаж доступен в высоком разрешении.

Прошло ровно 11 лет с момента самого кровавого в мировой истории , в результате которого погибло почти 3 000 человек из 92 стран. На месте рухнувшего Всемирного торгового центра возводятся новые небоскребы, музей и мемориал в память о теракте.

О том, как идет строительство нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, мы расскажем в сегодняшнем репортаже.

Немного истории. (ВТЦ) в Нью-Йорке - это комплекс из 7 зданий, спроектированных американским архитектором японского происхождения Минору Ямасаки, и официально открытый 4 апреля 1973 года. Архитектурной доминантой комплекса были две 110-этажные башни-близнецы - Северная (высотой 417 метров, а с учетом установленной на крыше антенны - 526 метров) и Южная (высотой 415 метров). Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими небоскребами в мире. Комплекс ВТЦ был разрушен в результате терактов 11 сентября 2001 года. После крушения Всемирного торгового центра самым высоким зданием в Нью-Йорке было здание Эмпайр-стейт-билдинг.

В результате все 7 зданий комплекса были разрушены : три самых высоких здания обрушились ВТЦ-1 (Северная Башня, 110 этажей), ВТЦ-2 (Южная Башня, 110 этажей) и ВТЦ-7 (47 этажей), которое не было атаковано, его снесли промышленным способом. ВТЦ-3 (отель «Марриотт», 22 этажа) был почти полностью разрушен обломками ВТЦ-1 и ВТЦ-2. Остальным трём зданиям комплекса был нанесён такой ущерб, что они были признаны непригодными к восстановлению и позже были снесены. (Фото Mark Lennihan |A P):

На месте крушения Всемирного торгового центра в Нью-Йорке был открыт 11 сентября 2011 года, 10 лет спустя терактов. Он представляет собой 2 квадратных бассейна, расположенных точно на месте бывших башен-близнецов. По оценкам, около 5 миллионов человек будут посещать памятник ежегодно, что является рекордом среди всех исторических мест США. (Фото Mark Lennihan | Reuters):

Хотя Национальный Мемориал 11 сентября получил хорошие отзывы со стороны общества и семей погибших, этот проект критикуется за высокую стоимость и отсутствие эстетики. Издание «The Wall Street Journal» считает его самым дорогим памятником Америки.

Два квадратных бассейна с самыми большими водопадами в США, сделанными руками человека, были открыты 11 сентября 2011 года, в 10 годовщину терактов. Музей, расположенный под бассейнами, будет открыт в сентябре 2012 года. (Фото Stan Honda | AFP | Getty Images):

Бассейны спускаются вниз до подножия бывших башен-близнецов. Они символизируют утрату жизни и пустоту, вызванную террористскими атаками. Звук падающей воды должен будет имитировать звуки города. На бронзовых бортах Мемориальных бассейнов написаны имена погибших в результате теракта 11 сентября 2001 года. (Фото Seth Wenig | AP):

Всемирный торговый центр Башня 1 (ВТЦ-1, ранее - Башня Свободы) - центральное здание в новом комплексе Всемирного торгового центра, строящегося в нижнем Манхэттене в Нью-Йорке. Окончание строительства Башни Свободы планируется в 2013 году. Сейчас построено 104 этажа, а ровно год назад их было 80. (Фото Lucas Jackson | Reuters):

Стоимость строительства небоскреба оценена в 3.8 млрд долларов, что делает его самым дорогим офисным зданием в мире. (Фото Gary Hershorn | Reuters):

Всемирный торговый центр Башня 1. Фотография сделана 7 сентября 2012 с 72 этажа Всемирного торгового центра Башни 4. (Фото Spencer Platt/Getty Images | Reuters):



Вид на Эмпайр Стейт Билдинг и строящуюся Башню 1 нового Всемирного торгового центра (справа), 30 апреля 2012. (Фото Timothy A. Clary | AFP | Getty Images):

Основание высотного крана, установленного внутри Башни 1 нового Всемирного торгового центра, 23 марта 2012. (Фото Lucas Jackson | Reuters):

Под новым Всемирным торговым центром в Нью-Йорке находятся подземные коридоры, которые свяжут несколько зданий с транспортным узлом. (Фото Mark Lennihan | AP):

Ночной вид на бассейн Национального Мемориала 11 сентября. (Фото Spencer Platt | Getty Images):

Ночной Манхеттен, Луна и Всемирный торговый центр Башня 1 (в центре), 6 мая 2012. (Фото Gary Hershorn | Reuters):

Стройплощадка нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 1 апреля 2012. (Фото Mark Lennihan | AP):

Окончательный вид здания Всемирного торгового центра (Башня 1) был представлен публике 28 июня 2006 года. Для безопасности сначала хотели сделать нижнюю часть здания (57 метров в высоту) из бетона, но критики высказались, что это будет напоминать бетонный саркофаг. В итоге было решено, что при отделке фасада на этом уровне будут использованы стеклянные элементы призмоподобной формы. (Фото Spencer Platt | Getty Images):

С окончания конструкции антенны Всемирного торгового центра (Башня 1) в небо будет светить луч света, который, как предполагается, будет виден в воздухе в высоту до 300 метров. (Фото Gary Hershorn | Reuters):

Квадратные бассейны Национального Мемориала 11 сентября. Нью-Йорк, 1 апреля 2012. (Фото Mark Lennihan | AP):

Общий вид нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 6 сентября 2012. В центре - здание Всемирного торгового центра (Башня 1), слева - комплекс зданий Всемирного финансового центра, справа - здание Всемирного торгового центра (Башня 4). (Фото Mark Lennihan | AP):

Башни близнецы: история, гордость и трагедия Америки

У зданий, как и у людей, есть нечто общее. Одни проживают простые и незаметные большинству жизни и, умирая, остаются в памяти только ближайших родственников. Другие же - на виду, ими восхищаются или ненавидят; по крайней мере, их знают многие. Погибая, они пребывают частью истории, живя в умах миллионов, даже после ухода в вечность оказывая влияние на живущих.

Именно второй вариант выбрала судьба для знаменитых небоскрёбов, башен-близнецов в Нью-Йорке . Взорванные в результате террористической атаки 11 сентября 2001 года, эти здания словно бы продолжают своё существование: их все знают, о них помнят, они продолжают тиражироваться в тысячах снимков. Они, в конце концов, неуловимым образом до сих пор влияют на жизнь огромнейшего мегаполиса, да и США в целом.

Строительство Башен-близнецов

Построить легко, трудно договориться. Любое здание мира, даже дачный домик, рождается не на строительной площадке, а в умах его творцов. Не стал исключением и Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, архитектурной и визуальной доминантой которого явились два небоскрёба, сразу же названые башнями: Северная и Южная.

Идея возведения грандиозного комплекса родилась в США ещё во время Второй мировой войны . К 1944 году стало понятно, что в её результате в Западном мире осталось одно государство, которому удалось не только сохранить своё экономическое могущество, но существенно его укрепить, особенно на фоне разрушенных Европы и Японии. Этим государством стала Америка. Не нужно было обладать большим умом, чтобы понять простую истину: в ближайшие десятилетия страна станет сверхдержавой, будет стремительно развиваться. И ей понадобится большой финансово-торговый комплекс.

Но прошло ещё немало времени, пока идея начала превращаться в реальность. Основных причин было две.

Первая - разгоревшаяся гонка вооружений, холодная война, требовавшие колоссальных финансовых вливаний.

Вторая - столкновение экономических интересов нескольких влиятельных групп США, а также двух штатов, Нью-Джерси и Нью-Йорка . К тому же строительство Центра предполагало возникновение новых небоскрёбов, превышающих по высоте Эмпайр Стейт Билдинг , гордость города, высочайшее сооружение мира. Финансовые группы, контролировавшие это здание, вовсе не жаждали возникновения грозного конкурента.

И только к началу 60-х годов все коммерческие, имиджевые и финансовые вопросы удалось утрясти. Не последнюю роль в этом сыграли братья Рокфеллеры, Дэвид и Нельсон. Используя своё влияние, связи и деньги, братья начали строить ВТЦ в Нижнем Манхэттене .

Весь комплекс, включая башни близнецы, проектировали несколько мощных дизайнерских компаний, но ведущим архитектором, отцом проекта, избрали американца японского происхождения Минору Ямасаки.

Ямасаки до начала работы над этим проектом выполнил несколько серьёзных работ в разных городах США, хотя и не входил в число самых маститых профессионалов страны. Приверженец готического модернизма, испытывающий сильное влияние архитектуры Ле Корбюзье, японец обратил внимание на небольшие старинные башни близнецы в итальянском городке Сан-Джиминьяно, взяв их в качестве образца для выполнения своей задачи.

А задача у мастера была незамысловата: сделать нечто, где было бы в 5 раз больше офисных площадей, чем в Эмпайр Стейт Билдинге. Перебрав несколько возможных вариантов, Ямасаки пришёл к окончательному: две стройные башни с квадратным сечением, имеющие форму параллелепипедов.

Весь ход строительства можно разделить на следующие этапы:

  • проектирование: 1962 - 1965 годы;
  • очистка и подготовка площади под строительство - с марта по август 1966 года;
  • август 1966 - начало земляных работ, выемка грунта под основание башен;
  • установка последнего несущего элемента зданий - декабрь 1970 года (Северная башня), июль 1971 года (Южная башня);
  • торжественное открытие комплекса - 4 апреля 1974 года.

По окончанию строительства башни оказались самыми высокими зданиями мира, каждая насчитывала по 110 этажей. Верхняя отметка Южной составляла 415 метров, Северная была на 2 метра выше, к тому же её украшала антенна с отметкой 526,3 метра.

Помимо всего прочего, появление башен дало старт настоящей гонке небоскрёбов, начавшейся в мире. Забегая чуть вперёд, можно сказать, что на месте упавших «свечек» американцы построили новый ВТЦ, венчает который самое высокое здание Западного полушария. Тем не менее, сейчас оно - лишь четвёртое в когорте зданий-великанов.

Необычное лицо Башен-близнецов

Продолжая начатую аналогию, можно сказать, что подобно людям, выдающиеся здания тоже обладают своими рекордами и уникальными событиями жизни. Есть они и у башен Ямасаки. Вот некоторые из них:

  • При строительстве зданий вырыли глубокие 20-метровые котлованы, чтобы добраться до «коренной» скальной породы. Земля из котлованов использовалась для искусственной насыпи, на которой впоследствии построили несколько зданий Всемирного финансового центра.
  • В основе конструкции башен - сотни больших и малых стальных труб, создающих особый каркас, устойчивый к воздействию ветров и сейсмических колебаний.
  • Фасад зданий изобилует огромным количеством узких окон шириной всего 56 см. Ямасаки страдал боязнью высоты, и спроектировал окна так, чтобы любой человек, подойдя к подоконнику, мог без труда упереться в откосы оконного проёма, что создавало бы у него особое ощущение надёжности.
  • Каждая из башен имела по 103 лифта, из них 6 грузовых. Часть пассажирских лифтов были скоростными, часть - обычными. Для перехода из первых во вторые использовались площадки на 44-м и 78-м этажах.
  • Сразу после возведения башен они получили уничижительную критику от ведущих архитекторов мира. Не очень понравились здания и жителям города. Но постепенно к ним привыкли и даже стали гордиться. Приблизительно такая же судьба была у Эйфелевой башни в Париже.
  • Первая попытка уничтожить здания предпринималась в 1993 году. Тогда в гараже Северной башни, под землёй, взорвали грузовик с более чем полутонной взрывчатки.

В конце концов, террористам удалось взорвать необычные здания. Но, уничтожив их, разве уничтожили они саму идею, стремление человека покорять, создавать что-то необычное? Ведь она заложена в самой природе человека.

И, возможно, очень хорошо сказал об этом дерзкий француз Филипп Пети, который в августе 1974 года сумел 8 раз подряд (!) пройти по канату, натянутому между двумя башнями, при этом танцуя и даже ложась: «Лёжа на канате, я увидел очень близко над собой чайку. И мне вспомнился миф о Прометее. Здесь, на этой высоте, я вторгся в её пространство, доказывая, что человек может сравниться и с птицей…»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!