Архитектурные проекты городов будущего. Международный деловой район Сонгдо, Южная Корея

Согласно статистическим данным, 54% людей на нашей планете живёт в городах. По прогнозам учёных, к середине XXI века их будет уже 66%. Сегодня инженеры и дизайнеры разрабатывают проекты городов будущего, в которых все ресурсы будут расходоваться максимально эффективно. Давайте узнаем о самых интересных из них.

Проект футуристического города будущего - Масдара

Экологическая ситуация в Объединённых Арабских Эмиратах далека от идеала. Это связано с тем, что в стране открыты сотни заводов по производству нефти. В то же время наличие больших запасов «чёрного золота» делает ОАЭ ещё и одним из самых богатых государств. Здесь находятся самые модные гостиницы, высочайший в мире небоскрёб, искусственные архипелаги. А недавно местные шейхи решили создать первый на планете город без вредных отходов и выбросов углекислого газа - Масдар.

Масдар будет обеспечиваться электроэнергией от 88 тысяч панелей солнечных батарей, расположенных на окраине города. Такое решение обусловлено тем, что ясная погода в регионе стоит 355-360 дней в году. Все выключатели света в Масдаре оборудуются датчиками движения – это поможет минимизировать потребление электричества. Город будет окружён стенами, а его фундамент поднимут на 7,5 метров.

Архитекторы спроектировали Масдар так, чтобы строения как можно меньше грелись, а мостовая постоянно находилась в тени. Улицы будут пролагаться с учётом преобладающего направления ветров и положения солнца на небосводе. Это позволит понизить температуру возле земли примерно на 20 градусов.

В пределах города автомобили будут запрещены, всем туристам придётся парковаться за пределами Масдара. Местные жители будут перемещаться с помощью подземной транспортной сети, работающей на электричестве.

Это интересно: Первый этап строительства Масдара будет закончен в 2018-м году. После этого в новых домах смогут жить 7 тысяч человек. Завершить проект полностью инженеры планируют к 2030-му году. После этого население Масдара и ближайших пригородов достигнет 100 тысяч.


Промышленный коридор протянется почти на 1,5 тысячи километров!

Сегодня в Индии проживает свыше 1,2 миллиарда человек, треть из которых переберётся в города на протяжении ближайшего десятилетия. Так как страна преимущественно слаборазвита, а средний возраст её жителей – 27 лет, существует огромная потребность в рабочих местах. Поэтому правительство Индии решило реализовать крупнейший инфраструктурный проект в истории страны.

1480-километровый «коридор» Дели-Мумбаи позволит стране стать самым дешёвым производителем товаров на планете. В ходе реализации этого проекта инженеры построят десятки современных железнодорожных линий, по которым эти товары прямиком с конвейеров будут поставляться в порты и аэропорты. Также вдоль коридора будет возведено 24 экологически чистых города с развитой инфраструктурой.

Этот масштабный проект финансируется не только индийским, но и японским правительством. Экономика этой страны базируется на индустрии высоких технологий, и японцы хотят сделать Индию своим основным производственным «заводом». По расчётам, на реализацию проекта будет потрачено 90 миллиардов долларов.


Подарок Короля Саудовской Аравии своему народу

Экономический город короля Абдуллы находится на 100 километров севернее Джидды (второго города Саудовской Аравии по численности населения). Его строительство обойдётся в 100 миллиардов долларов. По размерам город сравнится с Вашингтоном.

Он соединит Мекку и Медину посредством высокотехнологичной железнодорожной сети. Другой важный этап реализации проекта – возведение вблизи от мегаполиса Промышленной Долины. Её центром станет большой нефтехимический завод.

Крупнейшее учебное заведение города, Университет наук и технологий Короля Абдуллы, начали строить ещё в 2009-м году. 20 миллиардов долларов на его возведение пожертвовал сам Абдулла. После окончания строительства университет будет уступать по размерам только Гарвардскому и Йельскому.

Этот город – наследие, которое король Саудовской Аравии оставит людям. После окончания строительства 2 миллиона жителей получат современное жильё. Также будет создано 900 тысяч новых рабочих мест.


Корейцы рассчитывают, что Сонгдо станет деловым центром северо-восточной Азии

Корейские инженеры разрабатывают проект Международного делового района Сонгдо. Он займёт территорию в 607 гектаров и разместится вблизи от аэропорта Инчхон (65 километров от столицы, Сеула).

Сонгдо на 40% будет состоять из парковых зон, некоторые из которых станут уменьшенными копиями Центрального парка Нью-Йорка, каналов Венеции и т.д.

Это интересно: Отдельного упоминания достойна мусорная система, которая будет реализована в Сонгдо. Отходы будут всасываться непосредственно из корзин и по подземным трубам поставляться прямо в место их переработки.

Ещё одна интересная идея – использование мощной информационной сети, которая объединит все бытовые устройства и системы обслуживания по технологии беспроводной связи. Это позволит инженерам идеально скоординировать и «синхронизировать» жизнь в городе.

Уже в конце 2016-го года в Сонгдо смогут жить 60 тысяч корейцев, также будет создано 300 тысяч новых рабочих мест. Из расчётной стоимости проекта в 30 миллиардов долларов одна треть уже ушла на возведение 120 зданий. Власти Южной Кореи рассчитывают, что после завершения строительства Сонгдо станет главным деловым центром северо-восточного региона Азии.

6. Города-небоскрёбы


Небоскрёб Бурдж Халифа в ОАЭ

Такие небоскрёбы, как 828-метровый Бурдж Халифа (Дубаи) – пример эффективного использования пространства в городах, испытывающих недостаток свободной территории для расширения. В них и строится больше всего высотных зданий. Главный плюс такого подхода – рациональное использование ограниченных ресурсов (топлива, воды, электричества и т.д.).

Поэтому в некоторых странах всерьёз обсуждаются проекты возведения футуристических небоскрёбов, которые в какой-то мере станут полноценными городами. В них будут располагаться парки, магазины, офисы, зоны развлечений, рестораны и т.д. То есть люди смогут вести полноценную жизнь, не покидая пределов города-высотки.

В Кувейте идёт строительство здания Мубарак аль-Кабира (его высота достигнет 100 метров), а в Азербайджане – небоскрёба Азербайджан (1049 метров). Первый проект будет завершен в 2016-ом, второй – в 2019-ом году. Такие здания – конечно, не полноценные высотные города, а просто верный шаг в этом направлении.

Это интересно: Все мыслимые рекорды в ближайшем будущем побьёт небоскрёб Дубай Сити Тауэр. Его высота превысит 2400 метров! Строительство будет завершено в 2025-м году.

Американцы раздумывали над подобным проектом ещё в начале девяностых годов. В Сан-Франциско планировалось построить 500-этажный небоскрёб Ultima Tower высотой в 3200 метров. Он должен был стать домом для 1 миллиона человек. Япония же несколько лет назад отказалась от строительства двухкилометрового небоскрёба Shimizu Mega-City Pyramid.


Так будет выглядеть мексиканский

Мексиканцы удивили весь мир, заявив о строительстве подземного небоскрёба. Забавно, что называться он будет Earthscraper, что в переводе означает «землескрёб». Архитекторы и инженеры рассчитывают построить в центре Мехико 65-этажное здание в форме перевёрнутой вверх дном пирамиды с площадью основания в 7600 квадратных метров. «Крышей» уходящего вглубь земли небоскрёба станет прочная стеклянная панель размером 240 на 240 метров. Она будет служить ещё и общественной площадью, на которой планируется проводить концерты и торжественные военные парады.

2 года назад американский дизайнер Мэттью Фромболути представил проект аналогичного подземного здания. Он предлагает построить его возле города Бисби, штат Аризона. «Землескрёб» Above Below могут возвести внутри заброшенной шахты Lavender Pit Mine, глубина которой достигает 275 метров.

Для обеспечения бытовых потребностей людей в этих «землескрёбах» будет использоваться геотермальная энергия.


Проекты автономных арктических городов

Тем временем в России обсуждается проект автономного города Умка, названного в честь полярного медвежонка из одноимённого советского мультфильма. Он будет располагаться на острове Котельный, относящемся к Новосибирскому архипелагу. Отсюда до Северного полюса – всего 1600 километров.

Остров Котельный – негостеприимное место. Средняя температура воздуха в январе здесь составляет -30°С, в июле – около +1°С. Круглый год с моря дуют пронизывающие северные ветра.

Город Умка будет напоминать Международную космическую станцию, увеличенную в десятки раз. В нём смогут жить до 6 тысяч человек. Город будет самодостаточным и изолированным от внешнего мира. Умка – широкомасштабный эксперимент, который, кроме всего прочего, поможет учёным усовершенствовать проекты будущих космических колоний.

Это интересно: Французские учёные пошли ещё дальше и предложили создать в Арктике плавающее поселение, рассчитанное на 800 человек. По их замыслам, город должен перемещаться вслед за айсбергами, будучи полностью обеспеченным пресной водой. А солнечные батареи позволят генерировать всю необходимую для нужд населения энергию.


В ближайшем будущем появятся первые плавучие города!

Проблемы глобального потепления, повышения уровня моря и недостатка полезных ресурсов натолкнули китайских инженеров на мысль о том, что настало время строить города на воде. Они разработали проект метрополиса площадью в 10 квадратных километров, который будет состоять из шестиугольных модулей, объединённых в одно целое сетью подводных улиц и дорог.

Не отстают от коллег из Поднебесной и инженеры японской компании Shimizu. Они планируют создать плавучий город с интересным названием «Плавающая Зелень». Он будет покрыт растительностью и займёт до 10 искусственных островов. А километровый небоскрёб, расположенный в центральной части города, станет одновременно вертикальной фермой для выращивания растений и жильём для десятков тысяч человек.

Не менее интересен и проект подводного города Ocean Spiral. Огромное сферическое строение будет вмещать 5 тысяч человек, его достроят к 2030-му году. Электричество будет вырабатываться за счёт энергии морских волн.

Отметим, что все вышеупомянутые города станут самодостаточными в плане энергетики, производства пищи и утилизации отходов жизнедеятельности.


Планировка идеального города, разработанная Жаком Фреско

98-летний Жак Фреско разработал идеальный план для всех городов будущего. Согласно его замыслу, все сооружения сначала должны быть изготовлены в виде составных модулей, а затем – доставлены на нужное место и собраны. Это позволит значительно сократить расходы. Правда, для этого придётся создать мега-завод, способный массово производить отдельные квартиры или даже целые дома для нескольких городов одновременно. Планируется, что они будут изготавливаться из лёгких сортов железобетона с керамическим покрытием. Этот материал является прочным, огнеупорным, устойчивым к любым климатическим условиям и практически не требующим обслуживания. Тонкостенные конструкции из него могут выпускаться серийно, производство каждой партии будет занимать считанные часы. При этом им не страшны ни бури, ни землетрясения.

Каждый дом планируется сделать автономным, оборудовав его собственным генератором электрической энергии и накопителем тепла. Солнечные батареи Жан Фреско предлагает встраивать непосредственно в окна и стены. А затемнённое термостекло защитит людей от ярких солнечных лучей в знойный день.

Это интересно: Главной особенностью города, возведённого по плану проекта «Венера», станет его форма. Улицы будут располагаться в виде концентрических кругов, благодаря чему жители смогут добраться в нужное место за минимальное время.


Куб e-QBO способен решить энергетические проблемы современных городов

Некоторые из футуристических проектов, о которых мы рассказали выше, уже находятся на стадии реализации. Интересно, что все они подразумевают строительство с нуля. Дело в том, что возвести новый город – дешевле и проще, чем улучшить уже существующий, доведя его до соответствия аналогичным стандартам.

Упомянем о перспективной разработке, способной упростить производство электроэнергии в городских условиях – кубе e-QBO. Монолитный куб генерирует энергию благодаря фотоэлектрическим панелям, интегрированным в его поверхность.

Е-QBO – такой архитектурный «хамелеон», способный гармонично вписаться в городской облик. На интернациональной конференции Milan Innovation Cloud, посвящённой новым технологиям в сфере энергетики, чёрный куб служил выставочным павильоном. А на время проведения выставки-ярмарки MADE 2013 он стал гостиной, принимавшей участников мероприятия.

Размеры e- QBO могут варьироваться в пределах от нескольких сантиметров до десятков метров. В большой куб без проблем поместится жилой дом, а маленький легко послужит, например, скамейкой в городском парке.

Можно не сомневаться, что многие футуристические проекты городов будущего станут реальностью уже в ближайшие десятилетия. Но люди должны заботиться и о развитии технологий, способных сделать современные мегаполисы самодостаточными, экологическими и более энергоэффективными. За ними – будущее.


Архитектура будущего всегда была камнем преткновения между архитекторами и заказчиками в силу разных причин - от неготовности последних к чему-то новому до нехватки необходимых средств на строительство. В нашем обзоре представлены 15 невероятных проектов футуристической архитектуры, которые пока так и остались на бумаге.

1. Отель "Рай на воде" в Шанхае, Китай


"Рай на воде


"Рай на воде


"Рай на воде": художественный разрез здания


Среди особенностей проекта шанхайского отеля стоит выделить место его расположения (будущий отель должен был расположиться в живописном карьере, наполненном водой), озелененную крышу, источники геотермальной энергии и подводные помещения, включающие в себя непосредственно номера для проживания, а также всевозможные рестораны и кафе. Первоначально планировалось, что это здание будет построено к маю 2009 года, однако на сегодняшний день его строительство все еще не начато.

2. " в Нью-Йорке, США


Комплекс городской фермы "Стрекоза


Комплекс городской фермы "Стрекоза


"Стрекоза": художественный разрез здания


Проект огромной фермы на острове Рузвельта в Нью-Йорке разработал известный дизайнер Винсент Каллибо. Ферма должна была удовлетворить потребность в пище многомиллионного населения. Главной концепцией 132-этажной башни, напоминающей крылья гигантской стрекозы, стало эффективное использование солнечной и ветровой энергии. Здесь должны были выращивать зерновые культуры, фрукты и овощи, а также производить молочную и мясную продукцию.

3.


Глобальный проект устойчивой цивилизации "Венера"


Глобальный проект устойчивой цивилизации "Венера"


По причине глобального потепления, перенаселения и других проблем грядущего века, некоторые архитекторы считают необходимым процесс создания новой модели цивилизации, которая будет служить во благо людям и приносить им максимальную пользу. Проект "Венера" - одна из таковых моделей. Круглые поселения со встроенными фермами и развитыми сетями общественного транспорта и различные города в открытом море, способные вмещать миллионы человек, являются лишь частью этой трудноосуществимой задачи.

4. Вращающиеся под влиянием ветра башни в Дубае, ОАЭ




Итальянский архитектор Дэвид Фишер разработал концепцию башен таким образом, что каждый из 80 этажей может вращаться в любом направлении с помощью специальных голосовых команд. Автор проекта хотел создать универсальный тип комнаты, в которой каждый сможет насладиться как восходом солнца, так и закатом. Трехчасовой цикл вращения происходит благодаря энергии солнечных батарей и 79 ветровых турбин, расположенных под каждым этажом. Отметим, что на строительство этого шикарного комплекса требуется около 540 млн долларов, и именно нехватка средств стала основной причиной замораживания строительства.

5. Небоскребы Sky-Terra в Сан-Франциско, США: городская рекреация в небе



В следствие перенаселенности крупных мегаполисов, создание зеленых городских участков стало как никогда актуальным. Sky-Terra - это проект сети небоскребов, возвышающихся над городом Сан-Франциско. Комплекс предполагает размещение городских парков, амфитеатров, полей и общественных бассейнов прямо в небе. Внутренним вертикальным ядром, связывающим наземный уровень каждой структуры с последними этажами, являются скоростные и панорамные лифты.

6. Павильон "Мой сон, моя мечта" в Сингапуре


Павильон "Мой сон, моя мечта


"Мой сон, моя мечта


Дизайнерское бюро Design Act спроектировало свой павильон "Мой сон, моя мечта" к международной выставке World Expo 2010, проходящей в Сингапуре. Объект состоит из нескольких тысяч маленьких кубиков, которые выглядят, как пиксели на изображении. Внешне павильон напоминает огромное "цифровое облако", нависшее над зелеными лугами. Интересно, что согласно задумке авторов, каждый посетитель сможет оставить записку с текстом своей заветной мечты в стенах павильона. А сбудутся ли эти мечты, или нет, можно будет узнать лишь тогда, когда проект павильона будет наконец реализован.

7. Комплекс "Ничья земля"


Комплекс "Ничья земля"


Экологический проект "Ничья земля" нью-йоркского архитектора Фу Хоанга, расположенный вблизи Мертвого моря, изначально задумывался как ответ на вопрос "сможет ли архитектура способствовать миру на Ближнем Востоке?" Комплекс должен решить множество проблем, среди которых отсутствие качественного контроля воды и возобновляемых источников энергии, а также мест для отдыха в этом регионе. Проект включает в себя сеть островов искусственного архипелага. Специальная технология помогает комплексу извлекать молекулы воды из воздуха и опреснять их, превращая в чистую питьевую воду.

8. Антиутопическая ферма в Нью-Йорке, США



Похожее на гигантский муравейник, здание фермы от Эрика Вернье, включает в себя хозяйственные помещения, офисы и жилищно-торговые площади. Главная идея проекта заключается в отказе от романтизации процесса пищевого производства и стремлении выразить с помощью необычных форм всю его сущность - генную инженерию, ГМО и различные питательные добавки. К сожалению, именно такая пища сегодня пользуется популярностью у большинства жителей Манхэттена.

9. Башня в Тайчжуне, Китай



Главной фишкой 300-метровой башни можно считать "плавающие смотровые площадки", сделанные из легких материалов, которые используются в аэрокосмической промышленности. Площадки могут передвигаться вверх и вниз и вмещать одновременно до 80 человек. Далеко не каждый турист захочет увидеть панораму китайского городка с такой смотровой площадки!

10. "Облако" в Дубае, ОАЭ




"Облако" - проект скульптурной группы, которая должна была расположиться в главном городе ОАЭ. По задумке автора Надима Карама, "облако" должно парить на уровне 300 метров над землей благодаря прозрачным столбам-опорам, похожим на дождь. К сожалению, на сегодняшний день эта оригинальная идея так и не реализована.

11. Плавающая пирамида в Токио, Япония



Проект пирамиды в Токио являет собой пример архитектуры аркологии - жилой мегаструктуры, способной в случае глобальной катастрофы вместить в себя все население города.
Эта плавающая мега-пирамида высотой с 50-этажный дом предназначена для 750 тысяч человек. Внутри здания есть все условия для жизни - собственные дома, гостиница, развлекательные центры и даже транспортные сети. Размеры этого "города в городе" настолько велики, что вам потребуется несколько дней на то, чтобы просто обойти его.

12. Жилой комплекс на воде в Новом Орлеане, США




Жилой комплекс в американском штате Луизиана - еще один проект плавающей аркологии. Предназначенное для прибрежной территории реки Миссисипи здание необычной формы способно принять 40 тысяч человек. Интересно, что в переводе на английский, полное название объекта звучит как "The New Orleans Arcology Habitat". Сокращением служит аббревиатура NOAH, что переводится на русский язык как "Ной". Очень жалко, что современный ковчег так и не был построен.

13. Плавающий аэро-отель

"Водоскреб"


"Водоскреб": художественный разрез здания


Согласно проекту, башня должна стать такой же высокой, как знаменитый Эмпайр Стейт Билдинг, но с одним "небольшим" отличием - все этажи, за исключением двух последних, будут находиться...под водой. Уникальное здание будет генерировать свою собственную энергию с помощью волн, солнца и ветра. Помимо жилых апартаментов и гостиничных номеров в "водоскребе" было предусмотрено место для фермы. Башня должна держаться на плаву с помощью специальных тросов, напоминающих щупальца краба. Тем, кто захочет посетить "первый" этаж этого комплекса, предстоит долгий путь ко дну океана.

15. " в Шанхае, Китай


Гостиничный комплекс "Народное здание


Гостиничный комплекс "Народное здание


Проект комплекса, состоящего из отеля на 1000 номеров, конференц-зала и спортивного центра, является одним из многочисленных примеров современной архитектуры, ставшей крайне популярной в развитых азиатских странах. По форме здание гостиничного комплекса напоминает перешагивающего китайскую реку Хуанлу человека, а две башни, плавно перетекающие друг в друга - две его ноги. Одна из них вырастает из-под воды, а другая и вовсе берет начало под землей.

Порой некоторые проекты, кажущиеся нереальными, все-таки реализуются, чему послужат примером и . А ответить на вопрос "будет ли реализован очередной футуристический шедевр ?" мы сможем лишь по прошествии времени.

Представьте себе час пик в большом городе. Люди спешат домой после тяжелого трудового дня. Мимо проносятся беспилотные автомобили; по специально оборудованным безопасным дорожкам, обособленно от моторизованного движения и потока непредсказуемых пешеходов и велосипедистов.

По мере наступления вечера установленные в помещениях датчики регулируют температуру окружающего воздуха и включают освещение; люди управляют телевизорами, радио, и даже подачей воды в ванной жестами, не вставая со своих кресел.

Тем временем датчики, установленные на улице, отслеживают состав воздуха и готовы моментально оповещать жителей при достижении в атмосфере опасного уровня отравляющих веществ. Уборка городского мусора планируется компьютером, который автоматически получает данные о наполнении мусорных баков. Системы планирования уличного движения постоянно отслеживают и корректируют потоки трафика, благодаря чему пробки и аварии остаются в прошлом. Все функции городских систем управления незаметно для горожан оптимизируются, делая жизнь проще и эффективнее.

Сегодня , архитекторы и технологи всё чаще вынуждены включать воображение, чтобы ответить на один из наиболее значительных вопросов современности: как максимально эффективно и экологически рационально решить проблему постоянно растущего городского населения?

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году около 70% населения Земли, или 6,4 млрд. человек, будет проживать в городской местности. Многие из них будут жить в крупных городах, которым исполнится к тому моменту несколько десятилетий или даже столетий, и которые изначально строились с расчетом на значительно меньшее число жителей, притом предъявлявших совсем иные требования к местам своего обитания. По мере зарождения и развития этих мегаполисов возникает риск, что они превратятся в огромную, неэффективную воронку, поглощающую драгоценные ресурсы – землю, воду, энергию. При этом управлять такими структурами в материально-техническом отношении будет очень сложно.

На помощь для решения этих задач приходит целый ряд дисциплин и цифровых инструментов, позволяющих ученым и градостроителям, к примеру, представлять и изучать возможные варианты создаваемого будущего, а также влияние этого будущего на тех, кто будет жить в городах и на обитателей планеты в целом. Наука градостроения обещает в корне изменить наши представления о городах и о том, какой будет наша жизнь в условиях этих городов.

Ингеборг Рокер – одна из тех, кто возглавляет эту работу. Являясь руководителем проекта GEOVIA 3DEXPERIENCity в компании Dassault Systèmes , который ориентирован на разработку комплексных виртуальных моделей городов, и одновременно доцентом кафедры архитектуры в Гарвардском университете. Ингеборг считает, что для создания города будущего нам необходимо воспользоваться иным, новым подходом к проектированию наших городов.

Традиционное планирование подразумевает, что эффективность достигается за счет стандартизации всех элементов. Действительно, если сделать все дороги, элементы освещения, перекрёстки и здания одинаковыми, то можно добиться существенной экономии затрат и заметно ускорить процессы строительства, развития и модернизации городов. Однако Ингеборг Рокер считает, что подобно тому, как с медицинской точки зрения уникальность каждого пациента диктует необходимость в индивидуальном выборе лечения, мы не можем применять один и тот же подход к проектированию различных городов. По её мнению, города следует рассматривать и планировать как живые организмы, где каждый элемент и каждый житель является частью единого целого. Изменения – какими бы незначительными они ни были – нельзя предпринимать, не изучив предварительно влияние этих изменений на весь организм города и на его окружающую среду.

Изучение характера взаимодействия между людьми и системами выявило определенные модели взаимодействия, которые никак нельзя назвать стандартными, – говорит Ингеборг Рокер.– Если проанализировать модели поведения и взаимодействие между людьми и системами, например, транспортными системами или системами ликвидации и переработки отходов, то можно создавать города, которые будут одновременно динамичными, высокоэффективными и экологически сбалансированными, но при этом совсем другими.

Подобный подход является новаторским в архитектуре и способен привести к переосмыслению этой дисциплины, которая будет ориентироваться не только на характеристики, получаемых на выходе зданий, но и на эффект, который создаваемые здания будут оказывать на ресурсы планеты. Новые технологии, подобные тем, которые разрабатываются в рамках проекта 3DEXPERIENCity, позволяют планировщикам городов и градостроителям цифровыми методами изучать и испытывать новые идеи, и при этом постоянно учитывать влияние процессов урбанизации – не только в масштабах конкретного города, но и в масштабах целой планеты, в контексте её ресурсов.

Городской стиль жизни оказывает влияние даже на самые отдалённые регионы нашей планеты. Чтобы сохранить экологическую сбалансированность, нам следует найти способы ограничивать влияние роста урбанизации на нашу геосферу, – говорит Ингеборг Рокер.

Горожане

Безусловно, вопросы архитектуры, инфраструктуры и городского планирования играют важную роль в будущем городов. Но главным элементом любого города являются его жители. Если мы преследуем цель обеспечить городам экологически сбалансированное будущее, то необходимо намного более тесно работать с жителями этих городов.

Хотя на рынке уже представлены технологии умного, дома, в частности, система управления домом Google Nest, мы только лишь приближаемся к тем революционным переменам, которые позволят жителям самостоятельно создавать и контролировать своё непосредственное окружение.

Архитектура начинает постепенно оказывать влияние на образ мыслей людей. Вскоре мы сможем управлять средой и окружающим нас пространством, что позволит нам оптимизировать использование энергии и даже управлять конфигурацией этажей зданий. Уже не за горами будущее, в котором квартиры оснащены роботизированными стенами, которые могут менять своё положение и создавать пространства в соответствии с нашими потребностями. Возможно, появится даже роботизированная мебель, которая будет появляться или удаляться по вашему запросу. Всё это даст возможность создавать небольшие пространства, которые будут выполнять сразу несколько функций, что позволит людям сократить своё жилое пространство, при этом не жертвуя комфортом и не поступаясь привычными удобствами.

По мере того, как люди будут сталкиваться с нехваткой свободных площадей, будут появляться персонализированные города с чрезвычайно высокой плотностью застройки, при планировании которых будут учитываться многофункциональные пространства, которые можно будет использовать 24 часа в сутки.

Компактный город

В последние годы всё большее внимание уделяется идее компактного города – планированию более уплотнённых и концентрированных пространств для достижения более сбалансированных городских форм. Идея заключается в том, что в зоне доступности для жителей города должно быть больше различных активностей и публичных сервисов, в том числе это касается образовательных ресурсов и общественного транспорта. Среди преимуществ подобного подхода – улучшение качества городского воздуха за счет уменьшения количества автомобилей на улицах города, а также снижение энергопотребления за счет того, что здания располагаются плотнее друг к другу.

Инструкция

Одним из проектов является строительство эко-города. Вместо того, чтобы бесконтрольно потреблять сырье и выбрасывать в атмосферу продукты переработки, нужно построить систему, которая не только будет полностью перерабатывать отходы, но и возобновлять потраченные ресурсы. Город должен быть самодостаточным. Энергию можно получать от солнца, ветра, разложения органического материала. Натуральные продукты будут выращивать во взмывающих к нему фермах-небоскребах. Каждый житель при необходимости сможет арендовать небольшой участок земли на крыше своего дома или в ближайшем парке, чтобы выращивать там зелень и овощи. Эко-город не должен быть большим. Самым удобным средством передвижения в нем станет велосипед. Это позволит сэкономить время на ожидание общественного транспорта, избавит от пробок, очистит воздух от выхлопных газов. В России разработкой «зеленых городов» занимаются специалисты Общества Биотехнологов.

Достаточно смелой кажется идея создания города-дома. Людям вообще не нужно будет выходить на улицу. Чтобы добраться до магазина или офиса, достаточно будет сесть в лифт и нажать кнопку нужного этажа. Специалисты корпорации Takenaka в Японии уже несколько лет разрабатывают проекты двух таких городов. Дом, который получил название Sky City, может принять 36 000 людей. Еще 100 000 человек будут в нем работать на постоянной основе. В доме будет все: магазины, офисы, парки, школы, рестораны, больницы и полицейские участки. Архитекторы убеждены, что такой дом может простоять не менее 500 лет, если при его строительстве использовать современные качественные материалы. В России архитектор Сергей Непомнящий разработал несколько подобных концепций. Самые известные из них – город «Рождение Венеры» (75-этажный небоскреб) и «Блин-город» (дом в виде огромной шайбы).

Плавучие города француза Венсана Каллебо – это реализация библейского Ноева Ковчега. Архитектор предлагает создать плавучий экологический полис под названием LilyPad. Оболочка города будет двойной: диоксид титана и полиэфирное волокно. Такая структура позволит очищать воздух ультрафиолетом. Город Каллебо сможет вместить 50 000 человек и будет выглядеть как круглый корабль. Предполагается, что в городе будут установлены электротурбины и солнечные батареи, системы опреснения воды, функционировать многочисленные фермы. Центром города станет огромный бассейн для сбора дождевой воды и придания устойчивости строению.

Вполне вероятно, что в скором будущем люди будут жить в городах-трансполиях. Чем дальше от главной магистрали, тем более чистым с экологической точки зрения становится участок. Любопытно, что магистраль будет не только транспортной, но и инфраструктурной. Под ней будет располагаться нефте- и газопровод, над ней – информационные линии и линии электропередач, а по ней – двигаться электромобили. По обе стороны от дороги будут располагаться промышленные предприятия, немногим дальше – офисные и административные здания, после которых - жилой сектор с 3-5-этажными домами, затем поля и заповедники. Общая ширина города не должна превышать 20 километров. Архитекторы М. Шубенков и И. Лежаева предложили построить город-трансполию вдоль Транссибирской магистрали.

Каким должен быть город будущего? В первую очередь он должен разрешать проблемы перенаселенности, загрязнения и застройки путем создания плотных вертикальных строений, которые связаны между собой на всех уровнях. Жители смогут свободно перемещаться из одного места в другое пешком. Перед вами двенадцать концептуальных городов, некоторые из которых уже строятся. В их основе лежит свободное перемещение, которое иногда заходит так далеко, что автомобили становятся вовсе не нужны.

Город без машин

1. Китай создает город без автомобилей с нуля, выстраивая городской центр вокруг жилого ядра, в котором умещается 80 000 человек. Great City (Большой город) должен появиться в сельской местности за пределами Чэнду. Он будет полностью пешеходным и зеленым. От центра до внешнего кольца парков на ногах можно добраться меньше чем за десять минут. Другие ближайшие городские центры будут доступны через общественный транспорт. Город будет использовать на 48% меньше энергии и на 58% меньше воды, чем другие традиционные города такого же размера, и будет производить на 89% меньше отходов.

Город без выбросов углерода

2. Самый экологичный в мире метрополис — без машин и небоскребов — сейчас строится в пустыне за пределами Абу-Даби. Масдар, первый в мире город с нулевым выбросом углеродов и отходов, будет работать на системе общественного скоростного транспорта вместо личных автомобилей и зависеть от энергии солнца, ветра и геотермальной энергии. Гигантские «шапки подсолнухов» обеспечат подвижную тень в течение дня, будут хранить тепло и выделять его в ночное время.

Город-лужайка

3. MAD Architects видит в городе Шан-Суи город будущего. В основе концепции лежит поклонение горам и воде в Китае, поэтому концепт состоит из масштабных многофункциональных зданий с большим количеством общественных мест, где люди могут собираться, общаться и наслаждаться природой. Плотное заселение приводит к тому, что все необходимые ресурсы легкодоступны в пределах легкой прогулки или передвижения на общественном транспорте. Архитекторы утверждают, что высокая плотность жизни куда более устойчива как идея при строительстве города, чем нынешняя тенденция «коробок, захвативших мир». В основе этой концепции также лежит легкий доступ к природе, так же как к школам, местам здравоохранения и работы.

Зеленый город в пустыне

4. Baharash Architecture предлагает включить в Дубае «лучшие практики в экологическом строительстве», сосредоточившись на общественных связях и социальном взаимодействии на фоне зеленых насаждений. Строение состоит из 550 вилл, органических ферм, учебных заведений и 200 000 квадратных метров солнечных панелей. Город будет самостоятельно вырабатывать 50% необходимой энергии и компенсировать ею выбросы углерода за счет общественного транспорта.

Зеленый Гетеборг будущего

5. Шведский Гетеборг может быть еще зеленее, как считает Kjellgren Kaminsky Architecture. Сверхплотная застройка сделает Гетеборг самодостаточным по части энергии и еды. На крышах разместятся ветряные мельницы для выращивания еды и солнечные батареи для выработки электричества. Плотная застройка снижает дорожный трафик, и река становится более значимым средством для транспортировки.

Вертикальный город

6. «Мельбурн не разрастается, а растет вверх и вниз», — говорят в John Wardle Architects о своем концепте Multiplicity, в котором австралийский город представлен через сотню лет. «Новые воздушные и подземные пути открывают городу совершенно новые перспективы. Самолеты и городская топография позволяют в будущем собирать продукты питания, дождевую воду и энергию из новых источников».

Город пешеходов

7. Весь город Сан-Хуан в Пуэрто-Рико подвергается трансформации на 1,5 миллиарда долларов и превращается в «город для прогулок» с новой системой общественного транспорта. Это крупнейшее и очень спорное изменение. В черте города запрещены автомобили. Сан-Хуан страдает от сокращения населения последние 60 лет, и власти хотят привлечь новых людей, очаровав их пешеходной зоной в самом центре города, где пешеходам не придется переживать об автомобилях или вдыхать выхлопные газы. Прекрасные пляжи города сейчас недоступны из-за портов и чрезмерной зависимости от автомобилей.

Город с центром комфорта

8. Победивший проект в рамках конкурса ReThink Athens (Переосмысление Афин) от OKRA превращает сердце города в яркий, зеленый и доступный пешеходам, а не автомобилям центр. Зеленые зоны обеспечивают тень и укрытие, смягчают жару, поощряя более активный отдых. Новые зеленые проспекты также обеспечивают проходимость ко всем прилегающим районам.

Плавучий город

9. Гаити представляет собой островное государство, разоренное бедностью и стихийными бедствиями, вроде землетрясений, которые сравняли большую часть Порт-о-Пренса с землей и оставили миллионы людей без жилья. Архитектор Э. Кевин Шопфер представил новый плавучий город на 30 000 жителей в непосредственной близости от берега с жилой площадью, поддерживающей сельское хозяйство и легкую промышленность. 3-километровый в диаметре комплекс состоит из четырех кварталов в виде плавающих модулей, соединенных между собой линейной системой каналов. Способный выдерживать ураганы и тайфуны, город может быть при необходимости расширен.

Трехмерный город

10. Что, если бы наши города были такими, словно наши архитекторы работали с трехмерной сеткой? Идея принадлежит конкурсу eVolo 2011 Skyscraper Competition и называется NeoTax. Строения, которые растут вверх и далее. Организованные в горизонтальную и вертикальную сетки улиц, здания основаны на модульной системе, где каждый модуль можно рассматривать как отдельное здание, соединенное с другим на уровне земли. Грубо говоря, все мы будем соседями и не будем корчевать зеленые насаждения ради строительства.

Город из «камешков»

11. Бельгийский архитектор Винсент Каллебо известен своим дизайном, который черпает вдохновение из природных форм, вроде плавающих городов в форме лотоса. В этот раз он представил вертикальный город Шэнчьжень в Китае, сделанный в виде кэрнов, или каменных пирамид. «Задача в создании благоприятной городской среды с нулевым уровнем выбросов углерода и позитивной энергетикой», — говорит архитектор. В этом проекте город должен жить по законам джунглей, быть высокоплотным и обладать садами и огородами, устроенными прямо в жилых башнях. Каждая башня содержит 20 остекленных «камешков», покрытых солнечными батареями и ветряными турбинами.

Город, свободный от страха

12. Каково это — жить в городе, свободном от страха? Этот концепт создан для Now+When, австралийской выставки урбанизма в 2010 году, и фокусируется на вещах, которые делают люди, свободные от страха, а не притесняемые им в современных городах. Для этого в городе должны строиться такие решеточные улицы и помещения, которые подчеркивали бы взаимосвязь и движение. Видимые связи, соединяющие различные здания и окрестности на всех уровнях города, позволили бы горожанам чувствовать себя более открыто.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!