Арриан флавий. Военная история: Флавий Арриан, “Тактика”, ч.1 Арриан историк

В настоящей статье мы пытаемся ориентировать читателя в вопросах, касающихся жизни и деятельности Арриана, и останавливаемся на тех местах его труда о Походе Александра, которые требуют специальных комментариев. То, что статья частично носит характер комментариев, обусловливает некоторую разрозненность ее частей.

Литература по данному вопросу необозрима, поэтому приведены лишь некоторые ссылки на те книги, к которым мы ближе всего примыкаем.

Эпоха эллинизма

Интерес к эпохе Александра Македонского возрастает по мере обнаружения все новых письменных и вещественных данных, освещающих жизнь и историю тех стран, которые когда-то входили в его государство. Эта эпоха стоит посреди того сложного для исследования исторического периода, который называется временем эллинизма. Мы до сих пор не в состоянии ясно себе представить, в чем заключаются особенности того времени, когда оно начинается и как долго продолжается. Для древних историков, да и для историков XIX в., этот отрезок истории начинается со времени Александра. Известный историк Дройзен высказался следующим образом: «Имя Александра означает конец одной мировой эпохи, начало другой» . Период эллинизма, однако, начался задолго до Александра Македонского.

Эллинистическое время многим отличается от времени классического периода. Развивается крупное землевладение. Усиливается движение рабов. Расширяются торговые связи между государствами. Характерно наличие крупных территориальных государств. Города-государства перерождаются в столицы, в «царские города». Монархический строй распространяется повсюду. Пришельцы-завоеватели все более смешиваются с аборигенами и постепенно утрачивают первую роль в общественной жизни завоеванных стран. В результате такого смешения появляется новая культура, наука, которая основывается на богатейших изысканиях Аристотеля. Если до него наука в значительной мере входила в состав философии, то после великого мыслителя отдельные научные дисциплины все больше и больше освобождаются от опеки философии. Поэтому они развиваются, становятся более жизненными и более соответствующими запросам человеческой жизни. Литература и искусство получают новое содержание. Человек, его жизнь, особенности его характера дают, начиная с трагика Эврипида, сюжеты новой комедии. Скульптура изучает строение человеческого тела, все больше приобретая портретное сходство. Расцветают разные отрасли науки и техники. Создастся такой общественно-экокомический уклад, который явился фундаментом для Римской империи. Этот сложный процесс, социальный характер которого еще далеко не исследован, распространяется на всей территории греческого мира и далеко за пределами его. Эллинизм утвердился и на территории Боспорского царства. Однако здесь меньше таких красноречивых памятников, которыми изобилует Египет и которые все больше и больше обнаруживаются на территории Азии.

Поход Александра на восток - это одно из проявлений эллинизма. Он производил на античных историков такое большое впечатление, что они считали его ключом к началу новой эры. Этот поход дал возможность македонцам и грекам познакомиться с неизвестными или мало известными племенами и народностями, их бытом, культурой. Александр лично очень был заинтересован в изучении далекой Азии со столь чуждым грекам укладом жизни. А в его окружении находились талантливые ученые, которые в своих книгах подробно описывали все виденное и изученное во время похода. Большой скачек вперед сделали военные дисциплины: тактика и стратегия, вопросы снабжения армии, обеспечение коммуникаций войск (строение дорог, мостов), организация тыла. В связи с проведением широкой завоевательной политики и расширением масштабов государственной деятельности возникает задача организации управления покоренными территориями, а также необходимость нахождения форм сношения с иноплеменными государствами. Особая задача возникла в области мореходства: появилась необходимость в приспособлении греческих кораблей к плаванию в открытых и бурных морях, омывающих южное побережье Азии от Индии до Аравии. Множество новых проблем стало перед Александром и его штабом именно во время этого похода. поэтому немудрено, что личность Александра вызывала все больший интерес. Ему стали приписывать новшества и открытия, отнюдь не являвшиеся плодом его собственного творчества. Многое он заимствовал у населения покоренных территорий, многое находили и изобретали те крупные деятели, на которых он опирался.

Современники Александра разделялись на восхищенных сторонников, боготворивших его, и на лиц, осуждавших поход, сопряженный с большими человеческими жертвами и разорениями. Среди ближайших его друзей и сотрудников были и такие, кто умел здраво ценить деятельность Александра, реально взвешивать положительные и отрицательные его поступки. Их мнения для историков особенно ценны, и чем больше мы поймем сквозь толщу литературных наслоений их взгляды, тем легче воссоздать историческую роль Александра.

Изучение похода Александра Македонского в XX в. вступило в новую фазу . Археологические исследования мест, по которым шли македонские войска, все больше и больше проливают свет на историю племен, некогда населявших эти местности. Вместе с этим мы узнаем очень много для выяснения важных частностей этого похода: какие организационные формы Александр заимствовал у местных государств для учреждения полисов и для устройства войска, вопросы культа, с которыми Александру пришлось считаться, и т. д. В этой связи и замечательный памятник «Поход Александра» в изложении Арриана становится более понятным.

Историк, изучающий эпоху Александра, имеет в своем распоряжении много памятников: монеты, архитектурные памятники, памятники быта, папирусы, пергаменты. Их с каждым годом становится все больше и больше. Имеется и ряд литературных текстов. Об Александре писали и Плутарх, и Диодор, и Страбон, и многие другие. Все они имеют свои тенденции, все в той или иной мере сами искажают предание о македонском полководце или отражают искаженный использованными источниками облик его. Среди этих литературных памятников выделяется уже упомянутый «Поход Александра», написанный пытливым Флавием Аррианом.

Жизнь и деятельность Арриана

Родился Арриан в Вифинии, в Малой Азии. Год рождения точно не известен, по-видимому, около 90–95 г., а умер предположительно в 175 г. н. э. Его родной город - Никомедия, сыгравший немалую роль в истории Рима. Вифиния в то время была богатой римской провинцией с большим количеством греческих жителей, стремившихся, как и в других римских провинциях, к римской административной и военной карьере. Об этих лицах много рассказывают найденные в Вифинии надписи и такие, например, писатели, как Дион, известный ритор из города Прусы в Вифинии (приблизительно 40-120 гг.), Плиний Младший, который переписывался с императором Траяном во время своих поездок по Вифпнпи, и другие.

Полное имя автора «Похода Александра» - Квинт Эппий Флавий Арриан . Он происходил из довольно видной семьи. Кассий Дпон Кокцеян (приблизительно 155–235 гг.) из вифинской Никеи написал его биографию, но до нас она не дошла. Поэтому наши сведения о нем лишь предположительны . Флавием его род стал называться вместе со многими другими вифинскими зажиточными семьями в период правления императоров Флавиев, т. е. со второй половины I в. н. э. Время, когда семья или предки ее получили римское гражданство, с определенностью указать трудно, может быть, при тех же Флавиях. Известно, что император Веспасиан, родоначальник династии Флавиев, проявлял большой интерес и доброжелательство к провинциальной аристократии и открывал ей доступ в сенаторское сословие, предварительно наделив ее римским гражданством .

Античные историки уделяли большое внимание тактике эпохи эллинизма. “Тактика” Флавия Арриана отличается от аналогичных работ Асклепиодота и Элиана тем, что автор имеет практический опыт военного искусства. В своих работах по военной истории Арриан опирается не только на труды предшествующих писателей, но и на события, в которых он принимал непосредственное участие. Вполне возможно, что при написании Тактики Арриан пользовался утерянным одноименным трудом Полибия. В Тактике Арриан достаточно подробно описывает вооружение и классификацию родов войск, построения и маневры фаланги. Эта книга, иначе именуемая “Тактическое искусство”, помимо тактики времен эллинизма, содержит трактат о современной автору римской коннице. Целиком привести работу Арриана в переводе Перевалова С.М. не позволяет формат статей, поэтому текст значительно сокращен. Фрагменты Тактики наверняка будут интересны и полезны тем варгеймерам и геймдизайнерам, которые серьезно изучают , вооружение и военное дело, не ограничиваясь передвижением фигурок солдатиков и бросками кубиков.

Флавий Арриан, “Тактика”

Как пешие, так и конные построения и вооружения разнообразны и разнотипны. Так, вооружение пехоты, если членить на самые крупные [разновидности], делится на-трое: на гоплитское, псилов и пельтастов. Гоплиты, самая тяжело вооружённая [разновидность], имеют панцири, щиты – круглые (асписы), либо продолговатые (тиреи), короткие мечи (махайры) и копья (дораты) – как эллины, либо сарисы – как македоняне. Псилы имеют всё [вооружение] прямо противоположное гоплитскому, поскольку они без панциря, щита, поножей и шлема, и пользуются дальнобойным оружием: стрелами из лука, дротиками, пращами, камнями [бросаемыми] вручную. Пельтасты оказываются вооружены легче, чем гоплиты – ведь пельта меньше и легче круглого щита, а дротики (аконтии) короче копий и сарис, – но тяжелее, чем псилы. Правильно и тяжело вооруженным гоплитам придаётся шлем, либо войлочные шапки – лаконские, или аркадские, [две] кнемиды – как у древних эллинов, или, – как у римлян, одна кнемида для той ноги, что выставляется в битвах вперед, и панцири – чешуйчатые или сплетенные из тонких железных колец.

Вооружение конницы бывает либо панцирное (катафрактное), либо – беспанцирное (афрактное). Катафрактное [вооружение] – то, что обеспечивает панцирной защитой как коней, так и конников, причем самих [конников] – чешуйчатыми, льняными или роговыми панцирями, а также набедренниками, а коней – наребренниками и налобниками; афрактное [вооружение] прямо противоположно. Среди них есть с одной стороны копьеносцы (доратофоры) – либо пиконосцы (контофоры), либо лонхофоры, с другой – дальнобойщики (акроболисты), [коих] только один вид. Копьеносцы – это те, кто, сближаясь с боевыми порядками неприятелей, сражаются или копьями (дораты), или же – пиками (контосы), бросаясь в атаку, как аланы и савроматы; акроболисты действуют метательными средствами издалека, как армении и парфяне из тех, что не контофоры. Из [конников] первого вида одни носят [продолговатые] щиты (тиреи) и называются щитоносцами (тиреофоры), другие [обходятся] без них и сражаются этим же способом, но одними копьями (дораты) и контосами, они-то и называются собственно копьеносцами (доратофоры) или контофорами, среди них еще есть и ксистофоры. Акроболистами могли бы называться те, кто не сходятся врукопашную, но ведут стрельбу и метание на расстоянии. Из них одни в обстреле пользуются небольшими копьями (доратионы), другие – луками. [Акроболисты], ведущие обстрел небольшими копьями, называются тарентинцами, другие – конными лучниками (гиппотоксоты). Среди самих тарентинцев одни ведут такой обстрел, непременно держась [от противника] на расстоянии, или образуя при скачке круг, – они-то и есть настоящие тарентинцы; другие вначале производят метание, а затем вступают в бой с противниками, либо имея при себе одно оставшееся копье, либо используя длинный меч (спата), и называются они – «легкие» (элафры). У римлян одни конники носят контосы и атакуют по способу аланскому и савроматов, другие имеют копья- ланцеи (лонхи). Большой и широкий меч (спата) свисает у них с плеч, они носят широкие и продолговатые щиты (тиреи), железный шлем, кованый панцирь и маленькие поножи. Копья (лонхи) носят для обоих целей: как для того, чтобы метать их издали, когда это нужно, так и для того, чтобы сражаться вблизи, [держа их] в руке, а если потребуется сойтись [с противником] вплотную врукопашную, то сражаются мечами (спаты). Некоторые носят и маленькие секиры, имеющие закругленные со всех сторон лезвия.

У каждого конного или пешего построения есть свой состав, предводители, численность и названия, чтобы [можно было] быстро принимать приказания: об этом теперь следует говорить. Первое и самое важное в искусстве полководца дело – взяв [только что] набранную и неорганизованную массу людей, разместить в надлежащий строй и порядок: [то есть] распределить по лохам и сгруппировать лохи, установить для всего воинства пропорциональную и пригодную для битвы численность. Лохом называется [определенное] число людей, от предводительствующего и построенных за ним в глубину вплоть до последнего, который зовется «замыкающим» (ураг). Численность лоха некоторые установили в восемь человек, некоторые в десять, некоторые [добавляют ещё] двух к десяти, а некоторые – в шестнадцать. Мы примем наибольшую глубину в шестнадцать [человек]. Это [число] будет соразмерным по отношению как к длине построения, так и к глубине фаланги, а также [подходящим] для того, чтобы вести стрельбу из луков или метание поверх [фаланги] со стороны пристроенных к ней сзади псилов. И если понадобится удвоить глубину до тридцати двух мужей, такое построение остается соразмерным; и даже если фронт (метопон) растягивается, [уменьшая глубину] до восьми [мужей], фаланга не лишится полностью глубины [построения]. А вот если ты захочешь растянуть [фалангу] с восьми до четырех, то она лишится глубины. Итак, лохагом, поскольку с него, как с первого, начинает строиться лох, нужно выбирать сильнейшего: он же зовется «впередистоящим» (протостат) и предводителем (гегемон). Стоящий за лохагом зовется «позадистоящий» (эпистат), тот, кто следом за ним – «впередистоящий» (протостат), тот, что за ним – [опять] эпистат, так что весь ряд лоха составлен из протостатов и эпистатов, стоящих поочередно. Нужно, чтобы не только лохаг был сильнейшим из лоха, но и ураг выбирался не намного слабее: ведь многие и не менее важные боевые задачи вверены и ему. Итак, пусть лохом будет ряд из эпистатов и протостатов, выстроенный между лохагом и урагом.

Все совокупное построение воинства называется фалангой; её длиной изначально мог бы считаться строй из лохагов, который некоторые называют фронтом (метопон), а есть такие, что [называют] лицом (просопон) и шеренгой (дзюгон), а также есть те, кто [называет] то же самое [построение] челюстями (стома), а другие «передовой линией лохов» (протолохия). Всё, что позади длины, вплоть до урагов, называется глубиной. А расположение по прямой [линии] в длину протостатов или эпистатов зовется «сведением в шеренгу» (сюдзюгейн), тогда как «построение в ряд» (стойхейн) означает [расположение] в глубину по прямой линии между урагами и лохагами. Фаланга членится на две большие части делением всего фронта надвое по всей глубине. Та её половина, что [располагается] справа, зовется правым «флангом» (керас) и «головой» (кефалэ); та, что что слева – левым флангом и «хвостом» (урас). [Место], где происходит раздвоение по ширине, называется «пупом» (омфал), челюстями (стома) и смычкой (арарос).

За гоплитами обыкновенно строятся псилы, так, чтобы для них самих была защита из гоплитского вооружения, а для гоплитов, в свою очередь, – польза от производимого сзади метания. Впрочем, когда это нужно, псилы располагаются и в другом месте: на обоих флангах, или, – если есть [естественная] преграда на каком-нибудь одном фланге: река, ров или море, – только на одном [противоположном фланге], и на господствующей высоте с тем, чтобы отразить нападение в этом месте неприятелей, или предотвратить окружение. Также и боевые порядки конных размещаются то тут, то там, чтобы их расположение диктовалось полезностью. Определять, какой по численности состав необходим для войска в целом – не [дело] полководца: однако, каким бы он ни был, его следует обучить строю, упражнениям и [искусству] быстрого перехода от одного построения к другому. [Относительно] числа: я бы все же посоветовал полководцу из всего [возможного] состава выводить в бой такое количество, какое будет удобным для изменений боевых порядков и их перегруппировок, таких как удвоение и умножение, либо такого же порядка уменьшение [рядов], или [для] контрмаршей (экселигмы), либо же для каких-либо других изменений боевых порядков. Поэтому те, кто сведущ в таких вещах, предпочли из всех чисел, главным образом, такие числа, которые делятся надвое до одного: например, строй из шестнадцати тысяч трехсот восьмидесяти четырех, если это касается гоплитов; половина от этого количества – для псилов, и половину от предыдущего – для конных. Это число действительно делится надвое до одного, так что его легко расположить так, чтобы при свертывании [построения] быстро удвоить, а при развертывании, напротив – растянуть, когда это потребуется. Например, когда мы устанавливаем для лоха глубину в шестнадцать мужей, лохов при этом числе будет тысяча двадцать четыре, и они подразделяются на отряды, каждому из которых придано собственное название.

Два лоха зовутся дилохией, из тридцати двух человек, и дилохит её командир; четыре лоха – тетрархия, и его командир – тетрарх, начальник шестидесяти четырех мужей. Две тетрархии – таксис, лохов же восемь, а мужей сто двадцать восемь, и их командир – таксиарх. Когда подразделение состоит из сотни, ее командир называется соответственно – сотник (гекатонтарх). Два таксиса зовутся синтагмой, лохов же шестнадцать, мужей двести пятьдесят шесть, и ее командир соответственно – синтагматарх. Некоторые называют ее ксенагией и ксенагом ее командира. При каждом подразделении из двухсот пятидесяти шести [человек] есть отобранные знаменосец, ураг, трубач, ординарец (гиперет), войсковой глашатай; вся синтагма, построенная квадратом, имеет шестнадцать [человек] как в длину, так и в глубину. Две синтагмы составляют [число в] пятьсот двенадцать мужей и тридцать два лоха, а их командир – пентакосиарх. При его удвоении образуется хилиархия, мужей тысяча двадцать четыре, лохов же шестьдесят четыре, и над ней хилиарх. Две хилиархии – мерархия, из двух тысяч сорока восьми человек, и ее начальник мерарх, лохов сто двадцать восемь; некоторые называют ее телосом. Две мерархии – фалангархия, из четырех тысяч девяноста шести человек, лохов двести пятьдесят шесть, и ее командир соответственно – фалангарх. Некоторые называют ее стратегией, и командира стратегом. Две фалангархии – дифалангия, из восьми тысяч ста девяноста двух мужей, лохов пятьсот двенадцать. Это подразделение – то же, что и «часть» (мерос) и «фланг» (керас). Две дифалангии зовутся тетрафалангией, которая состоит из тысячи двадцати четырех лохов, [и] шестнадцати тысяч трехсот восьмидесяти четырех мужей, то самое полное число, что мы установили для пехотного строя, и в нем было бы флангов два, фалангархий четыре, мерархий восемь, хилиархий шестнадцать, пентакосиархий тридцать две, синтагматархий шестьдесят четыре, таксиархий сто двадцать восемь, тетрархий двести пятьдесят шесть, дилохий пятьсот двенадцать, лохов тысяча двадцать четыре – последовательно.

Фаланга строится в длину, там, где нужно строить ее более разреженной, если это целесообразно по условиям местности, в глубину – там где [нужно строить] ее более плотной, если необходимо сплоченностью и напором отбросить неприятелей – как Эпаминонд выстроил своих фиванцев под Левктрами, а при Мантинее – всех беотян, образовав подобие клина и поведя их на строй лакедемонян, – или же, если предстоит отбить атакующих, как и нужно строить против савроматов и скифов. «Уплотнение» (пикносис) есть стягивание из более редкого в более плотное [построение] по парастатам и эпистатам, как в длину, так и в глубину; «смыкание щитов» (синасписм) – когда ты уплотняешь фалангу до такой степени, что теснота не позволяет повернуть строй ни в какую из сторон. И по образцу этого синасписма римляне делают «черепаху», большей частью квадратную, иногда же – округлую или разностороннюю, смотря по обстоятельствам. Поставленные по внешнему кольцу каре или круга, выставляют щиты перед собой, стоящие сзади них – подымают над головами, перекрывая один [щит] другим. И весь [строй] так надежно прикрыт, что падающие сверху метательные снаряды скатываются как по крыше, и даже тележные камни не разрушают перекрытие, но, прокатившись, падают под [собственной] тяжестью на землю.

Хорошо, помимо всего прочего, чтобы лохаги были самыми рослыми, сильными и наиболее опытными в военном деле; ведь их шеренга удерживает [в строю] всю фалангу и в битвах имеет то же значение, что лезвие у меча: последнее действует так же, как все железное орудие. Ведь удар у него производится именно [закаленным] лезвием, вся же остальная часть, даже если будет незакаленной и мягкой, все-таки своей тяжестью усиливает удар; также и строй из лохагов кто- то может считать лезвием фаланги, а стоящее за ними войско – массой и тяжестью. Нужно, чтобы вторыми по доблести после самих лохагов были их эпистаты: ведь копье у них достает до неприятелей и они подкрепляют натиск тех, кто выдвинут вперед как раз перед ними. А кое-кто может и махайрой достать противника, нанося удар поверх стоящего впереди [лохага]. Если же передовой [воин] падет или, будучи ранен, станет небоеспособен, тогда первый эпистат, прыгнув вперед, занимает место и положение лохага, тем самым сохраняя целостность [боевого порядка] всей фаланги. Третью и четвертую шеренги следует строить, выбирая расстояние от первой [шеренги] согласно расчету. От этого и македонская фаланга казалась страшной неприятелям не только в деле, но и с виду. Ведь воин-гоплит отстоит от других [в шеренге] при плотном построении (пикносис) самое большее на два локтя, длина же сарисы составляла в футах шестнадцать. А из них четыре [фута] простирались [за спиной] до руки держащего и остального его тела, а двенадцать выдвигались перед туловищем каждого из протостатов. [Гоплиты] второй шеренги, отстоящие от предыдущих на два фута, имели сарисы, выставленные за протостатов на десять футов, что касается [гоплитов] в третьей шеренге, то и они приподнимают [сарисы] над протостатами вперед уже на восемь футов. А [гоплиты] четвертой [шеренги] – уже на шесть, пятой – на четыре, шестой на два. Таким образом, перед каждым из протостатов выставляются шесть сарис, дугой уходящих назад, так что каждый гоплит прикрыт шестью сарисами и, когда устремляется [вперед], давит с шестикратной силой. Поставленные же за шестой [шеренгой] напирают – если не самими сарисами, то тяжестью тел – вместе с теми, кто стоит впереди них, с тем, чтобы натиск фаланги на неприятелей стал непреодолимым, а также воспрепятствовать бегству протостатам. Ураги должны выбираться не столько по силе, сколько по сообразительности и опытности в военном деле, с тем, чтобы заботились о равнении шеренг и не давали бы дезертирам покидать боевые порядки. А когда требуется [образовать] синасписм, именно он [ураг], главным образом, сводит стоящих впереди него в плотное построение, и обеспечивает полную силу этому строю.

,

Уроженец вифинского города Никомедии (в Малой Азии).

Арриан был учеником Эпиктета, чьи философские беседы записал и издал под названием «Беседы Эпиктета» («Лекции Эпиктета») в 8 книгах.

Арриан написал исторические трактаты, например, об Индии («Indika»), о жизни и походах Александра Македонского («Anabasis Alexandru»). Страстный любитель псовой охоты, Арриан написал книгу «Об охоте».

В 131-137 г. он управлял Каппадокией в звании legatus Augusti pro praetore (легат императора в должности пропретора) и совершил в 134 г. плавание по Понту до Диоскуриады, о котором представил отчёт римскому императору Адриану (Перипл Понта Евксинского, ????????? ??? ???????? ??????).

Тексты и переводы

Эпиктет

«Поход Александра»:

  • Походы Александра. // Военная библиотека, ч. 1, кн. 6. СПб., 1837. С. 385-548.
  • Арриан. Анабасис Александра. / Пер. Н. Коренькова. Ташкент, 1912. 366 стр. (также в журнале «Средняя Азия», 1911, кн. VI-XII)
  • Арриан. Поход Александра. / Пер. М. Е. Сергеенко. Вступ. ст. О. О. Крюгера. М.-Л.: Изд-во АН, 1962. 384 стр. 5000 экз. (с приложением «Александра» Плутарха и кн. XVII «Исторической библиотеки» Диодора)
    • переизд.: М.: Миф, 1993. 272 стр.
  • В серии «Loeb classical library» сочинения изданы в 2 т. (№ 236, 269): «Поход Александра» и «Индика»

«Индика»:

  • Флавий Арриан. Индика. / Пер. М. Д. Бухарина. // Индия и античный мир. М.: Вост. лит. 2002. С. 261-291.
  • Об Индии. // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). / Пер. и примеч. Г. А. Тароняна. М.: Ладомир. 2007. С. 182-196. (частичный русский перевод)
  • В серии «Collection Bud?»: Arrien. L’Inde. Texte ?tabli et traduit par P. Chantraine. 4e tirage 2002. 152 p. ISBN 978-2-251-00066-4

«Тактика»:

  • Flavius Arrianus. Tactical Handbook and The expedition against the Alans. / Translated and edited by J. D. DeVoto. Chicago, 1993.
  • Арриан. Тактическое искусство. / Пер., комм., вступ. ст. А. К. Нефёдкина. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ; Нестор-История, 2010. 286 с. (Fontes scripti antiqui) ISBN 978-5-8465-0929-0 ISBN 978-5-98187-529-8
  • Перевалов С.М. Тактические трактаты Флавия Арриана: Тактическое искусство; Диспозиция против аланов. М.: Памятники исторической мысли, 2010. 390 с. (Серия Древнейшие источники по истории Восточной Европы)

Малые сочинения:

  • Арриан. Наставление охотнику (отрывок). / Пер. А. Козаржевского. // Поздняя греческая проза. / Сост. С. Поляковой. М.: ГИХЛ. 1961. С. 231-234.
  • Арриан. Диспозиция против аланов. / Пер. С. М. Перевалова. // ВДИ. 2001. № 1.
  • Арриан. Диспозиция против аланов. / Пер., комм. и вступ. ст. А. К. Нефёдкина. // Арриан. Тактическое искусство. СПб., 2010. С. 195-261.

АРРИАН, ФЛАВИЙ

(Flavius Arrianus) (ок. 95 - ок. 180 н.э.), древнегреческий историк родом из Никомедии (Вифиния в Малой Азии). Отец Арриана принадлежал к местной знати и был римским гражданином. Арриан был слушателем жившего в Никополе (Эпир) философа Эпиктета, который, подобно Сократу, беседовал с учениками, но сам ничего не писал. Записи этих бесед Арриан впоследствии опубликовал (Беседы и Руководство). В правление императора Адриана Арриан сделал блестящую карьеру. В 130 н.э. он стал консулом, затем был наместником Каппадокии (в частности, отразил нападение аланов), после смерти Адриана удалился в Афины, где получил почетное гражданство и был избран архонтом на 147-148. Наиболее важный среди сохранившихся трудов Арриана - Поход Александра, в котором он на основании надежных и критически используемых источников повествует главным образом о военной стороне кампаний Александра Македонского. Другие дошедшие до нас сочинения - Перипл Понта Эвксинского (описание Черного моря), Индика (описание Индии, приложение к Походу Александра), Тактическое искусство, О псовой охоте. От исторических сочинений, посвященных Вифинии, Парфии, аланам, событиям после смерти Александра, а также от трактатов по физике остались лишь фрагменты.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРРИАН, ФЛАВИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРРИАН ФЛАВИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (между 95-175) древнегреческий историк и писатель. Автор дошедших до нас "Анабасиса Александра в 7 книгах (история походов Александра Македонского), "Индии", …
  • АРРИАН ФЛАВИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Arrianys) Флавий (между 95-175), древнегреческий историк и писатель. Родился в Никомедии (М. Азия). Учился в Греции у философа-стоика Эпиктета. Занимал …
  • ФЛАВИЙ в Высказываниях великих людей:
    ...одинаково трусливы и тот, кто не хочет умирать, когда надо, и тот, кто хочет умереть, когда нет в этом надобности. …
  • АРРИАН в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Arrianus, "????????). Греческий историк и философ, род. в 90 г. от Р.Х. Он получил права римского гражданства при Адриане и …
  • АРРИАН в Словаре полководцев:
    (Arrianus) Флавий (между 79-175), др.-греч. историк, писатель, рим. императорский офицер, консул, наместник Каппадокии. Ученик и последователь Эпиктета. Составил “Лекции Эпиктета” …
  • АРРИАН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Флавий (Arrianus) — один из выдающихся греческих писателей времен Римской империи; род. в Никомидии, в Вифинии. При Адриане достиг консульства, …
  • АРРИАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АРРИ́АН Флавий (между 95 и 175), др.-греч. историк и писатель. Автор дошедших до нас "Анабасиса Александра" в 7 кн. (история …
  • АРРИАН
    Флавий (Arrianus) - один из выдающихся греческих писателей времен Римской империи; род. в Никомидии, в Вифинии. При Адриане достиг консульства, …
  • ФЛАВИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЛАВИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Флавий, (Флавиевич, Флавиевна и Флавьевич, …
  • ФЛАВИЙ
    Севастийский (ум. ок. 320), один из сорока севастийских …
  • АРРИАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Флавий (между 95-175) , древнегреческий историк и писатель. Автор дошедших до нас «Анабасиса Александра в 7 книгах (история походов Александра …
  • ФЛАВИЙ СЕВАСТИЙСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Флавий Севастийский (ок. 320), мученик. Память 9 марта и 9 августа (в соборе севастийских …
  • ТИТ, ФЛАВИЙ ВЕСПАСИАН в биографиях Монархов:
    Римский император из рода Флавиев, правивший в 79—81 гг. Сын Веспасиана. Род. 30 дек. 39 г. Умер 13 сент. 81 …
  • ВЕСПАСИАН, ТИТ ФЛАВИЙ в биографиях Монархов:
    Римский император в 69—79 гг. Родоначальник династии Флавиев. Род. 17 ноя. 9 г. Умер 24 июня 79 г. Веспасиан происходил …
  • ФЛАВИЙ, ИОСИФ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? еврейский историк. Род. в первый год царствования Кая Калигулы, т. е. в 37 г. по Р. Х. По отцу …
  • УРИМ И ТУММИМ
    (Исх 28:30). Означенные слова в буквальном смысле значат: свет и совершенство. Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника, или …
  • ПТОЛОМЕЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    - имя принадлежавшее разным царям Египетским по смерти Александра Великого. Их считается десять. Кроме царей Египетских, имя Птоломей носили и …
  • АСКАЛОН АНТИНОЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Аскалон Антинойский (+ ок. 287), мученик. Память 20 мая. Родился в городе Ермополе …
  • АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александрия Египетская (греч. ̓Αλεξάνδρεια, араб./тур. Искандеры, Скандеры) - центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине …
  • АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Авраам (евр. "abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ; первоначально Аврам, евр. …
  • ФЕОДОСИЙ
  • ТРИФОН
    Диодот Царь Сирии в 140-138 гг. до Р.Х. Диодот, прозванный Трифоном, родился в Касианах, в одном из укреплений Апамейской области, …
  • ТИБЕРИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • СЕЛЕВК в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • ПТОЛЕМЕЙ V в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЭПИФАН Царь Египта в 205-180 гг. до Р.Х. из рода Птолемсидов Сын Птолемея IV и его сестры Эвридики. В то …
  • ПТОЛЕМЕЙ IХ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЛАФУР Царь Египта из рода Птолемеев, правивший в 116-108, 89-81 гг. до Р.Х Сын Птолемея VII и Клеопатры III. Умирая, …
  • ПТОЛЕМЕЙ I СОТЕР в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Правитель и царь Египта в 324 - 283 гг. до Р.Х. Родоначальник Птолемеев. Сын Лага. Род. в 367 г. до …
  • ЛИСИМАХ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Правитель и царь Фракии в 324- 281 гг. до Р.Х. Царь Македонии в 285- 281 гг. до Р.Х. Род. в …
  • ДЕМЕТРИЙ II в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • ВЕСПАСИАН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Тит Флавий Римский император в 69-79 гг. Родоначальник династии Флавиев. Род. 17 ноя. 9 г. Умер 24 июня 79 г. …
  • АНТИОХ VIII в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ГРИП - Царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 125-96 гг. до Р.Х. Род.141 г. до Р.Х. Умер 96 г. …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Подняли восстание 7000 всадников, которым Александр велел явиться к себе. Между тем Спитамен распространил слух, что македонцы собираются перебить их …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Кроме того, впереди и правее основного построения стояла легкая кавалерия под командованием Менида. Мениду было приказано в случае, если вражеская …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Рассказывают, будто Парменион сказал Александру, что если бы он был Александром, то с радостью прекратил бы войну На этих условиях …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Дарий построил свою армию на другом берегу Пинара. Против македонской фаланги он поставил 30 000 эллинских наемников, а по обоеим …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Александр велел засыпать ров перед городом, а к стенам придвинуть башни и осадные машины. Все попытки осажденных уничтожить их были …
  • АЛЕКСАНДР III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Сирм, царь трибалов, укрылся на одном из дунайских островов. Большая же часть трибалов сосредоточилась в тылу у македонцев. Когда Александр …
  • АЛЕКСАНДР I в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • АГРИАНЫ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Agrianes АГРИАНЫфракийско-македонское племя, по Стримону, между горными хребтами Родопой и Гэмом,- превосходные стрелки из лука; поэтому в войске Александра они …
  • АГИС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    I - Легендарный царь из рода Агидов, правивший в Лаконике в XI в. до Р.Х. Сын Еврисфена. Агис лишил равноправия …
  • EPICTETUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Эпиктет (ок. 55-135) Фтософ-стоик из Фригии, вольноотпущенник, занимавшийся преподаванием в Риме, впоследствии в Никополе, имел большой круг учеников. Среди …
  • ТРИФОН, ДИОДОТ в биографиях Монархов:
    Царь Сирии в 140—138 гг. до Р.Х. Диодот, прозванный Трифоном, родился в Касианах, в одном из укреплений Апамейской области, воспитан …
  • СЕЛЕВК I НИКАНОР в биографиях Монархов.
  • ПТОЛЕМЕЙ I СОТЕР в биографиях Монархов:
    Правитель и царь Египта в 324 — 283 гг. до Р.Х. Родоначальник Птолемеев. Сын Лага. Род. в 367 г. до …
  • ЛИСИМАХ в биографиях Монархов:
    Правитель и царь Фракии в 324— 281 гг. до Р.Х. Царь Македонии в 285— 281 гг. до Р.Х. Род. в …
  • ДЕМЕТРИЙ И НИКАТОР в биографиях Монархов.
  • ДЕМЕТРИЙ I COTEP в биографиях Монархов:
    Царь Сирии из рода Селевкидов, правивший в 162—150 гг. до Р.Х. Сын Селевка IV. В 175 г. до Р.Х. отец …

Флавий Арриан

Диспозиция против алан

вступительная статья, перевод и комментарии – А.К.Нефёдкин

Кампания Арриана по отражению аланского набега на Каппадокию в 135 г.[a]

1. Флавий Арриан и его "Диспозиция против аланов"

"Итак, война с иудеями в то время закончилась, а другая война была поднята от аланов (являющихся массагетами) Фарасманом, она сильно потревожила и Албанию, и Мидию, а Армению и Каппадокию лишь затронула, но затем, когда, с одной стороны, аланы дарами Вологеза были подкуплены и когда , с другой стороны, они были устрашены Флавием Аррианом, правителем Каппадокии, война прекратилась", -- так пишет о вторжении аланов в Закавказье римский историк Дион Кассий в изложении византийского монаха Иоанна Ксифилина (LXIX, 15, 1). Таким образом, в политическом плане вырисовывается такая картина (подробнее см.: Кузнецов 1984: 16-17; Debevoise 1938: 242-243; Bosworth 1977: 228-230).


После парфянской войны Траяна (115-117 гг.) установился политический паритет между двумя противоборствующими державами. В Армению вместо римского префекта вернулся аршакидский царь. Вместе с тем усилилась Иберия, пользуясь ослаблением армян и дружбой с аланами. В самом конце 135 г. иберийский царь Фарасман II, видимо, для борьбы с Албанией призвал на помощь своих традиционных союзников аланов, а албанский правитель, в свою очередь, обратился за содействием к династу Антропатены, вассалу Парфии.


В результате чего аланы разгромили как албанов, так и мидян. Попытки армянского царя Вологеза II обратиться за содействием к Риму, которому номинально подчинялась Иберия, не привели к успеху (Dio. LXIX, 15, 2); впрочем он откупился от кочевников. Аланы в то же время вторгаются в Армению и в Каппадокию. Легатом последней провинции был уже пятый год историк Флавий Арриан (131-137 гг.). Наместник действовал энергично.


Сознавая угрозу вторжения и к тому же имея время, он стянул большую часть своих сил в одну армию, к которой добавил ополченцев. Всю армию Каппадокии Э. Риттерлинг оценивает в 23000 человек (Ritterling 1902: 371). Собранное же легатом войско насчитывало примерно 18000 человек. Так, по нашим очень приблизительным подсчетам, пехота Арриана насчитывает 15000 человек, из них 5000 дротикометателей и 1000 лучников; конница -- 3200 всадников, из них лучников -- 1000. Эта армия двинулась к восточной границе провинции, видимо, по существующим уже дорогам, ведь инженерные войска для прокладки пути не упоминаются.


Полководец рассчитывал, что, найдя подходящую долину, шириной около 1 км, он построит войско в боевой порядок, перекрыв тем самым дорогу аланам. Происходит, выражаясь современным языком, демонстрация силы.


Аланы, уже достаточно награбившие, не стали рисковать и бой не приняли. В результате столкновения с аланами у нашего автора родился интерес к своим противникам. Вследствие чего появилось произведение, которое сам автор озаглавил "Аланика" (Phot. Bibl. 58. 17a. 23). Об этом сочинении ничего не известно, ведь кроме Фотия, его упоминает лишь Иоанн Лид (De mag. III, 53).


Часть исследователей считает, что "Диспозиция" входила в состав "Аланики" (Крюгер 1993: 13; Bachrach 1973:126; Wheeler 1979: 303, n. 1). Другие им возражают. Так, Э. Шварц полагает, что "Диспозиция" -- это легатский отчет Арриана (Schwartz 1895: 1234). Ф. Стадтер рассматривает фрагмент как практическую добавку к тактикам Арриана, тогда как А. Босворт думает, что сочинение являлось отдельным произведением (Stadter 1980: 46; Bosworth 1977: 248).


Вероятно, "Аланика" была небольшим произведением, всего из одной книги, а само название напоминает "Индику" Арриана, являющуюся сочинением во многом этнографическим (Ind. 1-17). Видимо и "Аланика" должна была познакомить жителей Империи с их новым врагом, его происхождением, обычаями, историей и войнами с соседями и римлянами. Чтобы решить входила или нет "Диспозиция" в "Аланику", нужно рассмотреть само произведение.


Первое, что бросается в глаза -- это уникальный в античной литературе стиль изложения: весь фрагмент написан повелительным наклонением (imperativus третьего лица либо nominativus / accusativus cum infinitivo pro imperativo). Подобное мы встречаем в официальных документах типа Амфипольского устава или дидактических военных сочинениях типа "Стратегики" Никифора Фоки. Такого стиля мы не найдем в обычном историческом сочинении. Само произведение является именно фрагментом, поскольку у него нет ни вступления, ни заключения, которые, как правило, имеются в античных сочинениях.


Фрагмент по контексту делится на четыре части. В первой части (§ 1-10) показано войско, идущее обычной для римлян походной колонной длиной более 10 км (ср.: Jos. B.J. III, 115-120; V, 47-50). Значительную часть войска Арриана составляет легкая конница и стрелки, что, видимо, характерно для восточных провинций Империи. Впереди скачет разведка, за которой следуют конные отряды, поддерживаемые когортами вспомогательных (auxilia), причем у последних впереди построены лучники.


Затем идет сам военачальник с гвардией, за которой везут артиллерию, после чего следуют легионы и ополченцы, прикрываемые с флангов конницей, а с тыла тяжеловооруженными.


Судя по всему, Арриан опасался неожиданной атаки с фронта, о чем свидетельствует выдвижение стрелков и положение обоза позади (ср.: Asclep. Tact. 11, 8; Onas. 6; Ael. Tact. 39, 2; Arr. Tact. 30, 2; Veget. III, 6).


Вторая часть сочинения (§ 11) рассказывает о приготовлении к построению. Заметим, что Арриан ничего не говорит об устройстве лагеря. Третья, центральная, часть (§ 12-24) описывает диспозицию армии. Легат предполагает выбрать местом для боя равнину, окаймленную по бокам возвышенностями, на которых он поставит стрелков и дротикометателей под прикрытием тяжеловооруженных, тогда как в центре построятся легионы. Это типичное римское построение с легионерами в середине и auxilia на флангах (рис. 6). Арриан понимает, что его конница не может противостоять аланской ни по численности, ни по качеству, поэтому он совершенно правильно размещает её позади пехоты. Сам полководец с резервом стоит за центром боевого порядка.


Четвертая, последняя, часть сочинения (§ 25-31) дает возможное описание будущей битвы. Враг римлян -- это вооруженные пиками всадники, вероятно, имеющие в походе заводных коней. Арриан рекомендует подпустить врага на расстояние выстрела после чего оглушить его боевым криком и в то же время пускать метательные снаряды, что, возможно, заставит противника отступить. Однако автор предполагает и другой вариант, а именно: аланы все же приблизятся к пешему строю. В этом случае он рекомендует последнему сплотиться и встретить врага стеной щитов, через которую конница вряд ли пробьется -- как раз таким образом пехота обычно отбивает конную атаку. После этого кочевники должны обратиться в бегство. Арриан знает, что во время бегства происходит значительное избиение живой силы врага, и он предполагает преследовать его легкими всадниками когорт, которые будут выведены вперед через разомкнувшуюся пехоту. Действия конницы должны поддержать легковооруженные. А так как полководец опасается возобновления атаки отступающими, он приказывает легионам быстро идти вперед, чтобы, в случае надобности, снова вывести их в переднюю линию. Таким образом, в данном произведении Арриан показывает себя знатоком естественного взаимодействия родов войск.


Уникальность этого фрагмента состоит в том, что только он подробно показывает римскую армию и ее тактику во II в. Первая часть сочинения (§ 1-10) носит совершенно конкретный характер. Арриан называет по именам командиров, знает какие чины руководят в данное время отрядами, причем, не обязательно те, которые должны быть по "штатному расписанию". Автор описывает не какое-то абстрактное войско, а свое, каппадокийское, показанное в определенный временной момент. Описание боя более абстрактно: нет ни названий местностей, ни конкретного описания вооружения и тактики аланов. Если первая часть фрагмента представляет собой довольно нудное, в стиле делового документа, перечисление отрядов, идущих в походной колонне, то третья и четвертая части являются достаточно живым, иногда реторизированным, описанием будущих действий. Сюда же вставлены описательные фразы (§ 10; 15; 16; 23), которые, в принципе, не нужны в диспозиции. Все это говорит за то, что в основе сочинения лежала конкретная кампания, для которой был разработан определенный план действий и конкретная диспозиция. Затем они были литературно обработаны.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!