Художественные особенности пьесы на дне. Художественные особенности «На дне. Своеобразие сюжета — жизнь деклассированных людей

Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчер-кивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжет-ной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным уг-лам сцены.

Основной сюжет произведения

Темы мифологии и народной фантазии, работали с лучшими методами и последовательными производствами, как и в большинстве профессионального уровня, очаровать аудиторию - дети и взрослый - и получить аплодисменты также имеет важное значение, в своих выступлениях в Белу-Оризонти и других бразильских городов и за рубежом. С тех пор, обзоры соответствующих механизмов для получения более точных движений, чтобы избежать непроизвольных жестов, в сочетании с вниманием к различным методам манипуляции, привели к необходимому улучшению выступлений группы.

Пьеса «На дне» представляет собой цикл маленьких драм, в ко-торых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой (смерть Костылева, издевательства Василисы над Наташей, самоубийство Актера). Автор сознательно уводит эти события из поля зрения зрителя, подчеркивая тем самым, что главное в пьесе - это разговоры. Драма Горького начинается с появления содер-жателя ночлежки Костылева. Из разговора ночлежников выясня-ется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия (конец первого ак-та). В четверном действии наступает развязка. Монолог Сатина: «Что такое правда? Человек — вот правда!» является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы.

Надежная территория известных детских историй уступила место театру, который ценил наши корни и традиции и спас рассказы и легенды от бразильского фольклора. Декоративная динамика, смягченная музыкой, предложила материал для отдыха, вполне подходящего для жанра кукольного театра.

Под ним открывалось новое пространство, позволяющее собирать одновременные сцены. Ввел проводную марионетку - более сложную манипуляцию - тем самым расширяя выразительный словарный запас. Более важным, однако, было создание нового драматического текста, основанного в Бразилии и горнорудных традиции - подъездной фольклора, народной души заново открыл Альваро и Маду вкусными столами, полными юмора, озорства и поэзии.

Исследователями творчества Горького отмечена еще одна осо-бенность: драматург использует так называемые «рифмующиеся» эпизоды. Зеркально повторяются два диалога Насти и Барона. В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона. После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репли-кой Насти: «Не было!». Точную смысловую рифму в пьесе составля-ют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А по-сле пошел домой — и удавился…» и «Эй… вы! Иди … идите сюда! …Там Актер удавился!». Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции.

В композиции спектакля стали больше нравиться вкусная музыка, популярная корень и фольклор. За короткое время он уже объединяет качественные постановки, способные представить себя как «театр репертуара». Район рядом с Школой изящных искусств был передан Гирамундо, и это дало возможность приобрести машины и инструменты для сборки подходящего столярного изделия.

Композиция произведения — отсутствие резких ходов сюжета

Для записи текста и музыки каждое зрелище требовало исполнения композиторов, актеров, певцов и инструменталистов. Наблюдение Михалского не было рассмотрено Джирамундо. Но настало время для более амбициозной и последовательной работы в этом направлении. Где, однако, найти подходящий текст?

Герои пьесы «На дне» не делятся традиционно на главных и вто-ростепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку. В пьесе они резко противопоставлены. Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку.

В поисках идей для нового производства Маду предложил стихотворение Кобра Норато, Рауль Бопп, икону нашей литературы с первого момента Модернизма. Альваро Апокалипсис говорит, что «луч пересек небо Гирумундо». Мы управляли книжными магазинами города, пока не нашли его. В тот же день мы начали распутывать стихотворение с перспективой его постановки. Они обнаружили, что стихотворение спало в бессознательном каждом из них, например, знакомство, в котором были годы с ним.

Энтузиазм был удвоен, поскольку, поддерживаемый библиографией, они проанализировали стихотворение в свете литературы, антропологии, мифов и технических альтернатив. Выбор фундаментальных образов был параллелен редактированию сценария, будучи согласен с тем, что стихотворение не понесет никаких изменений.

Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Сущест-вует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит гордо!» В речи каждого пер-сонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры. Например, необыкновенно афористична речь Луки: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «… ни од-на блоха не плоха: все черненькие, все прыгают». Материал с сайта

С тех пор Кобра Норато стала известна как «самая бразильская из всех стихотворений». Для получения зрелищем прав сборочные, Альваро, Терезинья и Маду сделал визит автору, энтузиазма по поводу проекта, в течение долгого разговора он дал ценную информацию о конструкции и процесса стихотворении решений и предложил группу документации дополнительные, фотографии и исследования по мифу о Кобре Онорато и об амазонской культуре. И, наконец, он договорился передать Гирамундо все окончательные права на использование стихотворения для театрального собрания.

Таким образом, художественным своеобразием пьесы Горького «На дне» является:

  • постановка острых философских проблем;
  • отказ от яркой движущейся сюжетной линии;
  • «рифмующиеся» эпизоды;
  • отсутствие деления на главных и второстепенных персонажей;
  • динамичность диалогов, речевая характеристика героев пьесы.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

Оттуда, воображение дичало, бреду, рождая формы фантастической мифологии - растения, животное, духи предков, бог, природные элементы, странные способы, которые дали бы тело и движение красивого текста Рауль Боппа. Замысел несколько: во-первых, для создания, по сути, бразильского театра кукольного театра. Отсюда выбор: Кобра Норато, самая бразильская из всех стихотворений, написанных до сих пор. В честь автора Рауля Боппа за великое наследие подлинно бразильской поэзии. Во-вторых, изучение языка кукольного театра в исследовательском смысле; используя потенциал куклы в нестандартной области.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Одна задача: искать драму в литературном тексте без театральных намерений, не прибегая к адаптации или сценарию, переписанному. Мы понимаем, что в поэме все имеет жизнь: деревья, реки, животные. А для оживления - это ремесло кукловода. И метаморфозы персонажей, визуальное и звучное богатство леса способствуют полетам воображения, творческой свободы. В этот момент Альваро Апокалипсис включил новые материалы и новые методы строительства, направленные на получение большей легкости и более оживленных движений, облегчающих и ускоряющих манипуляции.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Вопрос о музыке стал фундаментальным, а не иллюстрацией подчеркнуть сценарий. Концепция зрелища требовала материальной музыки, как элемента, который тесно взаимодействовал с текстом и визуальной формой. Альваро смог придать тексту театральный и драматический подход, не опуская ни одной запятой. Получает самые важные призы бразильского театра. По сей день шоу было представлено в театрах и площадях и, в смелом исполнении, на сцене, смонтированной на воде.

Исповедованная эмоция заставила писателя прокомментировать, что группа поняла стихотворение «больше, чем я». Рауль Бопп умрет месяцами позже. Поэтому Кобра Норато является проблемой для любого зрителя, который питает какой-то предрассудок против кукольного театра. Вряд ли кто-то сможет забыть об излучении очарования и пластичности шоу. Все в действии постоянно сильное и живое, который имеет место в повествовании так увлекательно волшебные слова, не в состоянии мне описать добросовестно мощные и иногда преследующие образа шоу, чей взгляд способен отрезать дыхание большего ничего не подозревающего зритель.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения


Мифы легенд Амазонки разворачиваются в тонких движениях - куклы управляются с большой ловкостью, кроме того, что им помогает освещение на международном уровне. Змеи, которые превращаются в парней, или Бойуа, пропитывая Индию, и все еще дети превращаются в змей, все они показаны в волшебном повествовании. Для Марианхела Алвес Лима, штата Сан-Паулу.

Кобра Норато - это подтверждение веры в природу бразильского человека. То, что произведение предлагает в качестве подтверждения, - это своего рода любовная песня, возвышение и подтверждение веры в природу и человека этой страны. Каждое усилие представительства фокусируется на выявлении и передаче этой очень сильной красоты. Поэтому визуальные и звуковые признаки зрелища преднамеренно соблазнительны. Они были созданы для зачарования с той же интенсивностью реальности, к которой они относятся.

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

История создания пьесы

Во-первых, устная интерпретация стихотворения - это нечто большее, чем поддержка сцены. Существует ритм и изобретение звуковых комбинаций с такой мощной силой внушения, что орально описанные изображения заполняют пространство спектакля автономной силой.

Внутри этого пейзажа, созданного интерпретацией и музыкой Линдемберге Кардосо, вставлены трехмерные персонажи, вдохновленные популярной скульптурой. Куклы приглашают путешествие через пейзаж, характеризующийся гигантизмом. Это приглашение, несомненно, намекающее, которое следует за кооптирующими движениями змеиного человека. Мутная тайна амазонских мангровых лесов смягчается нахальным представлением персонажей. Преобладающее антропоморфное предположение позволяет полагать, что джунгли - это прежде всего субъект, который проявляет и укрывает жизнь.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Постепенно зрелище освещает почти бесконечные возможности красоты этой жизненной массы, отделяя деталь и интегрируя ее в совокупность, вызванную повествованием. Больше, чем международный успех критиков и публики, проявил Рауль Бопп, который больше всего нас трогал. Очень старый, он с большим волнением смотрел на шоу и, в конце концов, сказал нам: «Вы поняли стихотворение лучше меня!». Театр для взрослой аудитории, переводится как «безумие» автор с удивительной живостью, подчеркивая их гротескный и критический характер, смелость, которая приносит большую осведомленность в группу, а также много споров.

Главные герои

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Кроме того, «его особенность привлекает нас возможностями, которые никогда не предлагаются обычным текстом». Чтобы исследовать гротескные аспекты, карикатуры, он построил трофейные и проволочные марионетки, которые, хотя и более сложные для манипуляции, допускают жесты и более подвижные движения, а также более изысканное выражение тела. Изучение пространственности как поддержки выражения не было новым, но в этом спектакле он очень оригинально ответил на удушающую атмосферу, созданную автором. Чтобы поддержать этот климат, как декорации, так и освещение внесли свой вклад, как и музыка, которую Линдемберге Кардозо в этой работе мастерски воссоздала, подтвердив продуктивный союз с Гирамундо, начатый в пьесе Кобры Норато.

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Шоу, которое заставляет нас доверять творческую силу бразильского театра. С авангардистским духом и вкусом к экспериментам Альваро задумает другие шоу с характером новаторства и разрыва с тем, что было бы характерно для кукольного театра. В этот период постановки были начаты или полностью реализованы в мастерских Зимнего фестиваля с участием студентов и игроков из разных уголков страны и за рубежом и представлены в качестве окончательной программы мероприятия.

Всегда реагируя на давление политического порядка и происходящие в стране и в мире социокультурные изменения, он очень хорошо подчеркивает свое недоверие ко всему, что вокруг него. Вот как мир власти, насилия, будь то публичный или частный, будет выглядеть с преувеличенным сарказмом. Идея шоу отразила бы аффективные отношения, которые члены группы поддерживали с популярным творением, предлагая возможность вернуться к работе с элементами религиозной традиции Минаса в своем лирическом аспекте, поэзия которого связана с опыт детства друг друга.

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Исследование Хосе Адольфо Муры способствовало спасению и рекомпозиции этих проявлений, которые основали традицию в районе Белу-Оризонти, но это впало в распад, будучи почти единственным - и фрагментарно - в память о старейшинах. Из материала, собранного и реорганизованного, родился сценарий шоу. Еще раз, композитор Линдемберг Кардозо будет вызван на музыкальную работу. Он организовывал и воссоздавал темы, сохраняя их подлинность и простую красоту. Композитор также отвечал за подготовку и регентство набора инструменталистов и хора для записи следа зрелища.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Анализ пьесы


Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.


Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!