Атомы металлов отдавая внешние электроны превращаются в. Электронные конфигурации атомов химических элементов

Известно, что все простые вещества условно можно разделить на простые вещества-металлы и простые вещества-неметаллы.

МЕТАЛЛЫ, по определению М. В. Ломоносова - это «светлые тела, которые ковать можно». Обычно это ковкие блестящие материалы, обладающие высокой тепло- и электропроводностью. Эти физические и многие химические свойства металлов связаны со способностью их атомов ОТДАВАТЬ электроны.

НЕМЕТАЛЛЫ, напротив, способны ПРИСОЕДИНЯТЬ электроны в химических процессах. Большинство неметаллов проявляют противоположные металлам свойства: не блестят, не проводят электрический ток, не куются. Являясь противоположными по свойствам, металлы и неметаллы легко реагируют друг с другом.

Эта часть Самоучителя посвящена краткому освещению свойств металлов и неметаллов. Описывая свойства элементов, желательно придерживаться следующей логической схемы:

1. Вначале описать строение атома (указать распределение валентных электронов), сделать вывод о принадлежности данного элемента к металлам или неметаллам, определить его валентные состояния (степени окисления) - см. урок 3;

2. Затем описать свойства простого вещества, составив уравнения реакций

  • с кислородом;
  • с водородом;
  • с металлами (для неметаллов) или с неметаллами (для металлов);
  • с водой;
  • с кислотами или со щелочами (там, где это возможно);
  • с растворами солей;

3. Затем нужно описать свойства важнейших соединений (водородных соединений, оксидов, гидроксидов, солей). При этом вначале следует определить характер (кислотный или основной) данного соединения, а затем, вспомнив свойства соединений этого класса, составить необходимые уравнения реакций;

4. И наконец нужно описать качественные реакции на катионы (анионы), содержащие этот элемент, способы получения простого вещества и важнейших соединений этого химического элемента, указать практическое применение изучаемых веществ этого элемента.

Так, если вы определите, что оксид кислотный, то он будет реагировать с водой, основными оксидами, основаниями (см. урок 2.1) и ему будет соответствовать кислотный гидроксид (кислота). При описании свойств этой кислоты также полезно заглядывать в соответствующий раздел: урок 2.2.

Металлы - это простые вещества, атомы которых могут только отдавать электроны. Такая особенность металлов связана с тем, что на внешнем уровне этих атомов мало электронов (чаще всего от 1 до 3) или внешние электроны расположены далеко от ядра . Чем меньше электронов на внешнем уровне атома и чем дальше они расположены от ядра, - тем активнее металл (ярче выражены его металлические свойства).

Задание 8.1. Какой металл активнее:

Назовите химические элементы А, Б, В, Г.

Металлы и неметаллы в Периодической системе химических элементов Менделеева (ПСМ) разделяет линия, проведённая от бора к астату. Выше этой линии в главных подгруппах находятся неметаллы (см. урок 3). Остальные химические элементы - металлы.

Задание 8.2. Какие из следующих элементов относятся к металлам: кремний, свинец, сурьма, мышьяк, селен, хром, полоний?

Вопрос. Как можно объяснить тот факт, что кремний - неметалл, а свинец - металл, хотя число внешних электронов у них одинаково?

Существенной особенностью атомов металлов является их большой радиус и наличие слабо связанных с ядром валентных электронов. Для таких атомов величина энергии ионизации* невелика.

* ЭНЕРГИЯ ИОНИЗАЦИИ равна работе, затрачиваемой на удаление одного внешнего электрона из атома (на ионизацию атома), находящегося в основном энергетическом состоянии.

Часть валентных электронов металлов, отрываясь от атомов, становятся «свободными». «Свободные» электроны легко перемещаются между атомами и ионами металлов в кристалле, образуя «электронный газ» (рис. 28).

В последующий момент времени любой из «свободных» электронов может притянуться любым катионом, а любой атом металла может отдать электрон и превратиться в ион (эти процессы показаны на рис. 28 пунктирами).

Таким образом, внутреннее строение металла похоже на слоёный пирог, где положительно заряженные «слои» атомов и ионов металла чередуются с электронными «прослойками» и притягиваются к ним. Наилучшей моделью внутреннего строения металла является стопка стеклянных пластинок, смоченных водой: оторвать одну пластинку от другой очень трудно (металлы прочные), а сдвинуть одну пластинку относительно другой очень легко (металлы пластичные) (рис. 29).

Задание 8.3. Сделайте такую «модель» металла и убедитесь в этих свойствах.

Химическая связь, осуществляемая за счёт «свободных» электронов, называется металлической связью .

«Свободные» электроны обеспечивают также такие физические свойства металлов, как электро- и теплопроводность, пластичность (ковкость), а также металлический блеск.

Задание 8.4. Найдите дома металлические предметы.

Выполняя это задание, вы легко найдёте на кухне металлическую посуду: кастрюли, сковородки, вилки, ложки. Из металлов и их сплавов делают станки, самолёты, автомобили, тепловозы, инструменты. Без металлов невозможна современная цивилизация, так как электрические провода также делают из металлов - Cu и Al. Только металлы годятся для получения антенн для радио- и телеприёмников, из металлов делают и лучшие зеркала. При этом чаще используют не чистые металлы, а их смеси (твёрдые растворы) - СПЛАВЫ.

Сплавы

Металлы легко образуют сплавы - материалы, имеющие металлические свойства и состоящие из двух или большего числа химических элементов (простых веществ), из которых хотя бы один является металлом. Многие металлические сплавы имеют один металл в качестве основы с малыми добавками других компонентов. В принципе, чёткую границу между металлами и сплавами трудно провести, так как даже в самых чистых металлах имеются «следовые» примеси других химических элементов.

Все перечисленные выше предметы - станки, самолёты, автомобили, сковородки, вилки, ложки, ювелирные изделия - делают из сплавов. Металлы-примеси (легирующие компоненты) очень часто изменяют свойства основного металла в лучшую, с точки зрения человека, сторону. Например, и железо и алюминий - довольно мягкие металлы. Но, соединяясь друг с другом или с другими компонентами, они превращаются в сталь, дуралюмин и другие прочные конструкционные материалы. Рассмотрим свойства самых распространённых сплавов.

Сталь - это сплавы железа с углеродом , содержащие последнего до 2 %. В состав легированных сталей входят и другие химические элементы - хром, ванадий, никель. Сталей производится гораздо больше, чем каких-либо других металлов и сплавов, и все виды их возможных применений трудно перечислить. Малоуглеродистая сталь (менее 0,25 % углерода) в больших количествах потребляется в качестве конструкционного материала, а сталь с более высоким содержанием углерода (более 0,55 %) идет на изготовление режущих инструментов: бритвенные лезвия, сверла и др.

Железо составляет основу чугуна . Чугуном называется сплав железа с 2–4 % углерода. Важным компонентом чугуна является также кремний. Из чугуна можно отливать самые разнообразные и очень полезные изделия, например крышки для люков, трубопроводную арматуру, блоки цилиндров двигателей и др.

Бронза - сплав меди , обычно с оловом как основным легирующим компонентом, а также с алюминием, кремнием, бериллием, свинцом и другими элементами, за исключением цинка. Оловянные бронзы знали и широко использовали ещё в древности. Большинство античных изделий из бронзы содержат 75–90 % меди и 25–10 % олова, что делает их внешне похожими на золотые, однако они более тугоплавкие. Это очень прочный сплав. Из него делали оружие до тех пор, пока не научились получать железные сплавы. С применением бронзы связана целая эпоха в истории человечества: Бронзовый век.

Латунь - это сплавы меди с Zn, Al, Mg . Это цветные сплавы с невысокой температурой плавления, их легко обрабатывать: резать, сваривать и паять.

Мельхиор - является сплавом меди с никелем , иногда с добавками железа и марганца. По внешним характеристикам мельхиор похож на серебро, но обладает большей механической прочностью. Сплав широко применяют для изготовления посуды и недорогих ювелирных изделий. Большинство современных монет серебристого цвета изготавливают из мельхиора (обычно 75 % меди и 25 % никеля с незначительными добавками марганца).

Дюралюминий , или дюраль - это сплав на основе алюминия с добавлением легирующих элементов - медь, марганец, магний и железо. Он характеризуется своей стальной прочностью и устойчивостью к возможным перегрузкам. Это основной конструкционный материал в авиации и космонавтике.

Химические свойства металлов

Металлы легко отдают электроны, т. е. являются восстановителями . Поэтому они легко реагируют с окислителями.

Вопросы

  1. Какие атомы являются окислителями?
  2. Как называются простые вещества, состоящие из атомов, которые способны принимать электроны?

Таким образом, металлы реагируют с неметаллами. В таких реакциях неметаллы, принимая электроны, приобретают обычно НИЗШУЮ степень окисления.

Рассмотрим пример. Пусть алюминий реагирует с серой:

Вопрос. Какой из этих химических элементов способен только отдавать электроны? Сколько электронов?

Алюминий - металл , имеющий на внешнем уровне 3 электрона (III группа!), поэтому он отдаёт 3 электрона:

Поскольку атом алюминия отдает электроны, атом серы принимает их.

Вопрос. Сколько электронов может принять атом серы до завершения внешнего уровня? Почему?

У атома серы на внешнем уровне 6 электронов (VI группа!), следовательно, этот атом принимает 2 электрона:

Таким образом, полученное соединение имеет состав:

В результате получаем уравнение реакции:

Задание 8.5. Составьте, рассуждая аналогично, уравнения реакций:

  • кальций + хлор (Cl 2);
  • магний + азот (N 2).

Составляя уравнения реакций, помните, что атом металла отдаёт все внешние электроны, а атом неметалла принимает столько электронов, сколько их не хватает до восьми.

Названия полученных в таких реакциях соединений всегда содержат суффикс ИД :

Корень слова в названии происходит от латинского названия неметалла (см. урок 2.4).

Металлы реагируют с растворами кислот (см. урок 2.2). При составлении уравнений подобных реакций и при определении возможности такой реакции следует пользоваться рядом напряжений (рядом активности) металлов:

Металлы, стоящие в этом ряду до водорода , способны вытеснять водород из растворов кислот:

Задание 8.6. Составьте уравнения возможных реакций:

Все эти металлы в полученных соединениях двухвалентны.

Реакция металла с кислотой возможна, если в результате её получается растворимая соль. Например, магний практически не реагирует с фосфорной кислотой, поскольку его поверхность быстро покрывается слоем нерастворимого фосфата:

Металлы, стоящие после водорода, могут реагировать с некоторыми кислотами, но водород в этих реакциях не выделяется :

Задание 8.7. Какой из металлов - Ва, Mg, Fе, Рb, Сu - может реагировать с раствором серной кислоты? Почему? Составьте уравнения возможных реакций.

Металлы реагируют с водой , если они активнее железа (железо также может реагировать с водой). При этом очень активные металлы (Li – Al ) реагируют с водой при нормальных условиях или при небольшом нагревании по схеме:

где х - валентность металла.

Задание 8.8. Составьте уравнения реакций по этой схеме для К, Nа, Са . Какие ещё металлы могут реагировать с водой подобным образом?

Возникает вопрос: почему алюминий практически не реагирует с водой? Действительно, мы кипятим воду в алюминиевой посуде, - и… ничего! Дело, в том, что поверхность алюминия защищена оксидной пленкой (условно - Al 2 O 3). Если её разрушить, то начнётся реакция алюминия с водой, причём довольно активная. Полезно знать, что эту плёнку разрушают ионы хлора Cl – . А поскольку ионы алюминия небезопасны для здоровья, следует выполнять правило: в алюминиевой посуде нельзя хранить сильно солёные продукты!

Вопрос. Можно ли хранить в алюминиевой посуде кислые щи, компот?

Менее активные металлы, которые стоят в ряду напряжений после алюминия, реагируют с водой в сильно измельчённом состоянии и при сильном нагревании (выше 100 °C) по схеме:

Металлы, менее активные, чем железо, с водой не реагируют!

Металлы реагируют с растворами солей . При этом более активные металлы вытесняют менее активный металл из раствора его соли:

Задание 8.9. Какие из следующих реакций возможны и почему:

  1. серебро + нитрат меди II;
  2. никель + нитрат свинца II;
  3. медь + нитрат ртути II;
  4. цинк + нитрат никеля II.

Составьте уравнения возможных реакций. Для невозможных поясните, почему они невозможны.

Следует отметить (!), что очень активные металлы , которые при нормальных условиях реагируют с водой , не вытесняют другие металлы из растворов их солей, поскольку они реагируют с водой, а не с солью:

А затем полученная щёлочь реагирует с солью:

Поэтому реакция между сульфатом железа и натрием НЕ сопровождается вытеснением менее активного металла:

Коррозия металлов

Коррозия - самопроизвольный процесс окисления металла под действием факторов окружающей среды.

В природе практически не встречается металлов в свободном виде. Исключение составляют только «благородные», самые неактивные металлы, например золото, платина. Все остальные активно окисляются под действием кислорода, воды, кислот и др. Например, ржавчина образуется на любом незащищённом железном изделии именно в присутствии кислорода или воды. При этом окисляется железо:

а восстанавливаются компоненты атмосферной влаги:

В результате образуется гидроксид железа (II ), который, окисляясь, превращается в ржавчину:

Подвергаться коррозии могут и другие металлы, правда, ржавчина на их поверхности не образуется. Так, нет на Земле металла алюминия - самого распространённого металла на планете. Но зато основу многих горных пород и почвы составляет глинозём Al 2 O 3 . Дело в том, что алюминий мгновенно окисляется на воздухе. Коррозия металлов наносит колоссальный ущерб, разрушая различные металлические конструкции.

Чтобы уменьшить потери от коррозии, следует устранить причины, которые её вызывают. В первую очередь, металлические предметы следует изолировать от влаги. Это можно сделать разными способами, например, хранить изделие в сухом месте, что далеко не всегда возможно. Кроме того, можно поверхность предмета покрасить, смазать водоотталкивающим составом, создать искусственную оксидную плёнку. В последнем случае в состав сплава вводят хром, который «любезно» распространяет собственную оксидную плёнку на поверхность всего металла. Сталь становится нержавеющей.

Изделия из нержавеющей стали дороги. Поэтому для защиты от коррозии используют тот факт, что менее активный металл не изменяется, т. е. не участвует в процессе . Поэтому если к сохраняемому изделию приварить более активный металл, то, пока он не разрушится, изделие корродировать не будет. Этот способ защиты называется протекторной защитой.

Выводы

Металлы - это простые вещества, которые всегда являются восстановителями. Восстановительная активность металла убывает в ряду напряжений от лития к золоту. По положению металла в ряду напряжений можно определить, как металл реагирует с растворами кислот, с водой, с растворами солей.

Электронные конфигурации атомов химических элементов

Электронная конфигурация атома – показывает распределение ē по энерг. уровням и подуровням.

1s 1 ←число ē с данной формой облака

↖ форма электронного облака

энерг.уровня

Графические электронные формулы (изображения электронной структуры атома) –

показывает распределение ē по энерг. уровням, подуровням и орбиталям.

I период: +1 Н

Где - ē, ↓ - ē с антипараллельными спинами, орбиталь.

При записи графической электронной формулы следует помнить правило Паули и правило Хундда « Если в пределах одного подуровня имеется несколько свободных орбиталей, то ē размещаются каждый на отдельной орбитали и лишь при отсутствии свободных орбиталей объединяются в пары».

(Работа с электронными и графическими электронными формулами).

Напр., H +1 1s 1 ; He +2 1s 2 ; Li +3 1s 2 2s 1 ; Na +11 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 ; Ar +18 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 ;

I период: водород и гелий – s-элементы , у них заполняется электронами s-орбиталь.

II период: Li и Be – s-элементы

B, С, N, O, F, Ne – р-элементы

В зависимости от того, какой подуровень атома заполняется электронами последним, все элементы делят на 4 электронных семейства или блока:

1) s-элементы у них заполняется ē-ми s-подуровень внешнего слоя атома; к ним относятся водород, гелий и эл-ты гл.п/гр. I и IIгрупп.

2) р-элементы – у них заполняется электронамир-подуровень внешнего уровня атома; к ним относят элементы гл.п/гр. III - VIIIгрупп.

3) d-элементы – у них заполняется электронами d-подуровень предвнешнего уровня атома; к ним относятся эл-ты побоч.п/гр. . I- VIII групп,т.е. эл-ты вставных декад больших периодов, распложенные между s- и р-элементами, их также называют переходными элементами.

4) f-элементы - у них заполняется электронами f-подуровень третьего снаружи уровня атома; к ним относятся лантаноиды (4f-элементы) и актиноиды (5f-элементы).

У атомов меди и хрома происходит «провал» ē с 4s- на 3d-подуровень, что объясняется большей энергетической устойчивостью образующихся при этом электронных конфигураций 3d 5 и 3d 10:

29 Cu 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 3d 10 24 Cr 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 1 3d 5

Экспериментально доказано, что состояния атомов, при которых p-, d-, f-орбитали заполнены наполовину (p 3 , d 5 , f 7), целиком (p 6 , d 10 , f 14) или свободны, обладают повышенной устойчивостью. Этим объясняются переходы – «провалы» - электронов между близкорасположенными орбиталями. Те же отклонения наблюдаются у аналога хрома – молибдена, а также у элементов подгруппы меди – серебра и золота. Уникален в этом отношении палладий, у атома которого 5s-электронывообще отсутствуют и который имеет след. Конфигурацию: 46 Pd 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 3d 10 4р 6 5s 0 4d 10 .

Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения.

Химическая связь - это взаимодействие атомов, обусловливающее устойчивость химической частицы или кристалла как целого. Химическая связь образуется за счет электростатического взаимодействия между заряженными частицами: катионами и анионами, ядрами и электронами. При сближении атомов начинают действовать силы притяжения между ядром одного атома и электронами другого, а также силы отталкивания между ядрами и между электронами. На некотором расстоянии эти силы уравновешивают друг друга, и образуется устойчивая химическая частица.

При образовании химической связи может произойти существенное перераспределение электронной плотности атомов в соединении по сравнению со свободными атомами. В предельном случае это приводит к образованию заряженных частиц - ионов (от греческого "ион" - идущий).

Взаимодействие ионов:

Если атом теряет один или несколько электронов, то он превращается в положительный ион - катион (в переводе с греческого - "идущий вниз). Так образуются катионы водорода Н + , лития Li + , бария Ва 2+ . Приобретая электроны, атомы превращаются в отрицательные ионы - анионы (от греческого "анион" - идущий вверх). Примерами анионов являются фторид ион F − , сульфид-ион S 2− .

Катионы и анионы способны притягиваться друг к другу. При этом возникает химическая связь, и образуются химические соединения. Такой тип химической связи называется ионной связью:

Ионная связь, как правило, возникает между атомами типичных металлов и типичных неметаллов. Характерным свойством атомов металлов является то, что они легко отдают свои валентные электроны, тогда как атомы неметаллов способны легко их присоединять.

Рассмотрим возникновение ионной связи, например, между атомами натрия и атомами хлора в хлориде натрия NaCl.

Отрыв электрона от атома натрия приводит к образованию положительно заряженного иона – катиона натрия Na + .

Присоединение электрона к атому хлора приводит к образованию отрицательно заряженного иона – аниона хлора Cl - .

Между образовавшимися ионами Na + и Cl - , имеющими противоположный заряд, возникает электростатическое притяжение, в результате которого образуется соединение – хлорид натрия с ионным типом химической связи.

Ионная связь – это химическая связь, которая осуществляется за счет электростатического взаимодействия противоположно заряженных ионов.

Таким образом, процесс образования ионной связи сводится к переходу электронов от атомов натрия к атомам хлора с образованием противоположно заряженных ионов, имеющих завершенные электронные конфигурации внешних слоев.


Атомы металлов легко отдают электроны т. к. у них большой атомный радиус и мало электронов на внешнем уровне (1-3) Ме 0 – n ē Me n+ атомы ионы металла металла Любой металл способен отдавать электроны, превращаясь в положительно заряженный ион. На примере железа: Fe 0 -2e - = Fe 2+




Fe e - = Fe 0 Ион становится нейтральным атомом. И такой процесс повторяется много раз. Fe 0 - 2e - = Fe 2+ Fe e - = Fe 0 ………………..








Физические свойства металлической химической связи теплопроводность (перенос теплоты частицами в данном случае электронами); пластичность это смещение слоев кристаллической решетки. электропроводность; все вещества твердые (кроме некоторых щелочных металлов); высокие температуры плавления и кипения; высокая плотность вещества (кроме щелочных металлов);


Металлическая химическая связь характерна для металлов и их сплавов Металлическая связь образуется за счёт обобществления электронов В металлической связи образуются ионы. Основа химической связи - электростатическое взаимодействие противоположно заряженных частиц: протонов в ядре и электронов. ВЫВОДЫ

1. Общий запас энергии электронов в атоме характеризует: А. главное квантовое число Б. магнитное квантовое число В. орбитальное квантовое число Г. спиновое

квантовое число
2. Номер периода в периодической системе определяется: А. зарядом ядра атома Б. числом электронов в наружном слое атома В. Числом электронных слоев в атоме Г. числом протонов в ядре
3. Р-элементом является: А. скандий Б. барий В. мышьяк Г. гелий
4. Электронная конфигурация …3d104s2 соответствует элементу: А. кальцию Б. криптону В. цинку Г. кадмию
5. Ряд элементов, расположенных в порядке убывания металлических свойств: А. Al – Ga – Ge Б. Ca – Sr – Ba В. K –Na – Li Г. Mg – Ca – Zn
6. Элемент Э с электронной формулой 1s22s22p63s23p63d104s24p3 образует высший оксид, соответствующий формуле: А. ЭО Б. Э2О3 В. Э2О5 Г. ЭО3
7. Характер гидроксидов в ряду Н3РО4 – Н2SiO3 – Al(OH)3 – Mg(OH)2 изменяется: А. от основного к кислотному Б. от кислотного к амфотерному В. от амфотерного к основному Г. от кислотного к основному
8. Общее число электронов у иона Сr3+ : А. 21 Б. 24 В. 27 Г. 52
9. Наименьший радиус среди приведенных элементов имеет: A. Mg Б. Ca В.Si Г. Cl
10. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома мышьяка равны соответственно: А. 4,6 Б. 2,5 В. 3,7 Г. 4,5
11. Каковы валентные возможности серы? Ответ подтвердите электронными конфигурациями валентных орбиталей.
12. Дайте характеристику элементу №37 по плану: 1. положение в периодической системе 2. строение атома (р, n, e) 3. строение электронной оболочки 4. характер элемента, формулы и характер высшего оксида и гидроксида
13. Решите задачу. Массовая доля водорода в соединении с элементом IV группы равна 25%. Определите этот элемент и напишите формулу его высшего оксида.

1. Четыре электрона находятся во внешнем электронном слое атомов каждого из химических элементов в ряду а) С,Si, Sn в)N,C,S б)O, Cl, I

2. Химическая связь в кристалле оксида кальция

а) ковалентная неполярная в) металлическая

б) ковалентная полярная г) ионная

3.Сумма коэфициентов в уравнении реакции между диоксидом углерода и избытком гидроксида кальция равна

4.Гидроксид калия вступает в реакцию нейтрализации с

а) оксидом серы (VI) в) азотной кислотой

б) сульфатом меди г) хлоридом железа

5.Кислород непосредственно не взаимодействует с

а) хлором в) серой

б) фосфором г) железом

6.Для растворения оксида кальция лучше всего использовать

а) воду в) серную кислоту

б) соляную кислоту г) гидроксид калия

7.Для серной кислоты справедливо высказывание:

а) плотность серной кислоты примерно равна 1г/мл

б) серная кислота- легкоподвижная жидкость

в) растворение кислоты в воде сильно экзотермично

г) серная кислота не действует на цинк и медь

8.В молекулах органических веществ химическая связь преимущественно

а) ионная

б) ковалентная

в) металлическая

г) водородная

9.При добавлении соляной кислоты к порошку соли белого цвета выделяется газ, от которого известковая вода мутнеет. Образованию газа соответствует левая часть краткого ионного уравнения

а) 2H+H2O= в)NH4+OH=

б)Ag+Cl= г)2H+CO=

10. Массовая доля серы в сульфате алюминия равна

а) 28,1% в) 64,0%

б)9.4% г) 32,0%

Отличники помогите с контрольным заданием:

1) При взаимодействии 3,24 г трехвалентного металла с кислотой выделяется 4,03 л водорода (н.у.). Вычислите молярную массу эквивалента, молярную и относительную атомную массы металла.
2) В чем заключается принцип Паули? Может ли быть на каком- нибудь подуровне атома
p⁷ - или d¹² - электронов? Почему? Составьте электронную формулу атома с порядковым номером 22 и укажите его валентные электроны.

Подавляющее большинство простых веществ – это металлы. Физические свойства металлов – это непрозрачность, специфический "металлический" блеск, высокие тепло- и электропроводность, а также пластичность. Именно благодаря этим свойствам металлы сыграли решающую роль в истории человечества.

Какова причина того, что металлы имеют такие свойства и почему они так отличаются от неметаллов? Периодический закон и теория строения атома объяснили структуру и свойства металлов. Оказалось, что металлические свойства элементов обусловленные электронным строением их атомов.

Металлы на внешних электронных оболочках имеют 1–4 электрона. Эти электроны подвижные, так как слабо притягиваются ядром. Через это металлы легко отдают все или часть внешних электронов, вследствие чего возникают положительно заряженные ионы – катионы. Чем легче металлы теряют свои электроны, тем они активнее и тем сильнее выражены их металлические свойства.

В атомах неметаллов на внешних электронных оболочках много электронов 4–8, за исключением водорода (1) и бора (3). Эти электроны сильно притягиваются ядром и поэтому оторвать их от атома очень тяжело. Но атомы неметаллов могут присоединять избыточные электроны и превращаться в отрицательно заряженные ионы – анионы.

Все металлы, за исключением жидкой , при обычных условиях твердые и имеют кристаллическую структуру. Свойства металлов тесно связаны со строением их . В узлах кристаллической решетки размещены атомы и ионы (катионы), причем количество ионов и электронов в кристаллах разные металлы имеют неодинаковое. Внешние электроны, поскольку они подвижны и слабо притягиваются ядрами, образовывают так называемый "электронный газ", который "блуждает" между ионами в кристалле. "Электронный газ" принадлежит не отдельным ионам, а кристаллу в целом. Именно благодаря наличию в кристаллической решетке металлов таких подвижных электронов можно объяснить их высокие электро- и теплопроводность. "Электронный газ" хорошо отражает свет (поэтому металлы непрозрачны и имеют характерный блеск), а также короткие радиоволны. Последнее свойство металлов положено в основу радиолокации.

Металлы можно ковать и их способность к вытягиванию поясняется скольжением (перемещением) одних пластов ионов относительно других.

Как уже отмечалось, чем легче металлы отдают свои валентные электроны, тем они активнее и, поэтому, легче вступают в химические реакции. Более активные металлы вытесняют менее активные с их соединений. Кроме того, многие металлы вытесняют водород с некоторых кислот, а также из воды. Исходя из этого, все металлы можно расположить в так называемый ряд активностей, или электрохимический ряд напряжений.

Платиновые металлы, золото и серебро издавна называют благородными. Они химически довольно инертные, и поэтому не реагируют ни с водой, ни с многими кислотами. Как и благородные металлы ведут себя титан, цирконий, гафний, ниобий, тантал, молибден, вольфрам и рений, которые также химически пассивные. Они жароустойчивые и имеют замечательные механические свойства. Именно поэтому эти металлы и их сплавы играют огромную роль в современной авиации, ракетостроении и ядерной энергетике.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!