«Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии». Общие правила пользования картой. Оба тропика пересекают материк







ПЛАН ОПИСАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИКА. 1.ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА ОТНОСИТЕЛЬНО ЭКВАТОРА, ТРОПИКОВ И НУЛЕВОГО МЕРИДИАНА. 2. КРАЙНИЕ ТОЧКИ МАТЕРИКА, ИХ КООРДИНАТЫ. 3. ПРОТЯЖЕННОСТЬ МАТЕРИКА В ГРАДУСАХ И КИЛОМЕТРАХ. 4.ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА В КЛИМАТИЧЕСКИХ ПОЯСАХ 5. МОРЯ И ОКЕАНЫ, ОМЫВАЮЩИЕ МАТЕРИК. 6. ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГИХ МАТЕРИКОВ.




  • Практическая работа «Описание ГП АФРИКИ»

  • Площадь материка.

  • II по площади материк после Евразии. 30.3 млн. кв. км.

  • Экватор пересекает Африку почти посередине. Климатические пояса симметричны относительно экватора.

  • Нулевой меридиан пересекает континент в его западной части. Африка расположена в западном и восточном полушариях. Большая часть находится в восточном.



  • Оба тропика пересекают материк.

  • Материк омывают Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море на севере, Красное море на северо – востоке. Нанести эти объекты на контурную карту.

  • Африка далеко находится от других материков за исключением Евразии.



  • История исследования береговой линии и центральных частей материка.

  • Задание учащимся. Заполнить таблицу:





КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА АФРИКИ









Логический опорный конспект



  • Физико-географическое положение материка.

  • Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  • Климат.

  • Внутренние воды.

  • Почвы.

  • Природные зоны. Растительный и животный мир.

  • Население. Хозяйственная деятельность.

  • Государства и столицы.

«Географическое положение Африки. История исследования».

  • Тема урока



Задача урока:

  • Познакомить с планом характеристики материка

  • Ввести понятие географическое положение материка

  • Раскрыть приемы определения географического положения материка

  • Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.





























Особенности материка

  • По размерам Африка уступает лишь Евразии её площадь составляет 29,2 млн.км2

  • Около ½ её территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн.

  • В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария Конго и самая длинная река мира Нил.

  • Африка самый жаркий материк Земли.



План описания ФГП материка



Географическое положение материка Африка



Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.



Определить географические координаты крайних точек Африки.

  • 1 вариант.

  • Северная точка- мыс Бен-Секка

  • Южная точка- мыс Игольный

  • 2 вариант

  • Западная точка- мыс Альмади

  • Восточная точка – мыс Рас-Хавун



План описания ФГП материка

  • Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.

  • Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

  • В каких климатических поясах расположен материк?

  • Определите, какие моря и океаны омывают материк?

  • Как расположен материк относительно других материков?



Физическая карта Африки



История исследования материка



Открытие и исследование материка





Давид Ливингстон

  • Английский путешественник по Африке. Ливингстон прожил в Африке двадцать восемь лет как миссионер и исследователь.

  • Открыл области Замбези и многих частей Южной и Центральной Африки

  • Составил современную карту «Черного материка»

  • Открыл водопад Виктория

  • Изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса





Город Куруман, в котором Д.Ливингстон прожил восемь лет



Пароход, на котором Д.Ливингстон плавал по Замбези



Д.Ливингстон и Г.Стенли на озере Танганьика



Туземцы несут изнуренного лихорадкой Д.Ливингстона.



Василий Васильевич Юнкер

  • Русский исследователь Африки.

  • Изучал Центральную и Восточную Африку

  • Проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения





ТЕМА: «Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.

История открытия и исследования Австралии».

Цели урока:

изучить особенности физико-географического положения Австралии;

узнать, как происходило открытие и исследование Австралии;

Задачи:

Образовательная – познакомить учащихся с особенностями географического положения, открытия и исследования, а также рельефа Австралии.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.

Развивающая – развивать умение работать с разными источниками знаний – учебником, картами.

Тип урока: мультимедийная презентация

Оборудование : карта Австралии, атласы, контурные карты, учебник, мультимедийный проектор.

Формы учебной деятельности:

    Повторение известных терминов и понятий;

    Игра - проверка знаний учащихся по теме «Африка»;

    Практическая работа в контурной карте по определению географических координат крайних точек, а также элементов береговой линии;

    Самостоятельная работа «Сравнение особенностей рельефа Африки и Австралии»;

    Рассказ учителя об основных формах рельефа Австралии.

Планируемые результаты:

-Называть имена путешественников и исследователей,

-Показывать все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа;

-Определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки;

-Объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры

План урока:

    Организационный момент (1 мин.)

    Повторение темы «Африка»(4 мин.)

    Изучение новой темы (20мин.)

    Закрепление (12 мин.)

    Рефлексия (2 мин.)

    Домашнее задание (1мин.)

Ход урока

    Организационный момент.

    Повторение темы «Африка» (слайд 2)

Игра: дополни предложения:

1.Самый жаркий материк: ……(Африка) (слайд 3)

2. Самая большая пустыня -…(Сахара) (слайд 4)

3.Самая большая система тектонических разломов: … (Великие Африканские разломы) (слайд 5)

4. Самая длинна река: …(Нил) (слайд 6)

5. Кто это? (горилла, шимпанзе, зебра, бегемот, лев, верблюд, окапи, лемур, муха Цеце, страус, жираф, слон, гепард) (слайд 7)

Изучение новой темы:

    Мотивация урока:

Посмотрите на рисунки на ваших партах, прослушайте стихотворение.

Она располагается под нами

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то),

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры,

Там кролики страшней, чем наводнение

(Г. Усова)

Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд 8) с видами Австралии

Ответы учащихся.

Формирование темы урока.

Слайд 9 - тема урока

Знакомство учащихся с целью урока: (слайд 10 )

На уроке вы должны:

    вспомнить, как определяют географическое положение материка;

    изучить особенности физико-географического положения Австралии

    узнать, как происходило открытие и исследование Австралии

    рассмотреть основные формы рельефа материка

    Слово учителя:

Австралия (от латинского слова austral is – южный) самый маленький материк Земли. За его небольшие размеры ее иногда называют материком-островом. Есть особенности и в освоении материка, так как Австралия дольше всех прочих крупных земель планеты оставалась былым пятном. Долгое время континент был «оторван» от исторических процессов, происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век.

    Сообщение интересных фактов об Австралии:

    Австралия – самый маленький материк Земли;

    Материк полностью расположен в южном полушарии;

    Австралия-материк реликтов-животных и растений, сохранившихся с прошлых геологических эпох;

    Здесь нет действующих вулканов;

    Австралия – самый засушливый материк Земли. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка;

    Около половины ее площади занимают пустыни и полупустыни;

    В окраске континента преобладают красновато-бурые тона;

    Австралия позже других была заселена и освоена европейцами;

    Весь материк занимает одно государство;

    Повторение .

Вспомните, план описания географического положения региона (учебник стр. 344).

Определить физико-географическое положение значит (слайд 11) :

План изучения материка:

    Как расположен относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и нулевого меридиана.

    Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

    Какие моря и океаны омывают материк.

    Как расположен материк относительно других материков

    В каких климатических поясах расположен материк.

    Географическое положение Австралии

Австралия словно уединилась от континентов-соседей (слайд 12) .

    Определите, как расположена Австралия относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана?

Она целиком расположена в Южном и Восточном полушариях и в центре океанического полушария планеты. Почти посередине ее пересекает Южный тропик, поэтому ее северная часть лежит в жарком, а южная - в умеренном поясах освещения. Большая часть материка расположена в жарком тепловом поясе (слайд 13)

    Каковы очертания материка?

Материк похож на огромную «фасоль» в океане (слайд 14)

(слайд15)

Берега изрезаны слабо. Здесь мало бухт, удобных для стоянки судов. Самые удобные бухты и заливы расположены в восточной и юго-восточной части материка. Они расположены чаще всего в устьях рек, например, залив Порт-Джексон. На его берегах лежит Сидней. Недалеко от юго-восточного побережья лежит большой остров Тасмания

    Покажите на карте:

Океаны, моря, заливы, проливы омывающие материк.

На контурной карте обозначьте элементы береговой линии Австралии.

Проверка: На слайдах высвечиваются элементы береговой линии, заливы проливы, полуострова (слайд 16-17)

С северо-запада берега Австралии защищены от больших океанских волн Большим Барьерным рифом. Он тянется на 2300 км. От мыса Санди на о. Фрейзер до южного побережья Новой Гвиней. Большой Барьерный риф удален от побережья на расстояние от50 до 150 км. Глубина Большой лагуны между рифом и материком достигает в некоторых местах 50 метров (слайд 18)

Большой Барьерный риф состоит из множества коралловых рифов и островов, между которыми могут пройти и большие суда. В Большом Барьерном рифе имеется около 20 хорошо изученных проходов со стороны океана. Плотную «стенку» рифы образуют только на севере.

    Крайние точки.

На контурной карте подпишите крайние точки материка.

На слайде появляются крайние точки (слайд 19).

Северная точка - мыс Йорк - открыта в 1606 г. голландским мореплавателем В. Янсзоном. Название мысу присвоил Дж. Кук в честь герцога Йоркширского. Дж. Кук был родом из графства Йоркшир.

Восточная точка - мыс Байрон - открыта и названа Дж. Куком в честь английского мореплавателя Джона Байрона.

Крайняя южная точка носит название мыс Юго-Восточный.

Западная - мыс Стип-Пойнт.

Учащиеся определяют их координаты, затем для проверки координаты появляются на слайде (слайд 20)

    Определите

Протяженность территории Австралии с севера на юг и с запада на восток. Определите протяженность территории с севера на юг по 40 меридиану и с запада на восток по 45 0 с.ш. (слайд21)

    Положение относительно других частей света (слайд 22)

Австралия занимает 6% площади суши, S=8,9 млн. км.

Австралия больше похожа на остров, чем на материк. Возможно, именно ее удаленное расположение и стало причиной того, что она, за исключением Антарктиды, стала последним материком, открытым и освоенным европейцами.

Давайте определим расстояние от Австралии до ближайших материков. Расстояние от Австралии до Африки составляет 7000 км. До Южной Америки 12000 км., до юго-восточной Азии 2800 км., до Антарктиды 3000 км.

Давайте проведем сравнение географического положения Австралии и Африки (работа с картами атласа)

    История открытия и исследования Австралии

Несмотря на то, что ученые античного мира предполагали существование материка в южном полушарии, он долго не был известен европейцам. Открыли Австралию в эпоху Великих географических открытий. Испанец Торрес, голландец Тасман, англичанин Дж. Кук дали первые сведения об Австралии.

Первым европейцем, открывшим в начале XVII в. северное побережье Австралии, считают голландского мореплавателя В. Янсзона. Его соотечественник А.Тасман в середине XVII в. описал берега континента от мыса Йорк до Южного тропика.

В 1770 г. английский мореплаватель Дж. Кук повторно «открыл» Австралию, которая вскоре была объявлена колонией Англии.

(Сообщение учащегося)

Первыми европейцами, открывшими в начале XVII в. северное побережье материка, были голландские мореплаватели Виллем Янц, Абель Тасман и др.. А. Тасман в середине XVII века описал берега континента от мыса Йорк до Южного тропика. Тасман доказал, что Австралия – самостоятельный материк. В то время его называли новой Голландией (слайд 23)

Испанский мореплаватель Торрес прошел проливом между Новой Гвинеей и Австралией. Однако все эти сведения сохранялись все время втайне. Поэтому открытие материка многие приписывают знаменитому английскому мореплавателю Джеймсу Куку. В 1770 году он открыл восточное побережье Австралии, что положило начало колонизации материка англичанами. Когда корабль капитана Кука сел на мель, было сделано большое географическое открытие - открыт Большой Барьерный риф (слайд 24).

Весь XIX век был для Австралии веком исследований и географических открытий первопроходцев австралийских земель подстерегали смертельные опасности, первые колонизаторы использовали аборигенов как проводников для исследования австралийских земель (слайд 25.)

Самые жаркие и сухие внутренние территории континента были исследованы экспедициями Р. Берка, Д.Стюарта, Дж. Форреста. (слайд 26). Некоторые отважные путешественники бесследно исчезли в глубине континента. Трагически закончилась экспедиция Р. Берка, который первым пересек материк с севера на юг с целью изыскания трассы для телеграфа. Р. Берк погиб на обратном пути.

Многие исследования были связаны с поисками сначала пастбищ, а позднее – с разведкой месторождений полезных ископаемых, прокладкой дорог (слайд 27.)

В 70-е годы XIX века в Австралии жил и работал известный русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай (слайд 28)

    Рельеф Австралии.

Вспомните теорию движения литосферных плит А. Вегенера, частью какого материка была в далеком прошлом Австралия?

Покажите на карте Индо-Австралийскую литосферную плиту.

Определите положение на ней Австралийской платформы.

Это самый низкий и самый плоский в мире континент с выровненным и однообразным рельефом. Средняя высота материка составляет 215 м. Только 2% территории находятся выше тысячеметровой отметки.

Рельеф Австралии определяется расположением основных географических объектов

Горы на востоке материка появились в эпоху альпийской складчатости, когда почти на всех крупных материках формировались крупные горные массивы.

Физико-географические районы (слайд 29)

Большой Водораздельный хребет

Центральная низменность

На физической карте найдите низменности, плоскогорья, укажите их преобладающие высоты.

(Слайд 30)

Центральная низменность сложена мощными толщами осадочных горных пород морского и озерного происхождения. Кое-где на ее поверхности встречаются столовые останцы, возникшие в результате эрозионной деятельности древних водотоков, а также русла эпизодических рек - криков

В Австралии много обширных песчаных и каменистых пустынь. Крупнейшие из них – это Большая пустыня Виктория, Большая песчаная пустыня и пустыня Гоби (слайд 31)

В тектонических впадинах залегают артезианские воды. Территория, на которой они находятся, называется Большой Артезианский Бассейн

Где расположены горы, какова их наибольшая высота? (на восточной окраине материка вдоль побережья протянулись сильно разрушенные невысокие горы – Большой водораздельный хребет. Разломы и речные долины разбивают горы на отдельные массивы. Восточные склоны гор круто обрываются к морю, западные – более пологие. На крайнем юго-востоке горы достигают наибольшей высоты и называются Австралийскими Альпами. (Снежные горы) (слайд 32).

Наивысшая точка континента - это гора Косцюшко, ее высота над уровнем моря 2230 м, а самая низкая местность - озеро Эйр - лежит на 12 м ниже уровня моря.

Здесь нет действующих вулканов, не бывает землетрясений.

IV . Закрепление:

    Сравнение особенностей рельефа Африки и Австралии (слайд 33):

Признаки сравнения

Африка

Австралия

Плоскогорья и нагорья

Эфиопское нагорье, нагорье Ахаггар, Тибести

Плато Кимберли, плато Баркли

Низменности

Ливийская

Центральная, Налларбор

Горы: высота, возраст

Атлас - молодые горы (2000-4000);

Драконовы - древние (2000-3000);

Капские – древние (1000-2000).

Большой Водораздельный хребет – древние горы (1000-2000)

Камерун, Кения, Карисимби, Килиманджаро

Вулканов нет

Землетрясения

Землетрясения есть на востоке Африки, в районе гор Атлас

Землетрясения – большая редкость

Ученики отвечают в соответствии с планом (на слайде), для проверки на слайде появляются ответы (слайд 34)

    Используя текст учебника (стр. 122-124), (слайд 35)

Очертания материка просты, берега ________(слабо) изрезаны. Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км. тянется полоса коралловых островов и рифов, получивших название __________(Большой Барьерный риф). Высшая точка Австралии ___________ (г. Косцюшко) расположена в горах ___________ (Австралийские Альпы). Ее высота равна _________ (2230) метров. В геологическом прошлом большая часть Австралии была частью материка __________ (Гондвана), от которого она отделилась к концу Мезозоя. Крайними точками материка являются _____________(Байрон, Йорк, Стип-Пойнт, Юго-Восточный).

Проверка правильности выполнения задания на слайде 36

    Укажите координаты мысов (слайд 37)

Мыс Йорк

26 0 09 / ю.ш. 113 0 05 / в.д.

Мыс Стип-Пойнт

39 0 11 / ю.ш. 113 0 09 / в.д.

Мыс Юго-Восточный

28 0 38 / ю.ш. 153 0 09 / в.д.

Мыс Байрон

10 0 41 / ю.ш. 142 0 32 / в.д.

    .

(слайд 38)

    Тиморское море

    Китайское море

    Арафурское море

    Саргассово море

    Тасманово море

    Залив Карпентария

    Персидский залив

    Эгейское море

    Селебское море

    Коралловое море

    Большой Австралийский залив

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (слайд 39)

    Центральные равнины.

    Большой водораздельный хребет

    Западное плато

    Гора Косцюшко

  1. Большой Артезианский бассейн

    Большая песчаная пустыня

Мягкий контроль (самоконтроль). Учащиеся сверяют правильность выполнения задания.

V . Рефлексия (слайд 40)

Вернёмся к задачам нашего урока. Решили мы их или нет? Самостоятельно оцените свою работу на уроке.

Ребята, перед вами лежат разноцветные листочки. Выберите тот, который в полной мере отражает ваше восприятие урока. На карту Австралии прикрепите «мордашки»

Урок понял , могу самостоятельно

Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды

Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Антарктиды и научить этому товарищей

VI . Домашнее задание (слайд 41 ) : выучить параграф 27 учебника, составить кроссворд из 7-10 слов на темы (по выбору) «Географическое положение Австралии», «История открытия Австралии», «Рельеф Австралии»

Приложение 1.

Используя текст учебника (стр. 122-124),

вставьте пропущенные в тексте слова: (выполнение задания в тетради)

    Очертания материка просты, берега ________(слабо) изрезаны.

    Вдоль северо-восточных берегов Австралии более чем на 2000 км. тянется полоса коралловых островов и рифов, получивших название __________(Большой Барьерный риф).

    Высшая точка Австралии ___________ (г. Косцюшко) расположена в горах ___________ (Австралийские Альпы).

    Ее высота равна _________ (2230) метров.

    В геологическом прошлом большая часть Австралии была частью материка __________ (Гондвана), от которого она отделилась к концу Мезозоя.

    Крайними точками материка являются _____________(Байрон, Йорк, Стип-Пойнт, Юго-Восточный).

Приложение 2.

Вариант 1.

Подпишите географические объекты, используя их цифровые обозначения

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (слайд 39)

    Центральные равнины.

    Большой водораздельный хребет

3. Западное плато

    Гора Косцюшко

  1. Большой Артезианский бассейн

    Большая песчаная пустыня


Вариант 2.

Используя цифровые значения, подпишите на карте моря и заливы, омывающие Австралию .

    Тиморское море

    Китайское море

    Арафурское море

    Саргассово море

    Тасманово море

    Залив Карпентария

    Персидский залив

    Эгейское море

    Селебское море

    Коралловое море

    Большой Австралийский залив


Приложение 3.

Сравнение особенностей рельефа Африки и Австралии:

Признаки сравнения

Африка

Австралия

Плоскогорья и нагорья

Низменности

Горы: высота, возраст

Землетрясения

Литература:

    Андреева В. Н. Предметная неделя географии в школе. – Ростов н./Д.: Феникс, 2008

    Душина И. В. , Коринская В. А. , Щенев В. А.. География: наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 2005.

    Душина И. В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. В. П. Дронова.- М. Дрофа, 2009

    География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах. Сост. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007

    География: Уроки – игры в средней школе. / Сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2004 .

    Карасев С. А. География материков и океанов. 7 класс. Тетрадь с печатной основой.- Саратов: «Лицей»,1999

    Нагорная И. И.. География.7 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2004

    Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005

    Тарасенко В. Т. Обобщающие уроки географии. Ролевые игры, семинары, викторины. Пособие для учителя: Краснодар, 2002.

    Уроки географии Кирилла и Мефодия. 7 класс.

    Электронные уроки и тесты. География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида

Автор публикации: Соловьев С.Н.

Дата публикации: 25.09.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

Практическая работа (урок №4) Составление картосхемы «Литосферные плиты»

Составите картосхему движения литосферных плит. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через млн.лет.лит

Средиземное м. Красное м. Тихий океан Атлантический океан

Вывод: сделать вывод о распределении суши и моря в будущем

Практическая работа (урок №9) . Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира

Цель: Определение годового количества осадков, средних и абсолютных температур января и июля отдельных точек земного шара, преобладающего направления ветра января и июля по климатической карте.

    Учиться работать с климатической картой Земли.

Ход работы.

    Определите по карте главные показатели климата и занесите в таблицу:

нет данных на карте

Например: 100-250 мм в год

Например:

Январь: СЗ

Оймякон (Евразия)

Например:

Январь: -71º, Июль: +33º

Иркутск (Евразия

Вашингтон (Сев. Америка)

Рио-де-Жанейро (Юж. Америка)

Аддис-Абеба (Африка)

3. Сделать вывод по практической работе.

Практическая работа (урок №10)Анализ климатограмм для основных типов климата

Ход работы:

Практическая работа (урок №15). Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана

Постройте схематический профиль дна Атлантического океана по экватору


Практическая работа (урок №16)

Анализ схем круговорота веществ и энергииВывод: Значение круговоротов

Практическая работа.(урок №17) Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа

Сопоставьте климатическую карту с природными зонами и заполните таблицу

Практическая работа(урок№20). Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас

Сопоставьте политическую карту и карту рас и заполните таблицу

Практическая работа (урок №22)

Тема: «Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению географического положения материка»

Цели: 1. Выявить особенности физико-географического положения Африки.

2. Научиться определять физико-географическое положение материка по плану, используя карты атласа.

3. Закрепить умение определять географические координаты точек, протяженность материка с севера на юг в градусной мере и километрах.

4. Установить влияние физико-географического положения (ФГП) на природу материка.

Определите географическое положение материка Африка, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

План определения ФГП материка

I. Определите положение материка на градусной сетке (по отношению к экватору, нулевому меридиану, Северному и Южному тропикам):

1. По отношению к экватору - пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк - в Северном или Южном? На контурной карте красным цветом выделите линию экватора.

2. По отношению к нулевому меридиану - пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой его части? В каком полушарии расположен материк - в Западном или Восточном? На контурной карте синим цветом выделите линию нулевого меридиана.

3. По физической карте Африки определите крайнюю северную и крайнюю южную точки материка

4. Обозначьте на контурной карте крайнюю северную и крайнюю южную точки материка; определите их географические координаты, запишите географические координаты на контурной карте.

5. Положение по долготе. Найдите на физической карте Африки крайнюю западную и крайнюю восточную точки. Обозначьте их на контурной карте. Определите географические координаты крайней западной и крайней восточной точек, подпишите на контурной карте.

II. Определите положение материка относительно других объектов (материки, океаны):

1. Какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которые их отделяют от Африки.

2. Какие океаны, моря, заливы и проливы омывают берега Африки? Подпишите их на контурной карте.

3. Определите характер береговой линии (сильно изрезана -выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана - мало островов; полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подпишите на контурной карте.

Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях географического положения материка, определяющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.

Крайние точки

Ближайшие материки

Практическая работа (урок №23)

Тема: «Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

Цели работы: 1. Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых.

2. Учиться правильно работать с контурной картой.

Последовательность выполнения работы

1. Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка:

    горы - Атлас, Капские, Драконовы;

    нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское;

    плоскогорье Восточно-Африканское;

    вулкан Килиманджаро.

Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветовому фону карты атласа.

2. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.

Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)

1. Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

2. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.

3. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.

4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект

Практическая работа (урок №31)

Тема: "Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования"

Цели работы:

1. Закрепить и расширить знания об особенностях природы Африки, о населении и его хозяйственной деятельности.

2. Проверить и оценить умение использовать карты атласа, учебник, другие источники географической информации с целью решения поставленных задач.

Последовательность выполнения работы

Дорогие друзья! Вы изучили один из удивительных континентов нашей планеты и теперь имеете возможность совершить незабываемое путешествие по странам Африки

1. Составьте проект возможного путешествия с обоснованием его Целей. Целями путешествия могут быть посещение национальных парков континента, изучение вулканов, посещение столиц государств, изучение уникальных природных объектов и многое, многое другое. Зная особенности природы континента, населения и его хозяйственной жизни, вы сами определите, где бы вам хотелось побывать, что в первую очередь вам бы хотелось «увидеть своими глазами».

2. Определив маршрут путешествия, его начальную и конечную точки, нанесите маршрут на контурную карту - отметьте объекты, которые планируете посетить (не менее пяти), проложите путь следования. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.

3. В тетради дайте краткое описание объектов изучения.

4. Используя комплексную карту, свои знания по теме, в тетради опишите современные ландшафты и различия в характере освоения территории по маршруту следования

Практическая работа(урок №33)

Тема: «Сравнение географического положения Австралии и Африки»

Цель: 1. Сравнить географическое положение Австралии и Африки.

Последовательность выполнения работы

    Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

Учащиеся используют план характеристики ФГП материка, полученный при выполнении практической работы по теме «Африка»

Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико - географического положения материка, . Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.

Крайние точки

Ближайшие материки

Степень изрезанности береговой линии

Слабая изрезанность береговой линии

С какой частью Африки Австралия имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сходство?

Краткий вывод запишите

Практическая работа (урок №44)

Тема: "Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки"

Цели работы:

    Установить особенности географического положения Южной Америки.

    Совершенствовать свое умение описывать географическое положение материка по карте и типовому плану.

    Учиться сравнивать географическое положение двух материков, делать на основе проведенного сравнения вывод о сходстве и различии их природы.

Последовательность выполнения работы

I. Определите географическое положение материка Южная Америка, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению ФГП материка по типовому плану сочетается с заполнением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

Сравните географическое положение Южной Америки с географическим положением Африки. Как отразится на природе Южной Америки ее большее по сравнению с Африкой смешение к югу?

1. Отношение к экватору

2. Отношение к нулевому меридиану

3. Отношение к другим материкам

4. Отношение к океанам

Практическая работа (урок №47) Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки

Ход работы;

Анализируя карту народ, карту плотности населения, карту природных зон и климатическую карту сравнить характер размещения населения Южной Америки и Африки, и сделать вывод в каких районах материков проживает большинство населения.

Практическая работа(урок №51)

Тема: "Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения"

Цели работы:

1. Показать разнообразие климата внутри одного климатического пояса, выявить причины, обусловившие это разнообразие.

Оценить климатические условия для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Проверить и оценить свое умение самостоятельно анализировать тематические карты, проводить сравнение климатов, выделять черты сходства и различия.

Последовательность выполнения работы

Вариант 1 Вариант 2

Сравнить климат полуостровов Сравнить климат полуостровов

Аляска и Лабрадор Флорида и Калифорния

Используя прием наложения карт (физическая карта Северной Америки, климатическая карта Северной Америки, климатические пояса и области мира), сравните климат двух предложенных территорий.

Результаты сравнения можно отразить в виде таблицы в тетради или на контурной карте.

Вариант 1Территория

Средняя t, С

Годовое кол-во осадков, мм

Климатический

Тип климата

П-ов Аляска

П-ов Лабрадор

Вариант 2Территория

Средняя t, °С

Годовое кол-во осадков,

Климатический пояс

П-ов Флорида

П-ов Калифорния

Причины, обусловившие различия климата в пределах одного климатического пояса:

Как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий:

На контурной карте

    Подписать территории, климат которых сравнивается.

    Обозначить климатический пояс, в пределах которого расположены сравниваемые территории, указать тип климата.

    Указать преобладающие воздушные массы, стрелками показать направления постоянных ветров.

    Провести изотермы средних январских и средних июльских температур воздуха.

    Указать абсолютный максимум и абсолютный минимум температур.

    Цветовым фоном показать годовое количество осадков.

    Указать режим выпадения осадков.

    Обозначить течения у берегов сравниваемых территорий.

    В тетради записать краткий вывод о причинах, обусловивших различия климата в пределах одного климатического пояса.

Практическая работа(урок №55)

Но основании предыдущей практической работы сделайте вывод как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий?

Практическая работа (урок №60)Определение типов климатов Евразии по климатограммам.

Ход работы:

По приведённым в учебнике климатограммам определите тип климата, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.

Практическая работа (урок№ 62)

Тема: "Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения"

Цели работы:

1. Сравнить природные зоны в Евразии и Северной Америке по 40-й параллели. Выявить черты сходства и различий в чередовании зон, степени их антропогенного изменения.

2. Проверить и оценить умение выявлять причины, обусловившие чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка.

Последовательность выполнения работы

    Пользуясь картами природных зон Евразии и Северной Америки, выпишите в тетрадь все природные зоны этих материков с запада на восток по 40-й параллели.

Северная Америка:

    Подчеркните природные зоны, имеющиеся только на одном из материков.

    Сделайте вывод о причинах отсутствия той или иной природной зоны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

По линии 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка есть сходные природные зоны, например жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Какие вы видите различия в характере расположения этих природных зон? Каковы причины этих различий? Краткий вывод запишите в тетрадь.

4. Сделайте общий вывод, от каких причин зависит характер расположения природных зон.

Тема: "Составление географической характеристики страны Европы и Азии по картам и другим источникам "

Цели работы:

1. Составить описание одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии.

2. Проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения поставленных задач.

Вариант 1 - Швеция. Вариант 2 - Саудовская Аравия.

Последовательность выполнения работы

Используя прием наложения карт (карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.

План описания страны

I. Название страны и ее столица.

II. Физико-географическое положение страны:

    В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?

    С какими странами граничит?

    Положение страны по отношению к морям и океанам.

III. Природные условия:

    Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые.

    Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия климата по территории и по сезонам.

    Крупные реки и озера.

  1. Природные зоны и их основные особенности. Растительность и животный мир.

IV. Население и хозяйственная жизнь:

    Численность населения и размещение по территории страны, примерная плотность населения.

    Состав населения (основные народы).

    Особенности быта населения (жилища, традиции).

    Хозяйственная жизнь населения (добываемые полезные ископаемые, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).

    Влияние хозяйственной деятельности населения на окружающую природную среду. Меры по рациональному использованию и охране природы.

Практическая работа (урок№ 69)

Тема: " Выявления связей между компонентами природного комплекса "

Цели работы:

Проверить и оценить умение показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса.

Последовательность выполнения работы

1. Опишите и сравните природные комплексы, находящиеся в различных условиях. Данные, полученные в процессе изучения компонентов комплекса, обобщите в виде таблицы.План описания комплекса

Природные комплексы

Степень антропогенного воздействия

1. Название природного комплекса

2. Влияние на компоненты комплекса света, тепла и влаги

3. Почвы, характерные для комплекса

4. Преобладающая растительность

5. Животный мир

Выводы о взаимосвязи компонентов и причинах, обусловливающих их различие. -

Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!