Автобиография колчака. Колчак Александр Васильевич

18 ноября 1918 года в Омске группа казаков арестовала министров-эсеров Всероссийского Временного правительства, несколько месяцев назад поднявшего восстание против советской власти. После этого вице-адмирал Александр Колчак, бывший военным и морским министром этого правительства, был провозглашён Верховным правителем России. Власть Колчака распространялась на огромные территории, многократно большие, чем в европейской части России, где власть была у большевиков. Однако эти бескрайние просторы были слабо заселены, а их промышленность и инфраструктура не были настолько же развитыми, как в западных и центральных регионах.

Более года Колчак оставался Верховным правителем, признанным в этой роли большинством лидеров Белого движения. Однако неудачный исход военного противостояния с большевиками, интриги и беспорядок в тылу, предрешили судьбу Колчака. Тем не менее, он навеки вошёл в историю как одна из самых значимых политических и военных фигур периода Гражданской войны. Каким был адмирал Колчак, чья личность и через сто лет после смерти вызывает восхищение у одних и негодование у других.

Полярный исследователь

Участники северной экспедиции на «Заре». Крайний слева – А. В. Колчак. Коллаж © L!FE. Фото: © Wikimedia Commons / © Flickr/Raïss

Вряд ли кто-то мог предположить, что едва заступивший на службу молодой вахтенный офицер Александр Колчак уже через несколько лет станет знаменитым полярным исследователем. На рубеже 19-20 веков между ведущими мировыми державами началась гонка за Северный и Южный полюса. Все страны снаряжали свои экспедиции как с целью славы (первыми добраться до полюса), так и с научными целями. Молодой Колчак не на шутку увлёкся гидрологией и, конечно, мечтал оказаться в одной из полярных экспедиций.

Одной из самых интересных российских загадок, бесспорно, является знаменитое золото Колчака. Поиски этого клада ведутся еще с 1920-х годов, но пока безрезультатно.

Узнав о походе ледокола «Ермак» в Северный Ледовитый океан, он тотчас обратился с рапортом о его зачислении в команду. Однако Колчак опоздал, команда уже была укомплектована и места ему не досталось.

Тем не менее, ему удалось познакомиться с бароном Толлем, который планировал экспедицию по Северному морскому пути в поисках легендарной Земли Санникова. Популяризовал эту землю купец по фамилии Санников ещё за сто лет до этого. Купец хорошо знал северные края, видел горы на севере и был убеждён, что там есть непокрытая снегом земля с нормальным климатом. В пользу утверждений Санникова говорили и некоторые косвенные факты: северные птицы каждую весну улетали ещё дальше на север, а осенью возвращались. Это заставляло задуматься, ведь птицы не могут жить в вечной мерзлоте, и если они улетают на север выводить потомство, значит там есть пригодная для этого земля.

Барон Толль был искренне убеждён в существовании этой земли и ему удалось организовать экспедицию. Колчак завербовался в группу как специалист по гидрологии, и занимался в экспедиции исследованиями по этому направлению.

Экспедиция продлилась два года. Исследователи составили тщательную карту северных берегов России, исследовали Таймыр и остров Беннета, открыли несколько маленьких островов, один из которых был назван в честь Колчака, но главную задачу так и не решили - земля Санникова не была найдена. Кроме того, руководитель экспедиции барон Толль вместе с несколькими спутниками погибли. Они отправились на остров Беннета, а шхуна «Заря», на которой остался и Колчак, должна была ждать их до определённого момента. Толль выдал морякам строгие инструкции: покинуть место стоянки, когда уголь будет на исходе, даже если сам Толль к тому моменту не вернётся.

Лейтенант А.В. Колчак (3-й слева) со спутниками отправляется на о-в Бельковский во время 2-й зимовки «Зари». Фото: © Wikimedia Commons

В результате шхуна ушла, не дождавшись Толля. Все попытки моряков подойти к острову Беннета завершились неудачей из-за слишком сильных льдов, пешком дойти до острова также не было возможности.

Тем не менее, после возвращения домой Колчак сразу же организовал поисковую экспедицию, ради которой он даже отложил собственную свадьбу. Экспедиция, руководителем которой он стал, была невероятно рискованной, поскольку предполагалось добираться до острова на шлюпках. Все считали эту экспедицию безумством, обречённым на гибель. Невероятно, но им удалось завершить её без потерь. Однажды сам Колчак провалился в ледяную воду, но его уже в бессознательном состоянии вытащил Бегичев. После этого случая Колчак до конца жизни страдал ревматизмом.

А.В. Колчак в кают-компании «Зари». Фото: © Wikimedia Commons

Экспедиция обнаружила дневники и записки Толля, места их стоянок, но саму группу, несмотря на интенсивные поиски, так и не удалось найти. Колчак вернулся домой знаменитостью, Русское географическое общество наградило его своей высшей наградой - Константиновской медалью.

Спустя почти десятилетие Колчак вновь отправился на север. Он был разработчиком гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Сам Колчак командовал одним из ледокольных пароходов, задействованных в экспедиции.

Эта экспедиция совершила одно из последних значимых географических открытий в истории, обнаружив Землю Николая II (ныне - Северная Земля). Правда, сам Колчак к моменту открытия уже был отозван в Морской генеральный штаб.

Военная служба

В первую очередь Колчак был военным человеком, а полярные исследования были скорее хобби. На флоте он считался специалистом по минному делу. Участвовал в Русско-японской войне, занимаясь минированием вод. На установленных им минах подорвался один из японских крейсеров.

С началом Первой мировой войны Колчак служил в штабе, но затем перевёлся в минную дивизию, которую возглавил. Разрабатывал операции по минированию. Серьёзные сражения на Балтийском море в ходе войны были редкостью. В 1916 году Колчака ждал приятный сюрприз. Сначала он повышается до контр-адмирала, а затем через несколько месяцев до вице-адмирала и назначается командующим Черноморским флотом.

Это назначение стало неожиданностью для всех, включая Колчака. При всех его несомненных талантах, ему ещё не доводилось командовать даже линкором, не говоря уже о столь крупных соединениях.

В качестве командующего флотом, Колчаку предстояло осуществить невероятно дерзкую операцию по захвату Константинополя путём высадки морского десанта. Война с турками складывалась успешно, русские войска продвигались с Кавказа в западном направлении и имели большие успехи, особенно по меркам позиционной войны на западе.

План заключался в создании специальной Черноморской морской дивизии, в которую сводили георгиевских кавалеров и других опытных солдат, отличившихся на поле боя. Эта дивизия, на спецподготовку которой тратились огромные усилия, должна была высадиться на берегу и создать плацдарм для последующей высадки войск. После чего, одним ударом планировалось овладеть Константинополем и вывести Османскую империю из войны.

Эта дерзкая и амбициозная операция должна была начаться весной 1917 года, однако произошедшая чуть раньше Февральская революция сорвала планы, и операция так никогда и не была реализована.

Политические взгляды

Как и у подавляющего большинства дореволюционных офицеров, у Колчака не было сформировавшихся политических взглядов. Дореволюционная армия, в отличие от советской, не подвергалась массированной политической обработке и политизированных офицеров, имевших четкие взгляды, можно было пересчитать по пальцам одной руки. Более-менее можно выяснить политические позицию Колчака из допросов накануне расстрела: при монархии он был монархистом, при республике – республиканцем. Никакой политической программы, которая вызывала бы у него симпатии, не было. Да и не мыслили те офицеры подобными категориями.

Колчак поддержал февральский переворот, хотя его активным участником не был. Он сохранил свою должность командующего флотом, однако в считаные месяцы после революции армия и флот начали распадаться, Колчаку все труднее было удерживать своих моряков в повиновении и в конце концов летом 1917 года он покинул флот.

К тому времени центристы и правые уже начали подготавливать общественную мысль к необходимости сильной военной власти ради спасения страны. Особенно часто пресса писала об этом летом 1917, когда Временное правительство значительно полевело, а хаос и беспорядок в стране только усиливался. Колчак был одним из двух кандидатов «от общественности» на роль диктатора, наряду с главнокомандующим армией Лавром Корниловым. Колчак был известен, имел незапятнанную репутацию, но на этом все его достоинства заканчивались, поскольку военной силы, в отличие от Корнилова, он не имел. Вся его популярность ограничилась тем, что кадеты выдвинули его своим кандидатом на будущих выборах в Учредительное собрание.

Тем не менее, Керенский, опасавшийся военного переворота, под надуманным предлогом отослал Колчака в США на несколько месяцев. Осенью Колчак отправился домой, но пока он возвращался, в России произошла новая революция. Служить большевикам, которые собирались заключить «похабный» (по их же собственному определению) мир с немцами Колчак не захотел и написал прошение о зачислении в британский флот для продолжения войны.

Восхождение к власти

Однако пока он добирался до места службы (в Месопотамии) обстоятельства изменились. В России на юге и востоке стали возникать антибольшевистские движения и англичане настоятельно порекомендовали Колчаку ехать не на фронт, а в Манчжурию. Там находилась большая русская колония, обслуживавшая стратегически важную КВЖД, а кроме того, не было власти большевиков, что могло сделать ее одним из центров объединения антибольшевистских сил. Колчак, имевший хорошую репутацию, должен был стать одним из центров притяжения противников красных. После смерти генералов Алексеева и Корнилова, Колчак стал главным кандидатом в военные диктаторы и спасители России.

Пока Колчак находился в Азии, в Поволжье и Сибири произошли антисоветские восстания. В Поволжье – силами эсеров. В Сибири восстал чехословацкий легион. И там и там появились белые правительства, правда, скорее их можно назвать розовыми, поскольку основной движущей силой и в поволжском Комуче и сибирском Временном правительстве играли эсеры, которые по своим взглядам были левыми, но чуть умереннее большевиков.

В сентябре 1918 года оба правительства объединились в Директорию, которая стала объединением всех антибольшевистских сил: от левых меньшевиков и эсеров до правых кадетов и едва ли не монархистов. Однако коалиция со столь сложным составом испытывала понятные проблемы: левые не доверяли правым, правые левым. В этой обстановке в Омск, где находилась столица Директории, прибыл Колчак, ставший военным и морским министром правительства.

После ряда военных неудач коалиция окончательно распалась и перешла к открытой вражде. Левые сделали попытку создания своих вооруженных отрядов, что правые оценили как попытку переворота. В ночь на 18 ноября 1918 года группой казаков были арестованы все левые министры Директории. По результатам тайного голосования оставшихся министров, учреждалась новая должность – Верховного правителя России, которая была передана Колчаку, по такому случаю повышенному из вице-адмиралов в адмиралы.

Верховный правитель

Поначалу Колчаку сопутствовал успех. Учреждение единоличной власти вместо раздираемой противоречиями коалиции благоприятно сказалось на положении в Сибири. Была укреплена армия, ставшая более организованной. Были предприняты кое-какие экономические меры для стабилизации экономической ситуации (в частности, внедрение прожиточных минимумов в Сибири). В армии были восстановлены дореволюционные награды и уставы.

Весеннее наступление Колчака позволило занять обширные территории, Русская армия Колчака остановилась на подступах к Казани. Успехи Колчака воодушевили остальных белых командиров, действовавших в других регионах. Значительная их часть присягнула Колчаку и признала его Верховным правителем.

В руках адмирала оказался золотой запас, который тратился только на закупку обмундирования и вооружения для армии. Помощь иностранных союзников Колчаку на самом деле чрезвычайно преувеличена военной пропагандой большевиков. В действительности, никакой помощи он толком и не получал, за исключением изредка осуществлявшихся поставок вооружения за золото. Союзники даже не признали государство Колчака, единственной страной сделавшей это было Королевство сербов, хорватов и словенцев.

Более того, отношения с союзниками были чрезвычайно натянутыми, а порой и откровенно враждебными. Так, глава французской военной миссии Жанен откровенно презирал и русских вообще и Колчака в частности, о чем откровенно поведал в своих мемуарах. Главной своей задачей Жанен видел помощь чехословакам, которые по его мнению должны были как можно скорее покинуть Россию.

Чуть лучше было отношение британцев, которые, впрочем, зорко следили за тем, кто сильнее, чтобы ориентироваться на него. На рубеже 1918-1919 годов Колчак выглядел перспективной фигурой, однако к середине 1919 года стало очевидно, что побеждают большевики и всякая даже чисто номинальная поддержка белым прекратилась, а британское правительство переориентировалось на установление торговых отношений с красными.

Поражение

Первоначальные успехи Колчака были связаны с тем, что основным фронтом в момент его наступления был южный, где большевики сражались с Деникиным. Однако выступление Колчака создало для них угрозу еще и с востока. В начале 1919 года они значительно укрепили восточный фронт, добившись значительного численного превосходства. Колчак изначально контролировал огромные, но слабозаселенные территории со слабо развитыми транспортными коммуникациями. Даже с учетом мобилизаций он при всем желании не мог набрать армию, которая хотя бы менее чем в два раза численно уступала большевикам, контролировавшим наиболее густозаселенные районы страны. Кроме того, в европейской части России значительно лучше были развиты транспортные коммуникации, что позволяло большевикам легко и в кратчайшие сроки перебрасывать огромные резервы для укрепления того или иного фронта.

Еще одним важным фактором, внесшим вклад в итоговое поражение Колчака, стали чехи. В конце 1918 года завершилась Первая мировая война, Чехословакия получила независимость от Австро-Венгрии и чехословацкий легион, бывший весьма значительной в военном отношении силой, поспешил домой. Чехи больше и думать не хотели ни о чем другом, кроме возвращения домой. Многочисленные эшелоны бегущих чехов полностью парализовали главную транспортную артерию Сибири – Транссибирскую магистраль и внесли хаос и дезорганизацию в тыл армии Колчака, начавшей стратегическое отступление после начала наступления значительно превосходивших сил красных.

Фактически чехи просто сломали Колчаку все организацию. Его отношения с чехами и раньше были не идеальными, теперь же дело дошло до открытой вражды. Начались мелкие стычки белых и чехов, стороны грозились друг другу арестами и т.д. Англичане устранились, передав все дела французской миссии под командованием Жанена, который стал командующим всеми союзными силами в России. Главной задачей считал он всестороннюю поддержку «благородным чехам» в бегстве из России (во всяком случае, так он объяснял свои поступки в мемуарах).

В конце концов дело дошло до переворота. Колчак, которому собственное дело борьбы с большевиками было куда важнее мечтаний чехов поскорее оказаться дома, пытался командными методами хоть как-то противостоять транспортному коллапсу, созданному чехами. Они, по согласованию с Жаненом, в один день совершили тихий переворот, посадив адмирала под конвой и завладев .

Чехи и французская миссия заключили с большевиками союз. В Иркутске полагалось передать Политцентру (эсеровская организация) Колчака, после чего уже никто не мешал бы чехам спокойно уйти из России по Транссибу.

В январе 1920 года Колчак был передан Политцентру в Иркутске. В это время недалеко от города находился отряд Скипетрова, который планировал напасть на Иркутск и подавить восстание Политцентра, однако чехи к тому времени уже перешли на сторону красных, отряд Скипетрова был разоружен и взят в плен. Кроме того, Жанен объявил, что любой, кто попытается подавить восстание Политцентра и захватить Иркутск, будет иметь дело с союзниками.

Адмирала несколько дней допрашивали, после чего расстреляли без суда, по постановлению военно-революционного комитета.

Кем был Колчак?

Военная пропаганда большевиков рисовала Колчака марионеткой союзников, но это, разумеется, не так. Будь он марионеткой, его судьба сложилась бы значительно благополучнее. Его бы спокойно вывезли с чехами, выделили бы домик в Корнуолле, где он писал мемуары о лихом прошлом. Однако Колчак пытался настаивать на своих правах, позволял себе орать на союзников, спорить с ними и вообще был крайне несговорчив (из-за чего его правительство так и не получило официального международного признания). Интервенцию он считал глубоко оскорбительной: «Меня это оскорбляло. Я не мог относиться к этому доброжелательно. Самая цель и характер интервенции носила глубоко оскорбительный характер: — это не было помощью России, — все это выставлялось, как помощь чехам, их благополучному возвращению, и в связи с этим все получало глубоко оскорбительный и глубоко тяжелый характер для русских».

Был ли Колчак кровавым диктатором? Диктатором, несомненно, был и никогда этого не отрицал. Его правление – единственный в российской истории случай установления военной диктатуры.

Был ли Колчак кровавым? Несомненно, что при нем проводились репрессии против большевиков (правда, чаще всего они заканчивались арестами), но также несомненно, что он отнюдь не самый кровавый деятель Гражданской войны. И у красных, и у белых находились фигуры куда более жестокие и кровавые. К слову, сам Колчак в быту вообще был человеком довольно впечатлительным и даже сентиментальным. Возможно поэтому в перестроечное время Колчаку даже приписывалось авторство знаменитого романса «Гори, гори, моя звезда», но это не более чем популярный миф. Песня была написана еще до рождения адмирала.

Также следует учитывать, что в Сибири в то время действовали отряды всевозможных автономных и никому не подчинявшихся батек-атаманов, типа Калмыкова. Они грабили кого хотели, сами себе были властью, подчинялись только атаманам, а те, в свою очередь, плевать хотели на Колчака и его приказы. Однако, несмотря на то, что чаще всего они действовали сами по себе, формально они относились к белым, так как воевали против красных, а все их злодеяния в рамках пропагандистской войны записывались на всех белых вообще и Колчака в частности.

Что касается «поротой Сибири», то это не более чем военная пропаганда времен Гражданской войны. На допросе перед расстрелом его спрашивали лишь об одном подобном инциденте (вероятно, другие допрашивавшим не были известны) о порках при подавлении восстания в Куломзино. Однако Колчак упорно отрицал, что когда-либо отдавал подобные приказы, поскольку является убежденным противником телесных наказаний. Особого резона врать накануне смерти у адмирала не было, что в предисловии к опубликованным протоколам допроса сообщали и сами допрашивавшие его члены военно-революционного комитета, сошедшиеся во мнении, что показания Колчака правдивы. Если нечто подобное и случалось, то вероятнее всего, это было следствием самоуправства на местах, которого было практически невозможно избежать в условиях подобной войны.

Колчак был типичным продуктом своего времени, то есть Гражданской войны. И все претензии, которые ему можно предъявить, аналогичным образом можно адресовать и всем остальным участникам этой войны, и это будет справедливо.

Колчак преследовал своих политических противников? Но тем же самым занимались и все остальные силы, от зеленых до красных. Колчак сотрудничал с иностранцами? Но и все остальные занимались тем же самым. Ленин приехал в пломбированном вагоне при содействии германского правительства и на все вопросы спокойно отвечал, что он не знает, почему немцы ему помогали и его это даже не интересует, ему интересна только его политическая программа. Колчак, чисто теоретически, вполне мог ответить примерно также.

На стороне Колчака воевали белочехи? Это правда. Но и у большевиков в Красной армии было около 200 тысяч немцев, венгров и австрийцев, попавших в плен в годы Первой мировой войны и выпущенных из лагерей военнопленных в обмен на согласие воевать в РККА.

У Колчака не было продуманной политической и экономической программы? Но ее не было ни у кого, даже у большевиков. Ленин за несколько дней до революции вспомнил, что у партии «вместо экономической программы — пустое место» и взяв власть, большевикам пришлось импровизировать на ходу.

Колчак проиграл свою главную войну и принял поражение с достоинством. Допрашивавшие его члены иркутского ВРК даже прониклись к адмиралу некоторым уважением, о чем и сообщили в предисловии к опубликованным материалам допросов. Колчак не был чудовищем, но не был и святым. Его нельзя назвать гением, но и не назовешь посредственностью или бездарностью. Он не рвался к власти, но смог легко ее получить, однако ему не хватило политического опыта и политической наглости, чтобы ее не потерять.

Евгений Антонюк
Историк


Биография
Русский адмирал. Среди предков А.В. Колчака - Колчак-паша, плененный войсками Миниха при взятии Хотина в 1739, бугские казаки, потомственные дворяне Херсонской губернии; многие в роду Колчака служили в армии и на флоте. Отец Александра Васильевича Колчака - Василий Иванович - воспитывался в одесской гимназии Ришелье, затем служил в морской артиллерии; прошел курс в Институте корпуса горных инженеров, где изучал металлургию. На Обуховском заводе служил приемщиком Морского ведомства. Ушел в отставку в чине генерал-майора. В 1894 выпустил "Историю Обуховского завода, в связи с прогрессом артиллерийской техники", а в 1904 - книгу "Война и плен, 1853-1855 гг. Из воспоминаний о давно пережитом". Являлся франкофилом. Умер в 1913. Мать А.В. Колчака - Ольга Ильинична - родом из донских казаков и херсонских дворян (урожденная Посохова). Кроме Александра, родила двух дочерей, одна из которых умерла в детстве (на дочерей не везло и Александру Васильевичу: Татьяна, его первенец, прожила всего несколько дней; Маргарита, третья, и последняя, из его детей, скончалась в двухлетнем возрасте). При рождении Александра матери было восемнадцать. Умерла в 1894.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874. В 1888-1894 учился в Морском кадетском корпусе, куда перевелся из 6-й Санкт-Петербургской классической гимназии. Был произведен в мичманы. Кроме военного дела, увлекался точными науками и заводским делом: слесарить выучился в мастерских Обуховского завода, штурманское дело осваивал в Кронштадтской морской обсерватории.
В 1895-1899 на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" Колчак побывал в дальних заграничных плаваниях, в которых начал заниматься океанографией, гидрологией, картами течений у берегов Кореи, пытался самостоятельно изучить китайский язык, готовился к южнополярной экспедиции, мечтая продолжить работы Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, дойти до Южного полюса. К этому времени прекрасно владел тремя европейскими языками, хорошо знал лоции всех морей Земли. В 1900 произведен в лейтенанты. При подготовке к Русской полярной экспедиции (РПЭ), участвовать в которой ему предложил барон Э.В. Толль, Колчак изучал магнитологию в Павловской магнитной обсерватории, практиковался в Норвегии у Нансена. В 1900-1902 с "Зарей" прошел путь по арктическим морям (с двумя зимовками - по одиннадцать месяцев каждая). Во время зимовок совершал дальние - до 500 верст - поездки на собачьих нартах и на лыжах. Исполнял должности гидролога и второго магнитолога. Во время плавания под руководством лейтенанта Колчака проводились комплексные гидрологические исследования, после которых береговая линия западного Таймыра и соседних островов приобрела совершенно новые очертания на картах; один из вновь открытых у берегов Таймыра островов Толль назвал именем Колчака. После навигации 1902 "Заря", добравшаяся до бухты Тикси, была раздавлена льдами и экспедиция, снятая пароходом "Лена", через Якутск прибыла в декабре в столицу. Толль, ушедший с тремя спутниками к острову Беннетта по морскому льду, не вернулся и Колчак, прибыв в Петербург, предложил Императорской Академии наук организовать спасательную экспедицию к острову Беннетта на шлюпках. Когда Колчак выразил готовность возглавить предприятие, Академия дала ему средства и полную свободу действий.
В полярную экспедицию Колчак отправился женихом, затем, в период подготовки спасательной экспедиции, оказалось не до свадьбы, и Софья Омирова вновь осталась ждать своего жениха. В конце января на собаках и оленях поисковая экспедиция прибыла в Якутск, где тут же было получено известие о нападении японцев на Порт-Артур. Колчак телеграфировал Академии просьбу об отчислении в Морское ведомство и о направлении в район боевых действий. Пока решался вопрос о его переводе, Колчак с невестой перебрались в Иркутск, где в местном географическом обществе он сделал доклад "О современном положении Русской полярной экспедиции". В условиях начавшейся войны свадьбу решили далее не откладывать и 5 марта 1904 Александр Васильевич Колчак и Софья Федоровна Омирова обвенчались в Иркутске, откуда через несколько дней и разъехались. За участие в Русской полярной экспедиции Колчак получил орден Святого Владимира 4-й степени.
В Порт-Артуре Колчак служил вахтенным начальником на крейсере "Аскольд", артиллерийским офицером на минном заградителе "Амур", командиром эскадренного миноносца "Сердитый". На поставленной им к югу от Порт-Артура минной банке подорвался и погиб японский крейсер "Такасаго". В ноябре, после тяжелой пневмонии, перешел на сухопутный фронт. Командовал батареей морских орудий в вооруженном секторе Скалистых гор. Награжден орденом Святой Анны IV степени с надписью "За храбрость". 20 декабря, в момент сдачи крепости, из-за суставного ревматизма в очень тяжелой форме (последствие экспедиции на Север) оказался в госпитале. Попал в плен. Начав поправляться, был перевезен в Японию. Правительство Японии предложило русским военнопленным либо остаться, либо "вернуться на родину без всяких условий". В апреле-июне 1905 Колчак проделал путь через Америку в Петербург. За отличие под Порт-Артуром он был пожалован золотой саблей с надписью "За храбрость" и орденом Святого Станислава II степени с мечами. Врачи признали его совершенным инвалидом и отправили лечиться на воды; лишь через полгода он смог вернуться в распоряжение ИАН.
До мая 1906 Колчак приводил в порядок и обрабатывал экспедиционные материалы, была подготовлена книга "Лед Карского и Сибирского морей", напечатанная в 1909. 10 января 1906 на объединенном заседании двух отделений Императорского Русского Географического общества Колчак сделал сообщение об экспедиции на остров Беннетта, а 30 января Совет ИРГО присудил ему "за необыкновенный и важный географический подвиг, совершение которого сопряжено с трудом и опасностью", высшую награду ИРГО - Большую золотую Константиновскую медаль.
После событий 1905 года офицерский состав флота пришел в состояние упадка и деморализации. Колчак оказался среди небольшого числа тех морских офицеров, которые взяли на себя задачу воссоздания и научной реорганизации русского военного флота. В январе 1906 он стал одним из четверых основателей и председателем полуофициального офицерского Санкт-Петербургского Морского кружка. Вместе с другими его членами разработал записку о создании Морского Генерального штаба (МГШ) как органа, ведающего специальной подготовкой флота к войне. МГШ был создан в апреле 1906. Колчак, оказавшийся в числе первых двенадцати офицеров, выбранных из всего русского флота, был назначен заведывать Отделением русской статистики в МГШ. На основе предположения о вероятном нападении Германии в 1915, в МГШ была разработана военно-судостроительная программа, одним из главных составителей которой был Колчак.
В 1907 Главное гидрографическое управление Морского ведомства начало подготовку Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭ СЛО). Колчак разработал один из проектов этой экспедиции, при его активном участии происходил выбор типа судов для нее и наблюдение за постройкой ледокольных транспортов большого радиуса действия "Вайгач" и "Таймыр", строившихся на Невском судостроительном заводе в 1908-1909. В мае 1908 в чине капитана 2-го ранга Колчак стал командиром спущенного на воду "Вайгача", оборудованного специально для картографических работ. Весь экипаж экспедиции состоял из военных моряков-добровольцев, на всех офицеров возлагались научные обязанности. В октябре 1909 суда вышли из Петербурга, а в июле 1910 прибыли во Владивосток. В конце 1910 Колчак уехал в Петербург.
В 1912 Колчак назначается начальником Первого оперативного отдела МГШ, в его ведении - вся подготовка флота к ожидаемой войне. В этот период Колчак участвует в маневрах Балтфлота, становится специалистом в области боевых стрельб и в особенности минного дела: с весны 1912 он в Балтийском флоте - у Эссена, потом служил в Либаве, где была база Минной дивизии. В Либаве до начала войны оставалась и его семья: жена, сын, дочь. С декабря 1913-го Колчак - капитан 1-го ранга; после начала войны - флаг-капитан по оперативной части. Разработал первое боевое задание флоту - закрыть сильным минным полем вход в Финский залив (та самая минно-артиллерийская позиция Порккала-удд-остров Нарген, которую полностью с успехом, но не так быстро повторят моряки-краснофлотцы в 1941). Приняв во временное командование группу из четырех миноносцев, в конце февраля 1915 Колчак закрывает двумя сотнями мин Данцигскую бухту. Это была самая трудная операция - не только по военным обстоятельствам, но и по условиям плавания кораблей со слабым корпусом во льдах: тут вновь пригодился полярный опыт Колчака. В сентябре 1915 Колчак вступает в командование, сначала временное, Минной дивизией; одновременно в его подчинение переходят все морские силы в Рижском заливе. В ноябре 1915 Колчак получает высшую русскую военную награду - орден Святого Георгия IV степени. На Пасху 1916, в апреле, Александру Васильевичу Колчаку присваивают первый адмиральский чин.
После Февральской революции 1917 Севастопольский Совет отстраняет Колчака от командования, и адмирал возвращается в Петроград. Колчак получает приглашение от американской миссии, официально обратившейся к Временному правительству с просьбой командировать адмирала Колчака в США для сообщения сведений по минному делу и борьбе с подводными лодками. 4 июля А.Ф. Керенский дал санкцию на осуществление миссии Колчака и в качестве военного советника он отбывает в Англию, а затем в - США. Ответив согласием на предложение партии кадетов баллотироваться в Учредительное Собрание, Колчак возвращается в Россию, но октябрьский переворот задерживает его в Японии до сентября 1918. В ночь на 18 ноября в Омске произошел военный переворот, выдвинувший Колчака на вершину власти. Совет министров настоял на его провозглашении Верховным Правителем России, Верховным Главнокомандующим вооруженных сил и производстве полным адмиралом. В 1919 Колчак переносит Ставку из Омска в правительственный эшелон, - новой столицей назначается Иркутск. Адмирал останавливается в Нижнеудинске. 5 января 1920 он соглашается передать верховную власть генералу Деникину, а управление Восточной окраиной - Семенову, и переходит в чешский вагон, под покровительство союзников. 14 января совершается последнее предательство: в обмен на свободный проезд чехи выдают адмирала. 15 января 1920 в 9 часов 50 минут вечера по местному, иркутскому, времени Колчака арестовали. В одиннадцатом часу ночи под усиленным конвоем арестованных провели по торосистому льду Ангары, а дальше на автомобилях Колчака и его офицеров перевезли в Александровский централ. Иркутский ревком намеревался сделать открытый судебный процесс над бывшим Верховным правителем России и министрами его Российского правительства. С 22 января Чрезвычайная следственная комиссия начала допросы, продолжавшиеся до 6 февраля, когда остатки армии Колчака вплотную подошли к Иркутску. Ревком вынес постановление о расстреле Колчака без суда. 7 февраля 1920 в 4 часа утра Колчака вместе с премьером В.Н. Пепеляевым расстреляли на брегу реки Ушаковки и сбросилит в прорубь.
Среди произведений Александра Васильевича Колчака - "Лед Карского и Сибирского морей" (напечатана в 1909), "Служба Генерального штаба" (1912; цикл лекций об организации военно-морского командования)
__________
Источники информации:
"Милая, обожаемая моя Анна Васильевна...". Москва-1996. Издательская группа "Прогресс", "Традиция", "Русский путь"Проект "Россия поздравляет!" - www.prazdniki.ru

Нашумевший фильм режиссера А. Кравчука «Адмиралъ» 2008 г. содержит апологетическую трактовку образа знаменитого предводителя Белого движения, адмирала Александра Колчака, в то время как историки, далекие от канонизации этого исторического персонажа, настаивают на том, что это псевдоисторическая мелодрама, и экранный герой слишком далек от реального. Какова доля правды и вымысла в киноверсии исторических событий?


Кадр из фильма *Адмиралъ*, 2008

Оценки фильма «Адмиралъ» варьируются от «смещения акцентов» до «изнасилования истории в изощренной форме», но в одном критики единогласны – слишком много отступлений от исторической правды, недомолвок и откровенной лжи.

Это просматривается как на уровне деталей (неточности в офицерском обмундировании, в изображении кораблей – эсминец вместо миноносца), так и в более масштабных формах (создатели фильма «забыли» о том, что у Анны Тимиревой был сын от законного мужа, которого она бросила из-за любви к Колчаку).



Адмирал Колчак и Анна Тимирева



Анна Тимирева действительно развелась с мужем, чтобы стать гражданской женой Колчака, а когда его арестовали, она добровольно пошла в тюрьму вслед за ним. После смерти адмирала она 30 лет провела в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Но чрезмерное внимание к любовной линии сюжета – история взаимоотношений Колчака с Анной Тимиревой – привело к тому, что значительным фактам его биографии внимание вообще не уделялось.

Так, например, не упоминается о том, как адмирал проявил себя в Русско-японской войне, или о его участии в полярных экспедициях.



Гражданская жена Колчака Анна Тимирева

За кадром осталось и то, что Колчак был довольно жестоким военачальником и прославился беспощадным террором – его войска выжигали целые поселения, на их счету десятки тысяч убитых.

Только в Екатеринбургской губернии колчаковцы расстреляли свыше 25 000 человек. Его личность получает крайне неоднозначные оценки историков, он был слишком противоречивым для такого плоского и «картонного» образа на экране.


Александр Васильевич Колчак


Адмирал Колчак

Историк Андрей Синельников утверждает, что события 1916-1917 гг. в фильме полностью вымышлены: никакого немецкого броненосного крейсера в апреле 1916 г. Колчак на мины не заманивал и не стрелял по нему из пушки.

Крейсер «Фридрих Карл» действительно существовал, но он взорвался на русских минных заграждениях еще в 1914 г., без участия Колчака.



Александр Колчак в жизни и в кино. В роли адмирала - Константин Хабенский

Когда в фильме Колчак представляется командиром крейсера «Слава», это тоже очевидная нестыковка: адмирал никогда не командовал боевыми кораблями свыше 750 тонн водоизмещением, обычно это были миноносцы, но не крейсеры и линкоры.



Софья Федоровна Омирова-Колчак, законная жена адмирала, в жизни и в кино



Многие легенды и домыслы о жизни Колчака родились из допросов адмирала в Иркутске, во время которых, по мнению историков, флотоводец преувеличил свои заслуги.

Кроме того, менее чем за годичное командование Колчаком Черноморским флотом русские морские силы понесли самые большие потери за всю войну.

За год своего правления адмирал массовыми казнями поднял против себя крестьян Сибири, подавшихся в партизаны. Его называли марионеткой в руках Антанты.



Анна Ковальчук в роли Софьи Колчак и Елизавета Боярская в роли Анны Тимиревой

В ноябре 1918 г. Колчак был избран Верховным правителем России, к весне 1919 г. ему удалось собрать армию численностью 400 тысяч человек.

Но уже осенью 1919 г. его войска терпят одно поражение за другим. В январе 1920 г. он был арестован, а 7 февраля его расстреляли без суда и следствия. Из-за сильных морозов его тело не было предано земле – его сбросили в прорубь на Ангаре.



Адмирал Колчак

Художественные фильмы часто слишком вольно обращаются с историческими фактами.

Биография и эпизоды жизни Александра Колчака. Когда родился и умер Александр Колчак, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты адмирала и политического деятеля, фото и видео.

Годы жизни Александра Колчака:

родился 4 ноября 1874, умер 7 февраля 1920

Эпитафия

«И каждый год Седьмого февраля
Одна с упорной памятью моей
Твою опять встречаю годовщину.
А тех, кто знал тебя, - давно уж нет,
А те, кто живы, - все́ давно забыли.
И этот, для меня тягчайший, день -
Для них такой же, как и все́, -
Оторванный листок календаря».
Из стихотворения Анны Тимирёвой, возлюбленной Колчака, «Седьмое февраля»

Биография

Человек со сложной и трагической судьбой, один из лучших адмиралов в истории флота по свидетельствам современников, Колчак отличался благородством и прямотой. Он воплощал понятие о чести русского офицера. Бесстрашный полярный исследователь, всей душой преданный морю и родине, Александр Васильевич Колчак заслужил при жизни огромный авторитет у соотечественников и уважение даже врагов. Увы, судьба этого незаурядного человека оборвалась трагически, как и сотни других судеб в то роковое время, когда ему довелось жить…

Александр родился в дворянской семье потомственных военнослужащих. В гимназии мальчик учился из рук вон плохо, был едва не оставлен на второй год, и по окончании трёх классов отец принял решение перевести его в Морское училище. Вот там-то раскрылось истинное призвание будущего адмирала. Он стал лучшим учеником и ментором для своих однокашников. А увидев однажды море, Колчак навсегда отдал ему своё сердце.

Характер будущего адмирала всегда был пылким и страстным. Колчаку претила рутина, как впоследствии раздражала его и штабная служба. Он рвался в бой, на дело, и в конце концов был отправлен в полярную экспедицию. На Крайнем Севере Колчак проявил себя как увлечённый и грамотный учёный и бесстрашный командир, а его научные работы внесли значительный вклад в развитие отечественной науки.

Александр Колчак — командующий Черноморским флотом (1917 г.)


Получив командование Черноморским флотом, Колчак вновь проявил себя: многим не нравился жёсткий нрав командующего, но вместе с тем его уважали и матросы, и офицеры. Благодаря Колчаку в смутные годы войны и революции на Черноморском флоте не происходило тех ужасов, которые творились на Балтийском. Известие об отречении и гибели царя стало для адмирала ударом. Но первейшей своей целью он считал служение России, спасение её из омута смутного времени. Колчак принял звание главнокомандующего и возглавил белое движение, став его символом и знаменем.

Но движение это было обречено. Внутренние раздоры, двуличие иностранных союзников, общая растерянность в борьбе с собственным народом - немало исторических работ описывают те страшные годы. Колчак не был политиком; он был солдатом, и ему непросто давалась необходимость управления. Сперва собственные люди, а затем и союзники, на слово которых Колчак полагался, предали его. После недолгого заключения адмирал был без суда расстрелян. Тело его было сброшено в речную прорубь, и сегодня только символический крест на берегу Ангары отмечает место гибели достойного сына России.

Линия жизни

4 ноября 1874 г. Дата рождения Александра Васильевича Колчака.
1885-1888 гг. Обучение в Шестой петербургской классической гимназии.
1888 г. Поступление в Морское училище.
1890 г. Первый выход в море.
1892 г. Получение звания младшего унтер-офицера.
1895 г. Обучение штурманскому делу.
1897-1898 гг. Плаванье в Корею и Японию.
1898 г. Получение звания лейтенанта.
1899 г. Публикация первой научной статьи.
1900-1901 гг. Участие в Русской полярной экспедиции под руководством Толля.
1903 г. Колчак становится членом Императорского Русского географического общества.
1903-1904 гг. Командование спасательной экспедицией и поисками Толля на острове Беннетта.
1904 г. Женитьба на С. Омировой.
1904-1905 гг. Участие в Русско-японской войне. Получение ордена Святой Анны 4-й степени.
1906 г. Получение Константиновской медали географического общества.
1908 г. Получение звания капитана второго ранга.
1909 г. Публикация самого крупного научного труда Колчака о гляциологии.
1909-1910 гг. Участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.
1913 г. Получение звания капитана первого ранга и назначение исполняющим на должность оперативного отдела штаба командования Балтийского флота.
1915 г. Назначение командующим Минной дивизии Балтийского флота. Знакомство с Анной Тимирёвой.
1916 г. Получение звания контр-адмирала, затем - вице-адмирала и командующего Черноморским флотом.
1917 г. Отбытие в составе русской военно-морской миссии в Англию и США.
1918 г. Поездка в Сингапур, Китай и Японию. Назначение военным и морским министром Временного Всероссийского правительства.
1918 г. Присвоение Колчаку звания адмирала и Верховного правителя России.
1919 г. Великий Сибирский Ледяной поход.
1920 г. Предательство союзников и выдача Колчака.
7 февраля 1920 г. Дата смерти Александра Колчака.

Памятные места

1. Троицкая церковь «Кулич и пасха» (проспект Обуховской Обороны, д. 235), где был крещён Александр Колчак.
2. Морской кадетский корпус (ранее - Морское училище), где учился Колчак (Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 17).
3. Нагасаки, где Колчак провёл зиму 1897-1898 гг. на крейсере «Крейсер».
4. Таймыр, где Колчак побывал во время Русской полярной экспедиции в 1900 г.
5. Остров Беннетта, куда Колчак отправился со спасательной экспедицией в 1903 г.
6. Люйшунькоу (ранее - Порт-Артур), в обороне которого Колчак участвовал во время Русско-японской войны в 1904 г.
7. Лиепая (ранее - Либава), где Колчак жил во время довоенной службы на Балтийском флоте.
8. Хельсинки (ране - Гельсингфорс), где Колчак познакомился с Анной Васильевной Тимирёвой.
9. Севастополь, где Колчак жил в 1916-1917 гг. во время командования Черноморским флотом.
10. Вашингтон, где в 1917 г. Колчак встречался с президентом США Вудро Вильсоном.
11. Пекин, куда Колчак прибыл в 1918 г.
12. Омск, где располагался штаб Колчака с 1918 г.
13. Иркутская тюрьма (ул. Баррикад, 63), где Колчак содержался перед расстрелом. Ныне в тюрьме расположен исторический музей с экспозицией в камере адмирала.
14. Крест на месте упокоения Колчака на берегу Ангары.

Эпизоды жизни

Всероссийская известность пришла к Колчаку во время его командования Черноморским флотом. Колчак считался признанным мастером минной войны, и ему удалось практически очистить Чёрное море от неприятельских судов Германии и Турции.

История любви А. Колчака и А. Тимирёвой остаётся одним из наиболее щемящих сердце эпизодов жизни адмирала. Анна Васильевна была женой флотского офицера, но в последние годы перед гибелью Колчака они не разлучались: Тимирязева последовала за возлюбленным и под арест.

В конце Гражданской войны и затем в эмиграции несколько лет в день расстрела Колчака служили панихиды в память о нём и всех погибших в Сибирском Ледяном походе 1919-1920 гг.

Заветы

«Не мне оценивать и не мне говорить о том, что я сделал и чего не сделал. Но я знаю одно, что я нанёс большевизму и всем тем, что предал и продал нашу Родину, тяжкие и, вероятно, смертельные удары. Благословит ли Бог меня довести до конца это дело, не знаю, но начало конца большевиков положено всё-таки мною».

«Отцы социализма, я думаю, давно уже перевернулись в гробах при виде практического применения их учений в нашей жизни. На почве дикости и полуграмотности плоды получились поистине изумительные».

«Многие люди делают их бессознательно и потом сожалеют о сделанном, я обыкновенно делаю глупости совершенно сознательно и почти никогда об этом не сожалею».


Передача Никиты Михалкова из серии «Русский выбор», посвящённая А. Колчаку

Соболезнования

«Лучший сын России погиб страшной, насильственной смертью… Будет ли для нас священно то место, где навсегда смежились эти суровые и страдальческие глаза, с их взглядом смертельно раненного орла? <...> Когда-нибудь, очнувшись, Россия воздвигнет ему памятник, достойный его святой любви к Родине».
Александр Куприн, русский писатель

«Адмирал Колчак был одним из самых компетентных адмиралов Российского флота и пользовался большой популярностью как среди офицеров, так и среди матросов…»
Александр Керенский, военный и морской министр Временного правительства

«Это был необычайно способный и талантливый офицер, обладал редкой памятью, владел прекрасно тремя европейскими языками, знал хорошо лоции всех морей, знал историю всех почти европейских флотов и морских сражений».
Генрих Цывинский, командир крейсера «Крейсер», где Колчак служил в чине мичмана

Я прочёл несколько книг Сергея Смирнова. Все они произвели на меня неизгладимое впечатление. Но самый мощный, воистину взрывной эффект на меня оказала книга под названием «Адмирал Колчак. Неизвестное об известном». Ибо это был очень серьёзный исторический анализ, колоссальный научный труд, биография весьма неоднозначной и спорной фигуры в нашей истории. Ведь адмирал Колчак по-прежнему воспринимается многими как зловещий злодей, английский шпион, похититель-растратчик золотого запаса Империи, и кровавый сибирский диктатор. Так ведь?

Я, например, до сих пор, со школьных ещё времён, помню язвительный стишок про Колчака:

Мундир английский,

Погон французский,

Табак японский,

Правитель омский.

Несколько лет назад скудные познания россиян об адмирале Колчаке слегка разукрасил золотом погон и хрустом французской булки фильм «АдмиралЪ» . Чтобы про него не говорили разные вредные кинокритики, знатоки военно-морского дела и дотошные историки, но мне лично эта картина понравилась. Трепет знамен, туманный Петербург и солнечный Севастополь; сабля, эффектно и театрально выброшенная Колчаком-Хабенским за борт; красавец Каппель-Безруков и красавица Лиза Боярская - это всё было мне по душе. Просто красивая картина маслом. Это же ведь не документальный фильм!? Так ведь? Нельзя ругать художников за то, что они ТАК увидели АдмиралЪ-а. Предлагаю расценивать этот фильм как беллетристику! Популяризацию нашей истории. Наверняка кто-то после его просмотра стал интересоваться личностью Александра Васильевича Колчака. А через фильм рано или поздно выйдет на книгу Сергея Смирнова, равно как и на другие издания.

Из этой книги я узнал много нового о русском адмирале.

1) О научной полярной деятельности Колчака

Из-за того, что я служил в Гидрографии Северного Военно-Морского Флота СССР, да ещё на судах, которые носили имена знаменитых морских учёных, то в свое время интересовался полярными исследованиями.

Про Колчака худо-бедно что-то знал. Оказалось, что действительно и худо и бедно . Теперь пробел по этому полярнику устранён.

Александр Колчак принимал активнейшее участие в Русской полярной экспедиции под руководством барона Эдуарда Толля на шхуне «Заря». Это знаменитое гидрографическое судно изучало морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, искало легендарную Землю Санникова, исследовало известные и открывало новые острова в Северном Ледовитом океане.


Один из открытых экспедицией островов в Таймырском заливе заслужено носит имя Колчака.

Кто из вас сможет узнать вот в этом полярнике в мехах будущего «аглицкого шпиёна» и «расхитителя золотого запаса»?

На фото изображен лейтенант Колчак во время первой зимовки у полуострова Таймыр. Ему вместе с бароном Эдуардом Толлем часто приходилось самим впрягаться в собачьи упряжки и помогать своим ездовым собакам. Полярники шхуны «Заря» совершали многодневные пешие походы по льду и снегу, и ночевали в палатках в крепкие заполярные морозы.

На следующем фото третий слева, рядом с собачкой - тоже он - будущий диктатор и Верховный Правитель России Александр Колчак.

Однажды, во время одной из многочисленных поездок он вместе с бароном Толлем за 40 дней прошёл на собачьих упряжках 500 вёрст. В ледяную стужу и в жёстких условиях таймырской зимы. Кто из нас, сегодняшних, даже при наличии спутниковых телефонов и навигаторов, при облачении в современную сверхтёплую одежду и нано-термо-бельё способен на такое!? А таких зимовок у полярников шхуны «Заря» было две. Две зимы (!) в экстремальной обстановке со стремительно тающими запасами еды и угля.

В конце той экспедиции её руководитель барон Эдуард Толль вместе с небольшой группой товарищей пропал без вести и погиб.

Позже Колчак разработал спасательную операцию по поиску группы Толля и сам руководил ею. Семь месяцев Александр Васильевич искал своего друга, обследовал все острова Новосибирской группы, но так никого и не нашёл…

Научных материалов, собранных Колчаком во время полярных экспедиций оказалось настолько много, они были настолько обширными и богатыми, что для их изучения была создана специальная комиссия Академии наук. А в 1909 году Александр Васильевич опубликовал свой самый крупный научный труд - монографию «Лёд Карского и Сибирского морей» .

Также Колчак успел принять участие в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана , которая была организована для разработки и освоения Северного морского пути. В её составе было два новых ледокольных парохода — «Вайгач» и «Таймыр» . Ледоколом «Вайгач» командовал лейтенант Колчак.


Впоследствии та экспедиция совершила самое последнее значительное географическое открытие на земном шаре - она нашла и нанесла на карты архипелаг Северная Земля.

Также «Вайгачём» и «Таймыром» были открыты многочисленные мысы, заливы, бухты и моря русской Арктики.

Так что, благодаря стараниям, энергии и личному мужеству гидрографа, географа, картографа, моряка и полярника Александра Васильевича Колчака мы сегодня активно пользуемся Северным Морским Путём. Тем самым путём, по которому ежегодно производится северный завоз и благодаря которому русский Север: Ямал, Таймыр, и прочее Заполярье с Приполярьем благополучно переживают долгую полярную зиму.

Сегодня на Ямале строится новейший порт Сабетта , а к нему по Севморпути прокладываются новые маршруты для морских газовозов - всё это стало возможным благодаря тому, что сто лет назад лейтенант Колчак делал промеры глубин, изучал течения, плотность и солёность воды, наблюдал за льдами и наносил на карту острова и берега.

2) Участие Колчака в русско-японской войне

В мои школьные годы об этом вообще не упоминалось. Про зверства колчаковцев в Сибири - помню. Стишок про мундир английский и табак японский - тоже помню. А вот о его подвигах в Порт-Артуре впервые узнал из книги Сергея Смирнова.


Как только Колчак узнал о начале русско-японской войны, то связался по телеграфу с Петербургом, и попросил о своём переводе из Академии Наук, к которой был «приписан», в Морское военное ведомство. Прибыл в Порт-Артур и встретился с командующим Тихоокеанским флотом адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. И тот назначил его вахтенным начальником на крейсер 1-го ранга «Аскольд». А через две недели адмирал Макаров, которого Колчак считал своим учителем, погиб на борту флагманского эскадренного броненосца «Петропавловск». Корабль подорвался на японской мине.

После гибели адмирала Макарова минная война стала делом чести и жизни лейтенанта Колчака. Через несколько дней он был назначен командиром миноносца «Сердитый». Командуя этим миноносцем, он совершил два героических поступка, которые вошли в историю войны с Японией.

Сначала, совместно с минным заградителем «Амур» и миноносцем «Скорым» он принял участие в постановке минного заграждения. И на следующий день после этого на расставленных минах погибли японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима».

И это стало самым громким успехом Первой Тихоокеанской эскадры за всю военную кампанию.

А свой ГЛАВНЫЙ воинский подвиг на русско-японской войне Колчак совершил, когда, командуя эсминцем «Сердитым», поставил 16 мин в заранее облюбованном им месте. И в ночь на 13 декабря 1904 года на этих минах подорвался и затонул японский бронепалубный крейсер «Такасаго».

Этот успех был вторым по значению для русских военных моряков после потопления броненосцев «Хацусе» и «Ясима». Александр Васильевич очень гордился этим успехом.

Японская война закончилась для Колчака пленом. Раненый и больной он оказался в госпитале в городе Нагасаки. Больным офицерам было предложено либо лечиться в Японии либо возвращаться в Россию. Все русские офицеры предпочли Родину.


3) Восстановление военного флота после японской катастрофы

Флот российский потерпел сокрушительное поражение. Его требовалось возродить. Причём на совершенно новом, более современном техническом уровне. Восстановлением военного флота и занялся Александр Колчак. В этой работе он оказался одной из ключевых фигур. Он занимался планированием и организацией воссоздания морской мощи Российской Империи. Он принимал активное участие в работе Морского Генерального штаба. Читал лекции в Морской Николаевской академии, и эти лекции имели потрясающий успех. Его наперебой приглашали выступить в офицерских собраниях флотских частей и соединений. А после публикации его статьи «Какой нам нужен флот» Колчак был приглашён для прочтения доклада на заседание Государственной Думы.

Эффект от этого выступления был совершенно удивительным - лейтенант Колчак стал постоянным членом думской комиссии по обороне. Вдумайтесь - морской офицер со скромным званием лейтенанта стал принимать участие в повышении обороноспособности Государства Российского! Причем, не будучи депутатом Думы!

Благодаря его стараниям на российских стапелях были заложены линкоры типа «Севастополь», линейные крейсера типа «Измаил», качественно новые подводные лодки и легендарные, не имевшие аналогов во всём мире эсминцы типа «Новик».

Флотский историк Владимир Геннадиевич Хандорин утверждает: «все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев советского Военно-морского флота, которые в 1941-ом году вступили в Великую Отечественную войну, были построены именно по этой программе».

Ещё раз заостряю ваше внимание - все линкоры, половина крейсеров и треть эсминцев, встретившие фашистов, были построены благодаря активной деятельности Колчака. Что же касается уникальных и легендарных эсминцев серии «Новик», то они успешно прослужили в советском ВМФ аж до середины 50-ых годов прошлого века. И это - тоже благодаря Александру Васильевичу Колчаку.

4) Об участии Колчака в Первой Мировой Войне на Балтике

Вот тут у меня в знаниях был не то что пробел, а ПРОПАСТЬ! И книга Сергея Смирнова этот провал засыпала фактами, цифрами и аргументами. Могу предположить, что если опросить (к примеру) десять тысяч человек, то вряд ли хоть один из них внятно расскажет о боевых подвигах Колчака в Первую Мировую. Разве что случайно попадётся школьный учитель истории, институтский преподаватель или какой-нибудь эрудит, увлечённый морской тематикой.

У меня лично был шок после прочтения информации о «самоуправстве» Колчака по самовольной установке минных заграждений в Финском Заливе в последнюю мирную ночь накануне Большой Войны. Причём, ведь когда-то уже читал об этом у писателя Валентина Пикуля, но как-то в памяти это не задержалось. Расскажу об этом героическом самовольстве чуть подробнее.

В конце июля 1914 года Россия ещё могла избежать страшной, затяжной, разорительной и кровавой войны. И прояви тогда император Николай Второй государственную мудрость, то не случилась бы последующая катастрофа с нашей страной.

Флотский офицер, капитан 1-го ранга Колчак понимал неизбежность надвигающегося вторжения, и находясь в Ревеле, в ночь на 30-е июля, ещё ДО официального объявления войны, отправил телеграмму командующему Морскими силами Балтийского моря адмиралу Николаю фон Эссену. И в той телеграмме, почти в ультимативной форме потребовал разрешения на минирование Финского залива. Мудрый фон Эссен понимал, что если он начнёт согласовывать это всё с Генштабом и нерешительным Государем Императором, то время будет упущено. И Николай Оттович «дал добро». Минная дивизия Колчака ушла в ночь. В последнюю мирную ночь. И расставила немцам неожиданные сюрпризы.

Странное дело - все, кто провозглашает своё государство Рейхом, почему-то обязательно рассчитывают на блиц-криг. Вот и 1-го августа 1914 года ударная мощь немецкого флота под боевым охранением миноносцев, устремилась в горло Финского залива. Дабы мгновенно прорвать силы обороны русских и бросить свои якоря у причалов Кронштадта и в устье Невы. И вдруг, неожиданно, там, где ну никак не ждали, пять вымпелов из состава миноносцев германского флота подорвались на минах. Откуда они взялись, эти мины!? - немцы так и не поняли. Ещё сутки назад их разведка была уверена, что Финский залив чист…

В полной растерянности любители блиц-крига повернули на свои базы. И не от величины потерь - они были некатастрофичны. Из пяти эсминцев только два навсегда вышли из строя. Но германские моряки испытали шок. Как потом выяснилось, весь Финский залив был перегорожен восемью линиями минных заграждений.

В общем, военная мудрость, настойчивость, воля и «самоуправство» капитана первого ранга Колчака устроила Германии очень большие проблемы на Балтике. Причем на несколько лет вперёд. Минные банки надёжно закрыли на замок морские ворота к столице Российской Империи до самого конца войны.

И это было только началом минной войны. Эсминцы Колчака преподнесли неприятелю множество неприятных сюрпризов. Один из них - наиболее известный случай, произошёл в акватории Мемеля. Сегодня этот литовский город называется Клайпеда. А тогда там была крупная военно-морская база Германии. Семнадцатого ноября 1914 года на выходе из своей базы напоролся на минную банку броненосный крейсер «Фридрих Карл».

Правда, очень красивый корабль? Но этот красавец ушёл на дно, причём очень красиво ушёл. Ещё раз повторю - подорвался на русских минах РЯДОМ со своей базой, в 30 милях от неё. Кстати, в начале кинофильма «АдмиралЪ» показана гибель именно этого крейсера - «Фридриха Карла».

И это ещё не всё - немцы стали подрываться на минных банках, установленных у Данцига. А это ведь Восточная Пруссия, глубокий тыл! Потом пошли подрывы рядом с островом Борнхольм - а это, между прочим, недалеко от датских проливов! И, наконец, самые неприятные неожиданности для германского императорского флота возникли в акватории Киля - главной и самой западной базы немецкого флота на Балтике!

Потери Германии на Балтике были огромны - 6 крейсеров, 8 миноносцев и 23 морских транспортных судна. Всё это демонстрировало немецкому Командованию, что его флот неспособен обеспечить безопасность не только побережья Литвы и Восточной Пруссии, но и самого Рейха. Биографы Колчака утверждают, что командующий немецким Балтийским флотом принц Генрих Прусский распорядился о запрете кораблям выходить в море до тех пор, пока не будет найдено средство для борьбы с русскими минами.

Минная дивизия Колчака откровенно и безнаказанно «разбойничала» на Балтике, особенно вдоль её южного и юго-восточного побережья. Минные банки, будто сами собой, возникали в самых неожиданных местах. К примеру, недалеко от Виндавы (это сегодняшний город Вентспилс в Латвии) на русских минах подорвался немецкий крейсер и нескольких эсминцев. По сути, именно эскадренные миноносцы Колчака стали первыми применять тактику, которую спустя годы подводники Третьего Рейха назовут «волчьей стаей». Волчьи стаи наших миноносцев терроризировали коммуникации и береговые базы немецкого флота на протяжении всей войны.

В общем, по итогам 1915-го года, потери немецкого флота в боевых кораблях превзошли потери русских в 3,5 раза , а в транспортных судах - в 5 раз. И вклад Минной дивизии Колчака в этот разгром более, чем высок. К примеру, большой успех произошёл 31-го мая 1916 года. Три колчаковских эсминца - «Новик», «Олег» и «Рюрик» - провели блестящую операцию: в течение 30-ти минут ими был потоплен целый караван сухогрузов, следующих из Швеции. На дно, вместе со шведской железной рудой ушли не только транспортные суда, но также все до единого боевые корабли охранения.

В сознании великого числа наших сограждан укоренён штамп о разгильдяйстве и моральном разложении морячков-балтийцев во время Первой Мировой. Дескать, воевать не желали, а ходили себе по Питеру с цигаркой в зубах, с красным бантом на бушлате, мели широкими клёшами мостовые, грабили винные подвалы и тискали в подворотнях кухарок. Да, было такое… но позже - в 1917 году. А до Февральской Революции большинство балтийцев воевали. И воевали очень даже хорошо! Приведенные в книге Сергея Смирнова цифры о соотношении флотских потерь говорят сами за себя.

5) О службе Колчака на Черноморском флоте и о планах взятия Константинополя

В июне 1916 года Александр Колчак был произведён в вице-адмиралы и назначен командующим Черноморским флотом , став самым молодым из командующих флотами воюющих держав. При личной аудиенции у Государя вскрылся тайный смысл его перевода на юг. В Ставке решено было реализовать план, давнюю мечту русских царей - древнюю, как «Повесть временных лет». В Петербурге хотели повторить то, что получилось у Вещего Олега, прибившего щит к вратам Царьграда, и исправить то, что не смог сделать «белый генерал» Михаил Скобелев - а именно захватить Стамбул-Константинополь и черноморские проливы. Колчак немедленно выехал в Севастополь и приступил к разработке плана операции.

Интересен тот факт, что при выходе немецкого крейсера «Бреслау» из турецкого пролива Босфор Колчак лично встретил его на линкоре «Императрица Мария» и первым же залпом нанёс ему такие повреждения, что тот спешно вернулся в пролив, укрывшись дымовой завесой.

Линейный крейсер «Гёбен», который должен был сменить «Бреслау» на акватории, вообще не решился тогда выйти из Босфора. Появление русских дредноутов у турецких проливов кардинально изменило военную обстановку - тот же «Гёбен» аж до конца 1917 года вообще ни разу не выходил в Чёрное море.

А вот удравший от Колчака крейсер «Бреслау» не ушел от своей судьбы - он таки подорвался на русской мине. Её, и другие несколько десятков смертоносных «подарков» установил в турецких проливах наш подводный минный заградитель «Краб» - прошу заметить, первый в мире ПОДВОДНЫЙ заградитель!

Колчак на Чёрном море применил свою проверенную на Балтике тактику - минирование баз противника и его побережья . И эта тактика опять принесла большой успех. Болгарские порты Варна и Зонгулдак были плотно заблокированы минными заграждениями - немцы потеряли на них 6 подводных лодок. На долгое время вражеские корабли вообще исчезли из Чёрного моря.

К декабрю 1916-го года колчаковский план «Босфорской операции» по захвату Стамбула был готов, и его представили в Ставку. Этот дерзкий план предусматривал массированное наступление Кавказской армии по азиатскому побережью Турции в сторону проливов.

И как только силы немецко-турецких войск были бы отвлечены на прорыв Кавказской армии, вот тут в дело бы вступил Черноморский флот - он произвёл бы молниеносный десант в тыл обороняющегося противника, и захватил бы как Босфор, так и весь Стамбул, а потом уже и пролив Дарданеллы. Таким образом, сбылась бы давняя славянская мечта - освобождение древнего Константинополя от османов.

Ставка одобрила этот план. Началась активная подготовка к его реализации. В Крым даже стали поступать гидроаэропланы для формирования Воздушной Черноморской дивизии. Она должна была поддержать с воздуха десант на Стамбул. Пилоты занимались разведывательной работой и проводили аэрофотосъемку турецких берегов и укреплений. Флот проводил учебные стрельбы. Севастопольский Белостокский пехотный полк стал тренироваться в погрузках на корабли и высадками с них на побережье, и был уже настолько вымуштрован этими упражнениями, что, похоже, достиг навыков современной морской пехоты.

Но планы по захвату Стамбула и возвращению ему имени Константинополь не удалось воплотить в жизнь. Одна из важнейших причин - это откровенный саботаж и придворные интриги командующего Кавказской армии - той самой армии, которая должна была наступать на Стамбул по суше. По иронии судьбы ею командовал давний недоброжелатель Колчака - Великий князь Николай Николаевич. Он сделал всё возможное, чтобы бойкотировать колчаковскую операцию, и в конечном итоге сорвал её. А потом грянула Февральская Революция, и Император Николай отрёкся от престола. В стране и на флоте начались разброд и шатание.

Спустя несколько лет соратник, флаг-офицер и друг Колчака, контр-адмирал Михаил Иванович Смирнов , находясь в эмиграции, напишет в своих мемуарах: «Не случись революции, Колчак водрузил бы русский флаг на Босфоре».

6) О наградном кортике, выброшенном за борт

Монархист Александр Колчак был предан престолу и отечеству. Известие об отречении Государя его крайне огорчило. Он считал, что Отечество идёт к гибели. Февральскую революцию вице-адмирал Колчак не принял. Забегая немного вперёд сообщу, что спустя несколько лет, уже, будучи Верховным Правителем России, он запретит праздновать и отмечать годовщину февральской революции - потому, что она привела к катастрофе - октябрьскому перевороту, гражданской войне, развалу Российской Империи, разрухе и страданиям, гибели и эмиграции миллионов наших соотечественников.

Самой яркой иллюстрацией отношения Колчака ко всему происходящему летом 1917 года может служить знаменитая сцена бросания за борт броненосца «Георгий Победоносец» наградного кортика. Киношники из фильма «АдмиралЪ» применили для красоты картинки какой-то декоративный палаш с изящно закрученной гардой. Всезнающая Википедия называет это почётное георгиевское оружие почему-то золотой саблей. Широкая общественность убеждена, что это была шашка, хотя надо отметить, что с шашками на флоте вообще как-то не сложилось - их там не было отродясь. А выкинул Колчак награду за Порт-Артур - Георгиевский кортик «За храбрость». Выкинул со словами, которые обошли потом все газеты, стали очень знаменитыми и вошли в историю. Он сказал революционным матросам: «Японцы, наши враги — и те оставили мне оружие. Не достанется оно и вам!».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!