Автоматизация ш в словосочетаниях. Конспект занятия по автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи

Автоматизация звука [Ш] в слогах

Ребёнок повторяет слоги. Следим за артикуляцией звука [Ш]:

  • губы немного вытянуты вперёд;
  • зубы сближены;
  • кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его;
  • боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам;
  • посередине языка идёт тёплая воздушная струя, которая ощущается ладонью.

ША АШ АША

ШИ ИШ ИШИ

ШЕ ЭШ ЭШЕ

ШУ УШ УШУ

ШЁ ОШ ОШО

Автоматизация звука [Ш] в словах

Звук Ш в начале слова.

Ша

Ша, шаблон, шаг, шавка, шалость, шалун, шалфей, шаль, шальной, шаляй-валяй, шаман, шамкать, шампиньон, шампур, шанс, шансон, шансонье, шантаж, шантрапа, шапка, шагать, шагом, шагомер, шайба, шайка, шайтан, шакал, шаланда, шалаш, шалить, шапочник, шар, шарабан, шарада, шарах, шарашка, шарнир, шаровары, шаровой, шарф, шасть, шатание, шатен, шарж, шариат, шарик, шарить, шаркать, шарлатан, шарлотка, шарм, шарманка, шахтёр, шашечка, шашист, шашка, шашки, шашлык, шаткий, шатёр, шах, шафран, шахматы, шахматист, шахта, шатун, шаткий, шотландцы, шофёр, шатёр, шоколад.

Шо

Шоу, шоумен, шёлк, шелковый, шёпот, шов, шок, шомпол, шорник, шорный, шорох, шофер, шоколадный, шотландцы, шовинизм, шорты.

Шу

Шум, шумный, шумовка, шумок, шурин, шуруп, шурф, шуры-муры, шутник, шушера, шушукать, шушукаться, шут, шутить, шутка, шуба, шубейка, шуга, шугать, шулер, шуметь, шумиха.

Ши

Шик, шило, шибать, шибкий, шиит, шикарный, шикать, шиковать, шиллинг, шиворот, шило, шимпанзе, шина, шинель, шинковать, шинник, шиншилла, шиньон, шип, шипеть, шиповки, шиповник, шипучий, шипучка, ширина, ширинка, ширма, широкий, шитьё, шифер, шифон, шифоньер, шифр, шифровка, шиш, шишак, шишка, ширь, широта, шитый, шит.

Ше

Шевелить, шевелюра, шедевр, шезлонг, шейка, шейк, шейный, шейх, шелковод, шелкопряд, шелохнуть, шелуха, шельф, шептать, шеренга, шериф, шеф, шефство, шея, шершавый, шершень.

Звук Ш в стечении согласных (в начале слова).

ШПага, шпагат, шпик, шпиль, шпилька, шпинат, шпион, шпионаж, шпионить, шпора, шприц, шпулька, шпунт, шпынять, шпажист, шпаклевать, шпаклёвка, шпана, шпала, шпаргалка, шпарить, шпик.

ШЛях, шлепок, шлея, шлица, шлёп, шлёпанцы, шлёпнуться, шлёпнуть, шлифовать, шлифовщик, шлюпка, шлягер, шляпа, шляпник, шлагбаум, шлак, шланг, шлейка, шлея, шлем, шлемофон.

ШМаток, шмель, шмыгать, шмяк.

ШНур, шнуровка, шнурок, шнырять.

ШРам, шрапнель, шрифт.

ШТаб, штабель, штамп, штиль, штифт, штольня, штопать, штопка, штопор, штора, шторм, штормить, штоф, штраф, штрафбат, штрафной, штрих, штука, штукатур, штанга, штаны, штапель, штат, штатив, штуковина, штурвал, штурм, штурман, штучный, штык, штырь.

ШВабра, швед, шведский, швейный, швейцар, швея.

ШКода, шкодник, школа, школяр, шкура, шкурка, шкала, шкалик, шкатулка, шкаф, шквал, шкварки, шкет, шкив, шкипер, шкурка.

Звук Ш в середине слова.

Ша

Каша, кашалот, наша, ваша, Маша, Даша, Глаша, Ариша, Мариша, Алёша, Илюша, Паша, Андрюша, афиша,задышать, зашагать, катюша, кошатник, кушать, кушак, клавиша, клуша, мамаша, мешалка, мешанина, мешать, мешаться, туша, душа, дышать, лишать, лошадка, мышата, лягушата, крыша, простокваша, лошадка.

Шо

Капюшон, кошёлка, корешок, гребешок, голышом, хорошо, кукушонок, мешок, тушёвка, тушёнка, тушённый, черешок, пушок, петушок, ремешок, порошок, мышонок, лягушонок.

Шу

Пишу, укушу, ушу, ношу, кошу, коршун, мишура, дышу, машу, прошу, чешуя, брошюра.

Ши

Малыши, голыши, мыши, задушить, злейший, клавиши, крушина, крушить, машина, машинист, погрешить,пеший, тушить, тешить, тишина, хорошист, ушиб, пришили, решили.

Ше

Мишень, ошейник, решение, прошение, утешение, лишение, душевный, крошечный, бешеный, выше, тише, кашевар, кашель, кашемир, кошелёк, колышек, клише, крушение, кишеть, тушевать, пишет, машет, пашет, пешеход, горошек.

Звук Ш в конце слова.

Ваш, наш, карандаш, гуляш, ландыш, детёныш, шьешь, шумишь, шантаж, камыш, мышь, шарж, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь, малыш, ковш, душ, катыш, коклюш, ковш, марш, малыш, проигрыш, торгаш, туш, тишь, даёшь, льёшь, пьёшь, поёшь, трёшь, берёшь, кричишь, молчишь.

Звук Ш в стечении согласных в середине слова

Каштан, кашпо, золушка, катушка, корюшка, кошмар, кошка, кошки-мышки, кубышка, кумушка, пушка, мишка, мышка, пешка, шишка, брошка, квашня, клешня, клюшка, кишка, кишлак, кишмя, кишмиш, клюшка, ножка, макушка, малышня, малышка, манишка, мартышка, маршрут, масштаб, мошка, мурашки, мундштук, мушка, мушкет, мушкетёр, муштра, мышление, милашка, пампушка, парнишка, погремушка, подмышка, пустышка, пятнашки, пешка, тормашки, тошнит, тушка, тушканчик, теплушка, худышка, верхушка, хрюшка, черешня, Чебурашка, ромашка, пашня, чашка, кашка, рубашка, букашка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошка, ушки, душно, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка, вышка, пышка, крышка, малышка, покрышка, Яшка, бляшка, Алёшка, лепёшка, рыбёшка, матрёшка, поварёшка, орешки, вешний, внешний, поешь, вишня, лишний, парнишка, башня, башмак, башлык, кашне, ушли, петушки, бабушка, дедушка, Алёнушка, Бурёнушка, пушнина, донышко, перышко, пятнышко, брёвнышко, брюшко, полюшко, маникюрша, маршал, кувшин, кувшинка, паршивый, худший, пшеница, пшено, торшер, траншея, фуршет, раньше, зашнуровать, заштопать, зашторить.

Словосочетания и фразы со звуком [Ш]

Дедушкины шахматы, шалун шагает, кушает тушёнку, шьёт штанишки, широкие шаровары, штанишки для Яши, на шампурах шампиньоны, у Яши мешок, мешок каштанов, шофёр «шкоды», ошейник Шавки, хорошая шпаргалка, шея и уши, шарф шурина, шила на машинке, горошек на ладошке, карандаш у малыша, шалаш хорош, шарж на шахматиста, ешь кашку, нашёл ландыш, мишка шатун, дедушка и бабушка, у шофёра шашечки, шаткий шифоньер, швея шьёт, шить шинель, нашла в мешке, шимпанзе шушукает, шишка на макушке, шипучий уж, в шкатулке катушки, широкий шуруп, кружка под крышкой, на малышке рубашка, мешок шалфея, книжка про мышку – норушку, широкополая шляпа, шуршание машинных шин, шипение кошки, рубашка Паши, удушливый кашель, кошка в лукошке, решетка на башне, шампиньоны в лукошке, не нарушаю тишины, шов на шубе, галоши и гамаши, хорошие башмаки, ширина парашюта, в норушке крошки, шоколадная шарлотка, камешек нашёл, в шине шило, шить мешает, на рубашке кушак, шагаю в штиблетах, шалость малыша, юноша и девушка, в поварёшке рыбёшка, вышел из нашей школы, школьная шарада, нашли в шкафу, у мишки шишка, брошь украшала, пишу карандашом, на бабушкиной шее, маршал марширует, шила не утаишь, школьный хорошист, пишу шутки, поешь вишни, по шашкам и шахматам, шуба из шиншиллы, пешеходной дорожкой, шайка шулеров, камыши колышет, прошу не шуметь, хорошую шубку, шифоновые рюши, шатается на шарнирах, кушает тушёнку, на ромашке букашка, вышиваю шаль, на ладошке горошки, лягушка на подушке, шуба бабушки, шут за ширмой, ошибка мошенника, широкий шифер, шумные пташки, ишак шатался, пшенная каша, шинковать грушу, шелковое кашне, брошка Алёнушки, шиншилловая шуба, малышка мартышка, на крыше шифер, шум шагов, шарлатан с шарманкой, брошенный кошелек, тушёные шампиньоны, шикарный шиньон, мишка шатун, пшенная каша, хорошо на душе, широкий шарф, добродушная лошадь, шел шагом, шалить в школе, шорох в тишине, шмель и шершень, широко шагать, пирожки с творожком, флажки и шарики, шлепнулся орешек, шмыгать и кашлять, пятнышко на рубашке, шуршат букашки, шумит каштан, шелковая штора, шумный еж, Алешина рубашка, Наташина шуба, выше башни, лошадь пашет, ромашки на пашне, шапка в шкафу, шуба на вешалке, дедушкина ложка, Шарик нашкодил, штопаная шаль, лягушка-квакушка, под подушкой ватрушка, дашь лукошко, в шалаше тишина,

Мышь шуршит под шинелью. У Ариши в лукошке шампиньоны. Наш шалаш хорош. Хочешь шашлык? Дедушка с бабушкой рядышком. Швея шьёт на швейной машине. Маша, поешь каши. Малыши играют в пятнашки. Миша ешь шоколад. Маша нашла в мешке шпагат. Парнишка, что молчишь? Даша вышивает бабушке подушку. На подушке вышиты кошка и мышка. Бабушка шила шапку из шиншиллы. У кошки шея и ушки. Дедушка, шаркая, шёл к Катюше. Бабушка вышивает петушка. Маша кушает тушёнку. У малышки шуршащая погремушка. У Яши пшенная каша. Бабушка шьёт штанишки Яше. Я шью шорты на швейной машине. У Яши мешок каштанов Я ношу шубу и шапку-ушанку. Я вышиваю шаль шелком. Паша шатался по школе. У Маши-малышки теплые шапка да шарфик. Штурман шёл к штурвалу. Я дарю шкатулку барышне. Шило в мешке не утаишь. Надели Паше галоши и гамаши. Я хорошо швартую шлюпку. Крошка букашка шмыгнула в лукошко. Я пишу прошение о шахтерах. Малыши-голыши шлёпают в шлёпках. Я ушиб шею. Маршал ушёл с шумом. Я ушел в гараж[ш]. Наташа пишет тушью. У меня большой шкаф. У меня хорошие башмаки. К платью пришили шифоновые рюши и широкое шитье. Шарканье ног не нарушало тишины. Пишу шутки для Дашутки и Мишутки. Шаги шакала бесшумны. Прошу не шуметь. Ветер шумит над крышей и камыши колышет. Наташа вошла, шурша шелковой шалью. Какая тишь — лишь ветер шевелит камыш. Ты опять шалишь, мой малыш. В мешке проросшая картошка. Бабушкину шкатулку нашли в шкафу. Штормовой шквал швырнул шлюпку на шхеры. Шуршали шины машин рядом с пешеходной дорожкой. В шалаше лишь шмель шумел. У мышки-крошки в норушке крошки. Хорошо в дорожку пирожки с картошкой. Лошадь пошла шагом. Юноша и девушка из нашей школы вышли победителями турнира по шашкам и шахматам. Шипели шкварки на плите. Работа шла не шибко. Тишину душного полдня нарушили шаги Шуриного дедушки. У хорошей артели и лошади в теле. Хорошую шубку подарили Дашутке. Тише едешь — дальше будешь. Потеряешь — не найдешь. Кошка только на мышей и хороша. Ум — хорошо, а два — лучше. Раньше начнешь, раньше поспеешь. Больше знай — меньше болтай. Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешают. И поедим, и спляшем, только пашни не напашем. Добро потеряешь — опять наживешь, друга потеряешь — уже не вернешь. С хорошим другом горы свернешь, с плохим — горя хлебнешь. От капли уйдешь, а под дождь попадешь. На пирушке и колотушки пляшут. Хороша Маша, да не наша. Одной рукой в ладоши не похлопаешь. Когда говоришь, хорошенько думай. Когда ешь, хорошенько жуй. Поменьше болтай, побольше делай. В холод кошка мышей не ловит. Шилом моря не нагреешь. По Ивашке и рубашка. Милости прошу к нашему шалашу. Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пешки. Тракторист пашет пашню. Тётя Даша шьёт мне рубашку. Алёша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл. Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Бабушка и Алёнушка пошли гулять, орешков набрать. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. У Гриши под мышкой книжка. Миша хорошо пишет. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша. Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш. На опушке небольшой домишко.

Звуки [Ш] - [С]

Звук [С]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по середине языка идёт холодный воздух. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [Ш]: губы выдвинуты вперед и округлены, язык за верхними зубами. Форма языка напоминает чашечку. Воздушная струя теплая. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Дифференциация звуков [С] - [Ш] в изолированном звучании

Упражнения «Насос - ветер» : С - Ш, С - Ш, С - Ш…

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в прямых слогах

ША-СА ШО-СО ШУ-СУ ШИ-СЫ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ШО СУ-ШУ СЫ-ШИ СЭ-ШЕ

ША-СА-ШО-СО-ШУ-СУ-ШИ-СЫ-ШЕ-СЭ

СА-ША-СО-ШО-СУ-ШУ-СЫ-ШИ-СЭ-ШЕ

ША-СА ШО-СА ШУ-СА ШИ-СА ШЕ-СА

ША-СО ШО-СО ШУ-СО ШИ-СО ШЕ-СО

ША-СУ ШО-СУ ШУ-СУ ШИ-СУ ШЕ-СУ

ША-СЫ ШО-СЫ ШУ-СЫ ШИ-СЫ ШЕ-СЫ

ША-СЭ ШО-СЭ ШУ-СЭ ШИ-СЭ ШЕ-СЭ

СА-ША СО-ША СУ-ША СЫ-ША СЭ-ША

СА-ШО СО-ШО СУ-ШО СЫ-ШО СЭ-ШО

СА-ШУ СО-ШУ СУ-ШУ СЫ-ШУ СЭ-ШУ

СА-ШИ СО-ШИ СУ-ШИ СЫ-ШИ СЭ-ШИ

СА-ШЕ СО-ШЕ СУ-ШЕ СЫ-ШЕ СЭ-ШЕ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в обратных слогах

АШ-АС ОШ-ОС УШ-УС ЫШ-ЫС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-ОШ УС-УШ ЫС-ЫШ ЭС-ЭШ

ЯШ-ЯС ЁШ-ЁС ЮШ-ЮС ИШ-ИС ЕШ-ЕС

ЯС-ЯШ ЁС-ЁШ ЮС-ЮШ ИС-ИШ ЕС-ЕШ

АШ-АС-ОШ-ОС-УШ-УС-ЫШ-ЫС-ЭШ-ЭС

АС-АШ-ОС-ОШ-УС-УШ-ЫС-ЫШ-ЭС-ЭШ

ЯШ-ЯС-ЁШ-ЁС-ЮШ-ЮС-ИШ-ИС-ЕШ-ЕС

ЯС-ЯШ-ЁС-ЁШ-ЮС-ЮШ-ИС-ИШ-ЕС-ЕШ

АШ-АС ОШ-АС УШ-АС ЫШ-АС ЭШ-АС

АШ-ОС ОШ-ОС УШ-ОС ЫШ-ОС ЭШ-ОС

АШ-УС ОШ-УС УШ-УС ЫШ-УС ЭШ-УС

АШ-ЫС ОШ-ЫС УШ-ЫС ЫШ-ЫС ЭШ-ЫС

АШ-ЭС ОШ-ЭС УШ-ЭС ЫШ-ЭС ЭШ-ЭС

АС-АШ ОС-АШ УС-АШ ЫС-АШ ЭС-АШ

АС-ОШ ОС-ОШ УС-ОШ ЫС-ОШ ЭС-ОШ

АС-УШ ОС-УШ УС-УШ ЫС-УШ ЭС-УШ

АС-ЫШ ОС-ЫШ УС-ЫШ ЫС-ЫШ ЭС-ЫШ

АС-ЭШ ОС-ЭШ УС-ЭШ ЫС-ЭШ ЭС-ЭШ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах между гласными звуками

(в интервокальных слогах)

АША - АСА УША - УСА ОША - ОСА ИША - ИСА ЮША - ЮСА

АШО - АСО УШО - УСО ОШО - ОСО ИШО - ИСО ЮШО - ЮСО

АШУ - АСУ УШУ - УСУ ОШУ - ОСУ ИШУ - ИСУ ЮШУ - ЮСУ

АШИ - АСЫ УШИ - УСЫ ОШИ - ОСЫ ИШИ - ИСЫ ЮШИ - ЮСЫ

АШЕ - АСЭ УШЕ - УСЭ ОШЕ - ОСЭ ИШЕ - ИСЭ ЮШЕ - ЮСЭ

ЫША - ЫСА ЭША - ЭСА ЕША - ЕСА ЁША - ЁСА ЯША - ЯСА

ЫШО - ЫСО ЭШО - ЭСО ЕШО - ЕСО ЁШО - ЁСО ЯШО - ЯСО

ЫШУ - ЫСУ ЭШУ - ЭСУ ЕШУ - ЕСУ ЁШУ - ЁСУ ЯШУ - ЯСУ

ЫШИ - ЫСЫ ЭШИ - ЭСЫ ЕШИ - ЕСЫ ЁШИ - ЁСЫ ЯШИ - ЯСЫ

ЫШЕ - ЫСЭ ЭШЕ - ЭСЭ ЕШЕ - ЕСЭ ЁШЕ - ЁСЭ ЯШЕ - ЯСЭ

АША - АСО - АШУ - АСЫ - АШЕ ИША - ИСО - ИШУ - ИСЫ - ИШЕ

ОША - ОСО - ОШУ - ОСЫ - ОШЕ ЕША - ЕСО - ЕШУ - ЕСЫ - ЕШЕ

УША - УСО - УШУ - УСЫ - УШЕ ЁША - ЁСО - ЁШУ - ЁСЫ - ЁШЕ

ЫША - ЫСО - ЫШУ - ЫСЫ - ЫШЕ ЮША - ЮСО - ЮШУ - ЮСЫ - ЮШЕ

ЭША - ЭСО - ЭШУ - ЭСЫ - ЭШЕ ЯША - ЯСО - ЯШУ - ЯСЫ - ЯШЕ

АСА - АШО - АСУ - АШИ - АСЭ ИСА - ИШО - ИСУ - ИШИ - ИСЭ

ОСА - ОШО - ОСУ - ОШИ - ОСЭ ЕСА - ЕШО - ЕСУ - ЕШИ - ЕСЭ

УСА - УШО - УСУ - УШИ - УСЭ ЁСА - ЁШО - ЁСУ - ЁШИ - ЁСЭ

ЫСА - ЫШО - ЫСУ - ЫШИ - ЫСЭ ЮСА - ЮШО - ЮСУ - ЮШИ - ЮСЭ

ЭСА - ЭШО - ЭСУ - ЭШИ - ЭСЭ ЯСА - ЯШО - ЯСУ - ЯШИ - ЯСЭ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах, где гласные находятся между звуками [С] - [Ш]

САШ-ШАС СОШ-ШОС СУШ-ШУС СЫШ-ШИС СЭШ-ШЕС

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в слогах со стечением согласных

СНА - ШНА СМА - ШМА СВА - ШВА СКА - ШКА

СНО - ШНО СМО - ШМО СВО - ШВО СКО - ШКО

СНУ - ШНУ СМУ - ШМУ СВУ - ШВУ СКУ - ШКУ

СНЫ - ШНЫ СМЫ - ШМЫ СВЫ - ШВЫ СКЫ - ШКЫ

СТА - ШТА СПА - ШПА СЛА - ШЛА

СТО - ШТО СПО - ШПО СЛО - ШЛО

СТУ - ШТУ СПУ - ШПУ СЛУ - ШЛУ

СТЫ - ШТЫ СПЫ - ШПЫ СЛЫ - ШЛЫ

АСТ-АШТ АСК-АШК АСН-АШН АСМ-АШМ АСВ-АШВ АСП-АШП

ОСТ-ОШТ ОСК-ОШК ОСН-ОШН ОСМ-ОШМ ОСВ-ОШВ ОСП-ОШП

УСТ-УШТ УСК-УШК УСН-УШН УСМ-УШМ УСВ-УШВ УСП-УШП

ЫСТ-ЫШТ ЫСК-ЫШК ЫСН-ЫШН ЫСМ-ЫШМ ЫСВ-ЫШВ ЫСП-ЫШП

ЭСТ-ЭШТ ЭСК-ЭШК ЭСН-ЭШН ЭСМ-ЭШМ ЭСВ-ЭШВ ЭСП-ЭШП

ИСТ-ИШТ ИСК-ИШК ИСН-ИШН ИСМ-ИШМ ИСВ-ИШВ ИСП-ИШП

ЕСТ-ЕШТ ЕСК-ЕШК ЕСН-ЕШН ЕСМ-ЕШМ ЕСВ-ЕШВ ЕСП-ЕШП

ЁСТ-ЁШТ ЁСК-ЁШК ЁСН-ЁШН ЁСМ-ЁШМ ЁСВ-ЁШВ ЁСП-ЁШП

ЮСТ-ЮШТ ЮСК-ЮШК ЮСН-ЮШН ЮСМ-ЮШМ ЮСВ-ЮШВ ЮСП-ЮШП

ЯСТ-ЯШТ ЯСК-ЯШК ЯСН-ЯШН ЯСМ-ЯШМ ЯСВ-ЯШВ ЯСП-ЯШП

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в начале слова

Шайка-сайка, шалун-салют, шахтёр-сапёр, шалаш-салат, шалфей-салфетка, шорох-сорок, шутки-сутки, шуметь-суметь, шип-сыпь, шут-суд, шов-сов, шумно-сумка, шитый-сытый, ширь-сыр, шило-сила, шипит-спит, шали-соли.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в конце слова

Ваш-вас, наш-нас, кыш-кис, мышь-мыс, камыш-кумыс, плюш-плюс, грош-рос, брошь-брось, стриж-рис.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова

Мешать-писать, пошел-посол, уши-усы, Маша-масса, ушат-усат, башенка-басенка, пишу-несу, пашу-пасу, пляшу-плясун, нашить-носить, лошадка-посадка, мешок-лесок, вершок-песок, ремешок-носок, мышонок-спросонок, мыши-крысы, решил-спросил, решать-тесать, прошить-просить, Проша-просо.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах, звук в начале, со стечением согласных

Шляпа-слякоть, шмель-смел, штуки - стуки, шпалы-спали, штык-стык, шпоры-споры, штиль-стиль, шторы-сторож.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в середине слова со стечением согласных

Кашка-каска, Машка-маска, мишка-миска, пешки-пески, кишки-киски, рубашка-колбаска, башня-басня, пашня-паста, страшный-красный, пошла-росла, Яшка-ясный, клюшка-люстра, пошли-пасли, пешки-песни, мешки-мести, вишня-виснет, стишки-тиски, ириска-Иришка.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах,

звуки [Ш] - [С] в одном слове

Саша, Сашка, Сашенька, суша, сушу, сушить, сушёный, сушки, свыше, слушать, слышать, старший, страшно, солнышко, стёклышко, скошу, смешу, смешить, смешок, смешинка, смешная, стишок, смешно, сынишка, старушка, сушка, сшить, сшибить, сошка, спешу, спешка, спешить, сплошной, сошёл, шоссе, шанс, шест, шесть, шерсть, шалость, шествие, шахматист, шелест, шоссе, шесток, машинист, пастушка, пастушок, пустышка, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, трусишка, веснушки, путешествие, послушный, распушил, шелест, расшумелся.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словосочетаниях

Пушистая кошка, высокая башня, сухие штанишки, пастушья сумка, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, острый шип, сосновая шишка, сонная кошка, Сонина шуба, высокий шест, Яшины сани, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, шёлковая косынка, смешная шутка, шахматная доска, сытый мишка, вишнёвый сок, смешная маска, пустой мешок, сухой капюшон, школьная доска, смешные потешки.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в чистоговорках

Ша-ша-ша - Саша моет малыша.

Су-су-су - воздушный шарик я несу.

Ши-ши-ши - спать ложатся малыши.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.

Со-со-со - Миша катит колесо.

Су-су-су - мишку видели в лесу.

Аш-аш-аш - под сосной стоит шалаш.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос - над кустами много ос.

Ош-ош-ош, ош-ош-ош - и над вишней много ос. (А. Хмелёва)

Ша - са - ша - аша Маша хороша.

Са - ша - са - укусила нос оса.

Ши - сы - ши - наши ушки хороши.

Сы - ши - сы - у осы усы, усы.

Иш - ис - ыш - беги сюда мылыш.

Аш - ос - аш - у нас большой шалаш.

Аш - ос - иш - вокруг такая тишь!

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в предложениях

Из 3 слов:

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Поспешишь - людей насмешишь. Саша ест сушки. У Маши санки. На сосне шишки. Наш дедушка машинист. Наташа ест суп. Гусак вытягивает шею. Наш насос шумит. Миша моет стакан.

Из 4 слов:

Саша шла со старушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Шесть котят есть хотят. Рыбаки в шалаше пробудилися. У Наташи сын Саша. Саша спешит к бабушке. Посуда стоит в шкафу. Дедушка пьёт ананасовый сок. В саду кукует кукушка. Дедушка спит на софе. Миски поставят в шкаф. Соня сушит пуховые подушки. Даша шьёт сатиновый пояс. Соня пишет без ошибок. Собака Каштан ест мясо. Мишка ест из миски. У кошки пушистая шубка. Наташа шьёт косынку Даше. Соня кушает мясной суп. На высокой сосне шишки. Сын отнёс кокос бабушке. У Даши высокий фикус. На окошке стоит кактус. Автобус едет мимо башни. Пастушок Саня пас стадо. У стены стоит шкаф. Саша спешит на выставку. Посуду поставят в шкаф.

Из 5 слов:

Саша катает Соню на санках. Саша ест кашу из миски. Под сосной дети ищут шишки. В нашем саду спеют вишни. Пушистая кошка спит на окошке. У нашего окошка высокая сосна. Миша готовит кошке мясной суп. Хвост у нашего котёнка пушистый. Стас насыпает пшено в мешок. У высокой сосны пушистые ветви. Гоша даёт Соне сухой поднос. Даша едет под высоким мостом. У нашей кошки пушистый хвост. Кошка ест вкусную сосиску. Петушок сидит высоко на шесте. Саша спешит к автобусной остановке.

Из 6 слов:

Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Смешные шутки у Сони и Мишутки. Соня и Саша едут в путешествие. В Сашиной комнате стоит дубовый шкаф. На автобусной остановке стоит Пашин дедушка. Стакан, ковшик и миска - это посуда. Миша сшиб шапкой шишку с сосны. Бабушкина шуба весной висит в шкафу. Косолапый мишка спал под высокой сосной. Соня и Саша играют в шашки. На сонного мишку упала сосновая шишка.

Из 7 - 8 слов:

У высокой сосны стоят Маша и Даша. Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника. Кошки сидят на окошке и смотрят на солнышко. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я смотрю на солнышко. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в стихах

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью.

Скроет шишки до весны. (А. Волобуев)

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шёпот: шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

«Я спешу, спешу, спешу!» (Ю. Разумовский)

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

На круглую катушку

Глядит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот. (К. Стюарт)

Едят пшено мышки, Ах, какую кашу

Мышки на опушке, Нам готовит Маша!

Пшено едят - Нет вкуснее каши,

Усами шевелят. (А. Хмелёва) Чем у нашей Маши. (А. Хмелёва)

Стеша спешила, Я сама братишке Лёше

Рубашку шила. Тряпкой вытерла калоши.

Да поспешила - Чтоб не наследила кошка,

Рукав не дошила. (Г. Аванесова) Сшила кошке я сапожки.

У кого есть усы ? Мышь и камыш

Ус-усы, ус-усы, Камышам пищала мышь:

У кота усы, усы. - Шорох ваш нарушил тишь!

Ус-усы, ус-усы, Шепчут шумно камыши:

У сома усы, усы. - Тише, мышка, не шурши!

Ус-усы, ус-усы, Шелест твой услышит кошка.

А у кошки есть усы? Шла бы к бабушке, ты. крошка!

Есть! (A. Хмелёва) Не послушаешься, мышка, -

Черепаха Кошка сцапает, глупышка!

Черепаха всех смешит, (B. Кремнев)

Потому что не спешит.

Но куда спешить тому,

Кто всегда в своём дому?

(Б. Заходер)

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в текстах

Серый плутишка.

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

Лиса и кувшин (сказка).

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин голову и вылакала молоко. Но вот беда — никак голову из кувшина не вынет. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не понимаешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кувшин топить. Да кувшин утонул вместе с лисой.

Наша кошка

У нас необыкновенная кошка. И имя её необыкновенное - Умка. Одета кошка в пушистую шубку. На шее шифоновый бант. А умная какая! Ей дети:

Кто ходит босой? Гусак?

У кого от шишки шишка? У Мишки?

Кого мыши бояться? Кошку?

Кто усатый в воде под мостом? Сом?

Вот такая наша кошка!

Чья косынка?

На опушке пёс Пушок нашёл косынку. «Отнесу-ка я её Маше. А она мне даст мяса!»

Идёт с косынкой пёс, а ему кукушка:

Ты куда с моей косынкой? А? Это косынка моих детишек. Я её сушу на ветках.

Да нет, кукушка, эту косынку я нашёл и несу Маше.

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка!

Моих детишек косынка!

Будет Машина косынка! У тебя и детишек-то нет!

Пушок не отдаёт косынку. Никому нет покоя от шума: ни пташкам, ни букашкам, ни осам...

Нашла! Нашла! Моя это косынка, - пискнула мышка.

Схватила косынку и бегом в свой домик. Стало на опушке тихо, никто никому не мешает.

У окошка

Под кустом у мышки и мышат домик с окошками. Не тесно мышатам в домике, места хватает.

Мама-мышка готовит мышатам вкусную кашу. А мышата стоят у окна и видят кошку.

Мама! Мама! Это наша нянька к нам идёт? Такая пушистая, такая мягонькая, такая усатая, ушки на макушке!

Ой, мышата, уходите от окошка. Это не ваша нянька. Это кошка Соня идёт на охоту.

Ленивая кошка

Не дают покою мыши бабушке. То пшено унесут, то - овёс, то - кашу. А кошка Сонька спит на своей мягкой подушке, да ест, спит да ест.

Бабушка кошке: «Как бы и тебя мыши не унесли!»

Нет, не унесут! Я их своими когтями, усами, да хвостом напугаю.

И опять спит да ест, ест да спит.

Видят мыши - не опасна им кошка. Спать к кошке на мягкую подушку идут. И шутят над ней: то у сонной кошки с шеи бант снимут и сами его носят, то на усы паука посадят.

Не надо бабушке такой кошки. Бабушка отдаст её на воспитание соседской кошке Мушке.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в скороговорках

Шила шубку - сшила юбку.

Спит на окошке пушистая кошка.

Шила шапку - сшила тапку.

У Сони - шишки, у Сани - шашки.

Сшила Саша Саше шапку.

Скушай, Саша, шесть сушек.

На сосне - сосновые шишки.

У нашего Мишутки смешные шутки.

Наш кот у нас, ваш кот у вас.

Сонина кошка сидит на окошке.

Надо суметь тут не шуметь.

У Машкиной мышки смешные штанишки.

Шестые сутки шутим шутки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В шалаше шесть шалунов.

Я куплю для кошки сафьяновые сапожки.

Сошью сынишке-хвастунишке смешные штанишки.

У шести Сашек по шесть шестов, а на шести шестах по шесть сушек.

У Саши Шустикова и сынишка - Саша Шустиков.

У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат.

Пошёл Паша пешком, понёс мешок с песком.

Мишка пойдёт к Сашке, Сашка пойдёт к Мишке.

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в пословицах и поговорках

Не поднимай нос: споткнёшься.

Спишь, спишь, а отдохнуть некогда.

Кошка спит, а мышку видит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Что испек, то и кушай.

Как постелешь, так и поспишь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Не спеши языком, поспеши делом.

Песней поле не вспашешь.

Сонная кошка мышей не ловит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанова E.A., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с.

2. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции / Т.А. Куликовская. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010 . - 48 с.

3. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и дифференциации звуков у детей 5 - 7 лет / Е.Н.Спивак. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. - 48 с.

Как произносятся звуки Ш, Ж в норме

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Назови картинки, следи за правильным положением органов артикуляции



Автоматизация звука Ш в словах.

Слова с ударными слогами:

Шаль, шахта, шаг, шар, шайба, ушанка, большая, дышать, лошадка, шахматы, лапша.

Шелк, шепот, шорох, шел, петушок, порошок, пушок, мешок, большой, гребешок, ушел, нашел, пришел.

Шить, шило, шире, пиши, камыши, кувшин, ерши, малыши, ошибка, машина, шили, решили.

Шутка, Шура, шутит, шум, мишутка, шуба, пишу, дышу, прошу, ношу, шея, шей, решение, ошейник.

Слова с безударными слогами:

Шалун, шакал, шалить, ваша, наша, Даша, Миша, Наташа, Алеша, крыша, шутник, шуруп, мишура, шиповник, широкий, шипеть, мыши, уши, ландыши, ладоши, камыши, горошина, хороший, тишина, младший.

Слова со стечением согласных :

Штамп, штаб, штопка, шторы, шутка, штык, швы, швея, шкаф, школа, шкура, шланг, шлак, шлем, шляпа, шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпатель, шпилька, шпион.

В обратных слогах:

Наш, ваш, пашня, башня, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш, чашка, крошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, горошек, картошка, окрошка, кошка, душ, ушки, пушка, мушка, опушка, лягушка, подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, ракушка, крышка, малышка, пышка, вышка, мартышка, покрышка, малыш, камыш, гуляш, Яша, Алеша, лепешка, матрешка, льешь, поешь, берешь, орешки, пешки, ешь, вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь, финиш, ландыш, пятнышко, детеныш.

Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.

Слова с ударением на слоге:

Жаба, жаль, жалко, жар, жабры, жатва, жарко, жалоба, пижама, урожай, бежать, дрожать, лежать, вожак, ежата, пожар, пожарник.

Желудь, желтый, желоб, Жора, флажок, пирожок, дружок, лужок, крыжовник, бережок.

Жук, жуть, жутко, хожу, гляжу, брожу, дружу, покажу, абажур, Женя, уважение, уже, жир, жить, жила, жидкий, лежи, дрожи, ножи, моржи, покажи, наживка, пружинка, дружить, кружить.

Слова без ударения на слоге:

Жалеть, жара, жакет, лужа, кожа, лежа, журнал, вижу, вяжут, режут, мажут, кожура, живой, живот, жираф, жилет, жилец, лыжи, ежик, ушки, пыжик, рыжик, прохожий, похожий.

Слова со стечением согласных:

Ржавчина, жмурки ждать, джем, багажник, важно, дружно, бумажный, монтажник, дождик, ложный, кожный, ножницы, пирожное, художник, нужно, дружно, дружба,лыжник, булыжник, южный, нижний, книжный, между, прежде, одежда, надежда, нежный, вежливый, прилежный.

Автоматизация звука Ж в предложениях:

По дороге бежал ежик. Жук летит и жужжит. В луже сидит жаба. У ежа ежата, у ужа ужата. Женя выписывает детский журнал. Нужно ценить дружбу. Неожиданно пошел дождь. Положи одежду в шкаф. У Жоры папа художник. Ребята, давайте жить дружно! По дороге бежит лыжник.

Автоматизация звука Ш в предложениях.

Вот Маша. У Маши шляпа. Маша ела кашу. Наташа пишет. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша нашел камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа прошу не шуметь. Гриша и Миша гоняют шайбу. У Паши машина. У Наташи шелковый шарф.

Наш Антошка глядит в окошко. Надевай на малышку рубашку. Ребятишки играют в кошки-мышки. Бегают ребятишки малышки: Мишки, Наташки и Пашки. Наша книжка про мышку–норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышке одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зернышки и крошки. У кошки ушки на макушке.

Миша и Паша играют в шашки. Миша проиграл две пешки. Тетя Даша шьет мне рубашку. Алеша и дедушка пошли собирать шишки. Маша вышла на опушку и увидела кукушку. Хороши в дорожку пирожки с горошком.Я по бережку пошел белый камешек нашел. Шуршит в норке мышь, а ее караулит кошка. В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки. Хорошо шагать пешком утром по опушке. Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке. Я нашла букашку на большой ромашке. Кошка-шалунишка катает шарик. Маша отдохнула на опушке и пошла дальше. Наташа нашла ландыш, а я нашел три ландыша.

Автоматизация звука Ж в предложениях.

Жук жужжит: ж-ж-ж.Летом жарко. На Жоре пижама. У Жени ножик. У ежа ежата. Покажи свой ножик, Женя. Жора выбежал на лужок. Мой дружок бежит на бережок. Под дубом лежат желтокожие желуди. Рядом с ежом бежали ежата. Утром Женя лыжи взял, по дороге побежал. Жора живет на пятом этаже. Моржи живут на севере, а жирафы на юге.Снежок лежал, лежал, потом побежал, журча.

Женя вытряхивает одежду. У Жоры бумажный голубь. В книжном магазине можно найти нужную книгу. Дружно живет детвора. У Жоры папа – монтажник, а у Жени - художник.Мой друг живет на нижнем этаже. На нижней полке лежат журналы. Жора бережет одежду. Дождик лилуже дважды.Между окнами жужжит жук. Дружно падают желуди.

Речевой материал для закрепления звуков Ш,Ж.

Тише мыши, тише мыши,Тише мыши, тише мыши,

Нашу кошку не будите.Кот сидит на нашей крыше.

Мы кормим нашу Машу:Пыхтит, как пышка,

«Маша, Маша, кушай кашу».Наш пышный Мишка.

Маша кашу недоела,Кукушка кукушонку сшила капюшон,

неохота, надоело.Как в капюшоне он смешон.

Ша–ша–ша- наша Маша хорошаМышонку шепчет мышь:

Шо-шо-шо - говорим мы хорошо«Ты все шумишь, шумишь».

Ши-ши-ши – на поляне малышиМышонок шепчет мыши:

Шу-шу-шу – помогите малышу«Шуметь я буду тише».

Кукушка шишку уронилаШестьдесят шесть мышат

Мишке шишку набилаВ камышах шуршат

И теперь у мышкиОт шустрых кошек прячутся.

Будет две шишки.

Шли шесть мышей,Шел Шурик по шоссе

нашли шестнадцать грошей.Одет в шубку,

На ушах шапка,

Плюшевому мишкеВокруг шеи морской шарф.

Маша штопает штанишки.

Я рубашку сшила МишкеКошка в окошке штанишки шьет,

Я сошью ему штанишки.Мышка в сапожках избушку метет

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.Тише, тише, Маша пишет.

Наша Маша буквы пишет.

Бросил палку кверху МишкаА кто Маше помешает,

Падай в шапку с ели шишка!-Того Маша догоняет.

Шишка хлоп по голове-

Сразу шишек стало две.Ошка- ошка – это наша кошка.

Ошку-ошку-ошку – мы любим нашу кошку

Ошке-ошке – молока налили кошке

Ошка-ошка – молоко лакает кошка.

Шок-шок – это Петя-петушок.

Шок-шок – у Пети гребешок.

Шком-шком – гордится Петя гребешком.

Любят ребятишки карандаши и книжки.

Жа-жа-жа – мы поймали ежаЕжику на ужин

Жу-жу-жу молока дадим ежу.жук жужжащий нужен.

Дождик, дождик не дожди,Дождик, дождик не дожди,

Дождик, дождик, подождиДождик, дождик, подожди,

Жене, Жанне, всем ребятамВыйди, выйди, солнышко,

Дай до дома добежать.Золотое донышко.

Жук, жук, пожужжи,Жук упал,и встать не может,

Где ты прячешься, скажи:Ждет он, кто ему поможет?

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я на дереве сижу!

Нес своим ежатам ежикНожки, ножки

Десять кожаных сапожек.Бежали по дорожке.

Каждому на ножкиЛугом, лесом

Ежиные сапожки.Прыгали по кочкам,

Прибежали на лужок,

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!Потеряли сапожок.

Я живу, не тужу.

Я на ветке сижуУ ужа ужата, у ежа ежата.

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Жок-жок-жок – это пирожок.Жи-жи-жи – вот моржи.

Шки-шки-шки – мы любим пирожки.Жи-жи-жи живут в океане моржи

Жок-жок-жок – кушай, Женя, пирожок!Жей-жей-жей – мы видели моржей

Жук жужжит:Жок-жок-жок – горячий утюжок.

Я шел и шел,Жок-жок-жок – раскалился утюжок.

Желтый камешек нашел.Жок-жок-жок – белье гладит утюжок

Это желудь! Ты не прав! –

Говорит жуку жираф.

Жи-жи-жи – поют в лесу чижи.

Жей-жей-жей – мы слышали чижей

Жей-жей-жей – любим слушать мы чижей.

Жок-жок-жок – подарили мне флажок.

Жок-жок-жок – я держу в руке флажок.

Шком-шком-шком – я машу флажком.


Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи. Многие знают, что порой автоматизация звука в речи ребенка занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому только ежедневный упорный труд дает положительные результаты. А для того, чтобы ребенку было интересно заниматься, очень важно провести занятие в интересной игровой форме, а еще лучше увлечь его в увлекательное путешествие со сказочными героями.

Надеюсь, что разработанный мною конспект подгруппового занятия Вы оцените и добавите в свою педагогическую копилку.

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи»

Форма занятия: подгрупповая (старшая логопедическая группа)

Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

1. Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.Оборудование: карандаши, листы с заданиями, сказочный герой мышонок Мыша.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш мышонок собрался в путь. И вас, ребята, мышонок приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Давайте выполним следующие артикуляционные упражнения.
(появляется сказочный герой – игрушка мышонок Мыша)

2. Артикуляционные упражнения:

«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение»,«Грибок», «Лошадка».

3. Сообщение темы. Ребята, какие звуки повторяются в словах Мыша и мышонок.? Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

4. Анализ артикуляции. — Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на бублик.

А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к небу, за верхние зубы.

Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносимэтот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.

5. Закрепление изолированного звука [ш]. Наш мышонок Мыша шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Мышонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Мышонок Мыша помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»

6. Характеристика звука [ш]. Ребята, расскажите мышонку Мыше все про звук [ш]. Какой он?

1) Согласный или гласный? (согласный, т.к. ниточка рвется, песенка не поется, обозначается синим цветом и живет в синем замке).

2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками).

3) Глухой или звонкий? (глухой, дети зажимают уши ладошками).

7. Развитие фонематического слуха.

Мышонок Мыша, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у мышонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.

8. Воспроизведение прямых и обратных слогов. Игра «Рифмы».

Идет мышонок Мыша по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается:

Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка маленькая мышка.

Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки? (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш])

9. Звуко-буквенный анализ.

Не успел мышонок Мыша допеть последнюю песенку, как неожиданно ему на пути повстречался еж. Мышонок поздоровался с ежиком, и тот предложил ему поиграть в игру. Игра называется «Найди слово». Мышонок охотно согласился и стал думать. Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем мышонку определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

10. Физминутка.

Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Дети сидят на стульчиках, взяв в руки «руль», медленно вращают его, припевая:

Завели машину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Накачали шину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Улыбнулись веселей
И поехали скорей!
(повторить 2-3 раза).

11. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Образование относительных прилагательных: А после того, как Мыша поиграл, он любит вкусно покушать.

Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие»?

Дети отчетливо произносят слова со звуком[ш]: пшенная, вишневый, грушевый, шоколадные.

12. Игра «4-йлишний».

Мышонок продолжал свое путешествие. И встречал все новых друзей. В этот раз он встретил мишку-шалунишку и помог ему справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами поиграем в игру «4 лишний». Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка). На доску выставляются картинки с предметами:

13. Упражнение «Закончи предложение по картинкам».

Ну, а в этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш].

У Миши новая …
Папа едет на …
Даша нашла …
Маша помогает…

14. Загадки.

А сейчас, ребята, мышонок Мыша приготовил для вас загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем их, а в этом нам помогут картинки (картинки стоят на доске) Четко проговаривайте отгадку со звуком [ш].

Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой».
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.

В зеленой избушке
Живут подружки
Словно бусинки, круглы,
Изумрудны и малы.

Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Знакомца встречу-
Соскочу, привечу.

Зеленый плот
По реке плывет.
На плоту — красавица
Солнцу улыбается.

Кто я — догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу.

Два брюшка, четыре ушка.

Утром выпадет снежок-
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую …..

Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Кто это?

15. Итог логопедического занятия.

Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какой звук мы учились произносить? Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.

из них является использование в работе мелких объ­ёмных (например, от киндер-сюрпризов) или плоских игрушек, названия которых содержат автоматизируе­мый звук*. Этот приём также помогает активизиро­вать внимание малыша и максимально поддерживает его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, доставляя радость самовыражения и, безусловно, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку на за­нятии, освобождает ребёнка от скованности, побуж­дает его к общению, способствует быстрому контакту с логопедом. Работа с игрушкой проводится при про­ведении следующих игр:

    Лабиринт. Ребенок, чётко произнося изучаемый звук, называет в заданном порядке представленное на каждой странице альбома картинки, перемещая по ним выбранную игрушку. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. Если слово назы­вается ребенком неправильно, то следующий ход делать нельзя до тех пор, пока слово не будет на­звано верно.

    Лабиринт с проговариванием. Ребёнок при дви­жении по лабиринту должен не только назвать картинки, но и указывать направление следующе­го хода. Например, шапка - направо, шахта - направо, шайба - вниз...».

    Лабиринт с пропуском хода. Игра проводится в два этапа. Сначала ребёнок называет все картинки по порядку, а затем, начиная с картинки, отмечен­ной звёздочкой, - через одну.

    Лабиринт наоборот. Сначала ребёнок прогова­ривает все слова - названия картинок лабирита. Затем ставит игрушку на последнюю картинку ла­биринта и двигается в обратном направлении, на­зывая слова.

Данные игры рекомендуется проводить с каждым лабиринтом (с. 5-10). Если при прохождении лаби­ринта игрушка попадает на клетку с вопросительным знаком, ребёнок должен придумать слово с автомати­зируемым звуком в определенной позиции.

В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях, рас­сказах и стихотворных текстах.

Будьте терпеливы и доброжелательны. Тогда ре­зультаты занятий с ребёнком вас обязательно пора­дуют.

Вашему вниманию предлагается комплект пособий по автоматизации звуков, поставленных логопедом. Он состоит из десяти альбомов:

(1) Автоматизация звука С в игровых упражнениях

(2) Автоматизация звука 3 в игровых упражнениях

()^ Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях

(4) Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

(5) Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях

(б) Автоматизация звуков Ч, Щ в игровых упражне­ниях

(7) Автоматизация звука Л в игровых упражнениях (

9^ Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях

(9) Автоматизация звука Р в игровых упражнениях

(10) Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях

В данном альбоме представлена система упраж­нений по автоматизации звука Ш. Материал, предло­женный автором, превращает однообразную и моно­тонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру. Одновременно с автоматизацией звука у ребенка совершенствуется навык чтения, раз­вивается мелкая моторика, творческое воображе­ние.

Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствова­нию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа сло­гов и слов. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, вни­мания, мышления. Всё это является в свою очередь сво­евременной профилактикой дисграфии и дислексии. В зависимости от сложности речевого дефекта ребен­ка и этапа коррекционной работы игры и задания мо­гут использоваться логопедом комбинированно.

Автоматизация звука Ш проводится по традицион­ной в логопедии схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем пред­лагаются упражнения на автоматизацию звука Ш изо­лированно, на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука в словах более увлекательным и эффективным, предлагается ряд вспомогательных приёмов. Одним

* На обороте обложки представлены следующие пло­ские игрушки: мышонок, мишка, петушок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!