Автоматизация звука щ в различных позициях. Артикуляционная гимнастика

Звук [Щ] в начале слова и в прямых слогах

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Щ]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука [Щ].

Материал для автоматизации звука [Щ] в начале слова и прямых слогах будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Щ].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Звук [Щ] в прямых слогах:

ЩА – ЩА – ЩА

ЩУ – ЩУ – ЩУ

ЩЁ – ЩЁ – ЩЁ

ЩИ – ЩИ – ЩИ

ЩЕ – ЩЕ – ЩЕ

Звук [Щ] в словах с прямым слогом:

Обещать, пищать, угощать, вращать, трещать, прощать, помещать, обращать, возвращать, восхищать, восхищаться, щука, щупать, щупальца, ищу, пищу, тащу, угощу, помещу, щёки, щётка, щёлкать, ещё, защёлка, сгущенный, щи, щит, лещи, плащи, пищит, трещит, защита, тащить, щель, щепка, щебет, ищейка, ущелье, угощение, вращение, пещера, восхищение, освещение, помещение, прощение.

Щавель, площадь, гуща, пища, роща, ищут, плещут, щипать, щиток, пища, вещи, ящик, овощи, клещи, общий, тащит, сварщик, гонщик, видящий, идущий, трещина, бурлящий, кипящий, гудящий, дымящий, дрожащий, щегол, щебетать, щекотать, щенок, щетина, чудовище, сокровище, училище, удилище.

Повтори словосочетания и предложения со звуком [Щ]:

Поющий щегол, пищащий щенок, важное сообщение, мощёная площадь, служебное помещение, мигающее освещение, сытная пища, ящик для овощей, сосновая щепка, сияющий щит, зубная щётка, сущие пустяки, сгущённое молоко, щупальца осьминога, помещать в ящик, восхищаться угощением.

Щи да каша - пища наша. Щи варят из овощей. Щавелевые щи - полезная вещь. Дети ищут грибы. В озере лещи. Вова с товарищами поймал крупного леща. Папа вытащил на берег большую щуку. Щенок пищит в ущелье. Щенок пищит, просит пищи. Лена кладёт вещи в ящик. Луна освещает рощу. В роще щеглы. Алёша видел в роще щегла. Щеглы щёлкали и щебетали. Во дворе пищит щенок. Щенок щиплет щётку. Коля надул щёки. Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи - вот наши вещи. В ящике лежат клещи. Возьми клещи и вытащи из ящика гвозди. Костя любит сгущенное молоко. Угощай товарища! В дощатом полу много щелей и щёлок. Солдаты надели плащи защитного цвета. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут. В запущенном саду поют щеглы, таращат большущие глаза лягушки.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Щ].

Цель :

  • Создать условия для формирования умения четко произносить звук [щ].

Задачи:

  • Уточнить артикуляцию звука [щ].
  • Развивать силу голоса, дыхания, мелкую моторику.
  • Активизировать лексический материал по теме существительные.
  • Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

Формируемые УУД:

Личностные :

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные :

  • умение задавать вопросы;
  • умение использовать язык для решения учебных задач;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • понимание необходимости учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Предметные :

  • умение правильно, точно выполнять артикуляционные движения и удерживать артикуляционные позы;
  • умение правильно произносить звуки речи;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие звуковые единицы, как звук, слог, слово;
  • способность контролировать свои действия;
  • умение проводить звуковой анализ;
  • умение правильно произносить сочетания звуков, слогов, слоговых рядов;
  • умение ставить ударение в словах, находить ударные и безударные гласные;
  • умение отвечать на вопросы.

Ход занятия

Организационный момент.

Чему учимся на занятиях?

Что помогает нам правильно и красиво говорить?

II. Подготовительный этап.

Мимические упражнения.

Ребята, посмотрите на доску, много снеговичков с разным настроением, давайте вместе с ними погрустим, повеселимся, удивимся.

Будем учиться говорить громко и тихо.

Поднимаясь на горку будем произносить А, спускаясь с горки произносим У.

Будем правильно дышать.

У вас на столах у всех лежать облако со снежинками. Нам нужно чтобы пошел слабый снежок. Делаем вдох через нос, чтобы наши плечики не поднимаем. Выдох через рот.

Пальчиковая гимнастика.

Ребята, вам необходимо взять ленточку и протянуть ее в дырочки.

5) Артикуляционная гимнастика.

Подготовим с вами органы артикуляции к занятию.

Возьмите зеркала.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения:

  • Маляр.
  • Блинчик.
  • Трубочка.
  • Улыбка.
  • Вкусное варенье.

III. Основная часть.

Ребята, сегодня на занятие к вам пришел Незнайка. И ему очень хочется посмотреть, как вы работаете на занятии. А еще Незнайка принес нам дежурный звук, а чтобы узнать какой необходимо отгадать загадку.

Непогода нас застала.
Обувь грязная вся стала,
У порога встала робко.
Ей пришла на помощь … (Щетка).

На какой звук начинается это слово.

Вы догадались, какой звук у нас будет дежурным?

2) Работа с профилем.

Возьмите зеркала и произнесите звук Щ. Назовите что делают органы артикуляции при произношении звука щ.

Давайте дадим характеристику по профилю.

3) Характеристика звука.

Щ — мягкий — согласный — шипящий.

Какому звуку мы давали сейчас характеристику?

4) Развитие фонематического слуха.

Ребята, сейчас я буду называть звуки, а вы должны хлопнуть в ладоши, когда услышите звук щ.

С, щ, ш, з, с, щ, м, ш, м, р, щ, с, ж, ш, Щ.

Среди чего выделяли звук?

Теперь будем выделять звук среди слогов.

Ша, ща, щу, се, со, що, щи, ша, щу, жо.

Среди чего выделяли звук?

Шкаф, овощ, роща, пожар, ящик, щавель.

Среди чего выделяли звук?

5) Чтение слогов.

Ща, ащ, ощ, що, щу, ущ, ящ, щи.

Что выполняли?

6) Работа над лексическим материалом.

роща, овощ, плащ, щенок, щеки, ящик, щавель, прищепки.

Назовите слова. Ребята, что общего у этих слов?

Давайте распределим картинки каждый в свой домик.

Отгадайте загадку:

Наш Емеля без забот.
Пусть хоть полный дом работ!
Для него всё это – скука.
Выручит Емелю … (ЩУКА).

Произнесите все слово «щука».

Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?

Выложим сигналами слово.

Что мы делали?

8) Физминутка.

Рано утром в парк ходили.
Там снеговика лепили.
А потом с горы катились.
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком.
В Вову кинули снежком.
В Мишку кинули снежком.
Получился снежный ком.
Холодно гулять зимой. (кивки головой)
Побежим скорей домой.

9) Будем составлять словосочетания.

Щенок какой?

10) Будем составлять предложения.

Щенок какой? Что делает?

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, какой у нас на занятии был дежурный звук?

Что было для вас трудно?

Незнайке очень понравилось, как вы работали.

Троянова Наталья Александровна,
студентка 4 курса педагогического
колледжа города Зернограда

Тема: Звук «Щ».
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Продолжать формировать умение отгадывать загадки.
Формировать артикуляционную и мелкую моторику.
Развивать речевое дыхание.
Закреплять навык произношения звука «Щ» в слогах, словах,
фразах, предложениях и текстах.
Формировать навык чтения.
Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Формировать умение составлять предложения с опорой на картинку.
Развивать умение пересказывать тексты.
Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Оборудование: схема артикуляции звука; карточки с артикуляционной
гимнастикой; картонные ворота и вата; картинка с изображением рыб;
картинки для составления предложений.
Ход занятия:
Организационный момент.
1.
Здравствуй …. имя ребёнка! Отгадай загадку:
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
И одежда станет чище.
(Щётка).
Логопед: Какой первый звук в слове «щётка»?
Ребёнок: Звук «Щ».
Логопед: Что ты знаешь о звуке «Щ»?
Ребёнок: Он всегда мягкий, согласный, глухой.
Логопед: На занятии будем правильно произносить слова со звуком «Щ» и
помнить, что при произнесении звука «Щ» губы в улыбке, видны зубы, а
язык поднят за верхние зубы, воздушная струя – тёплая.
2.
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбочка».
Губы улыбаются
Основная часть.

В улыбке расплываются.
«Трубочка».
Губы я вперёд тяну,
Трубочку всем покажу.
«Лопаточка».
Открываю свой роток,
Язычок лопаткой.
«Чашечка».
Из лопаточки язык в чашку превращу,
И всем её покажу.
Упражнение на развитие речевого дыхания. Игра «Футбол».
Ставятся ворота, сделанные из картона и вместо мяча берётся вата.
Логопед предлагает загнать мяч в ворота, то есть задуть ватку.
Автоматизация звука «Щ» в слогах.
Игра «Волшебная рыба».
На картинке изображено несколько рыб с написанными под ними слогами.
Ребёнку предлагается прочитать слоги.
Автоматизация звука «Щ» в словах.
Игра «Образуй новые слова».
Измени слова по образцу. Например: хвост – хвостище. Какие из этих слов
подходят к маленькому котёнку, а какие к большому коту?
Усы ­ …….. усищи;
Глаза ­ ……. глазищи;
Нос ­ …… носище;
Лапы ­ ……. лапищи;
Зубы ­ …….. зубищи.
Развитие фонематического слуха. Автоматизация звука «Щ» в словах.
Игра «Замени первый звук».
Кепка – щепка;
Мука – щука;
Кит – щит;
Мель – щель;
Тётка – щётка;
Река – щека;
Венок – щенок;
Детина – щетина;
Тучка – щучка.

Физкультминутка «Щука».
Щука по речке плывёт,

Вправо хвостиком вильнёт,
Ребёнок делает 3 шага вправо.
Влево хвостиком вильнёт,
Ребёнок делает 3 шага влево.
И быстро, быстро уплывёт.
Ребёнок выполняет ходьбу на месте.
Автоматизация звука «Щ» во фразовой речи. Игра «Закончи фразу».
Коля ходит без ……. плаща.
Ищем щавель мы на ……. щи.
Для ухи нужны ……… лещи.
Как у нашей дочки розовые …….. щёчки.
Пальчиковая гимнастика «Щётка».
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой башмаки,
Этой щёткой чищу брюки,
Все три щётки мне нужны.
Ребёнок выполняет соответствующие движения.
Автоматизация звука «Щ» в предложениях.
Используя картинки, составь предложения, чётко проговаривая все слова
со звуком «Щ».
Автоматизация звука «Щ» в тексте. Послушай и перескажи рассказ.
«Катин щенок».
Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик.
Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из
ящика, вытащил из – под стола щётку и стал с ней играть.
3.
Наше занятие окончено. Какой звук ты произносил правильно? Что ты
запомнил? Что тебе больше понравилось? Ты молодец! До следующей
встречи!
Заключительная часть.

Тема: звук [Щ].

Цель: автоматизация звука [Щ] в слогах, словах и предложениях.

Материалы и оборудование: картинка на звук [Щ], картинка с большими часами и маленькими, песочница, цветные карандаши, ворота, мячик.

Время: 20-30 минут .

1. Приветствие.

2. Мимическое настроение. Развитие эмоциональной сферы

Изобрази как ты ешь:

3. Артикуляционная гимнастика

Общие артикуляционные упражнения.

«Улыбка».

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Хоботок».

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

«Окошко».

Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

«Язык здоровается с подбородком».

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой».

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

«Кружок».

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека - под верхней губой - левая щека - под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

«Шарики».

Ребенок в спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

«Самовар».

Сжать губы, надуть щеки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!».

Специальные артикуляционные движения.

«Улыбка - Трубочка».

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

«Чистим зубки » .

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

«Ириска».

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

«Грибок».

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Вкусное варенье»

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

«Чашечка».

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

«Лошадка».

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

«Большой-маленький».

Ребенок изображает как «бьют» большие часы, маленькие часы.

«Забей мяч в ворота».

Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами, забивает мяч сначала плавной струей воздуха, а затем резкой отрывистой.

4. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.

«Щелчки».

(Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести

щелчок.)

Раз щелчок, два щелчок.

Каждый пальчик прыгнуть смог.

5. Формулировка темы. Знакомство с изучаемым звуком.

Буква Щ - зубная Щетка,

Непоседа и трещотка.

Никак на месте не сидит,

Зубы чистить всем велит.

6. Закрепление изолированного звука.

Многократное произнесение изолированного звука Щ-Щ-Щ-Щ

Звук [Щ] - согласный, глухой, всегда мягкий.

Во время правильного произнесения звука [ C ’] органы речи принимают следующее положение:

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка поднята;

Язык напряжен;

7. Игры в песочнице. Развитие мелкой моторики.

Буква ж спряталась в песке. Найди и произнеси звук [Щ].

Нарисуй букву [Щ]на песке.

Выложи из палочек на песке букву Щ.

8. Развитие фонематического слуха.

«Поймай звук».

Хлопни в ладоши когда услышишь звук [Щ]

А, ж, щ, л, ж, щ, у, р, л…

Ща, жа, во, ло, щу…

Нос, ищу, жук, каша, волк, щель…

9. Автоматизация звука [Щ] в слогах .

Слоговая ритмика (каждый слог проговорить по 10 раз):

ЩА, ЩЁ, ЩИ, ЩУ

а) с изменением ритмического рисунка:

ща-ща - ща-ща-ща ща-ща-ща - ща-ща

щё-щё - щё-щё-щё щё-щё-щё - щё-щё

щу-щу - щу-щу-жу щу-щу-щу - щу-щу

ще-ще - ще-ще-ще ще-ще-ще - ще-ще

б) с изменением ударения:

ЩА-ща-ща

ща-ЩА-ща

ща-ща-ЩА

10. Динамическая пауза. Развитие общей моторики, силы голоса.

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не упущу.

Вот она какая,

Славная, большая!

Щука плавает кругами.

Щука щёлкает зубами.

Ну и зубы - как пила!

Где такие ты взяла?

11. Автоматизация звука [Щ ] в словах.

1. Повтори слоги и слова (2-3 раза)

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Нету свеклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Приготовим-ка мы щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ

Не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу

Я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща

Брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи

Поедим сначала щи.

2. Замени в слове первый звук на звук [щ]:

Кепка - ...(щепка), кит -…(щит), мель -…(щель), тётка -…(щётка), река -…(щека), венок -…(щенок), детина -…(щетина), полка -…(щёлка), тучка -…(щучка).

Замени в слове последний слог на слог - щи:

Плати -…(плащи), лети - …(лещи), пили -…(пищи), розы - …(рощи), веки -…(вещи), чаши - …(чащи).

12. Автоматизация звука [Щ] в предложениях.

Повтори предложения.

Сварщик тащит ящик. Щенок пищит в ящике Щи из щавеля. Мамины вещи в ящике. Площадь вымощена дощечками. Щётки в дощатом ящике. Щербатый мужчина весь в щетине. Дом из щитов щитовой. Кощей угощал щедро. Овощи тащи - будут щи. Щегол щеголял на площади. В ящике щенок. На ощупь чищу леща. Щенок пищит и тащит щётку. Желающих угощают щавелевыми щами. Ваня поищи щенка в ящике. Щурёнок щекотал щуку. Катя ищет щётки в ящике. В щах щепотка щавеля. Ваня угощает овощными щами Нату. Мойщик ящиков щурился. Тощий Кощей полощет вещи. Фонарщик освещает дощатую площадь. Каменщик и бетонщик тащат ящик щебня. Без овощей не бывает щей. В щите щель. Какие глазища, усища, когтища у этого котищи!

13 . Звуковой анализ. Развитие логического мышления, внимания и памяти.

1. Запомни и назови слова со звуком [Щ] которые встретятся в тексте.

Два товарища пошли гулять в рощу. Они взяли с собой щенка. Шли товарищи через цветущий луг. Там они собирали щавель. Щенок гонялся за летающими бабочками. Пришли они в рощу. Хорошо в роще! Щебечут птицы, поют щеглы, пищат птенчики. Около пня товарищи увидели убегающую ящерицу. Побегали дети в роще, поиграли со щенком. Хотели они пойти еще в лес, в чащу. Один из товарищей говорит: «Не пойдем туда, там волки рыщут, пищу ищут». Засмеялись товарищи шутке и решили, что пора возвращаться. Довольные, шли они домой. Мальчики несли щавель, а щенок тащил щепку. Домой они вернулись к обеду и с аппетитом ели щи, жареную щуку и овощи .

2. «Найди букву».

Найди и раскрась все буквы Щ.

14. Подведение итогов занятия.

15. Оценка работы ребенка на занятии.

16. Домашнее задание.

17. Прощание.

1. Автоматизация звука [щ] в прямых слогах:

Ща - ща - ща щу - щу - щу

Ще - ще - ще щи - щи - щи

2. Автоматизация звука [щ] в обратных слогах:

Ащ - ащ - ащ ищ - ищ - ищ

Ущ - ущ - ущ ощ - ощ - ощ

3. Автоматизация звука [щ] в интервокальной позиции:

Аща - аща - аща ощё - ощё - ощё

Ищи - ищи - ищи ущу - ущу - ущу

4. Автоматизация звука [щ] в слогах со стечением:

Тще - тща - тщё тщи - тща - тщу

Тщё - тщу - тщи тщу - тщи - тще

5. Автоматизация звука [щ] в начале слова:

Щавель, щегол, щека, щекотка, щель, щенок, щепа, щетина, щётка, щёчка, щи, щипцы, щит, щука, щупальца.

6. Автоматизация звука [щ] в конце слова:

Клещ, лещ, мощь, овощ, плащ, плющ, помощь, прыщ, хвощ.

7. Автоматизация звука [щ] в середине слова:

Вещи, защита, клещи, пища, помещик, роща, товарищи, угощение, овощи, ущелье.

8. Автоматизация звука [щ] в словах со стечением согласных:

Борщ, морщины, общение, общество.

9. Автоматизация звука [щ] в словосочетаниях:

Щи со щавелем, горящие щепки, хитрющая щука, уплывающий лещ, помощь товарища, мощеная площадь, грызущий щенок.

10. Автоматизация звука [щ] в предложениях:

В роще - зеленеющий хвощ. В роще щебетали щеглы. На ящике лежали клещи. Овощи хранят в ящике. Щенок просил пищи. Хищная щука поймала леща. Хищник рыщет, пищу ищет. Щенок поймал ящерицу.

11. Автоматизация звука [щ] в чистоговорках:

Ща - ща - ща - поймали мы леща.

Щи - щи - щи - сварили щи.

Ще - ще - ще - пойду гулять в плаще.

Щу - щу - щу - монетку я ищу.

12. Автоматизация звука [щ] в скороговорках:

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Два щенка, щека к щеке,

Грызли щетку в уголке.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

13. Автоматизация звука [щ] в стихах:

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

Щука добрая была,

Дружбу с рыбами вела.

Из морской капусты щей

Щука наварила.

Окуньков, бычков, лещей



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!