Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.
Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.
Следуя наставлениям отца, Альберт поступает в Университет Британской Колумбии. Именно здесь он внезапно открывает для себя академическую психологию. Как-то, придя на занятия много раньше назначенного времени, мальчик решает чем-то заполнить свободное утро. И, совершенно случайно, ему в руки попадается курс по психологии. Вот тут-то простое «времяпровождение» и разжигает в нём подлинный интерес, формируя направление будущей деятельности. Проучившись около трёх лет, в 1949 г. Бандура выпускается из университета в степени бакалавра и поступает в аспирантуру Айовского университета, являвшегося сердцем теоретических знаний по психологии. В 1951 г. Альберт получает научную степень магистра, а уже через год – и степень доктора философии.
Научная деятельность
Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.
Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.
Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.
В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.
Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.
После детальных исследований данного вопроса, в 1959 г. Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого автор предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.
Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 г. его второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х г.г.
Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда .
В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.
Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.
Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 г. пишет книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория».
В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.
В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.
Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 г. Бандура освещает данный вопрос в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».
Награды и достижения
За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.
В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.
В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.
В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».
В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.
Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».
За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.
Личная жизнь и наследие
В 1952 г. Альберт Бандура связал себя узами брака с Вирджинией Варнс. Этот союз был благословлён появлением на свет двух дочерей, Кэрол и Мэри.
Вирджиния Варнс скончалась в 2011 г.
Альберт Бандура – величайший психолог современности, первым предложивший теорию социального научения и заложивший основы теории самоэффективности.
Смещение ответственности позволяет уменьшить в сознании последствий действий с помощью возложения ответственности на внешние причины.
Моральное оправдание - когда, по сути, преступное поведение представляется необходимым для самозащиты или даже достойным.
Использование словесных ярлыков .
Искажение или замутнение связи между поведением и его вредными последствиями может осуществляться различными путями:
б) игнорирование последствий
г) дегуманизация жертв
Вопросы для самопроверки:
1. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: отец бьет ребенка так жестоко, что у того остаются синяки, и объясняет свое поведение тем, что ребенку необходима дисциплина, чтобы вырасти порядочным человеком
а) преуменьшение последствий своего поведения
б) игнорирование последствий
в) неправильное истолкование последствий
г) дегуманизация жертв
Ответ: в) неправильное истолкование последствий своего действия
2. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: продавец может обсчитывать покупателей и утверждать, что те сами виноваты в своей доверчивости.
а) преуменьшение последствий своего поведения
б) игнорирование последствий
в) неправильное истолкование последствий
г) дегуманизация жертв
Ответ: г) дегуманизация жертв
В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.
Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада – 1988) - американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.
На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).
Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).
Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).
Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.
В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969).
Альберт Бандура - канадско-американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил ун-т в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение клинической психологии в ун-те Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском ун-те в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессора социальных наук в области психологии. Здесь познакомился с трудами Дж. Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него также оказал К.У. Спенс. Начав с методологии "стимул-реакция", Б. пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии.
Первоначально Б. под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической, реакцию на фрустрацию. Однако затем убедился, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, в котором им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, Б. обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований он пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. Б. автор психотерапевтического метода "систематической десенсибилизации". В рамках традиции изучения личности вклад Б. заключается прежде всего в том, что в его экспериментальных исследованиях в центре внимания оказывается не изучение обобщенных черт характера, но исследование ситуационно специфических форм поведения.
Автор трудов: "Social Learning and Personality Development, N.Y., 1965 (совм. с R.H. Walters), в рус. пер.: (частично) "Принципы социального научения" // "Современная зарубежная социальная психология", М., 1984; "Psychotherapy based upon modeling principles" / A.E. Berdin (ed.) et al, "Handbook of psychotherapy and Behavior change", N.Y., 1971; "Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change" / Psychological Review, 1977, 84; "Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy" / Flavell J.H. (ed.), Ross L, "Social cognitive development: Frontiers and possible futures", N.Y., 1981; " Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory", 1986.
_________________________
История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005
Альберт Бандура – современный психолог, который всю жизнь занимался вопросами поведения. Он не побоялся вступить в конфронтацию с популярнейшей теорией бихевиористов о мотивации поведения, основал свою собственную теорию.
Как влияет демонстрация жестокого поведения на взрослого человека, а тем более, на ребенка? Об этом вы узнаете в этой статье.
Жизненный путь
Биография ученого началась в маленьком городке в Канаде. Семья достаточно простая: отец – рабочий, мать – продавщица в продуктовом магазине. Город был настолько маленький, что в нем находилась одна-единственная школа, где все предметы преподавали лишь два педагога. Так что ученики сами должны были отвечать за качество своего обучения.
После окончания школы Бандура решил поступать на факультет биологии. Но получилось так, что он прибыл на занятия раньше и решил позаниматься на дополнительном курсе, выбрав психологию. С тех пор его профессиональный выбор изменился. К 1949 году он закончил университет, получив диплом психолога. Далее он продолжил обучение в аспирантуре, в 1952 году у него уже была докторская степень по философии. Ему предложили преподавание в Стэнфордском университете, где он учит студентов до сих пор.
Чем известен Бандура? Он пошел дальше бихевиористов, создав теорию социального научения. Ученый доказал, что поведением человека управляют не только механизмы положительного подкрепления, но и множество социальных факторов. Этот подход более актуальный, и сейчас имеет немало сторонников. Кстати, Бандура жив до сих пор, в 2016 году ему исполнится 91 год.
Суть социального научения
Теория, созданная в 1977 году, представляет собой важнейшую концепцию, связанную с научением. Бандура доказал, что человек принимает решение, как поступить, на основе наблюдения, оглядываясь на поведение окружающих.
Особенно важен этот механизм в детстве, когда ребенка окружают различные модели поведения: родители, друзья, преподаватели, даже герои телевизионных программ. Ребенок начинает подражать поведению того человека, с которым он чувствует близость, схожесть.
Основные моменты социального научения:
- Обучение новому поведению с помощью наблюдения. Существует несколько форм: живая модель (подражание реальному человеку), вербальная модель (объяснение того, как правильно себя вести), символическая (модели поведения, взятые из произведений искусства – фильмов, книг).
- Субъективное отношение как подкрепление. Этот вид подкрепления Бандура считает истинным. Например, гордость, ощущение правильности, прогресса. Получается, что мысли и эмоции человека имеют большое значение для научения.
- Наблюдение может не изменять поведение. Если человек наблюдает за новой моделью поведения, это не значит, что он ей научится. Для этого необходимо совпадение нескольких моментов: внимание, запоминание, воспроизведение в действии, мотивация в качестве подкрепления или наказания.
Жестокий эксперимент с Бобо
Теорию о наблюдении за поведением других людей и дальнейшим повторением модели действий ученый подтвердил с помощью эксперимента. Мальчики и девочки (от трех до шести лет) наблюдали за агрессивным поведением взрослых людей, которые били, колотили молотками куклу по имени Бобо. Проявляли они не только физическую, но и вербальную агрессию. Большинство детей проявили агрессивные ролевые модели, повторив за взрослыми. Любопытно, что девочки были более склонны к вербальной агрессии, а мальчики – к физической.
Результатом этого опыта оказалось опровержение основного положения бихевиоризма о том, что поведение человека полностью зависит от подкрепления. Бандура доказал, что дети учатся поведению в социуме, наблюдая за моделями взрослых. Неудивительно, что изыскания ученого были названы социально-когнитивной теорией личности. Он доказал, что психологическую жизнь человека можно рассматривать на основании трех факторов: поведенческого, когнитивного и средового.
Насилие по телевизору
После эксперимента с Бобо (60-е годы двадцатого века) пришло время задуматься о контенте, который транслирует телевидение. И самое главное, о том содержании, которое получают наши дети. Бандура резко отзывается о передачах, фильмах, мультфильмах, которые включают сцены насилия. Он считает подобную информацию причиной детской преступности. Агрессивные программы дают пищу для агрессии.
Это позиция Бандуры. Но некоторые другие ученые считают, что, напротив, просмотр боевиков помогает освободить накопленную негативную энергию, позволяет человеку пережить агрессию не в реальной жизни с разрушительными последствиями, а перед экранами телевизоров.
А что думаете вы? Пишите в комментариях ваше мнение насчет насилия в телепередачах. Репост статьи приветствуется.
C уважением, Александр Фадеев!
Добавь в закладки: https://сайт
Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.