Автором какого психологического направления является а бандура. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Прогнозирование и обучение в образовании

Альберт Бандура, младший из шестерых детей и единственный сын в семье мелких фермеров, родился в Мандере, в провинции Альберта в Канаде. В его жилах смешалась украинская и польская кровь.

Возможности получения образования в крохотной деревушке были более чем скромными. Свои первые знания Альберт получает в маленькой деревенской школе. Однако мальчик не ограничивается одним школьным курсом, а активно занимается самообразованием, чтобы расширить область своих знаний и их понимание.

Следуя наставлениям отца, Альберт поступает в Университет Британской Колумбии. Именно здесь он внезапно открывает для себя академическую психологию. Как-то, придя на занятия много раньше назначенного времени, мальчик решает чем-то заполнить свободное утро. И, совершенно случайно, ему в руки попадается курс по психологии. Вот тут-то простое «времяпровождение» и разжигает в нём подлинный интерес, формируя направление будущей деятельности. Проучившись около трёх лет, в 1949 г. Бандура выпускается из университета в степени бакалавра и поступает в аспирантуру Айовского университета, являвшегося сердцем теоретических знаний по психологии. В 1951 г. Альберт получает научную степень магистра, а уже через год – и степень доктора философии.

Научная деятельность

Уже в университете Бандура отклоняется от традиционной теории бихевиоризма, господствовавшей в умах того времени. Вместо этого, он сосредотачивает свои усилия на описании психологического процесса, который не раз подвергнет экспериментальному изучению.

Акцентируя внимание на воображаемом, он представляет собственное понимание взаимоотношений индивидуума с окружающим его миром. Вместо применения психоанализа и изучения личности, он нацеливает свои усилия на развитие практической теории, описывающей мыслительные процессы посредством наблюдательного обучения и саморегулирования.

Получив научную степень, Бандура проходит медицинскую практику в Консультационном центре в г. Уичито, штат Канзас. Уже в следующем, 1953 г., он займёт должность преподавателя в Стэнфордском университете, на которой пребывает и по сей день.

В самом начале научной деятельности, сильное влияние на взгляды Бандуры оказывают работы Роберта Сирса на тему социального поведения и идентификаций. Объединив усилия с Ричардом Уолтерсом, Бандура начинает исследование процесса социализации и проявлений агрессии.

Основываясь на теории социализации, он обнаруживает, что обучение личности и копирование ею поведения основывается на трёх принципах: на стимуле, формирующем поведенческий ответ, на ответном отклике, влияющем на поведенческую реакцию и на познавательных функциях социализации, сказывающихся на поведенческом ответе.

После детальных исследований данного вопроса, в 1959 г. Бандура публикует свою первую книгу «Подростковая агрессия». Эта работа полностью отвергает модификаторы поведения Скиннера – награды, наказания и положительные и отрицательные подкрепления – как ключевые методы обращения с детьми, проявляющими агрессию. Вместо этого автор предлагает выяснять причину такой чрезмерной жестокости.

Дальнейшие исследования в этой области приводят к публикации в 1973 г. его второй книги – «Агрессия: анализ социального научения». Продолжая свою работу, Бандура пишет научный труд «Теория социального научения» (1977 г.), в корне меняющий направление, в котором развивалась психология в 1980-х г.г.

Полностью основываясь на проведённых автором практических экспериментах, которые легко подвергались проверке, новаторская «Теория социального научения» стала первым подобным трудом по психологии. Она резко выделялась на фоне превалирующих в то время теорий Зигмунда Фрейда .

В 1961 г. Бандура проводит свой знаменитый эксперимент с куклой Бобо, совершивший переворот в психологии, сменив направление с бихевиоризма в когнитивное русло. Бандура опытным путём доказывает, что на юных индивидуумов большое влияние оказывает поведение взрослых. В случаях, когда родителей хвалили за проявления жестокости, дети непрестанно били куклу, подражая взрослым. Однако же, когда подобное поведение взрослых одобрения не получало, бить куклу дети переставали.

Не ограничиваясь лишь представлением теории, Бандура даёт внятное объяснение собственным взглядам на познание мира человеком в контексте социального научения. И, в конечном итоге, подводит теорию социального научения к формулировке социальной когнитивной теории.

Пересмотрев накопленный опыт с позиции представления человека как личности, способной к самоорганизации, активным действиям, самоанализу и саморегуляции, Бандура опровергает традиционную концепцию модели поведения, определяемой воздействием внешних факторов, и в 1986 г. пишет книгу «Социальные основы мыслей и действия: социальная когнитивная теория».

В этой книге он углубляет концепцию когнитивной теории, выдвигая предположение, что на индивидуума, помимо внешних факторов, воздействует также его окружение и личные качества, в том числе и познавательные, эмоциональные и биологические процессы.

В 1970-х г.г. Бандура занимается изучением влияния веры в эффективность собственных действий на активность деятельности человека. Несмотря на то, что данный вопрос рассматривается им и в свете других факторов, именно самоэффективность Бандура называет посредником всех перемен, происходящих с личностью, а также основным источником возникающих страхов.

Теория самоэффективности не только продвинула вперёд изучение фобий, но и нашла применение при терапии пострадавших от стихийных бедствий и страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Именно чувство контроля над собой помогало людям, пережившим подобные травмы, оправиться после произошедшего. И вот, в 1997 г. Бандура освещает данный вопрос в книге «Самоэффективность: тренировка контроля».

Награды и достижения

За свою долгую жизнь Альберт Бандура стал почётным доктором шестнадцати различных университетов мира, включая Университет Британской Колумбии, Университет Альфред, Римский университет, Университет Летбридж, Университет Саламанки в Испании, Индианский университет, Университет Нью-Брансуик, Университет штата Пенсильвания, Лейденский университет, Свободный университет Берлина, Аспирантуру Нью-Йоркского университета, Университет им. Хайме I в Испании, Афинский университет и Катанийский университет.

В 1974 г. Бандура был избран на пост 82-го президента Американской ассоциации психологов.

В 1980 г. он становится членом Американской академии искусств и науки. В том же году, Американской ассоциацией психологов ему присуждается премия «За выдающийся вклад в науку» как первому учёному, всерьёз занявшемуся изучением вопроса саморегулирования личности.

В 1999 г. Бандура был удостоен Премии им. Эдуарда Ли Торндайка «За выдающийся вклад в развитие педагогической психологии».

В 2001 г. Бандура награждается престижной Премией за научные достижения Ассоциации развития бихевиоральной терапии. Аналогичная награда была вручена ему Западной ассоциацией психологов.

Американское психологическое общество вручило Бандуре Премию Джеймса МакКина Кеттелла, а Американский психологический фонд наградил Золотой медалью «За значительные достижения в науке психологии».

За неоценимый вклад в развитие психологии Альберт Бандура в 2008 г. стал лауреатом Гревемееровской премии Луисвиллского университета.

Личная жизнь и наследие

В 1952 г. Альберт Бандура связал себя узами брака с Вирджинией Варнс. Этот союз был благословлён появлением на свет двух дочерей, Кэрол и Мэри.

Вирджиния Варнс скончалась в 2011 г.

Альберт Бандура – величайший психолог современности, первым предложивший теорию социального научения и заложивший основы теории самоэффективности.

Биография. Альберт Бандура родился 4 декабря 1925 года в Манделе. После окончания школы он работал в Уайтхорсе в Юконе на восстановлении шоссе штата Аляска. Проработав, таким образом, один год, А. Бандура переехал в более теплый климат, и поступил в университет Британской Колумбии. Там он получил степень бакалавра по психологии. Свое образование А.Бандура продолжил в университете штата Айова. В 1951 году он защитил магистерскую, а в 1952 - докторскую диссертацию. Далее А.Бандура работал преподавателем в Стэнфордском университете, где получил профессорскую степень. 11 августа 1969 была опубликована книга Альберта Бандуры «Принципы модификации поведения». К 1979 году эта книга была упомянута в более чем 1215 других работах, а журнал «Current Contents» отметил её, как «классику цитирования». Модель реципрокного детерминизма А. Бандура сформулировал тройственную модель реципрокного детерминизма. Поведение человека есть результат взаимодействия трех факторов: Ø личностных факторов, включая мышление и познавательную способность (Р) Ø явлений окружающей среды (Е) Ø поведения человека (В) В учебниках реципрокный детерминизм разбирается на примере взаимодействия отца и его сына. Ребенок просит отца купить ему пирожное. С точки зрения отца, просьба сына это - событие окружающей среды (Е). Если бы отец тут же купил пирожное (В), то поведение отца определялось бы окружающей средой. Однако отец способен обдумывать последствия своего поступка (Р). Отец может подумать: «Если я куплю пирожное, сын на какое-то время перестанет плакать, но в следующий раз, опять будет капризничать, когда захочет пирожное. Поэтому сейчас я не куплю пирожное». Отец отказывается исполнить просьбу ребенка (В). Последующее поведение ребенка - окружающая среда отца (Е) опять повлияет на мышление и поведение отца (Р). Для завершения цикла необходимо, чтобы P (личность) влияла на E (среду). Символ «P» означает не только мышление, он представляет всю личность. Отец, благодаря родительскому статусу, а возможно, в связи со своим ростом и физической силой, производит на маленького ребенка впечатление решительности. (P->E). «Люди, независимо от своего поведения, посредством физических характеристик (черты лица, раса, пол, внешняя привлекательность) и социальных атрибутов, роли и статуса, вызывают различные реакции окружающей среды» Таким образом, психологическое функционирование представляется непрерывным реципрокным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерминантами. Термин «реципрокный» означает взаимодействие между явлениями. Поведение является функцией окружающей среды, а окружающая среда зависит от поведения. Третий фактор, влияющий на поведение – это личность, в которой самое главное – мышление, способность запоминать и предвидеть события. Эти три фактора не равнозначны. Относительный вклад поведения, окружающей среды и личности определяются тем, какой из факторов триады наиболее силен в данный момент. Детерминизм, случайные встречи и случайные события А. Бандура не был абсолютным детерминистом и не разделял идеи абсолютно свободной воли. Он признавал случайные события и случайные встречи. Любой из факторов реципрокной триады - поведение, личность или окружающая среда - в результате случайного события может непредсказуемо измениться, изменится и человек, благодаря своей пластичности, поэтому абсолютно точные предсказания поведения практически невозможны. Случайные встречи и случайные события могут оказывать влияние на жизнь человека, однако как только такие события происходят, они входят в тройственную модель так же, как и запланированные события. Представления о человеке А.Бандура практически не рассматривал роль биологических факторов в формировании личности. Он считал, что человек - это продукт научения: человек усваивает разнообразные поведенческие паттерны, обладает пластичностью сознания, может менять стили поведения. Важнейшим человеческим качеством является мышление, позволяющее использовать символические структуры, например язык, познавать явления окружающего мира и осмысливать поведение, хотя бы частично определяя, какие события окружающей среды будут восприняты, получат оценку и станут основой для действия. Действия человека не определяются только внутренними побуждениями (инстинктами, потребностями или намерениями), или только внешними силами. Хотя личность и поведение человека зависят от внешних событий, она не определяется только ими. Деятельность человека определяется не средой, а тем как она воспринимается. Люди могут выбрать такую манеру поведения, которая повысит вероятность предсказуемого ответа от окружающей среды. Следовательно, поведение - не только функция, но и независимая переменная, оказывающая влияние и на среду, и на личность. Личность и «система Я» А.Бандура не признавал существования независимого «Я», способного манипулировать окружающей средой с помощью волевых усилий, но все же отмечал возможность саморегуляции. Используя рефлективное мышление, человек может управлять событиями окружающей среды и добиваться своими действиями нужных результатов. Хотя личностные характеристики являются в значительной степени результатом научения, но они достаточно сложны и разнообразны. В речи, самовыражении, чертах поведения есть некая последовательность, которая не объясняется только условиями окружающей среды. Личность играет важную роль в теории реципрокного детерминизма, и А. Бандура постулировал существование некой «системы Я»,действующей на основе, как поведения, так и окружающей среды. «Система Я» - набор когнитивных структур, включающих восприятие, оценку и регуляцию поведения. Система «Я» позволяет воспринимать и выражать в символах поведение, а также его оценивать на основе воспоминаний о прошлых подкреплениях и предполагаемых результатах. Используя эти когнитивные процессы, человек может осуществлять самоуправление и саморегуляцию. Саморегуляция Саморегуляция - одна из важнейших характеристик личности, влияющих на поведение. Люди реактивно пытаются уменьшить расхождение между своими достижениями и целью, и, достигнув этого, затем проактивно ставят перед собой новые более высокие цели. Они устанавливают себе цели, которые создают положение неравновесия, а затем мобилизуют свои способности и усилия на основе оценок того, что требуется для достижения цели. Факторы саморегуляции А.Бандура выделяет две группы взаимовлияющих факторов саморегуляции - внутренние и внешние. Внешние факторы саморегуляции выступают в качестве стандартов для оценки поведения. Из наставлений родителей и учителей становится известно о ценности честного и дружелюбного поведения; собственный опыт показывает ценность тепла и сухости; наблюдение за другими людьми также предоставляет множество стандартов для оценки действий. Внешними факторами саморегуляции как правило являются подкрепления . Человек нуждается в материальной поддержке и одобрении со стороны окружающих, его самоудовлетворения не достаточно. Внутренние (личностные) факторы саморегуляции рассматриваются в связи с понятием «система Я». Это способность следить за своим поведением и оценивать его в свете близких, и дальних целей, а также манипулировать внешними факторами, которые включаются в схему реципрокного взаимодействия. Внутренняя или личностная саморегуляция как функция "системы "Я" включает три процесса: самонаблюдение, процесс вынесения суждений и эмоциональную реакцию на себя. Первый фактор саморегуляции – самонаблюдение Самонаблюдение - обязательное условие поведения. В зависимости от интересов и представлений о себе, человек избирательно выделяет некоторые стороны своего поведения и игнорируя остальные. В ходе деятельности он обращает внимание на качество, объем, скорость или оригинальность работы; в общении важны также коммуникативность и соответствие поведения общественной морали. Второй фактор саморегуляции - процесс вынесения суждений Процесс вынесения суждений - это регуляция поведения с помощью мышления. Человек выносит суждения о ценности своих действий относительно поставленных целей. Процесс вынесения суждений зависит от образцов для сравнения, личных стандартов , ценности деятельности и от того, в чем видится причина достижений . Ø Образцы для сравнения : человек судит о своих успехах в сравнении с тем, чего добились другие люди или сверяя свои результаты с общими стандартными нормами. Ø Личные стандарты : прошлые собственные достижения выступают в качестве образцов для сравнения с нынешними. Сравнения самого себя с собой позволяют избежать зависти и других негативных эмоций, которые возможны, когда происходит сравнение с достижениями других. Ø Ценности деятельности: когда какие-либо умения человек не считает ценными, то он не особенно гордится ими. Ø Учет причин достижений . Человек гордится тем, что зависит от его усилий, а не от случая или чужой помощи. Задание для самопроверки: 1.Сильно заторможенный в развитии десятилетний ребенок очень рад, научившись завязывать шнурки. Он выносит суждение о собственной эффективности на основе: а) образцов для сравнения б) личных стандартов, в) ценности деятельности г) причин достижений Ответ: б) личных стандартов 2. Женщина не выполняет домашнюю работу, не моет посуду и не вытирает пыль, но считает себя весьма успешной: Она выносит суждение о собственной эффективности на основе: а) образцов для сравнения б) личных стандартов, в) ценности деятельности г) причин достижений Ответ: в) ценности деятельности Третий фактор саморегуляции – активная эмоциональная реакция на себя Соответствие или несоответствие поведения личным стандартам вызывает положительные или отрицательные эмоции. Регуляторами поведения выступают такие внутренние награды, как самоудовлетворение и гордость. Когда поведение не соответствует личным стандартам, это вызывает чувство неудовлетворенности и самоосуждение. Выборочная активация и отключение внутреннего контроля Запуск процесса саморегуляции поведения осуществляется в зависимости от понимания ситуации. Автоматически действующего внутреннего контролирующего агента («Суперэго») не существует. В разных ситуациях человек может вести себя по-разному, и саморегуляция действует только тогда, когда она включена. Когда внутренний контроль отключен, человек спокойно нарушает общественные нормы, сохраняя внутренние моральные стандарты и не нанося ущерба своей самооценке. Такое поведение выгодно для самого человека, но приносит вред остальным. Процесс отключения внутреннего контроля считается сознательно опосредованным.
Смещение ответственности позволяет уменьшить в сознании последствий действий с помощью возложения ответственности на внешние причины.

Моральное оправдание - когда, по сути, преступное поведение представляется необходимым для самозащиты или даже достойным.


Использование словесных ярлыков .


Искажение или замутнение связи между поведением и его вредными последствиями может осуществляться различными путями:

б) игнорирование последствий

г) дегуманизация жертв

Вопросы для самопроверки:

1. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: отец бьет ребенка так жестоко, что у того остаются синяки, и объясняет свое поведение тем, что ребенку необходима дисциплина, чтобы вырасти порядочным человеком

а) преуменьшение последствий своего поведения

б) игнорирование последствий

в) неправильное истолкование последствий

г) дегуманизация жертв

Ответ: в) неправильное истолкование последствий своего действия

2. Какой способ выключения внутреннего контроля был использован: продавец может обсчитывать покупателей и утверждать, что те сами виноваты в своей доверчивости.

а) преуменьшение последствий своего поведения

б) игнорирование последствий

в) неправильное истолкование последствий

г) дегуманизация жертв

Ответ: г) дегуманизация жертв

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения.


Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада – 1988) - американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973 г. - профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс. Начав с методологии „стимул–реакция“, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение.

На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди).

Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это - и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии („Agression: A Social Learning Analysis“. Englewood Cliffts, 1973).

Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии („Adolescent Aggression“, N.Y., 1959 (совм. с Walters R.H.)).

Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций.

В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения („Principles of Behavior Modification“, N.Y., 1969).

Альберт Бандура - канадско-американский психолог, автор теории социального научения. В 1949 г. закончил ун-т в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956 г.), проходил обучение клинической психологии в ун-те Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953 г. работал в Стэнфордском ун-те в качестве профессора психологии, с 1973 г. — профессора социальных наук в области психологии. Здесь познакомился с трудами Дж. Миллера и Дж. Долларда, значительное влияние на него также оказал К.У. Спенс. Начав с методологии "стимул-реакция", Б. пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это — и возможность непосредственного общения, и сложность представляемого поведения) и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения, попытался дать новую интерпретацию агрессии.

Первоначально Б. под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической, реакцию на фрустрацию. Однако затем убедился, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии. Проводя исследование на маленьких детях, в котором им показывали фильмы с поощрением вербальной агрессии, Б. обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований он пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. Б. автор психотерапевтического метода "систематической десенсибилизации". В рамках традиции изучения личности вклад Б. заключается прежде всего в том, что в его экспериментальных исследованиях в центре внимания оказывается не изучение обобщенных черт характера, но исследование ситуационно специфических форм поведения.

Автор трудов: "Social Learning and Personality Development, N.Y., 1965 (совм. с R.H. Walters), в рус. пер.: (частично) "Принципы социального научения" // "Современная зарубежная социальная психология", М., 1984; "Psychotherapy based upon modeling principles" / A.E. Berdin (ed.) et al, "Handbook of psychotherapy and Behavior change", N.Y., 1971; "Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change" / Psychological Review, 1977, 84; "Self-referent thought: A development analysis of self-efficacy" / Flavell J.H. (ed.), Ross L, "Social cognitive development: Frontiers and possible futures", N.Y., 1981; " Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory", 1986.

_________________________

История психологии в лицах. Персоналии / под. ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко. под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005

Альберт Бандура – современный психолог, который всю жизнь занимался вопросами поведения. Он не побоялся вступить в конфронтацию с популярнейшей теорией бихевиористов о мотивации поведения, основал свою собственную теорию.

Как влияет демонстрация жестокого поведения на взрослого человека, а тем более, на ребенка? Об этом вы узнаете в этой статье.

Жизненный путь

Биография ученого началась в маленьком городке в Канаде. Семья достаточно простая: отец – рабочий, мать – продавщица в продуктовом магазине. Город был настолько маленький, что в нем находилась одна-единственная школа, где все предметы преподавали лишь два педагога. Так что ученики сами должны были отвечать за качество своего обучения.

После окончания школы Бандура решил поступать на факультет биологии. Но получилось так, что он прибыл на занятия раньше и решил позаниматься на дополнительном курсе, выбрав психологию. С тех пор его профессиональный выбор изменился. К 1949 году он закончил университет, получив диплом психолога. Далее он продолжил обучение в аспирантуре, в 1952 году у него уже была докторская степень по философии. Ему предложили преподавание в Стэнфордском университете, где он учит студентов до сих пор.

Чем известен Бандура? Он пошел дальше бихевиористов, создав теорию социального научения. Ученый доказал, что поведением человека управляют не только механизмы положительного подкрепления, но и множество социальных факторов. Этот подход более актуальный, и сейчас имеет немало сторонников. Кстати, Бандура жив до сих пор, в 2016 году ему исполнится 91 год.

Суть социального научения

Теория, созданная в 1977 году, представляет собой важнейшую концепцию, связанную с научением. Бандура доказал, что человек принимает решение, как поступить, на основе наблюдения, оглядываясь на поведение окружающих.

Особенно важен этот механизм в детстве, когда ребенка окружают различные модели поведения: родители, друзья, преподаватели, даже герои телевизионных программ. Ребенок начинает подражать поведению того человека, с которым он чувствует близость, схожесть.

Основные моменты социального научения:

  1. Обучение новому поведению с помощью наблюдения. Существует несколько форм: живая модель (подражание реальному человеку), вербальная модель (объяснение того, как правильно себя вести), символическая (модели поведения, взятые из произведений искусства – фильмов, книг).
  2. Субъективное отношение как подкрепление. Этот вид подкрепления Бандура считает истинным. Например, гордость, ощущение правильности, прогресса. Получается, что мысли и эмоции человека имеют большое значение для научения.
  3. Наблюдение может не изменять поведение. Если человек наблюдает за новой моделью поведения, это не значит, что он ей научится. Для этого необходимо совпадение нескольких моментов: внимание, запоминание, воспроизведение в действии, мотивация в качестве подкрепления или наказания.

Жестокий эксперимент с Бобо

Теорию о наблюдении за поведением других людей и дальнейшим повторением модели действий ученый подтвердил с помощью эксперимента. Мальчики и девочки (от трех до шести лет) наблюдали за агрессивным поведением взрослых людей, которые били, колотили молотками куклу по имени Бобо. Проявляли они не только физическую, но и вербальную агрессию. Большинство детей проявили агрессивные ролевые модели, повторив за взрослыми. Любопытно, что девочки были более склонны к вербальной агрессии, а мальчики – к физической.

Результатом этого опыта оказалось опровержение основного положения бихевиоризма о том, что поведение человека полностью зависит от подкрепления. Бандура доказал, что дети учатся поведению в социуме, наблюдая за моделями взрослых. Неудивительно, что изыскания ученого были названы социально-когнитивной теорией личности. Он доказал, что психологическую жизнь человека можно рассматривать на основании трех факторов: поведенческого, когнитивного и средового.

Насилие по телевизору

После эксперимента с Бобо (60-е годы двадцатого века) пришло время задуматься о контенте, который транслирует телевидение. И самое главное, о том содержании, которое получают наши дети. Бандура резко отзывается о передачах, фильмах, мультфильмах, которые включают сцены насилия. Он считает подобную информацию причиной детской преступности. Агрессивные программы дают пищу для агрессии.

Это позиция Бандуры. Но некоторые другие ученые считают, что, напротив, просмотр боевиков помогает освободить накопленную негативную энергию, позволяет человеку пережить агрессию не в реальной жизни с разрушительными последствиями, а перед экранами телевизоров.

А что думаете вы? Пишите в комментариях ваше мнение насчет насилия в телепередачах. Репост статьи приветствуется.

C уважением, Александр Фадеев!

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!