Аюрведа - что это такое? Аюрведическая медицина. Аюрведа: что это

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

В последнее время особый интерес в обществе вызывают восточные практики и религии. Древние техники, насчитывающие века в своей истории, помогают разобраться в вопросах и проблемах, перед которыми традиционная вера, медицина и психология пасуют. Сегодня мы поговорим об аюрведе: что это такое - философия или , рассмотрим методы лечения и особенности аюрведических препаратов.

Индийская аюрведа - основные принципы и методы лечения

Принципы лечения и диагностики основываются на убеждении мудрецов во взаимосвязи человека с окружающим миром. Если человек живёт с открытой душой, в гармонии с ритмами природы, то обходят его стороной. Большое значение придаётся чистоте духовной, а не физическим симптомам. Поэтому и лекарственные препараты готовят из веществ имеющих живую энергию: , металлы.


Немного истории

Согласно легендам, основателем древней науки был бог врачевания Дханвантари, именно ему приписывают авторство первых обучающих текстов.

Точное время зарождения древней науки имеет расхождение в датах, можно с уверенностью сказать, что уже в седьмом веке до нашей эры существовало две школы, специализацией которых были терапия (школа в Таксиле) и хирургия (школа в Каши).

Золотым веком развития древней медицинской системы принято считать период 327 г. до н. э.-750 г. н. э., время расцвета буддизма в Индии.

Трактаты индийских мудрецов переводились на многие языки и оказали влияние на медицину многих стран Средиземноморья, Тибета, Китая, Персии, позже (VIII-XIII вв.) изучались алхимиками Европы.

Знаете ли вы? В своей медицинской практике к аюрведическим методам лечения обращались такие умы древности как Гиппократ, Гален, Авиценна, Чжуд Ши.

Уже в семнадцатом веке индийские хирурги обучались операциям по ринопластике. Начиная с XVIII века, наука стала сдавать свои позиции, не выдерживая конкуренции с технологическим прогрессом . Но в XX веке её активно начинают изучать в США, России и Средней Азии.


Связь душевная и телесная - основные элементы аюрведы

Разберёмся, что такое аюрведа по сути. Если не вдаваться в точность перевода с санскрита, а говорить простыми словами, практика основывается на крепкой связи ментального, духовного и физического начала человека. Следуя учению, человек сам несёт ответственность за своё здоровье, врач может лишь снять физические симптомы. Причина всех заболеваний находится в нас самих: где-то поддался негативному влиянию, отклонился от предназначенного пути, потерял веру, позавидовал, разгневался. То есть, чтобы обрести здоровье нужно навести порядок в своей душе, разобраться в дисбалансе психоэмоциональном. Подробный самоанализ поможет найти цель и стимул для выздоровления. Основное представление о жизни в индийской практике говорит, что жизнь - это тесное взаимодействие души, ума, чувств и тела.

Диагностика по аюрведе

Древняя индийская медицина для установления диагноза сначала определяет состояние дош (доминирующие типы характера, подробнее - ниже). В диагностике аюрведы используется восемь основных типов исследований.

  • Измерение пульса.
  • Исследования стула.
  • Исследование мочи.
  • Пальпация.
  • Проверка состояния слизистой глаз.
  • Осмотр языка.
  • Звучание голоса.
  • Общее впечатление.
Измерение пульса, его частота и динамика раскрывают специалисту дисбаланс между дошами, что позволяет врачу сделать первичный вывод о причине болезни. При измерении пульса специалисту нужно знать и учитывать следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на пульс человека:
  • (доша) человека;
  • время года и время суток (активность доши различается по сезонам и временным отрезкам);
  • психическое здоровье пациента, возможные особенности по части неврологии.


Исследования кала и мочи сходны с анализами в официальной медицине, также важны цвет, консистенция, частота испражнения.

При пальпации уделяется большое внимание особым точкам тела, оценивается их мягкость или твёрдость, продавливается точка под нажатием или есть припухлость.

Большое внимание уделяется визуальному осмотру волос, состояния кожи и языка. Любое изменение в цвете ногтевых пластин, например, или отслоение уже говорят о проблеме. Кстати, в традиционной классической медицине тоже есть узкая специализация, врачи выявляют проблемы по состоянию волос или ногтей, кожи - миколог, трихолог.

Язык, согласно древней практике, связан со многими органами и системами организма, по налёту на нём или его отсутствию, по цвету и степени сухости специалист может выяснить, в каком из органов есть проблема.

Такое скрупулёзное изучение пациента, позволяет врачу поставить максимально точный диагноз и подобрать соответствующее лечение.

Болезнь - это учитель. Особенности лечения

Рассмотрим, что такое аюрведа в медицине, и её отношение к болезни. Индийская практика делит болезни на пять видов:

  • болезнь-учитель. Это своеобразный знак «стоп» или лакмусовая бумажка, указывающая на неправильные действия, пороки и , которые заводят человека в тупик, уводят его от заданной программы;
  • болезнь-друг. Часто какие-то болезни сопровождают серьёзные патологии в организме и помогают ослабить тяжёлый недуг. Например, вен у эпилептика снижает судорожный синдром;
  • болезнь-помощник. Многие перенесённые инфекции укрепляют наш и помогают бороться впоследствии с более сложными заболеваниями;
  • болезнь-проводник. Это, грубо говоря, некий код , останавливающий биологические часы организма и сопровождающий человека в мир иной;
  • болезнь-враг. Состояние, связанное с внешним воздействием, например, облучение радиацией, токсическое отравление, обморожение.

Любое лечение, будь то , или медикаментозные препараты, с точки зрения древней медицины бессмысленны, пока организм не освободится от , провоцирующих заболевание. При этом учитывается и психоэмоциональное состояние пациента: человек испытывающий гнев, страх и прочие будет блокировать защитные силы организма. Если очищение от токсинов - это чисто медицинская проблема, то избавление от негативной энергетики - забота самого пациента, конечно, не без помощи специалиста.

Очень важны в аюрведе и водный баланс, прогулки на свежем воздухе, укрепление физической формы и духовное самосовершенствование.

Среди методов лечения, кроме оздоровительной , применяются следующие:

  • очищающие процедуры;
  • лечение травами;
  • арома- и цветотерапия;
  • дыхательная гимнастика;
  • звукотерапия;
  • занятия и прочее.
Предлагаем вам посмотреть видео ролик, рассказывающий о причинах болезней более подробно.

Знаете ли вы? На рубеже XX и XXI веков аюрведа была официально признана самой эффективной альтернативной наукой в медицине. Решение было принято на заседании Всемирной организации здравоохранения.

Оджас и фундамент здорового образа жизни

Аюрведа - это наука о , основой которого является , поддерживающая жизнь в теле, и называемая оджас.

Оджас - это некая тонкая материя, соединяющая и питающая физическое, эмоциональное и духовное начала индивида. Она отвечает за иммунную систему, за старение организма, все системы и органы. Она же наша связь с Высшим разумом вселенной.

Оджас зарождается в каждом ребёнке в процессе его зачатия и развивается, когда младенец пьёт молоко матери. Расходуем мы эту энергию на восстановление после тяжёлых травм, психических потрясений, болезней. Поэтому количество оджас напрямую зависит от количества и в нашей жизни.

Пополняет запас оджас духовная и физическая чистота, полноценный сон, правильное питание, преобладание созидательной позитивной энергетики вокруг. Человек, наполненный животворящей энергией, здоров, добродушен и отзывчив, ему легко даётся любая наука или действие, он полон сил, и окружающие интуитивно стремятся в его общество.

Людские типы по аюрведе - краткая характеристика дош

Согласно учению, есть три основных типа человеческого характера: , и , рассмотрим их краткие характеристики.

Характер и привычки типа Вата:

  • впечатлительный, чуткий и отзывчивый;
  • умеет слышать и сострадать;
  • склонен к размышлениям.
Это самый древний тип, наиболее развитый духовно. Люди данного типа стремительны и порывисты, они не любят тратить понапрасну время, каждая минута должна быть занята чем-то полезным. Лучший способ расслабиться и достичь гармонии для них - это медитация. Эти люди обладают тонким чувством юмора, способны зажечь и увлечь своими идеями. Часто они не обращают внимания на усталость или нездоровье, ведут бурную деятельность себе же во вред. Рекомендуется типу Вата умерить спешку и распределить свои силы на все сферы деятельности и жизни.

Внешне - это стройные и худощавые люди, тонкокожие и тонкокостные, кожа сухая и склонна к раннему старению. Их карьера чаще всего связана с гуманитарными науками или общественной деятельностью, педагогикой.

Характеристика Капхи:

  • сильный характером;
  • жизнерадостный;
  • энергичный, но стабильный;
  • эгоистичен (собственник).
Для людей этого типа более важным в жизни является материальное благополучие, они склонны к накопительству, бережливы и экономны. Капхи склонны к обжорству, что усугубляется природной ленью, они игнорируют спорт. В целом это миролюбивый тип, они гостеприимны, умеют сохранять спокойствие и терпение, незлопамятны. Внешне это привлекательные люди, хотя и полноваты, как говорят, крепко сбитые, широкой кости. У них обычно жирная или нормальная кожа, позволяющая выглядеть моложе своих лет (при должном уходе за собой). Наиболее подходящей профессией для Капхи будет всё, что связано со сферой услуг, питания и воспитания: гостиничный бизнес, кулинарный, педагогика.

Общее описание типа Питта:

  • умён;
  • амбициозен, может быть агрессивен в достижении цели;
  • обладает творческим потенциалом;
  • излишне эмоционален;
  • остроумен;
  • отважен.
Эти люди не отступают перед трудностями, всегда идут до конца к чётко поставленной цели. Они пунктуальны и всегда несут ответственность за свои поступки. Их легко вывести из себя, а в ярости этот тип не умеет себя контролировать: он не брезгует бранными словами, повышенным тоном, сыпет обвинениями, часто необоснованными. Внешне люди со спортивной фигурой, пропорционально сложены, с энергичной и стремительной походкой. Эти люди подходят для любой руководящей должности, им близка сфера финансовая и политическая.

Питание по аюрведе - основные правила для каждого из типов

Для каждого типа человека по аюрведе есть свои , рассмотрим коротко основные их них.

Вата. Это худые люди с быстрым обменом веществ, но это не означает, что они могут предаваться чревоугодию. Для Ваты рекомендуется трёхразовый режим питания. Завтрак лучше ранний и плотный; обед - около полудня не слишком насыщенный; ужин - в шесть вечера, он может быть лёгким, но насыщающим. Вата должны пить много воды и не злоупотреблять алкоголем. Продукты и блюда для Ваты: мясо и мясные бульоны, каши со сливочным маслом, выпечка, сладости; не желательно употреблять кислые фрукты и много сырых овощей.

Капха. От завтрака склонным к полноте Капхам следует отказаться, выпить чашку чая из трав вместо еды. В полдень уместно будет пообедать сытным, можно даже плотным, блюдом, однако отдать предпочтение натуральным и полезным продуктам. Около четырёх часов после пополудни можно устроить лёгкий перекус, ужин перенести на шесть вечера. После каждого приёма пищи Капхам желательно прогуляться или заняться чем-нибудь, требующим усилий. Продукты для Капхи: постные каши (кроме риса), кислые фрукты, салаты из сырых овощей, приправленные лимонным соком, нежирное мясо (птица), квашеные овощи. Сладкое из рациона желательно и исключить.

Питта. Этот тип также обладает хорошим пищеварением и, в принципе, может позволить себе плотную и сытную пищу. Однако правильное питание способно привести к гармонии взрывной характер этих людей. Им желательно избегать острого, копчёного и солёного, красного мяса, отдать предпочтение овощам, фруктам, рыбе и бобовым.

Рецепты аюрведических блюд - примеры питания по аюрведе

Основные принципы питания:

  • пищу нужно есть только свежеприготовленной (не хранить долго);
  • лучше всего переваривается пища в полдень (время обеда);
  • приём пищи сродни медитации (есть не спеша, в хорошем расположении духа, не читать, не смотреть телевизор);
  • кушать нужно, испытывая голод, а не от нечего делать;
  • не должно быть переедания, полного насыщения, хорошо испытывать лёгкое чувство голода.

Вкусный аюрведический салат с фруктами и орехами

Ингредиенты:

  • натуральный ;
  • (свежий или сушёный), ;
  • Аюрведическая косметика - основные принципы

    Рассмотрим, что такое аюрведа в . Это, простыми словами, отслеживание наружных проблем ( , ) и сопоставление с проблемами внутренними.

    Для решения косметологических проблем применяются в лечении лишь те ингредиенты, которые имеют живую энергетику, все, что есть в природе: травы, фрукты, овощи, перетёртые злаки или бобовые, коренья, специи, глина, водоросли, молоко животных, масла растений. То есть, по сути, аюрведа-косметика - это то, что мы употребляем в пищу, такой продукт, который априори не принесёт вреда нашему организму.

    Большинство людей воспринимает мир по тактильным ощущениям, индийская практика уделяет большое внимание различным . Важным условием работы мастера является его настроенность на любовь к ближнему. Работая с телом пациента, прорабатывая нужную область тела, массажист направляет положительную энергию своих мыслей. Как бы странно это не звучало, но душевное тепло мастера приносит больше облегчения пациенту, чем воздействие бездушных аппаратов классической косметологии. Поэтому не стоит удивляться, если при угревой сыпи, мастер будет массажировать стопы ног.

    Важными условиями для проведения каких-либо процедур является наша взаимосвязь с лунными циклами. Например, процедуры, направленные на очищение или избавление от проблемы, проводят на убывающей луне. В работе с женщинами специалист уточняет и её менструальный цикл. Индивидуальный подход практикуется и в подборе средств лечения: травы и коренья, масла разных отжимов и прочие ингредиенты подбираются с учётом физиологических особенностей пациента.

    Подведём итог: наше здоровье в наших руках. Если смотреть с точки зрения классической медицины, большинство болезней напрямую связаны с состоянием психологическим. Гнев, раздражительность, постоянная неудовлетворённость провоцируют телесные недуги. Человек же живущий в ладу с самим собой, как правило, крепок здоровьем.

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371

Она была признана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) как эффективная система альтернативной медицины.

На протяжении столетий Аюр-Веда была предана забвению. Значительная часть клинических и теоретических знаний не использовалась или была попросту утрачена. Эффективность Аюрведы снизилась, поскольку практикующие врачи перестали использовать ее всесторонние подходы.

В последние годы под руководством и вдохновением Махариши Махеш Йоги, основателя программы Трансцендентальной Медитации, Аюрведа была возвращена к жизни во всей своей полноте под названием Махариши-Аюрведа. Эта наука об установлении баланса в уме и теле; она использует двадцать подходов для обретения и поддержания совершенства во всех областях жизни. Махариши представил Аюрведу западному миру, где ее терапевтические принципы и значимость подверглись тщательной переоценке и были заново проинтерпретированы. Интенсивные исследования привели к синтезу базовой концепции Аюрведы и передовых теорий современной науки, таких как Теории Суперсимметричного Единого Поля в квантовой физике. Этот синтез поместил Махариши-Аюрведу на передний край медицинской мысли.

Махариши-Аюрведа добавляет к современной медицинской практике целый ряд новых элементов. Ее система типологии пациентов способна предсказывать факторы риска и определять тенденции протекания болезни. Ее терапевтические методики подчеркивают важность модификации психофизиологических и диетологических факторов, определяющих заболевание, а также факторов поведения и окружения. Это расширяет горизонт врачебного подхода к целому ряду нарушений. В сегодняшнем мире Махариши-Аюрведа занимает положение всесторонней современной системы здравоохранения.

Составляющие части Аюр-Веды
Три доши: Вата, Питта, Капха
Три гуны: Саттва, Раджас, Тамас
Шесть вкусов: сладкий, соленый, горький, кислый, острый, вяжущий

Пять махабхут (элементов): земля, вода, огонь, воздух, пространство

Аюрведа о правильном питании

Питание – это интеграция продуктов внешнего мира в наше внутреннее существо. Трапеза, по сути, есть выход человека за свои пределы для восполнения недостающего ему. Это очень тонкий процесс, который начинается с различения вкусов. Вкусы же готовят организм к принятию того вида пищи, который мы употребляем в настоящий момент. Любое вещество, попадающее в наш организм, может действовать как пища, лекарство или яд. Пища – это то, что питает тело, ум и дух. Лекарство улучшает пищеварение, чтобы улучшить питание клеток. Яд мешает пищеварению и нарушает клеточное питание.

Продукты питания и травы сходны с точки зрения энергетики, и их рассмотрение может основываться на одних и тех же принципах.

Чтобы действие трав, входящих в аюрведические средства, было по-настоящему эффективным, его необходимо дополнить соответствующей диетой. Диета может усиливать целебную силу трав, а может и противодействовать ей. Неподходящее питание при правильном выборе трав либо нейтрализует, либо сильно ограничивает их действие.

Травы обеспечивают питание на тонком уровне, а пища – на более грубом и ощутимом. Результаты правильного питания проявляются не так быстро, как результаты использования трав (травы являются концентрированной пищей), но со временем оказываются столь же выраженными.

В противоположность концепции питания современной науки, Аюрведа обладает всеобъемлющим подходом к диете. Аюрведа вовсе не заботится о содержании в пище жиров, углеводов и протеинов, для нее не так важен химический состав продуктов питания. Не количество калорий, витаминов и минеральных веществ привлекают её внимание. Дело в том, что все эти питательные вещества мы знаем умозрительно, а не из повседневного опыта: никто не способен определить количество витамина С в стакане апельсинового сока и его отличие от витамина А. Западная диетология основывается, главным образом, на результатах лабораторных исследований, тогда как Аюрведическая система питания пришла к нам из самой Природы. С точки зрения Аюрведы стандартной диеты для всех быть не может, как не может быть нормирована и ежедневная потребность в определенных веществах. Основное значение придается тому, чтобы пища, которую мы принимаем, и то, как мы ее принимаем, гармонизировали с нашей природой.

Аюрведа призывает нас принимать только естественную пищу и руководствоваться только собственной интуицией.

1. Питайтесь живой пищей.

Чтобы быть жизнеспособным, наше тело нуждается в живой пище. Это свежие, натуральные фрукты , овощи и цельные зерна. Они содержат необходимые для правильного пищеварения и усвоения пищи энзимы, а также нужные для нормального клеточного строительства питательные вещества. В старой поговорке «вы – это то, что вы едите» заключена глубокая правда.

Продукты должны быть как можно более свежими. Предпочитайте свежие овощи и фрукты, замороженным и консервированным. Пусть большое количество пищи потребляется в сыром виде (плоды и зерна), т.к. при любой обработке продукты теряют большую часть живительной энергии и аромата.

Избегайте «безжизненных» пищевых продуктов.

2. Включайте в рацион своего питания все 6 вкусов (сладкий, соленый, кислый, острый, вяжущий и горький).

Сбалансированная диета, согласно Аюрведе, должна включать все шесть вкусов в каждый прием пищи. Однако нет необходимости перегружать одно блюдо набором всех вкусов: немного трав или острых приправ придадут ему необходимый вкус. Также не рекомендуется придерживаться одного и того же набора вкусов день за днем. Основное правило – просто давать своему телу наслаждаться всеми шестью вкусами с каждой едой, чтобы оно могло откликнуться на пищу в полной мере.

3. Доверяйте собственной интуиции.

Хотя аюрведические тексты содержат подробные перечни продуктов, соответствующих тем или иным свойствам и вкусам, помните: это знание изначально присутствует в вас. Если вы в равновесии, если живете в созвучии с Природой, вам будет хотеться именно той пищи, в которой в данный момент больше всего нуждается ваш организм. Если же вас влечет к пище, потребление которой вызывает физический или эмоциональный дискомфорт, это означает, что ваше внутреннее знание вышло из равновесия. Простейший способ уравновесить его – начать вновь использовать все шесть вкусов, уходя от своих однобоких пристрастий. Возвратясь к своему природному равновесию, вы, несомненно, вернете себе утраченную интуицию и снова начнете желать то, что полезно именно вам. Вам не придется жертвовать своими любимыми блюдами, просто вы заметите, что полезное нравится вам ничуть не меньше. Каждая частичка пищи, которую вы съедаете, изменяет ваше психическое состояние . Вас естественным образом привлекает та пища, которая создает желательное для вас состояние психики. Когда возникает сомнение в выборе, просто вспоминайте, какую пищу вы предпочитаете, когда чувствуете себя хорошо.

4. Во время еды держите мысли чистыми.

Во время еды очень важно держать мысли чистыми, это помогает сохранить благостную энергию во время приема пищи. Очень важные органы нашего тела, непосредственно связанные с правильным функционированием тонкого тела, - почки и печень . Они вибрируют таким образом, что их вибрации связаны с мыслями, которые проникают в сознание во время еды. Потребляемая пища берет энергию наших мыслей, поэтому старайтесь есть в мире и спокойствии. Вспоминайте о приятных мгновениях своей жизни, представляйте, как пища дарует вам силу, здоровье, жизненную силу. Думайте о пище, наслаждайтесь компанией любящих людей, слушайте приятную музыку. Не торопитесь. Если вы вдруг ощутили себя в круговороте негативных эмоций или эмоционального беспорядка, лучше на некоторое время отказаться от приема пищи: все равно она во благо не пойдет. Совершите любое действие, направленное на успокоение ума, и верните себя в сосредоточенное, сбалансированное состояние.

5. Придерживайтесь принципов сочетаемости продуктов.

Принципы аюрведической сочетаемости продуктов передавались по цепи ученической преемственности на протяжении тысячелетий. Сочетание продуктов заметно влияет на то, насколько хорошо или плохо переваривается пища. Согласно Аюрведе, нужно потреблять фрукты, крахмалы, белки и жиры отдельно, в разное время дня.

Вот некоторые важные правила аюрведической сочетаемости продуктов:

¨ употребляйте молоко или йогурт отдельно от кислых фруктов или цитрусовых,

¨ употребляйте фрукты отдельно от картофеля и других крахмалосодержащих продуктов (фруктоза переваривается достаточно быстро, а крахмал – нет),

¨ употребляйте дыню отдельно от зерен и молока (дыни не желательно сочетать с какой бы то ни было пищей).

6. Пусть ваша пища будет простой и естественной.

Пища не должна быть слишком причудливой, не должна искушать человека, разрушая его здоровье.

7. Ешьте медленно, тщательно пережевывая пищу.

Это очень простое, но важное правило приема пищи. Есть медленно даже важнее, чем обращать внимание на то, что именно вы едите. Даже благоприятная пища, не разжеванная должным образом, не приносит пользы. Если вы не извлекаете из потребляемых продуктов все питательные вещества, вы отравляете свое тело. Даже если в силу внешних обстоятельств приходится есть не очень питательные продукты, но вы едите их медленно, а ваша пищеварительная система находится в хорошем состоянии, тело все равно извлечет пользу из пищи и выведет все токсины . В этом заключается удивительная тайна самонастраивания организма. Конечно, более разумно есть питательные продукты и медленно их пережевывать.

8. Только тот, кто любит вас, может готовить для вас пищу.

Насыщение определяется не тем, сколько пищи вы съедаете. Небольшое количество пищи, поданной вам с любовью, удовлетворит вашу душу, тогда как груды пищи из закусочной могут временно наполнить вас, но оставят ваш ум и дух неудовлетворенными

Наверняка многие люди слышали об аюрведе. И каждый человек примерно представляет, о чем идёт речь, когда слышит данное слово.

Древняя наука

Давайте разберемся, аюрведа - что это? Древнее учение о секретах долголетия. Последнее, следуя принципам науки, достигается посредством гармонии души, тела и ума.

История возникновения

Как появилась аюрведа? Что это за направление? Следует знать, что аюрведа считается одной из самых древних наук. Принципы данного учения оказали влияние на развитие медицины в арабских и европейских странах. С давних времён известно, что такие лечебные средства, как алоэ, мускус, сандал и другие, привозились из Индии в европейские и арабские страны. Помимо лекарственных сборов, из этой страны везли и различные благовония. Также аювердические учения использовались в Тибете.

В середине прошлого века данное учение стало популярно в западных странах, в том числе в России. Аюрведа имеет целый ряд основных принципов, которые в настоящее время используются во всем мире. К ним относятся особое дыхание, специальная диета, очищение организма посредством клизм, приёма ванн и обертываний. Существуют зарегистрированные врачи, которые практикуют аюрведу. Их количество по всему миру составляет 350 000.

Основные принципы науки. Аюрведа

Что это за учение, мы уже выяснили. Теперь поговорим об особенностях. Под основным принципом аюрведы понимается гармоничное состояние человека. Здоровым считается тот, у кого тела и душа находятся в единстве. А вот если у человека тело само по себе, а душа - сама по себе, то он находится в дисбалансе. Это значит, что ему необходимо лечение. Данный принцип в какой-то степени пересекается с традиционной медициной, так как если у человека стресс, то вероятность возникновения каких-либо заболеваний увеличивается.

Аюрведа говорит о том, что каждый из нас состоит из пяти компонентов:

  1. Воздух.
  2. Земля.
  3. Вода.
  4. Огонь.
  5. Космос.

Когда все вышеперечисленные стихии находятся в равновесии, есть определённое название такому состоянию - пракрити (это полностью здоровый организм).

Аюрведическое учение говорит о том, что в одном человеке собраны все стихии. Но одна из составляющих может преобладать над другими.

Доша

Помимо этого, в аюрведе есть такое понятие, как доша, которое включает в себя несколько составляющих:

  1. Вата . Оно подразумевает под собой воздух.
  2. Питта - огонь и вода.
  3. Капха . Оно включает в себя воду, землю и космос.

Все три составляющих также присутствуют в организме и балансируют между собой. Но одно из состояний может преобладать над другими.

Физическое состояние - это доши, а эмоциональное - гуны. Жизнь такова, что может подвергать обычного человека разбалансировке, то есть нарушать гармонию доши и гуны. Человек не справляется с воздействием внешних факторов. Возможно, он обратил внимание на чьё-то плохое настроение и сам стал нервничать либо подвергся какому-то стрессу. Причин может быть великое множество. Такое состояние человека, когда у него отсутствует гармония, называется викрити.

Переходим в состояние пракрити

Аюрведическая медицина заключается в том, чтобы перевести человека из состояния викрити в пракрити. Необходимо достичь такого самочувствия пациента, чтобы он находился в гармонии с самим собой. На самом деле это очень важно, чтобы человек перестал беспокоиться, расслабился. Потому что большинство заболеваний начинаются с расстройства нервной системы. Нарушение гармонии, согласно данной науке, является основной причиной болезней человеческого организма.

Основные отличия аюрведического лечения

Прежде всего, стоит сказать о том, что аюрведическая медицина ищет причину дисбаланса питты, ваты и капхи. Предполагается, что в человеческом организме не может отсутствовать ни одна из этих составляющих. Поэтому для оздоровления нужно найти причину нарушения баланса. Считается, что если вы находите ее, то делаете шаг на пути к оздоровлению.

Врач аюрведы определяет, какая доша создаёт дисбаланс в организме, и назначает лечение для ее восстановления. В этом и заключается основное отличие данной медицины от традиционной. В последней врач проводит обследование и ставит диагноз. Далее назначаются препараты, направленные на лечение конкретного пораженного органа. Комплексную терапию нарушения гармонии всего организма в целом предлагает аюрведа. Препараты с содержанием химических элементов не используются.

Устранение дисбаланса

Аюрведическая медицина направлена на лечение, которое состоит в комплексном подходе к выздоровлению человека. То есть в нормализации его физических и психологических состояний. Часто люди не задумываются об эмоциональных причинах возникновения того или иного заболевания. Но на самом деле это очень важный момент, о котором говорит аюрведа. Лечение должно быть комплексным. Не стоит относиться к нему легкомысленно. Иногда эмоциональная нормализация ведёт за собой выздоровление других систем человеческого организма. Необходимо иметь положительный настрой. В этом смысле аюрвердическая медицина намного превосходит традиционные методы лечения.

Об эффективности такой терапии говорит то, что эти древние знания и методы применяются уже больше 5000 лет. Центр аюрведы находится в Индии. Сомневаться в этом учении нет никакого смысла.

Питание

Каким должно быть питание по аюрведе? Так как подобное лечение подразумевает очищение организма, то основными составляющими данного процесса являются правильный рацион и режим потребления пищи. Существуют определённые правила, которым рекомендует следовать аюрведа. Рецепты блюд составляются на основании базовых принципов питания.

Давайте их рассмотрим:

  1. Основной приём пищи должен осуществляться в полдень по местному времени.
  2. Не стоит начинать обедать в возбужденном или расстроенном состоянии. Нужно дать себе время успокоиться, и только потом приступать к еде.
  3. Важную роль в приеме пищи играет окружающая обстановка. В комнате должно быть спокойно, без работы каких-либо приборов, например, телевизора. Не стоит читать или отвлекаться на что-нибудь.
  4. После того как употребление пищи закончено, не стоит сразу вставать из-за стола, необходимо посидеть в течение 5 минут.
  5. Следует делать перерывы между едой не меньше 3 часов. Это необходимо для того, чтобы пища, которая была съедена ранее, уже переварилась в организме.
  6. Процесс приема пищи должно осуществляться в сидячем положении.
  7. Не рекомендуется ужинать после того как солнце сядет за горизонт.
  8. Употреблять пищу следует только тогда, когда наступает чувство голода.
  9. Важным моментом является тщательное пережевывание еды.
  10. Не стоит торопиться во время приема пищи.
  11. Не нужно переедать. Необходимо рассчитывать количество потребляемой пищи так, чтобы не доедать примерно одну четвертую часть до сытого состояния. Так рекомендует делать аюрведа. Продукты должны быть не холодными.
  12. Следует есть блюда, которые приготовлены непосредственно перед обедом или ужином. Если такой возможности нет, то существует другое правило. Рекомендуется есть то, что приготовлено сегодня. Не нужно кушать вчерашние или позавчерашние блюда.
  13. Во время приема пищи не рекомендуется пить в большом количестве. Если есть потребность, можно пить воду, которая была согрета специальным способом. А именно подвергалась кипячению в течение четверти часа. Ни в коем случае нельзя пить холодную жидкость, так как это неблагоприятно для желудка.
  14. Не рекомендуется смешивать молоко с другими продуктами. Его можно пить отдельно в горячем виде с добавлением специй или сахара.
  15. Нужно следить за сочетанием продуктов питания.
  16. Использование специй рекомендуется в аюверде, так как они способствуют процессу пищеварения.
  17. Питание по аюрведе подразумевает исключение из рациона сыра, приготовленного промышленным способом, йогурта, мороженого и холодного молока.
  18. Меню должно соответствовать индивидуальным особенностям организма и времени года.
  19. Существует такое понятие, как аювердический вкус. Он включает в себя 6 составляющих. Все они должны входить в обед или другой приём пищи.
  20. Кислую и солёную еду ни в коем случае нельзя употреблять вечером, также в этот перечень входит кефир.
  21. Следует отказаться от жареной, кислой и солёной пищи.
  22. Рекомендуется заниматься физкультурой. Особенно подойдёт йога.

Аюрведическая совместимость продуктов в еде

Считается несовместимыми молочные продукты и цитрусовые. Также не сочетаются молоко и кислая еда.

Не рекомендуется употреблять в пищу картошку, так как в ее состав входит крахмал. Данный продукт долго переваривается. Поэтому он обуславливает появление токсинов, что не соответствует аюрведическим принципам правильного питания.

Нельзя сочетать дыню с зерновыми культурами. Это связано с тем, что процесс переваривания первой очень быстрый. А зерно, наоборот, долго переваривается. Поэтому не нужно сочетать эти продукты. Лучше дыню есть отдельно от другой пищи.

Не стоит употреблять теплый мёд. Так как данный продукт в разогретом виде превращается в клейкую массу, которая прикрепляется к стенкам сосудов и создаёт неблагоприятную обстановку внутри организма. При обычной температуре мед будет полезным.

Молоко и продукты, содержащие большое количество белка, нельзя употреблять друг с другом. Почему? Потому что белок согревает, а молоко охлаждает. Поэтому сочетание данных групп продуктов приводит к возникновению токсинов.

Молоко и дыня также являются двумя несовместимыми продуктами. Несмотря на то что они оба охлаждают, молоко имеет свойство сворачиваться. Также последний продукт обладает слабительным свойствами. Дыня же имеет мочегонные свойства. Ещё у этих продуктов разное время переваривания в желудке.

Аюрведа для женщин

Известно, что данное учение подразумевает использование только натуральных средств. В том числе они применяются и в косметических целях. Аюрведа для женщин прежде всего интересна тем, что она предлагает широкое использование масел.

Сделаны они на растительной или животной основе. Предназначены для внутреннего и наружного использования. Помимо масел женщинам предлагаются различные косметические средства, также изготовленные из натуральных составляющих.

Можно справиться с такими проблемами кожи, как сухость, жирность, увядание и угревая сыпь, используя знания, которые дает такое учение, как аюрведа. Отзывы о натуральных средствах только положительные. Женщины остаются довольны использованием даров природы.

Аюрведа: достоинства учения

Еще одним плюсом использования аювердических средств по уходу за лицом, телом и волосами является то, что они направлены на комплексное оздоровление организма. Помимо кремов и масок индийские производители предлагают средства по уходу за зубами и волосами. Интересен тот факт, что даже декоративная косметика обладает восстанавливающим и питательным действием. Например, такое средство, как сурьма, используется индийскими женщинами для окрашивания бровей. И в то же время она ухаживает за волосками.

Кремы и маски по рецептам аюрведы содержат в своем составе не только натуральные вытяжки и масла, но и ряд минералов и других полезных компонентов. Причем данные элементы в косметологических целях стали использоваться индийцами раньше, чем европейцами.

А масло амлы способствует росту и укреплению волос. Оно добывается из местного крыжовника.

Заключение

Мы разобрались в том, что такое аюрведа, что это за наука, тоже выяснили, описали ее особенности. Также были рассмотрены основные принципы этой разновидности древней медицины.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!