Аюрведа: наука о жизни, питание в аюверде. Что такое аюрведа

Выберите язык русский английский азербайджанский албанский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский бирманский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский (традиционный) китайский (упрощенный) корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский себуанский сербский сесото сингальский словацкий словенский сомали суахили суданский тагальский таджикский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский

Аюрведа – Наука о жизни.

Аюрведа

Внимание!!!
Скоро будет закончена новая книга - "Аюрведа простыми словами"
Написана очень доходчивым языком, коротко и с наглядными примерами.
Найти ее можно будет по ссылке внизу главной странице сайта

Всемирной организацией здравоохранения ООН было выведено определение – Состояние полного физического, психического и социального благополучия человека. То есть по мнению этой организации здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, как принято считать. Удивительно, то что мнение ООН совпадает с позицией древней науки Аюрведы. Однако глядя на современные системы здравоохранения, разве мы можем отметить, что соответствующие заведения делают людей настолько гармоничными, как это определяет ООН? Вряд ли. Наоборот, мы наблюдаем полный бардак, как в медицинских учреждениях, так и в здоровье людей, которые их посещают. Что уж тут говорить про психику и социальное благополучие. Хотя все это напрямую связанно одно с другим.

Я думаю, что деятели, которые выдумывали это определение, позаимствовали его из древних источников, но о выполнении своих обязательств позаботиться позабыли или не захотели. Ведь медицинская индустрия и так приносит огромные прибыли. Это профессия, которая подразумевает наличие клиентов и не заинтересована в том, чтобы все были здоровыми.

Аюрведа рассматривает человеческий организм как целостную систему не отделимую от внешней системы, природы, вселенной. Область деятельности этого древнего искусства заключается в том, чтобы изначально поддерживать гармонию во внутреннем пространстве человеческого организма, состоящем из 50-100 триллионов клеток упорядоченных определенным образом. Этот баланс возможен только при выполнении условий правильного взаимодействия тканей, органов и систем организма с внешними условиями мира в котором обитает человек, так как он является частью общей системы.

На вопрос для чего же нужно человеку здоровье? Аюрведа отвечает следующим образом – оно нужно для реализации своего предназначения в жизни, осознания духовной природы и смысла существования. Предназначение человека определяется в Ведах четыремя целями – Дхарма, Ардха, Кама и Мокша. Рассмотрим их подробнее.

Дхарма – выполнение своих обязанностей перед обществом и природой. Она состоит из двух частей 1. Служение и принесение пользы всем живым существам. 2. Раскрытие своего индивидуального таланта. Как видим второе может быть реализованно через первое.

У большинства людей проблема состоит в том, чтобы найти свой талант. Многие и очень многие занимаются тем, чем они занимаются без какого либо морального удовлетворения, делают это в основном ради денег или положения в обществе. Есть люди убеждающие себя в том, что они любят свою профессию. Но в отношении Дхармы это не работает. В Бхагавад-гите сказано, что ”лучше исполнять свои обязанности, пусть несовершенным образом, чем безукоризненно исполнять чужие обязанности” (глава 18, текст 47).

То как человек выполняет свое предназначение, напрямую влияет на его здоровье. Проведенные учеными исследования показывают, что около 88% людей занимаются деятельностью, которая их не устраивает. И в то же время около 90% сердечных приступов настигли именно тех, кто занимался работой противоречащей их природной тяге, они делали это только ради заработка. Таким образом не выполнение Дхармы, очень пагубно сказывается на физическом самочувствии человека. А следовательно препятствует реализации следующей цели.

Ардха – накопление материальных благ при помощи исполнения своих обязанностей. Из самого определения следует, что этот процесс естественный, не являющийся самоцелью. В то время как в современном обществе, это и является основной задачей большинства людей. Процесс прибавления финансов, материальных ценностей, положения в обществе и уважения должен служить на пользу другим, подразумевает обеспечение своей семьи, для счастливого существования при отсутствии алчности и накопительства.

Приобретение материальных ценностей должно возникнуть естественным образом в результате реализации человеком своего таланта. Занятие любимым делом особенно оценивается другими людьми, которые с удовольствием пользуются плодами творчества и с радостью благодарят человека, в том числе и материально.

Достижение материального благополучия создает предпосылки для реализации следующей цели.

Кама – удовлетворение своих желаний и потребностей, помощь близким. Это возможно достичь при помощи накопленных материальных благ. Имеется в виду удовлетворении своих чувств, то есть желаний не несущих разрушительные последствия. И конечно исключает злоупотребления в каком бы то ни было виде. Так как любой переизбыток желаний несет негативный характер и является вредным для здоровья. В то время как удовлетворение позитивных желаний укрепляет здоровье и является полезным. Так же у слова Кама имеется еще одно значение – потребность в Любви. И это то, без чего ни один человек не может быть счастлив по настоящему.

Реализация первых трех целей создает предпосылки для достижения четвертой:

Мокша – Это наслаждение самой жизнью. То есть осознание того, что жизнь есть нечто большее чем выполнение своих обязанностей перед обществом, накопление материальных благ и удовлетворение своих желаний. Считается что только познав первые три, человек может осознать ценность самой жизни, как божественного дара.

Но большинство людей обычно пренебрегают первой и четвертой целями. Зато активно стремятся достичь второй и третьей, накопить богатства и получить удовольствия. Веды говорят, что невозможно достичь Мокши не выполнив свою Дхарму. Так же как и, что не возможно достичь физического здоровья, не уравновесив свой ум. Современная западная медицина так же не отрицает, что большинство болезней возникает на ментальном и психическом уровне, а лишь потом поражают тело.

Поэтому Здоровье Арведа разделяет на четыре уровня Арогья, Сукхам, Свастха и Ананда. Давайте рассмотрим каждый из них.

Арогья – Это здоровье физического тела. То есть отсутствие болезней, хорошее самочувствие и функционирование всех органов и систем организма. Эта часть обязательна для успешной жизнедеятельности. Здоровье тела необходимо для всего общего здоровья, но является только частью и не может существовать без остальных частей.

Западная медицина, как мы видим, рассматривает эту часть как единственную. Все лечение направлено на устранение прямого симптома. Редко когда рассматривается причина, а тем более другие части и составляющие комплексного подхода. Современные врачи обычно предпочитают отрезать заболевший орган. Пациенты тоже рады такому подходу. Все хотят быстро и эффективно устранить боль или дискомфорт, быстрее убрать то, что беспокоит, совершенно не задумываясь о более тонких причинах заболеваний. А то, что разрушает организм, в большинстве случаев не устраняется.

И как бы врачи и пациенты не стремились достичь физического здоровья, все их попытки будут обречены на провал и болезни будут возвращаться, если они будут придерживаться только этого уровня.

Сукхам – второй уровень здоровья, это счастье нахождения в социуме или мирское счастье. Этот уровень предусматривает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, работой, семьей, взаимоотношениями с окружающими, материальное благополучие. Как видим, второй уровень здоровья тесно связан с реализацией жизненных целей Дхармы(своего предназначения), Артхи(материального благополучия) и Камы(удовлетворения потребностей).

Взаимоотношения с окружающим миром очень важны потому что через общение мы можем осознать свою собственную духовную природу.

Кроме того наша жизнь в обществе и социуме является непревзойденной школой для нашего развития и самопознания. Это усвоение прошлых уроков и новые уроки. Все что с нами происходит не случайно и дается нам для чего то, какого то опыта, который поможет нам в жизни. Встреченные нами люди и ситуации являются наилучшими учителями, которые мы не всегда хорошо усваиваем. Этому и учит Сукхам, потому что она звучит как счастье от того что с нами происходит.

Очень редко люди бывают удовлетворены достигнутым. Обычно это чувство недолговечное. В какие бы условия они не попали, они не довольны. Или сначала довольны. Проходит какое то время, даже после достижения желаемого и человек начинает страдать, потому что ему кажется этого мало.

Здоровье возможно только при чувстве глубокой удовлетворенности и благодарности за все, что у нас есть. В Йоге это называется Сантоша – удовлетворенность тем, что есть. Это непременное условие для хорошего самочувствия, отсутствие обеспокоенности, благодарность судьбе, людям, вселенной, богу.

На первом и втором уровне здоровья основан третий:

Свастха – укорененность в себе самом. Это означает осознание человека как совокупности тела, души и ума. В основном все мы привыкли ассоциировать себя только с физическим телом. И даже многие рассуждающие о душе и духовности на самом деле не осознают то, о чем они говорят. Если понаблюдать за поведением такого человека можно понять, что вся его жизнь ограничена только пониманием себя как плоти, даже развитием собственного мозга мало кто осознанно занимается, что уж говорить о душе.

Этот уровень подразумевает понимание и принятие себя как вечного божественного неповторимого создания, индивидуальности не ограниченной только руками, ногами, желудком и половыми органами, а так же мозгами, которые образуют хитросплетения ума создающие наше восприятие нас и мира. В Бхагавад-гите сказано: «Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело»(глава 2, текст 20).

В йоге существует понятие Пратьяхара – контроль над своими чувствами. Очень часто люди живут полагаясь только на свои чувства. Удовлетворение своих желаний требуемых чувствами превращается в смысл жизни. Но все эти чувства связанны в основном с желаниями физического тела. В основном происходит так, что чувства начинают управлять умом. Задача пятой ступени йоги научить ум управлять своими чувствами. На мой взгляд понятие Пратьяхары близко к третьему уровню здоровья Свастха, так как позволяет беспокойному уму укорениться в себе.

Также третий уровень здоровья неразрывно связан с четвертой целью предназначения человека – Мокшей, так как осознание прелести самого процесса существования возможно только при контроле над разбегающимися в материальном мире чувствами и осознании себя как целостной абсолютной части мироздания.

И четвертый уровень здоровья возникает на базе первых трех:

Ананда – Радость, блаженство, безграничное счастье независящее ни от чего. Причем уровень и качество его постоянно нарастают. Это очень высокий уровень духовного счастья. Когда человек испытывает постоянный экстаз от самого своего существования. И это радостное состояние захватывает все тело человека. Как видим этот уровень очень плотно переплетается с Мокшей, настолько что четвертый уровень здоровья и четвертая цель существования человека практически переплетаются в одно целое.

Большинство людей стремится достичь только первого уровня – здоровья тела. Некоторые осознают что необходимо еще и социальное здоровье или душевное равновесие. И совершенно никто не стремится в духовности обрести безграничную радость.

Как мы можем с вами проследить все уровни здоровья и цели существования человека в этом мире очень плотно переплетаются между друг другом и дополняют друг друга. Поэтому смею утверждать, что полноценное достижение одного совершенно невозможно без другого, а работает в должной мере только все в комплексе.

Возникновение : Аюрведа как система появилась примерно 30 – 50 тысяч лет назад во времена миграции Ариев с древнего материка Арктида(Гиперборея) по некоторым гипотезам это была та же самая Атлантида. А согласно древнегреческим летописям местоположение этого материка совпадало с современной Антарктидой и после разлома коры, отколовшаяся часть сместилась и представляет собой современную Евразию. До этого раскола, последовавшего за глобальной катастрофой и смещением полюсов, часть Ариев переместилась на территории современной Азии. Их путь, скорее всего, пролегал в районе уральских гор. Как мы знаем, последнее время часто говорят о находках в этих местах. Древние поселения и стоянки, одним из которых, является найденный недавно в Челябинской области Аркаим.

Предполагается, что древние Арии обладали очень развитой цивилизацией и достаточным количеством знаний, большинство из которых были утеряны в связи с катастрофами и трудностями миграций. Одной из сохранившихся и дошедших до наших дней системой и является Аюрведа. Арии, скорее всего и являлись прародителями современной славянской нации. Перемешавшись с древними племенами ближнего Востока, они скорее всего образовали Индийскую нацию. И так получилось что носителями древних ведических традиций стали именно Индусы. Их далекие предки учились жить в гармонии с природой. Древние Арии понимали, что каждый человек в отдельности является клеточкой единого организма – нашей планеты. Он включает в себя как всех живых существ, так и растения и минералы. И все части, все клеточки любого живого организма должны взаимодействовать и помогать друг другу. И только находясь в симбиозе, взаимодействии, каждая из них в отдельности будет находиться в гармонии.

Они изучали свойства растений и их влияние на человеческий организм. Определяли законы по которым взаимодействует все во вселенной.

Человеком собравшим знания об Аюрведе воедино считается мудрец Дханвантари. У него было много учеников и последователей. Благодаря которым, эта наука и дошла до наших дней.

Аюрведа включает в себя практические методы лечения заболеваний такие как хирургию, терапию, педиатрию и т.д. Но основной ее частью является знание о природе человеческого тела и правильном образе жизни, благодаря которому никакие заболевания просто не возникают.

Аюрведа рассматривает каждый человеческий организм как соотношение стихий Воздуха, Эфира, Земли, Огня и Воды. Именно совокупность этих стихий в каждом существе определяет его конституцию тела, тип психики и потребности.

Вот это соотношение стихий и представляет собой идеальное для каждого человека состояние, поддерживая и балансируя которое, он никогда не будет болеть ни физически ни психически, оно называется – Пракрити(природа).

Знания Аюрведы всегда перекликаются с любой традиционно народной медициной. Древние славяне обладали теми же знаниями.

Чтобы сильно не вдаваться в детали, я начну сразу описывать те факты, которые естественным образом сохраняют наше природное равновесие.

Закон биоритмов – в природе есть определенные законы, которые необходимо соблюдать. Например наш мозг имеет такую особенность отдыхать примерно с 22х до 24х часов. Психика восстанавливается с 23х до 2х часов. То есть человек ложащийся спать после 2х часов ночи не дает никакой возможности отдохнуть своим психоментальным составляющим. Вставать желательно до 8ми часов утра. В это время с 3х до 9ти утра организмом управляют высшие силы энергии. Именно они помогают поддерживать свои умственные и физические способности на высшем уровне в течении всего дня. Если человек не следует этому режиму, то он не получает удовлетворенности от жизни, а лишь накапливает физическую и моральную усталость, в результате чего приобретает массу заболеваний или предпосылки к ним.

Еще одним важным условием являются утренние обязательные процедуры, такие как: опорожнение кишечника, медитация, физические упражнения, принятие душа. Это важно сделать до 9ти утра потому что после 9ти наша кожа начинает впитывать через поры все вредные выделения, которые вышли в течении ночи через кожу.

Работать и достигать своих жизненных целей желательно с 9ти до 17ти-18ти часов. Это самые благоприятные часы для плодотворной работы. После 18 часов желательно посвятить оставшееся до сна время отдыху, семье, чтению книг, прогулкам на свежем воздухе, духовным практикам, медитации.

Кроме того важно соблюдать режим питания.

Утром 9-10 часов желательно принимать легкую пищу. В районе 12ти часов самое сильное пищеварение. Поэтому рекомендуется плотно пообедать. Вечером желательно не нагружать свой кишечник. Идеально будет поесть овощей или фруктов в районе 18-19 часов.

Если вы поели перед сном, то эта пища не будет переварена, она будет лежать всю ночь и гнить в ваших внутренностях, выделяя яды и токсины, которыми будет зашлаковываться весь ваш организм.

Кроме того наши тела отличаются друг от друга, следовательно и режимы будут у всех немного отличаться. Какие бывают типы личности я опишу ниже, а так же правила наиболее подходящие для каждого из видов.

Соблюдая эти простые правила вы уже сможете избежать многих неприятностей. Аюрведа рекомендует для полного возвращения к своей природе соблюдать диету показанную именно для вашего типа конституции.

Что бы точно определить тип конституции личности и узнать свою диету необходимо вычислить по гороскопу рождения первоначальный баланс стихий в вашей личности, определяющих врожденную конституцию, затем по ряду тестов узнать то к чему ваше тело пришло в течении жизни. Лишь тогда можно с точностью назначить диету и комплекс процедур приводящих личность в гармонию.

Я постараюсь максимально просто донести до вас основные прикладные принципы Аюрведы, но для того чтобы было лучшее понимание, придется все же пояснить некоторые термины.

Принципы Аюрведической регуляции в теле базируются на понятии Пракрити (в западной медицине Гомеостаз ) – идеальное соотношение и количество всех составляющих систем организма. И Викрити – соотношение в настоящий момент, то есть насколько организм отклонился от своей врожденной природы. Благодаря этим показателям становится возможным наладить баланс организма. Прочитав раздел Аюрведа вы сможете получить начальные знания, которые помогут вам более осознанно относиться к своему здоровью и обходиться без врачей и таблеток.

Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

Аюрведа зародилась в Индии более 5 тысяч лет назад. Аюрведа - «Наука о жизни», в переводе с санскрита. В древней Индии частью повседневного существования – было следование законам Аюрведы.

В этой стране по прежнему хранят знания, накопленные целителями прошлого и, с их помощью, помогают современному человеку бороться с тем, что является платой за прогресс - стрессы, постоянная усталость, слабое здоровье.

Аюрведа - это больше чем наука, это искусство достижения гармонии с собой и окружающим миром, не нарушая естественного равновесия тела, ума и души.

Она признана Всемирной Организацией Здравоохранения как очень эффективная система альтернативной медицины.

Ориентировочно первые записи об Аюрведе были сделаны более двух тысяч лет назад в Индии. Издревле врачи со всего света приходили в Индию изучать Аюрведу.

Китайцы, тибетцы, афганцы, персы, египтяне, греки и итальянцы осваивали эту древнюю медицинскую систему, а затем применяли ее на практике в своих странах.

Фармацевтические фирмы, в точности следуя древним рецептам, производят практически все лекарства классической Аюрведы, сохраняя даже их древние названия.

Как совершенная система медицины, Аюрведа избавляет человечество от многих ненужных проблем и болезней, ведь цель Аюрведы - достичь здорового состояния тела, ума и духа.

Для этого необходимо научиться жить, следуя принципу целостности жизни, ведь все во Вселенной взаимосвязано и взаимозависимо.

Аюрведа - это искусство здорового образа жизни, при котором все вредоносные влияния внешней среды бессильны перед безупречным здоровьем.

Знание философии, науки и религии в ведических писаниях рассматриваются как единое знание о счастье, здоровье и совершенствовании человека. Философия - это любовь к истине. Наука - открытие истины посредством эксперимента. Религия - непосредственное переживание истины и применение ее в повседневной жизни.

Что такое Аюрведа?

Аюрведа до сих пор очень популярна. В настоящее время в одной только Индии, что такое Аюрведа, изучается в более чем в ста колледжах.Также Аюрведа набирает популярность в других странах.

Количество желающих совершить тур в Индию для прохождения процедур Аюрведы постоянно растет. Аюрведа лечит весь организм в целом, восстанавливает нарушенный баланс между его частями, удаляя саму причину болезни.

Зачастую Аюрведическая терапия излечивает пациентов, которым бессильна помочь западная медицина. Секрет подобного успеха в том, что вайдьи (Аюрведические врачи) рассматривают организм как единое целое и лечат не болезнь, а человека, учитывая его возраст, особенности конституции и множество других факторов.

Главное – это профилактика заболеваний, которая включает в себя не только диету, гимнастику, массажи и другие процедуры, но и образ жизни, и рекомендации по поведению в обществе. Все это способствует поддержанию равновесия и предупреждает появление и развитие болезней.

Аюрведа как наука, представляет собой систематизированное знание, она основана не на постоянно меняющихся научных изысканиях, а на мудрости ведических священных писаний и содержит универсальные принципы, применимые в повседневной жизни.

Аюрведа рассматривает тесную взаимосвязь микро- и макрокосмоса, исходит из представления, что человеческое тело - есть слепок космоса (мироздания). Согласно учению о тридоша - в основе человеческого организма (клеток, тканей и органов) лежат пять первоэлементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля), из которых состоят главные составляющие жизни - вата, питта и капха и их тонкие основы - прана, теджас и оджас..

Эти жизненные энергии определяют внешнюю форму живого существа, управляют физическими и ментальными функциями организма и поддерживают его единство. Применительно к людям это означает, что наше физическое и душевное состояние определяется составом и взаимодействием этих тонких материальных энергий.

Соотношение дош может изменяться вследствие влияния любого фактора: употребляемой пищи, климата, погоды, социальных и личных отношений, мыслей и много другого. Эти факторы либо повышают, либо понижают содержание в теле одной, двух, трех дош (в той или иной степени). Различия во внешнем виде, интеллекте, чертах характера и биологических реакциях обусловлены относительным преобладанием той или иной дош. Чрезмерное преобладание или уменьшение количества одной из дош, стремящихся доминировать одна над другой, приводят к внутренним нарушениям организма и недостаточности тех или иных функций в нем.

Терапия

В Аюрведе применяются только натуральные продукты и никаких химически синтезированных препаратов, причем пища во многом приравнивается к лекарству.

В отличие от западной медицины, использующей сильнодействующие средства, которые имеют мгновенный эффект, но разрушают живые клетки и иммунную систему, аюрведическая терапия действует медленно, но верно, не имеет побочных действий и стимулирует иммунитет.

Здоровье, согласно Аюрведе, это живая гармония между окружающей средой, телом и разумом человека. В Аюрведе имеется множество различных методов лечения самых разных заболеваний. Процесс этот может быть медленным, но результаты не заставляют себя долго ждать.

Особенность Аюрведы состоит в том, что она трактует человека как единое целое, единство тела, разума и духа. Аюрведа тесно связана с традиционными практиками Индии, в частности с йогой. Лекарственные препараты или лечебные процедуры подбираются индивидуально.

В аюрведической практике используются исключительно природные, естественные средства: гхи (топленое масло), лекарственные растения (более 3000!), специи, минералы, металлы, благодаря чему эти лекарства не имеют вредных побочных эффектов.

Широко используются такие методы, как разнообразные виды массажа (с маслом, с растертыми в порошок лекарственными растениями), парильня. Пища, во многом, приравнивается к лекарству.

Центры Аюрведы в Индии

Современному жителю западного мира не так-то просто стать истинным адептом Аюрведы. Этому нужно посвятить жизнь и отдавать все свое свободное время, а в несвободное время все равно соблюдать главные заповеди, медитировать, не падать духом, правильно питаться и дышать чистым воздухом.

Поэтому в современном западном мире мало истинных адептов Аюрведы. Однако тех, кто слышал об этой штуке и хотел бы с ее помощью омолодиться и оздоровиться, становится все больше.

Несколько Аюрведических процедур в отрыве от духовных занятий не могут вернуть организму здоровье.

Однако практика показывает, что даже такая полумера замечательно оздоравливает и омолаживает организм. После курса процедур можно сбросить лишний вес, вернуть гибкость и спокойствие, начать блаженно улыбаться.

В штате Керала традиции древней медицины сохранились в наиболее полной форме, поэтому центры и салоны Аюрведы, расположенные в Керале, стали наиболее популярными.

Местный климат и растительность создают идеальные условия для применения этих методик лечения. Благодатное воздействие Аюрведы туристы могут ощутить не только в специальных медицинских центрах, но и, не покидая выбранного отеля.

Общепризнанные высококлассные центры есть и в других районах Индии. Это можно делать за очень большие деньги в отелях-дворцах с видом на Тадж-Махал или на заснеженные Гималаи.

Это отели Amarvilas в Агре, Rajvilas в Джайпуре, Wildflower Hall в Машобре, The Ananda Resort в Ришикеше.

За более скромные деньги можно заниматься Аюрведой на побережье Гоа. Здесь группа аюрведистов найдется во многих отелях.

Если не в любом, то в соседнем. Обитатели Гоа знают прекрасный способ начать день - с утра пораньше помедитировать у пены прибоя и заняться йогой.

Аюрведические курорты Индии в основном имеют категорию 4* и 5*. Помимо лечения по всем основным программам, они предлагают отдыхающим комфортабельное проживание с полным пансионом, экскурсии, развлечения и разнообразные сервисы, включая трансфер до отеля, услуги переводчика при консультациях с доктором и т.п.

Также, есть различные типы Аюрведических курортов – с более жесткими условиями соблюдения правил Аюрведы, направленными строго на лечение и полное очищение организма и мягкими, позволяющими сочетать в себе оздоровление и отдых. Каждый сможет подобрать для себя необходимый вариант.

Аюрведические программы

Названия Аюрведических процедур звучат очень таинственно - бинди, кундалини, широдхара.Так же странно звучат имена цветов и трав, которые используют целители. Но эти неслыханные названия оборачиваются эссенциями сладкого апельсина, бергамота, гвоздики, лаванды или дубовой коры.

Они входят в состав масок и мазей, курятся в ароматических лампах, поднимаются паром, наполняют воздух ароматом. А процедуры чаще всего оборачиваются массажами, распариванием и обертыванием.

Одна из лучших Аюрведических программ для современного человека – это Панчакарма, или очищение организма от накопившихся в нем токсинов и шлаков.

Чтобы добиться результата, нужно пройти минимум трехнедельный курс, причем желательно – в сезон муссонов, когда влажная жара многократно усиливает эффект.

Специалистами индийских центров Аюрведы разработаны также программы «Антистресс», «Омоложение», «Долголетие», «Снижение веса» и другие, продолжительностью от 2 до 4 недель.

Масло, настоянное на травах, восстанавливает биоэнергетический баланс тела и души, приводит в расслабленное состояние.

С ним делают массажи и паровые бани. Не менее сильным действием обладают и эфирные ароматические масла. Когда Аюрведа сочетается с ароматерапией, получается Аромаведа.

Многие процедуры зиждятся на той части Аюрведы, которая называется наукой о Марме. Считается, что на нашем теле существует 107 точек Мармы, по которым в тело входит жизненная сила прана.

Эти точки расположены по всему телу, и именно на них воздействуют мастера Аюрведы во время точечного массажа.

А Прана циркулирует по каналам. Чтобы прочистить эти каналы, целители применяют все те же травяные смеси, пар и массаж. Так они избавляют от мигреней, снимают напряжение и улучшают самочувствие.

Одна из основных Аюрведических процедур называется широдхара.

Проводится она так: на середину лба, в область "третьего глаза", тонкой струйкой льется теплое кунжутное масло. В результате очищается разум, уходят тревоги, исчезают головные боли.

Аюрведический массаж делается обычно двумя мастерами, в четыре руки, с использованием душистого масла, настоянного на травах.

Во время массажа стимулируются точки Мармы, восстанавливается баланс доши, гармонизируется, очищается и омолаживается организм.

Массаж пиндашведа с теплыми маслами и вытяжками из трав спасает от стрессов и перегрузок, разрушает целлюлит и выводит токсины, помогает при артритах, очищает организм, улучшает обмен веществ и перераспределяет энергию.

Массаж лица с подогретым ароматическим маслом называется бинди.

Для детоксикации организма используется традиционная смесь гималайских трав.

С ней проводят полировку кожи, обертывание и глубокий массаж. Все это эффективно очищает и тонизирует организм.

Немало Аюрведических процедур направленных на лечение специфических болезней.

Они избавляют от сухости во рту, от импотенции или паралича лицевого нерва, придают телу гибкость, уму - остроту, а душе Р -живость.

Для тех, кто хочет достичь полного здоровья и счастья, Аюрведа предлагает сочетать лечение с самосовершенствованием, переходя со временем на все более высокий уровень.

Всего этих уровней пять, и лечением телесных недугов занимаются на самом первом, чтобы к последнему обрести истинное счастье.

первый уровень


-
лечение телесного недуга. Оно происходит с помощью правильного питания, аюрведических лекарств и очищения организма


в
торой уровень

Профилактика физических и психических болезней. Он включает соблюдение режима дня, употребление омолаживающих средств, упражнения хатха-йоги, дыхательные упражнения пранаямы, достижение чистоты тела

третий уровень

Развитие позитивного отношения к жизни и счастливых отношений с окружающими. Это работа над своим характером. Врач выступает наставником для пациента

четвертый уровень

Достижение правильного отношения к высшей цели человеческой жизни. Это работа над своими убеждениями и взглядами, чтение мантр, развитие аскетизма под руководством духовного наставника

пятый уровень

Развитие правильного понимания духовной реальности. Древнее знание гласит, что настоящего счастья можно достичь, если самоотверженно заниматься духовной практикой. На этом уровне лечения человек достигает максимального здоровья и счастья

Аюрведа указывает направление, помогает сделать первые шаги к исцелению, но основной путь пациент должен пройти сам, следуя строго предписаниям доктора.

Популярные виды массажа в Аюрведе

Абъянга

Это массаж всего тела. Заранее подготавливается теплое масло с экстрактами различных трав. Этот вид массажа помогает улучшить кровообращение и гибкость суставов, также помогает укрепить и тонизировать не только мускулы, но и сами суставы. Этот вид массажа также используется для очищения тела и выведения токсинов, которые скапливаются глубоко в тканях.

Массаж Гаршана

Считается, что этот вид массажа помогает при разложении жира посредством улучшения кровообращения и циркуляции лимфы. Он также помогает при очищении кожи и удалении мертвых клеток, что позволяет проявить всю эффективность массажных масел и увеличить эластичность кожи.

Сиродхара

В этом виде массажа масло ритмично льется на лоб, что дает эффект расслабления и понижает уровень депрессии, позволяя Вам самим контролировать его.

Нхаваракижи

В этом виде массажа тело обворачивается припарками из медицинской смеси, чтоб добиться повышенного потоотделения. Помимо массажа аюрведачарьи (аюрведические врачи) практикуют диеты и медикаменты в соответствии с нуждами пациентов.

Изначально Аюрведа - часть Вед, древних текстов таинственных ариев. Возраст трактатов - от 3,5 до 6 тысяч лет. Само это слово переводится с санскрита как «наука жизни». Известно, что Аюрведа повлияла на развитие тибетской и древнегреческой врачебных школ. С древнеиндийскими источниками был знаком Ибн Сена.

Многие современные способы оздоровления уходят корнями в Аюрведу. Всемирная организация здравоохранения признала ее эффективной альтернативной системой медицины. По статистике ВОЗ, около 17% населения мира использует исключительно аюрведические методы лечения: страны, прошедшие через влияние индуизма, всегда густо населены. В США Аюрведа практикуется с 1965 года, у нас же такие медицинские центры только появляются.

«Наука жизни» звучит красиво, но не очень понятно. Точное определение Аюрведы будет таким: цельная система медицинских знаний о темпераментах, здоровом образе жизни, а также о профилактике и излечении болезней.

Индийская притча рассказывает, что все люди по своему характеру делятся на три типа. Однажды царю прислали в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки. Но в сопроводительном письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и свою ценность. Долго придворные ученые взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить различий. Лишь один мудрец не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из другого уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал: «Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая - напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Она наиболее ценная из трех».

Аюрведа основана на подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоционального мира. В понимании врача-аюрведа заболевание начинается не с физического тела, а с некой невидимой психической оболочки. Все болезни классифицируются по шести стадиям их развития, причем первые три считаются легко излечимыми, четвертая - излечимая, пятая - трудно излечимая, а шестая - неизлечимая.

Первая стадия болезни отражает нарушение работы «тонкого тела» вследствие негативных эмоций, низменных чувств и пороков. Люди в силу недостаточной чувствительности не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию - нейроэндокринную, а затем в эндотоксическую. Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Такое «ослабление» является следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущих воплощений) или может быть приобретенным, но кармический механизм считается наиболее значимым. Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм - сердце, а лицемерие - почки.

Вся эта теория кажется слишком сложной и, на взгляд человека нашей культуры, неправдоподобной. Но вот диагностические методы врачей-аюрведов просты. Они построены на принципе «пяти зеркал». Зеркала - это пульс, язык, ушные раковины, глаза и кожные покровы. Определенные свойства пульса, присущие тому или иному недугу, называют «Музыкой болезни».

Врач-аюрвед отличается от докторов в обычных клиниках, пожалуй, лишь цветом кожи: аутентичными методами у нас пока владеют только приезжие индийцы. В остальном - тот же белый халат, стетоскоп. Но вот врач кладет на запястье три пальца, сосредотачивается и начинает слушать пульс. Его учили расшифровывать биение сердца десять лет. Аюрвед легко распознает пониженный иммунитет и то, что пациент быстро утомляется. По пульсу определяет проблемы с работой кишечника и с мочеполовой сферой.

Начать оздоровление доктор посоветует с панчакармы - полного очищения организма, которое состоит из нескольких этапов: очищение желудка, очищение кишечника, носовая терапия и очищение крови. Следует отметить, что эта терапия включает лишь природные средства: лекарственные растения (более 3000 видов!), топленое масло, минералы, специи, металлы.

При любых болях в спине назначают «кативасти» – процедуру наложения компресса из теплого лечебного масла и пасты из трав на спину, поясничную область от 45 минут до 1 часа. Для лечения астмы, заболеваний респираторной системы, болезни сердца, боли в мышцах груди назначается процедура «уровасти»: теплые медицинские масла накладываются на грудь на 45 минут. А «широдхара» применяется при нервно-вегетативных нарушениях, бессоннице, ухудшении памяти, головных болях. На лоб пациента тонкой струйкой из медного сосуда льется теплое масло. Тип масла, его температуру и продолжительность процедуры определяет врач.

Важную роль играет специфический мармический массаж, проводимый в четыре руки с использованием прописанных пациенту масел. Мармы - энергетические центры тела человека. В буквальном переводе - «тайные» точки. В древности знания об этих центрах использовались в военном деле: удар в жизненно важную точку подрывал энергетику врага. Врачам же знание марм помогало излечивать воинов, раненных в битве.

Аюрведа объемлет все стороны жизни. Будучи естественной медициной, она ставит своей задачей не просто устранение симптомов, а формирование позитивного образа жизни, который способствует исцелению и здоровью. Чтобы наилучшим образом использовать Аюрведу, нужно воплотить ее принципы в своей жизни. Просто прибегать к рекомендациям по лечению конкретных заболеваний, когда возникают проблемы со здоровьем, - значит проглядеть истинное богатство и красоту Аюрведы - ее знания о гармоничной жизни.

Изучая Аюрведу, вам захочется пересмотреть свою диету, скажем, отказаться от некоторых излюбленных блюд, которые вам не совсем подходят, внести изменения в свой режим дня - например, пораньше вставать, или изменить характер и количество своей физической активности. Такие изменения привычного образа жизни не случаются за один день.

Согласно Аюрведе, каждому человеку по силам исцелить самого себя. Всем предоставлена свобода, возможность сохранять энергию и восстанавливать свое здоровье. Мы можем реализовать эту возможность посредством понимания нужд своего тела и внимательного отношения к их изменениям, в ответ на бесконечные перемены во внешнем мире и во внутреннем мире наших чувств. Ключ к этому - осознавание, непрерывное осознавание всего происходящего вокруг.

Симптомы - не что иное, как язык нашего тела. Награждая нас головной болью, поносом, лихорадкой, зубной болью, ломотой в суставах, бессонницей, тревогой, страхом или неуверенностью, тело разговаривает с нами, давая нам знать: что-то идет не так, что-то вышло из равновесия и нуждается в нашем внимании.

В Аюрведе утверждается, что любой испытываемый нами симптом - это выражение дисбаланса дош. Чтобы вернуть себе хорошее здоровье, нужно восстановить нарушенное равновесие, «жонглируя» этими тремя дошами, отдавая предпочтение одной или умиротворяя другую, для того, чтобы достичь гармонии - привести викрити, текущее состояние дош, к пракрити, врожденному оптимальному состоянию.

Аюрведа учит читать этот язык признаков и симптомов. Например, когда налицо признаки избыточного тепла в теле - кожная сыпь, изжога, вспыльчивый темперамент, это говорит об избытке питты, и нужно принять меры для ее успокоения. Точно так же, неуравновешенная вата может говорить с нами на языке бессонницы, запора или тревоги, тогда как, дисбаланс капхи будет сообщать о себе в виде апатии, переедания или застойных явлений в легких, бронхах и пазухах носа.

Мы не должны оставлять без внимания сообщения от дош, поскольку состояние дош составляет основу здоровья и счастья, равно как и болезни.

Невозможно достичь подлинного здоровья, если перекладывать всю ответственность за него на врачей. Используя свои собственные интуицию, восприятие, наблюдение и суждение, вы должны стать целителем себе и принять ответственность за свое здоровье на себя. Используйте ваши знания и способности в полной мере, чтобы привнести в свою жизнь здоровье, гармонию и счастье.

Древние тайны Аюрведы - это путь к себе.

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!