Байрон самые известные произведения. Главные достижения поэта Джорджа Байрона

[George Gordon Noel Byron ; 22.01.1788, Лондон — 19.04.1824, Миссолунги, Греция] — крупнейший романтический поэт, оказавший огромное влияние на мировую поэзию и на читателей XIX-XX вв.

Вклад его в литературу определяется, во-первых, значительностью созданных им произведений и образов, во-вторых, развитием новых литературных жанров (лиро-эпическая поэма, философская драма-мистерия, роман в стихах...), новаторством в разных областях поэтики, в способах создания образов, наконец, участием в политической и литературной борьбе своего времени.

Байрон, очевидно, не был захвачен творчеством Шекспира, шекспиризация ему не присуща, как и шекспиризм пушкинского типа, многие видят в его творчестве не шекспировское, а антишекспировское начало. Известный советский шекспировед А. А. Аникст убедительно писал в статье, посвященной драмам Байрона: «Драматическая поэзия Байрона проникнута идеей утверждения личности. Именно отдельная выдающаяся личность, наделенная богатейшими духовными возможностями, и выступает в поэзии Байрона в качестве носителя социальной проблематики, жгучих философских и этических вопросов. Все это предстает у Байрона не в действии, а в переживаниях и размышлениях его героев. Отсюда бросающееся в глаза преобладание субъективных мотивов над объективным изображением действительности. В этом отношении Байрон является антиподом Шекспира в еще большей степени, нежели Шиллер. Мы не найдем в драмах Байрона того живого и непосредственного изображения жизненных конфликтов, какое характеризует творения Шекспира.

Именно в этом плане сопоставлял Байрона с Шекспиром наш Пушкин. Сравнение получилось не в пользу Байрона. Пушкин писал: “...до чего изумителен Шекспир! Не могу прийти в себя. Как мелок по сравнению с ним Байрон-трагик! Байрон, который создал всего-навсего один характер (у женщин нет характера, у них бывают страсти в молодости; вот почему так легко изображать их), этот самый Байрон распределил между своими героями отдельные черты собственного характера; одному он придал свою гордость, другому — свою ненависть, третьему — свою тоску и т. д., и таким путем из одного цельного характера, мрачного и энергичного, создал несколько ничтожных, — это вовсе не трагедия” (“Пушкин-критик”, ГИХЛ, М., 1950, стр. 100.).

Приговор Пушкина был суров. Он относился не к поэзии Байрона, а к принципам его драматургии. Мы поймем значение слов Пушкина в полной мере, если вспомним, что они были написаны нашим великим поэтом тогда, когда он сводил окончательные счеты с романтизмом.

Но в пределах романтического искусства драматургия Байрона принадлежит к выдающимся явлениям».

То свойство Байрона, на которое указывает А. С. Пушкин, позволяет сформулировать любопытную научную проблему: если очевидно, что культ Шекспира и шекспиризация связаны в литературе XVIII-XIX вв. с предромантиками и романтиками, то и антишекспиризм тоже связан с романтизмом, причем, как показывает случай Байрона, с английским романтизмом.

Это заставляет основательно вглядеться в личность и этапы творчества великого английского поэта.

Личность поэта . Внутренний мир Байрона был сложен и противоречив. Он родился в переломную эпоху, отмеченную Великой Французской революцией, промышленным переворотом в Англии. В битве классов он не был наблюдателем, она коснулась его судьбы непосредственно.

Байрон родился в 1788 г. в Лондоне в семье аристократов. С детских лет гордился он родством с королевской династией Стюартов, отважными предками, одно имя которых когда-то вызывало страх. Родовой замок Байронов, простоявший семь веков, хранил следы былого величия рода, окружал мальчика атмосферой тайны. Замок был унаследован Байроном в 10-летнем возрасте с титулом лорда, позволявшим по достижении совершеннолетия вступить в палату лордов английского парламента и заняться политической деятельностью. Но именно титул лорда глубоко унизил Байрона. Поэт был недостаточно богат, чтобы вести жизнь в соответствии с этим званием. Даже день своего совершеннолетия, обычно отмечаемый с большой пышностью, ему пришлось провести в одиночестве. Речь в парламенте в защиту луддитов (рабочих, в отчаянии ломавших станки, так как в станках они видели причину безработицы), как и две другие речи, не были поддержаны лордами, и Байрон убеждается, что парламент — это «безнадежное... прибежище скуки и тягучей болтовни».

Отличительные качества юного Байрона — гордость и независимость. И именно его гордость испытывает постоянные унижения. Знатность соседствует с бедностью; место в парламенте — с невозможностью изменить жестокие законы; поразительная красота — с физическим недостатком, позволившим любимой девушке назвать его «хромым мальчуганом»; любовь к матери — с сопротивлением ее домашнему тиранству... Байрон пытается утвердить себя в окружающем мире, занять в нем достойное место. Даже с физическим недостатком он борется, занимаясь плаванием, фехтованием.

Но ни светские успехи, ни первые проблески славы не удовлетворяют поэта. Все больше разрастается пропасть между ним и светским обществом. Выход Байрон находит в идее свободы, определяющей все творчество поэта. Она изменяет свое содержание на разных этапах творчества. Но всегда у Байрона свобода выступает как сущность романтического идеала и как этическая мерка человека и мира.

Идея свободы сыграла огромную роль не только в творчестве Байрона, но и в формировании его личности. Она позволила выявить суть личности с наибольшей полнотой. Байрон — человек исключительный, гениально одаренный, не только воспевший героизм народов, принявших участие в освободительной борьбе, но и сам участвовавший в ней. Он сродни исключительным романтическим героям своих произведений, но, как и они, Байрон выразил своей жизнью дух целого поколения, дух романтизма.

Эстетические взгляды. В юности Байрон познакомился с творчеством английских и французских просветителей. Под их влиянием формируется эстетика поэта, в основе которой лежит просветительское представление о разуме. Байрону близок классицизм, его любимый поэт — классицист Александр Поуп. Байрон писал: «Самая сильная сторона Поупа — что он этический поэт (...), а, по моему убеждению, такая поэзия — высочайший вид поэзии вообще, потому что она в стихах достигает того, что величайшие гении стремились осуществить в прозе».

Однако эти суждения Байрона не противопоставляют его романтикам, т. к. и «разум», и «этическое начало» выступают как выражение активного присутствия в искусстве самого художника. Его активная роль проявляется у Байрона не только в мощи лирического начала, но и в «универсализме» (т. е. в сопоставлении единичного и всеобщего, судьбы человека с жизнью вселенной, что приводит к титанизму образов), в «максимализме» (т. е. бескомпромиссной этической программе, на основании которой отрицание действительности обретает всеобщий характер). Эти черты делают Байрона романтиком. Романтическим является и острое ощущение трагической несовместимости идеала и действительности, индивидуализм, противопоставление природы (как воплощения прекрасного и великого целого) испорченному миру людей.

Байрон вел борьбу с представителями «озерной школы» (его сатира «Английские барды и шотландские обозреватели», написанная в 1809 г., считается первым, хотя и неполным, манифестом так называемых «прогрессивных романтиков» в Англии).

В последних своих произведениях (особенно в «Дон Жуане») поэт сближается с эстетикой реалистического искусства.

Первый период творчества Байрона (1806-1816) — время формирования его мировоззрения, писательской манеры, время первых больших литературных успехов, начала его мировой славы. В первых сборниках стихов поэт не преодолел еще влияния классицистов, а также сентименталистов и ранних романтиков. Но уже в сборнике «Часы досуга» (1807) возникает тема разрыва со светским обществом, пораженным лицемерием. Лирический герой стремится к природе, к жизни, наполненной борьбой, т. е. к подлинной,должной жизни. Наибольшей силы раскрытие идеи свободы как должной жизни в единстве с природой достигает в стихотворении «Хочу я быть ребенком вольным...». А с возникновения этой идеи начинается сам Байрон.

Сборник «Часы досуга» получил отрицательные отзывы в прессе, и на один из них Байрон ответил сатирической поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). По форме это классицистическая поэма в духе А. Поупа. Однако содержащаяся в поэме критика поэтов «озерной школы» далека от классицистической точки зрения на задачи литературы: Байрон призывает отражать действительность без прикрас, стремиться в произведениях к жизненной правде.

В 1809-1811 гг. Байрон совершает большое путешествие, он посещает Португалию, Испанию, Грецию, Албанию, Турцию, Мальту. Путевые впечатления легли в основу первых двух песен лиро-эпической поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», опубликованных в 1812 г. и принесших поэту широкую известность.

Действие первых песен поэмы происходит в Португалии, Испании, Греции и Албании.

В 1 и 2 песнях «Чайльд-Гарольда» свобода понимается в широком и в узком смысле. В первом под свободой понимается освобождение целых народов от поработителей. В 1 песне «Чайльд-Гарольда» Байрон показывает, что Испанию, захваченную французами, может освободить только сам народ. Тиран унижает достоинство народа, и только постыдный сон, лень, смирение народа позволяют ему держаться у власти. Порабощение других народов выгодно лишь единицам-тиранам. Но вину несет и весь народ-поработитель. Чаще всего в раскрытии общенациональной вины Байрон прибегает к примеру Англии, а также Франции и Турции. В другом смысле свобода для Байрона — это свобода отдельной личности. Свобода в обоих смыслах воплощена в образе Чайльд-Гарольда.

Чайльд-Гарольд представляет собой первую разновидность целого литературного типа, получившего название «байронический герой». Каковы его черты? Раннее пресыщение жизнью, болезнь ума. Утрата связи с окружающим миром. Страшное чувство одиночества. Эгоцентризм (герой не испытывает укоров совести от собственных проступков, никогда не осуждает себя, всегда считает себя правым). Таким образом, свободный от общества герой несчастен, но независимость для него дороже покоя, уюта, даже счастья. Байронический герой бескомпромиссен, в нем нет лицемерия, т. к. связи с обществом, в котором лицемерие является способом жизни, разорваны. Лишь одну человеческую связь признает поэт возможной для своего свободного, нелицемерного и одинокого героя — чувство большой любви, перерастающее во всепоглощающую страсть. Таков Чайльд-Гарольд.

Этот образ находится в сложных взаимоотношениях с образом автора, собственно лирического героя: они то существуют раздельно, то сливаются. «Вымышленный герой был введен в поэму с целью связать ее отдельные части...», — писал Байрон о Чайльд-Гарольде. В начале поэмы авторское отношение к герою близко к сатирическому: он «чужд равно и чести и стыду», «бездельник, развращенный ленью». И лишь возникшая к 19 годам из пресыщенья «болезнь ума и сердца», «глухая боль», его способность размышлять над лживостью мира делают его интересным для поэта.

Композиция поэмы строится на новых, романтических принципах. Четкий стержень утрачивается. Не события жизни героя, а его перемещение в пространстве, переезд из одной страны в другую определяют разграничение частей. Перемещения героя при этом лишены динамики: нигде он не задерживается, ни одно явление его не захватывает, ни в одной стране борьба за независимость не волнует его так, чтобы он остался и принял в ней участие. Тогда кому же принадлежат призывы: «К оружию, испанцы! Мщенье, мщенье!» (1 песнь); или: «О Греция! Восстань же на борьбу! // Раб должен сам себе добыть свободу!» (II песнь)?

Очевидно, это слова самого автора. Таким образом, композиция имеет два пласта: эпический, связанный с путешествием Чайльд-Гарольда, и лирический, связанный с размышлениями автора. Но особую сложность композиции придает свойственный поэме синтез эпического и лирического пластов: не всегда можно точно определить, кому принадлежат лирические раздумья: герою или автору. Лирическое начало вносят в поэму образы природы, и прежде всего образ моря, становящийся символом неуправляемой и независимой свободной стихии.

Байрон использует «спенсерову строфу», которая состоит из девяти строк со сложной системой рифм. В такой строфе есть место для развития определенной мысли, раскрытия ее с разных сторон и подведения итога.

Через несколько лет Байрон написал продолжение поэмы: третью песнь (1816, в Швейцарии) и четвертую песнь (1818, в Италии).

В III песни поэт обращается к переломному моменту европейской истории — падению Наполеона. Чайльд-Гарольд посещает место битвы при Ватерлоо. И автор размышляет о том, что в этой битве и Наполеон, и его победившие противники защищали не свободу, а тиранию. В связи с этим возникает тема Великой Французской революции, выдвинувшей когда-то Наполеона как защитника свободы. Байрон дает высокую оценку деятельности просветителей Вольтера и Руссо, идеологически готовивших революцию.

В IV песни эта тема подхватывается. Главная проблема здесь — роль поэта, искусства в борьбе за свободу народов. В этой части образ Чайльд-Гарольда, чуждого большим историческим событиям, народным интересам, окончательно уходит из поэмы. В центре — образ автора. Поэт сравнивает себя с каплей, влившейся в море, с пловцом, сроднившимся с морской стихией. Эта метафора становится понятной, если учесть, что в образе моря воплощен народ, веками стремящийся к свободе. Автор в поэме, таким образом, — поэт-гражданин, который вправе воскликнуть: «Зато я жил, и жил я не напрасно!»

При жизни Байрона немногие оценили эту позицию поэта (среди них Пушкин, Лермонтов). Наибольшей популярностью пользовался образ одинокого и гордого Чайльд-Гарольда. Многие светские люди стали подражать его поведению, многих охватило умонастроение Чайльд-Гарольда, которое получило название «байронизм».

Вслед за I и II песнями «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрон создает шесть поэм, получивших название «Восточные повести». Обращение к Востоку было характерно для романтиков: оно открывало им иной тип красоты по сравнению с античным греко-римским идеалом, на который ориентировались классицисты; Восток для романтиков также — место, где бушуют страсти, где деспоты душат свободу, прибегая к восточной хитрости и жестокости, и помещенный в этот мир романтический герой ярче раскрывает свое свободолюбие в столкновении с тиранией.

В трех первых поэмах. («Гяур», 1813; «Абидосская невеста», 1813; «Корсар», 1814) образ «байронического героя» приобретает новые черты. В отличие от Чайльд-Гарольда, героя-наблюдателя, устранившегося от борьбы с обществом, герои этих поэм — люди действия, активного протеста. Их прошлое и будущее окружено тайной, но какие-то события заставили их оторваться от родной почвы. Гяур — оказавшийся в Турции итальянец (гяур по-турецки — «иноверец»); герой «Абидосской невесты» Селим, воспитанный дядей — коварным пашой, убившим его отца, — ища свободы, становится предводителем пиратов. В поэме «Корсар» (Байрон определяет ее жанр как «повесть») рассказывается о загадочном предводителе корсаров (морских разбойников) Конраде. В его облике нет внешнего величия («он худощав, и ростом — не гигант»), но он способен подчинить себе любого, а его взгляд «сжигает огнем» того, кто осмелится по глазам прочесть тайну души Конрада. Но «по взору вверх, по дрожи рук, <...> по трепету, по вздохам без конца, <...> по неуверенным шагам» можно догадаться, что покой души неизвестен ему. О том, что привело Конрада к корсарам, можно лишь догадываться: он — «Был слишком горд, чтоб жизнь влачить смирясь, // И слишком тверд, чтоб пасть пред сильным в грязь. // Достоинствами собственными он // Стать жертвой клеветы был обречен».

Характерная для поэм Байрона фрагментарная композиция позволяет узнать лишь отдельные эпизоды жизни героя: попытка захвата города Сейд-паши, плен, побег. Вернувшись на остров корсаров, Конрад находит свою возлюбленную Медору мертвой и исчезает.

Байрон видит в Конраде и героя, и злодея. Он восхищается силой характера Конрада, но объективно видит невозможность победы одиночки в битве с целым миром. С еще большей силой поэт подчеркивает светлое чувство «байронического героя» — любовь. Без нее такого героя нельзя себе представить. Вот почему со смертью Медоры кончается и вся поэма.

Швейцарский период (1816). Свободолюбие Байрона вызывает недовольство высшего английского общества. Его разрыв с женой был использован для кампании против поэта. Байрон уезжает в Швейцарию. Его разочарование в действительности приобретает всеобщий характер. Такое полное разочарование романтиков принято называть «мировой скорбью».

«Манфред». В Швейцарии написана символико-философская драматическая поэма «Манфред». Манфреда, постигшего «всю земную мудрость», охватывает глубокое разочарование. Страдания Манфреда, его «мировая скорбь» неразрывно связаны с одиночеством, которое он выбрал сам. Эгоцентризм Манфреда достигает предельной ступени, он считает себя превыше всего в мире, желает полной, абсолютной свободы. Но его эгоцентризм приносит гибель всем тем, кто его любит. Он погубил любившую его Астарту. С ее смертью последняя связь с миром обрывается. И, не примиряясь с Богом, как того требует священник, Манфред умирает с радостным чувством избавления от мук сознания.

Для поэтики «Манфреда» характерен синтез художественных средств: слияние музыкального и живописного начал, философских идей с исповедальностью.

Напротив, в образах-персонажах «Манфреда» и других драматических произведений Байрона господствует аналитическийпринцип. А. С. Пушкин так раскрыл это их качество: «В конце концов он постиг, создал и описал единый характер (именно свой), все, кроме некоторых сатирических выходок, рассеянных в его творениях, отнес он к сему мрачному, могущественному лицу, столь таинственно пленительному. Когда же он стал составлять свою трагедию, то каждому действующему лицу роздал он по одной из составных частей сего мрачного и сильного характера, и таким образом раздробил величественное свое создание на несколько лиц мелких и незначительных» (статья «О драмах Байрона»). Как отмечалось выше, Пушкин противопоставил односторонности персонажей Байрона многообразие характеров у Шекспира. Но нужно помнить, что «Манфред» не столько трагедия характера, сколько трагедия идеи абсолютного. Титанический герой неизмеримо несчастнее обычного человека; абсолютная власть делает властителя рабом; полное знание раскрывает бесконечность зла в мире; бессмертие оборачивается мукой, пыткой, в человеке возникает жажда смерти — таковы некоторые трагические идеи «Манфреда». Главная же из них: абсолютная свобода освещает жизнь человека прекрасной целью, но ее достижение уничтожает в нем человечность, приводит его к «мировой скорби».

И все же Манфред до конца сохраняет свою свободу, на пороге смерти бросая вызов и церкви, и потусторонним силам.

Итальянский период (1817-1823). Переехав в Италию, Байрон принимает участие в движении карбонариев (итальянских патриотов, создавших тайные организации для борьбы за освобождение севера Италии от австрийского владычества). Итальянский период — вершина творчества Байрона. Приняв участие в борьбе итальянцев за свободу страны, поэт создает произведения, полные революционных идей. Герои новых произведений прославляют радости жизни, они ищут борьбы.

Сатирические поэмы Байрона этого периода стали наиболее ярким образцом политической поэзии английского романтизма. В поэме «Видение суда» (1822) осмеивается поэт-лейкист Саути. Этот поэт написал поэму «Видение суда», в которой воспевал умершего английского короля Георга III, изображал вознесение его души в рай. Байрон пишет пародию на эту поэму. Георга III не пускают в рай. Тогда в его защиту выступает Саути со своей поэмой. Но она так бездарна, что все разбегаются. Воспользовавшись суматохой, король пробирается в рай. Реакционные поэты неизбежно становятся пособниками реакционных политиков — такова идея поэмы.

«Каин» (1821) — вершина драматургии Байрона. В основу сюжета положена библейская легенда о сыне первого человека Адама Каине, убившем своего брата Авеля. Такой сюжет был характерен для средневекового театра, поэтому Байрон назвал «Каина» мистерией (жанр религиозной драмы в Средние века). Но религиозности в драме нет. Убийца Каин в поэме становится подлинным романтическим героем. Титанический индивидуализм Каина заставляет его бросить вызов самому Богу, и убийство рабски покорного Богу Авеля — страшная форма протеста против жестокости Бога, требующего себе кровавых жертв.

Богоборческие идеи воплощаются и в образе Люцифера — прекраснейшего из ангелов, восставшего против Бога, низвергнутого в ад и получившего имя Сатаны. Люцифер посвящает Каина в тайны мироздания, он указывает на источник зла в мире — это сам Бог с его стремлением к тирании, с его жаждой всеобщего поклонения.

Герои не могут победить в борьбе с всемогущим божеством. Но человек обретает свободу в сопротивлении злу, духовная победа — за ним. Такова главная мысль произведения.

«Дон Жуан» (1818-1823) — крупнейшее произведение Байрона. Оно осталось неоконченным (написано 16 песен и начало 17-ой). «Дон Жуан» назван поэмой, но по жанру он столь отличен от других поэм Байрона, что правильнее видеть в «Дон Жуане» первый образец «романа в стихах» (как пушкинский «Евгений Онегин»). «Дон Жуан» не история лишь одного героя, это тоже «энциклопедия жизни». Фрагментарность, разорванность композиции «восточных повестей», атмосфера тайны уступают место исследованию причинно-следственных связей. Впервые у Байрона подробно изучается детство героя, обстановка, в которой оно проходило, процесс формирования характера. Дон Жуан — герой, взятый из испанской легенды о наказании безбожника и соблазнителя множества женщин (эта легенда в различных трактовках часто использовалась романтиками, например, Гофманом). Но у Байрона он лишен романтического ореола (за исключением рассказа о его любви к Гайдэ, дочери пирата). Он часто попадает в смешные ситуации (например, оказывается в гареме в качестве наложницы турецкого султана), для карьеры может поступиться своей честью и чувствами (оказавшись в России, Дон Жуан становится фаворитом императрицы Екатерины II). Но среди черт его характера сохраняется романтическое свободолюбие. Вот почему Байрон хотел завершить поэму эпизодом участия Дон Жуана во французской революции XVIII в.

«Дон Жуан», сохраняя связь с романтизмом, одновременно открывает историю английского критического реализма.

В начале поэмы герой, утративший романтическую исключительность характера (титанизм, единую всепоглощающую страсть, таинственную власть над людьми), сохраняет исключительность судьбы (необычные приключения в отдаленных странах, опасности, взлеты — сам принцип непрерывного путешествия). В последних же песнях, где Дон Жуан попадает в Англию как посланник Екатерины II, исключительность окружения, обстоятельств жизни героя исчезает. Дон Жуан в замке лорда Генри Амондевилла встречается с романтическими тайнами и ужасами. Но все эти тайны придуманы скучающими аристократами. Призрак черного монаха, пугающий Дон Жуана, оказывается графиней Фиц-Фальк, пытающейся завлечь в свои сети молодого человека.

Поэма написана октавами (строфа из 8 строк с рифмовкой: ABABABCС). Две последние строки в октаве, рифмуясь, содержат вывод, итог строфы, что придает языку поэмы афористичность. Монолог автора то поэтически возвышен, то ироничен. Авторские отступления особенно насыщены мыслью, раздумьями, главной темой которых по-прежнему остается свобода.

Байрон в Греции (1823-1824). Стремление принять участие в национально-освободительной борьбе, о которой так много писал Байрон, приводит его в Грецию. Он возглавляет отряд греческих и албанских повстанцев, борющихся с турецким гнетом. Жизнь поэта трагически обрывается: он умирает от лихорадки. В Греции был объявлен общий траур. Греки и сейчас считают Байрона своим национальным героем.

В стихах, написанных в Греции, звучит мысль о свободе и своей личной ответственности за нее. Вот короткое стихотворение «Из дневника в Кефалонии», где эти размышления выражены с особой силой:

Встревожен мертвых сон, — могу ли спать?
Тираны давят мир, — я ль уступлю?
Созрела жатва, — мне ли медлить жать?
На ложе — колкий дерн; я не дремлю;
В моих ушах, что день, поет труба,
Ей вторит сердце...

(Перевод Александра Блока.)

Байрон оказал огромное влияние на литературу. Его воздействие испытали все большие английские писатели последующих эпох. Байрона любил читать А. С. Пушкин. Он называл Байрона «властителем дум», отмечал, что жизнь и творчество великого английского поэта повлияли на целые поколения читателей.

Английский поэт-романтик Джордж Байрон родился в 1788 году в семье разорившихся аристократов. После смерти дедушки он наследует титул лорда и родовое имение. Сначала Джордж обучался в частной школе, после - в гимназии. Во время обучения в школе доктора Глени, активно знакомился с произведениями английских писателей и поэтов.

Будучи студентом Кембриджского университета, опубликовал первую книгу «Часы досуга», которая вызвала у критиков волну негодования. Вторая книга «Английские борзые и шотландские критики», напротив, получила невероятный успех. Такой успех льстил самолюбию молодого поэта. Переломным моментов в биографии и творческой деятельности Байрона можно назвать произнесенную им речь в палате Лордов. Публикация поэмы «Чайльд - Гаролд», 14 тысяч экземпляров которой было продано в первый день, поставило Джорджа в один ряд с известными литераторами.

Всё творчество поэта было пропитана романтизмом, хотя многие литераторы называли его «мрачным эгоистом». Они считали, что в произведениях он особенную роль отводил самому себе. Сборники стихов переводились на все языки мира и издавались во многих странах, в том числе в России. Поэт любил путешествовать, на протяжении нескольких лет проживал в Венеции и Швейцарии. В это время из-под его пера вышли произведения «Пророчество Данта», «Каин», «Вернер», «Дон-Жуан».

Джордж Байрон умер от тяжелейшей лихорадки в 1824 году. Похоронен он на родине недалеко от Ньюстедского аббатства.

Влияние Байрона на мировую литературу 19 века неоценимо. Появляется литературное направление, получившее название «байронизм» и нашедшее отражение в творческой деятельности А. Пушкина, М. Лермонтова, Г. Гейне, В. Гюго. Поэмы Джорджа Байрона стали фундаментом музыкальных произведений Р. Шумана, Г. Берлиоза, П. Чайковского. Джордж Байрон по праву считается символом своей эпохи.

Читать биографию Байрона

Лорд Байрон считается одним из величайших британских поэтов и является одним из самых известных представителей романтизма в литературе, а также блестящим использованием английского языка.

Родившийся в 1788 году, лорд Байрон был одним из ведущих деятелей романтического движения в начале XIX века в Англии. Славу о его сексуальных авантюрах превзошла только красота и яркость его сочинений. Проведя необычный образ жизни и создав огромное количество волнующих эмоции литературных произведений, Байрон скончался в юном возрасте в Греции.

Родившийся 22 января 1788 года Джордж Гордон Байрон был шестым бароном Байроном из быстро угасающей аристократической семьи. Будучи мальчиком, Джордж Байрон терпел отца, который позже бросил его, мать-шизофреничку и медсестру, которая злоупотребляла им.

В 1798 году, в возрасте 10 лет, Джордж унаследовал титул своего великого дяди Уильяма Байрона и был официально признан лордом Байроном. В 1803 году Байрон очень сильно влюбился в свою дальнюю родственницу, Мэри Чаворт, и эта безответная страсть нашла свое отражение в нескольких стихотворениях. С 1805 по 1808 годы Байрон с перерывами посещал колледж Тринити. За это время он начал значительно хуже учиться в школе, занимался боксом и верховой ездой, а также очень много играл в азартные игры.

Получив резкую критику своего первого тома поэзии «Часы безделья», в 1808 году Байрон ответил сатирическим стихотворением «Английские барды и шотландские рецензенты». Стихотворение получило широкий резонанс и выделялось своим остроумием и сатирой, и, таким образом, Байрон получил его первое литературное. Позже, он отправился в путешествие по Средиземному и Эгейскому морям, посетив Португалию, Испанию, Мальту, Албанию, Грецию и Турцию. Именно во время этого путешествия он начал писать стихотворение «Паломничество Чайлд-Гарольда», наполненного размышлениями молодого человека о путешествиях в чужих странах.

В июле 1811 года Байрон вернулся в Лондон после смерти своей матери, и это погрузило его в глубокий траур. Высокая похвала лондонского общества помогла ему выйти из творческого кризиса, как и любовные отношения, сначала со страстной и эксцентричной леди Кэролайн Лэмб, которая описала Байрона как «безумного, плохого и опасного для понимания», а затем с леди Оксфорд, которые поощряла радикализм Байрона.

Байрон поженился на Аннабелле Милбанк в январе 1815 года, а в декабре того же года у них родилась дочь. Однако к январю их союз рухнул, Аннабелла бросила Байрона из –за слухов о его отношениях с сестрой и его бисексуальности.

В 1823 году Байрон принял приглашение поддержать независимость Греции от Османской империи. Байрон потратил 4 000 фунтов собственных денег на ремонт греческого военно-морского флота и взял личное командование греческим подразделением элитных бойцов. 15 февраля 1824 года он заболел. Врачи вызвали у него кровотечение, что еще больше ослабило его состояние и, вероятно, он подхватил инфекцию.

Байрон умер 19 апреля 1824 года в возрасте 36 лет. В Англии по нему глубоко скорбели, а также он стал героем в Греции. Его тело было возвращено в Англию, но духовенство отказалось похоронить его в Вестминстерском аббатстве. Вместо этого он был похоронен в семейном склепе возле Ньюстеда. В 1969 году мемориал Байрону был наконец помещен на территории Вестминстерского аббатства.

Интересные факты и даты из жизни


ru.wikipedia.org



Гордон - второе личное имя Байрона, данное ему при крещении и совпадающее с девичьей фамилией матери. Отец Байрона, однако, претендуя на шотландские владения своего тестя, использовал «Гордон» как вторую часть фамилии (Байрон-Гордон), а сам Джордж был записан в школу под такой же двойной фамилией. В 10-летнем возрасте после смерти двоюродного деда Джордж стал пэром Англии и получил титул «барон Байрон», после чего, как это принято у пэров данного ранга, его обычным обиходным именем стало «лорд Байрон» или просто «Байрон». Впоследствии тёща Байрона завещала поэту имущество с условием носить её фамилию - Ноэл (Noel), и королевским патентом лорду Байрону было разрешено в порядке исключения носить фамилию Ноэл перед титулом, что он и делал, подписываясь иногда «Ноэл-Байрон». Поэтому в некоторых источниках его полное имя может выглядеть как Джордж Гордон Ноэл Байрон, хотя одновременно всеми этими именами и фамилиями он никогда не подписывался.


Происхождение


Отец поэта, капитан Джон Байрон (1755-1791), первый раз женился на разведённой женщине, с которой бежал во Францию, а второй раз женился только из-за денег, чтобы уплатить свои долги, и, растратив состояние жены, бросил её. Его двоюродный дед, то есть дядя его отца, после которого Байрон наследовал титул лорда, убил в пьяном виде своего соседа и родственника Чаворта, судился за это, хотя был оправдан, но, преследуемый общественным мнением и угрызениями совести, заперся в своем замке Ньюстед, который уже стал приходить в ветхость, и вёл в уединении такую непозволительную жизнь, что был прозван «дурным лордом Байроном». Дед Байрона, адмирал, был прозван «Джеком бурь» (Foulweather Jack) и вёл на море такую же беспокойную жизнь, какую внук его, поэт, вёл на суше. Более отдалённые предки Байрона отличались храбростью в различных войнах Англии.


Детство


Бедность, в которой родился Байрон, и от которой не избавил его титул лорда, дала направление его будущей карьере. Когда он родился (на Холл-Стрит в Лондоне, 22 января 1788 года), отец его уже спустил все свои земли, а мать возвратилась из Европы с небольшими остатками своего состояния. Леди Байрон поселилась в Абердине, и её «хромой мальчуган», как она называла сына, был отдан на год в частную школу, затем переведен в классическую гимназию. О детских выходках Байрона рассказывают много историй. Сестры Грей, нянчившие маленького Байрона, находили, что лаской можно делать с ним, что угодно, но его мать всегда выходила из себя от его непослушания и бросала в мальчика чем попало. На вспышки матери он нередко отвечал насмешками, но, однажды, как он сам рассказывает, у него отняли нож, которым он хотел заколоть себя. В гимназии он учился плохо, и Мэри Грей, читавшая ему псалмы и Библию, принесла ему более пользы, чем гимназические учителя. В мае 1798 г., сделавшись пэром, десятилетний Байрон так сильно влюбился в свою кузину Мэри Дафф, что, услыхав о её помолвке, впал в истерический припадок. В 1799 г. он поступил в школу доктора Глени, где пробыл два года и всё время лечил свою больную ногу, после чего настолько поправился, что мог надеть сапоги. В эти два года он учился очень мало, зато прочёл всю богатую библиотеку доктора. Перед отъездом в школу в Хэрроу Байрон снова влюбился - в другую кузину, Маргариту Паркер, и в ожидании свидания с ней не мог ни есть, ни спать. В 1801 г. он уехал в Хэрроу; мёртвые языки и древность вовсе не привлекали его, но зато он с огромным интересом прочёл всех английских классиков и вышел из школы с большими познаниями. В школе он славился рыцарскими отношениями к товарищам и тем, что всегда заступался за младших. Во время каникул 1803 г. он опять влюбился, но на этот раз гораздо серьёзнее, чем прежде - в мисс Чаворт - девушку, отца которой убил «дурной лорд Байрон». В грустные минуты своей жизни он нередко жалел, что она отвергла его.


Юность и начало творчества


В Кембриджском университете Байрон немного увеличил свои научные познания и больше всего отличался искусством плавать, ездить верхом, боксировать, пить, играть в карты и т. п., поэтому он постоянно нуждался в деньгах и, как следствие, «влезал в долги». В Хэрроу Байрон написал несколько стихотворений, и в 1807 г. появилась первый раз в печати его книга - «Hours of idleness» (Часы Досуга). Это собрание стихотворений решило его судьбу, и, выпустя его в свет, он сделался совсем другим человеком. Беспощадная критика на «Часы досуга» явилась в «Эдинбургском Обозрении» только спустя год, в течение которого Байрон написал массу стихов. Явись эта критика тотчас же по выходе книги, Байрон, может быть, и совершенно бросил бы поэзию. «Я сочинил, - писал он мисс Фэгот, с семейством которой был дружен, - за полгода до появления беспощадной критики 214 страниц романа, поэму в 380 стихов, 660 строк „Босвортского поля“ и множество мелких стихотворений. Поэма, приготовленная мной к печати - сатира». Этой сатирой он и ответил «Эдинбургскому Обозрению». Критика страшно огорчила Байрона, но свой ответ: «Английские барды и шотландские критики» («English Bards and Scotch Reviewers») он выпустил только весной 1809 года. Успех сатиры был громадный и мог удовлетворить уязвленного поэта.


Первое путешествие


В июне этого же года Байрон отправился путешествовать. Можно было полагать, что молодой поэт, одержав такую блистательную победу над своими литературными врагами, поехал за границу довольный и счастливый, но это было не так. Байрон уехал в страшно подавленном состоянии духа, и, побывав в Испании, Албании, Греции, Турции и Малой Азии, вернулся в ещё более угнетенном состоянии. Лица, отождествлявшие его с Чайльд-Гарольдом, высказывали предположение, что за границей, подобно своему герою, он вёл слишком неумеренную жизнь, но Байрон и печатно и устно протестовал против этого, говоря, что Чайльд-Гарольд - плод воображения. Томас Мур говорил в защиту Байрона, что он был слишком беден, чтобы держать гарем, а, кроме того питал в это время романическую страсть к неизвестной девушке, ездившей с ним, переодетой мальчиком. Байрона, очевидно, тревожили его финансовые неудачи. В это же время он лишился матери, и хотя жил с ней далеко не в ладах, но тем не менее очень жалел о ней.



«Чайльд-Гарольд». Слава


27 февраля 1812 г. Байрон произнес в палате лордов свою первую речь, имевшую большой успех, а через два дня появились две первые песни Чайльд-Гарольда. Поэма имела баснословный успех и разошлась в один день в 14 000 экземпляров, что сразу поставило автора в ряду первых литературных знаменитостей. «Прочитав Чайльд-Гарольда, говорит он, - никто не захочет слушать моей прозы, как не захочу и я сам». Почему Чайльд-Гарольд имел такой успех, Байрон сам не знал, и говорил только: «Однажды утром я проснулся и увидал себя знаменитым».


Путешествие Чайльд-Гарольда увлекло не только Англию, но и всю Европу. Поэт затронул всеобщую борьбу того времени, с сочувствием говорит об испанских крестьянах, о героизме женщин, и его горячий крик о свободе разнёсся далеко, несмотря на кажущийся циничный тон поэмы. В этот тяжелый момент всеобщего напряжения, он напомнил и о погибшем величии Греции.


Светская жизнь


Он познакомился с Муром, и тот ввёл его в высшее общество в качестве «льва». До этого времени он никогда не был в большом свете и теперь предался с увлечением вихрю светской жизни. Однажды вечером Даллас застал даже его в придворном платье, хотя Байрон ко двору не поехал. В продолжение четырёхлетней жизни в высшем обществе поэтический талант Байрона нисколько не развился. В большом свете хромой Байрон (у него немного было сведено колено) никогда не чувствовал себя свободно и высокомерием старался прикрывать свою неловкость.



В марте 1813 года он издал без подписи сатиру «Вальс», в мае же напечатал рассказ из турецкой жизни «Гяур», навеянный его путешествием по Леванту. Публика с восторгом приняла этот рассказ о любви и мщении, и ещё с большим восторгом встретила поэмы «Абидосская невеста» и «Корсар», вышедшие в том же году. В 1814 г. он издал «Еврейские мелодии», имевшие колоссальный успех, и много раз переведённые на все европейские языки а также поэму «Лара» (1814 г.).


Брак, развод и скандал


В ноябре 1813 г. Байрон сделал предложение мисс Милбенк, дочери Ральфа Милбенка, богатого баронета, внучке и наследнице лорда Уэнтворта. «Блестящая партия, - писал Байрон Муру, - хотя предложение я сделал не вследствие этого». Он получил отказ, но мисс Милбенк выразила желание вступить с ним в переписку. В сентябре 1814 Байрон возобновил свое предложение, и оно было принято, а в январе 1815 году они обвенчались.



В декабре у Байрона родилась дочь по имени Ада, а в следующем месяце леди Байрон оставила мужа в Лондоне и уехала в имение к отцу. С дороги она написала мужу ласковое письмо, начинавшееся словами: «Милый Дик», и подписанное: «Твоя Поппин». Через несколько дней Байрон узнал от её отца, что она решилась никогда более к нему не возвращаться, а вслед за тем сама леди Байрон известила его об этом. Через месяц состоялся формальный развод. Байрон подозревал, что жена разошлась с ним под влиянием своей матери. Леди Байрон приняла всю ответственность на себя. Перед отъездом своим она призывала на консультацию доктора Больи и спрашивала его, не сошёл ли её муж с ума. Больи уверил её, что это ей только кажется. После этого она заявила своим родным, что желает развода. Причины развода были высказаны матерью леди Байрон доктору Лешингтону, и он написал, что причины эти оправдывают развод, но вместе с тем советовал супругам примириться. После этого леди Байрон сама была у доктора Лешингтона и сообщила ему факты, после которых он также не находил уже возможным примирение.


Истинные причины развода супругов Байрон навсегда остались загадочными, хотя Байрон говорил, что «они слишком просты, и потому их не замечают». Публика не хотела объяснить развода той простой причиной, что люди не сошлись характерами. Леди Байрон отказалась сообщить причины развода, и потому причины эти в воображении публики превратились во что-то фантастическое, и все наперерыв старались видеть в разводе преступления, одно ужаснее другого; чаще всего говорили об инцесте Байрона с его сестрой Августой (адресате нескольких его посланий). Издание стихотворения: «Прощание с леди Байрон», выпущенное в свет одним нескромным приятелем поэта, подняло против него целую свору недоброжелателей. Но не все порицали Байрона. Одна сотрудница «Курьера» заявила печатно, что если бы ей написал муж такое «Прощание», она не замедлила бы броситься к нему в объятия. В апреле 1816 г. Байрон окончательно простился с Англией, где общественное мнение, вследствие его развода, было сильно возбуждено против него.


Жизнь в Швейцарии и Италии


Уехав за границу, он распорядился продажей своего имения Ньюстид, и это дало ему возможность жить, не тревожась постоянным безденежьем. Кроме того, он мог предаться уединению, которого так жаждал. За границей он поселился в вилле Диадаш, неподалеку от Женевы. Лето он провел в вилле, сделав две небольшие экскурсии по Швейцарии: одну с Гобгаузом, другую с поэтом Шелли. В третьей песне «Чайльд-Гарольда» (май - июнь 1816 г.) он описывает свою поездку на поля Ватерлоо. Мысль написать «Манфреда» пришла ему, когда он, на обратном пути в Женеву, увидал Юнгфрау. В ноябре 1816 г. Байрон переехал в Венецию, где, по утверждению своих недоброжелателей, вёл самую развратную жизнь, которая, однако же, не помешала ему написать массу поэтических вещей. В июне 1817 г. он написал четвертую песнь «Чайльд-Гарольда», в октябре 1817 - «Беппо», в июле 1818 г. - «Оду к Венеции», в сентябре 1818 г. - первую песнь «Дон-Жуана», в октябре 1818 г. - «Мазеппу», в декабре 1818 г. - вторую песнь «Дон-Жуана», и в ноябре 1819 г. закончил «Дон-Жуана». В апреле 1819 г. он встретился с графиней Гвиччиоли, и они влюбились друг в друга. Графиня принуждена была уехать с мужем в Равенну, куда за ней поехал и Байрон. Через два года отец и брат графини - графы Гамба, замешанные в политическое дело, должны были выехать из Равенны вместе с разведенной уже в то время графиней Гвиччиоли. Байрон последовал за ними в Пизу, где и жил по-прежнему под одной кровлей с графиней. В это время Байрон был страшно огорчён утратой своего друга Шелли, утонувшего в заливе Спецции. В сентябре 1822 г. тосканское правительство приказало графам Гамба выехать из Пизы, и Байрон последовал за ними в Геную.



Байрон жил с графиней до своего отъезда в Грецию и в это время очень много писал. Следующие произведения появились в этот счастливый период его жизни: «Первая песня Морганте Маджиора» (1820 г.); «Пророчество Данта» (1820 г.) и перев. «Франчески да Римини» (1820 г.), «Марино Фальеро» (1820 г.), пятая песнь «Дон-Жуана» (1820 г.), «Сарданапал» (1821 г.), «Письма к Баульсу» (1821 г.), «Двое Фоскари» (1821 г.), «Каин» (1821 г.), «Видение страшного суда» (1821 г.), «Небо и земля» (1821 г.), «Вернер» (1821 г.), шестая, седьмая и восьмая песни «Дон-Жуана» (в феврале 1822 г.); девятая, десятая и одинадцатая песни «Дон-Жуана» (в августе 1822 г.); «Бронзовый век» (1823 г.), «Остров» (1823 г.), двенадцатая и тринадцатая песни «Дон-Жуана» (1823 г.).


Поездка в Грецию и смерть


Спокойная, семейная жизнь не избавила его, однако, от тоски и тревоги. Он слишком жадно пользовался всеми наслаждениями и скоро пресыщался. Упившись славой, он вдруг стал воображать, что в Англии его забыли, и в конце 1821 г. завел переговоры об издании вместе с Шелли английского журнала «Либерал», который, однако, прекратился после трёх номеров. Отчасти, впрочем, Байрон действительно начал терять свою популярность, но, к счастью для него, в это время вспыхнуло греческое восстание. Байрон, после предварительных сношений с комитетом филэллинов, образовавшимся в Англии с целью вспомоществования Греции, решился отправиться в Грецию и со страстным нетерпением стал готовиться к отъезду. Он собрал деньги, купил английский бриг, и, забрав припасы, оружие и людей, 14 июля 1823 г. отплыл в Грецию. Там ничего не было готово, и кроме того предводители движения сильно не ладили друг с другом. Между тем издержки росли, и Байрон распорядился о продаже всего своего имущества в Англии, и деньги отдал на дело Греции. Каждый успех греков радовал его.




В Миссолонги Байрон простудился, но, несмотря на болезнь, продолжал деятельно заниматься делом освобождения Греции. 19 января 1824 г. он писал Хэнкопу: «Мы готовимся к экспедиции», а 22 янв., в день своего рождения, он вошёл в комнату полковника Стенхопа, где было несколько человек гостей, и весело сказал: «Вы упрекаете меня, что я не пишу стихов, а вот я только что написал стихотворение», и Байрон прочел: «Сегодня мне исполнилось 36 лет». Постоянно хворавшего Байрона очень тревожила болезнь его дочери Ады, но, получив письмо о её выздоровлении, он захотел выехать прогуляться. Во время прогулки с графом Гамба пошёл страшный дождь, и Байрон окончательно захворал. Последними его словами были отрывочные фразы: «Сестра моя! дитя моё!.. бедная Греция!.. я отдал ей время, состояние, здоровье!.. теперь отдаю ей и жизнь!». 19 апреля 1824 г. поэт скончался. Тело его было отвезено в Англию и погребено в родовом склепе Байронов.


Судьба семьи Байрона


Жена поэта, леди Анна Изабелла Байрон, провела остаток своей долгой жизни в уединении, занимаясь делами благотворительности, - совершенно забытая в большом свете. Только известие о её смерти, 16 мая 1860 г., пробудило о ней воспоминания. А когда в 1860 г. появилась книга графини Гвиччиоли о лорде Байроне, то в защиту памяти умершей выступила мистрисс Бичер-Стоу со своей «Истинной историей жизни леди Байрон» (пом. в «Macmillans Magazine»), основанной на переданном будто ей по секрету рассказе покойной. Но эти разоблачения и уверения Бичер-Стоу (намёки на то, что Б. был в преступной связи с сестрой) не возбудили к себе доверия и поднятые ею литературные пререкания весьма скоро замолкли. Единственная дочь лорда Байрона - Ада, вышла в 1835 г. замуж за графа Уильяма Лавлейса и скончалась 27 ноября 1852 г., оставив двух сыновей и дочь. Она известна как математик, одна из первых создателей вычислительной техники и сотрудница Бэббиджа.



Старший внук лорда Байрона, Ноэл, родился 12 мая 1836 г., недолго служил в английском флоте, и после буйной и беспорядочной жизни умер 1 окт. 1862 г. работником в одном из лондонских доков. Второй внук, Ральф Гордон Ноэл Милбенк, родился 2 июля 1839 г., вступил после смерти брата, наследовавшего незадолго до кончины баронство Уинтворт от бабушки, в права лорда Уэнтворта (Wentworth).

Статья посвящена краткой биографии Джорджа Гордона Байрона - одного из крупнейших представителей романтизма, английского поэта.

Краткая биография Байрона: молодость

Байрон родился в 1788 г. Относился к древнему аристократическому роду и жил в наследственном замке. С детства Байрона мучил врожденный порок - хромота. Это оказало влияние на формирование характера молодого человека, стремящегося добиться самоутверждения. К тому же род Байрона был знатным, но обедневшим, и ему приходилось самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Джордж получил прекрасное образование в колледже и продолжил обучение в Кембриджском университете. Байрон уделял учебе небольшое внимание, предпочитая больше читать и заниматься спортом, верховой ездой, стараясь во всем превзойти своих сверстников. Он рано начал писать стихи. Первые публикации были подвергнуты суровой критике, на которую Байрон так же эмоционально отвечал, написав сатирическую поэму, в которой обрушился на признанные литературные авторитеты.
В возрасте 21-го года Байрон, запутавшись с долгами в Лондоне, начинает долгое путешествие по Европе и Ближнему Востоку. Вернувшись из путешествия, поэт издает начало поэмы "Паломничество Чайльд-Гарольда", являющейся биографическим стихотворным описанием поездки. В произведении выразились основные идея романтизма: неудовлетворение своей жизнью, стремление к полной перемене обстановки, поиск источников вдохновения. Поэма приобрела большую популярность и прославила молодого поэта. Он стал автором возникновения в литературе нового типа героя. В последующей литературе появилось новое понятие - "байронизм", означающее состояние огромной духовной скорби и неудовлетворенности, несбывшихся надежд.
В последующие годы Байрон пишет целый ряд новых "восточных" поэм, опирающихся также на впечатления от совершенного путешествия и закрепляющих его успех ("Корсар", "Лара" и др.). Слава Байрона распространяется на континенте. Его стихи переводятся на другие языки, появляются первые переводы и в России. Поэт знакомится с В. Скоттом и устанавливает с ним теплые дружеские отношения.
Байрон женится и у супругов появляется дочь. Однако, буйный темперамент поэта не позволяет ему существовать в рамках обычной семейной жизни. В скором времени брак распадается.

Краткая биография Байрона за границей

В 1816 г. Байрон опять уезжает за границу, на этот раз навсегда. Он долго живет в Швейцарии, где заканчивает поэму о Чайльд-Гарольде.

В 1817 г. поэт издает знаменитую поэму "Манфред", где в максимальной степени выражает романтические идеи. Главный герой разрывает все связывающие его с обществом связи, чувствует презрение к богатству и успеху.
Долгое время Байрон жил в Италии, где продолжал писать поэмы. Поэт выступал в защиту независимости итальянцев. Вошел в ряды карбонариев (тайное политическое движение против австрийской монархии). Несколько лет Байрон трудился над созданием романа "Дон Жуан", в котором в стихотворной форме затронул новую проблему - противостояние человека с окружающей его средой. Эта новая сторона в творчестве поэта приближает его к реализму.

В 1823 г. Байрон переехал в Грецию, чтобы участвовать в войне за независимость против турецкого господства. Поэт продал все свое недвижимое имущество и на вырученные средства вооружил целый партизанский отряд. Стихотворения этого периода посвящены греческому народу.
Байрон серьезно заболел и умер в 1824 г. По поводу его смерти в Греции был объявлен общенациональный траур, что является ярким свидетельством всенародной любви к поэту за рубежом.
Байрон стал одним из символов своей эпохи. Его творчество оказало огромное влияние на развитие европейской культуры. Многие поэты и писатели сознательно подражали Байрону или бессознательно копировали его писательский стиль. Широкое распространение произведения Байрона получили в России. Многие видные литераторы занимались их переводом, посвящали великому романтику свои произведения.

Дата рождения: 12 января, 1788 год
Дата смерти: 19 апреля, 1824 год
Место рождения: город Дувр, графство Кент, Великобритания

Джордж Байрон - поэт-романтик, Джордж Байрон - лорд, барон.

Сложно сказать, что детство маленького Джорджа было счастливым. Его отец – капитан Джон Байрон считался знатным кутилой и транжирой. Мать, Екатерина Гордон, происходила из знатного рода, который имел кровную связь с королевской семьей. Её отец был очень богат. При этом семья жила очень бедно. На психику Байрона сильнейшее влияние оказали истерические припадки матери, которая когда злилась, могла кидать с ребёнка разные вещи. Она часто выходила из себя, и любая шалость маленького мальчика могло стать причиной её гнева. Джордж с рождения хромал.

Получать образование Байрон начал в школе Абердина, после чего перешел в классическую гимназию. В этот период его отметки были не слишком хорошими. В период с 1799 года обучение еще больше усложнилось, поскольку он больше занимался лечением больной ноги у доктора Глени.

С 1801 года Джордж начал учиться в другой школе – школе Хэрроу, которой собственно и обязан своими глубокими познаниями и возможностью поступить в Кембридж.
Молодого Байрона можно в полной степени назвать аристократом. Он великолепно ездил верхом, любил плавать и заниматься боксом, часто играл в карты и пил. Первые свои написал еще в школе Хэрроу. «Часы досуга» - его первый сборник увидел свет в 1807 и сразу стал популярен.
А вот критика на сборник запоздала, она были напечатана только спустя год после самого сборника. За это время поэт уже успел стать востребованным и известным. Но сами критические отзывы расстроили его. Усугубила ситуацию смерть матери, что ввергло его практически в состояние депрессии. Чтобы как-то избавиться от депрессивных мыслей, молодой поэт много путешествует: он посещает Грецию и Испанию, Албанию и Турцию, страны Малой Азии.

Уже в 1812 году появляются его «Чайльд-Гарольд». Поэму быстро набирает популярность на всей территории Европы. Его имя становится у всех на слуху за очень короткий промежуток времени.

После этого он становится завсегдатаем различных аристократических салонов и даже королевского двора. В этот период он ведёт очень разгульную жизнь, но при этом скрывает свой физический изъян маской высокомерия.

Произведения, которые без зазрения совести можно назвать литературными шедеврами Байрон писал очень быстро. Вначале анонимно напечатали его сатирическое произведение «Вальс», после этого вышел рассказ о турецкой жизни «Гяур». Потом совсем быстро разошлись поэмы «Абидосская невеста» и «Корсар».
Огромный успех автору принесли «Еврейские мелодии», которые впоследствии перевели практически на все европейские языки. У читателей вызвала интерес и поэма «Лара».

В 1816 году поэт переезжает заграницу. Перед этим он продаёт своё имение. Это было вызвано рядом причин: так и не сложившийся брак, скорый развод, а главное практически полное отсутствие денег.
Он поселяется в вилле Диадати на женевской Ривьере. При этом поэт продолжает много путешествовать, а своими впечатлениями делится в продолжении поэм «Чайльд-Гарольд».

С творческой стороны наиболее продуктивным стало путешествие в Венецию. После этого он написал «Оду к Венеции», «Мазепа», «Дон-Жуан».
В 1819 году в жизнь поэта входит графиня Гвиччиоли, которая ради их совместной жизни разрывает отношения со своим мужем. Несмотря на счастье в отношениях, поэта ожидает огромная утрата – погибает его друг Шелли.

В 1922 поэт перебирается в Геную. Там он пишет еще несколько литературных шедевров, таких как «Пророчество Данте» или «Первая песня Морганте Маджиора». Его привлекает восстание в Греции, и в 1923 году он отплывает туда, чтобы поучаствовать в нём. В начале 1924 года поэт заболевает, и очень скоро после этого погибает. Погребли поэта в родовом склепе, расположенном в Ноттингемшире.
Истории из личной жизни

По своей натуре Байрон был очень впечатлительным человеком. Так что совсем неудивительно, что он практически всегда был в состоянии влюблённости. И, к сожалению, практически всегда эти чувства превращались в настоящую трагедию.
В десятилетнем возрасте маленький Джордж влюбляется в свою кузину Мэри Дафф. После того, когда он узнаёт об её помолвке, с ним случается истерический припадок. Спустя три года ему вновь становится симпатична кузина, правда в этот раз уже другая – Маргарита Паркер. Но и эта история любви становится довольно трагичной.

1803 год приносит Байрону новую влюбленность, в этот раз его избранницей становится родственница мисс Чаворт. Её отца убивает родной дядя Джорджа.

Вереница неудачных влюбленностей продолжается. Но в 1815 году Байрон очень выгодно жениться. Его супруга – Анна Изабелла Милбенк, дочь богатейшего барона Ральфа Милбенка. Спустя какое-то время у них появляется дочка, но отношения в их семье не складываются, и очень скоро Анна возвращается в имение отца. До сих пор ничего не известно о том, что было настоящей причиной их развода, который состоялся в начале 1816 года.

Многие биографы указывают на то, что мать Анны изначально была против этого брака и постоянно влияла на свою дочь. Также есть те, кто списывает всё на нетрадиционную ориентацию поэта, и на то, что он вёл разгульную жизнь.

Спустя несколько лет после развода, Байрон знакомится с графиней Гвиччиоли, у которой уже есть супруг. Между ними вспыхивает настоящая страсть, которая перерастает в крепкие отношения, приносившие счастье поэту до конца его дней. Графиня бросила своего мужа и вступила в открытые отношения с поэтом.

Важные вехи жизни Джорджа Байрона:

Рождение – 1788.
В 1798 получает титул барона. Первая сильная влюблённость в кузину.
С 1799 по1801 проводит время в школе доктора Глени.
В 1801 году переходит в школу Хэрроу. Очередная любовь – на этот раз в Маргариту Паркер.
В 1803 году поэт снова влюбляется. Его избранница - мисс Чаворт.
1807 ознаменовался выходом поэтического сборника «Часы Досуга».
В 1809 году Джордж впервые отправляется в путешествие заграницу.
1812 год – появление «Чайльд-Гарольда».
1813 год - выход сатиры «Вальс», рассказа «Гяур», поэмы «Корсар» и «Абидосская невеста».
В 1814 году выходят в свет «Еврейские мелодии» и поэма «Лара».
1815 год - женитьба на Анне Изабелле Милбенк, появление дочки Ады.
1816 год - развод с женой. Поэт покидает родину и перебирается заграницу.
1817 год - «Беппо».
В 1818 год публикуют «Оду к Венеции», «Дон-Жуана», «Мазепу».
1819 год - очень сильная влюбленность в графиню Гвиччиоли.
1820 году публикуют «Первую песнь Морганте Маджиора».
1821 год - «Сарданапал»
1823 год - «Бронзовый век», «Остров»
Поэт умирает в 1824 году.

Главные достижения поэта Джорджа Байрона:

Создал совершенно новое направление – «мрачный эгоизм»;
Относится к представителям младшего поколения британских романтиков;
Подарил мировой литературе совершено нового на тот момент героя-романтика – Чайльда-Гарольда. Он стал прототипом для множества других литературных персонажей девятнадцатого, и даже двадцатого веков.

Занимательные факты из биографии Джорджа Байрона:

Байрон и Лермонтов – дальние родственники. Его предок Гордон, который жил в шестнадцатом веке был в браке с Маргарет Лермонт. Она имела корни известного шотландского рода, который и дал исток происхождению самого Михаила Юрьевича.
С детских лет был очень впечатлительным ребенком. В десятилетнем возрасте хотел заколоть себя ножом, после того как с матерью случился очередной нервный приступ.
Всю жизнь гордился тем, что во время одного из своих путешествий переплыл пролив Дарданеллы.
Байрона считают в Греции национальным героем, поскольку он принимал активное участие в революции.
Практически все воспринимают Байрона исключительно как неисправимого романтика, но при этом мало кто знает, что в последние годы жизни, он предпочитал писать в жанре сатирического реализма и опирался на творчество Поупа.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!