Baldur’s Gate: Enhanced Edition — советы по созданию персонажа. Сопартийцы

Дисклеймер

Все нижеследующее является субъективным мнением автора на тему одиночного (соло) прохождения Baldur’s gate 2: Enhanced Edition и не претендует на истину в последней инстанции.

Цель данного гайда – рассказать о самой возможности одиночного прохождения этой действительно прекрасной игры. Подобное прохождение - интересный и непростой вызов каждому ценителю жанра, с лихвой окупающийся чувством удовлетворения от прохождения игры.

Гайд составлен на основе личного опыта соло-прохождения игры за разных персонажей и, следственно, не может считаться полным, а потому, если Вы заметили какие-то неточности или хотите дополнить гайд Вашими мыслями или замечаниями – оставляйте комментарии.

Хотя в сети существуют довольно качественные переводы игры на русский язык, во избежании неточности все критические термины, имена и названия даны на оргинильном языке.

Как пользоваться гайдом

Если Вы не знакомы с классами, специфику и краткое резюме по каждому из них я дам в начале раздела. Вам останется только выбрать наиболее интересный для Вас вариант и познакомиться с ключевыми особенностями его создания и использования.

Архетипы:

  • Arcane – кастеры – это маги и волшебники. Обладают внушительным арсеналом заклинаний буквально на все случаи жизни, от прямого урона молниями и вызова тварей из преисподней, до некромантии и изощренных спеллов вроде whish.
    Предпочитают дистанционный бой и совершенно не годятся для боя ближнего.
    Средняя сложность на старте игры и легкая прогулка ближе к концу.
  • Divine – кастеры – это священики, боепопы и прочие служители высших сил. Идут в ближний бой под защитой и усилениями от огромного количества заклинаний.
    Средняя сложность на старте игры и средняя сложность end game-а.
  • Воины – файтеры, монахи, варвары и прочие. Очень разношерстная компания, но с общей тягой к ближнему бою. Много защиты(АС), хитов, отличный урон и богатый арсенал оружия, но слабая защита от магии (в большинстве случаев) и негативным эффектам.
    Легкий старт и высокая/средняя сложность end game-а.
  • Разбойники – воры, убийцы, карманники и прочие романтики с большой дороги. Для любителей ударов в спину, ловушек и тех, кто стремится исследовать контент игры по максимуму. Класс предоставляющий самые обширные возможности.
    Тяжелый старт и средняя сложность end game-а.
Если Вы ранее не пробовали проходить игру в одиночку (или вообще не играли в нее, но хотите пройти ее одним персонажем), рекомендую начать знакомство с классов: Wizard, Wizard/Fighter, Cleric/Fighter или Paladin.

Ботхи - первый промежуточный босс Baldur"s Gate 2.
Назывет себя сестрой Иреникуса, но не ясно имеет ли в виду биологическое родство или говорит о схожести судеб.
В прошлом эльф, за свои злодейства была изганана и лишилась статуса и эльфийской души. Ныне вампир, руководящий тайной организацией стремящейся захватить теневую власть в городе.
Садистка, убийца и просто красавица.

По профилю - вампир, 25 уровень, CE
HP 120
AC -1
STR 24
DEX 24
CON 20
INT 15
WIS 15
CHA 14

Cold 100%
Electricity 100%
Magic 75%
Magical cold 10%

Дама агрессивная и истеричная. отлично дерется в ближнем бою, имеет 3 атаки в раунд, THACO 4 (попадает хорошо), стандатрный вампирский набор + что-то вроде domination, который пытается наложить на нашего персонажа. И, конечно, куча миньонов в придачу.
Если Вы воин - вставайте в проходе и работайте сначала по миньоном, а затем, как закончатся ее подручные, по Бодхи. Не давайте себя окружать, берите максимальную защиту и не забывайте про голову. Потеря управления над вашим персонажем - проигрыш.
Поможет rage, защита от нежити, клирический обкаст и прочее.
Если маг - работайте по площади, вызывайте саммонов в виде мечей или демонов и, возможно, Вы вообще не увидите Бодхи.

Joneleth Irenicus

Иреникус, он же Айреникус, он же глав.гад Baldur"s Gate 2, истезавший нашего протагониста в своих мрачных катакомбах, мотивируя это поисками какой-то там скрытой силы.
Вдаваться в его историю я не буду, скажу лишь что он был могущественным эльфийским магом, стремящимся стать богом. В своей жажде власти он зашел слишком далеко и был проклят и изгнан богами, своим народом и любовью всей жизни - королевой эльфов Suldanessellar.
Потеряв свою "эльфийскую душу" он начинает разрушаться, отсюда отметины на его лице и следы хирургии, и решает посветить свою жизнь мести и попыткам доказать всем (включая самого себя) свою крутость. Словом, все по учебнику психологии.

По профилю - эльф, wizard, 30 уровня, NE
HP 96
AC 0
STR 13
DEX 18
CON 14
INT 18
WIS 18
CHR 17

Сражается магией. Это стандартный набор спеллов начиная от маг.ракет, MS и прочих direct damage спеллов и заканчивая стандартными TS + много обкаста.
+ форма Slayer, что делает его относительно неплохим воином и миньоны демоны.

Впрочем, несмотря на все это, врят ли его убийство будет ли Вас сложной задачей. К моменту завершения игры Вы, скорей всего, уже перевалите порог 20-ого уровня и будете одеты в лучшие вещи в игре, и встреча с ним, будет проще чем бой с twisted ruins или с его сумасшедшей сестрой.

Пара слов об Enhanced edition

Серии baldur"s gate более 15-лет, так что нет ничего удивительного, что ее решили обновить и, прости господи, подкрасить в переиздании Enhanced edition.
Хорошо это вышло или нет - пусть каждый решит для себя (из тех конечно, кто помнит как выглядит оригинал), я хочу лишь рассказать о некоторых важных изменениях, которые так или иначе относятся к теме одиночного прохождения этой игры.
Если Вы посчитаете важным добавить что-то, что я упустил - дайте знать.

Возможность создавать партии с нуля
Да, теперь у нас, как в серии icewind dale, есть возможность заранее создать партию манчкинов и, дав им имена, "Mage", "Cleric/Fighter", "Blackguard", "Theif" уничтожить все живое. Конечно, ни о каком отыгрыши и внутрипартийных отношений речи не идет, но пройти игру будет значительно-значительно проще.
Еcли у Вас не получается пройти игру одном персонажем или Вы просто хотите попробовать несколько разных комбинаций, сделайте команду по своему вкусу.

Advanced AI
Интересное новшество. Это, по-сути, продвинутый искусственный интеллект сопартийцев. Которые теперь сами решают каким оружием им пользоваться, кого атаковать, какие заклинания использовать и так далее.
Если играете от одного персонажа, советую отключить эту функцию как можно скорее, иначе Ваш персонаж начнет творить невероятно глупые вещи. Сделать это можно в окне статистики (record), кнопка customize,а затем scripts.
Если играете с группой, Вы новчиок или по каким-то причинам не хотите особенно заморачиваться - оставляйте. Хотя в этом случае лучше ставьте story mode.

Уровни сложности
Лично я никогда не видел смысла ставить сложность отличную от core rules, которые играются по правилам 2.5 редакции DnD. Все что распологается выше или ниже - это уже изменение базовых правил (читай математики и удачи). Сделать из игры Dark Souls все равно не выйдет, а вот извратить те правила, по которым функционирует мир - легко.
Впрочем, для тех кто собирает ачивки, разрабы приготовили парочку, если Вы пройдете игру на сложном или невозможном уровне.
Ну, и, конечно, так называемый story mode или "пройди игру без паузы". Что это я, честно гвооря, не смотрел, но если Вы хотите легкой и ненапряжной игры - стоит попробовать.

Ачивки
Их, я уверен, ждали многие. Порядка 100 ачивок в BG2 и BG2TOB (одна из которых на соло прохождение).
Большинство получите по ходу прохождения сюжета, часть связана с убийством ключевых монстров (о них я написал выше) и получением/достижением определенных показателей (Lore, Hit points etc).
В одиночном прохождении получить все будет довольно сложно, так что если Вас интересует именно эта часть игры, лучше проходите командой.
Полный список ачивок можно найти хотябы

Новые классы
Их в последнем адпейте 1.5. Есть кит клерика, но он, по сути, мало чем отличается от остальных, так что осатется на откуп ролевикам, а вот второй - shaman (шаман), это уже новый полноценный класс со своими уникальными вещами и способностями.
Шаман - этакий sorcerer от мира друидов. Он также заучивает заклинания раз и навсегда, но пользуется списком заклинаний друидов. Помимо него имеет несколько уникальных спеллов(защитные и усиливающие) и собственную уникальную механику - призыв духов.
Пока мы танцуем (не можем двигаться и атаковать), у нас есть шанс вызвать бесплатного духа или нескольких к себе на помощь, самый крутой из которых air elemental, что...не круто.
Для одиночного прохождения, если уж Вы хотите поиграть друидом, лучше выбрать оборотня или кит avenger.

Заключение

На этом завершается наш экскурс в мир одиночного прохождения Baldur"s Gate 2:EE.
Получилось довольно обширно и, местами, излишне подробно, но сказать хотелось многое.

Baldur"s Gate действительно прекрасная серия, наравне с planescape torment и серией fallout, ставшая культовой для целого поколения игроков. Прекрасный ролевой мир, интересная история, продуманная механика и простор для отыгрыша все это то, что сделало ее одним из лучших творений легендарной BioWare.

Мне остается только пожелать Вам удачи на просторах Фаеруна в сражениях за свое наследние.
Belm 2) Silver Hilt (дропается с Kruin в 6 Главе, мимо не пройдете, он потребует у Вас Silver Blade);
3) 7.500 GP

Silver Sword , Двуручный меч +3

1) Pommel Jewel of the Equalizer (получится в самом начале, на первом уровне Лабы Иреникуса);
2) Blade of the Equalizer (дропается с Elder Orb в Подземелье Бехолдеров в Underdark);
3) Hilt of the Equalizer (найдете в Подземелье Иллитидов в Underdark);
4) 7.500 GP

The Equalizer , Длинный меч +3/+4

Sonic, 13.05.2007 13:15:16


Эпилог:

У Аномена после общения с главным героем наступил кризис веры. Носило его неприкаянного, носило да и вынесло в какую-то глухомань, в которой злой клерик Ямаш поднял восстание. Аномен занялся организацией отрядов самообороны, подвёл под это дело идеологическую базу и сколотил новый орден, скромно назвав его Последователи Аномена.


Романтика: Аномен с главной героиней сто раз откладывали дату бракосочетания ради очередного приключения, но от своей судьбы не ушли. Элминстер блестяще провёл церемонию, а пьянку главных героев Фаэруна, приглашённых на свадьбу, жители Балдура будут помнить до конца своих дней. После этого супруги удалились на покой.

Aerie принадлежит одной из самых загадочных рас Forgotten Realms - крылатым эльфам. В молодости она была поймана рабовладельцами и продана в цирк, где её показывали публике в клетке. От недостатка движения её крылья ослабели и их поразила инфекция. Чтобы уберечь Aerie от смерти, крылья были жестоко отрезаны. После этого она стала бесполезна для цирка и не погибла только благодаря гном Quayle, который её вылечил как физически, так и духовно. Из уважения к нему Aerie стала покланяться Baervan Wildwanderer, но при этом и не забыла богиню её родной расы - Aerdrie Faenya. С тех пор она путешествует по свету и борется с жестокостью и несправедливостью.


Раса: Крылатый Эльф (Авериэль)
Класс:Клерик \ Маг
Мировоззрение: Законопослушно-добрый


Где найти: В Waukeen"s Promenade города Athkatla, Circus


Эпилог:

Аэри отправилась воевать с рабством во всех его проявлениях, мстя таким образом за свою поломаную жизнь. У неё точно съехала бы крыша, если бы она не встретила группу своих крылатых сородичей. Посещение родины вправило Аэри мозги, она перестала ныть по поводу сломанных крыльев и удалилась работать верховной жрицей в деревню гномов по протекции наставника Куэйла.


Романтика: Аэри и главный герой долгое время тусуются по миру, по дороге родив сына и дочь. Попавшиеся по пути авериэли подсказали дорогу на родину Аэри. Там были обнаружены её родители, тут же благословившие молодых. Свадьба и хэппи энд.


Где найти: Umar Hills, в домике


Эпилог:

Валигар после нескольких лет шатаний по лесам вернулся в Аткатлу, где ему навязали чин Верховного Инспектора. Стал сильным лидером, восстановил честь семьи Кортала, женился и родил сына. Связей, порочащих его, так и не завёл


Эпилог:

Викония ненадолго осела в Уотердипе, но была предана и отправилась странствовать дальше. Разрушив планы Рыцарей Щита по захвату Калимпорта, Викония примкнула к Дриззту До"Урдену и помогла защитить Сулданессалар, за что все эльфы были ей ужасно благодарный. Дальнейшая судьба неизвестна.


Романтика: Главный герой и Викония продолжили путешествовать, а заодно родили сына. Счастье длилось недолго - Викония была отравлена слугой Lolth. Говорили, что папа и сын впоследствии замутили нехилый поход против дроу, но достоверных данных нет.

Jaheira родилась в регионе Tethyr, в котором в то время правил король Alemander. К своей неудаче родилась она в самом разгаре гражданской войны. Её семья была убита разгневанными крестьянами, а сама она спаслась только благодаря служанке, которая вынесла Jaheir"у из рушащегося замка и отнесла в лес к друидам, под присмотром которых та и выросла. Jaheira верит в то, что добившись места под солнцем в своём мире она сможет защищать природу гораздо более эффективно. Но с каждым годом в глазах этой задорной девушки видно всё больше и больше печали. Мир не спешит меняться, а всю больше и больше её друзей остаются на лежать поле боя. Навсегда...


Раса: Полуэльф
Класс: Воин\Друид
Мировоззрение: Истинный нейтрал


Эпилог:

Участие в деле Баала слегка подвинуло крышу Джахейры, и она с маниакальным упрямством взялась за поддержание баланса в мире. Иногда она действовала заодно с Арфистами, иногда одна. Нигде не заерживалась надолго, жила как хотела.


Романтика: Годы странствий сделали союз Джахейры и главного героя нерушимым. Хотя разлучали их на долгие месяцы, но они неизменно возвращались друг к другу. О детях ничего неизвестно.


Где найти: В начале игры, в тюрьме.


Эпилог:

Имоэн вернулась в Кэндлкип, после чего примкнула к Хелбену и Элминстеру. Тусоватся с великими магами ей вскоре надоело и она, по слухам, возглавила воровскую гильдию.


Где найти: В начале игры, на втором уровне подземелья


Где найти: Под Temple District города Athkatla, в Sewers.


Эпилог:

Келдорн ушёл на пенсию и спокойно жил в Аткатле, до тех пор, пока на Эмн не двинулись гиганты. В свои шестьдесят лет Келдорн с пятью рыцарями удерживал стратегически важный проход до прихода основного войска. Удержать ужержали, но для старого воина этот бой стал последним.


Где найти: В Slums District города Athkatla, Copper Coronet.


Эпилог:

Поберсерствовал один, потом убил главу клана дворфов и занял его место. Чтобы не скучать, организовал поход дворфов в Андердарк, чем донельзя удивил и огорчил дроу. Вовремя не отступив из Андердарка, Корган с товарищами попал в окружение, из которого уже не выбрался. Последний раз его видели втыкавшим свой топор в глотку одной из священниц Lolth.

Minsc принадлежит берсеркерам восточной нации Rashemen, но из любви к животным и природе он стал ranger"ом. В регион Sword Coast он прибыл как телохранитель одной из важных персон своего народа. К сожалению он не смог уберечь своего хозяина от смерти, и из страха о публичном изгнании из своего общества он решил остаться на побережье. Все эти невзгоды сказались немного на разуме ranger"a. Так например он очень привязан к своему любимцу Boo, которого он называет миниатюрным гигантским космическим хомяком. Вполне возможно, что такие существа существуют в Forgotten Realms, но похоже в данном случае Minsc"a просто слишком часто били по голове.


Раса: Человек
Класс: Рейнджер
Мировоззрение: Хаотично-добрый


Где найти: В начале игры, в тюрьме.


Эпилог:

Минск и Бу долго грелись в лучах славы, потом собрали партию Кулак Правосудия и отправились с ней громить всех evil"ов в Фаэруне. Громили, громили и пропали без вести.


Где найти: Под Temple Ruins, в тюрьме.


Эпилог:

Мэззи Фентан собрала вокруг себя тусовку Рыцарей Фентан и отправилась с ней совершать подвиги. Массовая резня троллей и орков, свежевание дракона в его собственном логове - вот самые громкие деяния Мэззи и Компании. Дожила до старости.


Где найти: В Slums District города Athkatla, Copper Coronet


Эпилог:

Налия ещё год изучала магию и заводила полезные связи. Вернувшись в родовой замок, она с удивлением обнаружила там Исайю Роенала. От души попинав старого врага, Налия занялась переустройством общества, заслужила любовь аборигенов и отхватила место в Эмнском Совете Шести, где нажила себе кучу врагов из-за своих социалистических взглядов.


Где найти: Trademeet, под Mayor"s House, в тюрьме


Эпилог:

Сернд воссоединился со своим сыном Асдейлом, но зов матери-природы часто отвлекал его от роли воспитателя, и сынок вырос монстром, овладел магией и набрал армию. В сражении погибли оба.


Где найти:


Эпилог:

Сэйрвок прыгал с места на место. В Бердаске разгромил армию наступавших орков, но проявил при этом такую жестокость, что местные жители не знали, кого бояться больше. Появлялся тут и там, затем внезапно исчезал. Говорили, что он пытался штурмовать Ад, но на самом деле Сэйрвок отправился в Кара-Тур похоронить единственную, кого он когда-либо любил, - Тамоко - и больше на сцене не возникал.

Хаэр"Далис


Где найти: Mekrath"s Tower (Athkatla, через Temple District, Sewers)


Эпилог:

Хаэр"Далис перебегал из города в город в поисках неприятностей на свою голову. Познакомился с женщиной-камбионом и отправился с ней в Ад. Случайно поднял восстание на нескольких Кругах, из-за чего на время стал наиболее разыскиваемым преступником во всех измерениях. Хаэр"Далис успешно улизнул в Сигил и примкнул к труппе Раелиса.


Где найти: На последнем этаже Guildhall в Docks District, Athkatla


Эпилог:

Эдвин после победы стал считать себя чрезвычайно крутым магом и сумел подчинить себе группировку Красных Визардов, став их самым могущественным лидером в обозримом прошлом. Попробовал наехать на авторитета Элминстера, и, естественно, на этом его жизненный путь оборвался.


Где найти: В Government District города Athkatla


Эпилог:

Ян Янсен отбыл небольшой срок за контрабанду обезьян, после чего взялся за неё с удвоенной энергией. Вооружив стадо обезьян ножами, скинул известного бандита, хотя сам это отрицал. Впоследствии Ян женился.

Мой редактор в отпуске, сорян за опечатки, если вдруг:).

У меня доброй традицией стало раз в пять лет пробегать Baldur"s Gate: это игра в которой я чувствую себя дома, игра, в которой друзья моего детства никогда не состарятся, шутки при приедаются и градус эпичности не спадает, и даже отель Винтропа останется таким же чистым, как задница эльфа.
Первая часть игры закончилась на том, что ты победил своего злого брата Саревока, который хотел чтобы все печеньки на темной стороне достались лично ему.
Вторая часть, начинается с того, ты приходишь в себя в подземельи и тебя пытает некий гражданин Джон Айреникус, бормоча себе под нос что-то про твой потенциал. Но, чудом, тебе удается сбежать из темницы сырой. Увы, только для того, чтобы узнать, что твою сестру похитили и тебе таки надо её спасать.
Добро пожаловать в Тени Амна - мою любимую часть саги. Здесь воры воюют с вампирами, здесь доки пахнут пеньковыми веревками и звучат чайками, здесь в районе моста в воздухе висит удушливый смрад дубящихся кож, а под покровом ночи совершает свои убийства Свежеватель. Здесь красный дракон нанимает приключенцев поохотиться за собой по-тому, что ему скучно, здесь фанатики поклоняются слепому бехолдеру, и пара бардов-гитаянок выслеживает шпиона иллитидов. Здесь паладин так давно не был дома, что его жена легла в чужую постель, опрочив его, театр провалился в иную реальность, а маленькую крылатую эльфийку держали в клетке, пока гангрена пожирала её крылья. Здесь красный волшебник Эдвин ищет загадочный нетерильский свиток, который дарует ему всё могущество древней магократии, а разбушевавшаяся толпа пытается сжечь жрицу дроу, не разбирая того, что не Паучьей Королевы она жрица. Иногда хочется лечь на эти мостовые - лечь, и обнять свою родную землю. Но они нарисованные, так что - не судьба.

К переизданию второй части относится почти все то же самое, что и к переизданию первой - переделан интерфейс, и из первой части можно импортировать новых спутников - Нииру, Рассаада и Дорна . Ну или просто нанять, если вы проходите вторую часть чистого листа: Дорн стоит напротив Ордена of Radiant Heart в храмовом районе, а Рассаад быстро находится в Trademeet. Я нашей встречей была разочарована - несмотря на то, что я импортировала сейв первой части игры, в которой у нас был роман, Рассаад реагировал так, как будто романа не было. То гадкое чувство, когда ты спал с человеком, а он притворяется, что знать тебя не знает. Ну ладно, я взрослая женщина-полуэльф, я могу справляться с таким уровнем фрустрации. Ну и иди ты в жопу, гражданин монах, в моей партии крутейших персонажей нет место для людей с провалами в памяти.

Что же касается Дорна... Ох. сейчас будет длинная история.
В этот раз я таки разобралась, почему у меня никогда, никогда не срабатывал роман с Haer"Dalis-ом, тифлингом, бардом, авантюристом и актером - роман, оказывается, сделан только до середины, да так и брошен разработчиками. О небеса! Все эти годы, лет пятнадцать уж точно, я думала, что дело во мне! Что остроухий трикстер на падает в мои объятия по-тому, что я делаю что-то не так. Что, может быть, я недостаточно хороша для него. Но нет, блин, скрипт романа брошен на середине!
Так что я оставила попытки любить "Aye, my raven" в ближайших гортензиях и села разбираться, с кем же роман для женщины-протагониста таки есть.

И это, внезапно, Аномен. Аномен, среднее время в моей партии после присоединения было секунд десять - столько, сколько требуется, чтобы войти в его профиль и выгнать его. Он казался мне слишком уродливым, а характеристики у него жалкие. И, потом, кому нужен Аномен, когда можно взять Келдорна, который совсем не такой увечный и утлый. У меня было интуитивное ощущение, что Аномен примерно как Джейкоб из ME2. Ну кому в здравом уме может быть интересен Джейкоб, когда можно закрутить роман с Гаррусом. Что ж, ощущение меня не обмануло, Аномен действительно как Джейкоб - я решила взять его в партию и таки закрутить с ним роман, ведь это контент игры, который я никогда не видела!

Честно говоря, было отвратительно.
Приходилось разбираться с тем, что переживший насилие в детстве Аномен страдает перепадами настроения, вспышками гнева, постоянно истерит на пустом месте и не может вести себя нормально. И он пытался абьюзить романсящую его героиню и в хвост, и в гриву. И после каждого эпизода извинялся, что больше никогда, но потом все повторялось, всё как в жизни. Серьезно? Я - полубог, я герой Балдурс Гейта, и я - терплю постоянные истерики этого чурбана с интеллектом десять?! Десять, Карл. На школьной олимпиаде для полуорков он занял бы последнее место. И мудростью двенадцать. Вот какой он "прекрасный" клерик.
К концу его персонального квеста я уже чувствовала желание не продолжать наши, кхм, отношения, а выбросить его в шлюз без костюма и тут Аномена принимают в рыцари Ордена Сияющего Сердца. Мы выходим из Ордена, спускаемся по лестнице, светит солнце, поют птички, Аномен трепется, что сегодня - лучший день его жизни, я думаю, не пихнуть ли его ногой в гузло и с моста.

И тут я замечаю Дорна ИльХана рядом с лестницей в орден. Погоди-погоди, Аномен, перестать трепаться, там стоит мой камрад, нам надо поговорить. Приветики Дорн, как делишки, сколько младенцев съел, сколько изб поджог, как оно, в общем? Хорошо? А пойдем с нами, я тут преследую сумасшедшего мага-вивисектора, похитившего мою душу и мы прольем море кровищи, пока до него доберемся, ты вроде любишь такое, да? Ну давай, руки в ноги, и пошли.
И тут Аномен мне закатывает такую истерику! Я, говорит, благородный рыцарь, я, говорит, потомок древнего дома, я говорит, безгрешный и добродетельный и я в одной партии с этим монстросити не пойду.
Это кто тут монстросити, осклабился Дорн. Я тебя не оскорблял, между прочим.
А вот и не подеретесь, закинулась поп-корном моя персонажка. А вот и подеремся, решили мальчики.

Дорн достал свой двуручный Ранкор, нанес один удар, выпал крит, и две аккуратные половинки Аномена Делрина украсили мостовую.
Молодец, подумала я. Молодец, зверюга, хороши твои лапищи, а! Как хорошо быть добрым персонажем - можно нанимать злых, чтобы они сделали то, что тебе в душе хочется сделать самому, но не хочется марать руки. Тогда я еще не знала, что в моей душе поселилось зло - и что из погони за Айреникусом я вернусь evil-ом. Но в тот солнечный день, в лучший, а заодно и последний, день в жизни Аномена, стоя над его ошметками, я была счастлива. Абъюзеров - на кебаб!

Так что я одобряю то, как новые сопатийцы добавлены в игру - они смотрятся естественно, пришиты без видимых швов. А Дорн так и вообще доставил этой одной маленькой сценкой мне больше радости, чем расправа над Айреникусом в финале. Которая, по правде говоря, тот еще антиклимакс - он ведь даже не ненавидит тебя, ты понимаешь, что он не может тебя ненавидеть ?

Я в этот раз очень прониклась сочувствием к Айреникусу. Раньше я как-то не вчитывалась в его историю, но в этот раз вчиталась, и узнала, что у него добрый эльфийский боженька, в наказание за попытку обрести бессмертие (как будто это что-то плохое, а) отнял способность испытывать что-то разумное, доброе, вечное и оставил Джона с тем, что в нашей любимой психиатрии называется "аффективным уплощением", с холодом, безразличием и апатией.
Но Джон боролся! Боролся с тем, что у него из души вынули любовь . Он держался за память о любви, затем о память о памяти о любви, но в конце у него не осталось ничего. Он выкрал нашу душу, чтобы заполнить ею эту пустоту, чтобы почувствовать себя живым, как-то обратить назад то, что с ним сделали. И... он не был настолько плохим до того, как его наказали, каким плохим он стал после . По-мому отличная, но жуткая история, про человека, у которого насильно отняли все человеческое (вернее, эльфе, у которого отняли эльфское, ну да суть-то одна). Озвучен он прекрасно, конечно.
Бывали, бывали злодеи в наше время!

После гибели Аномена я легко пережила утрату моего "возлюбленного" и быстро, как говорится, "двинулась дальше".
Примерно через пять минут я уже флиртовала с вампиршей Гексат в ближайшей таверне. И да, у нас тут еще один новый спутник - чистая воровка, в противовес дуалам Йошимо и Имоэнн. Так же, цветная вампирша и лесбиянка. Последний факт изрядно огорчает мужчин-геймеров, которые любят играть за мужских персонажей и очень надеялись романсить Гексат, а она на них смотрит, как на завтрак, с аппетитом и немного плотоядно. Ну, что ж, мне кажется, что это тоже крутой опыт - в жизни наверняка не доведется безраздельно влюбиться в лесби-вампиршу.
Плохо только, что Гексат не такой уж интересный персонаж - ей прописали кучу всяких принадлежностей к меньшинствам, но вот забыли дать личность.
Для женщины-протагониста теперь доступны романы с Рассаадом, Дорном, Аноменом и Гексат. Ума не приложу, зачем и как романсить кого-то из них, впрочем.
С романом с Гексат у меня вышла проблема - он поздно начался, я знаете ли, потратила на Аномена лучшие годны. В результате я косилась на аппетитные формы вампирши между приступами морской болезни на корабле, везущим меня в Спеллхолд, что обычно у меня означает последнюю треть игры. Не успела наша роза зацвести! Впрочем, судя по этому видео, потеряла я немного . Мне она вообще другие фразы выдала, про тоску по своей человечности (клише такие клише) и про то, какие у меня отношения с матерью и хотела бы я детей. По-моему так разговаривать с человеком - идеальный способ обнулить романто-метр в нем.
Ну и зачем вообще нужен чистый вор? К тому же, я обычно таскаю с собой Имоэн из чисто ролеплейных соображений: во-первых она самое близкое к тому, что я могла бы назвать "семьей", во-вторых без неё сюжет игры начинает выглядеть слабовато (не понятно, зачем тебе её освобождать из Спеллхолда, чтобы сразу же выгнать). А два вора в партии еще в два раза ненужнее одного вора в партии. Не хочу Гексат, хочу Бэлота! Убрать тётку, вернуть моего развлекателя The Entertainer, он был веселый.

Кстати, благодаря тому, что в версии под Стим сделали ачивменты, я обнаружила, что никогда не была в одной из локаций, Сity of Caverns, так как всегда выбиралась из Спеллхолда с помощью портала в Андердарк и не выбирала рискнуть и попробывать выплыть с острова на корабле. А там целая карта с квестами про гражданскую войну ящериков. Дела-а-а.

Брать ли "BGII:EE"? Да брать, что уж. Новый интерфейс отличный, а странных толерантных неписей в партию можно не брать. Ползунок сложности сделает нашу любимую игру по переносу золотых панталонов место на место мягкой и шелковистой даже для новичков.

Кстати про панталоны. Все видели отгадку, к чему они были вообще? Если нет,

Рискнете ли вы кинуть кубик, если как минимум один из вариантов броска грозит ужасной гибелью? А таковы, между прочим, будни отважных искателей приключений, блуждающих по миру Forgotten Realms. Здесь фраза «смерть, поджидающая за каждым углом» – это не какое-то пережеванное клише, а констатация факта. Местный мир очень, очень опасен, и смельчака, сошедшего с проторенной дорожки, поджидает много интересных вещей. Некоторые из них удивительны, большинство опасны, и вы не всегда будете способны полностью постигнуть их смысл.

Такая жизнь устроит не каждого. Если где-то есть что-нибудь интересное, то оно захочет вас убить, съесть, сжечь, ударить током, содрать кожу, наложить проклятие, обратить в камень или принести в жертву. И предупреждать вас будут не всегда, в обновлённой версии Baldur’s Gate 2 я умирал, неожиданно заходя в комнату, где толпа чародеев вызывала демона, неожиданно заходя в гробницу с волшебником-мертвецом, неожиданно заходя в логово теневого дракона и неожиданно заходя во взрывающийся магический лес.

Имейте в виду, что все эти смерти и множество других, вовсе не предначертаны, их можно избежать, если подготовиться заранее, и после загрузки и надлежащих приготовлений мои герои без проблем справлялись с некоторыми ситуациями. В остальных всё зависит только от кубика с шансом броска на смерть. Один неудачный бросок может стоить вам жизни.

Пререндеренный задний фон неплохо смотрится на широком экране.

Baldur’s Gate 2 всегда бросала игрокам серьёзный вызов, и возвращение в Enhanced Edition обещало быть захватывающим и любопытным. Здесь вам предлагают не только десятки способов умереть, игра по-прежнему гордится набором правил, базирующихся на эксцентричном и порой выводящем из себя втором издании Dungeons & Dragons. Не забудьте: ваши спасительные броски и класс брони должны быть низкими, а характеристики и броски атаки высокими. В отличие от параметра THAC0 или скорости каста. И ещё: барды могут использовать длинные луки, но не композитные, ясно? Нет, я понятия не имею, почему.

Я бы не хотел обременять непосвящённых этими странными устаревшими правилами, это как изучать мёртвый язык, и во время путешествий по опасному миру возиться со всем этим совершенно не хочется. Но при своём высоком пороге вхождения и построении на почти мистическом своде правил Baldur’s Gate 2 остаётся великолепным, роскошным, примечательным и невероятно масштабным приключением.

До блеска отполированное фэнтези изобилует филигранными деталями и при всей запутанности эффектов заклинаний и правил (поверьте на слово, волшебство крайне важно на поздних этапах игры), его искусно прописанные персонажи и изысканные тексты столь же превосходны, как и прежде. И столь же мрачны. Взглянув на Baldur’s Gate 2 сегодня, можно провести параллели с пост-роком конца столетия, столько в ней историй об обидах, потерях, страданиях и утрате веры. Здесь всё пропитано болью взросления и перемен, и это, возможно, лучшая игра для эмо-культуры, что когда-либо создавала BioWare.

Напоминает уроки алгебры, но демонстрация бросков атаки помогает вам понять, что работает лучше.

Она прекрасна в своей печали. В новом высоком разрешении и широкоэкранном формате Baldur’s Gate 2 и впрямь выглядит очень приятно. На пререндеренном заднем фоне красуются впечатляющие ландшафты, а похорошевший интерфейс не вызывает неприязни. Из перевыпуска предшественника, который получился совсем непослушной зверушкой, были определённо извлечены уроки, и в Baldur’s Gate 2 уже меньше багов и вылетов.

Однако, иногда она всё-таки показывает вам рабочий стол, и заметно, что в дневнике отсутствуют некоторые записи, особенно, когда они касаются нового контента Enhanced Edition. Одна небольшая, но надоедливая странность, заключается в репликах персонажей, накладывающихся поверх других (и даже его собственных), прерывая диалоги и иногда раз за разом повторяя одну и ту же фразу. Во время одного боя с дварфом-оружейником, воинственный кузнец непрерывно ревел «by Moradin’s hammer», снова и снова, и снова, пока я не раскроил ему голову цепом (+4 к атаке, бонус к урону огнём, холодом, кислотой и ядом).

Новые спутники – большинство которых заимствованы из Enhanced Edition для первой части – в целом очень уместное и приятное дополнение. Они отлично вписываются в игру, но выделяются не так сильно, как уже знакомые персонажи, а качество их квестов, диалогов и озвучки не всегда держится на одном уровне. Они предлагают новый опыт и новые возможности (порой в довольно симпатичных локациях), но ваших любимых друзей они не заменят. Для тех, кто просто хочет убивать больше монстров более мощными заклинаниями, включён режим Black Pits. В играх Baldur’s Gate никогда не было недостатка в разнообразии целей для убийства.

Ни одна другая глубокая фэнтезийная игра не могла позволить себе столько несерьёзности.

Основанием для покупки перевыпущенной Baldur’s Gate 2 почти для каждого станет новый контент. Как было в случае с первой Baldur’s Gate, игре приходится конкурировать с копеечным оригиналом, над которым более десятка лет колдовали моддеры. В интернете можно найти фанатские модификации, технические апгрейды и множество дополнительных квестов, бесплатно распространяющихся сообществом, в котором жизнь бурлит и по сей день.

Заново поиграв в Baldur’s Gate 2, нетрудно понять, почему их любовь всё ещё не иссякла. Игра такая большая, такая насыщенная, и эти попытки что-то в неё добавить выглядят как ещё один слой глазури на роскошном торте, даже, если это не самый лакомый из ингредиентов. Можно просидеть в ней все выходные и увидеть лишь малую долю того, что игра может предложить. Ей нужно посвящать всего себя.

Так что, если вы не хотите заморачиваться с модами, но всегда хотели бы игру 13-летней давности, что выглядит и играется приятнее старого оригинала, это идеальный выбор. Если вы заядлый фанат, чувствующий, что просто обязан посмотреть на новых спутников и квесты, которые больше нигде не найти, то это и ваш выбор. В ином случае, стоит внимательно приглядеться к разным модификациям, с приличным набором которых Baldur’s Gate 2 будет работать не менее стабильно, чем Enhanced Edition: вас будет немного потряхивать на кочках, но вы успешно преодолеете весь путь.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!