Барельефы летнего дворца. «Минерва, окруженная военными трофеями»

Как известно, Северная война началась для русских с "Нарвской конфузии". Шведы до сих пор охотно поют песни про то, "как пришел царь Петр, сам большой и войска как грязи, не щадя ни мужчин, ни женщин, ни детей в колыбели - пригласить фру Нарву на танец, а она не пошла. А насильно не вышло - защитники в крепости не отдали свою ингерманландку" . Но слушая эти (честно говоря, довольно заунывные) песни, не будем забывать, что всего через четыре года "фру Нарва" сдалась Петру. В знак дефлорации "гордой ингерманландки", в 1705 году в Нарве по проекту Д. Трезини были воздвигнуты триумфальные Императорские ворота, декорированные скульптурами и гербом России. А в 1708 году Петр I распорядился перестроить по образцу триумфальных ворот в Нарве главные ворота Петропавловской крепости - Петровские:

Ворота первоначально имели каменную арку и деревянный верх, а в 1716-1717 годах под руководством Трезини ворота были перестроены в камне с сохранением прежних форм.

Аттик ворот украшает деревянный барельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром", символизирующий победу русских над шведами.

В центре рельефа красуется Петр I в одеянии триумфатора, указывающий рукой на первоначальный, деревянный собор Петра и Павла:
В тимпане фронтона находится горельеф с изображением благословляющего бога Саваофа.

На фронтоне стояли фигуры апостола Петра, двух ангелов с трубами и двух добродетелей - Благочестия и Надежды. Скульптуры и резьбу верхнего яруса выполнил немецкий резчик К. Оснер-старший.

В нишах ворот установили скульптуры (предположительно, они были созданы по рисункам французского скульптора Н. Пино), олицетворяющие благоразумие

и храбрость:

а по бокам, на отдельных постаментах - фигуры Марса и Нептуна. Над аркой ворот укреплен российский герб, первоначально выполненный из дерева. В 1720 году деревянный герб был заменен свинцовым, который отлил французский литейщик Ф. П. Вассу.
В 1722 году он был раскрашен и позолочен мастером А. Захаровым.

В волютах верхнего яруса расположены рельефы с воинскими доспехами.

Хотите, не выходя из дома, совершить прогулку по легендарному Санкт-Петербургу? Тогда присоединяйтесь к нам. Вместе сегодня мы побываем в самом интересном уголке Северной столицы, осмотрим Петровские ворота Петропавловской крепости на Эта самое посещаемое туристами место города. Уникальное строение сегодня стало настоящим заповедником, который рассказывает нам про минувшую эпоху. Надо здесь побывать хоть однажды, чтобы оценить ее красоты и мощь. На сегодняшний день это один из немногих памятников старины, которые дошли до нас в неизменном виде. Петровские ворота Петропавловской крепости провожают туристов в уникальный музей истории Петербурга.

Путешествие начинается

Невозможно узнать Питер, не побывав здесь. Это не просто страничка истории, а символ города, Сегодня мы поговорим не только про Петровские ворота Петропавловской крепости, но и заглянем внутрь нее. Сразу предупредим туристов, что прогулка по Заячьему острову бесплатная. Но не забывайте брать с собой наличные, потому как здесь есть еще масса мест, вход в которые требует приобретения билетов.

Итак, впереди видны Петровские ворота Петропавловской крепости. Путь к ним лежит через Это легендарный объект, который заслуживает того, чтобы ему уделили определенное время. Его построили на месте первой петербургской переправы. Только представьте себе, несколько веков он украшает собой это место. Правда, мост претерпел некоторые изменения. Самая первая конструкция была разводной, деревянной. Так было задумано с расчетом, что в случае нападения врача его легко можно поджечь и отрезать путь к крепости.

Однако немного позднее конструкцию немного изменили. По обоим сторонам достроили красивые арки. В результате таких модернизаций мост стал намного длиннее и шире. После этого мост пережил еще немало изменений. Но самые значительные перемены произошли уже в XX веке. Мост стал пешеходным. На сегодняшний день это еще и прогулочная мостовая с красивыми фонарями и ограждениями.

Вас встречает памятник зайцу

Перед вами возвышаются Петровские ворота Петропавловской крепости. Фото на память сделать нужно обязательно, чтобы показывать эту красоту всем друзьям и знакомым. Но давайте еще немного подождем и посмотрим налево. Там, на сваях, сидит небольшой зайчик. В самой статуе ничего особенного нет, но живет красивая легенда, которую любят рассказывать туристам. Согласно ей Петр 1 на этом месте подобрал крошечного зайца, который спасаясь от наводнения, сам прыгнул ему в руки. Теперь это ушастый талисман крепости. Говорят, что если кинуть ему монетку и загадать желание, то оно исполнится.

Уникальный памятник российской архитектуры

Перед нами Петровские ворота Петропавловской крепости. Описание их может занять очень много времени, но сегодня нам придется быть очень краткими. Построены они были еще в 1708 году. Несколько столетий уникальное в своем роде произведение искусства удивляет своим внушительным видом. Это работа не одного мастера, над созданием шедевра трудились тысячи людей, каждый из которых внес свой вклад. Однако отец-основатель масштабного проекта под названием Петровские ворота Петропавловской крепости - архитектор Особую красоту им придает деревянное, резное панно. Его создал выдающийся скульптор и резных дел мастер Конрад Оснер. Панно - это символ победы в войне 1700 - 1721 годов. Именно это событие и стало точкой отсчета зарождения Российской Империи.

Парадный вход в крепость

Не откажете себе в удовольствие совершить такую экскурсию. Перед вами уникальные Петровские Петропавловской крепости города. Это единственный в своем роде памятник, который дошел до наших дней со времен Петра I. Знаменитый архитектор, подаривший миру это чудо, создал классический по тем временам образец парадных ворот. В нижнем ярусе был сделан арочный вход в крепость, а верхняя часть играла исключительно декоративную роль.

Петра творенье

Возможно, ворота бы так и остались прекрасной аркой, если бы не специфическое веяние того времени. Символическое отражение деяний Петра должно было обязательно быть запечатленным и сохраненным для потомков. Если вас интересуют статуи и барельефы, то обязательно приходите посмотреть на Петровские ворота Петропавловской крепости. Скульптуры, украшающие этот памятник достойны восхищения. Запаситесь свободным временем, чтобы как следует все рассмотреть.

Резное панно по центру высокого, полукруглого фронтона изображает сцену «Низвержение Симона апостолом Петром». При этом побежденный - это, скорее всего, Карл XII, а победитель сам царь. Готовьтесь удивляться дальше. Здесь наблюдается настоящее смешение эпох, потому как по обеим сторонам от прохода расположились две статуи Афины. Древнегреческая богиня Афина Паллада в доспехах с правой стороны, Полиада (градоправительница) с зеркалом и змеей с левой стороны. Все это композиция обозначает, что город под надежной защитой.

Общее впечатление

Когда впервые видишь это грандиозное сооружение, то чувствуешь невольное благоговение перед мастерством его создателей. Выполнены они в вычурном, пышном стиле барокко. Поверхность фасадной стены обработана рустами. За счет этого она до сих пор сохраняет свой рельеф, несмотря на проходящие мимо века. Стена первого яруса прорезана глубокими нишами. В них установлены аллегорические скульптуры. Тематика - война и мудрость. Дальше каждый может достраивать ряд самостоятельно. Все скульптуры выполнены в намазной технике. Второй ярус ворот украшают волюты и лучковый фронтон. Просто удивительно, что такая красота создавалась в качестве ворот боевой крепости. Правда ей ни разу не пришлось выдерживать осаду.

Символ России

С 1720 года было решено увенчать арку ворот гербом, в форме двуглавого орла. Выполнен он был из свинца, великим скульптором Франсуа Вассу. Годом позже в композицию внесли изменения. Огромное сооружение, весом более полутора тонн, было расписано и позолочено мастерами Александром Захаровым и Иваном Уваровым.

Создание этой скульптуры тоже имеет свою историю. По преданию, место, где сегодня стоят ворота, определил сам царь. Он срубил две молодых березки и установил их в виде арки, обозначив место, где будет вход в крепость. В это время послышался шум крыльев, и Петр со своими приближенными увидели парящего орла. Он сел на созданную арку, что было воспринято как доброе предзнаменование. Держа птицу на руках, царь прошел через березовую арку и сел на корабль.

Образ орла

Он знаком каждому россиянину с детства, но на воротах выполнен особенно красочно. Фигура птицы, увенчанная царскими регалиями, расписано настолько мастерски, что и сегодня очень красива. Особенно тщательной является отделка помещенного на груди орла красного щита. На нем нанесена очень символичная картина, Георгий Победоносец, который побеждает змея. В своем выборе Россия не была оригинальна, она просто заимствовала свой герб у Византии. Это демонстрирует преемственность традиций.

Реставрация

К сожалению, время берет свое. К концу XVII века стали заметны признаки разрушения. Чтобы остановить их время от времени выполнялся ремонт. Ворота покрывали известью, а после этого и штукатуркой. Толщина слоя к нашему времени достигал 15 см. А поскольку интерес к памятникам старины только рос, было принято решение вернуть ту красоту и величие, которыми отличаются Петровские ворота Петропавловской крепости. Реставрация началась в 1951 году, после того, как уникальный, исторический объект был поврежден при военном обстреле. За дело взялись архитекторы А. А. Кедринский и А. Л. Ротач. В результате мы увидели практически точную копию того варианта ворот, которые были созданы несколько столетий назад. Весной 2008 года в крепости проводились незначительные ремонтные работы, которые носили поддерживающий характер.

Экскурсии

Если вам интересна история родной страны, то нужно обязательно выбрать время и всей семьей совершить экскурсию. Петровские ворота Петропавловской крепости для детей будут не менее интересны, чем для взрослых. Однако, чтобы поход был еще и познавательным, желательно воспользоваться услугами опытного гида. Рассказы про эпоху царствования Петра I настолько захватывающие, особенно здесь, перед уникальной крепостью, созданной еще при его жизни. Однако на осмотре Триумфальной арки экскурсия не заканчивается.

Впереди великолепный музей, который по страницам расскажет вам историю великого государства. Петропавловская крепость сама по себе интереснейший памятник. Мальчики с большим интересом осмотрят ее бастионы, а также орудия. Пушка, стреляющая в полдень, расположена в бастионе Нарышкина. У подножия крепости представлено несколько крупных орудий. А девочки, которых мало интересуют военные трофеи, могут посетить Собор или одну из выставок в музее, которые постоянно меняются.

Александра Невского по праву называют одним из величайших полководцев. Он - символ воинской доблести и славы. А также небесный покровитель Санкт-Петербурга.

Бронзовая скульптура Александра Невского возвышается сегодня на гранитном постаменте и обращена в одну сторону со всадником медным, будто совершая единый поход. Об истории создания скульптуры Лидия Виэльба.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Сегодня Петербург не представить без бронзовой фигуры Александра Невского в воинских доспехах. Это пятый конный памятник в Петербурге. Кажется, он стоял здесь всегда, с момента, как на площади появился мужской монастырь - Свято-Троицкая Лавра, названная именем великого князя».

— Если бы его не было, было бы как-то пусто!
— Напоминание петербуржцам, что нас охраняет такой великий полководец.
— На фоне ансамбля считаю вписался.

На самом деле о выборе места спорят до сих пор. Увековечить память полководца хотели еще в начале ХХ века. Но устанавливать светский монумент воину рядом с духовной обителью тогда считали кощунством.

Спустя век этические разногласия утихли. Но образ князя не понравился автолюбителям. За указующий жест его окрестили «Регулировщиком».

НАДЕЖДА ЕФРЕМОВА, старший научный сотрудник музея городской скульптуры:

«Были случаи, когда не справлялись с управлением, влетали в ограду. Конечно, он живет вместе с большим городом».

Бронзовому полководцу всего 15 лет. Его создатель Валентин Казенюк после победы в конкурсе лучших проектов написал: «Если поставлю памятник на площади перед Лаврой, то на следующий день могу умирать».

Он ушёл из жизни раньше. И доверил завершить образ, над которым работал тридцать лет, ученику Александру Пальмину.

Скульптор хорошо помнит жаркое лето 1999, когда глина высыхала и рассыпалась прямо в руках. Что говорить о пятиметровой фигуре. В своей мастерской он развенчивает миф, будто в барельефах есть частичка мощей святого благоверного князя.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН,

«Я сам узнал об этом случайно, мне задали вопрос: «Правда ли там частички?» На счет частичек мощей я не знаю, насчет частицы моей души - в этом памятнике точно есть, и Валентина Григорьевича».

9 мая 2002 года бронзовый всадник занял своё место на гранитном постаменте. На открытие приехали первые лица во главе губернатором Владимиром Яковлевым.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН, скульптор, соавтор памятника Александру Невскому:

«Это сделал Валентин Григорьевич Казенюк. Он сам сказал, что похож на тебя получился. Специально сделал помоложе, помужественнее, чтобы, не дай бог, сказали, что похож на меня, но тем не менее».

Есть в образе и другое безусловное сходство, которое сразу подметили ленинградцы. В лице воина увидели черты легендарного актера Николая Черкасова, который за роль в фильме «Александр Невский» удостоился ордена Ленина.

Барельефы на памятнике появились не сразу. Они украсили гранитный постамент спустя несколько лет. Александр Пальмин убежден: автор и учитель Валентин Казенюк идею бы поддержал.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Тем более на одном из них - сцена битвы на Неве в 1240 году, когда новгородцы, возглавляемые великим князем, разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. После этого Александра Ярославича и стали называть Невским».

Петровские ворота - один из шедевров петровского барокко, творение одного из первостроителей Санкт-Петербурга и создателя Петропавловской крепости Доменико Трезини.

Петровские ворота

Петровские ворота , Петропавловская крепость

По сути это не просто парадный въезд в Петербургскую крепость, а первые триумфальные ворота на Руси. Возведены ворота были в честь освобождения приневских земель от шведов, и до постройки Иоанновского равелина были главным входом в крепость. Петровские ворота расположены в Петровской куртине, между и .
В камне Петровские ворота с резными деревянными украшениями были возведены в 1708 году, а в 1716-1717 были годах перестроены, по проекту Доменико Трезини. Арку ворот венчает красивый аттик с полукруглым лучковым фронтоном, который украшает деревянное резное панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» созданное скульптором Кондрата Оснера. Это панно перенесено с ворот 1708 года постройки. Изображение на панно аллегорически символизирует победы России в Северной войне (Симон отождествляется со шведским королём Карлом Двенадцатым, апостол Пётр - с Петром Первым). Высота панно составляет 3,35 метров, а ширина деревянного барельефа составляет 4,9 метров.
На фронтоне аттика представлен горельеф с изображением бога Саваофа дающего благословления. В нишах ворот помещены статуи, созданные французским скульптором Николя Пино: справа аллегорическая фигура символизирующая Храбрость (богиня войны Беллона 1 в воинских доспехах), а слева статуя - Благоразумие (Афина или Минерва, богиня мудрости и ремесел, которая держит в руках зеркало и змею). Ниже падающего жреца Симона расположено изображение крепости, а перед крепостью - фигура полководца (по одним данным в качестве полководца изображён Петра Первый, по другим данным это Александр Невский).
В августе 1720 года над аркой ворот был установлен российский флаг, выполненный из свинца мастером Франсуа Вассу (до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб»). Также, ранее, скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь несохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами. Картуш ворот представляет скульптурное изображение чёрного двуглавого орла со щитом на груди.
Петровские ворота - уникальный памятник, уникальность которого, в первую очередь, заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала 18 века.

1 Беллона (у греков - Энио) - в мифах древних римлян богиня войны (имя Беллона - от беллум, война). Считалась матерью (иногда сестрой или кормилицей) Марса (Ареса) и богиней подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение. Со времени войны 458 года до нашей эры ей был посвящён храм, возле которого проходила церемония объявления войны: глава коллегии жрецов-фециалов бросал копьё на участок, символизировавший вражескую землю. С I в. до н.э. Беллону отождествляли с богиней Ма, и культ стал носить оргиастический характер. Сначала римским гражданам запрещалось в нём участвовать, служители Беллоны вербовались из чужеземцев. Жрецы Беллоны (беллонарии) носили чёрное одеяние и колпаки, имели двойные секиры. Особенно культ Беллоны был популярен в Римской империи в III в.

Фото Петровских ворот

Фотографии Петровских ворот Петропавловской крепости Петербурга.

Врата Петра

Картуш Петровских ворот

Картуш Петровских ворот в виде российского герба.

Резное панно Низвержение Симона-волхва

Резное панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром над Петровскими воротами Перопавловской крепости.

Глухая амбразура

Заделанная амбразура, глухой проём внутри Петровских ворот. Амбразурный проём - выход из одной из (секретные ходы внутри крепостных стен) не для ружей, а для пушек, отсюда должен был вестись огонь по ногам в случае если враг преодолеет первые створки ворот.

Фонарь внутри Петровских ворот

Фонарь на циркульном своде внутри Петровских ворот.

Створка Петровских ворот

Створка Петровских ворот. Интересный факт - радом с соседним створом Петровских ворот стояла караульная будка в которой спал караульщик в советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России», ну а гигантские матрёшки, в которых прятались от льва герои фильма, скатывались с аппарели-пандуса Государева бастиона.

Тыльная сторона Петровских ворот

Обратная, тыльная сторона Петровских ворот, это мы сидели поздней осенью в небольшом летнем кафе, в начале центральной аллеи Петропавловки попивая горячий сбитень.

Статуя Благоразумие у Петровских ворот

Статуя Благоразумие (Афина или Минерва) у Петровских ворот Петропавловской крепости (с левой стороны)

Когда мегаполис может похвастаться глубокой историей, в нем всегда в изобилии обнаруживаются шедевры искусства. Нового гостя Петербург непременно поразит грандиозностью зданий. Архитектура – безусловно, визитная карточка города, ведь это то, что проносится за окошком туристического автобуса. Но что является ожерельем такого зодчества? Жемчугом на его рельефных формах? Это, конечно же, горельефы и барельефы, украшающие массивные стены зданий.

Сталинский ампир, экспрессивное барокко и царственное рококо – излюбленные стили мастеров скульптуры. Практически каждое историческое сооружение города принадлежит эпохе Возрождения. Каменные изваяния инкрустированы лепниной – барельефами и горельефами.

Последние, в отличие от барельефных фигур, практически уподобляются полноценным статуям. Горельефы, как правило, больше чем наполовину выступают из стен. Петербургские стены и подмостки изобилуют подобными изваяниями. Рассмотрим самые изящные и самые популярные из них.

Триумфальные оды

Так называемые летописные барельефы, отражающие то или иное историческое событие, встречаются в Питере чуть ли не на каждом шагу. И, пожалуй, отправной точкой и центром петербургской истории всегда остается Дворцовая площадь. Здесь собрано колоссальное количество достопримечательностей и элементов искусства на квадратный метр. Окруженная стенами Зимнего дворца и Главного штаба, площадь олицетворяет эпицентр, с которого развивалась история Петербурга. Самое популярное здание в городе не лишено рельефного украшения. Триумфальная арка Главного штаба – узнаваемый символ города. Ее самый выразительный элемент – шестерка резвых лошадей, влекущих колесницу с богиней Никой. А на стенах увековеченного триумфа сторожат часовые со щитами. Сторожат уже с 1828 года – даты постройки арки.

Еще один символ превосходства над врагами – Нарвские триумфальные ворота, построенные Стасовым в 1827–1834 годах: снова шестеро коней несут за собой колесницу, а в ней восседает богиня победы. Зеленоватая арка, напоминающая малахит, была построена в память о Бородинском сражении. В нескольких местах ее украшают золотистые надписи о решающих боях тех времен.

Петровские ворота – главный вход в Петропавловскую крепость – также именуют Триумфальной аркой. Изначально ворота были построены из дерева (1707 год). Каменными их сделал итальянский архитектор Д. Трезини в 1716 году. Однако барельеф на воротах до сих пор сохранился деревянный и повествует он о низвержении волхва Симона апостолом Петром. Венчает арку изображение бога Сафаофа, а по бокам библейскому содержанию барельефа противопоставляется мифологический сюжет в виде статуй древнегреческой воительницы Афины.

Дворцовые барельефы

Также украшен символическим барельефом фасад Михайловского замка 1798 года постройки. В частности, в треугольном фронтоне главного входа присутствует лепнина мифологического содержания, где изображена богиня истории, записывающая в своих скрижалях славу России. Скульптором барельефа был П. Стаджи.

Ярко-желтое здание на Английской набережной с надписью на фризе «От государственного канцлера графа Румянцева на благое просвещение» некогда было особняком Румянцева. Проект построен в 1740-х годах и по тем временам считался довольно эффектным. Треугольный фронтон содержит горельеф с изображением Аполлона на Парнасе среди девяти муз и их матери Мнемозины, созданный по замыслу скульптора И. Мартоса. Теперь в здании разместился Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Религиозные мотивы

Не к дворцовым, но все же к величественным барельефам можно отнести фронтоны Исаакиевского собора. Южный фасад содержит барельеф 1839–1844 годов под названием «Поклонение волхвов», где передается сюжет рождения младенца Иисуса и прихода к нему волхвов с дарами. На восточной стороне барельеф под названием «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» повествует о попытке римского императора пересмотреть христианское учение. Северный фронтон изображает сцену «Воскресение Христа», а западный содержит барельеф 1842–1845 годов, описывающий встречу Исаакия Далматского с императором Феодосием, – символ единения духовной и царской власти.

Осмотреть удивительные барельефы питерских зданий труда не составит: множество из них располагаются в историческом центре города, так что можно составить специальный маршрут и прогуляться вокруг Дворцовой площади. Недалеко, на Невском проспекте, удобно остановиться в гостинице



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!