Басня стрекоза и муравей - крылов иван иван андреевич.

Писатели в своих нравоучительных произведениях высмеивают человеческие пороки. В басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» мы также видим недостатки людей через образы героев и узнаем основную мысль, мораль, которую автор приготовил для читателей.

Каждое нравоучительное произведение содержит мораль: основную мысль, которую хотел передать нам автор. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» также содержит ее. Она, как полагается в таких произведениях, находится в самом конце. А перед ней разворачиваются целые события перед читателями, показывающие в лице муравья и стрекозы человеческие качества и пороки.

Всё начинается с того, что И. А. Крылов рисует перед нашими глазами то, как лето сменилось холодною зимою, поле помертвело, и настали холод и нужда. Стрекоза не готовилась к такому, все лето она пропела и прорезвилась. А теперь ей не до песен, хочется поесть и согреться, да нечего и негде. Она обратилась с просьбой к муравью, который всё лето трудился, чтобы подготовиться к зиме. Он ответил стрекозе сарказмом, сказав ей, что раз она пела, то пусть идет попляшет.

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» показывает нам как пороки, так и положительные качества людей. Ведь насекомые-герои подобраны для высмеивания человеческих недостатков. В образе стрекозы автор показывает ту категорию людей, которые не задумываются о будущем. Они ленивые, и образ жизни у них праздный. Когда наступают тяжелые времена, они пытаются спастись при помощи чужого труда. Не случайно автор выбрал в качестве одного из героев такое насекомое, как стрекоза. Ведь в народе легкомысленных людей часто так и называют. Муравей же с древних времен олицетворяет собой образ трудяги, который всегда занят благоустройством своего жилища и поиском запасов.

Мораль басни

Любое нравоучительное произведение заканчивается тем, что автор подводит читателей к основной мысли. Басня Крылова «Стрекоза и муравей» имеет следующую мораль: всегда наступает такой момент, когда за свое безделье придется расплатиться. Поэтому нужно уметь не только развлекаться, но и трудиться.

Эта басня актуальна всегда, ведь она показывает нам, как кто-то пытается выжить за счет чужого труда, не делая для этого ничего. В реальной жизни всегда найдутся люди-«стрекозы» и люди-«муравьи». Одни хотят только развлекаться, а другие думают о будущем. Это и показывает нам басня Крылова «Стрекоза и муравей». Мораль басни: каждый пожинает свои плоды.

Заключение

Басня Крылова «Стрекоза и муравей» при помощи своих героев показывает нам два типа людей: праздных и трудящихся. Однако всё-таки стоит задуматься о том, что эти образы не просто противоположные. Они также изображают две крайности: чрезмерное разгильдяйство и чрезмерное трудолюбие. Нужно уметь и работать, и отдыхать, но стоит помнить, что первым делом - работа, ну а после - отдых и развлечения.

Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point , текстовый редактор Microsoft Word.

Структура презентации: (Приложение 1 )


п\п
Структурные элементы Временная реализация № кадра
1 Организационный момент 2 мин. №1, 2
2. Изучение новой темы 6 мин. № 3-5
3. Работа над басней Л.Н.Толстого «Стрекоза и муравьи» 15 мин. № 6, 7
4 Самостоятельная работа в тетради 5 мин. № 8
5. Сравнение басен. 5 мин. № 8
6. 2 мин. № 9-11
7. Домашнее задание 2 мин. № 12
8. Подведение итогов работы. 2 мин. № 13

1. Титульный лист.
2. Эпиграф урока.
3. Тема урока.
4. Портрет писателя и краткая биография.
5. Памятник И.А.Крылову.
6. Выдержка из басни «Стрекоза и Муравей»
7. Алгоритм чтения басни.
8. Сравнение трёх басен.
9. Объяснение выражений.
10. Вопросы для повторения.
11. Кроссворд.
12. Домашнее задание.
13. Желаю удачи.

Целесообразность использования медиапродукта на уроке:

1. Недостаточное количество информационного материала в учебнике;
2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем сведений и показа демонстрационных фрагментов.

План урока:

№ п\п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

1. Организационный момент Проверяет готовность к уроку Проверяют свою го товность к уроку 2 мин.
2. Подготовка к восприятию. Предлагает прочитать эпиграф к уроку. Читают эпиграф, делают вывод о том, чьи басни будем читать. Чтение вступительной статьи. 3 мин.
3. Изучение новой темы. Обсуждение рассказа «Потерянный день» Высказывание предположений. 3 мин.
4. Инсценирование басни подготовленными детьми. Словарная работа Работа над словом: басня, мораль, баснописец. Участвуют в инсценировке. Чтение басни детьми, используя приём разночтения. 10 мин.
5. Алгоритм чтения басни. Словарная работа. Предлагает прочитать басню про себя. Работа над словом (ирония, аллегория) Дети читают. Выясняют своё отношение к Стрекозе и Муравью. 5 мин.
6. Работа над баснями. И.И.Хемницера «Стрекоза» и Л.Н.Толстого «Стрекоза и муравьи» Прочитать, выполнить задания в учебнике. Читают, отвечают на вопросы, выполняют задания в тетради. 10 мин.
7. Сравнение трёх басен. Заполнить таблицу В тетради дети заполняют таблицу. 5 мин.
8. Закрепление, систематизация полученных знаний и умений. Отгадывание кроссворда Отгадывают кроссворд 2 мин.
9 Домашнее задание Объясняет домашнее задание Слушают, записывают задание в дневнике 2 мин.
10 Подведение итога урока Задаёт вопросы Отвечают на вопросы. 3 мин.

Учебные задачи:

  1. Познакомить с баснями русских баснописцев;
  2. Учить работать с текстом басни, правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни;
  3. Учить сравнивать басни разных баснописцев (форма, содержание, сюжет, мораль)

Учебные умения:

  1. Правильно называть басни и определять мораль;
  2. Выразительно читать тексты басен.

Оборудование: компьютер, проектор, портрет И.А.Крылова, иллюстрации к басням, басни, учебник литературного чтения, рабочая тетрадь по литературному чтению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайды 1, 2)

Прозвенел звонок на наш урок.

Учитель. Доброе утро, дети. Мне приятно Вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Итак, мы готовы к уроку чтения. Начинаем наш урок.

II. Подготовка к восприятию

У . Проведём игру «Вспомни и назови»

(Детям предлагаются отрывки из знакомых басен, изученных ранее. Лена, Антон, Света).

1. «Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед Вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог он получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом». (Эзоп. «Ворон и Лисица»).

2. «У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем;
А вот о том, как в баснях говорят».

(И.А. Крылов. «Волк и Ягнёнок»)

«Когда в товарищах согласья нет,
на лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука».

(И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»)

«Голодная кума-лиса залезла в сад;
В нём винограду кисти рделись».

(И.А.Крылов «Лиса и виноград»)

Кто не слыхал его живого слова? (Слайд 2)
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.

(М. Исаковский)

III. Изучение новой темы (слайды 3-5)

Учитель показывает детям портрет баснописца на экране.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.
Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. В 1809 - 43 создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Н. В. Гоголь назвал басни И. Крылова "...книгой мудрости самого народа".
Биография.
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде. Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать в Петербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но для Крылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении 1786 - 1788 Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах.
9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Учитель. Валентина Осеева предлагает нам короткий рассказ "Потерянный день". Как вы думаете, о чем может идти речь?

Дети высказывают предположения.

А сейчас мы прочитаем этот рассказ.

Дети читают рассказ и подчеркивают слова, в которых заключен главный смысл.

Что понял мальчик? Что поняли вы?

Дети. Мальчик понял, что каждый день он должен прожить так, чтобы было интересно, а главное – полезно.
– Надо стремиться узнавать новое и помогать людям, которые тебя окружают.

У. А вот что однажды произошло, когда были потеряны дни.

IV. Знакомство с новым разделом: чтение названия и вступительной статьи

Басня это короткий рассказ, в которых действуют животные, растения, вещи и подразумеваются люди, их поступки, поведение. Басня – иносказательное произведение. Оно содержит иной, скрытый смысл.

Мораль – нравоучение.

У. Кого можно назвать баснописцем?

– Над чем смеёмся мы? (Глупостью, зазнайством, грубостью, жадностью, хитростью, упрямством, лицемерием).

V. Инсценирование басни подготовленными детьми

Словарная работа Дети инсценируют басню. (Даша, Вова, Ира). Дети дважды читает басню "Стрекоза и Муравей", используя прием разночтения одного и того же текста: осуждения и любования.

У. Что вы поняли?
Д. Сначала Ира, Вова и Даша прочитали басню, осуждая Стрекозу за ее беспечность, легкомыслие, ветреность. А когда Миша читал ее второй раз, мы вдруг увидели, как вы любуетесь изящной, красивой Стрекозой, хрупким созданием природы – живым нарядным цветком.
У. Я предлагаю вам прочитать басню про себя, а потом мы послушаем, какие чувства передаст при чтении каждый из вас. Вы можете передать только то чувство, которое испытываете сами.

Алгоритм чтения басни: (слайды 6-7)

  1. Определите задачу чтения.
  2. Выберите тон чтения: речи героев, морали и пояснений автора.
  3. Подчеркните интонацией ироничное отношение к героям басни.

Дети читают про себя, вслух, потом все вместе пытаются разобраться, как же они относятся к Стрекозе и Муравью.

– А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

Ответы детей. Мнения могут разделиться.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Аллегория – слово греческое, в переводе оно означает «иносказание»

В баснях образ
Лисы – хитрость и льстивость.
Волка – грубость и жадность
Осла – глупость и упрямство
Муравья – трудолюбие и старательность

Физминутка

Стрекоза

Вот такая стрекоза,
Как горошины, глаза.
А сама, как вертолёт,
Влево, вправо, назад, вперёд.
И на травушке роса,
Мы ладошки отряхнули, улетела стрекоза.
Попрыгунья испугалась,
Только песенка осталась.

VI. Работа над басней И.И.Хемницера «Стрекоза»

Ознакомительное чтение учащимися, выполнение заданий в учебнике. Повторное чтение по частям. Приложение 2

VII. Работа над басней Л.Н.Толстого "Стрекоза и Муравьи"

Запись на доске:

Осенью у муравьев подмокла пшеница; они ее сушили. Голодная Стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: "Что же ты летом не собрала корму?" Она сказала: "Недосуг было: песни пела". Они засмеялись и говорят: "Если летом играла, зимой попляши".

Дети читают басню вслух.

VIII. Самостоятельная работа в тетради (слайд 8)

Сравнение басен. В это время выделяю группу ребят, в которую входят (Антон, Света, Даша, Вова, Настя). В помощь – стр. 36 учебника.

У. Какую басню вам интереснее было читать: первую, вторую или третью?
Д. Обе басни рассказывают об одном событии. Но Толстой пересказал басню Эзопа прозой. У него нет созвучий – рифм. А басня Крылова стихотворная, мелодичная, звучная, поэтому ее читать легче.
У. Как вы понимаете выражения, записанные на доске? Прочитайте сначала первые два выражения, а потом – третье и четвертое.

На доске (слайд 9):

1. Зима катит в глаза.
2. Неожиданно наступила зима.
3. В мягких муравах у нас.
4. В мягкой траве у нас.

– Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?
Д. Стихотворные строчки Крылова певучие, складные, поэтому их легко читать и легко запоминать.
У. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Объясните, какие недостатки людей высмеиваются, выставляются напоказ Крыловым в этой басне.
Д. Он осуждает беспечность (надо думать о завтрашнем дне), черствость и эгоизм.

IX. Закрепление, систематизация полученных знаний и умений (cлайд 10)

Кроссворд "Басни Крылова" (слайд 11) Приложение 2

Дети заполняют кроссворд; по мере отгадывания на доске вывешиваются рисунки – отгадки героев басен. За правильный ответ – жетон.

X. Домашнее задание (слайд 12)

У. Дома выучите наизусть басню Крылова "Стрекоза и Муравей", нарисуйте одного из героев.

XI. Подведение итогов урока (слайд 13)

Список литературы:

1. Л.А.Ефросинина Учебник «Литературное чтение».
2. Л.А Ефросинина Рабочая тетрадь.
3. И.А.Крылов Басни.
4. И.Тумакова Басни Крылова: играя, учимся.//Литература, № 14, 2005 стр. 12-14.


Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться, Мы пришли сюда учиться.


К каким произведениям эти иллюстрации ?



« Люблю, где случай есть

пороки пощипать»

И.А. Крылов


Басня

  • это литературный жанр с краткой формой повествования,
  • где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки.
  • В басне обязательно есть мораль,

которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.


Разминка

Без работы хоть убей,

Жить не может муравей.

Над лугом, где пасутся козы,

На крыльях прозрачных порхают стрекозы.


Красавица

ветреная

беззаботная

веселая

Заботливый

Умный

Труженик



ВОПРОС УРОКА :

Мораль басни

И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».


Макет обложки

И. А. Крылов

Стрекоза и

муравей


Не страшно

не знать чего-то.

Главное понимать,

как найти нужную информацию,

из каких источников.


Как работать в парах.

  • Работай дружно.
  • Спокойно высказывай своё мнение.
  • Уважай мнение другого.
  • Терпеливо выслушивай мысли других.
  • Вместе находи правильное решение.

  • 1. Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
  • 2 . Кто является главными героями в басне?
  • 3. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
  • 4. Что осуждается в басне?
  • 5.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

Соотнеси.

Голову вскружило.

Зима катит в глаза.

В поле стоит мёртвая тишина

Забыла обо всем.

В мягких муравах у нас.

Оглянуться не успела.

Не хочется думать.

Неожиданно наступила зима.

В ум пойдет.

Быстро прошло.

Помертвело чисто поле.

Тоскует.

Злой тоской удручена.

В мягкой траве у нас.



Это важно знать

  • Ирония – тонкая, скрытая насмешка
  • Аллегория – иносказание.

Мораль басни

«Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»


Соберите пословицы

  • Поспешишь, потехе час.
  • Делу время, последнее потеряешь.
  • Много захочешь, людей насмешишь.
  • Кому из героев басни вы сочувствовали?


И . И. Хемницер, Л. Н. Толстой


Сравнение басен.

Форма записи текста. (стихотворная, прозаическая)

Мораль басни

Аллегория(трудолюбие. легкомыслие, жадность, милосердие)


Домашнее задание

  • Выразительное чтение басни по ролям.
  • Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.
  • Выразительное чтение басни наизусть.

Считаю, что сегодня на уроке…

У меня всё получилось, я доволен своей работой.

У меня не всё получилось, но я доволен своей работой.

Я хорошо знаю теоретический материал, но в практической работе у меня получилось не всё.

Мне было сложно и малопонятно.



О том, как ленивая Стрекоза получила отказ от Муравья в попытке воспользоваться плодами его труда, поведает детям басня «Стрекоза и муравей» Крылова.

Читать текст басни:

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает,
Стрекоза уж не поет,
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!

Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Говорит ей Муравей.

До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило.

А, так ты...

Я без души лето целое все пела.

Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!

Мораль басни Стрекоза и муравей:

Мораль басни заключается в том, что лентяй сам себя обрекает на погибель. И не стоит рассчитывать, что тот, кто долгое время упорно трудился, будет делиться результатами своей работы с бездельником. Нередко оказывается так, что человек ведет праздный образ жизни, проматывает все свое имение, и после этого обращается за помощью, например, к родственникам. Должны ли они ему помогать? Конечно же, нет. Точно так же, как и Муравей советует Стрекозе пойти поплясать, можно прямо указать таким прихлебателям их место.

Все мы отлично с детства помним басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Мораль басни известна каждому школьнику: труд будет вознаграждён, а праздность - наказана. Но ограничивается ли суть содержания басни этой краткой формулировкой? Попробуем ответить на этот вопрос.

В чём заслуга Крылова

Басня - специфический жанр краткой стихотворной притчи, в русской литературе почти полностью исчерпанный Иваном Андреевичем Крыловым. Он был единоличным автором большинства написанных им басен, а некоторые их них являются переложениями на русский язык произведений Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал их у Эзопа - как это случилось и с басней «Стрекоза и Муравей». Несмотря на то, что это перевод, у Крылова басня заговорила совсем по-другому, по-новому. В этом отношении русскоязычному читателю очень повезло, ведь только носитель русского языка может во всей полноте оценить истинную глубину крыловского видения нестареющих сюжетов.

Языковые средства передачи авторского послания

Иван Андреевич работал над каждой своей басней с кропотливостью ювелира, беспощадно избавляясь от всех лишних слов, оттачивая текст до совершенства. Поэтому их так легко учить наизусть. При этом Крылов никогда не поступался содержанием, он мог в очень редких случаях позволить себе некоторую грамматическую неуклюжесть или перенос ударения, но нужных слов, точно выражающих его мысль, он не опускал в угоду красоте стиха.

Будет неполным без анализа языковых приёмов. Здесь можно выделить несколько ярких средств, помогающих автору передать главную идею.

Особенности возрастного восприятия

Многие считают, что школьникам рановато читать, например, «Войну и мир» или «Преступление и наказание» . А что насчёт наших любимых басен? Их полезно читать как в детстве, так и в зрелом возрасте. Ведь с возрастом на многие классические литературные произведения люди начинают смотреть по-другому, и басня, в которой, казалось бы, всё предельно ясно, не исключение. Анализируя произведения классиков, легко углубиться в такие дебри, что сами классики диву дались бы. Но тем и хороши их книги, что каждый читатель - юный или пожилой, обыватель или эрудит - найдёт в них что-то своё, увидит сквозь призму своего восприятия жизни.

Мораль басни в школе

Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей» происходит в начальной школе и преследует две основные цели:

  1. образовательную - научить детей работать с литературным произведением, анализировать его, выделять главную мысль;
  2. воспитательную - донести до учеников мораль, вернее, сделать так, чтобы они поняли её сами: нужно трудиться ради будущего, иначе рискуешь остаться ни с чем.

Таким образом, воспитательная цель на данном этапе совпадает с собственно миссией жанра - проиллюстрировать на кратком, но ёмком и красочном примере простую истину. Именно это и должно быть отражено в читательском дневнике школьника.

Восприятие глубины басни в зрелом возрасте

Взрослый человек, перечитав басню, заметит, что в ней говорится о справедливости, тогда как между строк можно разглядеть и несправедливость. Ведь Крылов творил в начале XIX века , когда в стране было чёткое социальное расслоение, обусловленное крепостным правом. Крестьяне тяжело работали всю жизнь, а у их хозяев «лето красное» никогда не кончалось. В роли стрекозы могли оказаться обедневшие дворяне, которые, будучи не приспособленными ни к какому труду, внезапно оказались без средств к существованию.

Неоднозначность героев

Имена героев басни стали нарицательными. Трудится, как муравей, говорим мы - это положительный отзыв. А называя, к примеру, девочку стрекозой, мы имеем в виду такие её черты, как подвижность, жизнерадостность, весёлость, беспечность.

Исходя из этого, нельзя сказать, что Стрекоза - герой однозначно порочный . Возможно, свою роль в такой оценке сыграло то, что современное представление о стрекозах изменилось со времён Крылова, когда стрекозой назывался «тот, кто стрекочет» - кузнечик, или цикада, как у Лафонтена. Ни о какой красоте речи не шло, и, если школьники жалеют стрекозу, оправдывая её тем, что она украшает мир своим существованием, получается, что они прочли басню не совсем так, как она была написана.

Я всегда жалела стрекозу. Муравей, по сути дела, её умирать послал.

Анечка Балякина

Мы проходили в школе эту басню. Муравей молодец, уважуха ему. Всё лето пахал, вот пусть теперь отдыхает, а не кормит тунеядцев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!