Белый июльский день сверкает строго анализ. Андрей белыйполное собрание стихотворений

«Июльский день: сверкает строго...»


Июльский день: сверкает строго
Неовлажненная земля.
Неперерывная дорога.
Heпepepывные поля.
А пыльный, полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Непререкаемой судьбой.

Недаром исструились долы,
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
Заговорив, оборвались.
С неизъяснимостью бездонной
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.

Асе


Ни «да», ни «нет»!..
Глухой ответ -
Над ливнем лет
В потухший свет.

Я погружен
В бессонный стон:
В безвольный сон
Глухих времен.

Ты, как вода,
Струишь туда -
В мои года -
Ни «нет», ни «да».

Больница

Пробуждение


Тянулись тяжелые годы,
Земля замерзала… Из трещин
Огонь, нас сжигавший годами,
Теперь потухающий глухо,
Сиял средиземной жарою.

Гляжу: под ногами моими
В твердеющих, мертвенных землях -
Простертые, мертвые руки, -
Простертые в муке -
Умерших…

А небо, -
Как синие шали:
Алмазами
Страстными
Блещет.

И – снова земля отделилась;
И – синяя шаль: мои крылья.
И снова несут меня крылья
В когда-то постигнутый
Дорнах!

И – там,
В бирюзеющих землях,
В негреющих светочах, -
Дорнах!

Ты – там:
В розовеющих
Зорях,
В негреющих
Светах,
Как прежде…

Отдаться ль, как прежде,
Надежде -
Росе бирюзеющей,
Нелли?
……………….
……………….
Вставай, подымайся в пространстве
Трезвеющим светочем. Солнце!

Октябрь 1921

Ковно

Жди меня


Далекая, родная, -
Жди меня…

Далекая, родная:
Буду – я!..

Твои глаза мне станут -
Две звезды.

Тебе в тумане глянут -
Две звезды.

Мы в дали отстояний -
Поглядим;

И дали отстояний -
Станут: дым.

Меж нами, вспыхнувшими, -
Лепет лет!..

Меж нами, вспыхнувшими, -
Светит свет.

Москва

Марш


Упала завеса: и – снова
Сурово разъяты закаты -

В горбатые,
Старые
Скаты -
– И в синие
Линии
Леса.

Упорным размеренным шагом
Проходим над черным обрывом…

Блеснуло -
Бесплодным
Зигзагом: -
– Рвануло -
Холодным
Порывом.

Потухли, – как в пепле, – дороги;
Засохли шершавые травы…

Распухли
Склоненные
Ноги.

Горят
Воспаленные
Веки…
_______

Оглохли,
Ослепли -
– Навеки!

Москва

Сестре

К. Н. Бугаевой



Не лепет лоз, не плеск воды печальный
И не звезды изыскренной алмаз, -
А ты, а ты, а – голос твой хрустальный
И блеск твоих невыразимых глаз…

Редеет мгла, в которой ты меня,
Едва найдя, сама изнемогая,
Воссоздала влиянием огня,
Сиянием меня во мне слагая.

Я – твой мираж, заплакавший росой,
Ты – над природой молодая Геба,
Светлеешь самородною красой
В миражами заплакавшее небо.

Все, просияв, – несет твои слова:
И треск стрекоз, и зреющие всходы,
И трепет трав, теплеющих едва,
И лепет лоз в серебряные воды.

Кучино

«Мигнет медовой желтизною скатов...»


Мигнет медовой желтизною скатов, -
Пахнет в окно сосною смоляной, -
Лимонна – бабочка… И томно матов
Над голубем голубизною зной.

Из-за чехла – мельканье мелкой моли, -
Из сердца – слов веселый перещелк.
Мне не к лицу лирические роли:
Не подберешь безутолочи толк.

Я над собой – песчанистою дюной -
В который раз пророс живой травой!
Вспорхнув, веду, – нелепо, глупо, юно, -
В который раз – напев щеглячий свой.

В который раз мне и близки, и милы, -
Кустов малиновые листики, -
Целительно расплещенные силы
И длительно облещенные дни!

В который раз мне из меня дохнула
Сознанию незнаемая мощь, -
Волной неумолкаемого гула,
Парной жарой и птичьим щелком рощ.

Кучино

«Снег – в вычернь севшая, слезеющая мякоть...»


Снег – в вычернь севшая, слезеющая мякоть.
Куст – почкой вспухнувшей овеян, как дымком.
Как упоительно калошей лякать в слякоть -
Сосвистнуться с весенним ветерком.

Века, а не года, – в расширенной минуте.
Восторги – в воздухом расширенной груди…
В пересерениях из мягкой, млявой мути
Посеребрением на нас летят дожди.

Взломалась, хлынула, – в туск, в темноту тумана
Река, раздутая легко и широко.
Миг, – и просинится разливом океана,
И щелкнет птицею… И будет -
– солнышко!

Москва

«Я – отстрадал; и – жив… Еще заморыш навий...»


Я – отстрадал; и – жив… Еще заморыш навий
Из сердца изредка свой подымает писк…
Но в переполненной, пересиявшей яви
Тысячемолнийный, гремучий светом диск.

Мне снова юностно: в душе, – в душе, кликуше -
Былые мглы и дни раздельно прочтены.
Ты, – ненаглядная?.. Ax, – оветряет уши
Отдохновительный, веселый свист весны.

Всё, всё, – отчетливо, углублено, попятно
В единожизненном рожденьи «я» и «ты»,
Мгла – лишь ресницами рождаемые пятна:
Стенанье солнечной, бестенной высоты.

Демон


Из струй непеременной Леты
Склоненный в день, пустой и злой, -
Ты – морочная тень планеты;
Ты -
– шорох, -
вылепленный мглой!

Блистай в мирах, как месяц млечный,
Летая мертвой головой!
Летай, как прах, – как страх извечный
Над этой -
– бездной -
– роковой!

Смотри, какая тьма повисла!
Какой пустой покой окрест!
Лишь, как магические числа, -
Огни -
– магические -
– звезд…

Как овцы, пленные планеты,
Всё бродят в орбитах пустых…
Хотя бы взлетный огнь кометы!
Хотя бы -
– мимолетный -
– вспых!

Всё вспыхнуло: и слух, и взоры…
Крылоподобный свет и гул:
И дух, – архангел светоперый -
Кометой -
– небеса -
– проткнул!

И – чуждый горнему горенью -
В кольцо отверженных планет -
Ты пал, рассерженною тенью,
Лицом -
– ощуренным -
– на свет.

Кучино

Рождество


Трещит заискренным забором
Сухой рождественский мороз…

И где-то ветер вертким вором
Гремит заржавленным запором;

И сад сугробами зарос.
И те же старые турусы

Под бородою Иеговы…
О, звезды – елочные бусы, -

И ты. Юпитер синеусый,
Когда же оборветесь вы?

Протми сияющие песни,
Уйми слезливую игру, -

Вселенная, – погасни, тресни:
Ты злая глыба глупой блесни!

Ты рыба, льющая икру!
Нет, лучше не кричать, не трогать

То бездыханное жерло:
Оно – черно, как кокс, как деготь…

И по нему, как мертвый ноготь, -
Луна переползает зло.

Кучино

Старый бард


Как хрусталями
Мне застрекотав,
В луче качаясь,
Стрекоза трепещет;
И суетясь
Из заржавевших трав, -
Перевертная
Ящерица блещет.

Вода, – как пламень;
Небо, – как колпак…
Какой столбняк
В застеклененных взорах!
И тот же я
Потерянный дурак
В Твоих, о Боже,
Суетных просторах.

Вы – радуги, вы -
Мраморы аркад!
Ты – водопад
Пустых великолепии!..
Не радует
Благоуханный сад,
Когда и в нем, -
Как в раскаленном склепе…

Над немотой
Запелененных лет
Заговорив
Сожженными глазами,
Я выкинусь
В непереносный свет
И изойду,
Как молньями, – слезами.

Я – чуть живой,
Стрелой пронзенный бард -
Опламенен
Тоской незаживною,
Как злой, золотоглавый
Леопард,
Оскаленный
Из золотого зноя.

Кучино

Тимпан


Поднял голос -
– Упорный, лукавый,
Как Пан -
– И -
– Отрывистый -

Гривистый
Черный
Курчавый
Тимпан.

Точно сон из забвенья,
Точно хитон
Фиолетовый, -
– Флейты -
– В день
Трепетный -
– Пение…
Сафо -
– Из шарфа
Душистым,
Как воздух, -
– Лицом -
Озарилась -
На звук…
Арфа -
– Струилась -
– Ручьем -
– Серебристым -
– Из рук!

Кучино

Пещерный житель


Я – инок темный -
Нищ и гол;
Мне был глагол,
Как гром
Огромный, -

Когда, качая воздух,
Дол,
Взошел
На тверди облак
Громный:

– «Я -
Двери душ;
И Я
Твой дом!

– Исполни
Мой завет
Небесный!»

Я – лавь
Испуганная -
Зрел:
Из молний
Вышел муж
Чудесный…

Он длань
Простер
И очи мне
Пронзил и жег
Пернатым светом.

Со мною – Бог!
Я, – как в огне!
Внемлю пророческим
Заветам.

Своим всклокоченным
Крылом
Он проогнил
Моря и суши, -

И молнил свет,
И полнил гром -
Мои растерзанные
Уши…

Я – бледен, голоден
И бос:
Живу,
Таясь, как зверь,
В пещере…

Жду:
В ослепленный мир
Христос -
Откроет огненные
Двери…

Где мраморами белого бассейна
Украшен сад и где всклокочен лавр, -
Там – на заре проходит в дом Гуссейна
Хавей-Хумзи, мой ненаглядный мавр!

Его тюрбан, как митра снеговая,
Волной кисеи полощется с плечей,
Свой пенный шелк в лазурь перевивая;
А блеск очей, как… плеск кривых мечей.

Как дым, разлет молочного бурнуса;
Как роза, розовая гондура -
Играет чешуей сереброусой;
Бряцает в ночь браслет из серебра.

За ухом цветик зыблется лениво…
Но… в полумрак… – взорвется барабан!..
И – выбрызнет, вдруг завизжав плаксиво,
Кривой, как месяц, ясный ятаган.

И станет красной белая веранда:
Качаясь в ночь, оскалясь из руки, -
Там голова распластанного гранда
Поднимется над берегом реки.

Кучино

Трус городов


В трус городов
Рос
Гул и глас
Некий:

– «Я, – Христос
Иисус, -
С вами здесь
Вовеки.

Я – гром,
Гул…
Я – мировой
Слом.

Я – вас
Сомкнул
В дом световой
Свой».

Вы – дым, -
Дни!
Вы – прах, -
Храмы!

Кройте дымом
Седым
Тысячелетние
Срамы.

Стройте свой
Дом,
В легкий лет
Поднебесий!

Руки в гром
Прострем;
И – пропоем:
«Воскресе!»

Кучино

Подъем


Пары кипят,
Росой перловой тая;
Едва дымят
Из бледных отдалении, -

Как нежный вздох,
Как стая горностая,
На серый мох
Перегоняя тени.

Стальным зубцом
В развеянные пряжи
Проткнулся блеск
Алмазящихся стекол -

Под месящем
В серебряные кряжи,
Крича, кентавр
Караковый процокал.

Кучино

День


Я выбросил в день
Теневую ладонь:
«О день, – переполни!
О, светом одень!»

И пырснула тень:
И как солнечный конь
Вдруг бросил из молний
Мне в очи огонь.

И воздух игривой
Улыбкой блеснул;
И блещущей гривой
Под облак мигнул;

И гул прокатился
В сутулых веках;
И гром громыхнул
В золотых облаках;

Откуда, слезяся
В свой плащ световой, -
Над чащей склонясь
Золотой головой, -

Рукой золотой
Поднимался в туман -
Сутулый, седой,
Гололобый титан.

Кучино

Лес

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.



Ныряя в сумерек дубровный,
Здесь суматошливые фавны
Язык показывают свой.
И бродит карла своенравный,
Как гриб, напучась головой;

С угрюмым горбуном Аммосом
Дивуется перловым росам
Из бледно-палевого дня;
Уставясь безобразным носом,
Слезливо смотрит на меня.

Я шляпу перед ним сметаю:
– «Мое почтенье-с!..» А Аммос -
Пасет, внимая лепетаю,
Свою блистающую стаю
Тяжелых, добрых, желтых ос;

Глядит в ручей курчавый, пенный;
И под сосной зеленотенной
Пускает из ноздрей туман;
А над сосной встает надменный
И сухопарый великан.

И суматошится день целый
В лесной пещере тот же гном;
Багровый, злой, остервенелый, -
Кует серебряные стрелы,
Приготовляет к ночи гром.

Готово!.. Тучищу пропучит;
Она – моргает и ползет;
Над лесом гребень дедерючит;
А ветер из ветвей мяучит,
Как сумасшедший, дикий кот.

И кто-то скачет вдоль дороги,
Свои вытягивая ноги
На перепрелый, серый пень…
Маячит – сумрак чернорогий;
И плачет – белоногий день.

Кучино

Король


Проходит дорогой
Из мира ушедший -
В короне двурогой
Король сумасшедший.

И блещут огромные
Синие
Очи -

В зловещие, темные
Линии
Ночи.

И плещут из пыли
Клочки багряницы, -

Как красные крылья
Испуганной птицы.

Он в дикое поле
Бросает
Ладони -

И дикое поле
Топочет
Погоней.

Кучино

Андрон


Лесная дебрь… Там, на опушке
Свирепый вепрь залег в кусты;
Там курьерогие избушки
Глядят в болотистые мглы;

Там по ночам нагие бабы,
Схватясь руками за бока,
Трясясь, как животами жабы, -
Со свистом чешут трепака;

Там с вытоптанной, пнистой плеши,
Надев треух, сев на пенек,
Быкоголовый, пегий леший
Развел трескучий огонек…

Клочится дым… На поле строгом
Виляет пыль седым винтом;
И бродит ветер по дорогам;
И глухо колобродит гром;

И – древний, роковой возничий, -
Седой, всклокоченный Андрон, -
Гремя телегой, порет дичи,
Летучей молнией взогнен.

Кучино

Берлин


Взор
Божий, -
– Пламенные
Стрелы, -
Взогнит наш каменный
Позор…

Куда нам убежать
От гнева?
И как взвизжать
Из черных нор?

Дух -
Чрево, -
– Пучащие газы, -
Потухни!

Рухни,
Старый храм, -
– Где -
Вспух
От злобы
Озверелый, -
– Безлобый
Узкоглазый -
– Хам!

Жрец сала, прожеватель
Хлеба, -
Упорно
Вспучив
Смокинг -
– Гроб, -

Со щелком нахлобучив
Небо, -
– Свой черный
Котелок -
– На лоб, -
Сжав
Совесть -
– Лаковым
Портфелем,

Живот -
– Караковым
Пальто, -
Вот -
Побежит к конечным
Целям, -
– Чтоб -
– С тумбы

Грянуться
В ничто!

Кучино

Кольцо


– «Кольцо -
– Сними мое:
Мое, как лед -
Лицо!

– В сырой, -
– Как лед, глухой
Земле – скорей
Укрой!..

– Мой дух -
– Сквозной взметет
В поля – сквозной
Воздух!..

– Тебя -
– Найдет серебряным
Лучом
Кипя -
– Любовь! -
– Моя!..»
……………
И – то – ж -
– Благоухающее
Поле, -

Рожь, -
В ночь
Улетающие
Волны, ветер,
Ночь…

Гул
Вдруг набрякавших
Колокольцов -
Плеснул,

Как в сон -
– Проплакавший,
Серебряный -
Трезвон -
– Тех -
– Похорон…

Москва

Переработанные стихи

Лира


Звучи же, – о бледная
Блеснь!

Молчи же, – страдание
Мира!

Дыхание – звонкая
Песнь.

Душа – семиструнная
Лира.

Летайте -
Над лепетом лет!

Блистайте, -
Небесные руны!

Зови,
Легкоперстный
Поэт, -

И рви
Свои тонкие
Струны!

1900, 1921

Шорохи


Вы ль, -
– Мои
Небыли?
Ты ль, -
– Быстрый
Свет?

Были ли,
Не были ль -
– Искры, -
Поэт?

Гарево -
– Пыли -
– Из марева -
– Лет!

Нет, -
Не измеривай!..

Дерево -
– Там -
– Пляшет
Листвой
Оголтелою -
– В гам.

Машет
Рукой
Омертвелою -
– Нам…

Падает -
– Падает -
– Падает -
– Ночь…

Дай, -
Изнемочь!..

Прочь, -
– Постылая, -
Прочь!

Прыснула -
Прочь -
– Острокрылая -
Ночь…

Прыснула
В выспрь -
– Острокрылая -

Быстрь…
Падаю -
– Падаю -
– Падаю -
– Я…

Не превозмочь
Тебя, -

Быстрь
Бытия.

1900, 1929

Восток побледневший


Восток побледневший,
Восток онемевший,
Восток прозаревший -
– Как инок,
Запевший, -

Над тенью осинок,
Над ленью лозинок,
Над сенью долинок -
– Восток
Онемевший!

Березы сквозные;
Рои – росяные,
Цветы вырезные…
– А белые, -
Эти -

Мы в лете скрывали;
И в лете узнали:
Мы, – дети, – сказали, -
– Что эти -
О свете!

Август 1901, 1921

Россия


Те же – росы, откосы, туманы…
Над бурьянами -
Рдяный
Восход;
Холодеющий шелест поляны,
Голодающий бедный народ.

И в раздолье, на воле – неволя;
И суровый,
Свинцовый
Наш край -
Нам бросает с холодного поля,
Посылает нам крик: -
– «Умирай».

Мараморохи по полю носят:
Те же стаи несытых смертей
Под откосами
Косами косят -
Под откосами
Косят
Людей.

Свищут желтые, желклые травы;
И грозит горизонтов кольцо: -
Свистоломами точит
Суставы;
Пустоплюями мочит
Лицо.

1908 (25)

Любовь


– «Да, может быть, – сказала ты, -
Не то…»
– «До нового, – воскликнула
Сирена, -
Свидания…» Но знали мы:
В ничто
Кипучая перекипает
Пена.

– «Не верю я, что – навсегда…»
И вот -
Я вопрошал: твои глаза
Не лгали…
Нас омывал сквозной
Водоворот.
И волны в плач глаза
Перелатали.

Едва серпом юнели
Небеса;
А под рулем смелели светом
Пены;
На корабле надулись
Паруса;
За мелями отпели
В ночь сирены.

И вот тебя в безбрежность
Понесло;
На горизонте бледном,
Золотистом,
Взволнованное облако
Взошло,
Омолненное ярким
Аметистом.

В водовороты, в дым дельфинных
Игр
Белел корабль, как лебедь
Улетавший.
И запад гас, как полосатый
Тигр,
Заоблачные лапы
Распластавший.

1901 1921

О полярном покое
(говорит виолончель)

1


В хрустальные
Дали, -
– Где -
– Ясным
Стеклярусом -
– Пересняли
Блисталища: стаи пoляpныe
Льдин -
И -
– Где -
– Блеснью
Янтарные
Копья
Заката – изжалили
Слепшие
Взоры -
– В печальные
Стали
Буруна -
– Отчалила шхуна.

2


И -
– Парусом -
– Красным,
Как ясный рубин, -

И -
– Окрепшею
Песней -
– Под зорькой -
– Отчалили -
– В хлопья
Тумана -
– Поморы.

3


Заводит -
– Разрывами
Вод
Свою песнь -
– Ходит
Водами, -
– Носится -

Горькое море!
И -
– Год
Осиянный -
– За годами
Бросится
Там -
– Ураганами
Менами,
Брызгами
Вод
Разрывными -
Слетит -
– В коловорот
Разливанный.

4


Ничто не изменится!..
Только -
– Мятежится
Море,
Да тешится
Кит -
– Проливными
Фонтанами -
– Пенами,
Взвизгами,
Взрывами
Вод -
– В коловорот
Разливанный…

5


И над каменным
Кряжем -
– Невнятными
Майями
Дальних
Печальных
Годин -
Быстро выпала
Ворохом
Белого пепла
Зима…

И -
– Окрепла
Хрустальною пряжей
Полярная тьма.
И -
Осыпала -
– Пламенным
Мороком -
– Пятнами
Спаянных льдин.

Июль 1901, 1922

Мути


Поле убогое:
Плесени пней:
В них рогорогое
Тменье теней.

Вымутнен куревом
Плесенный пруд:
В небе лазуревом
Вытянут прут.

Полнится мутями
Всё бытие:
Полнится жутями
Сердце мое.

– «Лапою темной
Тебя обойму…»
Лапою темною
Брошен во тьму.

1901, 1929

Страх


Жду – твой глагол из пламени приять.
Жду – знамений… Но ужас, -
– Дух гнетущий, -

Как вор,
Как тать, -

В горах
Ползущий.

Косматый прах бормочет в облаках, -
Метет горе всклокоченные -
– Суши…
Как раб
В норе, -

Спасаю
Душу…

Из тучи злой летучая змея
Иглой огня меня пронзит -
– Бесцельно…

Душа
Моя

Скорбит
Смертельно.

1901, 1931

Волны зари


В весенние волны зари
Прордели кресты колоколен.
Гори, мое сердце, тори:
Опять я свободен и волен.

Опять посылает мне даль
Вздыхающий, тающий отдых:
Свою голубую эмаль,
Свой кроткий, пурпуровый воздух.

И – первую, легкую тень,
И – ласточек легкие визги;
Опять отрясает сирень
Лучистые, чистые брызги.

И веет вздыхающий лес
Мне запахом пряного нарда…
У склона воздушных небес
Протянута шкура гепарда.

1902, 1918

Дорога


И тот же шатается
Колос,
И той же прохладой
Пахнёт;

И та же певучая
Стая,
Визжа, вылетает
Из дней, -

Над нивой воздушно
Шатая
Летучие пятна
Теней.

Туда ж, – к голубому
Чертогу, -
Означит всевидящий
Бог -

Взметаемой пылью
Дорогу;
И – плачет пастушечий
Рог.

Как пыль световая,
Взвиваясь,
Как облачко, тая
В слезах, -

Как жаворонок
Заливаясь, -
Я жизнь окрылю
В небесах.

Март 1902. 1931

Овес


Даль, – как стекло:
Над золотистой нивой -
– Шумит овес…

Всё, всё – прошло!
С души нетерпеливой -
– Слетел вопрос.

Кипят колосья
Над межою тою -
– Как злая шерсть;

Слетает солнце
Краснозолотое -
– В седую персть.

Завеют тени
Призрачного мира -
– Сквозной волной,

Дыша в поля,
Как золотой порфирой -
– Замглеет зной.

Нет – ничего!
И – ничего не будет -
– И ты – умрешь…

И рухнет мир…
И Бог его забудет… -
– Чего ж ты ждешь?

Ось мировую
Время расшатает -
– Потухнет свет.

Во мгле пустой,
Как дым седой, растает, -
– Полет планет.

Росеет луг…
Слетает, холодея, -
– В перловый жар,

Оранжевою
Ржавчиною рдея, -
– Багровый шар.

Пространства гаснут,
Прахом распадаясь; -
– И – я; и – ты…

Там – жизни нет:
Грозят, туда бросаясь, -
– Мои персты.

Июль 1902, 1931

Н. В. Бугаеву

1


Запламенел за дальним перелеском
Янтарно-красным золотом закат.
Кузнечики назойливые треском
Кидали в нас. Вился дымок из хат.

Садились мы, и – что-то, полный смысла,
Ты вычислял, склонившись над пеньком.
И – нить плелась. И – складывались числа.
И – сумерки дышали холодком.

Ты говорил: «Летящие монады
В зонных волнах плещущих времен, -
Не существуем мы; и мы – громады,
Где в мире мир трепещущий зажжен.

В нас – рой миров. Вокруг – миры роятся.
Мы станем – мир. Над миром встанем мы.
Безмерные вселенные глядятся
В незрячих чувств бунтующие тьмы.

Незрячих чувств поверженные боги, -
Мы восстаем в чертоге мировом».
И я молчал. И кто-то при дороге
Из сумерок качался огоньком.

Твои глаза и радостно, и нежно
Из-под очков глядели на меня.
И там, и там – над нивою безбережной -
Лазурилась пучина бытия.

И чуть светил за дальним перелеском
Зеленоватым золотом закат:
Кузнечики назойливые треском
Кидали в нас. Стелился дым от хат.

2


Цветут цветы над тихою могилой.
Сомкнулся тихо светлой жизни круг.
Какою-то неодолимой силой
Меня к тебе приковывает, друг!

Всё из твоих отворенных оконец
Гляжу я в сад… Одно, навек одно…
И проливает солнечный червонец
Мне пламенное на руку пятно.

И веяньем проносится: «Мы – боги,
Идущие сквозь рой миров, – туда,
Где блещет солнце в яркие чертоги,
Где – облака пурпурная гряда…»

1903, 1914

Прошумит ветерок


Прошумит ветерок
Белоствольной березой;
Колыхается грустный венок
Дребежжащей, фарфоровой розой.

Черных ласточек лет;
Воздух веющий, сладкий…
С легким треском мигнет
Огонечек лампадки.

Ты не умер – нет, нет!
Мы увидимся вскоре…
Не замоет потоками лет
Мое тихое горе.

Над могильным холмом
Из-за веток сирени
Бледно-белым лицом
Тихо клонится гений.

Август 1903, 1922

Церковь


И раки старые; и – мраки позолоты;
В разливе серебра – черна дыра киота; -

И кто-то в ней грозит серебряным перстом;
И змея рдяного разит святым крестом.

Под восковой свечой седой протоиерей
Встал золотым горбом из золотых дверей;

Крестом, как булавой, ударил в ладан сизый:
Зажглись, как пламенем охваченные, ризы.

Два световых луча, как два крыла орла…
И, – тяжело крича, дрожат колокола.

Июль 1903, 1921

Кладбище


Ветров – протяжный глас, снегов -
Мятежный бег
Из отдалений…

Перекосившихся крестов
На белый снег
Синеют тени…

От нежных слез и снежных нег
Из поля веет
Вестью милой…

Лампад
Горенье в ряд
Берез -

Малиновеет
Над могилой…

Часовня бледная
Серебряной главой сметает
Иней, -

Часовня бедная
Серебряной главой – блистает
В сини…

Тяжелый дуб, как часовой,
Печально внемлет
Звукам муки -

Косматый снегами, – в суровый вой
Подъемлет
Руки…

И бросится
Его далекий стон:
Сухим
Порывом…

И носится
Оцепенело он -
Глухим
Отзывом…

И только -
– Вышину
Мутит
В сердитом
Беге
Вьюга…

И только -
– В тишину
Звучит -
Забытый
В снеге -
– Голос друга…

1903, 1922

Усадьба


Чугунные тумбы
Торчат под крыльцом;
Проросшие клумбы;
Заброшенный дом.

Дворянских фамилий
Облупленный герб;
И – заросли лилий;
И – заросли верб.

Там ставнею сорванной
Хлопнет окно;
Там жизни оборванной
Темное дно -

Кушетки, козетки,
Куранты, чехлы
И мертвые предки -
Проблекли из тьмы.

Под сводами арок
Тенеет порой
Там плачущих парок
Бормочущий рой.

Выполнила: Леушина Ольга,
магистрант 1 года обучения, «Литературное образование»

Анализ стихотворения А. Белого «Июльский день: сверкает строго»
Текст стихотворения.
* * *
Июльский день: сверкает строго
Неовлажненная земля.
Неперерывная дорога.
Неперерывные поля.
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой

Непререкаемой судьбой.

Недаром исструились долы
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
Заговорив, оборвались.
С неизъяснимостью бездонной,
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.
1920

Анализ стихотворения.
«Июльский день...» - это пейзажное стихотворение, в котором этот июльский день и описывается. Произведение написано в стиле символизма, с характерной ему эмоциональностью и свойственными художественно-выразительными средствами.
В конце стихотворения автор практически идеализирует некоторые образы, показывая их совершенство»:
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.
Андрей Белый показывает, что этого сделать нельзя: нельзя достигнуть бега и волны, описать негу и объяснить глубину.

Образность этого стихотворения заключена и в знаках препинания. В конце многих строк автор ставит точку, что означает законченность, а значит, смысловую паузу.
С помощью этих средств выразительности, стихотворение наполняется эмоциональной глубиной, необычным ритмом и запоминающимися образами.

Архитектоника текста.
Стихотворной строки
Стихотворный размер
Количество пиррихиев
Клаузула
Рифма

Женская
a

2.
Неовлажненная земля.
Четырёхстопный ямб
2
Мужская
b

3.
Неперерывная дорога.
Четырёхстопный ямб
2
Женская
a

4.
Неперерывные поля.
Трёхстопный хорей с усечённой стопой
2
Мужская
b

5.
А пыльный полудневный пламень

1
Женская
c

6.
Немою глыбой голубой
Четырёхстопный ямб
1
Мужская
d

7.
Упал на грудь, как мутный камень,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская
c

8.
Непререкаемой судьбой.
Четырёхстопный ямб
1
Мужская
d

9.
Недаром исструились долы
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
1
Женская
e

10.
И облака сложились в высь.
Четырёхстопный ямб
1
Мужская
f

11.
И каплей теплой и тяжелой,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
1
Женская
e

12.
Заговорив, оборвались.
Четырёхстопный ямб
2
Мужская
f

13.
С неизъяснимостью бездонной,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
2
Женская
g

14.
Молочный, ломкий, молодой,
Четырёхстопный ямб
1
Мужская
h

15.
Дробим волною темнолонной,
Четырёхстопный ямб с усечённой стопойh
1
Женская
g

16.
Играет месяц над водой.
Четырёхстопный ямб

Мужская
h

17.
Недостигаемого бега
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
2
Женская
i

18.
Недостигаемой волны
Четырёхстопный ямб
2
Мужская
j

19.
Неописуемая нега
Четырёхстопный ямб с усечённой стопой
2
Женская
i

20.
Неизъяснимой глубины.
Четырёхстопный ямб
2
Мужская
j

Стихотворение состоит из пяти катренов, о чём также свидетельствует особая композиция рифмовки. Рифма перекрёстная, точная.

Для стихотворения характерна полиметрия, чёткий графический ритм.
______________
____________
_________
_________
______________
____________
______________
____________
______________
____________
____________
__________
______________
__________
______________
____________
__________
__________
__________
_____________
Инверсия: Играет2 месяц1 над3 водой4
Эпитеты: июльский, неовлажнённая, непрерывная, пыльный, полудневный, немою, голубой, мутный, непререкаемой, тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой, темнолонной, недосигаемой, неописуемая, неизъяснимой.
Метафора: день сверкает; полудневный пламень; немою глыбой; неизъяснимость бездонная.
Сравнение: как мутный камень
Олицетворение: заговорив, оборвались.
Неологизмы: исструились, темнолонной,

Повторы: неперерывная дорога/неперерывные поля недостигаемого бега/недостигаемой волны
Градация: непрерываная дорога непрерывные поля
Динамика: сверкает; упал; исструились; сложились; заговорив; оборвались; дробим волною; играет, бег.
Статика: строго; неовлажнённая земля, непрерывная дорога, поля, пыльный, полудневный пламень, немою, голубой, мутный камень, непререкаемой судьбой, каплей тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой месяц, темнолонной, недосигаемой волны, неописуемая нега, неизъяснимой глубины, долы, облака, высь, над водой,

Хронотоп
Время
Пространство

Июльский день
Неовлажнённая земля

Пыльный полудневный пламень
Непрерывная дорога

Месяц
Непрерывные поля

Исструились долы

Облака сложились ввысь

Дробим волною темнолонной

Недосигаемой волны

Звукопись

Ассонанс
Аллитерация

Неовлажнённая земля
Непрерывная дорога

А пыльный полудневный пламень
А пыльный полудневный пламень(стечение согласных)

Немою глыбой голубой
сверкает строго

Недаром исструились долы(Стечение гласных)
Непререкаемой судьбой.

Дробим волною темнолонной,
Недаром исструились(стечение согласных)

Молочный, ломкий, молодой,
И каплей теплой и тяжелой, (стечение согласных)

Неописуемая нега(Стечение гласных)
Заговорив, оборвались.

Неизъяснимой глубины.
С неизъяснимостью бездонной, (стечение согласных)

Молочный, ломкий, молодой,

Дробим волною темнолонной, (стечение согласных)

Стихотворение рисует перед нами сельский летний пейзаж. Перед нами предстаёт художественная картина жаркого июльского дня. Летний июльский день беспощаден в своей обжигающей удушливой атмосфере. Солнце стоит высок и «сверкает» строго – это «пыльный полудневный пламень». Земля неовлажнена, замерли в своей бескрайности дорога и непрерывные поля. Картина активно разворачивается по горизонтали, в своей бескрайности линий. Но час этого томления недолог и вскоре одна картина жаркого засушливого летнего дня сменяется другой. Набегают облака («и облака сложились в высь») и падают первые после долгого перерыва капли живительной небесной влаги. Вырисовывается вертикальное пространство дождя, который упал, небесной «глыбой голубой». И затем обрушивается, обрывается целый поток, шум которого похож на разговор («заговорив, оборвались»). И вот уже месяц освещает преображённый летний пейзаж, долгожданный дождь несет с собой воды

«недосигаемые волны, неизъяснимой глубины». Всё это рождает неописуемую негу.
Яркой, точной прорисовки пейзажа способствует обилие разнообразных средств художественной выразительности. Это и инверсия, и неологизмы, и большое число красивейших метафор и эпитетов. Именно обилие метафорических выражений, эпитетов и неологизмов позволяет дать высочайшее по своей изобразительности описание июльского дня, чей неиссякаемый «пыл» был усмирён приходом дождя на исходе дня:
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.

Стоит отметить особое отношение динамики и статики. При этом статика используется и преобладает в большей мере при описании застывшего в своём полудневном пламени июльского дня. В то время, как динамика характеризует приход дождя и напоение дол, земли, полей влагой. Дождь рисуется возвышенно, иносказательно, символично, весь заключительный катрен возносит эту величественную и таинственную природную силу дождя:
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.

При этом параллелизм и повторы усиливают энергетику природной силы дождя, воды. Пейзаж рисуется законченной картиной, невероятной красотой рисуются наглядные художественные образы «пламени» июльского дня и бездонной неизъяснимости «воды», дождя на исходе этого жаркого удушающего, пыльного, но всё-таки прекрасного в своей художественной пейзажности дня.

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215

«Июльский день: сверкает строго…» Андрей Белый

Июльский день: сверкает строго
Неовлажненная земля.
Неперерывная дорога.
Неперерывные поля.
А пыльный полудневный пламень
Немою глыбой голубой
Упал на грудь, как мутный камень,
Непререкаемой судьбой.

Недаром исструились долы
И облака сложились в высь.
И каплей теплой и тяжелой,
Заговорив, оборвались.
С неизъяснимостью бездонной,
Молочный, ломкий, молодой,
Дробим волною темнолонной,
Играет месяц над водой.
Недостигаемого бега
Недостигаемой волны
Неописуемая нега
Неизъяснимой глубины.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Июльский день: сверкает строго…»

Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» относится к пейзажной лирике Белого. Сюжетно оно разделено на три части. В первых восьми строках перед читателями предстает жаркий летний день. Земля истомилась, исстрадалась без живительной влаги. Нещадно палит солнце, словно обжигая природу пламенем, — пыльно, душно, тяжело дышать. Поэт показывает пейзаж в статике. Действительно, сложно представить какое-либо активное движение в столь мучительную и изматывающую жару. К тому же, в мировом искусстве летний полдень часто воспринимается как время, когда природа засыпает, когда большая часть живых существ предпочитает отдых в тени пребыванию на солнцепеке. Пейзаж разворачивается по горизонтали. Белому важно продемонстрировать его бескрайность, бесконечность – «непрерывная дорога», «непрерывные поля». Период полуденного томления продолжается недолго.

Во второй части стихотворения рисуемая поэтом картина сильно меняется. Небо затянули облака. На «неовлажненную землю» полился столь желанный, столь долгожданный дождь, дарующий жизнь и спасение от жары. Если ранее пейзаж разворачивался по горизонтали, то сейчас взгляд Белого скользит по вертикали. В центре его внимания – живительная влага, падающая с небес на землю. Вторую часть рассматриваемого текста отличает динамика. Движение здесь связано с водой, вода – с жизнью. Подобный взгляд характерен для тютчевской лирики, с которой Белый был хорошо знаком. Шум дождя в стихотворении «Июльский день: сверкает строго…» похож на разговор. Капли его тяжелы и теплы, способны напитать землю. В третьей части произведения наступает темнота, иссякает водный поток, обрушившийся с небес. Приходит ночь, появляется «молочный, ломкий, молодой» месяц. Природа отдохнула, очистилась, преобразилась, воцарилась «неописуемая нега». Заключительное четверостишие – воспевание величественной живительной силы дождя.

Стихотворение «Июльский день: сверкает строго…» — великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, красивейших метафор, нетривиальных сравнений. Благодаря этому, перед глазами читателей возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц.

Выполнила: Леушина Ольга,

магистрант 1 года обучения, «Литературное образование»

Анализ стихотворения А. Белого «Июльский день: сверкает строго»

Текст стихотворения.

* * *

Неовлажненная земля.

Неперерывная дорога.

Неперерывные поля.

Немою глыбой голубой

Непререкаемой судьбой.

Недаром исструились долы

И облака сложились в высь.

И каплей теплой и тяжелой,

Заговорив, оборвались.

С неизъяснимостью бездонной,

Молочный, ломкий, молодой,

Дробим волною темнолонной,

Играет месяц над водой.

Недостигаемого бега

Недостигаемой волны

Неописуемая нега

Неизъяснимой глубины.

1920

Анализ стихотворения.

«Июльский день...» - это пейзажное стихотворение, в котором этот июльский день и описывается. Произведение написано в стиле символизма, с характерной ему эмоциональностью и свойственными художественно-выразительными средствами.

Недостигаемого бега

Недостигаемой волны

Неописуемая нега

Неизъяснимой глубины.

Андрей Белый показывает, что этого сделать нельзя: нельзя достигнуть бега и волны, описать негу и объяснить глубину.

Образность этого стихотворения заключена и в знаках препинания. В конце многих строк автор ставит точку, что означает законченность, а значит, смысловую паузу.

С помощью этих средств выразительности, стихотворение наполняется эмоциональной глубиной, необычным ритмом и запоминающимися образами.

Архитектоника текста.

Стихотворной строки

Стихотворный размер

Количество пиррихиев

Клаузула

Рифма

Июльский день: сверкает строго

Женская

Неовлажненная земля.

Четырёхстопный ямб

Мужская

Неперерывная дорога.

Четырёхстопный ямб

Женская

Неперерывные поля.

Трёхстопный хорей с усечённой стопой

Мужская

А пыльный полудневный пламень

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

Немою глыбой голубой

Четырёхстопный ямб

Мужская

Упал на грудь, как мутный камень,

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

Непререкаемой судьбой.

Четырёхстопный ямб

Мужская

Недаром исструились долы

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

10.

И облака сложились в высь.

Четырёхстопный ямб

Мужская

11.

И каплей теплой и тяжелой,

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

12.

Заговорив, оборвались.

Четырёхстопный ямб

Мужская

13.

С неизъяснимостью бездонной,

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

14.

Молочный, ломкий, молодой,

Четырёхстопный ямб

Мужская

15.

Дробим волною темнолонной,

Четырёхстопный ямб с усечённой стопойh

Женская

16.

Играет месяц над водой.

Четырёхстопный ямб

Мужская

17.

Недостигаемого бега

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

18.

Недостигаемой волны

Четырёхстопный ямб

Мужская

19.

Неописуемая нега

Четырёхстопный ямб с усечённой стопой

Женская

20.

Неизъяснимой глубины.

Четырёхстопный ямб

Мужская

Стихотворение состоит из пяти катренов, о чём также свидетельствует особая композиция рифмовки. Рифма перекрёстная, точная.

Для стихотворения характерна полиметрия, чёткий графический ритм.

    ______________

    ____________

    _________

    _________

    ______________

    ____________

    ______________

    ____________

    ______________

    ____________

    ____________

    __________

    ______________

    __________

    ______________

    ____________

    __________

    __________

    __________

    _____________

Инверсия: Играет 2 месяц 1 над 3 водой 4

Эпитеты : июльский, неовлажнённая, непрерывная, пыльный, полудневный, немою, голубой, мутный, непререкаемой, тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой, темнолонной, недосигаемой, неописуемая, неизъяснимой.

Метафора: день сверкает; полудневный пламень; немою глыбой; неизъяснимость бездонная.

Сравнение: как мутный камень

Олицетворение: заговорив, оборвались.

Неологизмы: исструились, темнолонной,

Повторы : неперерывная дорога/неперерывные поля
недостигаемого бега/недостигаемой волны

Градация: непрерываная дорога непрерывные поля

Динамика: сверкает; упал; исструились; сложились; заговорив; оборвались; дробим волною; играет, бег.

Статика: строго; неовлажнённая земля, непрерывная дорога, поля, пыльный, полудневный пламень, немою, голубой, мутный камень, непререкаемой судьбой, каплей тёплой, тяжёлой, бездонной, молочный, ломкий, молодой месяц, темнолонной, недосигаемой волны, неописуемая нега, неизъяснимой глубины, долы, облака, высь, над водой,

Хронотоп

Время

Пространство

Июльский день

Неовлажнённая земля

Пыльный полудневный пламень

Непрерывная дорога

Месяц

Непрерывные поля

Исструились долы

Облака сложились ввысь

Дробим волною темнолонной

Недосигаемой волны

Звукопись

Ассонанс

Аллитерация

Н ео вл а жн ё нн ая з е мл я

Не пр е р ы вн ая д о р о г а

А пыльный п о л у дн е вный пл а м е нь

А п ы л ь н ый п о л у дн е вн ый пл а м е н ь(стечение согласных)

Н е м ою глыб о й г о л у б о й

св е рк ае т стр о г о

Н е д а р о м и сстр уи л и сь д о лы(Стечение гласных)

Н е пр е р е к ае м ой с у д ь б ой.

Др о б и м в о лн ою темн о л о нн о й,

Н е д а р ом и сстр уи л и с ь(стечение согласных)

М о л о чный, л о мк и й, м о л о д о й,

И к а пл ей те пл ой и т я ж е л ой, (стечение согласных)

Н ео пис уе м ая нег а (Стечение гласных)

З а г о в о р и в , о б о рв а л и с ь.

Н еи зъ я сн и м о й глуб и ны.

С н еи з ъя сн и м о ст ью б е зд о нн ой, (стечение согласных)

М о л о чн ый, л о мк ий, м о л о д ой,

Др о б и м в о лн ою т е мн о л о нн ой, (стечение согласных)

Стихотворение рисует перед нами сельский летний пейзаж. Перед нами предстаёт художественная картина жаркого июльского дня. Летний июльский день беспощаден в своей обжигающей удушливой атмосфере. Солнце стоит высок и «сверкает» строго – это «пыльный полудневный пламень». Земля неовлажнена, замерли в своей бескрайности дорога и непрерывные поля. Картина активно разворачивается по горизонтали, в своей бескрайности линий. Но час этого томления недолог и вскоре одна картина жаркого засушливого летнего дня сменяется другой. Набегают облака («и облака сложились в высь») и падают первые после долгого перерыва капли живительной небесной влаги. Вырисовывается вертикальное пространство дождя, который упал, небесной «глыбой голубой». И затем обрушивается, обрывается целый поток, шум которого похож на разговор («заговорив, оборвались»). И вот уже месяц освещает преображённый летний пейзаж, долгожданный дождь несет с собой воды

«недосигаемые волны, неизъяснимой глубины». Всё это рождает неописуемую негу.

Яркой, точной прорисовки пейзажа способствует обилие разнообразных средств художественной выразительности. Это и инверсия, и неологизмы, и большое число красивейших метафор и эпитетов. Именно обилие метафорических выражений, эпитетов и неологизмов позволяет дать высочайшее по своей изобразительности описание июльского дня, чей неиссякаемый «пыл» был усмирён приходом дождя на исходе дня:

Молочный, ломкий, молодой,

Дробим волною темнолонной,

Играет месяц над водой.

Стоит отметить особое отношение динамики и статики. При этом статика используется и преобладает в большей мере при описании застывшего в своём полудневном пламени июльского дня. В то время, как динамика характеризует приход дождя и напоение дол, земли, полей влагой. Дождь рисуется возвышенно, иносказательно, символично, весь заключительный катрен возносит эту величественную и таинственную природную силу дождя:

Недостигаемого бега

Недостигаемой волны

Неописуемая нега

Неизъяснимой глубины.

При этом параллелизм и повторы усиливают энергетику природной силы дождя, воды. Пейзаж рисуется законченной картиной, невероятной красотой рисуются наглядные художественные образы «пламени» июльского дня и бездонной неизъяснимости «воды», дождя на исходе этого жаркого удушающего, пыльного, но всё-таки прекрасного в своей художественной пейзажности дня.

Стихотворение “Июльский день: сверкает строго…” относится к пейзажной лирике Белого. Сюжетно оно разделено на три части. В первых восьми строках перед читателями предстает жаркий летний день. Земля истомилась, исстрадалась без живительной влаги. Нещадно палит солнце, словно обжигая природу пламенем, – пыльно, душно, тяжело дышать. Поэт показывает пейзаж в статике. Действительно, сложно представить какое-либо активное движение в столь мучительную и изматывающую жару. К тому же, в мировом искусстве летний полдень часто воспринимается как время, когда природа засыпает, когда большая часть живых существ предпочитает отдых в тени пребыванию на солнцепеке. Пейзаж разворачивается по горизонтали. Белому важно продемонстрировать его бескрайность, бесконечность – “непрерывная дорога”, “непрерывные поля”. Период полуденного томления продолжается недолго.

Во второй части стихотворения рисуемая поэтом картина сильно меняется. Небо затянули облака. На “неовлажненную землю” полился столь желанный, столь долгожданный дождь, дарующий жизнь и спасение

от жары. Если ранее пейзаж разворачивался по горизонтали, то сейчас взгляд Белого скользит по вертикали. В центре его внимания – живительная влага, падающая с небес на землю. Вторую часть рассматриваемого текста отличает динамика. Движение здесь связано с водой, вода – с жизнью. Подобный взгляд характерен для тютчевской лирики, с которой Белый был хорошо знаком. Шум дождя в стихотворении “Июльский день: сверкает строго…” похож на разговор. Капли его тяжелы и теплы, способны напитать землю. В третьей части произведения наступает темнота, иссякает водный поток, обрушившийся с небес. Приходит ночь, появляется “молочный, ломкий, молодой” месяц. Природа отдохнула, очистилась, преобразилась, воцарилась “неописуемая нега”. Заключительное четверостишие – воспевание величественной живительной силы дождя.

Стихотворение “Июльский день: сверкает строго…” – великолепный образец пейзажной лирики Андрея Белого. Для описания природы поэт использует множество средств художественной изобразительности: оригинальных метафор, ярких эпитетов, красивейших метафор, нетривиальных сравнений. Благодаря этому, перед глазами читателей возникают и жаркий июльский день, и спасительный летний дождь, и тихая спокойная ночь, в которую на землю с небес взирает молодой месяц.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Ловелас и смутьян, покоритель женских сердец и дамский угодник, Андрей Белый в 1905 году влюбился в супругу Александра Блока, Любовь Менделееву. Как он сумел очаровать...
  2. У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали. Поэт Андрей...


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!