Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль

Л. Берковиц внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации - агрессии. Он утверждал, что фрустрация - один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.

Рис. 2.

Согласно Л. Берковицу, стимулы приобретают свойство провоцировать агрессию, подобно с классической выработкой условных рефлексов. Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитыми ранее дискомфортом и болью. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. Спб.-М., 2001.

Берковиц утверждал, что у сильно фрустрированных индивидуумов агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору. Только успешные атаки, сопровождающиеся причинением ущерба объекту агрессии, способны ослаблять или полностью устранять агрессивное побуждение.

Теория социального научения А. Бандуры

Теория социального научения, предложенная А. Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения.

Согласно Бандуре, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

1. способов усвоения подобных действий;

2. факторов, провоцирующих их появление;

3. условий, при которых они закрепляются.

Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения». А. Бандура, «Принципы модификации поведения», София, 1999г.

Агрессия приобретается посредством биологических факторов и научения (наблюдение, непосредственный опыт).

Биологические факторы.

Совершение агрессивного действия зависит от основных нейрофизиологических механизмов. Проще говоря, нервная система участвует в осуществлении любого действия, включая и агрессивное. Однако влияние этих основных структур и процессов ограничено, нейропсихологические механизмы активируются в зависимости от соответствующей стимуляции, и контролируется сознанием.

Научение

Наблюдение. Дети и взрослые легко перенимают новые для них агрессивные реакции, к которым ранее не были предрасположены, просто в процессе наблюдения за поведением других людей. Еще большее значение имеют случаи, когда люди наблюдают за тем, как примеры агрессии встречают одобрение или, остаются безнаказанными - это часто вдохновляет на подобное поведение.

Непосредственный опыт.

Один из важных способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций -- прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

Доказательства этого эффекта были получены во многих экспериментах на животных. В этих исследованиях животные получали различные виды подкрепление за агрессивное поведение (воду, пищу и т.д.). Животные, получавшие подкрепление быстро приобретали выраженную наклонность к агрессивному поведению. Однако, во многих случаях человеческого научения, по сравнению с научением у разных видов животных, к числу положительных факторов, приводящих к заметному усилению тенденции агрессивного поведения взрослых и детей, относятся получение материальных поощрений (деньги, вещи, игрушки), социальное одобрение или более высокий статус, а также хорошее отношение со стороны других людей.

Согласно теории агрессия провоцируется воздействием шаблонов (возбуждение, внимание), неприемлемым обращением (нападки, фрустрации), побудительными мотивами(деньги, восхищение), инструкциями (приказы), эксцентричными убеждениями (параноидальные идеи).

А. Бандура выделял три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение.

· внешние поощрения и наказания: например, материальные поощрения и наказания, общественная похвала или порицание и/или ослабление или усиление негативного отношения со стороны других;

· викарный опыт: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают или наказывают других;

· Механизм саморегуляции: например, человек может сам себе назначить поощрения и наказания.

Анализ проблемы механизмов агрессивного поведения человека в современной психологии

дипломная работа

2.6 Теория посылов к агрессии Л. Берковица

Л. Берковиц внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации - агрессии. Он утверждал, что фрустрация - один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.

Рис. 2. Модель теории посылов к агрессии Л. Берковица

Согласно Л. Берковицу, стимулы приобретают свойство провоцировать агрессию, подобно с классической выработкой условных рефлексов. Стимул может приобрести агрессивное значение, если связан с позитивно подкрепленной агрессией или ассоциируется с пережитыми ранее дискомфортом и болью. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. Спб.-М., 2001.

Берковиц утверждал, что у сильно фрустрированных индивидуумов агрессивное побуждение может ослабевать только при условии причинения ущерба фрустратору. Только успешные атаки, сопровождающиеся причинением ущерба объекту агрессии, способны ослаблять или полностью устранять агрессивное побуждение.

Агрессия и влияющие на нее факторы

Агрессия (от лат. aggressio -- нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным)...

Анализ групповой агрессии

Агрессия (лат. - agressio - приступ, нападение) - мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический...

Согласно теории А. Басса, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует...

Анализ проблемы механизмов агрессивного поведения человека в современной психологии

В своих поздних работах Л. Берковиц подверг пересмотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнув...

Вербальная агрессия старшеклассников

Начиная с середины 60х годов тема насилия и агрессии становится одной из актуальных на Западе, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век - « веком беспокойства о насилии». Анализ новейшей психологической и социально-философской литературы...

Влияние агрессивности родителей на тревожность младших школьников

"Слово агрессия от латинского "аgredi", что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала 19 века агрессией считалось любое активное поведение как доброжелательное...

Влияние агрессивных видов спорта на личность спортсмена

Достижение спортивной цели связано с риском, дефицитом времени. Борьба за результат всегда эмоционально окрашена и является причиной таких эмоций как гнев...

Влияние депрессии на психические состояния учителя и как следствие на его учебную деятельность

Термин «агрессия» имеет разные значения. Очевидно, что туги, члены религиозной секты в Северной Индии, действовали агрессивно, когда за время между 1550-м и 1850 годами задушили более 2 миллионов людей во славу почитаемой ими богини...

Влияние индивидуально-психологических особенностей на проявления агрессивного поведения подростков

подростковый нервный психический неустойчивость Леонард Берковиц, один из ведущих мировых специалистов по человеческой агрессии, убежден, что одна из главных проблем в определении агрессии, помимо всего прочего, заключается в том...

Зависимость проявления агрессии от акцентуации характера в период ранней взрослости

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим...

Использование психотренингов и игр для снятия агрессии при организации работы со старшими дошкольниками

агрессия поведение ребенок дошкольный Самые распространенные виды агрессии, физическая, вербальная (словесная), косвенная агрессия. Физическая агрессия (нападение) - это использование физической силы против другого лица...

Особенности человеческой агрессии

В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт - осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного...

Современные теории личности

Сравнительный анализ агрессивности у детей из полных и неполных семей

«Агрессия (от латинского «agressio» -нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным)...

Сущность и особенности теорий агрессии и подражания (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура)

В конце 1930-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустрации - агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс. Интересно отметить, что, по мнению Л...

Лучший в мире учебник по психологии агрессии

Скачать Леонард Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль

Санкт-Петербург, Прайм-ЕВРОЗНАК

ОБ АВТОРЕ

Леонард Берковиц, профессор психологии университета Висконсин-Мэдисон, рос и учился в Нью-Йорке. Докторскую степень получил в 1951 году в Мичиганском университете, после службы в воздушных силах Соединенных Штатов Америки. С 1955 года преподает в университете Висконсии-Мэдисон, в то же время принимая участие в деятельности Стэнфордского, Оксфордского, Корнеллского, Кембриджского университетов, Центра продвинутого курса изучения бихевиоральных наук, а также университетов Западной Австралии и Мангейма. Профессор Берковиц был одним из инициаторов экспериментальных исследований проявления альтруизма и содействия, но начиная с 1957 года он практически всецело посвятил себя изучению влияния ситуации на агрессивное поведение, прибегая при этом не только к лабораторным экспериментам, но и к полевым интервью с людьми, совершившими насильственные преступления в США и Англии.

Автор около 170 статей и книг, в которых главным образом говорится об агрессии, Берковиц также был редактором хорошо известной серии книг о социальной психологии Advances in Experimental Social Psychology, начиная с 1964 года и вплоть до своей отставки с этого поста в 1989 году. Он написал большое количество учебников по социальной психологии, являлся членом редакционного совета нескольких журналов, посвященных социальной психологии, возглавлял Издательский совет Американской психологической ассоциации, подразделения Американской психологической ассоциации, занимающиеся проблемами личности и социальной психологии, а также Международное сообщество исследований агрессии. Берковиц удостоен премий Американской психологической ассоциации и Объединения экспериментальной социальной психологии.

В связи с данной работой небезынтересно отметить, что научная карьера Берковица получила первый резкий толчок в 1962 году, после публикации издательством McGraw-Hill его книги Agression: A social Psychological Analysis и символично, что то же самое издательство издает ту же самую работу, когда карьера Берковица близка к завершению.

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

В последние годы именно социальная психология стала наиболее бурно развивающейся областью психологической науки, и сегодня она занимает центральное место среди дисциплин, изучающих мышление, чувства и поведение человека. Мы наблюдаем, как социальная психология объединяется с другими областями психологии, образуя такие направления, как социально-когнитивная психология, психология социального развития, психология социального научения и социально-личностная психология. Этот список можно продолжать и продолжать.

Социальные психологи смело и энергично берутся за решение наиболее сложных задач, встающих перед современным обществом. Никакие заботы и проблемы, ни индивидуальные, ни социальные, не кажутся чуждыми интересам социальных психологов, область их исследований простирается от психофизиологии до психологии войны и мира, от того, как студенты объясняют свои неудачи, до просвещения в области борьбы со СПИДом. Политические и экономические сдвиги, происходящие в Европе и Азии в результате крушения социалистической системы, побуждают социальных психологов исследовать новые проблемы, связанные с развитием демократии и свободы в странах, народы которых долгое время жили под гнетом авторитарного режима. С тех самых пор, когда Дж. Миллер, бывший президент Американской психологической ассоциации, призвал своих соратников «вернуть психологию людям», социальные психологи всегда были и остаются на переднем крае.

В серии «Мак Гроу-Хилл» в социальной психологии издаются труды наиболее выдающихся ученых, исследователей, теоретиков и практиков пашей профессии. Каждый из авторов этой серии следует основополагающему принципу: строгая научность должна сочетаться с тем, чтобы информация могла быть донесена до самой широкой аудитории учителей, исследователей, студентов и всех заинтересованных читателей. Серия охватывает весь спектр социальной психологии — от наиболее широкомасштабных концепций до самых узкоспециальных отраслей нашей науки. Преподаватели психологических дисциплин могут использовать эти книги в качестве дополнения к своим основным курсам или комбинированно использовать их для более глубокого изучения той или иной тематики.

Леонард Берковиц пользуется международной известностью как ведущий исследователь в области психологии агрессии. Для целого поколения психологов его лабораторные исследования стали образцом систематического анализа ситуационных факторов, стимулирующих агрессивное поведение. Монография Берковица «Агрессия: причины, последствия и контроль» может служить примером элегантного синтеза научных данных, полученных в лабораторных, полевых и теоретических исследованиях. Тщательно сформулированные выводы позволяют отделять валидные трактовки агрессии от ложных, хотя и кажущихся верными с точки зрения здравого смысла. Автор критически рассматривает все существующие теории агрессии, выявляя достоинства и ограниченность каждой из них. Но ценность этой книги состоит не только в том, что на сегодняшний день она представляет собой наиболее полный источник классических знаний о человеческой агрессии; на основе авторских интерпретаций самых сложных аспектов множества тех процессов, которые обусловливают агрессию, монография Берковица определяет новые научные подходы в изучении человеческого общества.

Коллеги Леонарда Берковица, социальные психологи, будут приветствовать эту книгу как основополагающий труд по психологии агрессии. Она будет полезна и студентам, которые многому научатся благодаря доступному стилю изложения. Но значение книги этим не исчерпывается: важнейшую информацию сможет получить любой критически мыслящий читатель, и хотелось бы думать, что точные знания психологии агрессии и насилия окажут значительное влияние на лидеров нашего общества. В социальной психологии, пожалуй, нет проблем, более злободневных для общества, чем поиск эффективных средств предотвращения и редуцирования деструктивного влияния того множества форм агрессии, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Поистине замечательный труд Берковица поможет нам сконцентрироваться на тех направлениях, где можно искать новые решения этой старой проблемы.

Филип Г. Зимбардо, редактор-консультант

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я писал эту книгу, надеясь внести хотя бы скромный вклад в решение одной из серьезнейших проблем современности — проблемы человеческой агрессии. Насилие подтачивает здание нашего общества. Когда родители избивают своих детей, они ослабляют узы уважения и любви, необходимые как в семье, так и для обеспечения социального порядка в целом. Хулиганские действия и преступления на улицах наших городов подрывают доверие граждан к правительству и простых людей друг к другу, доверие, которое так необходимо для социальной гармонии и эффективного сотрудничества в решении общих проблем. Атакуя окружающих да еще и поощряя друг друга к подобному поведению, люди бесчисленными способами делают наш мир более сложным, опасным и доставляющим всевозможные неприятности. Но я надеюсь и верю, что общество будет в силах уменьшить уровень агрессии, если оно лучше поймет основные причины этого деструктивного поведения, условия, которые повышают шансы на то, что одни люди будут атаковать других людей, и наиболее эффективные способы снижения вероятности агрессивного поведения..

Эта книга создана для того, чтобы способствовать такому пониманию, однако она не охватывает все множество факторов, влияющих на агрессию. Мое внимание прежде всего было обращено на внутренние психологические процессы, способствующие агрессивному поведению или ограничивающие его, и на условия в прошлом и настоящем, которые делают агрессивные действия эмоционально возбужденного человека более или менее вероятными.

В книге ничего не говорится о неврологических биохимических механизмах, включенных в реализацию агрессивных действий, И лишь вкратце обсуждается роль гормонов, при том, что, разумеется, я не отрицаю огромное значение биологических влияний. Кроме того, я не рассматриваю психиатрические трактовки наиболее крайних форм насилия, таких, как серийные убийства, хотя в главе, посвященной личностям, склонным к насилию, затрагиваются вопросы, связанные с повелением диагносцированных психопатов. При этом анализируется влияние ряда таких факторов, обычно выделяемых социологами, как бедность, культурные нормы и ценности, по опять-таки не столь обстоятельно, как этого хотелось бы некоторым критикам. Главное внимание в книге сосредоточено на социальной психологии агрессии и насилия.

В соответствии со сложившейся в современной социальной психологии традицией, ядром большинства глав являются научные данные, полученные в экспериментальных исследованиях, и я часто подкрепляю свои аргументы ссылками на результаты лабораторных экспериментов. Разумеется, это не означает, что я пренебрегаю результатами полевых исследований и наблюдениями из повседневной жизни или что я считаю экспериментальное исследование всегда более предпочтительным по сравнению с другими методами исследования, применяемыми в социальных пауках. В других работах я уже отмечал, что лабораторные исследования лучше всего использовать для определенных целей, а именно для проверки конкретных каузальных гипотез. Вполне очевидно также, что из этических и практических соображений хорошо контролируемые эксперименты не могут быть проведены при исследованиях многих важных вопросов, например, могут ли экономические трудности способствовать усилению агрессивных тенденций, или повышает ли систематическое жесткое обращение родителей со своим ребенком вероятность того, что из него получится личность, склонная к насильственным действиям. Лишь полевые исследования в естественных условиях могут дать ответы на подобные вопросы, и в книге рассматривается значительное число таких исследований, проведенных «в реальном мире». Тем не менее для проверки многих идей относительно человеческой агрессии могут быть проведены эксперименты. Как я постараюсь продемонстрировать, для нас важно, например, выяснить, будут ли люди, находясь в крайне неприятных атмосферных условиях, проявлять большую агрессивность сравнительно с теми ситуациями, когда они находятся в более комфортных условиях, и будет ли агрессивное поведение других людей повышать вероятность того, что наблюдающие такое поведение сами станут агрессивными. В подобных случаях только эксперимент дает нам возможность определить, действительно ли именно данный фактор (например, физически неприятные условия), а не другие возможные влияния, обусловил вероятность данного результата (т.е. вызвал более сильную агрессию). Никто не возьмется утверждать, что результаты любого отдельного исследования всегда будут однозначными. Но если данные ряда сходных экспериментальных исследований взаимно согласуются, то мы все же можем полагаться на относительную валидность полученных результатов, и поэтому я стремился, насколько это было возможно, обсуждать эксперименты, результаты которых подтверждаются другими аналогичными данными.

Следует уточнить, что в данной книге не ставится цель дать всеобъемлющий обзор многочисленных экспериментальных исследований и наблюдений в естественных условиях, проводившихся в тех областях, о которых я писал. Я расцениваю настоящий труд скорее как общее введение в исследование и теорию человеческой агрессии, а не как технический и научный обзор соответствующей литературы, и для конкретного анализа мною были отобраны лишь некоторые из релевантных тематике книги исследований, на мой взгляд, наилучших. Я не утверждаю, что любое из приведенных в этой книге исследований является последним словом науки и что на поставленные в них вопросы были получены окончательные ответы. Однако они обеспечивают достаточно надежный фундамент для предлагаемых мной аргументаций и теоретических трактовок. Читатели, желающие узнать о других исследованиях данной тематики, могут найти в тексте ссылки на обсуждаемые мной работы.

Наконец, необходимо сделать еще одно замечание. Многие из обсуждаемых в этой книге вопросов имеют достаточно спорный характер, а некоторым из них присущ политический и идеологический оттенок. У читателя, таким образом, может возникнуть искушение расценить занимаемую мной в этой книге позицию с точки зрения идеологии, посчитав меня, скажем, либералом или консерватором, и затем критиковать мою аргументацию как политически пристрастную. Хотя я довольно строго придерживаюсь определенных социальных и политических взглядов и не могу считать себя свободным от идеологических пристрастий, я хотел бы подчеркнуть, что выражаемые мной взгляды и выводы довольно широко отражают разнообразие социополитического спектра. Как и многие консерваторы, я полагаю, что существенная часть насильственных преступлений обусловливается, помимо прочего, также и неадекватными личными ограничениями, и что обществу необходимы более эффективные механизмы социального контроля, если оно стремится понизить уровень насильственной агрессии. С другой стороны, я считаю минимальной ту пользу, которую в конечном счете получит американское общество, применяя высшую меру наказания с целью уменьшения числа убийств. Кроме того, я убежден, что стрессы и психические напряжения, порождаемые бедностью, существенно способствуют развитию и утверждению агрессивных наклонностей. Имеющиеся эмпирические данные определяют такое смешение позиций. Социополитические убеждения и ценности могли в какой-то степени повлиять на формирование тех или иных конкретных взглядов, но занимаемые мной позиции в значительной мере отражают научные данные, полученные в эмпирических исследованиях. Социальная политика, связанная с задачами контроля и снижения уровня насилия, должна в максимально возможной степени основываться на научных данных, и при работе над своей книгой я стремился использовать самые лучшие из известных мне исследований по данной проблематике.

Эту монографию я рассматриваю со своей стороны как попытку сотрудничества. Ее написание просто было бы невозможным без энтузиазма, мастерства и научных озарений множества замечательных исследователей, таких, как А. Бандура, Р. Бэрон, Э. Доннерстейн, Л. Эрон, Д. Фаррингтон, Р. Гин и Д. Зилманн, которые стремились познать причины и последствия человеческой агрессии, и я рад выразить им свою признательность. Я хочу также поблагодарить Р. Аркина, университет Миссури, Колумбия; А. Каспи, университет Висконсин, Мэдисон; Л. Айрона, университет Иллинойс, Чикаго; Р. Фелдмана, университет Массачусетса, Амхерст; Р. Джонсона, Рамапо-колледж; Ж.-Ф. Лейенса, университет Лювайн, Бельгия; Н. Маламута, университет Калифорнии, Лос-Анджелес; К. Мура, университет Висконсин, Мэдисон; Д. Майерса, университет Алабамы, Тускалооса; С. Прентис-Данна, Хоул-колледж; Д. Сэнна, университет Клемсона, Солт-Лейк-Сити, и Ч. Тернера, университет Юта, которые прочитали и прокомментировали отдельные главы книги; моих студентов и коллег по экспериментальной социальной психологии в Висконсине и других научных центрах, которые многому научили меня в понимании различных граней человеческого поведения; моих редакторов К. Роджерса и Ф. Зимбардо за их поддержку и мудрые рекомендации. И особенно я благодарен моей жене Норме за ее советы, за постоянную помощь в продолжавшейся несколько лет работе над книгой и еще за многое другое, о чем, я надеюсь, она знает.

Леонард Берковиц известен всему миру как ведущий исследователь в области психологии агрессии. Для нескольких поколений психологов его лабораторные, полевые и теоретические исследования стали образцом для подражания. Сгэнфордский, Оксфордский, Мичиганский, Корнеллский, Кембриджский университеты гордятся участием Берковида в их научной деятельности. Наконец основной труд ведущего специалиста в области агрессии стал доступен русскоязычному читателю. Эта книга подводит итог исследованиям знаменитого ученого и на сегодняшний день представляет собой наиболее полный источник классических знаний и современных концепций о природе и исследованиях человеческой агрессии.
Рекомендуется для изучения специалистам в области гуманитарных наук, педагогам, психологам, социологам.

Глава 1
ПРОБЛЕМА АГРЕССИИ
ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИЯ?
Слишком много значений
Следуя значениям обыденной речи
Определение агрессии без учета мотивационных предпосылок
Агрессия как неправильное поведение
Цели агрессии
Цели агрессии» не связанные с причинением ущерба
Разнообразие агрессивных целей
Желание причинить ущерб
Определение, принятое в данной книге
Всегда ли причинение ущерба является первичной целью?
Другие классификации

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ПОВОДУ ГНЕВА, ВРАЖДЕБНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ
Гнев отличается от агрессии43
Враждебность
Агрессивность
РЕЗЮМЕ

Часть 1
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ?

Импульсивная (или экспрессивная) эмоциональная агрессия
Другие возможные агрессивные цели
Они могут также хотеть причинить вред

Глава 2
СЛЕДСТВИЯ ФРУСТРАЦИЙ
ГИПОТЕЗА «ФРУСТРАЦИЯ АГРЕССИЯ», 1939

Определение и основные положения
Применение концепции «фрустрация - агрессия»
Вес ли виды фрустрации порождают агрессию?
Только произвольные (незаконные) фрустрации
Фрустрации, приписываемые намеренно плохому поведению другого лица
Почему атрибуции могут влиять на агрессивные реакции
Даже непреднамеренная фрустрация может привести к агрессии
Наблюдения в естественных условиях
Экспериментальные данные
Некоторые условия, повышающие вероятность агрессивных реакций на фрустрацию

ПЕРЕСМОТР КОНЦЕПЦИИ «ФРУСТРАЦИЯ - АГРЕССИЯ»
Влияние атрибуции на интенсивность недовольства
Сравнимы ли фрустрации и оскорбления
РЕЗЮМЕ

Глава 3
МЫ СТАНОВИМСЯ ЗЛЫМИ, КОГДА НАМ ПЛОХО
НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ КАК ИСТОЧНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ

Исследования обусловленной болевым воздействием агрессии у животных
Тенденции к борьбе и бегству могут действовать одновременно
Является ли целью агрессии, которая стимулирована болью, только лишь прекращение болевого воздействия?
Аверсивные события как источник человеческой агрессин
Огромное разнообразие негативных условий, способных провоцировать агрессию
Агрессия направлена не только на устранение аверсивного события

НЕГАТИВНЫЕ АФФЕКТЫ, АГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГНЕВ
Негативный аффект, но не стресс
Краткое резюме представленной теоретической модели
Гнев часто сопровождает другие негативные эмоции
Гнев часто сосуществует с другими негативными эмоциями
Некоторые ограничения
Все ли негативные чувства подобны друг другу?

ИМПУЛЬСИВНАЯ АГРЕССИЯ: РОЛЬ АГРЕССИВНЫХ КЛЮЧЕВЫХ СИГНАЛОВ
Реакции на внешние ключевые сигналы
«Эффект оружия» как пример реакций на агрессивные ключевые стимулы
Ключевые стимулы (сигналы), ассоциированные с аверс ионы ми событиями
Связь доступной мишени с неудовольствием
РЕЗЮМЕ

Глава 4
МЫШЛЕНИЕ, И НЕ ТОЛЬКО
ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Чем определяется эмоциональное состояние?
Когнитивные концепции эмоций
Какие интерпретации продуцируют гнев?
Экспериментальное подтверждение роли атрибуций в детерминировании эмоций
Двухфакторная теория эмоций Шехтера- Зингера
Эксперименты с ложной атрибуцией
Атрибуции при переносе возбуждения
Атрибуции и влияние информации о смягчающих обстоятельствах
Атрибутивные эффекты с точки зрения концепции ассоциативном сети

СВИДЕТЕЛЬСТВА О НЕКОГНИТИВНЫХ ВЛИЯНИЯХ НА ЭМОЦИИ
Следствия экспрессивных реакций
Теория эмоций Джеймса Ланге
Следствия выражений лица и других мышечных реакций
Телесные реакции и когниции: модель ассоциативной сети
Проявление признаков гнева
Настроения могут влиять на мысли
Враждебные мысли могут порождаться неприятными чувствами

ЗНАЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ

Сохранение враждебности: негативные влияния «пережевывания» в мыслях того, что произошло
Заострение и усиление негативной концепции
Мысли могут стимулировать чувство гнева и агрессивные побуждения
Понятие «нрайминга» (priming)
Мысли нлияют на сдерживание агрессии
Анонимность, риск быть пойманным и самоконтроль
Почему люди могут придерживаться неагрессивных стандартов поведения и все же быть агрессивными
Вне зоны осознания
Игнорирование несовместимостей
РЕЗЮМЕ

Часть 2 АГРЕССИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Глава 5
ИДЕНТИФИКАЦИЯ СКЛОИНОСТИ К НАСИЛИЮ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ИМЕЮТ УСТОЙЧИВУЮ СКЛОННОСТЬ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ?

Противоречия в вопросе о существовании черт агрессивности
Два вида последовательности
Примеры различных форм одновременной последовательности
Последовательность в лабораторных опытах и в «реальной жизни»
Последовательность в формах агрессии (генерализация реакции) в повседневной жизни
Последовательность в различных ситуациях: сочетание генерализации стимула и реакции
Стабильность агрессивного поведения в течение нескольких лет: длительная последовательность
Обзор исследований длительной стабильности агрессии Ольвеуса
Два заслуживающих внимания исследования

КАК ДЕЙСТВУЮТ АГРЕССИВНЫЕ ЛИЧНОСТИ
Разные типы агрессивных людей
Эмоционально-реактивный и инструментальный тип постоянного агрессора
Некоторые примеры агрессоров с инструментальной направленностью
Эмоционально-реактивные агрессоры
Личность А-типа - реактивно-агрессивная
РЕЗЮМЕ

Глава 6
РАЗВИТИЕ СКЛОННОСТИ К НАСИЛИЮ
ОПЫТ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТСТВА

Семья может влиять на развитие антисоциальных диспозиций
Какие способы воспитания детей способствуют развитию антисоциальных наклонностей?

ПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ

Вознаграждение за агрессию
Вознаграждения, получаемые не от жертвы, а от других людей
Вознаграждения, исходящие от жертвы
Неблагоприятные условия, создаваемые родителями
Насколько эффективно применение наказаний в дисциплинировании детей?
Интеграция: анализ социального научения Паттерсона

НЕПРЯМЫЕ ВЛИЯНИЯ
Конфликт в семье
Распавшиеся семьи порождают делииквентность?
Влияние моделирования
«Делай, как я»: предоставление детям примеров для подражания
РЕЗЮМЕ

Часть 3 НАСИЛИЕ В ОБЩЕСТВЕ
Глава 7
НАСИЛИЕ В МАСС-МЕДИА
НАСИЛИЕ НА ЭКРАНАХ И ПЕЧАТНЫХ СТРАНИЦАХ: НЕМЕДЛЕННЫЙ ЭФФЕКТ

Преступления-имитации: заразность насилия
«Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа*
Статистические данные о заразности насилия
Исследования Д. Филипса о заразности насилия
Экспериментальные исследования кратковременного воздействия сцен насилия в масс-медиа
Увеличивает ли насилие в средствах массовой информации вероятность проявления агрессии?
Насилие в средствах массовой информации под микроскопом: когда и почему «агрессивные» фильмы влияют на агрессивность.
Растормаживание и десенсибилизация эффектов от наблюдаемой агрессии

НАСИЛИЕ В СМИ: ДЛИТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПОВТОРЯЮЩЕМСЯ ВОЗДЕЙСТВИИ
Формирование представлений об обществе у детей
Тезис о культивировании
Приобретение агрессивных наклонностей
Понять «почему?»: формирование социальных сценариев
«Сценарная» концепция эффектов от просмотра телепередач со сценами насилия
Ослабление вредного влияния насилия, показанного по телевидению
РЕЗЮМЕ

Глава 8
НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ
ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИН ПРИМЕНЕНИЯ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ

Взгляды на проблему насилия в семье
Факторы, толкающие к применению насилия в семье
Ссылки на результаты исследований
Социальные нормы и общественные ценности
Нормы не являются достаточными предпосылками насилия
Предыстория семьи и личная предрасположенность
Влияние стресса и негативной эмоциональной реакции на применение насилия в семье
Особенности конфликта, способные стать катализаторами насилия
РЕЗЮМЕ

Глава 9
УБИЙСТВА
ВВЕДЕНИЕ

Закон, убийство, предумышленное убийство
Какие типы убийств чаще всего совершаются в Соединенных Штатах Америки
Различные случаи провоцирования убийств

УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СОВЕРШАЮТСЯ УБИЙСТВА
Личная предрасположенность
Склонны ли убийцы к насилию?
Можно ли разделить убийц на категории?
Некоторые размышления по повод у предсказания опасности
Социальное влияние
Социально-экономические факторы, вызывающие стресс
Социальная дезорганизация
Влияние субкультуры, общих норм и ценностей

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ НАСИЛИЯ

Различные типы взаимодействия при совершении насилия
Убийство незнакомого человека: инструментальная агрессия
Убийство при конфликте: эмоциональная агрессия
РЕЗЮМЕ

Часть 4 КОНТРОЛЬ НАД АГРЕССИЕЙ
Различные рекомендации

Глава 10
НАКАЗАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ

Наказание: «за» и «против»
Аргументы против наказания как сдерживающего средства
Наказание может быть сдерживающим средством - ияогда
Удерживает ли наказание от применения насилия?
Пример: аресты, удерживающие от применения физического насилия в семье
Строгость и неизбежность наказания
Удерживает ли смертная казнь от убийства?

СНИЖАЕТ ЛИ КОНТРОЛЬ НАД ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ
КОЛИЧЕСТВО ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАСИЛИЕМ?

Некоторые возражения против контроля над приобретением оружия
Некоторые ответы на возражения
РЕЗЮМЕ

Глава 11
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
КОНТРОЛИРОВАНИЯ АГРЕССИИ
КАТАРСИС: ОСЛАБЛЕНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ К НАСИЛИЮ ПУТЕМ АГРЕССИВНЫХ ВЫПЛЕСКОВ

Вентилирующие чувства
Что следует понимать под проявлением чувств?
Гипотеза катарсиса
Катарсис через воображаемую агрессию
Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии?
Эффект последействия реальной агрессии
Некоторые факторы, способствующие повышению агрессивности
Доказательство снижения агрессивности после совершения нападения
Долгосрочные опасности удовлетворения агрессивных чувств
Может оказаться полезным поговорить с кем-нибудь о своих проблемах
Самосознание и самоконтроль

РАЗРАБОТКА НОВЫХ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ
Выгоды сотрудничества: совершенствование родительского контроля над проблемными детьми
Снижение эмоциональной реактивности
Исследование методов контроля раздражительности, выполненное под руководством Новако
Некоторые рекомендации по применению
Что может повлиять на правонарушителей, оказавшихся в заключении?
Сомнения
Есть ли надежда?
РЕЗЮМЕ

Часть 5
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Глава 12
БИОЛОГИЯ И АГРЕССИЯ
ЖАЖДА НЕНАВИСТИ И РАЗРУШЕНИЯ
ОДЕРЖИМЫ ЛИ ЛЮДИ ИНСТИНКТОМ НАСИЛИЯ?

Что такое инстинкт?
Дарвиновская концепция
Понятие Фрейда: «инстинкт смерти
Концепция агрессивного инстинкта Лоренца

КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ ИНСТИНКТА
Неадекватная эмпирическая бала
Сомнительное понятие спонтанно генерируемых инстинктивных драйвов
Различные виды агрессии

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ГОРМОНЫ
«Рожденный пробудить ад»? Влияние наследственности па агрессию
Первые генетические концепции: теория Ломброзо
Современное обоснование влияния наследственности
Датские исследования генетических факторов
Половые различия в агрессии
Некоторые результаты исследований
Влияние гормонов
Воздействие мужских гормонов
Заключение

АЛКОГОЛЬ И АГРЕССИЯ
Проблемы воздействия алкоголя
РЕЗЮМЕ

Глава 13
ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ В ЛАБОРАТОРИИ
СТАНДАРТНАЯ ПРОЦЕДУРА ЭКСПЕРИМЕНТА

Машина агрессии Баеса
Модификации и варианты

НЕКОТОРЫЕ ДОВОДЫ В ПОДДЕРЖКУ ЛАБОРАТОРНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Проблема валидности
О «нерсирсзситатнвности» субъектов экспериментов и лабораторных условий
О возможных экспериментальных артефактах
РЕЗЮМЕ

Глава 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. НЕКОТОРЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ УРОКИ
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АГРЕССИИ: ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
НЕИЗБЕЖНО ЛИ НАСИЛИЕ?
ФАКТОРЫ РИСКА
КОНТРОЛЬ НАСИЛИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!