Беседы с детьми о солнце летом. Консультация для родителей на тему

Исследовательский проект «Здравствуй, солнышко!»

МБДОУ детский сад №17, г. Орел


  • Образовательная область:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

  • Вид проекта: информационный, исследовательский, групповой.
  • Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь 2015г.), в рамках ДОУ.
  • Участники проекта: дети и родители старшей группы «Б»

Актуальность проблемы:

Солнце не является планетой, это огромная звездочка, находящаяся на расстоянии многих миллионов световых лет от Земли. Солнце - центр нашей галактики. Вокруг него расположены орбиты семи планет. Сама Земля расположена на третьей орбите. Будь Земля ближе к солнцу, оно бы сожгло ее, а находясь дальше, то не было бы жизни на нашей планете.

С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми выяснила, что некоторые из них не знают, что земля вращается вокруг солнца. Также возникли вопросы: «Почему летом на земле жарко, а зимой холодно?», «Почему происходит смена дня и ночи?». Мы решили найти ответы на эти вопросы.


Цель проекта: Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла).

Задачи проекта:

Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении для человека и природы;

Учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым);

Познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем;

Закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность;

Познакомить с разными способами изображения солнца;

Воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.


Ожидаемый результат:

Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.

Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.

Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.

У детей пополнен словарный запас по теме.

Продукт проектной деятельности:

  • Оформление тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное».
  • Выставка творческих работ «Мое солнышко».
  • Презентация проекта «Здравствуй, солнышко».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.
  • Подбор литературы со сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.
  • Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно – ролевых игр с детьми.

Основной этап:

  • Наблюдение за солнцем в природе.
  • Беседа о значении солнца для человека и природы.
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
  • Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.
  • Выяснение правильности народных примет на основе наблюдений в природе.
  • Опыты и эксперименты с солнцем.
  • Просмотр мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».
  • Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Рассвет солнца» (рисование), «Солнышко из ладошек» (аппликация).
  • Дидактическая игра: «Живая и неживая природа.
  • Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».
  • Подбор материала о солнце: стихи, пословицы, загадки.
  • Подбор художественной литературы и мультфильмов.
  • Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».

  • Выводы.
  • Составление презентации проекта.

Теоретическая часть проекта

Пословицы и поговорки о солнце

Солнце сияет, а месяц только светит.

На солнышко не гляди: ослепнешь.

Мешком солнышка не поймаешь.

Что мне золото - светило бы солнышко.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Худо лето, коли солнца нету.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

За ушко да на солнышко.

Как месяц ни свети, а все не солнышко.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко садится - лентяй веселится; солнышко всходит - лентяй с ума сходит.

Солнце пригреет - все поспеет.

Солнце, воздух и вода - лучшие доктора.


Загадки про солнце

Алый шар с утра над крышей

Без него плачемся,

Погулять по небу вышел.

А как появится,

От него прячемся.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер - и пропал.

Что выше леса,

Где же шар теперь искать?

Краше света,

Подскажи мне, ветер!

Без огня горит?

- Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

Ты весь мир обогреваешь

Я всегда со светом дружен,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

Если солнышко в окне,

А зовут тебя все...

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.


  • Во время восхода солнца стоит духота - к ненастью.
  • Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу - жди дождя и ветра.
  • Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.
  • Красного цвета солнце на восходе - к большому ветру.
  • Красные облака - к дождю. При полуденном ветре - к порывистому ветру и непогоде. Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.
  • Пение петухов после захода солнца и до глубокого вечера обещает на следующий день хорошую устойчивую погоду.
  • Погода будет жаркой и солнечной, если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое; перед восходом солнца выпадает роса; при восходе солнце белого цвета.


Наблюдение за солнцем в природе.

Цель: учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым).

Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).

2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).

3. На что солнце похоже? (На шар).

4. Какая сегодня погода? (Тёплая).

5. Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).

  • Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.

У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.

Что почувствовали ваши ладошки? Какие солнечные лучи? Как вы думаете, кому нужно солнышко, его свет?


Опыты и эксперименты с солнцем.

Цель: Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

  • Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
  • Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
  • Изготовление солнечных часов. Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам). Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень.
  • Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Прогулка на тему:

«Здравствуй солнечный зайчик!»


Художественно-эстетическая деятельность.

«Рассвет солнца» (рисование),

«Солнышко лучистое» (лепка)

«Солнышко из ладошек» (аппликация).


  • Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.
  • Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
  • Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
  • У детей пополнен словарный запас по теме.

Цель: 1. Закрепить знания детей о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений.

2. Вызвать желание детей с помощью опытов узнать свойства солнца, воздуха, воды.

3. Закрепить знания о правилах здоровья и вызвать желание выполнять их.

4. Приобщить детей к здоровому образу жизни.

Материал: костюм Айболита, шапочка «солнце», семена огурца, прозрачные банки, фильтры, вода.

Предварительная работа: предварительное замачивание семян огурца. Проращивание семян на солнце и в тени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, а кто это, вы узнаете если отгадаете загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор.... (Айболит)

(Одеваю халат и шапочку)

Айболит: - Здравствуйте, дети, как ваше здоровье? Я вижу, что вы здоровы! Румяные щёчки, блестящие глаза, весёлые улыбки! А хорошо ли вы кушали? А спали? Вы группу свою проветриваете? Любите гулять на улице, когда светит солнце?

Давайте сядем на ковре в кружок, а я вам загадаю загадку:

«Голубой платок, желтый колобок

По платку катается, людям улыбается».

Правильно! Это солнышко. А что вы знаете о солнце? (Ответы детей)

Солнце – это источник тепла и света. Что бы случилось, если б не было солнца?

Правильно, солнечный свет необходим всему живому: человеку, животным, растениям. Если человека на долгое время поместить в темноту, он ослепнет. А растение в темноте будет чахнуть и погибнет.

Я знаю, вы делали опыт с семенами огурца, давайте посмотрим что получилось. В блюдечке, стоявшей на солнце, семена огурца проросли лучше, чем в том, что стояло в тени. Какой вы сделаете вывод? Для роста растений и живых организмов нужен солнечный свет.

Скоро лето и вы будете много гулять, и загорать на солнце. Для детей полезно загорать, потому, что солнышко посылает в своих лучах нам витамин «Д» , который делает наши руки и ноги крепкими и сильными. В сильную жару носить головной убор и долго не загорать на солнце.

Ребёнок: Мы на солнце полежали,

И друг друга не узнали.

Кто же мы – ребятки,

Или шоколадки.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко».

Отдохнули? Давайте пройдём в «лабораторию» (За столы)

Отгадайте, пожалуйста, мою загадку.

Он нам нужен для того,

Чтобы сделать вдох и выдох.

А когда он очень пыльный

А когда он очень грязный

Говорим мы: Ах! Ох! Ух!

Очень нужен всем на свете

Свежий, чистый… (воздух)

Что мы вдыхаем? Давайте вдохнём воздух, куда он попал? Воздух попадает в нос, после этого он спускается в горло, в дыхательную трубочку, затем через бронхи - в лёгкие.

Какие свойства воздуха вы знаете?

Мы его видим? Значит он прозрачный.

У воздуха есть форма? Говорят, такой большой, что весь мир занимает; такой маленький, что в любую щель проникает.

Воздух звучит? (дети надувают шары и со звуком выпускают воздух)

У воздуха есть запах? (нет) Есть вес? (нет)

Предлагаю вам отдохнуть.

Дыхательные упражнения «Насос», «Надуваем шар»

А что бы случилось, если б не было воздуха? (ответы детей)

Правильно, без воздуха нет жизни. Запомним правило: Вдыхать воздух через нос, выдыхать через рот.

Ребята, как вы думаете, откуда берётся чистый воздух? Чистый воздух нам дают растения. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ; а листочки растений поглощают этот газ и насыщают воздух кислородом.

А чтобы жили и росли растения, что ещё для этого им нужно? Правильно, вода!

Ребята, вы знаете, откуда берётся чистая вода? Послушайте стихотворение Бунина «Родник».

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

Стеклом расплавленным бежит.

Ребята, какие свойства воды вы знаете? (вода течёт, журчит, она прозрачная, может изменять цвет, бывает холодная и горячая, чистая и грязная и т. д.)

А бывает твёрдая вода? Правильно, это – лёд.

Бывает и газообразная – это пар.

Дети, для чего нужна вода? (ответы детей)

А можно пить грязную, не кипячёную воду? (нет, в ней микробы)

Запомним правило: Пить только кипячёную воду.

В природе самая чистая вода в роднике. А где ещё есть вода? Отгадайте загадки.

Течёт, течёт – не вытечет

Бежит, бежит – не выбежит.

Кругом вода, а с питьём – беда.

Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня.

Ребята, сегодня мы с вами говорили о солнце, воздухе, и воде. Узнали, что все они очень полезны для вашего здоровья.

Чем полезно солнце? А воздух? Вода? (ответы детей)

Доктор Айболит советует вам чаще гулять на свежем воздухе, загорать и дружить с водой.

Запомните такие слова «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

(говорят хором)

А чтобы вы были здоровы, угощаю вас витаминами.

До свидания, ребята!


Реммер Ольга Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 комбинированного вида

Проект

«Здравствуй, солнышко!»

Одинцово, 2013г.

Проект по теме

Участники проекта : дети старшей группы детского сада, воспитатели, родители детей.

Цели и задачи :

Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении в жизни природы и человека;

Учить видеть характерные особенности весеннего солнца (пригревает, прибывает световой день);

Познакомить детей с художественным образом солнца в различных видах искусства;

Освоение способов изображения солнца;

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.

Длительность проекта : 3-4 недели (середина марта – апрель)

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: смешанный

Ожидаемый результат:

Расширение знаний детей об особенностях весеннего солнца и его роли для окружающего мира,

Освоения умения изображать один предмет (солнце) разными способами,

Развитие у ребёнка фантазии, эмоциональности, активизация словарного запаса,

Получение удовольствия от участия в коллективной работе и результатов творчества.

Распределение деятельности по этапам проекта

Предварительный

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса, подбор материала.

Начальный

Организация выставки картин с изображением солнца, времени года;

Наблюдения в помещении за освещением группы;

Работа в группе: посадка лука в «Огороде на окне»;

Работа с родителями: рекомендация найти вместе с детьми и познакомить их с интересной информацией по теме проекта, детской художественной литературой, детскими музыкальными произведениями о солнышке, привнести свой материал в проект.

Деятельный

Основная деятельность с детьми

Беседы : «Зачем нужно солнышко», «Какого цвета солнышко», «Солнышко и витамины»;

НОД : рисование декоративное «Солнышко, нарядись!», лепка рельефная декоративная «Солнышко, покажись!», интегрированное занятие – чтение художественной литературы (Г.Р.Лагздынь «Татьянкина кричалка») и рисование-экспериментирование «Солнечный цвет», аппликация из шерстяных ниток «Пушистое солнышко»;

Тематические прогулки : «Наблюдение за солнцем весной», «Солнечная мозаика», «Здравствуй, солнечный зайчик!»

Игры : подвижные игры «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и тучки» и др., игры с мозаикой, игры с конструктором, театр теней рук и др.

Заключительный.

Коллективная реализация проекта

Ручной труд, изготовление коллективной работы «Солнышко из ладошек»,

Создание альбома «Наши солнышки»

Презентация проекта

Распространение опыта работы в ДОУ, в интернете, на личном сайте воспитателя.

Тематические прогулки

«Здравствуй, солнечный зайчик!»

Цель:

Продолжать знакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света, тепла);

Учить соблюдать правила игры, способствовать развитию ориентировки в пространстве;

Способствовать развитию дружеских отношений;

Воспитывать активность, самостоятельность.

Материал: зеркальце, мелки.

Наблюдение приметы весны;

Подвижная игра «Солнышко и дождик»;

Развлечение «Солнечные зайчики»;

Рисование солнышка мелками на асфальте.

«Солнечная мозаика»

Цель:

Закреплять признаки весны;

Развивать наблюдательность, память.

Материал: крышки от бутылочек разных цветов, камешки, палочки.

Наблюдение за особенностями весеннего солнца

Опыт «Солнышко и ладошки»;

Выкладывание мозаики «Солнышко»;

Проговорить заклички, пропеть песенки, вспомнить стихи и загадки о солнышке.

Тематическая прогулка «Наблюдение за солнцем весной»

Цель : Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-следственную связь: светит солнце – становится теплее. Поддерживать радостное, благодатное, доброе настроение. Способствовать длительному пребыванию детей на свежем воздухе.Самостоятельная деятельность детей: вынести совочки, формочки, ведёрки, лопаточки для игры с песком. Предложить детям сделать из песка пирожные.Наблюдение за солн цем. Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).3. На что солнце похоже? (На шар).4. Какая сегодня погода? (Тёплая).5. Почему на улице тёпло? (Светит и греет солнышко).Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.Художественное слово:Солнце греет с высоты,Расцвели уже цветы.Выползли букашкиИз цветочной чашки.Солнцу очень радыМуравьёв отряды.(А.С. Уфимцева)

Солнышко лучистое, Любят тебя дети.Нет теплее солнышкаНичего на свете.(Л. Чадова)Воспитатель: У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.Вы вокруг все посмотрите,Лицо к солнцу поднимите.Потяните руки, дети -Оно ласково нам светит.Чувствуете, солнце греет,Лицо на солнце наше млеет.И деревья, и цветы,И травинки, и кусты – Дружно тянутся к нему…Догадайтесь, почему?(А.С. Уфимцева)Воспитатель: Солнышко приглашает вас поиграть.Подвижная игра: «Солнышко». (Л. Чадова)Цель: Учить детей согласовывать свои движения с текстом, воспитывать стремление активно включаться в игру.Солнышко лучистое, Мы тебя встречаем! (Дети манят солнышко руками к себе)Солнышко лучистое,В гости приглашаем!Солнышко лучистое,Попляши-ка с нами! (Дети хлопают в ладоши, топают ногами)Мы в ладошки хлопаем,Топаем ногами!Трудовая деятельность: Цель: Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в труде, оказывать помощь взрослым. Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать. Учить детей работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата. Воспитатель: Ребята, дворник у нас старенький и не успевает убрать мусор с участков. Ему очень трудно наклоняться за каждым камнем и палкой – посмотрите, как их много на нашем участке. Давайте поможем дворнику собрать камни и палки. Вы у меня сильные и быстрые. Д/игра «Кто быстрее наполнит ведёрко». Подвижная игра: «Солнышко и дождик». Цель: Учить детей бегать легко, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения в соответствии с текстом. Учить быстро реагировать на сигнал, ориентироваться в пространстве.Солнце ярко в небе светит,На прогулку вышли дети. (Дети гуляют по участку.)Туча солнце вскоре скрыла,Стало грустно и уныло. (Дети остановились и насторожились)Дождь по крыше застучал,Детей под зонтики загнал. (Дети бегут под зонтик.)

Гимнастика для глаз

Солнышко с тучками в прятки играло.

Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки. (смотреть глазами вправо - влево)

Легких - две штучки,

Тяжелых - три штучки. (смотреть глазами вверх - вниз)

Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями)

Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками)

Физкультминутки

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде - раз!

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде - два!

«В гости к Солнцу»В гости к Солнцу мы идем,И немножко отдохнем.Остановимся и дружноГлубоко сейчас вздохнем.Руки в стороны, вперед,Дружный, мы, такой народ!Дружно хлопаем,Ногами топаем!Хорошо мы погуляли,Может, дети, вы устали?

Лепка рельефная декоративная

«Солнышко, покажись!»

Задачи. Учить детей создавать солнечные образы пластическими средствами. Продолжать освоение техники рельефной лепки. Показать варианты изображения солнечных лучей (точки, круги, треугольники, жгутики прямые и волнистые, завитки и др.). развивать чувство ритма и композиции.

Предварительная работа. Беседа о солнце как источнике жизни на земле. Искусствоведческая беседа о солнечных (солярных) знаках в декоративно-прикладном искусстве. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства (дымковские игрушки, писанки, керамика, хохлома и др.).

Материалы, инструменты. Картонные квадратики размером 10х10 или 15х15, пластилин, стеки, дощечки для лепки, 2-3 произведения декоративно-прикладного искусства с солярными элементами декора.

Солнышко – вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Далее следует рассказ воспитателя о том, что с давних времён люди воспевают солнце в своих песнях и стихах, изображают в танцах (например, хоровод – это знак солнечного круга), изображают на одежде, посуде, мебели, в книгах и т.д.

Показ нескольких произведений декоративно-прикладного искусства с объяснением символики декоративных элементов. Например, волнистая линия – это дорога или вода, ромб – поле, а круг – солнце. Декоративные варианты изображения солнца – круг, круг с точками, завитками, круг с волнистыми линиями или треугольниками.

Воспитатель сообщает о том, что в течение нескольких недель, пока работаем над проектом, дети смогут сами изобразить солнце разными способами и из различных материалов, и предлагает для начала слепить портреты солнышка, которое выглянуло из-за тучек и улыбается. Затем педагог раскрывает особенности техники рельефной лепки.

Вначале возьмём картонную основу и наметим солнечный круг простым карандашом (эскиз), выберем понравившийся вариант изображения солнца и его лучей. Представим солнышко во всей его красе.

Начинаем лепить. Изображение в лепке нарастает слой за слоем, поэтому лепим картину постепенно. Берём кусочек пластилина, раскатываем в шарик, сплющиваем в лепёшку и прижимаем к фону, разглаживаем. Это солнечный диск. Затем оставшийся пластилин делим на несколько одинаковых кусочков (можно взять другой цвет) и превращаем их в лучики, одинаковые или разные по форме и размеру, одноцветные или многоцветные.

Мы договорились лепить портрет солнца. Что нужно слепить обязательно, чтобы получился именно портрет? Дети вспоминают – глаза, нос, рот. Как показать, что солнышко весело улыбается? Дети предлагают варианты изображения улыбки пластическими средствами.

Провести физкультминутку и перейти к практической части, выполняют дети самостоятельно. Воспитатель во время работы детей может еще раз прочитать закличку:

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенёк,

Посвети весь денёк!

После занятия. Оформляется выставка портретов весеннего солнышка. Беседа, обсуждение, повторение стихов и песенок о солнышке.

Рисование декоративное «Солнышко, нарядись!»

Задачи. Вызвать у детей желание создать образ солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам). Обратить внимание на декоративные элементы, объяснить символику. Развивать воображение, воспитывать интерес к народному искусству. Умело пользоваться кистью.

Предварительная работа. Знакомство с солярными элементами в произведениях декоративно-прикладного искусства. Сравнение средств художественно-образной выразительности в разных видах народного искусства. Создание портретов солнца в лепке. Упражнение в подборе гармоничных цветосочетаний.

Материалы, инструменты. Гуашевые краски, кисточки, баночки с водой, салфетки, палитры, альбомные листы.

Физкультминутка.

Переходим к выполнению задания. Мальчик, который хотел стать художником, нарисовал для Радуги портрет прекрасного солнышка. Давайте и мы нарисуем «красное солнышко» – яркое, большое, красивое, весеннее. С лучами – волнистыми линиями или завитками. Наши солнышки будут ласково смотреть на нас и весело улыбаться.

Дети выполняют портреты своих солнышек согласно своим замыслам, воспитатель по ходу читает песенку Г.Р.Лагздынь:

Словно яркий апельсин,

Вышло солнце из осин,

Красное, румяное,

Всюду всеми званое!

Красное, красное,

Ясное, ясное!..

В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов весёлого солнышка. Оформляется интегрированная выставка детских работ «Здравствуй, солнышко!». В свободное время педагог предлагает детям составить описательный рассказ о своих солнышках.

Интегрированное занятие

(чтение художеств . л итературы, рисование- экспериментирование)

«Солнечный цвет»

Задачи. Познакомить детей с художественным образом солнца в литературе. Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Расширить цветовую палитру – показать способы получения «солнечных» оттенков. Развивать воображение. Активизировать словарный запас. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Предварительная работа. Чтение рассказа Г.Р.Лагздынь «Татьянкина кричалка». Рассказать о древней русской традиции призывать солнце (заклички, кричалки, потешки – объяснить название).

Гимнастика для глаз.

Материалы, инструменты. Краски гуашевые и акварельные, палитры, кисточки разных размеров, щетки, ватные тампоны, комочки смятой салфетки, ватные палочки, баночки с водой.

Воспитатель читает детям стихотворение В. Шипуновой «Все цвета солнца» для обогащения «солнечной палитры», уточнения оттенков одного цветового ряда и активизации словаря прилагательными обозначения цвета

Золотая шапка мимозы

И жё лтый листик берёзы,

Янтарная смолка сосновая

И медный жёлудь дубовый,

Огненный хвост лисы на снегу,

Рыжий клён на речном берегу –

Собрались оттенки в тесный кружок –

Солнечный яркий небесный желток.

Физкультминутка.

Задание и вопросы детям. Попробуйте и вы рисовать пальчиком или ватной палочкой, или тупым концом карандаша – это удобно, быстро и легко. Составьте на палитрах свои солнечные цвета и оттенки.

Дети рисуют, воспитатель помогает советами, наводящими или косвенными вопросами, напоминает, что рисовать можно как лёгкими быстрыми прикосновениями, так и контурными линиями или большими цветовыми пятнами.

После занятия. Чтение стихотворения О.Высотской «Одуванчик», по желанию выучивание наизусть. Составление альбома «Наши солнышки».

солнышко ладошками.

Аппликация декоративная (полихромная, накладная)

«Солнышко, улыбнись!»

(коллективная работа)

Задачи. Продолжать знакомить с возможностью создания образов на основе одинаковых элементов. Продолжать формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки). Развивать воображение. Вызывать у детей интерес к созданию образа солнца в технике аппликации. Развивать чувство цвета, формы и композиции.

Предварительная работа. Беседа с детьми о безопасном использовании ножниц. Обсуждение с детьми выражения «Наши руки не для скуки» и понятия «золотые руки». Рассматривание книжных иллюстраций с целью обогащения впечатлений и представлений о вариантах изображения солнца.

Материалы, инструменты. Цветная бумага плотной текстуры разных оттенков желтого цвета, простые карандаши, ножницы, клей, кисти, салфетки, цветной картон для создания коллективной композиции.

Педагог напоминает детям о том, что солнце в декоративно-прикладном искусстве изображается по-разному. На примере дымковской игрушки, дети находят и показывают образ солнца и лучей. Затем предлагает создать большое весеннее солнце способом аппликации, а лучи солнца в этот раз будут выглядеть совсем иначе. В этот раз солнце мы создадим с помощью своих рук!

Демонстрация.

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям взять листы цветной бумаги, приложить к ним свои ладошки с расставленными пальцами и обвести карандашом, затем вырезать. По ходу действий подсказывает детям, что удобнее вырезать вначале всю «рукавичку» , а потом по отдельности каждый пальчик.

Дети, которые быстро справились с заданием, могут сделать несколько силуэтов разных оттенков.

Создание коллективной композиции. На картонную основу (воспитатель заранее нанесёт примерный рисунок) собираем из ладошек солнышко, приклеиваем ладошки внахлёст – лучики, затем солнечный круг. Завершаем композицию, приклеивая заготовки глазок и улыбки.

После занятия. Обсуждение и любование созданной работой.

Беседа о солнце

Программное содержание :

1. Формирование у детей реалистического представления о природных явлениях.

2. Подвести детей к пониманию зависимости сезонных изменений в живой природе от солнечного света и тепла.

3. Расширять и активизировать запас слов детей (оттепель, небосвод, закат, проталина), приучать пользоваться словом в правильной грамматической форме.

4. Учить понимать произведение искусств, выражать свое отношение к ним, сравнивать.

5. Воспитывать эстетический вкус. Предварительная работа: Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями, за погодой, за расположением солнца, цветом неба в солнечный, пасмурный дни. Беседа о красоте природы. Чтение и обсуждение пословиц, стихов, песен о солнце, слушание произведений Чайковского «Времена года». Рассматривание картин с изображением одного пейзажа в разные времена года.Ход занятия:Дети, сегодня мы с вами поговорим о солнце. Самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день. Сейчас послушайте рассказ о том, как лучи солнца разбудили зверей, птиц, насекомых.«Выплыло на небе красное солнце и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю.Первый луч полетел на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «ку-ка-ре-ку!». Куры слетели с нашестов, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов».Вос.: – Дети, во все ли времена года светит солнце, и в какое время года мы чаще всего видим солнце?Дети: – Солнце светит во все времена года, но чаще всего оно светит летом, весной и ранней осенью.Вос.: – Какое у вас настроение в солнечный день и что вам хочется делать в такую погоду?Дети: – В солнечную погоду настроение веселое, радостное, бодрое, задорное, хочется прыгать, скакать, кувыркаться, веселиться, петь песни.Вос.: – Как вы думаете, на что влияет солнечный свет и его тепло?Дети: – Солнечный свет и его тепло влияет на рост деревьев, кустарников и травы, согревает землю, на настроение людей и животных; когда станет тепло, светло после зимней стужи просыпаются медведи, барсуки, ежи, у них появляются детеныши, прилетают птицы, выводят птенцов.Вос.: – Недаром говорят в народе «Солнышко, что мать родная и согреет и приласкает». Как вы понимаете эту пословицу?Дети: – Солнце сравнивается с родной матерью, греет и ласкает солнышко, как родная мама.Вос.: – а в какой пословице еще солнце сравнивается с матерью?Дети: – «При солнышке тепло, при матери добро».Вос.: – А какие вы еще пословицы знаете о солнце?Дети: – «Взойдет красное солнышко, прощай, светел месяц?»Дети: – «В октябре с солнцем прощайся, ближе к печке подвигайся».Дети: – «Всякий день солнце всходит».Вос.: – Ребята, вспомните произведение Чуковского «Краденое солнце», когда не стало солнышка, не только зверям, даже маленьким воробушкам было плохо.

«Плачет серый воробей,Выйди солнышко скорейНам без солнышка обидноВ поле зернышка не видно.»

Вос.: – Да, видите, как плохо без солнца, даже не видно ничего на земле. А какие вы еще стихи знаете о солнышке? (дети рассказывают стихи, выученные заранее) 1. – День пришел!

Лишь только первый лучикУдарит мне в окно.Лишь только солнце встанетА в комнате светло.Погаснут звезды – крошкиИ ночь уйдет домойИ спрячет месяц рожкиЗа тучей грозовойА в городе машиныСтучат, гремят, бегутКак будто что-то новоеСчастливое везут. 2. – Д. Кикин «Закат»Раз березы сеть связали,Рыбу – солнышко поймали,Хороша была, кругла,Да немножко тяжела.Даже сети порвала,А как сети порвалаЗа сугробы уплыла. 3. – Я. Колос.Солнце ласково смеется,Светит ярче, горячей,И с пригорка звонко льетсяРазговорчивый ручей.

Вос.: – Молодцы ребята, хорошие вы стихи знаете о солнце. Даже в январские морозы, когда солнышко низко над землей и его лучи только скользят по поверхности земли, стоит выглянуть солнышку и становится все сказочно, красиво.Вспомните дети, в каком стихотворении Пушкин говорит о красоте природы, когда светит солнце?Дети: – Пушкин о красоте природы говорит в стихотворении «Зимнее утро»«Под голубыми небесамиВеликолепными коврамиБлестя, на солнце снег лежит.Прозрачный лес один чернеетИ ель сквозь иней зеленеетИ речка надо льдом блестит».Вос.: – А какие изменения происходят в природе весной?Дети: – С каждым днем солнышко все выше и выше, дни становятся длиннее, теплее, начинаются оттепели, звенят капели, бегут веселые ручейки, веселее щебечут птицы.Вос.: – Какие еще признаки весны вы можете добавить?Дети: – Улыбчивым смотрит солнце с чистого небосвода, вся природа преображается, земля покрывается нежным зеленым ковром.Вос.: – Дети, когда особенно солнышко поднимается высоко, а его жаркие лучи льются на нашу землю? Дети: – Летом, в садах поспевают плоды, ягоды, на полях зреет пшеница, рожь, овес.Вос.: – А кто помнит небольшое стихотворение о солнечном луче?Дети: – Теплый лучик солнечныйЗолотой иголочкойСарафаны вышилЯгодками вишен.Вос.: – Дети, вспомните, что мы с вами наблюдали после дождя, когда выглянуло солнце и ярко светило?Дети: – Когда солнце светило ярко после дождя, то мы видим радугу-дугу.Вос.: – Всю эту красоту мы видели благодаря солнышку. А кто помнит стихотворение о радуге-дуге. -Радуга-дуга Не давай дождя, Давай солнышко Из-под бревнышка. Солнышко-солнышко Выгляни на бревнышко Сядь на пенек Погуляй весь денек.Физкультминутка Вос.: – Сейчас я вам покажу картины, где художник изобразил солнце в разные времена года.Вос.: – Расскажите, что художник изобразил на этой картине?Дети: – Здесь художник изобразил лето, солнце светит ярко, жаркие лучи падают на землю. Все цветет, растет, зреет.Вос.: – Какое время года на этой картине?Дети: – Осень. Подул ветер, набежали тучи и закрыли небо и солнце, пошел сильный дождь, стало холодно, падают листья.Вос.: – Что вы видите на этой картине?Дети: – Зимний пейзаж. Солнце светит, но не греет, небосвод оранжевого цвета, холодный, отражается на снегу.Вос.: – Расскажи, Саша, об этой картине.Саша: – Весна, солнце стало светить ярче, землю пригревать жарче, сошел снег с полей. Появились проталины, на реке растаял лед, ледоход. Появляется зеленая трава.Вос.: – Не только художники, но и композиторы отражают красоту солнечного тепла и света. Послушайте, как композитор в своей музыке передал красоту русской природы.СлушаньеВос.: – Кто написал музыку и как она называется?Дети: – Музыку написал Чайковский, называется она «Подснежник»Вос.: – Что рассказал композитор в своей музыке?Дети: – Весна, солнце поднимается высоко, ярко светит, растаял снег, появились проталины, журчат ручьи, на проталинах появились первые подснежники, птицы весело щебечут.Вос.: – Послушайте музыкальное произведение об осени. Вос.: – А что вам сейчас представилось?Дети: – Хмурый день, солнце не видно, дует холодный ветер, моросит дождь.

Анализ Вос.: – О чем мы сегодня беседовали?Дети: – Мы сегодня беседовали о солнце. Вспомнили, что солнце необходимо для жизни на земле. Когда греет солнце, то тает снег, растет трава, появляются листья на деревьях, весело щебечет птицы – все радуются лучам солнца. Читали стихи о солнце, вспомнили пословицы, слушали, как композитор Чайковский изобразил солнышко в музыке.

Татьяна Зайцева
Беседа «Солнышко и витамин Д»

«Солнышко и витамин Д »

Беседа

Цель : познакомить с понятием и свойствами солнца .

Задачи : Познакомить с понятием «солнце » , побеседевать о его свойствах , рассказать о витамине Д ; развивать речь, внимание, мышление; воспитывать любознательность.

Загадки :

Катится по голубому блюдечку

Золотое яблочко. (солнце и небо )

Над рекой остановился шар воздушный, золотой.

А потом за лесом скрылся, покачавшись над водой. (солнце )

Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам.

Если он уже вошел,- значит, день пришел. (солнечный лучик )

Я всегда со светом дружен, если солнышко в окне ,

Я от зеркала,от лужи пробегаю по стене. (солнечный луч )

Про что эти загадки? … Сейчас мы поговорим о солнышке .

Солнце – это звезда солнечной системы . Все планеты и их спутники вращаются вокруг него. Солнце очень большое . Но мы его видим маленьким, потому что находимся очень далеко от него.

На что похоже солнце ?.

Нравится вам солнышко ?.

Что зависит от солнца ?. Куда оно девается, когда становится темно?.

(прийти к выводу, что солнце определяет временные рамки)

Как вы думаете, что мы получаем от солнышка ?.

Солнышко дает нам свет и тепло. А еще, пребывая на солнышке , мы получаем витамин Д . Этот витамин помогает нашему организму правильно развиваться. Дети, которые редко бывают на солнышке , развиваются неправильно. У них бледная кожа, они часто болеют. И даже есть болезнь, которая развивается, если ребенок редко бывает на солнышке ,- называется она рахит. У человека, больного рахитом, неправильная осанка и слишком большой живот.

Но гулять под прямыми лучами солнца нужно аккуратно , особенно летом, когда лучики солнца очень яркие и жгучие. Если солнце яркое , гулять можно по несколько минут, чтобы не обгореть. А у вас летом были солнечные ожоги ?.

Подведение итогов : похвалить ребят за любознательность, за ответы, отметить самых активных ребят.

Для детей средней группы

Программное содержание. Обратить внимание детей на постоянное присутствие солнца, тепла, света в нашей жизни человека, вызвать эмоциональное отношение к солнцу, к его роли в жизни человека, животных птиц. Познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света. Дать первые представления об охране окружающей среды.

Материал и оборудование. Плотное одеяло, нарисованное солнце, фигурка человека, лампа настольная, мешочек с различными сухими травами, различные мелкие предметы, зеркала для каждого ребенка, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная. Светит ли солнце? Какое настроение у детей в солнечную погоду, а какое в пасмурную? Проводится психо-гимнастика «Солнечно - пасмурно»

Зачем нам солнце? Что оно делает для нас? /согревает, светит/. Куда уходит солнце вечером? Что мы делаем ночью? Откуда берется солнце утром? /просыпается/.

Игра «День - ночь». По команде воспитателя ночь /дети засыпают/, по команде день - просыпаются.

Чтобы случилось, если бы солнце ушло спать и не вернулось? /замерзли/. Психо-гимнастика «Холодно».

Чтобы почувствовать, как мы жили бы без солнечного света, нам нужно оказаться в полной темноте. Для игры берется плотное покрывало, дети садятся на пол и накрываются покрывалом. Что они при этом видят? Наступает день, покрывало убирается, и солнечный свет помогает детям различать предметы. Почему дети не могли видеть, ведь у них есть глаза? Человек видит тогда, когда у него есть свет. Если бы не было света, то глаза были бы не нужны нам.

Как солнце попадает к нам в окошко? Что у него есть? /лучи/. Вы хотите поиграть с лучом солнца? Как можно поиграть с лучом? Можно его поймать. Как? /зеркалом/. Воспитатель зеркалом ловит солнечный луч, предлагает и детям поймать луч, /что такое солнечный луч?/ что такое солнечный зайчик? Солнечный луч отражается от зеркала и превращается в солнечного зайчика. Игра «солнечные зайчики» дети превращаются в солнечных зайчиков и под музыкальное сопровождение порхают, как солнечные зайчики.

Кому еще кроме человека необходимо солнце? /животным/, Зачем? Но есть животные, которые видят в темноте. Кто это? /кошка, сова/, Как они охотятся? Игра «Животные в темноте». Ребенку завязывают глаза, воспитатель дает в руки какой-либо предмет и просит угадать, что именно он получил. Желательно чтобы у предмета был запах, /это может быть сушеная трава, свежая шишка, лимон или яблоко/. Находясь в темноте, ребенок будет пытаться в слепую определить предложенный предмет. Как он это будет делать? Трогать предмет руками, гладить его, поворачивать, нюхать.

После того как дети определят в темноте предметы, воспитатель обсуждает с ними, как они это делали. Нужны им при этом были глаза? А ведь есть такие животные, которые живут там, где света практически нет. Например: под землей в глубоких пещерах, на дне океана. Действительно глаза у них превращаются в маленькие щелочки /крот/.

Кому еще необходим солнечный свет? /растениям/. Что случится, если растение попадет в полную темноту? /погибнет/. Воспитатель демонстрирует растение, которое росло в темноте, и растение, росшее на свету. Дети находят разницу в цвете растения. Делают вывод.

Куда может пропасть солнце? /ночь, туча, дым/. Что мы должны делать, чтобы солнце не пропало? /дети отвечают/. А пока мы дружим с солнцем.

Проводится психо-гимнастика «Солнечное тепло». Под спокойную музыку дети подставляют лицо солнцу, закрывают глаза, расслабляются.

Чтобы дети наглядно поняли, как солнце закрывает туча, и на человека находит тень, проводится опыт. Берется настольная горящая лампа, маленький человечек, между ними вставляется плоский круг. На человека находит тень.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!