Биографии космонавтов. Биография евгения хрунова Хрулев космонавт биография

, Герой Советского Союза ().

Биография

С восьми лет Евгений мечтал стать лётчиком . Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.

Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1 » и перехода вместе со вторым членом экипажа «Союза-2» (Елисеевым) для возвращения на «Союзе-1». Ввиду неполадок на однотипном «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.

После первого космического полёта и отмен лунных программ Хрунов продолжил подготовку к космическим полётам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

Наряду с военным, получил также инженерное образование - в 1968 году Хрунов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского . Диплом он защитил в январе по теме систем ориентации одноместного воздушно-космического ЛА , проект которого разработала группа слушателей-космонавтов, включавшая Гагарина и Титова .

В 1971 году Евгений Васильевич защитил кандидатскую диссертацию. Её тема - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Его поле изысканий - надёжность «человеческого звена» в системах управления в экстремальных условиях. «Чтобы выработать оптимальные пути для управления кораблём, рационально распределить функции между человеком и автоматом, - считает Хрунов, - надо познать человека, особенности восприятия и информации, её перекодирования, организации и принятия решения».

В 1972 году окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина . В конце 1970-х годов проходил подготовку к полётам в космос по программе «Интеркосмос».

В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублёра по программе советско-кубинского полёта, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полёту в качестве командира основного экипажа. В декабре 1980 года ушёл из отряда космонавтов.

После выхода из отряда космонавтов сменил несколько работ. В 30 ЦНИИ Министерства обороны СССР был старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооружённых сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Небо всегда манило человечество, но кому-то его мало - смельчаки становятся космонавтами и с головой погружаются в неизведанные тайны звёздных миров. Именно они 12 апреля могут снять скафандры, ослабить провода и позволить себе отметить День космонавтики. Среди туляков есть космические герои, один из них - уроженец Воловского района Евгений Хрунов .

Евгений Васильевич стал первым из трёх тульских космонавтов. Будучи инженером-исследователем космического корабля «Союз-5», он единственный, кто совершил переход в открытом космосе с борта одного корабля на другой. В памяти учителей он остался талантливым учеников, а в памяти потомков - выдающимся учителем и космонавтом-легендой.

Хрунов любил родную землю, но с детства стремился в небо. Фото: Shutterstock.com

Война подарила мечту

В 1933 году небольшая деревенька Пруды Тульской области насчитывала немногим более сотни дворов. Дом семьи Хруновых стоял особняком - на возвышенности, словно стремился к небу. В этом доме с деревянными полами (что в те времена было в новинку) провёл своё детство будущий Герой Советского Союза.

«Сразу перед нашим домом начинался довольно крутой спуск к большому заливному лугу, покрытому летом высокой и сочной травой с яркими цветами. За лугом, среди ив, протекала чистая речка Непрядва, в которой было много рыбы и раков, - воспоминает в своей книге «Покорение невесомости» Евгений Хрунов. - Очень хорошо помню мозолистые в мазуте, но какие-то по особенному нежные руки отца, который, на минуту оставив трактор, чтобы немного размяться, гладил меня по голове и ласково говорил: “Давай, давай привыкай”».

Евгений Васильевич Хрунов - инженер-исследователь космического корабля «Союз-5», лётчик-космонавт СССР № 16, полковник. Награждён 10 советскими и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация - почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво. Герой Советского Союза. Отец Евгения Хрунова - Василий Егорович Хрунов. Был первым трактористом в колхозе, затем бригадиром. Крепкий, хозяйственный мужик, уважаемый в деревне. Мать - Аграфена Николаевна, работала в колхозе.

Но привыкать к земле не пришлось…

Женя был третьим ребёнком из десяти. Родившись 10 сенятбря 1933 года, мальчик в юном возрасте познал все тяготы войны. Не раз доводилось ему быть свидетелем жестоких воздушных боёв между советскими и немецкими самолётами, которые разворачивались в небе над деревней. В те страшные годы у парня появилась мечта стать лётчиком.

Со временем синее полотно над головой влекло его всё больше, и в 1952 году в рядах Советской Армии Евгений Хрунов был направлен на учёбу в военную авиационную школу. После карьера начинающего лётчика стремительно неслась ввысь - к заветной мечте. В следующем году он был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. В 1956 году его направили для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии Одесского В.О. в Молдавской ССФ.

В марте 1960 году зачислили в первый отряд космонавтов.

«Моя первая учительница Елена Матвеевна говорила нам, что тот, кто будет хорошо учиться, станет в будущем педагогом, врачом, летчиком», - вспоминает Евгений Васильевич.

Тогда слово «лётчик» воспринималось как что-то романтическое.

Письмо с Земли

Свой первый полет в космос Евгений Хрунов совершил в январе 1969 года в качестве инженера-исследователя.

Во время этого полёта был выполнен переход через открытый космос из «Союз-5» в «Союз-4» - первая в мире стыковка двух космических кораблей. Экипаж «Союза-4» стартовал на сутки ранее пятого, на борту последнего вышел в космос Евгений Васильевич. Космонавт отправился осваивать просторы Вселенной не с пустыми руками. С собой у него были письма с Земли Владимиру Шаталову, командиру «Союза-4». Письма были доставлены, а Евгений Хрунов среди друзей получил прозвище «космического почтальона».

В космосе туляк проработал 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

Спустя десять лет инженер-исследователь ушёл из отряда космонавтов и начал помогать людям на земле. Судьба отправила его в неизвестность - он стал одним из ликвидаторов последствий на Чернобыльской АЭС. Что ждало его там с товарищами, никто не знал, однако ехать было надо, и он поехал…

На родине Хрунова открыт музей, посвящённый космосу. Фото: Из личного архива/

Но где бы он не был, небо никогда не покидало его сердца и мыслей, доказательство этому - его книги «Путь к Марсу», «Покорение невесомости», «В открытом космосе», «На орбите вне корабля».

Евгений Хрунов прожил 67 лет, в мае 2000 года он скончался в Москве, был похоронен на Останкинском кладбище.

Память о земляке до сих пор хранят улицы в Волово и две школы, Краснознаменская и Непрядвенская, названные его именем.

Хранящие память

Нина Петрунькина - не просто увлечённый человек, а настоящий энтузиаст своего дела. Будучи учителем математики, она стала хранителем памяти первого тульского космонавта и создателем музея космонавтики в маленькой школе села Непрядва.

В Музее проводят регулярные экскурсии. Фото: Из личного архива/ Непрядвинский мемориальный музей Е.В Хрунова

А началось всё в 2001 году с маленькой комнатки, расположившейся в здании пришкольного интерната. За восемь лет музейная комната накопила немало экспонатов и в 2009 году превратилась в полноценный музей.

Сейчас в нём два зала, в которых открыто шесть постоянных экспозиций.

Особенный восторг вызывают редкие фотокадры космической еды - подарок музею от ещё одного сына тульской земли лётчика-космонавта Сергея Залётина .

Тульский край подарил России трёх космонавтов, которые входили в советский, а затем и в российский отряд космонавтов. Евгений Хрунов - космонавт гагаринского набора, участник первой стыковки, Валерий Поляков - легендарный врач, чей рекорд длительного пребывания на орбите не превзойдён до сих пор, и Сергей Залётин - командир последней экспедиции на станцию «Мир».

«Не менее ценной для нас является экспозиция, посвящённая космонавту Леонову. Он подарил музею фото с личным автографом и альбом «космическая живопись», - рассказывает заведующая музеем Елена Маликова . - Второй зал занимает одно из центральных мест в музее, ведь он посвящён нашему ученику Жене Хрунову».

Памятник космонавту, установленный в Воловском районе. Фото: Из личного архива/ Непрядвинский мемориальный музей Е.В Хрунова

Сельский музей до сих пор живёт и «дышит», сюда приезжают с разных концов России, чтобы прикоснуться к памяти выдающегося инженера, переход которого с борта одного корабля на другой так никто и не повторил…

Благодарим за помощь в подготовке материала непрядвинский мемориальный музей Е.В Хрунова.

Евгению Васильевичу было суждено установить сразу несколько достижений в космосе, к которым прилагался эпитет «впервые в мире».

Участник лунной программы

Экипаж «Союза-5», который вышел в космос 15 января 1969 года, состоял из трёх человек: командир корабля подполковник Б. В. Волынов, борт-инженер, кандидат технических наук А. С. Елисеев, инженер-исследователь подполковник Е. В. Хрунов. 16 января в 08:20 UTC (Всемирного координированного времени) корабли «Союз-4» (который вышел в космос днем ранее, 14 января, с Владимиром Шаталовым на борту) и «Союз-5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей.

По сообщению ТАСС, после стыковки впервые на орбите была создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Хрунов и Елисеев использовали советские скафандры «Ястреб» с автономной системой жизнеобеспечения. Во всех предыдущих полётах скафандры надевались на Земле. И вот теперь - впервые на борту космического корабля.

После того как командир корабля Борис Волынов помог Хрунову и Елисееву облачиться в скафандры, он вернулся в спускаемый аппарат и закрыл люк между орбитальным отсеком и спускаемым аппаратом.

После разгерметизации первым в открытый космос вышел
Евгений Хрунов.

И стал таким образом вторым человеком планеты вслед за Алексеем Леоновым, который вышел в открытый космос.

В это время состыкованные корабли находились над Южной Америкой и не имели радиоконтакта с Центром управления полётами в СССР. Выход Елисеева происходил уже над территорией СССР, когда поддерживался радиоконтакт с Землёй. Елисеев закрыл за собой люк «Союза-5». Хрунов и Елисеев перешли в орбитальный отсек «Союза-4», который затем был наполнен воздухом. Прибывшие на его борт коллеги передали письма, телеграммы и газеты, которые вышли уже после старта Шаталова в космос. Как потом шутили, поработали космическими почтальонами.


Почтовая марка с изображением экипажа корабля «Союз-5».

Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут. А переход из одного корабля в другой стал элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну, и все его участники входили в лунную программу. Советское телевидение вело прямую трансляцию этого перехода. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остаётся единственным в истории.

«Союз-4» благополучно приземлился 17 января в 40 км юго-западнее Караганды. Поисковый вертолёт обнаружил спускаемый аппарат через пять минут после приземления.

Мне выпала честь первому начать переход из одного корабля в другой, - рассказывал сразу после возвращения на Землю Евгений Хрунов. - Выйдя из люка орбитального отсека корабля «Союз-5», я увидел Землю и чёрное небо. У меня было такое ощущение, как будто бы стою у двери самолёта и надо совершить первый парашютный прыжок. Казалось, что Земля находится недалеко, хотя до неё было более 200 километров. Я смотрел на корабли. Состыкованные вместе, они представляли сооружение больших размеров, расположенное в космосе под углом к горизонту. Выполнив намеченную программу исследований и совершив переход в орбитальный отсек «Союза-4», я стал наблюдать за выходом и работой в открытом космосе Алексея Елисеева. Мы вошли в корабль «Союз-4» как в родной дом.

Труд и учёба

Его полёта в космос мы не ожидали, - вспоминала сестра Хрунова Зинаида Васильевна. - Дело в том, что он уже готовился лететь вслед за Комаровым, вторым экипажем, мы об этом знали. Но Комаров в мае 1967-го погиб, и запланированного полёта не состоялось. После этой трагедии всё как-то приглохло и долгое время никто не летал. Да и раньше такие события чаще приурочивали к каким-нибудь государственным датам, ленинским дням или Первому мая. А Женя полетел в январе, конечно, это было как снег на голову...

Переживали мы за него очень сильно. А потом встречали на аэро-дроме вместе с членами правительства. Помню, были и Брежнев, и Косыгин.

Не знаю, как мы это пережили - представляете, брат был непонятно где, и вот он шагает по ковровой дорожке, и его встречают выс-шие государственные лица. Всё это настолько трогательно, настолько волнующе! Но всё побеждало осознание того, что наш Женя вернулся, что живой. Ко Дню Советской Армии приехал в Тулу. С ним вместе были я, его жена Света и мама. В Туле нас тогда принимал Иван Харитонович Юнак. Потом поехали на малую родину, там были ещё встречи.


Евгений Хрунов на площади Победы в Туле. 1969 год.

Он говорил, что благодарен нашему народу, благодарен тому, что вырос в этой стране, где всё доступно, только учись. Когда его спрашивали, как он достиг своих высот, отвечал просто: труд и учёба.

Конечно, многое в его характере закладывалось в школьные годы. У нас и папа, и мама были труженики. Да и как по-другому может быть в большой семье? Мама очень хотела, чтобы её дети учились дальше, и настояла на том, чтобы Женя уехал. Хотя ей было очень трудно, ведь из дома ушли сразу два старших сына. Старшего брата в армию тоже могли не призывать, мама настояла. Сказала: «Я не хочу вас ограничивать ни в чём. Идите своей дорогой. Я женщина сильная, значит, таков мой крест». Мы всегда преклонялись перед ней. У нас по характеру один Женя, наверное, в неё.

Ходячая энциклопедия

Первый диплом Евгения Хрунова был сельскохозяйственного техникума, хотя он всегда мечтал о небе. Когда служил в армии, добился перевода в Батайское лётное училище. Один из его первых прыжков с парашютом едва не закончился трагически. Вытяжной фал парашюта перехлест-нулся через шею и перехватил горло. Но Хрунов пересилил боль и приземлился. Недели две после этого случая не мог говорить.

После училища работал лётчиком-испытателем истребителей. В сентябре 1959 года ему предложили перейти в первый набор отряда космонавтов. Номер у космонавта Хрунова был 15-й, но он попал в первую шестёрку, вместе с Гагариным, Титовым, Николаевым, Поповичем, Быковским.

Судьба распорядилась так, что он совершил только один полёт в космос. Был дублёром у Леонова, который совершил первый выход в космос. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублёра по программе советско-кубинского полёта. В декабре 1980 года ушёл из отряда космонавтов.

В 1971 году Хрунов защитил кандидатскую диссертацию. Её тема - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Кстати, он единственный академик, во всяком случае, до недавнего времени, среди всех наших космонавтов. Его в отряде так и звали: «ходячая энциклопедия», «учёный муж».

После увольнения в 1989 году из рядов Вооружённых Сил в звании полковника добровольцем уехал на полгода в Чернобыль на ликвидацию последствий аварии на АЭС.

19 мая 2000 года в начале седьмого вечера моя сестра и его старший сын приехали к нему на работу, зашли в кабинет, - вспоминала Зинаида Васильевна Хрунова. - Он говорит: вы устали, велел секретарю приготовить кофейку. Попили кофе, и он как-то моментально откинулся... И всё... За одно мгновение... Был Женя, и нет Жени. Видимо, перегрузка произошла. И железо коррозии подвергается. Он как был простым деревенским парнем от земли, так им и остался.

Из досье Myslo

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 г. в деревне Пруды Воловского района Тульской области.

Лётчик-космонавт СССР №15, полковник ВВС, Герой Советского Союза (1969).

Окончил Батайское военное авиационное училище, Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, Военно-политическую академию имени В. И. Ленина.

Евге́ний Васи́льевич Хруно́в (10 сентября - 19 мая , Москва) - лётчик-космонавт СССР № 15, полковник ВВС , Герой Советского Союза ().

Биография

С восьми лет Евгений мечтал стать лётчиком . Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.

Был членом экипажа корабля «Союз-2», который должен был стартовать 24 апреля 1967 года для стыковки с запущенным ранее кораблём «Союз-1 » и перехода вместе со вторым членом экипажа «Союза-2» (Елисеевым) для возвращения на «Союзе-1». Ввиду неполадок на однотипном «Союзе-1» (полёт которого окончился катастрофой с гибелью космонавта Комарова) старт «Союза-2» был отменён, что спасло жизни его экипажа.

После первого космического полёта и отмен лунных программ Хрунов продолжил подготовку к космическим полётам на космических кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют».

Наряду с военным, получил также инженерное образование - в 1968 году Хрунов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского . Диплом он защитил в январе по теме систем ориентации одноместного воздушно-космического ЛА , проект которого разработала группа слушателей-космонавтов, включавшая Гагарина и Титова .

В 1971 году Евгений Васильевич защитил кандидатскую диссертацию. Её тема - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Его поле изысканий - надёжность «человеческого звена» в системах управления в экстремальных условиях. «Чтобы выработать оптимальные пути для управления кораблём, рационально распределить функции между человеком и автоматом, - считает Хрунов, - надо познать человека, особенности восприятия и информации, её перекодирования, организации и принятия решения».

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22 января 1969 года);
  • орден Ленина (22 января 1969 года);
  • орден Красной Звезды (12 июня 1961 года);
  • одиннадцать юбилейных медалей СССР;
  • медаль «25 лет народной власти» (Болгария, 1969);
  • медаль «20 лет Болгарской народной армии»;
  • Почётный диплом имени В. М. Комарова;
  • медаль де Лаво (FAI);
  • Евгений Хрунов - почётный гражданин городов Тула , Калуга , Батайск , Байконур и других.

Память

Улицы Хрунова есть в райцентре Волово Тульской области и в городе Снежное Донецкой области (Украина).

Имя Хрунова носят школы в селе Непрядва (Тульская область) и в городе Краснознаменске (Щёлковский район Московской области).

Книги

Евгений Хрунов выпускал книги в соавторстве с Л. Хачатурьянцем: «Покорение невесомости» (в ней он рассказал о своем пути в космонавтику, о профессии космического летчика, о «трудных и опасных факторах полёта», о том огромном труде и волевых усилиях, которые затрачиваются в процессе подготовки и выполнения задач полета) и научно-фантастические «Путь к Марсу» (на тему экспедиции к Марсу), «На астероиде» и «Здравствуй, Фобос!». Также автор книги «На орбите вне корабля».

Напишите отзыв о статье "Хрунов, Евгений Васильевич"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .
  • .
  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Хрунов, Евгений Васильевич

Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее. Он заметил одинокое дерево впереди. Это дерево сначала было впереди, на середине той черты, которая казалась столь страшною. А вот и перешли эту черту, и не только ничего страшного не было, но всё веселее и оживленнее становилось. «Ох, как я рубану его», думал Ростов, сжимая в руке ефес сабли.
– О о о а а а!! – загудели голоса. «Ну, попадись теперь кто бы ни был», думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер. Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что то по эскадрону. Ростов поднял саблю, готовясь рубить, но в это время впереди скакавший солдат Никитенко отделился от него, и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте. Сзади знакомый гусар Бандарчук наскакал на него и сердито посмотрел. Лошадь Бандарчука шарахнулась, и он обскакал мимо.
«Что же это? я не подвигаюсь? – Я упал, я убит…» в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы – он не знал. Никого не было кругом.
Высвободив ногу, он поднялся. «Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?» – он спрашивал себя и не мог ответить. «Уже не дурное ли что нибудь случилось со мной? Бывают ли такие случаи, и что надо делать в таких случаях?» – спросил он сам себя вставая; и в это время почувствовал, что что то лишнее висит на его левой онемевшей руке. Кисть ее была, как чужая. Он оглядывал руку, тщетно отыскивая на ней кровь. «Ну, вот и люди, – подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. – Они мне помогут!» Впереди этих людей бежал один в странном кивере и в синей шинели, черный, загорелый, с горбатым носом. Еще два и еще много бежало сзади. Один из них проговорил что то странное, нерусское. Между задними такими же людьми, в таких же киверах, стоял один русский гусар. Его держали за руки; позади его держали его лошадь.
«Верно, наш пленный… Да. Неужели и меня возьмут? Что это за люди?» всё думал Ростов, не веря своим глазам. «Неужели французы?» Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам. «Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?» – Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно. «А может, – и убить!» Он более десяти секунд стоял, не двигаясь с места и не понимая своего положения. Передний француз с горбатым носом подбежал так близко, что уже видно было выражение его лица. И разгоряченная чуждая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыханье, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом. Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине. «Нет, лучше не смотреть», подумал он, но, подбежав к кустам, оглянулся еще раз. Французы отстали, и даже в ту минуту как он оглянулся, передний только что переменил рысь на шаг и, обернувшись, что то сильно кричал заднему товарищу. Ростов остановился. «Что нибудь не так, – подумал он, – не может быть, чтоб они хотели убить меня». А между тем левая рука его была так тяжела, как будто двухпудовая гиря была привешана к ней. Он не мог бежать дальше. Француз остановился тоже и прицелился. Ростов зажмурился и нагнулся. Одна, другая пуля пролетела, жужжа, мимо него. Он собрал последние силы, взял левую руку в правую и побежал до кустов. В кустах были русские стрелки.

Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: «отрезали!», и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе.
– Обошли! Отрезали! Пропали! – кричали голоса бегущих.
Полковой командир, в ту самую минуту как он услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший, ни в чем не виноватый офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного кавалериста полковника и свою генеральскую важность, а главное – совершенно забыв про опасность и чувство самосохранения, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом обсыпавших, но счастливо миновавших его пуль. Он желал одного: узнать, в чем дело, и помочь и исправить во что бы то ни стало ошибку, ежели она была с его стороны, и не быть виновным ему, двадцать два года служившему, ни в чем не замеченному, примерному офицеру.
Счастливо проскакав между французами, он подскакал к полю за лесом, через который бежали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Наступила та минута нравственного колебания, которая решает участь сражений: послушают эти расстроенные толпы солдат голоса своего командира или, оглянувшись на него, побегут дальше. Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдата голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и маханье шпагой, солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха.
Генерал закашлялся от крика и порохового дыма и остановился в отчаянии. Всё казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. Бегущие возвратились, баталионы собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. Полковой командир стоял с майором Экономовым у моста, пропуская мимо себя отступающие роты, когда к нему подошел солдат, взял его за стремя и почти прислонился к нему. На солдате была синеватая, фабричного сукна шинель, ранца и кивера не было, голова была повязана, и через плечо была надета французская зарядная сумка. Он в руках держал офицерскую шпагу. Солдат был бледен, голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался.Несмотря на то,что полковой командир был занят отданием приказания майору Экономову, он не мог не обратить внимания на этого солдата.
– Ваше превосходительство, вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!
– Хорошо, хорошо, – сказал полковой командир и обратился к майору Экономову.
Но Долохов не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь.
– Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло, по чьему то приказанию, в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек. Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырех пушек.


Космонавт России.

Евгений Васильевич Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье. Кроме него, у Василия Егоровича и Аграфены Николаевны Хруновых были еще две дочери и пять сыновей. Детство Евгения, как и всех детей того времени, пришлось на годы войны. Не раз доводилось ему быть свидетелем жестоких воздушных боев между советскими и немецкими летчиками, которые разворачивались в небе над деревней. По воспоминаниям родных, именно тогда у него и родилось желание стать летчиком. С годами это стремление не только не исчезло, но и окрепло. Нелегкими были и послевоенные годы, особенно после того, как умер отец. Матери в одиночку пришлось воспитывать многочисленное семейство.

После окончания семи классов средней школы, Евгений поступил в сельскохозяйственный техникум в городе Кашира (Тульская область), который закончил в 1952 году. В том же году был призван в ряды Советской Армии и направлен на учебу в военную авиационную школу. В следующем году подал заявление и был зачислен в Батайское военное авиационное училище летчиков. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы, летать любил до самозабвения. В 1956 году закончил училище и был направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии, дислоцированной на территории Одесского военного округа.

Так получилось, что в одном звене с Хруновым служил еще один будущий космонавт, тоже член гагаринского набора, Виктор Горбатко. В 1959 году они оба успешно прошли медицинскую комиссию и 9 марта 1960 года приказом Главнокомандующего Военно-воздушными силами Константина Вершинина были зачислены в состав войсковой части 26266 - будущего Центра подготовки космонавтов.

Спустя год, завершив общекосмическую подготовку, Хрунов стал полноправным космонавтом. Тогда же начались тренировки в рамках конкретных программ. Первые перспективные планы полетов кораблей "Восток", составленные еще в конце 1961 года, предусматривали пуски 15 кораблей. Один из них - "Восток-12" - предстояло пилотировать Хрунову. Программа предусматривала полет продолжительностью 10-15 суток на высоте до 1000 километров. Но уже в 1963 году планы были пересмотрены и Хрунов был включен в группу, начавшую подготовку к полету двух "Востоков" продолжительностью 8-10 суток. Однако и этим планам не суждено было сбыться - дальнейшее строительство кораблей "Восток" было прекращено и все космонавты начали готовиться к полетам по другим программам. В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе "Выход", предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире покинул кабину корабля и отправился в свободное парение над нашей планетой. Дублером Алексея Леонова был Евгений Хрунов. Тогда об этом знали лишь единицы.

После успешного осуществления полета корабля "Восход-2", были составлены планы дальнейших полетов кораблей этого типа. К сожалению, эти планы неоднократно пересматривались и, в конце концов, так и остались нереализованными. Сначала Хрунов готовился в качестве командира корабля "Восход-6" со сроком запуска в начале 1967 года, а затем в качестве второго пилота одного из "Восходов", когда ему предстояло совершить 2-3 выхода в открытый космос с удалением от корабля на 50-100 метров. Но, как я уже сказал, новых полетов "Восходов" больше не было. Им на смену пришли более современные корабли "Союз", к полетам на которых и стал готовиться Хрунов. В середине 60-х годов в Советском Союзе реализовывались сразу несколько пилотируемых программ. Хрунов готовился к полетам на кораблях типа "Союз 7К-ОК" по околоземной орбите и на кораблях типа "Л-3" к Луне. Когда шал подготовка к старту первых двух кораблей типа "Союз 7К-ОК", Хрунов вместе с Валерием Быковским и Алексеем Елисеевым был включен в состав основного экипажа корабля "Союза-2". Программа полета предусматривала стыковку "Союза-2" с кораблем "Союз-1", на борту которого в космос должен был отправиться Владимир Комаров. Затем Хрунов и Елисеев должны были через открытый космос перейти из корабля в корабль и уже на "Союзе-1" возвратиться на Землю. Эксперимент начался 23 апреля 1967 года стартом "Союза-1". "Союз-2" должен был стартовать на следующий день. Неполадки на "Союзе-1" начались вскоре после старта и полет "Союза-2" пришлось отменить. А 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю космонавт Владимир Комаров погиб.

Происшедшая трагедия заставила разработчиков внести существенные изменения в конструкцию корабля и, что вполне естественно, пересмотреть планы дальнейших пилотируемых полетов. Несмотря на задержку, Хрунов вместе со своими товарищами продолжал тренировки. Без отрыва от работы в Центре подготовки космонавтов, в 1968 году, он закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, получив в дополнение к военному еще и инженерное образование. И вот, наконец, пришел звездный час Евгения Хрунова. 15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле "Союз-5". Следующий день был ознаменован появлением на околоземной орбите первой в мире экспериментальной орбитальной космической станции. А затем был осуществлен еще один эксперимент не имеющий аналогов. Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос. Спустя 37 минут их встретил на корабле "Союз-4" Владимир Шаталов. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остается единственным. 17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 45 минут 50 секунд.

А потом была подготовка к новым полетам, но больше в космос Хрунову слетать не удалось. Было ли это фатальным невезением или чем-то иным, сказать трудно. Констатируем это как факт. В июле 1969 года он был назначен командиром дублирующего экипажа корабля "Союз-7", вместо заболевшего Анатолия Куклина. А спустя несколько дней сам попал в автомобильную аварию и был отстранен от дальнейшей подготовки. Советская "лунная программа", где Хрунову отводилась далеко не последняя роль, была закрыта.

Работа в Центре подготовки космонавтов не помешала Евгению Хрунову продолжить свое образование. В 1971 году он защитил кандидатскую диссертацию Тема ее - биомеханика работы человека в условиях космического пространства. А в 1972 году с золотой медалью окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В дальнейшем Хрунову пришлось готовиться к полетам по ряду других программ, в том числе по программе "Алмаз" (пилотируемая разведывательная орбитальная станция). В конце 70-х годов, когда началась реализация программы "Интеркосмос", он был одним из тех, кто готовился к этим полетам. В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа. Но и эдесь его ждало жестокое разочарование. В декабре 1980 года за нарушение режима Хрунов был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов. Следующим местом его работы стало НИИ-30 Министерства обороны СССР. Там он работал старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1969 года). Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды, 10 советскими и двумя болгарскими медалями. Академия наук СССР наградила его золотой медалью имени К.Э.Циолковского, а Международная авиационная федерация - почетным дипломом имени В.М.Комарова и медалью де Лаво. Заслуженный мастер спорта СССР. Почетный гражданин российских городов Калуга, Тула, Шахтерск, Чирчик, деревни Пруды. Его именем названы улицы в райцентре Волово Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щелковского района.

Автор нескольких книг, в том числе "Покорение невесомости", "Путь к Марсу", "На орбите вне корабля" (две последние совместно с Л.Хачатурьянцем). Кроме того, что сам писал, был страстным книголюбом, имел прекрасную домашнюю библиотеку в несколько тысяч томов.

Copyright (C) 2000, Александр Железняков.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!